Научная статья на тему 'Национальное телевидение: приоритеты, ценностные установки'

Национальное телевидение: приоритеты, ценностные установки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
284
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / VALUES / ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН / GENRE AND THEMATIC RANGE / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION TECHNOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА / METHODOLOGY OF CREATIVITY / ТЕЛЕРЕДАКТОР / ТЕЛЕРЕЖИССЕР / TELEVISION / ТЕЛЕОПЕРАТОР / ЗВУКОРЕЖИССЕР / ЗВУКОЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ТЕЛЕДИЗАЙНЕР / СЦЕНОГРАФ-ХУДОЖНИК / AUDIOVISUAL ART / TELE-EDITOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рахматкариева Гулчехра Рустамовна

Настоящая статья посвящена телевидению Узбекистана как неотъемлемой составляющей социокультурной реальности, как аудиовизуальное искусство и средство массовой информации. Здесь сделана попытка определения приоритетов, ценностных установок, жанрово-тематического диапазона телевидения, методологических и технологических аспектов телепроизводства с участием производственно-творческой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL TELEVISION: PRIORITIES AND VALUES

This article is devoted to television in Uzbekistan as an integral part of a socio-cultural reality, as an example of audio-visual art and as a means of mass media. An attempt has been made to define the priorities, values, genre and thematic range of the television products along with methodological and technological aspects of television production involving production and creative teams.

Текст научной работы на тему «Национальное телевидение: приоритеты, ценностные установки»

Г. Р. Рахматкариева

Университет Инха в городе Ташкенте (УИТ), Государственный институт искусств и культуры Узбекистана (ГИИКУ),

Ташкент, Узбекистан

НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация:

Настоящая статья посвящена телевидению Узбекистана как неотъемлемой составляющей социокультурной реальности, как аудиовизуальное искусство и средство массовой информации. Здесь сделана попытка определения приоритетов, ценностных установок, жанрово-те-матического диапазона телевидения, методологических и технологических аспектов телепроизводства с участием производственно-творческой группы.

Ключевые слова: аудиовизуальное искусство, приоритеты, ценностные установки, жанрово-тематический диапазон, технология производства, методология творчества, телередактор, телережиссер, телеоператор, звукорежиссер, звукозрительный образ, теледизайнер, сценограф-художник.

G. Rahmatkarieva

Inha University in Tashkent, State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

NATIONAL TELEVISION: PRIORITIES AND VALUES

Abstract:

This article is devoted to television in Uzbekistan as an integral part of a socio-cultural reality, as an example of audio-visual art and as a means of mass media. An attempt has been made to define the priorities, values, genre and thematic range of the television products along with methodological and technological aspects of television production involving production and creative teams.

Key words: audio-visual art, priorities, values, genre and thematic range, production technology, methodology of creativity, tele-editor, television.

Телевидение как важнейшая составляющая социокультурной жизни общества второй половины ХХ — первой четверти XXI вв. вызывает к себе огромный интерес, вовлекая человека в процесс наблюдения и анализа действительности, решая задачи формирования нравственно-эстетических и мировоззренческих ценностей.

Как аудиовизуальное искусство и средство массовой информации ТВ обладает рядом специфических признаков. Полифункциональное по своей природе и существующее в социально-историческом пространстве исключительно в связи со зрителем, оно идентифицируется в качестве самостоятельной и многосложной производственно-творческой организации, актуализирующейся посредством слаженного действия профессионального коллектива людей.

Коммуникативные свойства, которые сложились внутри и за пределами экранной сферы, определяют не только характер телевидения, но и условия его взаимосвязи со средой. Как продукт техногенной цивилизации оно постоянно модифицируется, что является непременным условием его современности.

По производственной масштабности и числу специалистов, работающих над созданием программ и передач, ТВ опережает другие виды искусства. То же самое можно сказать о содержательно-жанровом диапазоне телевизионного творчества, объектом которого является окружающий мир с его многовековой историей и повседневностью, политическими, социально-экономическими, духовными составляющими.

И в этом многосложном процессе принимают участие творческие группы разных масштабов, включая руководителей, авторов, постановщиков, исполнителей проектов, с участием представителей технических профессий, несущих ответственность за материал вплоть до его выхода в эфир.

На качество эфира влияет целый ряд факторов, в том числе глубинные изменения общей картины «телевизионного мира», обусловленные уровнем развития техники, всех аспектов коммуникативной и социальной жизни современного общества.

Как известно, идет стремительный переход на «цифровые» технологии. Все большее значение приобретает Интернет с его оперативностью, необъятными объемами информационных потоков. Отмечается бурный рост кабельного и спутникового ТВ,

различных телесетей, телеканалов и телепрограмм, поспеть за которыми в количественном и в качественном отношениях можно только реактивными темпами, посредством четкой организации труда и привлечения высоко квалифицированных специалистов.

Такого рода динамичные и многовекторные трансформации в мировом телекоммуникационном пространстве остро ставят проблемы модернизации, интенсификации и оптимизации труда всех соответствующих подразделений ТВ, что возможно при непосредственном участии хорошо оснащенных разносторонними навыками и методами работы профессиональных кадров, способных на практике актуализировать новейшие достижения в этой области, гарантировать рейтинговость и конкурентоспособность телевизионной продукции, обеспечить живую реакцию на проблемы и вызовы внешней среды.

Вышесказанное в известной степени скорректировало баланс сил в творческо-производственной иерархии телевидения, в том числе редакторской деятельности, расширившей сферы своего влияния и получившей признания за ней статуса творческого компонента.

В новых условиях редактор, сочетая в одном лице автора-драматурга, продюсера-организатора и лидера-мотиватора творческой группы, обретает полномочия шефа-редактора, «шоу-раннера» из западной производственной модели, поднимая не только персональный статус, но и статус программы со всеми её звеньями. Многое решают его литературно-аналитические, организаторские и творческие дарования, технические навыки и теоретические познания в области креативного ТВ, а также включенность в телевизионный бизнес-процесс, владение новейшими технологиями управления и мотивации.

В контексте основных направлений вещания (массово-коммуникационных, развлекательно-рекреативных, художественно-адаптивных) важнейшую роль играет режиссер, задача которого — раскрыть заложенную в тексте мысль, заставить слово и мизансцены жить, звучать. Призванный с целью достижения художественно полнокровного результата объединить все ресурсы, весь комплекс традиционных и инновационных средств, он вступает в непосредственный контакт с творческой группой, решает вопросы формы и трактовки материала.

Задача телеоператоров (по телекинохронике, эфирным студийным и внестудийным телепередачам, документальным, игровым, музыкальным фильмам, фильмам-спектаклям, концертным номерам) — воспроизведение на экране лица и пластики персонажей, тона, фактуры, форм и объемов предметов [7, с. 115], расширяет жанровый диапазон ТВ.

В частности, в теледокументалистике использование мобильной киносъемочной техники позволило «выхватить» события из гущи повседневности. Небольшие очерки, короткие телерепортажи успешно применялись в информационных программах, а киноочерки большего объема — в тематических циклах.

В настоящее время в жанре документально-публицистического телекино — фильмы-портреты, репортажи, отражающие актуальные темы внутренней и международной жизни. И это — заслуга не только тележурналиста, телережиссера, но и телеоператора, который постоянно находится в поиске (посредством технологических и творческих инноваций) новых изобразительных концепций, соответствующих духу времени. Порой он выполняет функции сценариста, режиссера, художника, принимая участие в разработке драматургического материала, сюжетного хода, эпизода, репортажа, очерка, проявляя себя в качестве специалиста широкого профиля.

Технические и методологические аспекты творчества, верный способ фиксации изображения помогают телеоператору, но не могут заменить его конкретного вклада в способ подачи материала в плане личностного сопереживания событиям и героям, следования авторским указаниям, которые оттеняют ту или иную эмоцию, мысль и настроение.

Если в радиоэфире звук (речевой, музыкальный, шумовой) — первооснова его программ, то на телевидении, в телепроектах различной жанрово-тематической направленности, над которыми трудятся три категории специалистов (звукорежиссеры, музыкальные редакторы, композиторы) — это одна из слагаемых, разрабатываемая и осуществляемая в тесной связи с изобразительными приемами и средствами. Однако достичь качественной записи с оптимальным совмещением и соотношением всех звуковых компонентов может только звукорежиссер, владеющий всем арсеналом современных звукозаписывающих устройств.

В настоящее время, когда на ТВ наблюдается процесс интенсивной интеграции всех форм деятельности, вызвавшей к жизни профессии продюсера, режиссера мультимедиа, саунд-ди-зайнера и т.д., существенно расширились функции звукорежиссера, которые предполагают практически всю работу со звуком, включая музыкальное оформление. Его задача не сводится больше к простой фиксации реплик или интервью: им задумывается и реализуется вся звуковая партитура, сопровождающая действие в эфире. Звукорежиссер осуществляет линейный и нелинейный монтаж музыкально-шумовых и речевых фонограмм, производит запись спектаклей, концертов в различных акустических условиях, «подчищает» некачественную, зашумленную фонограмму, создает заставки, отбивки, озвучивает ролики, занимается подбором музыкально-шумового материала. То есть творит «звуковой мир», в котором живут персонажи, которые пробуждают у человека «обширные пласты представлений и ассоциаций, активизируют глубокие сферы освоения их смыслов и эмоциональных переживаний без участия слова» [4, с. 130].

Технологический процесс работы со звуком подразумевает обеспечение чистой первичной записи на съемочной площадке, грамотный монтаж черновой фонограммы, создание и монтаж речевого и шумового эффектов, монтаж фонотечных шумов и музыки, перезапись (сведение всех компонентов звука и изображения на одну дорожку). Развитие цифровой и многодорожеч-ной записи дает звукорежиссерам возможность коррекции, модификации и монтажа исполнения, что поднимает ценность материала и звукорежиссерский потенциал в музыке.

Дополнительных профессиональных умений и навыков в этой области требует качественно новый (обволакивающий, объемный) звук, получивший название Surround Sound.

Музыка в гармоническом единстве с изображением и текстом обогащают экранный образ, усиливает звукозрительный синтез сопоставлениями, многоуровневыми совмещениями (кадровыми, композиционными, мелодическими, цветовыми). Одновременно с речью, шумом, изображением она создает реальный объем звуковой информации. Сегодня все чаще используется прием сочетания музыкального, светового и цветового ряда, претворения так называемой «цветосветозвуковой драматургии».

Каждая отдельная линия сюжета может иметь свою музыкальную тему, которая сопровождает экранное действо, приобретая порой обобщающее символическое значение. Номерная драматургия, предполагает чередование синхронов и мизансцен с музыкальными номерами. Сквозной принцип имеет некоторое сходство с «лейтмотивным», с той разницей, что в нем присутствует только одна стержневая музыкальная фонограмма, связывающая одной нитью основную мысль (авторскую идею).

Музыка может выражать образно-содержательное, драматургически-организующее, вспомогательное или прикладное значение, поддерживающее видеоряд. Тому служат музыкальные фрагменты, краткие знаки (лейтмотивы), шумовые компоненты. Эффекты зрелищности достигаются темброво-колористиче-скими красками голоса, оркестра, отдельных инструментов, использованием музыкально-поэтических композиций, повышающих значение акустической выразительности кадра, формирующих звуковое пространство и не только конкретные звучания, но и состояния, ощущения.

Пластический язык экрана — это результат сценографического опыта, включающего, помимо живописи, архитектуры, графики, скульптуры, также теледизайн, WEB-дизайн и дизайн СБ-дисков, компьютерную графику и анимацию, которые по-лифонизируют образную систему всевозможными сочетаниями, наслоениями форм, красок (цвета, света, ракурса, масштаба, перспективы, линии, пятна, силуэта).

Привычные ассоциативные связи в совокупности с художественно-постановочными решениями, реализующими эмоциональную позицию мастера-декоратора (дизайнера, архитектора, живописца, скульптора, гримёра, костюмера), создают соответствующую атмосферу, в которую погружается зритель. Мастерство художников, дизайнеров и других подразделений, связанных с визуализацией экранного пространства, открывают все новые и новые перспективы для творческих поисков, способствуя многомерности, многогранности изобразительного языка телевидения.

На телеэкране все большее применение находят компьютерные технологии для создания титров и комбинированных кадров, для разработки планировок, развёрток, трехмерных изображений, обработки материала [2, с. 3]. Однако многое за-

висит от усиленной работы зрительной памяти, воображения, навыков линейно-тонального, цветового соотношения и свободного композиционного мышления на почве сочетания инновационных и традиционных концепций.

Усложнение структуру художественного оформления заставляет также думать об освоении художниками телевидения техники движения и монтажа, звукозрительного контрапункта, темпа и ритма, драматургического построения, которые находились в прерогативе режиссуры, операторского, композиторского творчества.

В связи с использованием на телевидении современных цифровых технологий и мультимедийных программ, сценография не привязывается к конкретному месту и актуализируется благодаря цифровым носителям в условной реальности. В документально-художественных программах, в постановочных проектах и телеспектаклях она может служить фоном, иллюстрацией, уточняющим, дополняющим средством.

Изобразительный язык телевидения, связанный со звуковыми и вербальными компонентами, способствует усилению ассоциативности и эмоциональности восприятия, ослабление которого является причиной ритмического несовпадения потоков информации. Образными характеристиками и последовательностью воспроизведения кадров, драматургической организацией взаимосвязей, трансформаций и метаморфоз различной конструкции и различных элементов экранной композиции руководит художник-постановщик.

Поскольку композиция монтируется из изображения, звука и слова, огромную роль здесь играет монтаж, от которого зависят и ритм, и размер, и рифма, и стилистика, и интонация телевизионного произведения.

Предшествующий опыт показал неизбежность дальнейшей технологизации художественного процесса, поиска новейших методологий, способствующих контекстуальному, концептуальному, семиотическому, колористическому насыщению систем образности, достижению качественной записи с оптимальным совмещением и соотношением звуковых и изобразительных компонентов. Этому служат и структурно-функциональные и образно-содержательные возможности телевидения, реализуемые в рамках различных каналов и программ.

Непрерывность подачи в эфир информации, первичность источника, сиюминутность коммуникации с массовой аудиторией, возможность перемещения и выбора объекта ... не являются приоритетом только новостных потоков, репортажей с места событий или трансляций массовых мероприятий. Все это имеет прямое отношение к передачам различной жанровой направленности, посвященным культурному наследию, выдающимся ученым, писателям, государственным и общественным деятелям, вписавшим яркие страницы национальной истории.

Это то важное, чему служит телевидение; то, что составляет содержание труда всей производственно-творческой команды, заботящейся о связи со временем в плане актуализации национальной идеи и свободного функционирования в лоне национальной и мировой культуры.

Список литературы References

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2012 года «О расширении количества цифровых телеканалов Национальной телерадиокомпании Узбекистана, их полноформатного использования, качественного наполнения и обслуживания» (ПП — 1794).

Decree of the President of the Republic of Uzbekistan from July 30, 2012 "On expanding number of digital television channels of the National television and Radio Company of Uzbekistan, their full use, quality content and service (PO — 1794).

Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 30 ijulja 2012 goda «O rasshirenii kolichestva cifrovyh telekanalov Nacional'noj teleradiokompa-nii Uzbekistana, ih polnoformatnogo ispol'zovanija, kachestvennogo napol-nenija i obsluzhivanija» (PP — 1794).

2. Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: Автореф. дисс. ... канд. искусств. М., 2005.

Monetov V. The expressive means of computer technology in the work of a screen arts professional PhD. Moscow., 2005.

Monetov V.M. Vyrazitel'nye vozmozhnosti komp'juternyh tehnologij v tvorc-hestve hudozhnika jekrannyh iskusstv: Avtoref. diss. ... kand. iskusstv. M., 2005.

3. Мухамедов М. И др. Телевидение асослари. Тошкент, 2008.

Mukhamedov M. Televidenie asoslari. Tashkent, 2008.

Muhamedov M. I dr. Televidenie asoslari. Toshkent, 2008.

4. Радиожурналистика: Учебник. М., 2000.

Broadcast journalism: a coursebook. Moscow, 2000.

Radiozhurnalistika: Uchebnik. M., 2000.

5. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. М., 1975.

Romm M./.Conversatuins about film directing.Moscow, 1975.

Romm M.I. Besedy o kinorezhissure.M., 1975.

6. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М., 1988.

Sapunov B. Television and culture.Moscow, 1988.

Sapunov B.M. Televidenieikul'tura.M., 1988.

7. Уильямс Р. Телевидение: технология и культурная форма. М., 1992.

Williams R. Televison: technology and cultural form. Moscow, 1992.

8. Утилова Н.И. Природа аудиовизуального творчества: язык и образная система телевидения: Автореф. дисс. ... докт. искусств. М., 2000.

Utilova N. The nature of the audiovisual arts: language and imagery of television. A PhD thesis in cultural studies: abstract. Moscow, 2000.

Utilova N.I. Priroda audiovizual'nogo tvorchestva: jazyk i obraznaja sistema televidenija: Avtoref. diss. ... dokt. iskusstv. M., 2000.

9. Шумилова С.Д. Цвет в системе художественных средств современного телевидения: Автореф. дисс. . канд. искусств. М., 2006.

Shumilova S. Colour in the system of artucstic means of modern television. A PhD in cultural studies: abstract. Moscow, 2006.

Shumilova S.D. Cvet v sisteme hudozhestvennyh sredstv sovremennogo televidenija: Avtoref. diss. ... kand. iskusstv. M., 2006.

Данные об авторе:

Рахматкариева Гулчехра Рустамовна — ведущий специалист Университета Инха в г.Ташкенте, докторант-соискатель Государственного

института искусств и культуры Республики Узбекистан. E-mail: grah-matkarieva@gmail.com

Data about the author:

Rahmatkarieva Gulchehra — leading specialist,Inhauniversity in Tashkent, Doctoral researcher State Institute of arts and culture of Uzbekistan/ E-mail: grahmatkarieva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.