Научная статья на тему 'Национально-культурные объединения Западной Сибири (1985-1991 гг. )'

Национально-культурные объединения Западной Сибири (1985-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Замиралова Татьяна Александровна

Автор статьи на основании исторических фактов, анализа научной литературы, нормативных и архивных документов, с помощью аргументов пытается обосновать необходимость создания, общественной и государственной поддержки общественных объединений, основной целью которых является сохранение и развитие национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-культурные объединения Западной Сибири (1985-1991 гг. )»

ист. наук. М., 1992; Касьянова О.П. Перестройка управления промышленностью и строительством в начале 1950-х — первой половине 60-х годов. Дис. ... канд. ист. наук. М., 1996; Горлов В.Н. Московские городской и областной совнархозы (1957

— 1965 гг.): противоречия становления и развития. Дис. ... канд. ист. наук. М.,1997; Ковалев В.В. Исторический опыт реформирования форм хозяйствования и методов управления социально-экономической сферой советского общества (1953

— 1970 гг.) (На материалах Ставропольского и Краснодарского краев). Дис. ... канд ист. наук. Ставрополь, 1997; Смолкин О.А. Реформирование местных органов власти и управления в 1953

— 1964 гг. (На материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей). Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1997; Мерцалов

В.И. Реформа управления промышленностью и строительством 1957 — 1965 г. (На материалах Восточной Сибири). Дис. ... докт. ист. наук, Иркутск, 2001.

9. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 287. Л. 14.

10. Там же. Д. 30. Л. 104.

11. Там же. Д. 286. Л. 134.

12. Там же. Оп. 2. Д. 19. Л. 151.

13. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 826. Л. 329.

14. Там же. Д. 846. Л. 101.

15. Там же. Д. 839. Л. 188.

16. Там же. Д.846. Л. 183.

17. Там же. Д.821. Л. 188; Д. 826. Л. 193; Д. 831. Л.144; Д. 839. Л. 188; Д. 846. Л. 183.

18. ГАКО Ф. Р-1621. Оп.1. Д. 287. Л. 5.

19. Там же. Д. 286. Л. 37 (об.).

20. Там же. Оп.2. Д. 19. Л. 41.

21. ГАТюмО Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л. 152.

22. Там же. Д. 846. Л. 142.

23. ГАКО Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 61(об.).

24. Там же. Оп.2. Д. 19. Л. 62 (об.).

25. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 7 (об.).

26. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л. 125 (об.).

27. ГАКО. Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.69 (об.).

28. ГАТюмО. Ф.Р-1724 Оп.1. Д.846. Л. 219.

29. ГАКО. Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.19 (об.).

30. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 839. Л.131 (об.).

31.Там же.

32. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 286. Л. 19 (об.).

33. Там же. Оп.2. Д.19. Л.19 (об.).

34. ГАТюмО Ф.Р-1724 Оп.1. Д.846. Л.120 (об).

35. ГАКО Ф.Р-1621 Оп.1. Д.286. Л.6 (об.). Оп.2. Д.19. Л.14 (об.).

36. Там же. Д.30. Л.3 (об.). Д.90. Л.8 (об.). Д.181. Л.4 (об.).

37. ГАТюмО. Ф. Р-1724. Оп. 1. Д. 821. Л. 419; Д. 826. Л.329; Д. 831. Л.327; Д.839. Л.97; Д. 846. Л.101.

38. ГАКО. Ф. Р-1621. Оп. 1. Д. 30. Л. 104. Д.90. Л. 110; Д. 181. Л. 66; Д. 286. Л. 134; Оп.2. Д.19. Л.151.

Сокращения: ГАКО — Государственный архив Курганской области; ГАТюмО — Государственный архив Тюменской области.

ЧУХНО Александр Васильевич, старший преподаватель кафедры всемирной истории и политологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.03.2007 г.

© Чухно А.В.

УДК 008 Т. А. ЗАМИРАЛОВА

Омский государственный технический университет

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 гг.)_____________________________________

Автор статьи на основании исторических фактов, анализа научной литературы, нормативных и архивных документов, с помощью аргументов пытается обосновать необходимость создания, общественной и государственной поддержки общественных объединений, основной целью которых является сохранение и развитие национальной культуры.

«Национальность есть питательная среда личности». [1]

Н.А. Бердяев.

В актуальности заявленной темы сомневаться не приходится. Недавнее обострение межнациональных отношений в Кондопоге, Воронеже, Санкт-Петербурге, как, впрочем, и в Париже, в очередной раз указывает на необходимость изучения ситуации совместного проживания национальностей и определения оптимального пути для решения основных проблем этого проживания. В свое время еще Р. Шпрингер отметил, что на долю XX века выпадает сложная, трудная работа урегулирования внутренних национальных отношений в разноплеменных государствах [2]. Обострение так называемого «национального вопроса» обычно

проявляется в те периоды, когда общество находится в состоянии «аномии», когда происходит маргинация социума, трансформация социальной структуры и переход ее в новое качество.

В начале XX века обострение взаимоотношений между представителями разных национальных групп в России было обусловлено развалом Российской империи. Распад Советского Союза послужил новому напряжению в национальных отношениях. Большое количество различных этнических групп приобрело статус граждан вновь образованных государств и осталось за пределами своей исторической родины.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

В конце 80-х годов XX века сложилась социальная общность, называемая «советский народ», которая неожиданно прекратила свое существование. Возникшие вместо единой отдельные структуры на первом этапе не обладали устойчивостью, плюс к этому явно прослеживалось негативное влияние этнического фактора, непосредственно оказывавшего свое влияние на межэтнические и личностные отношения в новых суверенных государствах.

Данные, представленные в нашем исследовании, взяты из отчетов отделов культуры, областных обкомов КП РСФСР 1985-1991 годов, комитетов по делам национальной политики, религии и общественных объединений региона, а также из делопроизводственных документов (отчетов, планов работы) организаторов национально-культурных объединений Западной Сибири. В документах прослеживается неподдельный интерес государственных органов и органов партии к регулированию межнациональных отношений. Например, документация Омского обкома КП РСФСР, комиссии по идеологическим и гуманитарным проблемам (ЦДНИОО фонд № 17, дело 7995, опись Iа стр.12, 15, 24) освещает программу действий Омской областной и городской партийной организации по реализации платформы КПСС «Национальные политические партии в современных условиях», «Национальные процессы в Омской области» (ЦДНИОО фонд № 17, дело 7995, опись 1а стр.41).

Отдельный интерес представляют отчеты и планы работы отдела культуры Омского обкома КПСС 1987 года (ЦДНИОО фонд № 17, опись19 дело № 6362, 187 лист.). В плане работы отдела культуры на III квартал 1987 года руководство обкома выражает свою заботу о деятельности партийных организаций Омского района по коммунистическому воспитанию граждан немецкой национальности (ЦДНИОО фонд № 17, опись19 дело № 6362, лист № 77), направляет для решения наболевшего вопроса в Омский район представителей учреждений культуры Омска совместно с отделом пропаганды для разъяснительной работы. Музей изобразительного искусства должен осуществить экскурсионное обслуживание выставок под названиями «Мастера русского искусства» и «Современное искусство». Также перед историческим и литературным музеями поставлена задача: оказать практическую помощь в создании в Павлоградке музея дружбы народов (ЦДНИОО фонд №17, опись19 дело № 6362, лист № 114).

Обеспокоенность государства по поводу самоопределения наций в поликультурном пространстве Западной Сибири в переломный период российской государственности, без сомнения, была высока и оправданна. Однако невозможно оставить без внимания и тот факт, что на современном этапе изученные материалы мало востребованы. В то же время именно изучение первых шагов на пути формирования национально-культурных объединений, которые пришлись на последние годы существования СССР, позволит лучше понять их настоящее положение и проблемы современного развития.

В результате работы с документами вышеназванных структур мы приходим к выводу о том, что, проживая за пределами своего национального государства, национальные группы сталкиваются с рядом специфических проблем:

1. Принимающая территория естественным образом укрепляет позиции этнического большинства.

2. Историческая родина не всегда может оказать помощь в реализации прав и свобод землякам, находящимся за рубежом.

В связи с этим, как нам видится, необходимо создание условий для представителей разных национальностей, проживающих вне территории исторической родины, для сохранения стабильности в обществе. Стабилизация могла бы формироваться за счет сохранения народом здорового этнического ядра, набора ценностей, стереотипов поведения, элементов традиционной культуры, при этом не через насаждение ее другим, а посредством предоставления возможности для всех представителей поликультурного пространства сохранять и развивать свои культурные ценности. Только тогда увеличится потенциал дружеского сосуществования, процветания и развития того государственного образования, на территории которого проживают граждане, принадлежащие к различным этническим группам. Способствовать развитию национальной культуры и сохранить ее материальные и духовные ценности — цель настоящего исследования.

Сибирский край — сложный, своеобразный регион России. Территория Западной Сибири издавна является своеобразным «скопищем» переселенческого народа, разных национальностей, вероисповеданий, традиций. Перед властными структурами, а также населением стоит важная задача по созданию гармоничного, комфортного климата для проживания представителей разных национальностей. Приоритетным направлением в решении поставленной задачи является создание и государственная поддержка национально-культурных общественных объединений. Факт возникновения и развития национально-культурных объединений на базе кружков самодеятельного творчества, клубов по интересам, ансамблей народного танца и песни в конце 80-х годов XX века, оказанная помощь со стороны представителей власти, возможно, и были первым робким шагом на пути решения этой сложной задачи.

Национально-культурные общественные объединения (НКО), являющиеся объектом нашего исследования, могут стать наиболее оптимальной формой развития личности в рамках национального «я». Всего за исследуемый период на территории Западной Сибири получили государственную регистрацию 22 объединения национальной культуры, включая национально-культурные автономии и национально-культурные округа [3].

Первое национально-культурное объединение в регионе, получившее регистрационный номер, возникло в Томской области в ноябре 1989 года. А.К. Стрелис организовал работу общества латышской культуры. Основные цели и задачи объединения, которые изложены в уставе, заключаются в следующем: связь латышской диаспоры с исторической родиной, развитие культурно-этнических связей с Латвией, сохранение национальных особенностей и образа жизни членов объединения, укрепление дружбы между народами, проживающими в Томской области.

В том же году в Новосибирской области обрел официальный статус немецкий областной культурный центр (руководитель А.А.Винтер). Основными целями и задачами развития объединения установлены: возрождение и развитие национального языка и культуры, социальная и правовая защита, а также поддержка граждан немецкой национальности, проживающих на территории Западной Сибири. При этом приоритетной формой работы национальное объединение определило благотворительную деятельность. [4]

Общество латышской культуры Томска, немецкий областной культурный центр Новосибирской

Таблица N>1

Националыго-культуриые общосгвсниыс объединения Западной Сибири IIUÜU-1UU1 годы|

№ Местоположение Дата регистрации Название Организатор

1 Алтайский край, Барнаул 1311.91 г. Краевой центр армянской культуры А.А Мхиторян

2 Барнаул 13.11.91 г. Общество литовской культуры БЮ. Вербицкая

3 Барнаул 15.06.91 г. Центр культуры снбирасих казаков Ю.А. Белозерцев

4 Барнаул 2.1251 г. Русский национальный культурный центр Т.М. Степановская

5 Республика Алтай, Горно-Алтайск 26.11.91 г. Республиканское общество «Эне-тил» АИ. Тодешев

6 Горно-Алтайск 9.1251 г. Республиканская ассоциация «Мундустар» Е.А. Мегедеков

7 Кемеровская область, Кемерово 20.12.91 г. Ассоциация тепеутского народа «Эне-байат» Н.П. Тодышев

8 Междур еченск 29.08.90 г. Ассоциация шорского народа П.И Акуляков

9 Кемерово 13.04.91 г. Областной немецкий культурно-методический центр Е.Г. Остердаг

Ю Кемерово 20.11.91 г. Общество российских немцев «Возрождение» И.Я. Киба

11 Кемерово 20.11.91 г. Областной центр татарской культуры «Дуслык» АН. Тухватуллин

12 Новосибирская область, Новосибирск 8.12.89г. Немецкий областной культурный центр А.А Винтер

13 Новосибирск 29.10.90 г. Татарский областной культурный центр Н.З. Касимов

14 Новосибирск 31.01.91 г. Дом польский И.А Хрулева

15 Омская область, Омск 15.06.91 г. Отделение международного общества «Казак-тили» С.А. Тастенов

16 Томская область, Томск 15.11.89г. Общество латышской культуры А.К. Стрелис

17 Тюменская область, Тюмень 12.04.91 г. Общество российских немцев «Возрождение» ФД. Майер

18 Тюмень 29.05.91 г. Ассоциация осетин «Ир» B.C. Кораев

19 Тюмень 2.0751 г. Общество еврейской культуры «Авив» ИИ. Иесгриков

20 Сургут 17.07.91 г. Интернациональное общественное объединение «Азери» С.Т. Тарвердиев

21 Тюмень 28.12.91 г. Областная ассоциация корейцев России В.О. Огай

22 Тюмень 4.05.90 г. Общество финнов Л.К Иванов

Примечание: таблица составлена по данным автора, на основании информации Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям.

области были первыми ласточками, объединившими представителей различных этнических групп в национально-культурные объединения на Западе Сибири. В период с 1989 по 1991 гг. в регионе стало работать более 30 национально-культурных объединений, но государственную регистрацию получили лишь 22 из них (табл. №1). Прежде всего это отражает позицию государства в области национально-культурной политики, ведь деятельность фактическая много важнее формальной. Лидеры и активисты доказали необходимость создания объединений национальной культуры для сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа.

Этнодемографическая и национально-культурная ситуация в Западной Сибири обусловлена тем, что русские составляют около 80% всего населения и лишь 20% приходится на другие народы. Представители практически всех национальных групп имеют свои национально-культурные общественные объединения. Интерес у общества, представителей власти, ученых к процессу взаимодействия представителей разных культур, национальных групп, наций на территории Сибири неоспорим. В конце 80-х годов ХХ в. активно

велась разработка конкретных программ действий для решения проблем межнациональных отношений. Результат не заставил себя ждать: в Омской области по инициативе активистов, неравнодушных к проблемам своей культуры, стали создаваться национально-культурные объединения, так необходимые для региона с многонациональным населением. Именно эти события послужили точкой отчета для формирования системы национально-культурного образования населения [5].

По подсчетам автора, к началу XXI века только в Омской области активно работают, развивают и сохраняют культуру разных национальных групп 59 национально-культурных объединений, в том числе 13 национально-культурных автономий, из них 4 — региональных (казахская, татарская, немецкая, еврейская), 9 - местных (1 — татарская, 8 — немецких).

Основным направлением работы национально-культурных объединений Западной Сибири является удовлетворение культурных потребностей населения. Под культурными потребностями мы понимаем: национально-языковые, национально-религиозные, национально-педагогическ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (58), ИЮЛЬ-АВГУСТ 2007

ие. Только через единение всех составляющих, необходимых для удовлетворения культурных потребностей, можно сегодня разработать приемлемую программу развития культуры представителей всех национальностей региона. Национально-культурные общественные объединения, используя основные направления своей деятельности, могут стать инициаторами:

- популяризации национальной истории, традиций, обычаев, языка, фольклора;

- обогащения национального содержания, форм и методов просветительной и духовной деятельности, изучения и учета культурных запросов разных возрастных групп, представляющих определенную национальность;

- совершенствования системы организации свободного времени представителей определенной национальной группы, особенно детей и молодежи;

- подготовки и проведения национальных праздников и досуговых программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- координации работы с представителями определенной национальной группы;

- расширения контактов с подобными объединениями на территории России, ближнего и дальнего зарубежья с целью пропаганды и популяризации национальной культуры. Облегчение процесса налаживания отношений разных этнических групп через создание позитивного эмоционального фона - это и есть положительный результат, который возникнет, если деятельность НКО будет ориентирована в русле предлагаемого алгоритма.

На сегодня Западная Сибирь — это творческая лаборатория, где приоритетным направлением деятельности является формирование личности в поли-культурном пространстве региона, вырабатываются модели введения в современную действительность различных аспектов народной культуры. Однако в этой работе имеются существенные проблемы, и необходима государственная и общественная поддержка национально-культурных объединений.

Деятельность национально-культурных объединений по организации и проведению досуговых программ помогает человеку в процессе социализации приобщиться к многоцветию национальных культур. Приоритетными направлениями работы объединений являются: развитие межнациональных культурных отношений; проведение традиционных календарных праздников; участие в конференциях, семинарах по вопросам национальной политики; сбор фольклорного этнографического материала; сотрудничество со средствами массовой информации.

Все досуговые программы, разрабатываемые НКО, невозможны без связи поколений и передачи традиций от одного поколения другому. Благодаря работе энтузиастов национально-культурных общественных объединений Г.Я. Эрнста, Е. М. Турецкой, В.В. Галузо,

B.Н. Худякова, Г.Н. Чумаковой, Е.М. Чершегоровой,

C.А. Винника, Т.И. Мишиной, С.А. Тастенова, А.Х. Жу-

Г~42~

нусовой, И.А. Каршаевой, М.А. Лубягина, А.Я. Тупесис, Я.Г. Бирлянда, А.Г. Миносяна, А.Р. Кима и многих других сохраняется и развивается национальная самобытность, духовная и материальная культура народа. Возможно, именно поэтому Западная Сибирь остается точкой опоры для российской государственности.

Развитие системы национально-культурного образования населения необходимо в условиях поликуль-турного пространства Сибири. В настоящее время национально-культурные общественные объединения способствуют реализации свободного выбора и социального преуспевания представителей разных культурных традиций на территории Западной Сибири.

У каждой нации свой, неповторимый путь, и если она его теряет, то теряет возможность выжить, выпадает из мирового целого. Национально-культурные общественные объединения дают возможность представителям разных национальностей выразить себя, поделиться накопленным опытом, традициями, особенностями своей культуры. Представители каждого народа обязаны сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у него, приглашая всех принять участие в празднике его духовной культуры. Национально-культурные общественные объединения, изучая, сохраняя и развивая культуру своего народа, воспитывают чувство единства, чем избавляют от попыток обособления граждан разных национальностей друг от друга.

Источники

1. ЦДНИОО фонд № 17, дело 7995, опись 1а стр.12, 15, 24.

2. ЦДНИОО фонд № 17, дело 7995, опись 1а стр.41.

3. ЦДНИОО фонд № 17, опись19 дело № 6362, стр.187 лист.

4. ЦДНИОО фонд № 17, опись19 дело № 6362, стр. 77.

5. ЦДНИОО фонд №17, опись19 дело № 6362, стр. 114.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. /Судьба России/ М., 1990. С.56.

2. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2001.

С.71.

3. Дегтерева И.В. /Общественные объединения Сибирского региона/ Новосибирск 1998, С.12.

4. Н.А. Томилов /Этнографические процессы у народов и национальных групп Западной Сибири/ Новосибирск, 1996. С.3.

5. Генова Н.М., Томилов Н.А. Судьбы национальных культур и интеллигенция /Генова Н.М., Томилов Н.А./ Информационный вестник фестиваля национальных культур «Мы вместе».

- 2001.- Ч.2, № 7.- С. 204-205.

ЗАМИРАЛОВА Татьяна Александровна, ассистент кафедры социологии социальной работы и политологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.04.2007 г.

© Замиралова ТА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.