УДК 101.1 Е.Ю. Леонтьева
Национальное и этническое самосознаниев контексте гендерных репрезентаций
Волгоградский государственный технический университет; 400131, г.Волгоград, пр. Ленина, 28;[email protected]
Формирование национального самосознания и сохранение исторической памяти зависят от отношения человека к своей этнической идентичности, национальной культуре, традиционным ценностям. Фундамент национального самосознания закладывается в раннем детстве в семье в сложном процессе социализации, который представляет собой формирование многоуровневой системы социальной идентичности, включающей осознание собственной принадлежности к определенным расе, нации или этносу, стране или государству, социальному классу, ген-деру.Единство становления социальной идентичности позволяет предположить существование непосредственной связи между, на первый взгляд, различными идентичностями, такими, как национальная (и национальное самосознание) и тендерная. И тендер, и нация задаются человеку с рождения всей системой культуры, традиций, обычаев, языка (играющего одну из важнейших ролей), конфессиональной принадлежностью, особенностями окружения, взаимоотношений и взаимодействий членов общества. Национальные черты и качества не имеют жесткой природной привязки, в то время как при формировании гендерных черт ключевую роль играют именно физические качества - первичные половые признаки. Это и увязывает в безусловное единство гендер и нацию. Традиционные гендерные ролипрививаются с детства, одновременно с этим закладываются и транслируются национально-этнические признаки и особенности, становящиеся основанием для формирования и развития национально-этнического самосознания. Однако в современном мире наблюдается явление гендерной репрезентации как следствие изменяющихся внешних условий, влияния процессов глобализации, информатизации, открытых границ и т.д. Формирование традиционных моделей гендерного поведения начинает корректироваться, что влечет за собой и изменения в формировании национальной идентичности и национального самосознания.
Ключевые слова: национальная идентичность, самосознание, гендерные роли, гендерные репрезентации, традиционные ценности, семья.
Кто и как закладывает основания национального самосознания? Кто стоит у истоков формирования этнической идентичности, прививая тем самым позитивное отношение к своей принадлежности к конкретному месту, времени, конкретной семье и роду, стране и государству?
Ответ на поставленный вопрос не столь сложен - это родители и ближайшее окружение, которые определяют базовые социальные установки будущей личности, вырабатывают или развивают уже заложенные личностные качества. В рамках традиционной психологии самосознание рассматриваюткакпсихический феномен, осознание человеком себя как субъекта деятельности, в результате которого представления о самом себе складываются в мысленный «образЯ» [1]. Для философии в ее хрестоматийном изложении характерно представление о самосознании динамичном, исторически развивающемся на разных уровнях и в разных формах. Это «выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием» - такова хрестоматийная трактовка понятия самосознания [2]. Наиболее обоснованной концепцией зарождения и развития самосозна-
ния можно считать теорию И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях. Последние носят «психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе младенца» [3].
В первые годы жизни ребенок проходит достаточно сложный этап социализации, приобщения к самым разным социальным группам и институтам. Формируется не только сознание, но и самосознание на индивидуальном уровне, способность противопоставлять себя окружающему миру и людям, идентифицировать свое «Я». Примерно к пяти годам формируется многоуровневая система социальной идентичности, включающая отнесение себя и осознание собственной принадлежности к определенным расе, нации или этносу, стране или государству, социальному классу (страте, слою), ген-деру. И если это единый процесс становления идентичности, формирующий самосознание личности, то можно предположить, что существует непосредственная связь между формированием многообразных идентичностей, в т. ч. таких на первый взгляд различных и не связанных между собой, как национальная идентичность (и национальное самосознание) и гендерная идентичность.
Гендер и нация представляют собой сложные социальные образования, которые задаются человеку с рождения всей системой культуры, традиций, обычаев, языка (играющего одну из важнейших ролей), конфессиональной принадлежностью, особенностями всего окружения, взаимоотношений и взаимодействий членов общества и т.д. Все перечисленное, а также многие другие факторы и атрибуты окружающего природного, прежде всего социального мира, должны вписать субъекта в его ячейку, в «воображаемое» сообщество. Национальные черты и качества не имеют жесткой природной привязки: новорожденный мальчик или девочка не могут быть однозначно идентифицированы с определенной нацией или этносом. Но уже буквально сразу после рождения маленький человек вовлекается в сложную систему взаимоотношений и взаимодействий через язык, обычаи обращения с младенцем, формы общения матери и отца, игры и прочее. И с первых же дней начинают формироваться национальные особенности и черты. Примечательно, что в этом процессе задействована вся сложная и противоречивая система конкретного культурного сообщества.
В отличие от национальных, гендерные черты и качества имеют очевидную и явную природную привязку. В процессе формирования социального пола - гендера -первичную и основную роль играют именно физические качества - первичные половые признаки. Именно это во многом и увязывает в безусловное единство гендер и нацию, т. к. с детства формируются традиционные гендерные роли, одновременно с этим закладываются и транслируются национально-этнические признаки и особенности, становящиеся основанием для развития национально-этнического самосознания. Последнее обусловлено повседневным опытом каждого конкретного человека, опыт этот черпается и реализуется в непосредственном окружении близких людей, прежде всего в семье, и исходит из отношений во внутрисемейном окружении.
В семье традиционно мужчина олицетворяет собой сферу публичности, а женщина мир неофициальной, частной, приватной жизни.Уже с первых минут жизни человека начинается процесс конструирования всей его социальности, в том числе и национальной или этнической идентичности, и ответственность за него традиционно несет женщина. Именно женщинакак мама, бабушка, кормилица, нянька формирует национальные стереотипы посредством языка, песен, народных сказок, эпосов, былин, реализуя и активно транслируя обыденные традиции и повседневные установки. Процесс этот длится достаточно долго, вплоть до того момента, когда ребенок, уже достаточно
взрослый и сформированный в определенной национально-этнической культуре и доктрине, оказывается в состоянии воспринимать соответствующие публичные (профессиональные) качества, транслируемые отцом. Ребенок уже получил систему означиваний от матери и идентифицирует себя с определенной нацией (этносом), от отца получает навыки взрослого члена национального сообщества. Готовность и способность ребенка воспринимать обращения, навыки и наставления отца из разряда долженствования является следствием уже привитой и означенной матерью идентичности.«Ты, казак !»-обращается отец к подрастающему сыну, и мальчик принимает данные слова должным образом, потому что уже идентифицирует себя с «казаком» и позитивно относится к стереотипам соответствующего национального или этнического поведения. Стереотипам, привитым и взращенным матерью.
Анализ ряда работ [4-8], касающихся роли женщины в различных национально-этнических общностях России, доказывает, что именно женщина, традиционно занимаясь воспитанием детей в ранние годы их развития, ав периоды длительного отсутствия мужа (например, в периоды войн), воспитывая и более взрослых детей, формирует у ребенка целостную социальную идентичность. Последняя включает всю совокупность гражданских, статусных, национально-этнических, гендерных различий. Обратим внимание на то, что разделение последних уместно только в теоретическом дискурсе, для удобства исследования, более детального анализа процессов формирования различных идентичностей и типов самосознания. Реальный же процесс взращивания и воспитания детей континуален по своей сути, и исключительную роль в этом процессе играет женщина, реализующая свою традиционную гендерную роль. Таким образом, в традиционном обществе ответственность за формирование национально-этнических стереотипов, являющихся основанием для национального и этнического самосознания, лежит прежде всего на женщине, которая, неуклонно следуя заданным ей гендерным стереотипам, в соответствующих традициях (в т. ч. и национально-этнических) воспитывает и мальчиков и девочек. Попытка женщины выйти за «границу» своей приватной сферы и выйти в публичную сферу, тем самым взяв на себя обязанности иной гендерной роли, как правило, осуждается. И связано это прежде всего с тем, что подобное поведение в своих глубинных основанияхнесет угрозу стереотипам национально-этнического дискурса, по сути дела угрожая размыванием и нивелированием национальных черт и национального самосознания.
Другими словами, репрезентация, т. е. переопределение, корректировка [9] ген-дерных стереотипов грозит размыванием границ, в т. ч. и национально-этнической принадлежности, и ставит под вопрос однозначность ее формирования. Именно поэтому реализация женщиной традиционной гендерной роли позволяет вырабатывать соответствующую социальную идентичность ребенка и, как следствие, его национально-этническую идентичность и самосознание. Отказ от реализации женщиной своей традиционной роли ставит под угрозу не только формирование национального самосознания, но и само выживание нации или этноса [10].
Однако мир развивается. Невозможно сегодня жить так, как вчера и позавчера, глобализация и унификация, открытые границы предоставляют новые условия существования всем членам социума. Сущность этих процессов исследуется во всей их полноте и в самых различных контекстах [11,12]. Мы же обращаем особое внимание на влияние этого относительно нового для человечества феномена на традиционные гендерные модели поведения и сложившиеся тысячелетиями гендерные стереотипы. Представители наций и этносов, получив в семьях традиционные гендерные установки, в условиях современного мира зачастую вынуждены их репрезентировать, т. е. корректировать и
видоизменять в угоду требованиям современного мира для возможности достижения социальных целей и жизненного успеха.
Причем наблюдается зависимость [13] - чем малочисленнее этнос, чем сложнее складывалась его историческая судьба, тем негативнее его представители относятся к репрезентации гендерных стереотипов. Небольшому этносу важно сохранить традиционные роли, что обеспечит передачу национальной самобытности и национального самосознания. В этом случае жестко предопределяется гендерная феминная приватная и маскулинная публичная доктрина. Покушение на гендерные репрезентации и попытка женщины выйти в публичную сферу, а мужчины - в приватную расцениваются как покушение на национальную самобытность, формирующую национальное самосознание.
В многочисленных этносах такая проблема сглажена и не стоит так остро. Более того, в своем классическом виде современные гендерные роли оказываются не актуальными. Другими словами, в нынешних социокультурных условиях большими шансами на достижение успеха, карьерного роста, востребованности у женщин пользуются те мужчины, которые обладают и проявляют не маскулинные, а скорее феминные качества. В силу этого презентация мужчиной классических маскулинных черт оказывается ненужной и не приводит к желаемым результатам. Агрессия, сила, напор, иногда жесткость и бескомпромиссность в современном обществе, где борьба за физическое выживание не является основной, теряют прежнюю значимость, потому что не приводят к желаемой цели [14].Напротив, репрезентация, т. е. переопределение или корректировка, уже сформированного гендера приносит более осязаемые результаты. Мягкость, сговорчивость, способность к переговорам и компромиссу, то есть качества, в большей степени присущие феминной идеологии, оказываются более востребованными, причем как женщинами при выборе партнера, так и мужчинами в процессе достижения своих, в том числе и карьерных, целей [15].
В различных этнических группах наблюдаются весьма схожие требования соответствующих гендерных традиций и сохранение устоявшихся поло-ролевых функций мужчин и женщин приобретает символический характер. Современный глобальный мир, в который интегрированы многообразные культурные и национальные группы, требует более мягкой презентации, корректировки собственного гендера. В силу востребованности качеств и черт иного поло-ролевого поведения актуальной становится репрезентация, то есть вызванная социальными обстоятельствами корректировка традиционного гендера. Свое выражение репрезентация находит в допустимости и принятии феминных черт для мужчин и маскулинных - для женщин, что не может не повлиять на процесс формирования национального и этнического самосознания.
При этом еще раз подчеркнем, что допустимость гендерных репрезентаций в большей степени принимается и признается представителями крупных национально-этнических групп. Для небольших этносов этот процесс оказывается менее приемлем, т. к. сама реализация женщиной традиционной гендерной роли способствует сохранению этноса, формированию у подрастающего поколения соответствующей национально-этнической идентичности и национального самосознания.
Очевидно, что гендерная вседозволенность, распространение и позитивные коннотации в отношениичеловека без пола - «Оно» (вспомните Евровидение 2014), отрицание национальной принадлежности, как и воинствующий гендерный шовинизм и оголтелый национализм, - не способствуют формированию должной идентичности и самосознания. Сохранение гендерной идентичности с возможностью частичных, «мягких» репрезентаций не только позволяет сохранить национальную культуру и традици-
онные устои малых этносов в современном быстроменяющемся информационном мире, но и является важнейшим фактором формирования самосознания.
Литература
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]. - URL Режим доступа:кйр://р8у11Ь.ог§.иа/Ьоок8/гиЫп01 /(Дата обращения 26.03.2016).
2. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов [Электронный ресурс]. - URL Режим доступа: Ьйр://,^^^а11еп§.ги/ё/рЫ1/рЫЮ67.к1т(Дата обращения 26.03.2016).
3. Самосознание личности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gгandaгs.гu/co11ege/psiho1ogiya/samosoznanie-1ichnosti.htm1(Дата обращения 29.03.2016).
4. Егорова М.В. Поволжские немцы в стремлении к сохранению национальной идентичности традиционных устоев жизни: автореф. дис. ... канд. ист. н. - Саратов, 2006. - 24 с.
5. Гасанова З.З. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01. - Махачкала, 2008. - 23 с.
6. Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX - начале XX в.: дис. ... канд. ист. н.: 07.00.02, 07.00.07. - Махачкала, 2004. - 159 с.
7. Клименко Л.В. Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа: дис. ... канд. социол. н. - Ростов н/Д, 2004. - 181 с.
8. Рамазанова Р.М., Зурхаева Ю.Д. Роль женщины в исламе и национальной культуре Дагестана [Электронный ресурс]. - URL Режим доступа: http://www.sciencefoгum.гu/2013/306/5893(Дата обращения 31.03.2016).
9. Vinogradova N.L., Leontyeva E.Y. Rationa1 and non-rationa1 reasons for gender re-presentaition // Wor1d App1ied Sciences Journal - 2014. - № 31 (3). -Р. - 298-301.
10. Виноградова Н.Л., Леонтьева Е.Ю.Особенности гендерной репрезентации в многонациональном регионе // В мире научных открытий. - 2014. - № 11.3. - С. 13611373.
11. Век глобализации: научно-теоретический журнал. Режим доступа: http://www.dia1og21.гu/G1oЬa1istika/age_of_g1oЬa1ization_1_08.htm(Дата обращения 30.03.2016).
12. Билалов М.И. Глобализация культуры и этноса (статья) // Вестник ДГУ- 2009. - Вып. 5. - С. 232-236.
13. Виноградова Н.Л., Леонтьева Е.Ю. Гендерные репрезентации: путь этнокультурной унификации или поиск уникальности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 9-2 (47). - С. 39-42.
14. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. - Время, 2010. - 496 с.
15. Куприянова И. С. Конструирование гендерной нормы в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд.социол. н. - Саратов, 2004. - 21 с.
Поступила в редакцию 3 ноября 2015 г.
UDC 101.1
National and ethnic identityin the context of gender representations
E.Yu. Leontyeva
Volgograd State Technical University, Russian Federation; 400131, Volgograd, Lenin Av., 28; [email protected]
The formation of national identity and the preservation of historical memory are dependent on man's relationship to his or her ethnic identity, national culture, traditional values. The foundation of the national identity is laid in early childhood, in the family, in a complex process of socialization, which is the formation of a multi-level system of social identity, which includes self-awareness of belonging to a certain race, nation or ethnic group, country, or state, social class, gender. The unity of the formation of social identity let us suggest the existence of a direct link between, at first glance, different identities, such as a national (and national self-consciousness), and gender-based. Both gender and nation are given to a person from birth throughout the culture system, traditions, customs, language (which plays a major role), religious affiliation, environment characteristics, relationships and interactions of the members of society. National traits and qualities do not have rigid natural connection, while in the formation of gender the physical qualities play a key role especially primary sexual characteristics. This links to the absolute unity of the nation and gender. Traditional gender roles are settled in childhood at the same time the national and ethnic characteristics arelaid and transmitted that become the basis for the formation and development of national and ethnic identity. However, the phenomenon of gender representation is observed in the modern world, as a result of changing external conditions, the impact of globalization, information technology, open borders, etc. The formation of the traditional patterns of gender behavior begins to be adjusted, which entails a change in the formation of national identity and national self-consciousness.
Keywords:national identity, self-consciousness, gender roles, gender representation, the traditional values, family.
Received 3 November, 2015