УДК 94.519
М.А. БАЛИЦКИЙ
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Введение
Республика Корея (далее – РК) является одной из наиболее культурно и экономически развитых стран в Восточной Азии. На севере страна имеет сухопутную границу с КНДР и на юго-востоке граничит через Корейский пролив с Японией. Западное побережье страны омывается Желтым морем, восточное – Японским и на юге водами Восточно-Китайского моря. Страна обладает богатой природой и живописными ландшафтами: более 2/3 территории РК покрыта горами и возвышенностями. Поэтому для страны свойственны неравномерное расселение населения, способствующее высокому уровню урбанизации, в связи с чем у населения возникает потребность в смене обстановки и посещения мест нетронутой природы. Поэтому сфера экологического туризма становится все более востребованной.
Высокий уровень урбанизации, неравномерное распределение населения по территории страны и трепетное отношение к природе, сформированное на основе традиционных верований под влиянием этических норм конфуцианства и буддизма, способствуют формированию потребности у корейских граждан в смене обстановки и посещении мест нетронутой природы. Поэтому сфера экологического туризма становится все более востребованной, так как посещение национальных парков и природных территорий способствует снижению уровня стресса, укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний [1, С. 152-153].
Сфера туризма является важной отраслью экономики РК: в 2019 г. РК посетили более 17,5 млн. иностранных граждан, заинтересованных в знакомстве с традиционной и современной культурой страны и любовании природными достопримечательностями. Около 30% прибывающих граждан заинтересованы в посещении природных территорий и любовании ландшафтами [2]. Правительство РК заинтересовано в сохранении природных территорий и дикой природы, поэтому на территории страны функционируют 22 национальных парка, 17 из которых расположены в глубине материковой части, а 5 остальных являются частью прибрежной зоны [3].
Исследованием истории политики Правительства РК в области лесных ресурсов занимались Эллисон Х., Пак Мисун, Ли Хевон. Изучением особенностей развития экологического туризма в РК занимались Сон Чжеен, Ким Сончжин. Исследованием формирования корейской культуры занимались Волков С.В. и Толстокулаков И.А. Изучением тесной взаимосвязи человека и окружающего мира в буддизме и конфуцианстве занимались Ким Ынен, Е Чхоре и Такер М.Э.
Методологической основой исследования является анализ статистических данных, законодательных актов, норм этики буддизма и конфуцианства, корреляция изменений политики в области лесных ресурсов и природоохранной деятельности, оформление выводов на основе собранной информации. В статье рассматривается влияние национально-культурного контекста на развитие экологического туризма в Республике Корея.
Актуальность данной темы заключается в том, что изучение национально-культурного контекста в развитии экологического туризма РК способствует более глубокому пониманию причин эффективности мер развития туризма в РК. Целью исследования является определение сущности национально-культурного контекста в развитии экологического туризма в РК.
Результаты исследования
Краткая характеристика сферы экологического туризма РК
Республика Корея (далее – РК) является одной из наиболее культурно и экономически развитых стран в Восточной Азии. Страна обладает богатой природой: более 2/3 территории покрыта горами и возвышенностями. Западное побережье страны омывается Желтым морем, восточное – Японским и на юге водами Корейского пролива, входящим в бассейн Восточно-Китайского моря. Сфера туризма является важной отраслью экономики РК: в 2019 г. до пандемии COVID-19 РК посетило около 17,5 млн. иностранных туристов, заинтересованных в посещении культурно-исторических достопримечательностей и любовании природой страны.
РК является высоко урбанизированной страной: более половины населения страны проживает в городах и пригородах Сеула и Пусана. В связи с этим среди корейского населения возникает потребность в смене обстановки и отдыхе от городского шума, поэтому сфера экологического туризма с каждым годом становится все более востребованной.
Понятие и сущность экологического туризма
Обратимся к толкованию понятия «экологический туризм» в законодательстве РК. В статье 2 закона «О развитии туризма» дается следующая трактовка понятию «туризм» – это «поездка, включающая в себя пользование услугами транспорта, размещения, питания, спорта, развлечений и отдыха» [4]. Таким образом, понятие «экологический туризм» означает совершение поездок с целью посещения природных зон и любования местной природой в регионе/стране временного пребывания. Одновременно стоит отделить понятие «экологический туризм» от термина «природный туризм». Главное отличие экологического туризма состоит в минимизации негативного влияния деятельности человека на окружающую среду и наличие образовательного компонента [5, С. 4-5].
Социально-культурные и исторические предпосылки развития экологического туризма в РК
Культура Кореи формировалась на протяжении длительного времени на основе традиционных верований под влиянием культуры и религии, распространившихся из соседнего Китая. Традиционные корейские верования представляли собой обожествление живых и неживых предметов, мифологизацию природы, культ предков и солярно-астральный культ. Основы китайской культуры и религии проникли в раннюю Корею в период оформления ее государственности. Так, в 372 г. ван Сосурим пригласил в Когуре буддийского монаха из северного Китая, который привез с собой статуэтки Будды и религиозные тексты, переведенные на вэньянь [6, С. 56-57]. Основой буддизма является трепетное отношение к природе, представляющей собой живое и таинственное существо, основой которой является божественная сила. Отмечается, что человек является частью природы и находится с ней в тесной взаимосвязи, поэтому в буддизме особое внимание уделяется гармонии человека и природы и ненанесению вреда живым существам [7, С. 33-34]. Одновременно с буддизмом в Корею из Китая проникли основы конфуцианства, получившие распространение среди высших слоев общества. Одним из четырех принципов конфуцианской этики является «дао» – этический путь человека и государства, заключающийся в определении космического нравственного порядка. Согласно этому принципу, существует триединство Неба, Земли и человека, находящееся в тесной взаимосвязи. Поэтому в конфуцианстве считается, что следование этическому пути человека и государства возможно только при гармоничном взаимодействии этих трех элементов. Таким образом, особое трепетное отношение корейцев к природе формировалось на основе традиционных верований под влиянием буддизма и конфуцианства, привнесенных из Китая [8, С. 62-64].
Важным условием для развития экологического туризма является наличие живописных природных ландшафтов, обязательным элементом которых является лес. Исторически территория Кореи не обладала обширными площадями леса, подтверждением чего являются обнаруженные археологами жилища и пещерные стоянки периода неолита. Жилище представляло собой полуземлянку со стенами из переплетенных ветвей и жердей, укрепленных глиной, а крыша была выполнена из соломы [9, С. 23-24]. Более поздние жилища – дома ханок представляли собой строение с опорными конструкциями из древесины, на которых покоилась соломенная или черепичная крыша. Снижению площади лесов на территории Кореи способствовало использование подсечно-огневого земледелия в связи с недостатком пахотных земель.
Стоит отметить, что развитие сельского хозяйства и использование древесины как топлива в период династии Ли не несло характера повсеместной вырубки и без того малочисленных лесов. Значительный ущерб корейским лесам был нанесен в первой половине XX в. В период японского колониального господства (1910-1945 гг.) происходила масштабная вырубка лесов для обеспечения военных, промышленных и других нужд Японии. В результате расширения железнодорожных путей и автомобильных дорог в 1920-е гг. на Корейском полуострове было вырублено 72% площади лесов. После освобождения страны серьезный ущерб лесным территориям нанесла Корейская война (1950-1953 гг.), по окончании которой на Корейском полуострове было повреждено или уничтожено более 80% площади лесов. Послевоенный высокий уровень бедности способствовал дальнейшей вырубке лесов для использования в качестве дешевого топлива, доступного строительного материала, а также освобождение площадей под земледелие. Чрезмерная вырубка лесов способствовала оголению склонов холмов и гор, приводившему к эрозии почв и оползням [10, С. 37-39].
Правительство Ли Сынмана понимало важность лесов в предотвращении эрозии почв и оползней, поэтому с 1949 по 1960 гг. предпринимались попытки экологического просвещения населения и восстановления лесов. Несмотря на принятие ряда законов в области природоохраны, вырубка леса практически не контролировалась: было выявлено более 24 тыс. случаев незаконной вырубки леса. Отсутствие соблюдаемой законодательной основы, недостаток соответствующих профильных министерств, трудности при создании бюджетов и выделения средств, а также высокий уровень коррупции способствовали тому, что попытки восстановления лесов в РК провалились.
В период президентства Пак Чонхи была создана законодательная основа природоохранной деятельности. В 1962 г. вступил в силу закон «О лесах и горах», установивший порядок создания охраняемых природных зон для защиты известных мест, исторических памятников и живописной местности. Законом была утверждена система получения разрешения правительства на вырубку леса и субсидирование предприятий, осуществляющих посадку леса [11]. В 1962 г. был утвержден «Первый национальный план экономического развития (1962-1966 гг.)», в рамках которого в качестве основного топлива на замену древесине пришел каменный уголь. В 1966 г. был утвержден «Второй национальный план экономического развития (1967-1971 гг.)», в рамках которого было уделено особое внимание восстановлению лесов и был введен запрет на использование подсечно-огневого метода земледелия. Понимая важность восстановления лесов, в 1967 г. правительство Пак Чонхи учредило Отдел лесов, в полномочия которого вошли вопросы охраны и восстановления лесов, стандартизации, импорта и экспорта лесной продукции [12]. 3 марта 1967 г. вступил в силу закон «О парках», согласно которому в РК была введена система национальных парков. Термин «национальный парк» трактовался как «охраняемая территория, на которой расположены уникальные и живописные природные пейзажи, демонстрирующие ландшафт Кореи» [13]. В результате введения системы национальных парков, в период 1967-1970 гг. национальными парками были признаны 22 природных территории.
После создания законодательной основы природоохранной деятельности, в 1973 г. был утвержден «Национальный план восстановления лесов» сроком на 10 лет, в рамках которого при активном участии населения всего за 6 лет было восстановлено более 1 млн. га леса. В 1977 г. был создан Комитет по охране природы, в полномочия которого входила разработка основного плана, стратегий, комплексное регулирование административного и финансового обеспечения охраны природы [14].
Отметив высокую эффективность 10-летних планов, Правительством РК в 1979 г. был утвержден «Второй план восстановления лесов (1979-1988 гг.)», в рамках которого был восстановлен 1 млн. га лесов в целях удовлетворения внутреннего спроса на пиломатериалы и предотвращения оползней и эрозии почв. Особый акцент был сделан на сохранении дикой природы и здоровья лесов, поэтому в 1980 г. вступил в силу закон «О природных парках», согласно которому была введена система утверждения, планирования и классификации природных парков по величине: национальный парк, провинциальный парк, городской (уездный) парк. Были установлены правила посещения, перечень запрещенных видов хозяйственной деятельности и введена система продажи входных билетов, при которой от уплаты освобождались лица моложе 7 и старше 65 лет, военнослужащие-инвалиды, а также посетители буддийских храмов, расположенных на территории природных парков [15].
С установлением Шестой Республики Правительство РК перешло от политики восстановления лесов для обеспечения нужд национальной экономики к «устойчивому управлению лесными ресурсами». В 1988 г. был утвержден «Третий национальный план восстановления лесов (1988-1997 гг.)», в рамках которого особое внимание было уделено общественной пользе лесов, рекреационной деятельности, сохранению водных ресурсов и дикой природы. В 1994 г. Департамент лесных ресурсов и рекреации представил президенту отчет о возможности оживления экономики малонаселенных районов страны посредством развития экологического туризма.
В 1998 г. был принят «Четвертый национальный план восстановления лесов (1998-2007 гг.)», утвердивший продолжение политики сохранения дикой природы, водных ресурсов и использования природных территорий в рекреационных целях. В 2007 г. был утвержден «Основной план развития городских лесов (2008-2017 гг.)», согласно которому правительство и местные власти проводят политику по созданию и управлению городскими лесами: озеленение улиц, городские парки и функционирование «лесных школ». «Лесная школа» представляет собой программу экологического туризма, в ходе которой дошкольники и учащиеся школ посещают лесные зоны в пределах городской черты и получают знания о местной природе и основах экологии. К 2011 г. на территории РК функционировало 957 лесных зон для проведения подобных программ. По итогам плана в 2017 г. на территории г. Сеул функционировало 40 лесных зон для проведения подобных программ. С 2012 по 2017 гг. в подобных программах приняли участие более 500 тыс. учащихся г. Сеул. В плане было уделено внимание продвижению экологического туризма посредством трансляции рекламы и телепередач [16]. Так, в 2007 г. на телеканале KBS началась трансляция передачи «2 дня и 1 ночь» (1박 2일), в ходе которой ведущие и приглашенные гости посещают отдаленные регионы РК: о. Токто в Северном Кенсане, о. Чокто в Южном Кенсане, долину Тосанги в провинции Канвон и др.
С приходом к власти правительства Ли Менбака начинается политика комплексного развития горных и прибрежных малопосещаемых районов, обладающих живописными природными ландшафтами. В 2008 г. был утвержден «Пятый национальный план восстановления лесов (2008-2017 гг.)», в рамках которого были установлены следующие цели: управление и развитие многофункциональных лесных ресурсов; развитие лесной промышленности; сохранение и управление лесами как национальными природными ресурсами; расширение зеленых зон и спектра услуг для населения; международное сотрудничество в интересах глобального сохранения лесов и поставок пиломатериалов [17, С. 1562-1586]. В 2008 г. был утвержден «Первый основной план развития горных деревень (2008-2017 гг.)», в рамках которого были установлены меры по строительству и модернизации инфраструктуры, развитию и продвижению программ экологичного туризма в малонаселенных районах страны в целях снижения темпов оттока населения, оживления местной экономики путем создания рабочих мест и привлечения туристов из других регионов страны. При разработке плана учитывался переход на пятидневную рабочую неделю в 2002 г., который, по мнению властей, вместе с высоким уровнем урбанизации способствовал бы увеличению спроса на отдых в малонаселенных районах страны и посещение мест нетронутой природы. Примечательно, что одним из направлений развития горных районов являлось изучение и восстановление историко-культурных объектов [18]. В 2008 г. был утвержден «Первый основной план развития рыбацких деревень и рыбных портов (2009-2013 гг.)», в рамках которого в связи со снижением добычи рыбных ресурсов и оттоком населения из малонаселенных прибрежных районов, были выдвинуты цели: комплексное развитие и повышение качества жизни населения путем развития портовой инфраструктуры; создание рабочих мест и использование природных ресурсов, расположенных в малонаселенных районах, в качестве основы для экологического туризма. Примечательно, что развитие сферы туризма в прибрежных малонаселенных районах несло комплексный характер: посещение рыбацких деревень и их окрестностей в виде природных зон, познание местных традиций и обычаев, морские прогулки, пляжный отдых, рыбалка и дегустация блюд региональной кухни [19].
Позже, в 2014 г. был утвержден «Второй основной план развития рыбацких деревень и рыбных портов (2014-2018 гг.), в рамках которого особый акцент был сделан на проведении событийных мероприятий, увеличении периода пребывания туристов в районе посредством создания и модернизации инфраструктуры туризма и диверсификации туристских услуг, основанных на ресурсах рыбацких деревень и их окрестностей. Одной важных составляющих плана являлась концепция «систей» (Sea Stay), заключающаяся в увеличении срока пребывания туристов в прибрежном регионе. Реализация подобной концепции, по мнению Правительства РК, была возможна посредством строительства многопрофильных баз отдыха, сочетающих в себе гостиницы, кафе, рестораны, небольшие магазины, пирсы для рыбалки, пляжные зоны, подводные обсерватории и музеи с работами местных художников и мастеров. Примечательно, что помимо развития пляжного отдыха, политика оживления экономики прибрежных районов предусматривала создание культурных деревень, в которых туристы могли бы познакомиться с ключевыми составляющими традиционной культуры Кореи. Внимание властей было уделено и компьютеризации сферы туризма: введение системы онлайн-бронирования номеров в гостиницах и туристских услуг; создание электронных путеводителей и карт-навигаторов [20].
Переход к комплексному характеру развития экологического туризма в малопосещаемых районах прослеживается в их продвижении посредством съемок телепрограмм. В октябре 2014 г. в эфир корейского телеканала TVN вышла программа в формате кулинарного реалити-шоу «Трехразовое питание» (삼시세끼), в ходе которой ведущие Ок Тэген, Ли Сочжин и Чжа Сынвон вместе с приглашенными медийными личностями отправляются в малонаселенные районы РК – горные и рыбацкие деревни и готовят блюда национальной кухни из местных ингредиентов. В период с 2014 по 2021 гг. было снято 10 сезонов, в ходе которых участники побывали в отдаленных районах РК: о. Тыннян, деревни Тогури и Сонгок в провинции Северная Чолла, о. Мэнчже в Южной Чолла, и деревня Панчже в провинции Канвон [21].
В 2017 г. был утвержден «Второй основной план развития горных деревень (2018-2027 гг.)», в рамках которого внимание властей было акцентировано на развитии инфраструктуры и преобразовании горных деревень в центры управления, сохранения и бережного использования лесных ресурсов. В рамках плана были предприняты меры по повышению инициативности местного населения и передачи региональным властям части полномочий по развитию экологического туризма [22].
В 2019 г. был утвержден «Третий основной план развития рыбацких деревень и рыбных портов (2020-2024 гг.), в рамках которого было утверждено дальнейшее развитие инфраструктуры экологического туризма посредством создания кемпингов и глэмпингов в прибрежных зонах, увеличения числа пристаней, разработки прогулочных маршрутов для катеров и яхт. Правительством был сделан акцент на сохранении региональной культуры и взаимовыгодном сосуществовании рыбной промышленности и сферы туризма посредством сохранения традиций и обычаев, традиционных видов рыболовства и марикультуры, создания культурных деревень и знакомства туристов с региональной культурой. В качестве эффективного средства привлечения туристов были признаны культурные фестивали, отражающие особенности истории и культуры каждой провинции РК [23]. Примером подобных событийных мероприятий является фестиваль ныряльщиц хэне на о. Чечжу, в программу которого входит сбор моллюсков, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд из морепродуктов, народные песни и танцы, историческая фотовыставка и благотворительная ярмарка морепродуктов [24].
В период пандемии COVID-19 с 2020 г. Правительство РК в рамках продвижения внутреннего туризма проводило рекламные кампании «Неделя туризма» и «Месяц туризма», в ходе которых туристам предоставлялись скидки на услуги предприятий транспорта, гостиниц и турфирм. Примечательно, что поездки были ориентированы на соблюдение всех карантинных ограничений и требований к социальному дистанцированию, поэтому особый акцент был сделан на продвижении сферы экологического туризма в регионах, позволяющих ограничить число контактов среди туристов: о. Дэбу в провинции Кенги, Южный Чхунчхон, Северная Чолла и Северный Кенсан [25].
Внимание властей было уделено включению культурного компонента в продвижение экологического туризма в малопосещаемых районах страны. Так, в августе 2020 г. при сотрудничестве Правительства РК и Big Hit Entertainment вышел первый сезон сериала «BTS в лесу» (인더숲 BTS편), по сюжету которого уставшие от городской жизни участники группы BTS отправляются в отпуск на побережье реки Соянган к северо-западу от г. Чхунчхон, провинция Канвон. В период пребывания участники группы занимаются различными видами физической активности на открытом воздухе: играют в футбол, бейсбол, настольный теннис, занимаются рыбалкой, катаются на лодке/каноэ, совершают пробежки на свежем воздухе, отправляются в поход на гору Енхва и устраивают пикник на ее вершине. Примечательно, что участники группы каждый день готовят блюда корейской кухни: чжапакугури, пудэтиге, поккымпап, макколли, нэнмен, даккальби и др. Во втором сезоне участники посещают уезд Пхенчхан летом и так же занимаются различными видами физической активности и готовят блюда национальной кухни, тем самым в сериале присутствует тезис о том, что регион, известный благодаря проведению Зимних Олимпийских игр, способен удовлетворить потребности граждан, целью которых не является горнолыжный отдых. В данной телепередаче находит отражение национально-культурный контекст, который выражается в подчеркивании привлекательности отдаленных регионов РК и включении составляющих национальной культуры Кореи [26].
Выводы
Таким образом, сфера экологического туризма в РК занимает важное место наряду с другими видами туризма. Важным условием для развития сферы экологического туризма в РК явилась политика восстановления лесов. В 1960-1970-х гг. политика Правительства РК в области лесных ресурсов была направлена на восстановление лесов в целях обеспечения нужд страны пиломатериалами и предотвращения оползней и эрозии почв. В то же время особое внимание было уделено природоохранной деятельности, поэтому к 1970 г. национальными парками были признаны 22 природные территории. В 1980-е гг. Правительство РК продолжило политику восстановления лесов в целях охраны дикой природы, сохранения окружающей среды и обеспечения нужд страны в пиломатериалах.
После создания Шестой Республики произошел переход к политике бережного управления лесными ресурсами: снижаются темпы восстановления лесов и природные территории используются в рекреационных целях. На рубеже XXI в. в сферу экологического туризма включается образовательный компонент в форме лекций об основах природоохранной деятельности для обучающихся в ходе посещения природных территорий. С 2008 г. происходит переход к комплексной политике оживления экономики малопосещаемых районов, расположенных в горных и прибрежных районах страны, посредством развития сферы экологического туризма и включения культурного компонента. В ходе посещения горных и рыбацких деревень туристы принимают участие в региональных культурных фестивалях и знакомятся с традициями, обычаями, верованиями, национальной кухней и фольклором.
В XXI в. Правительство РК уделяет особое внимание культурной составляющей в ходе продвижения сферы экологического туризма, которая находит отражение в вовлечении медийных личностей в съемки телепрограмм и сериалов, посредством демонстрации составляющих корейской культуры и живописности природы отдаленных регионов РК.
Список литературы
1. 손재영. 생태관광 발전에 관한 연구 // 서울: 산학경영연구, 2010.
2. 한국 관광 통계 – Текст: электронный // datalab.visitkorea.or.kr: сайт. – URL: https://datalab.visitkorea.or.kr/datalab/portal/ts/getEntcnyFrgnCust2Form.do (дата обращения: 20.06.2023).
3. 우리나라 국립공원 – Текст: электронный // knps.or.kr: сайт. – URL: https://www.knps.or.kr/portal/main/contents.do?menuNo=8000665 (дата обращения: 21.06.2023).
4. 관광진흥법 (시행 2023.09.22) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/법령/관광진흥법 (дата обращения: 24.06.2023).
5. 김성진. 생태관광 진흥방안 연구 // 한국문화관광정책연구원, 2002.
6. Волков, С.В. Ранняя история буддизма в Корее (сагха и государство) / С.В. Волков. – Москва: Наука, 1985. – 152 с. – 5000 экз. – Текст: непосредственный.
7. 김은영, 예철해. 불교의 자연 인식 변천: 불교생태교육적 의미를 중심으로 // 종교교육학연구, 2021.
8. Tucker, M.E. The Relevance of Chinese Neo-Confucianism for the Reverence of Nature // Environmental History Review. – Summer 1991. – Vol. 15, №2. – P. 62-64.
9. Толстокулаков, И.А. Очерк истории корейской культуры / И.А. Толстокулаков. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 240 с. – 1000 экз. – ISBN 5-74444-1323-5. – Текст: непосредственный.
10. Allison, H. The Fall and Rise of South Korea’s Forests // Quarterly Journal of Forestry. – January 2016. – Vol. 110, №1. – P. 37-39.
11. 산림법 (시행 1962.01.20) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. URL: https://www.law.go.kr/법령/산림법/(00881,19611227) (дата обращения: 30.06.2023).
12. 산림청직제 (시행 1967.01.01) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/법령/산림청직제/(19670101,02843,19661227) (дата обращения: 05.07.2023).
13. 공원법 (시행 1967.03.03) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=9229-0000 (дата обращения: 07.07.2023).
14. 자연보호위원회규정 (시행 1977.11.09) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/법령/자연보호위원회규정/ (дата обращения: 10.07.2023).
15. 자연공원법 (시행 1980.01.06) – Текст: электронный // www.law.go.kr: сайт. – URL: https://www.law.go.kr/법령/자연공원법 (дата обращения: 12.07.2023).
16. Song, A. Seoul to Expand Forest Schools – Текст: электронный // koreabizwire.com: сайт. – URL: http://koreabizwire.com/seoul-to-expand-forest-schools/81078 (дата обращения: 14.07.2023).
17. Park, Mi Sun, Lee, Hyowon. Forest Policy and Law for Sustainability within the Korean Peninsula // Sustainability. – August 2014. – Vol. 6, №8. – P. 1562-1586.
18. 산촌진흥기본계획 (2008-2017) – Текст: электронный // korea.kr: сайт. – URL: https://www.korea.kr/archive/expDocView.do?docId=32463 (дата обращения: 17.07.2023).
19. 어촌어항발전기본계획 (2009-2013) – Текст: электронный // mof.go.kr: сайт. – URL: https://www.mof.go.kr/doc/ko/selectDoc.do?docSeq=36359&menuSeq=1067&bbsSeq=81 (дата обращения: 20.07.2023).
20. 어촌어항발전기본계획 (2014-2018) – Текст: электронный // mof.go.kr: сайт. – URL: https://www.mof.go.kr/doc/ko/selectDoc.do?docSeq=36359&menuSeq=1067&bbsSeq=81 (дата обращения: 23.07.2023).
21. Three Meals a Day – Текст: электронный // imdb.com: сайт. – URL: https://www.imdb.com/title/tt4532586/?ref_=tt_mv_close (дата обращения: 14.07.2023).
22. 산촌진흥기본계획 (2018-2027) – Текст: электронный // forest.go.kr: сайт. – URL: https://www.forest.go.kr/kfsweb/cop/bbs/selectBoardArticle.do?nttId=3136785 (дата обращения: 26.07.2023).
23. 어촌어항발전기본계획 (2020-2024) – Текст: электронный // mof.go.kr: сайт. – URL: https://www.mof.go.kr/jfile/readDownloadFile.do?fileType (дата обращения: 14.07.2023).
24. 제15회 제주해녀축제 // 제주관광공사 – Текст: электронный // visitjeju.net: сайт. – URL: https://www.visitjeju.net/kr/detail/view?contentsid=CNTS_000000000022292 (дата обращения: 28.07.2023).
25. Kang, Gahui, Kim, Minji. 2020 Travel Week program to promote offseason tourism – Текст: электронный // korea.net: сайт. – URL: https://www.korea.net/NewsFocus/FoodTravel/view?articleId=181771 (дата обращения: 01.08.2023).
26. In the SOOP BTS Ver. – Текст: электронный // imdb.com: сайт. – URL: https://www.imdb.com/title/tt13191804/ (дата обращения: 03.08.2023).
References
1. 손재영. 생태관광 발전에 관한 연구 // 서울: 산학경영연구, 2010.
2. 한국 관광 통계 – Tekst: jelektronnyj // datalab.visitkorea.or.kr: sajt. – URL: https://datalab.visitkorea.or.kr/datalab/portal/ts/getEntcnyFrgnCust2Form.do (data obrashhenija: 20.06.2023).
3. 우리나라 국립공원 – Tekst: jelektronnyj // knps.or.kr: sajt. – URL: https://www.knps.or.kr/portal/main/contents.do?menuNo=8000665 (data obrashhenija: 21.06.2023).
4. 관광진흥법 (시행 2023.09.22) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/법령/관광진흥법 (data obrashhenija: 24.06.2023).
5. 김성진. 생태관광 진흥방안 연구 // 한국문화관광정책연구원, 2002.
6. Volkov, S.V. Rannjaja istorija buddizma v Koree (sagha i gosudarstvo) / S.V. Volkov. – Moskva: Nauka, 1985. – 152 s. – 5000 jekz. – Tekst: neposredstvennyj.
7. 김은영, 예철해. 불교의 자연 인식 변천: 불교생태교육적 의미를 중심으로 // 종교교육학연구, 2021.
8. Tucker, M.E. The Relevance of Chinese Neo-Confucianism for the Reverence of Nature // Environmental History Review. – Summer 1991. – Vol. 15, №2. – P. 62-64.
9. Tolstokulakov, I.A. Ocherk istorii korejskoj kul'tury / I.A. Tolstokulakov. – Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. un-ta, 2002. – 240 s. – 1000 jekz. – ISBN 5-74444-1323-5. – Tekst: neposredstvennyj.
10. Allison, H. The Fall and Rise of South Korea’s Forests // Quarterly Journal of Forestry. – January 2016. – Vol. 110, №1. – PP. 37-39.
11. 산림법 (시행 1962.01.20) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. URL: https://www.law.go.kr/법령/산림법/(00881,19611227) (data obrashhenija: 30.06.2023).
12. 산림청직제 (시행 1967.01.01) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/법령/산림청직제/(19670101,02843,19661227) (data obrashhenija: 05.07.2023).
13. 공원법 (시행 1967.03.03) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsiSeq=9229-0000 (data obrashhenija: 07.07.2023).
14. 자연보호위원회규정 (시행 1977.11.09) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/법령/자연보호위원회규정/ (data obrashhenija: 10.07.2023).
15. 자연공원법 (시행 1980.01.06) – Tekst: jelektronnyj // www.law.go.kr: sajt. – URL: https://www.law.go.kr/법령/자연공원법 (data obrashhenija: 12.07.2023).
16. Song, A. Seoul to Expand Forest Schools – Tekst: jelektronnyj // koreabizwire.com: sajt. – URL: http://koreabizwire.com/seoul-to-expand-forest-schools/81078 (data obrashhenija: 14.07.2023).
17. Park, Mi Sun, Lee, Hyowon. Forest Policy and Law for Sustainability within the Korean Peninsula // Sustainability. – August 2014. – Vol. 6, №8. – P. 1562-1586.
18. 산촌진흥기본계획 (2008-2017) – Tekst: jelektronnyj // korea.kr: sajt. – URL: https://www.korea.kr/archive/expDocView.do?docId=32463 (data obrashhenija: 17.07.2023).
19. 어촌어항발전기본계획 (2009-2013) – Tekst: jelektronnyj // mof.go.kr: sajt. – URL: https://www.mof.go.kr/doc/ko/selectDoc.do?docSeq=36359&menuSeq=1067&bbsSeq=81 (data obrashhenija: 20.07.2023).
20. 어촌어항발전기본계획 (2014-2018) – Tekst: jelektronnyj // mof.go.kr: sajt. – URL: https://www.mof.go.kr/doc/ko/selectDoc.do?docSeq=36359&menuSeq=1067&bbsSeq=81 (data obrashhenija: 23.07.2023).
21. Three Meals a Day – Tekst: jelektronnyj // imdb.com: sajt. – URL: https://www.imdb.com/title/tt4532586/?ref_=tt_mv_close (data obrashhenija: 14.07.2023).
22. 산촌진흥기본계획 (2018-2027) – Tekst: jelektronnyj // forest.go.kr: sajt. – URL: https://www.forest.go.kr/kfsweb/cop/bbs/selectBoardArticle.do?nttId=3136785 (data obrashhenija: 26.07.2023).
23. 어촌어항발전기본계획 (2020-2024) – Tekst: jelektronnyj // mof.go.kr: sajt. – URL: https://www.mof.go.kr/jfile/readDownloadFile.do?fileType (data obrashhenija: 14.07.2023).
24. 제15회 제주해녀축제 – URL: https://www.visitjeju.net/kr/detail/view?contentsid=CNTS_000000000022292 (data obrashhenija: 28.07.2023).
25. Kang, Gahui, Kim, Minji. 2020 Travel Week program to promote offseason tourism – Tekst: jelektronnyj // korea.net: sajt. – URL: https://www.korea.net/NewsFocus/FoodTravel/view?
articleId=181771 (data obrashhenija: 01.08.2023).
26. In the SOOP BTS Ver. – Tekst: jelektronnyj // imdb.com: sajt. – URL: https://www.imdb.
com/title/tt13191804/ (data obrashhenija: 03.08.2023).