29. ЦГАСО. Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 563.
30. Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). Ф. Р-337. Оп. 1. Д. 433.
31. ЦГАСО. Ф. Р-644. Оп. 1. Д. 115.
32. ЦГАСО. Ф. Р-644. Оп. 1. Д. 402.
33. 1-й Симбирский губернский съезд техников лесного дела // Экономический путь. 1922. 18 февраля. С. 2.
34. РГАЭ. Ф. 478. Оп. 9. Д. 1567.
35. ГАУО. Ф. Р. 337. Оп. 1. Д. 53.
36. ГАСО. Ф. Р-313. Оп. 1. Д. 1434.
37. ЦГАСО. Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 735.
38. ЦГАСО. Ф. Р-3547. Оп 1. Д. 41.
39. ЦГАСО. Ф. Р-3557. Оп. 1. Д. 3.
40. Действующие распоряжения по лесному управлению. С приложением Лесного кодекса / сост. Т.В. Нехорошев. Петроград: издание Петроградского лесного отдела, 1924. 388 с.
41. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (далее - СОГАСПИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 2676.
42. ЦГАСО. Ф. Р-751. Оп. 9. Д. 145.
43. СОГАСПИ. Ф. 1141. Оп. 20. Д. 725.
44. ГАПО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 119.
45. ЦГАСО. Ф. Р-751. Оп. 9. Д. 130.
46. Об образовании Главного Управления лесо-охраны и лесонасаждений при Совете Народных Комиссаров СССР и о выделении водоохранной зоны. Постановление СНК СССР от 2 июля 1936 г. № 1162 // СЗ СССР. 1936. № 35. Ст. 311.
47. О структуре Главного Управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР. Постановление СНК СССР от 8 августа 1936 г. № 1432 // СЗ СССР. 1936. № 44. Ст. 379.
48. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 30. Д. 474. Л. 243.
49. Кривоносов Г.А., Живогляд А.Ф. Астраханский заповедник // Заповедники европейской части РСФСР / под ред. В.В. Соколова, Е.Е. Сыроечков-ского. М.: Мысль, 1989. С. 264-292.
50. ЦГАСО. Ф. Р-779. Оп. 2. Д. 928. Л. 45.
51. ЦГАСО. Ф. Р-558. Оп 1. Д. 176.
52. ЦГАСО. Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 857.
53. ЦГАСО. Ф. Р-2558. Оп. 6. Д. 221.
54. ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 1. Д. 757.
55. ЦГАСО. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 14.
56. ЦГАСО. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 13.
57. ЦГАСО. Ф. Р-56. Оп. 51. Д. 462.
58. ЦГАСО. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 18.
59. ЦГАСО. Ф. Р-2384. Оп. 1. Д. 22.
60. ЦГАСО. Ф. Р-4405. Оп. 1. Д. 2.
REGIONAL AND LOCAL AUTHORITIES' ACTIVITY IN THE FIELD OF NATURE PROTECTION IN 1918-1950S (ON MATERIALS OF THE ARCHIVES OF THE MIDDLE AND LOWER VOLGA REGION)
© 2016
E.D. Makeeva, candidate of history sciences, associate professor of Mathematics, Physics and Methods of Teaching Department
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)
Abstract. The study of various aspects of interaction between society and nature at the present time is not only of interest to ecologists, but also for specialists in the field of Humanities, particularly historians. This article discusses the history of formation and development of a regional system of management of nature protection in the Middle and Lower Volga region. The author describes main issues related to the state forest Fund of the region in 1918-1950-s and the measures taken by the Executive committees of local Soviets at various levels to address their consequences. The main directions of environmental activities of local governments are considered: protection of forests against fire, theft and infestations of pests, the creation of protected areas, to combat poaching, the accomplishment and gardening of settlements. The sources for the preparation of the article were, basically, documents of regional archives of the Central state archive of Samara region, the State archive of Ulyanovsk region, the State archive of Penza region, the State archive of Saratov region, the National archives of the Republic of Tatarstan, Samara oblast state archive of sociopolitical history, as well as materials of local periodicals. A significant number of archival documents are for the first time introduced into scientific circulation, which is the scientific novelty of the research.
Keywords: nature management; nature protection; environmental management; land management Executive committees of the Soviets; the middle Volga Region; Lower Volga basin region; forest fires; timber theft; forest management; forest protection; forest management; landscaping; reserves; forest guards; planting; poaching.
УДК 394.011
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (1990-Е ГОДЫ - ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА)
© 2016
Е.А. Ягафова, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры
Ю.Н. Ширинских, аспирант кафедры философии, истории и теории мировой культуры
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности современного национально-культурного развития азербайджанцев Самарской области сквозь призму деятельности общественных организаций, в первую очередь Самарской областной общественной организации «Лига азербайджанцев Самарской области». Целью исследования являлось определение роли национально-культурных общественных объединений в жизни азербайджанцев Самары и Самарской области. Работа основана на полевых материалах авторов, собранных в азербайджанской
Ягафова Е.А., Ширинских Ю.Н.
Национально-культурные объединения азербайджанцев..._07.00.00 - исторические науки и археология
общине г. Самары в 2015-2016 гг. При изучении темы авторы исходили из того, что общественные организации обладают потенциалом консолидировать общину и обеспечить воспроизводство в ней этнокультурных ценностей. Результаты исследования показали, что, несмотря на определенные сложности во внутриэтниче-ском общении, азербайджанские общественные организации Самары достаточно активно занимаются культурно-просветительской деятельностью, направленной на сохранение и передачу последующим поколениям этнокультурных ценностей и рассчитанной также на инокультурное окружение и восприятие им позитивного образа азербайджанской культуры. Существенную роль в консолидации членов диаспорной группы играют различного рода художественные и спортивные коллективы, проводимые организацией праздничные и памятные мероприятия, создающие реальные площадки для внутриэтнического общения. Виртуальной площадкой и одновременно «голосом» общины является газета «Очаг». В то же время, существование нескольких самостоятельных НКО осложняет общественную жизнь самарских азербайджанцев. Наблюдающиеся в настоящее время в общественных организациях азербайджанцев установки на внутриэтническую консолидацию позволяют рассчитывать на преодоление разногласий и конструктивный диалог.
Ключевые слова: этническая община; диаспорная группа; азербайджанцы; национально-культурные организации; Самарская область; Лига азербайджанцев Самарской области; внутриэтническая консолидация; этническая идентичность; адаптация; культурно-просветительская деятельность.
1. Постановка проблемы. Актуальность темы обусловлена тем, что национально-культурные объединения народов являются заметным фактором развития социокультурных процессов в регионах России. Как известно, Самарская область характеризуется этническим и конфессиональным многообразием. На ее территории проживают почти 160 этнических групп, существует свыше 400 организаций, представляющих 23 зарегистрированные в РФ конфессии. Одной из форм самоорганизации этнических общин выступают национально-культурные объединения (НКО) - общественные организации, автономии - добровольные самоуправляемые объединения граждан - представителей этнических общностей, созданные в целях сохранения и развития языка, культуры, национальной идентичности ее членов. В Самарской области зарегистрировано более 70 НКО.
Одним из активных участников национально-культурного движения в регионе являются общественные организации азербайджанцев, созданные с начала 2000-х гг.: «Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области» (2003), Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия азербайджанцев Самарской области «Ватан» (2011), Самарская региональная общественная организация содействия гармонизации международных отношений «Азербайджан» (2013). Именно они стали объектом исследования в данной статье. Предметом исследования является история развития и деятельность азербайджанских национально-культурных общественных объединений.
2. История и методология вопроса, цель и задачи исследования. Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические подходы к исследованию диаспорных групп, разработанные в трудах известных зарубежных и отечественных исследователей проблемы диаспоры (Р. Брубей-кер [1], У. Сафран [2], В.А. Тишков [3], В.А. Дятлов [4], Т.В. Полоскова [5; 6] и др.). Наряду с другими в них рассмотрена проблема институционализации диаспорной группы в принимающем сообществе / государстве, связанная с общественной активностью ее членов, формированием общественных национально-культурных организаций. Именно объединения членов диаспорной группы, по мнению некоторых исследователей, выполняют воспроизводящую, координирующую и консолидирующую функцию, и созда-140
ние «институтов» призвано обеспечить сохранение и развитие диаспоры [5, с. 21; 7, с. 7-8]. Таким образом, изучение диаспорных групп невозможно без рассмотрения деятельности представляющих ту или иную этническую группу НКО. Цель исследования - выявить роль национально-культурных общественных объединений в жизни азербайджанцев Самары и Самарской области. Задачи исследования - рассмотреть историю возникновения и формы и направления деятельности азербайджанских НКО в области, охарактеризовать их роль в жизни азербайджанской общины в Самарской области.
При изучении темы авторами использованы общенаучные (анализ, синтез) и конкретно-научные (исто-рико-сравнительный, биографический) методы, методы этнологического (полевого) исследования: включенное наблюдение, полуформализованное интервью. Полевые исследования проводились с января 2015 г. по октябрь 2016 г.: велось наблюдение за поведением членов общины во время проведения мероприятий, фотофиксация, аудиозаписи. Было проведено 12 полуформализованных интервью с представителями азербайджанской общины, в которых участвовали преимущественно мужчины от 23 до 65 лет. Большинство информантов (около 90%) имеет высшее образование. По роду занятий они являются юристами, бизнесменами, разнорабочими, пенсионерами и др. [8]. Источниками для исследования послужили также Интернет-источники, в первую очередь, публикации в газете самарских азербайджанцев «Очаг».
3. Анализ данных
Самарская область является одним из самых сложных регионов по этническому составу. По официальным оценкам, в Самарской области находится одна из крупнейших азербайджанских общин в России, насчитывающая, по данным переписи 2010 г., 14093 чел.; из них 11789 чел. проживают в городах и 2304 чел. - в селах. В г. Самаре численность азербайджанцев составила 4273 чел., в том числе 2640 мужчин и 1633 женщин [9].
В настоящее время на территории города и области функционируют несколько общественных организаций азербайджанцев, отражающих интересы азербайджанского населения региона.
Первое общественное объединение азербайджанцев «Озан» появилось еще в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Его председателем был Сиявуш Гаджиев, после отъезда которого в Баку организацию возглавил Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17)
Эльмар Расулов. Активистами организации были студенты самарских вузов. «Озан» создавался с целью сформировать позитивное восприятие населением многонационального города Самара азербайджанцев и азербайджанской культуры и устранить некоторые формы дискриминации (например, занижение оценок в вузах) по отношению к представителям азербайджанской общины в городе Самара. Негативное отношение к азербайджанцам складывалось на фоне армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. Его подпитывали также слухи о вынужденном отъезде под давлением азербайджанцев русскоязычного населения из Азербайджана. Силами организации «Озан» был снят документальный фильм в Азербайджане (сценарист - Александр Губанов), опровергающий эти слухи («Мы проводили разъяснительные работы, возили местную киностудию в Баку, где они сняли 46-ти минутный фильм, посвященный событиям «Черного января» («Чёрный январь» или также «Кровавый январь» - подавление политической оппозиции подразделениями Советской Армии в ночь на 20 января 1990 г. в Баку, закончившийся гибелью более сотни мирных жителей, в основном азербайджанцев - авт.). Этот фильм показал, что в Азербайджане нет антирусских настроений»). Этот шаг оказал, по мнению членов общины, положительное влияние на межнациональные отношения в регионе [8, Кулиев, Расулов].
Просуществовав 3-4 года, организация распалась. Одной из основных причин распада стало отсутствие возможности продолжать активную деятельность вследствие разногласий в отношении финансовой политики в организации [10]. Ее активисты стали впоследствии членами других общественных объединений. В 1990-х - начале 2000-х гг. были попытки создания и других общественных организаций, которые не увенчались успехом [8, Керимов].
28 мая 2003 г. была создана «Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области»» (далее СООО «ЛАСО» или «Лига»), основной целью которой стала популяризация и пропаганда азербайджанской культуры, защита прав и интересов представителей азербайджанской национальности. Немаловажным для себя члены организации считают поддержание позитивного «имиджа» азербайджанцев в полиэтническом обществе. Наряду с масштабными задачами СООО «ЛАСО» решает и текущие проблемы. Так, при активном участии руководства организации в 2004 г. был локализован межэтнический конфликт в селе Сухие Аврали Ел-ховского района Самарской области [11].
С декабря 2003 г. СООО «ЛАСО» сотрудничает с Государственным учреждением Самарской области «Дом дружбы народов» (ГУ СО ДДН). В здании ГУ СО ДДН выделено помещение под офис организации, для проведения мероприятий регулярно предоставляются концертный и конференц-зал. Как и офисы других организаций, помещение СООО «ЛАСО» оформлено с учетом этнической специфики: здесь присутствует национальная атрибутика (флаг Азербайджанской Республики), картины с изображением горных пейзажей Кавказа, научно-популярная и художественная литература об Азербайджане, учебники азербайджанского языка. В офисе же проходят меро-
приятия с относительно небольшим количеством участников, такие как соревнования по шахматам, нардам. Офис - место регулярных собраний общественных активистов, встречи членов общины, во время которых проходят чаепития. Примечательно, что чай подается в специальных стаканчиках грушевидной формы армуду, а к чаю подаются сладости, в том числе традиционные азербайджанские.
Актив организации насчитывает около 35 человек и состоит преимущественно из мужчин среднего возраста (около 40-55 лет), имеющих в большинстве высшее образование: юридическое, экономическое, техническое и др. Сферы деятельности членов организации различны - среди них есть юристы, бизнесмены, офицеры МВД в отставке, строители и др. Руководство СООО «ЛАСО», с соответствии с Уставом, осуществляет правление, в которое входят 17 чел. Председателем правления с момента образования организации и до сегодняшнего дня является Керимов Ширван Мурват-оглы. Ш.М. Керимов - одна из ключевых фигур не только данной общественной организации, но и всей азербайджанской общины Самарской области. Его работу высоко ценят все члены общества: «Видно работу Ширвана Мурватовича. Ширван - наш локомотив. Кроме того, что он честный, патриот, очень важно, что он юрист. Большую часть нашей работы (связи с администрацией, миграционной службой и пр.) он практически сам, в одиночку тянет. Может быть, это не совсем правильно -нагрузка большая у него. Он взвалил на себя такую ношу, и тянет, как локомотив» [8, Кулиев]. Ш.М. Керимов является также членом «Всероссийского Азербайджанского Конгресса» (ВАК), а до 2015 г. был региональным представителем ВАК. Однако, отношения СООО «ЛАСО» с ВАК в последнее время осложнились вследствие того, что руководство «Лиги» не находит понимания в Исполкоме ВАК [12].
Для решения вопросов, связанных с планированием (долгосрочным и текущим) деятельности организации, с воспитанием молодежи, в организации действует Совет Старейшин, который возглавляет Дами-ров Шахбала Мовсумович.
В составе СООО «ЛАСО» имеется женский клуб «Фемина», председателем которого является Ирана Шамиева. Клуб принимает активное участие в проведении мероприятий организации, в первую очередь Международного женского дня (8 марта), представляет азербайджанскую национальную кухню на областных межнациональных праздниках. Члены женского клуба вносят свой незаменимый вклад в сохранение и развитие азербайджанской культуры, укрепление межэтнической и межконфессиональной толерантности в Самарской области. В 2010 г. И. Шамиева стала одним из исполнителей проекта «Пункт помощи женщинам «Фемина», который реализовывался в рамках соглашения ЕС и РФ. В течение года правовую и моральную помощь получили более 100 женщин -мигранток, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Создание клуба стало важным шагом внутриэтни-ческой самоорганизации азербайджанской общины Самарской области с учетом гендерной специфики отношений ее членов. В азербайджанской культуре женщина не может обсуждать проблемы частного
Ягафова Е.А., Ширинских Ю.Н.
Национально-культурные объединения азербайджанцев... (иногда интимного) характера с чужими мужчинами. Это осложнило бы общественные отношения, если бы не создание «Фемины», возглавляемой женщиной. Любая азербайджанка при необходимости может обратиться за советом и помощью к И. Шамиевой. Если семья находится на грани распада, то «Фемина» при поддержке «Лиги» старается урегулировать конфликт в семье и сохранить ее [8, Керимов].
Одно из приоритетных направлений «Лиги» - воспитание и приобщение к национальной культуре азербайджанской молодежи. В связи с этим в 2004 г. в ее составе была сформирована молодежная секция, руководителем которой стал студент юридического факультета СамГУ Тимур Тагиев. С начала 2008 г. руководство молодежной секцией осуществляет Самир Бабаев. Члены молодежной секции - это азербайджанские студенты и старшеклассники. Члены секции участвуют в конференциях, межнациональных фестивалях, которые проходят в Самаре и других городах России, встречаются с представителями молодежных организаций других регионов для обмена опытом и обсуждения вопросов, касающихся их деятельности. Собрания азербайджанской молодежи проходит два раза в месяц [8, Бабаев].
С конца 2008 г. под эгидой СООО «ЛАСО» в Самаре существует танцевальный коллектив «Хаял». Его первым руководителем был заслуженный артист Республики Северная Осетия - Алания, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2012) Владимир Арсенович Арсоев, а в настоящий момент руководит студент Самарского государственного медицинского университета Мирмагомед Сейидли. Занятия и репетиции коллектива проводятся регулярно в актовом зале ДДН. В коллективе на сегодняшний день танцуют около 50 чел., которые разделены на три группы - младшую, среднюю и старшую. «Хаял» является активным участником различных мероприятий, как азербайджанских, так и межнациональных. Ставятся такие танцы, как «Сары гялин», «Шалахо», «Узундере» и «Танец с нагарой» [13]. Стоит отметить, что, кроме азербайджанцев, занятия посещают представители других национальностей, что свидетельствует о тесном контакте различных культур в регионе.
«Лига» является учредителем ежемесячной информационно-аналитической газеты «Очаг», выпускаемой с марта 2004 г. в бумажном, а с декабря 2012 г. также в электронном формате. Тираж печатного варианта составлял 900 экземпляров. С октября 2016 г. в связи с прекращением финансирования закрыта печатная версия газеты и остался только блог газеты ochagsamara.wordpress.com. Редактором газеты является Хейрулла Сулейманов (Хейрулла Хаял). Статьи в газете традиционно печатаются как на русском, так и на азербайджанском языках, хотя первые по объему преобладают, что связано со стремлением редакции познакомить как можно больше русскоязычных читателей с жизнью самарских азербайджанцев. К тому же, не все представители азербайджанской общины, например молодежь, умеют читать на азербайджанском языке. Издание содержит разнообразную информацию: отчетные статьи о проведенных концертах, интервью с членами общины, а также поздравления с днем рождения, слова соболезнования близким по случаю смерти члена общины и т. д. Не-
редко на страницах газеты также можно увидеть критические статьи в адрес других азербайджанских организаций и конкретных людей, отражающие сложные проблемы во взаимоотношениях внутри общины сегодня [14].
В 2004 г. была организована футбольная команда «ЛАСО», которую возглавляет Эльчин Магеррамов [15]. Команда активно участвует в различных футбольных турнирах. Именно «Лига» стала в 2008 г. инициатором футбольного турнира среди команд этнических организаций на Кубок ГУВД Самарской области; было проведено четыре турнира. В 2011 г. он перерос в турнир «Дружба народов» по мини-футболу.
«Лига» разрабатывают проекты, направленные на популяризацию азербайджанской культуры и на адаптацию азербайджанцев к условиям полиэтнического города Самара. Одним из таких проектов можно считать воскресную школу, где преподавался азербайджанский язык. Школа была открыта в 2005 г., но просуществовала недолго, около четырех лет. Проект оказался неудачным, хотя было приложено немало усилий для организации школы: было найдено помещение, привезены учебники из Азербайджана. Однако, как выяснилось, потребность в изучении языка у азербайджанских детей не наблюдается. Это связано с тем, что в семье азербайджанский язык является достаточно функциональным, что дети усваивают его без дополнительного обучения в ходе общения с родственниками. К тому же, присутствует постоянная связь (по телефону, скайпу) с родней (бабушками, дедушками и т.д.), живущей в Азербайджане. Соответственно, у самарских азербайджанцев нет страха потерять основу идентичности - родной язык. Эта причина стала основной в закрытии воскресной школы. Другая проблема, связанная со школой, - отсутствие преподавателя азербайджанского языка с филологическим образованием, полученным в Азербайджане.
Другой проект, задуманный в 2005 г., был направлен на скорейшую адаптацию мигрантов - «Школа мигранта». В рамках проекта планировалось проводить обучение для трудовых мигрантов, которое помогло бы им лучше адаптироваться в среде мегаполиса. Чтобы привлечь их внимание к «Школе мигранта», предполагалось выдавать по успешном окончании обучения сертификат, который давал бы льготы при трудоустройстве и получении гражданства. Но Федеральная миграционная служба исключила подобный вариант, что осложнило набор обучающихся в «Школу». В связи с этим «Школа мигранта» на данный момент не функционирует. Однако сама идея была воспринята НКО области позитивно и воплощена в форме консультативного центра при ГКУ СО «Дом дружбы народов».
«Лига» успешно проводит различные мероприятия, связанные с историей и культурой азербайджанского народа, а именно: День памяти жертв 20 января 1990 г., День памяти жертв Ходжалинской трагедии 26 февраля 1992 г., Новруз Байрамы, День Республики 28 мая. Однако в большинстве своем эти мероприятия узколокальны и связаны организационно с «Лигой», поэтому существенного влияния на этническую ситуацию в Самаре не оказывают. Тем не менее, их значение для воспитания молодежи, для передачи ей
историко-культурных ценностей, исторической памяти народа велика. Они играют консолидирующую роль в жизни всей азербайджанской общины региона.
Особое место в ряду праздников занимает Новруз Байрамы, который азербайджанцы Самары в последние годы отмечают совместно с другими мусульманскими общинами города. «Лига» - постоянный участник общегородских и региональных межнациональных праздников, таких как «День дружбы народов». Подобного рода мероприятия играют, в первую очередь, презентационную роль в контактах азербайджанской общины с городским обществом и поэтому включают в себя различные формы самопрезентации этнической культуры: исполнение песен, танцев и музыкальных произведений.
Праздничные мероприятия вызывают интерес старшего и среднего поколения. Как правило, это азербайджанцы, владеющие азербайджанским языком, воспитанные в азербайджанских семьях, ностальгирующие по своей исторической родине. Многие из постоянных участников и зрителей знакомы благодаря праздничным мероприятиям и используют каждое мероприятие для общения и встреч.
Наряду с национальными праздниками «Лига» вместе со всей общественностью города отмечает международные (8 Марта) и общероссийские (например, День Победы 9 мая). Мероприятия и текущая деятельность организации финансируется из средств добровольных пожертвований ее членов.
СООО «ЛАСО» активно взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие на мероприятиях, посвященных взаимодействию национальных организаций и правоохранительных органов. Ш.М. Керимов с 2005 года является членом Общественного Совета при ГУВД Самарской области, с 2011 года является членом Общественной палаты Самарской области, до ликвидации ФМС возглавлял Общественно-консультативный совет при Управлении ФМС по Самарской области. За успешную активную общественную деятельность Ш.М. Керимов награжден в ноябре 2016 г. Почетным знаком «За вклад в укрепление дружбы народов» [8, Керимов].
Приведенные выше данные позволяют заключить, что СООО «ЛАСО» имеет довольно длительный опыт деятельности в некоммерческом секторе Самарской области и по-прежнему занимает ключевые позиции в общественной жизни азербайджанцев Самары.
В последние годы предпринимались попытки создания других азербайджанских общественных организаций. В октябре 2011 г. возникла Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия азербайджанцев Самарской области «Ва-тан»»; ее президентом стал Гамбаров Рафик Орудж-оглы. Целями организации являются сохранение и развитие азербайджанского языка, удовлетворение духовных и национально-культурных потребностей азербайджанцев Самарской области, укрепление взаимопонимания и дружбы между народами Самарской области. С момента создания «Ватан» пытался закрепиться в общественном пространстве г. Самары, участвуя, например, в крупных городских мероприятиях, таких как Межнациональный праздник Новруз Байрамы (2014 г.) [16]. Однако в настоящее время организация не занимается активной общественной деятельностью, хотя существует как юридическое лицо.
17 декабря 2013 г. была создана «Самарская региональная общественная организация содействия гармонизации международных отношений «Азербайджан»». Первым ее председателем был А. Гулиев, но в 2015 г. его сменил А.Абдурахманов. На сегодняшний день исполняющим обязанности председателя является Эльмар Расулов. В соответствии с уставом, организация имеет следующие цели: содействие гармонизации межнациональных отношений, развитие гуманитарного сотрудничества между азербайджанцами, проживающими в Российской Федерации, содействие сохранению и развитию азербайджанской культуры, оказание поддержки общественным объединениям земляков. Организация имеет свой флаг.
Активных членов в организации 30-35 человек. Силами актива организации были проведены такие мероприятия, как акция «Справедливость для Ходжа-лы» (26 февраля 2016 г.), концерт народного артиста Республики Азербайджан Нияметдина Мусаева (30 ноября 2015 г.). С ноября 2014 г. по февраль 2015 г. выпускалась газета «Одлар Юрду» (Odlar УиМи) тиражом в 900 экземпляров. Статьи печатались на русском языке, а главным редактором являлся А.А. Губанов. Выпуск прекратился из-за проблем с финансами и отсутствием кадров, которые занимались бы выпуском газеты.
В соответствии с решением № 12-164/2015 от 8 апреля 2015 г. Железнодорожного суда города Самары, СРОО СГМО «Азербайджан» признана «иностранным агентом» [17]. В ходе проверки было установлено, что организация брала членские взносы с иностранных граждан в размере 300 рублей. По мнению ведомства, Министерства юстиции РФ, данный факт является признаком некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента. Председатель общественной организации А.Р. Гулиев заявил, что это является происками конкурентов [18], имея в виду другие региональные общественные организации азербайджанцев. Это заявление свидетельствует, вероятно, о противостоянии азербайджанских общественных организаций в Самарской области из-за права занимать главенствующее положение в общине. Для снятия статуса «иностранного агента» был проведен ряд мероприятий, а именно было составлено обращение в Министерство юстиции РФ с просьбой об отзыве статуса иностранного агента, проводились проверки. Организация успешно прошла проверки и 22.07.2016 года статус «иностранного агента» был официально снят. Письмо Министерства юстиции РФ было зачитано на собрании организации 06.08.2016 г., где также было отмечено, что причиной объявления организации «иностранным агентом» заключается некомпетентность и безграмотность ее бывшего председателя.
После снятия статуса «иностранного агента» СРОО СГМО «Азербайджан» возобновила работу среди самарских азербайджанцев, обозначив для себя приоритетные задачи: активное участие в строительстве дома в Парке Дружбы народов, проведение общего собрания самарских азербайджанцев для укрепления отношений между организациями, и возможно, объединение организаций в одну организацию. СРОО СГМО «Азербайджан» выступает инициатором общего собрания азербайджанской общины Самары [8].
4. Заключение. Таким образом, несмотря на определенные сложности во внутриэтническом общении, азербайджанские общественные организации Самары достаточно активно занимаются культурно-просветительской деятельностью, направленной как вовнутрь, то есть на членов общины, и нацеленной на сохранение и передачу последующим поколениям этнокультурных ценностей, так и вовне - рассчитанной на инокультурное окружение и восприятие им позитивного образа азербайджанской культуры, создание положительного имиджа членов общины. Существенную роль в консолидации членов диаспорной группы играют различного рода художественные и спортивные коллективы, проводимые организацией праздничные и памятные мероприятия, создающие реальные площадки для внутриэтнического общения. Виртуальной площадкой и одновременно «голосом» общины является газета «Очаг». Существование нескольких самостоятельных НКО осложняет общественную жизнь самарских азербайджанцев, но наблюдающиеся в настоящее время в общественных организациях азербайджанцев установки на внутри-этническую консолидацию позволяют рассчитывать на преодоление разногласий и конструктивный диалог.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Брубейкер Р. «Диаспоры катаклизма» в Центральной и Восточной Европе и их отношения с родинами (на примере Веймарской Германии и постсоветской России) // Диаспоры, 2000. № 3. С. 6-32.
2. Сафран У. Сравнительный анализ диаспор. Размышления о книге Робина Коэна «Мировые диаспоры» // Диаспоры, 2004. № 4. С. 140-164.
3. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение, 2002. № 2. С. 43-63.
4. Дятлов В.А. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры. 1999. № 1. С. 8-23.
5. Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. М.: Научная книга, 1998. 199 с.
6. Полоскова Т.В. Современные диаспоры. Внутриполитические и международные аспекты. М., 1999. 252 с.
7. Канукова З.В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства в современном состоянии. Владикавказ: ИПО СОИГСПИ, 2009. 236 с.
8. Полевые материалы Ю.Н. Ширинских, 2015 г. г. Самара (информанты: Кулиев Р., Керимов Ш., Бабаев С.), 2016 г. г. Самара (информант: Расулов Э).
9. Всероссийская перепись населения 2010 г. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. -http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_etn_10.php?reg=55.
10. Сайт «Лига азербайджанцев Самарской области» в Facebook [Электронный ресурс] // https:// facebook.com/groups/152907441722751/permalink/3721 79906462169.
11. Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт г.о. Самара. - http://arhive.dfsamara.ru/azerbaidjan.
12. Хейрулла Х. Без нас народ не полный - так и знайте! [Электронный ресурс] // Блог газеты «Очаг». -https://ochagsamara.wordpress.com/2016/06/19.
13. Сулейманов Х. Танцуем - значит существуем...// Очаг. 2012. № 10 (93), октябрь.
14. Хейрулла Х. Где вы, господа? С кем вы? // Очаг. 2014. № 5, май.
15. Бронза на вес золота [Электронный ресурс] // Блог газеты «Очаг». - https://ochagsamara.wordpress. com/2016/03/27.
16. Нариманов Р. Новруз 2014: праздник удался [Электронный ресурс] // Самарские татары. Информационный ресурс. - http://samtatnews.ru/2014/04/30.
17. Решение № 12-164/2015 от 8 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. - http://sudact.ru/regular/doc/6u6dirzfckhp.
18. Самарская организация «Азербайджан» признана «иностранным агентом» [Электронный ресурс] // АиФ Самара. Электронное периодическое издание. - http://samara.aif.ru/society/1469362.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ 16-13-63005 «Общины выходцев из Закавказья в Самарской области: изучение опыта социокультурной интеграции (на примере армян, азербайджанцев, грузин)».
NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS OF AZERBAIJANIS OF SAMARA REGION (1990S-THE FIRST DECADE OF THE XXI CENTURY)
© 2016
E.A. Iagafova, dodtor of history sciences, head of Philosophy, History and World Culture Theory Department Y.N. Shirinskikh, postgraduate student of Philosophy, History and World Culture Theory Department
Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)
Abstract. The following paper describes features of the modern cultural development of Samara region's Azerbai-janis through the prism of public companies: e.g. Samara regional public organization «League of Azerbaijanis of Samara Region». The aim of the study was to identify the role of national-cultural associations in the life of Azerbaijanis of Samara and Samara Region. The work is based on field research materials the authors collected in the Azerbaijani community of Samara in 2015-2016. Civil society organizations have a potential to consolidate the community and ensure the reproduction of ethnocultural values in it. The results showed that, despite some difficulties in intra-ethnic communication, the Azerbaijani public organizations of Samara actively engaged in cultural and educational activities, directed both inward, that is, on the members of the community, and aimed to preserve and transmit ethnic and cultural values to future generations, as well as outside and aimed at foreign cultural environment and perception of a positive image of the Azerbaijani culture and on the creation of a positive image of the community members. Different kinds of artistic and sports groups, festive and memorable events, creating a real platform for intraethnic communication, play an important role for the consolidation of the diaspora groups members. A virtual platform and, at the same time, the
«voice» of the community is the newspaper called «Ochag». The existence of several independent NGOs complicates the social life of Samara Azerbaijanis, but currently observed installation on intraethnic consolidation in public organizations of Azerbaijanis allows to count on intraethnic consolidation, on overcoming disagreements and a constructive dialogue.
Keywords: ethnic community; diaspora groups; Azerbaijanis; national-cultural organizations; Samara region; the League of Azerbaijanis of Samara Region; intraethnic consolidation; ethnic identity; adaptation; cultural and educational activities.
УДК 332.146331.556
К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЕ СООБЩЕСТВО (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ)
© 2016
Л.Г. Хуснутдинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии
Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа (Россия)
Аннотация. Адаптационные процессы мигрантов достаточно сложны и обусловлены совокупностью экономических, социокультурных, образовательных факторов и проблем. Важным условием успешной адаптации мигранта является его легализация, т.е. постановка на миграционный учет и получение предусмотренным законом разрешительных документов (разрешения на работу или патента). Знание русского языка дает возможность получения информации о правилах трудоустройства в России, увеличивает шансы получения легальной работы, снижает зависимость от земляков в деле трудоустройства и обустройства, расширяет возможности контактов с местным населением, обеспечивает реализацию прав мигранта на профессиональное обучение, получение медицинской помощи и т.д. На основе результатов социологических опросов, а также собственных полевых материалов, собранных в 2014-2015 гг., в статье рассматриваются интеграция и адаптация мигрантов в республиках Башкортостан и Татарстан, Пермского края, Самарской и Оренбургской областей, являющихся сложными по этническому и конфессиональному составу населения российскими регионами. В исследуемых регионах накоплен положительный опыт реализации национальной политики на уровне субъекта федерации и в целом Урало-Поволжья. Активно и успешно действуют муниципальные и региональные органы власти в направлении интеграции мигрантов в местное сообщество. Безусловно, Урало-Поволжье имеет позитивный образ, который основан прежде на социально-экономические, культурные, спортивные и иные достижения, а также на хорошем управлении на местном уровне. Этот опыт необходимо изучать и распространять в других регионах России.
Ключевые слова: миграция; трудовые мигранты; адаптация; интеграция; социальная культура; общественные институты; регион; республика; область; край.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Наличие огромного числа мигрантов по всему миру, в том числе и в России, их правовая незащищенность заставляет многие страны задуматься над тем, как упорядочить миграционные потоки и помочь мигрантам адаптироваться в новых для них условиях.
Процесс интеграции мигрантов в местное сообщество часто осложняет общественное мнение, которое бывает, заражено мигрантофобией. Во-первых, существует так называемая «бытовая ксенофобия» (отношение местных жителей к мигрантам в ежедневных жизненных ситуациях), которая значительно затрудняет интеграцию. Во-вторых, общественное мнение нередко используется политиками и представителями власти в качестве политического инструмента для обоснования определенных управленческих действий. Консервативная позиция в отношении миграции особенно проявляется в период выборов, когда российские чиновники, используя антимигрантские настроения населения, формулируют свои предвыборные программы. В-третьих, отношение местного населения к мигрантам негативно сказывается на развитии самого общества, где вместо формирования толерантности происходит распространение социальной пассивности или проявление враждебного отношения к приезжим. В-четвертых, негативное общественное мнение в отношении мигрантов способствует и разви-
тию коррупции среди представителей различных организаций, позволяющих себе незаконные действия, нарушающие права мигрантов. [1; 2]
Между тем, современные развитые и развивающиеся государства, в т.ч. и Россия, нуждаются и не могут обойтись без мигрантов, особенно без трудовых мигрантов. Россия является государством, активно принимающим мигрантов наряду с США, Германией, Францией, Канадой и другими крупнейшими иммиграционными странами [3]. В экономике сегодняшней России гастарбайтеры выполняют колоссальный объем работы, особенно в таких сферах, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство. Поэтому для нормального функционирования экономики, создания и поддержания надежного межнационального и межконфессионального климата наша страна нуждается в успешной интеграции мигрантов в местную среду. Надо отметить, что Россия, в т.ч. и отдельные ее регионы накопили огромный позитивный опыт в данном направлении. Урало-Поволжье входит в число наиболее плотно населенных территорий России, для него исторически характерно этническое, религиозное и языковое многообразие и вместе с тем - бесконфликтное сосуществование разных культурных традиций. Сложность состава населения возрастает и под влиянием современных миграционных процессов. Наличие большого количества иностранных мигрантов стимулирует региональ-