№ 2(27), 2013 г.
НЕМГИРОВА С. Н.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ
NATIONAL-CULTURAL PUBLIC ASSOCIATIONS AS A FACTOR OF STABILITY
IN THE POLYETHNIC REGION
Аннотация: В статье на основе проведенных исследований рассмотрена деятельность национальнокультурных общественных объединений как субъектов обеспечения стабильности в полиэтничном регионе. Сделан вывод, что этнокультурные организации оказывают влияние на повышение этнокультурной компетентности населения, способствуют эффективной социализации этнических групп в региональное сообщество, сохранению межнационального мира и согласия.
Ключевые слова: национально-культурные общественные объединения, этнокультурное взаимодействие, гражданское общество.
Annotation: In article on the basis of the conducted research ofthe activities of national-cultural public associations as subjects to ensure stability in the poly-ethnic region. In a conclusion that the ethno-cultural organizations influence the increase of ethnocultural competence of the population, contribute to effective socialization of ethnic groups in the regional community, the preservation of interethnic peace and consent.
Keywords: national-cultural public associations, ethno-cultural interaction of the civil society.
Одной из главных задач успешного функционирования гражданского общества является организация механизма взаимодействия и сотрудничества всех его составляющих. Такое сотрудничество есть залог открытости к восприятию культур других культур и уважению к иным мировоззренческим моделям, воспитания толерантности, формирования непредвзятого взгляда на мир и взаимодействия всех культурных и социальных структур общества.
На протяжении веков Россия формировалась как многонациональное государство. Многообразие населения стало источником постоянного и взаимообогащающего общения, условием развития страны [1, с. 7]. На территории Республики Калмыкия проживают представители более 100 этнических групп, при этом государствообразующими нациями являются калмыки и русские, которые составляют 56,2% и 29,6% населения соответственно, 14,2% приходится на другие национальности [Рассчитано по: 2, с. 22]. Наиболее крупные из них представляют даргинцы, казахи, чеченцы, турки-месхетинцы, аварцы, украинцы, корейцы и татары. Результаты исследований на тему «Этноконфессиональное и межкультурное взаимодействие в Республике Калмыкия», проводимых Институтом комплексных исследований аридных территорий, подтверждают рост национального самосознания, интерес населения к национальным традициям, культуре и верованиям своих предков, желание знать родной язык и историю своего народа. Республика Калмыкия является благоприятным регионом не только для развития всех национальных культур, но и для взаимообогащающего этнокультурного диалога. Также результаты указанного исследования фиксируют ориентацию этнокультурных предпочтений населения не только на ценностях собственных этнических групп, но и других национальностей, что проявляется, в первую очередь, в изучении быта, обрядов, традиций, кухни других народов; прослушивании музыки разных народов; посещении национально-культурных мероприятий, чтении книг о культуре других народов. Тем самым в полиэтничном регионе наблюдается высокий уровень взаимодействия и межкультурного сотрудничества представителей различных народов.
В декабре 2012 г. была принята Стратегия государственной национальной политики РФ, в которой подчеркивается, что в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями при формировании гражданского общества и рыночной экономики, с одной стороны, и некоторыми просчетами в государственной национальной политике, с другой. Стратегия ставит своей целью сохранение этнокультурной самобытности народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России [3]. Реализации данной цели способствует и деятельность национально-культурных общественных объединений (НКОО). Активизация национальнокультурных движений связана с формированием системы ценностей и удовлетворением запросов народов, их интересов и потребностей как жизненно важных стимулов, определяющих национально-культурное развитие. Играя все большую роль в жизни этнических сообществ, национально-культурные общественные организации являются институтами политической системы государства.
97
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Не важно, оформлены юридически или нет национально-культурные центры, т. к. всякий институт есть устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих определенную сферу человеческой деятельности. Легализированная этнокультурная организация предпочтительнее, так как, взаимодействуя с другими институтами гражданского общества, она занимает в иерархии общественной системы определенную позицию и обретает «институциональную полноту» организационной структуры в своей этнической группе. Тем не менее, и формальные, и неформальные этнокультурные объединения являются по своей природе институциональными образованиями, работающими на укрепление толерантных основ взаимодействия между народами.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в Республике Калмыкия в настоящее время осуществляют свою деятельность семь НКОО [4]. Многолетний опыт работы республиканского общества калмыцко-корейской дружбы, казахского культурного центра «Жерлестер», калмыцкой общественной организации «Дагестанская диаспора», общественно-культурного объединения чеченцев «Согласие» («Барт»), общественной организации «Азербайджанский конгресс» свидетельствует об их большом потенциале. Самой молодой является общественная организация «Культурный центр турок-месхетинцев».
Результаты экспертного опроса руководителей НКОО свидетельствует о том, что этнокультурные организации республики представляют культуру своих народов, исключением является дагестанская диаспора, которая ставит своей целью работу с представителями всех народов, проживающих на территории республики. Пропагандируя культуру преимущественно своих этнических групп, НКОО вовлекают в свою деятельность и старожильческое население региона, в организации работы культурного центра турок-месхетинцев принимают участие дагестанцы, азербайджанцы, казахи. Основной причиной создания НКОО послужила активная миграция населения в республику в 1990-е гг. Оказавшись оторванными от своих корней, активисты, стремясь сохранить свою национальную культуру, этнокультурную самобытность, язык, наладить связи с исторической родиной, оказать помощь друг другу, стали образовывать НКОО.
Приоритетными направлениями деятельности НКОО являются: социализация представителей своего этноса в региональное сообщество, сохранение и развитие этнической культуры, культурно-просветительская деятельность. В работе этнокультурных организаций социально-культурной сфере уделяется большое внимание. Организуются различные виды клубов по интересам для разных возрастных групп, курсы по изучению этнического языка и истории и т.п. Тем самым НКОО являются сосредоточием культурной жизни ее членов.
Приобщая к своей деятельности подростков и молодежь, НКОО используют различные средства по ознакомлению их с культурой своего этноса, которые можно объединить по следующим направлениям: культуроохранное (изучение языка, истории, миграции этноса и т.п.), культуротворческое (освоение народной художественной культуры через участие в национальных и религиозных праздниках, ансамблях) и образовательное.
В большинстве случаев люди обращаются в НКОО с желанием оказаться в родной этнической среде, в поисках работы, правовой защиты, что свидетельствует о том, что НКОО готовы помогать гражданам не только в удовлетворении этнокультурных потребностей, но и по целому спектру других вопросов.
Практически все НКОО привлекают к работе волонтеров, активнее всего это делают дагестанская диаспора, казахский культурный центр и Азербайджанский конгресс. Корейский культурный центр к проведению знаменательных дат в истории России и Кореи привлекает до 50 и более человек. Большинство волонтеров, участвующих в проведении различных мероприятий, старше 50 лет, также в качестве добровольцев готовы работать 30-49-летние граждане республики. Это, в первую очередь, пенсионеры, служащие, предприниматели, рабочие. Как правило, волонтеров набирают из числа друзей и знакомых. Люди участвуют в деятельности НКОО, чтобы научиться чему-то новому, больше узнать о культуре, традициях, быте своего народа, в целях пропаганды этнической культуры. Только у трети НКОО имеется свое помещение, что представляет собой достаточно большую проблему, т.к. сложно работать в полную силу из-за отсутствия офиса. Но органы местного самоуправления всегда готовы предоставить помещения для проведения тех или иных мероприятий.
Если в решении вопросов культурного характера этнические объединения могут оказать серьезную помощь, то в решении социальных и финансовых проблем их возможности ограничены. НКОО функционируют на собственные средства, ими практически не ведется работа по привлечению грантовых средств, не выделяются деньги на их развитие из бюджетов муниципалитетов, республики. По оценкам руководителей НКОО, по сравнению с прошлым годом материальное положение их организаций немного улучшилось. Большинству НКОО средств хватает для полноценного выполнения задач, но многие идеи остаются нереализованными. Недостаток средств у культурного центра турок-месхетинцев грозит закрытием организации, активисты
98
№ 2(27), 2013 г.
работают на энтузиазме. Половина руководителей оценивают деятельность своей организации на «удовлетворительно», столько же ставят высокие оценки.
НКОО республики участвуют в публичных мероприятиях (праздниках, ярмарках, фестивалях), половина из них делают публикации в СМИ, дают консультации о деятельности своей организации. В ходе подготовки и проведения традиционных массовых праздников, фестивалей и конкурсов на деле можно убедиться в успешном межкультурном взаимодействии народов Республики Калмыкия, отличающих ее в духовном, культурном и социальном развитии.
Если говорить об опыте взаимодействия этнокультурных объединений с органами власти, то здесь налажены широкие контакты и с региональными, и с местными органами власти. Так, по приглашению властных структур НКОО участвуют в совещаниях, круглых столах, конференциях, предвыборных кампаниях, праздничных мероприятиях. Администрация г. Элисты предоставила помещения культурному объединению чеченцев и казахскому культурному центру. Сегодня взаимодействие национально-культурных организаций и власти наполняется новым содержанием. Это, с одной стороны, формирование системного социального партнерства, с другой - профилактика возможных проблем в этноконфессиональной сфере. Данные направления являются одними из приоритетных в вопросах управления общественными отношениями. Сохранение стабильности в сфере межнациональных отношений в субъектах ЮФО и распространение общероссийских интегративных ценностей могут быть обеспечены при систематическом и тесном взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления и НКОО в этнополитической и этнокультурной сферах [5, с. 101]. В этих условиях актуализируется задача оптимизации государственной политики, направленной на интеграцию НКОО в социокультурное пространство республики.
Анализ полученных нами данных позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на те трудности, с которыми сталкиваются НКОО, они способствуют успешной социализации представителей своих народов в иной этнической среде, профилактике делинквентного поведения. Это происходит потому, что их работа по сохранению и развитию этнической культуры создает особое культурное пространство, предназначенное для проведения досуга и межличностной коммуникации внутри этнической группы, что позволяет их членам ощущать себя частью своего этноса. Тем самым через НКОО происходит взаимодействие всей этнической группы с другими институтами гражданского общества. Это подтверждается отсутствием открытых межнациональных конфликтов в условиях роста миграции иноэтнического населения в регион, что является следствием эффективной политики региональной и местных властей, использующих все институты для культивирования взаимного уважения и социальной терпимости в отношении всех народов, проживающих в республике.
Таким образом, НКОО создают большие возможности, как для развития национальной культуры народов и этнических групп, так и для их эффективной адаптации в региональном социуме. Благодаря совместной деятельности государственных и муниципальных органов власти республики и национально-культурных организаций сохраняются традиции народов, живущих на территории Калмыкии, создаются различные площадки для диалога. Без поддержки актива НКОО Правительству Республики Калмыкия будет достаточно сложно осуществлять эффективную координацию этнокультурной сферы. Только совместные их усилия позволят сохранить культурные традиции народов страны, предотвратить возникновение негативных явлений. На основе вплетения самобытности каждого народа, его национального интереса в интерес общегосударственный можно решать задачи развития межнациональных отношений в стране. На это направлена Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [6], что требует от региональных органов власти детальной проработки вопросов этнокультурного сохранения и развития всех народов, исторически формировавшихся и проживающих в субъектах Российской Федерации.
Оказывая влияние на повышение этнокультурной компетентности населения, пропаганду культуры народов Калмыкии, интенсификацию межэтнического диалога, НКОО сегодня являются одним из принципиально важных субъектов реализации национальной политики в регионе, сохранения межнационального мира и согласия, обеспечения информационных, образовательных, культурных и иных гуманитарных запросов и потребностей жителей Калмыкии, связанных с их национальной принадлежностью. НКОО как самоуправляемые, синергетические организмы, отвечая общим принципам демократического государства, заняли свое место в системе институтов гражданского общества.
1. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. М.: Московское бюро по правам человека. «Академия», 2008. 84 с.
2. Республика Калмыкия. Статистический ежегодник. 2012. Стат. сб. Калмыкиястат. Элиста, 2012. 299 с.
99
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 52. Ст. 7477.
4. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации // http://unro.minjust.ru/.
5. Аствацатурова М. А. Роль этнических общин и диаспор в развитии Юга России // Современное состояние и сценарии развития Юга России: Материалы научно-практического семинара Объединенного отдела социально-политических и экономических проблем южных регионов ЮНЦ РАН (7-8 декабря 2005 г.). Ростов-на-Дону.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006.
6. Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 г. № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 35. Ст. 4509.
100