DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-16-15-19 УДК 81-2
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА 'ЖYРЕК' (на материале произведений М. Жолдасбекова)
Урзада Абилкасимовна МУСАБЕКОВА, Фарида Балабековна КУЛЬТУРСЫНОВА
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева 010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Мирзояна, 2 Е-таП: mussаbеkоvаuа@jаndеx.kz
Аннотация. Выявлена специфика лингвокультурного концепта языковой вербализации 'ЖУРЕК' (сердце) в казахской языковой картине мира на примере публицистических и художественных произведений М. Жолдасбекова. Интерес к этим изданиям достаточно высок: на их страницах дается оценка многих событий, свидетелями которых оказалось человечество и после прочтения которых вынуждено взглянуть на произошедшие события тех лет свежим взглядом. Вместе с тем, учитывая особый, индивидуальный стиль написания, нельзя было не попытаться осмыслить образность и эстетические отношения писателя к содержанию собственного текста, а также выделить осмысление базовых концептов казахской ментальности, в частности, концепта 'ЖУРЕК' (сердце). Предметом данного исследования является концепт 'ЖУРЕК' (сердце) в казахской языковой картине мира. Исследование определяется необходимостью лингвокогнитивного осмысления содержания концепта 'ЖУРЕК' (сердце), выявлению особенностей функционирования концепта. Являясь базовым составляющим личности человека в сознании носителей казахского языка, концепт внутреннего мира значим для казахоязычного социума.
Ключевые слова: лингвокультурология; мифология; концептосферы; картина мира; национальная культура; метафоры
Идея концептуального исследования появилась давно. К одним из первых следует отнести работу Яски (автора труда, посвященного ассоциативным рядам слов, употребляемых в Ригведе). Мысль о том, что язык является главнейшей деятельностью человеческого духа, пронизывающая собой все сферы человеческого бытия и познания, прослеживается в работах В. фон Гумбольдта [1]. Именно язык является зеркалом культуры, в котором отображаются все имевшие место представления (мифологические, религиозные, культурные) народа о мире, в котором он живет. С момента рождения человека на формирование его менталитета влияет народная мифология, фольклор, язык, философия всего народа, идеология, традиции и обычаи, то есть вся та система ценностей, которая объединяет людей в единую нацию. Поэтому лингвокультурные исследования национальной картины мира призваны выявить характерные черты языка и культуры казахов. В течение всей своей истории каждый народ накапливает устойчивые и воспроизводимые у следующих поколений образы мира, которые прослеживаются в обы-
чаях, традициях, фольклоре, стереотипах поведения представителей нации. Подобные структурные элементы, категоризирующие знания об окружающем мире, формируют национальную картину мира, определяющую универсальное видение реальной действительности всеми членами конкретной этноязыковой общности. Характер хозяйственной деятельности, географические особенности местожительства, природные и климатические условия, традиционный общественный уклад проецируются на повседневную жизнь, находя отражение в языковых единицах, интегрирующих и наслаивающих опыт многих сменяющих друг друга поколений людей. Хозяйственно-культурный тип, по словам Н.Ж. Шаймерденовой и Р.А. Аваковой, - это способ, с помощью которого народы приспосабливаются к природным условиям жизни в тропических лесах, арктической тундре и т. д. [2]. Авторские картины мира объединяет с языковой картиной мира то, что писатели используют традиционный, общепринятый языковой фонд, вводя в него свои собственные метафоры. При этом выбор тех или иных метафор обусловлен индивидуальным
© Мусабекова У.А., Культурсынова Ф.Б., 2018 ISSN 2587-6953. Neophilology, 2018, vol. 4, no. 16
мировидением автора. Писатели и поэты привносят свое осмысление общепризнанных и обыденных явлений человеческой культуры. Образ автора является центральной категорией филологического анализа художественного текста. По мнению В.В. Виноградова, образ автора - это центр художественно-речевого мира, обнаруживающий эстетические отношения автора к содержанию собственного текста [3]. Трансформированный в современной научной парадигме, он представляется как индивидуально-авторская картина мира и выражает суть художественного произведения, объединяет его формальные и содержательные особенности в неразрывное единство. Картина мира конкретного автора есть «субъективный образ объективного мира». Это образ мира, сконструированный сквозь призму сознания и языка писателя, результат его духовной активности [4]. На способность сердца реагировать на различные эмоциональные переживания обратили внимание уже давно, это и послужило логической предпосылкой для создания различных лексических образов, передающих соответствующие значения. Источником всех способностей и проявлений души человека, не только эмоциональных, но и интеллектуальных, считалось сердце [5-7]. А. Ку-нанбаев (Абай) первым в истории казахской философии изложил концептуальное видение сущности зрелой личности. По А. Кунанбае-ву (Абаю), зрелой личностью человека делают три качества: разум, сердце и воля. Однако следует отметить, что в казахской лингво-культуре прежде сосредоточием чувств являлась печень. Сердце же в основном употреблялось в значении, близком к слову «мужественность». По замечанию А. Шарипа, великий гуманист А. Кунанбаев (Абай) наделил ЖYрек (сердце) всеми функциями, выполнявшимися прежде печенью [8]. Неслучайно в первых опубликованных толковых словарях понятийные признаки лексемы ЖYрек даны в меньшем количестве. Со временем понятийные признаки расширялись, наполнялись новым внутренним содержанием. Понятийный слой концепта 'ЖYРЕК' (сердце) определяет ценностные составляющие данного концепта для казахской языковой культуры, он представлен пословицами,
поговорками, фразеологизмами, в структуре которых есть лексема ЖYрек (сердце).
В творчестве М. Жолдасбекова концепт 'ЖYРЕК' (сердце) реализуется в значениях, традиционных для казахской культуры, поскольку он представляет собой один из важнейших элементов концептосферы казахского языка. Это такие значения, как в следующих примерах.
1. Кеюрек ^уысыньщ сол жагына орнывдан бойга ^ан жYргiзушi непзп мYше: Элецщ о^ып болган соц: - Осы жYрек дейтш пэле шыщты, мазалап жYP, - деп алып, жYрегiн ала^анымен у^алаганы элi ^нге кез алдымда (Жолдасбеков М. ЖYЗдесу).
2. Иманныц турагы: Адам бойындагы барша ^асиет журек ар^ылы етедi (Жолдасбеков М. Тэуелшздш тагылымы).
3. Ой кшнщ кещл-^йшщ рухани сезiмдерiнiц бейнесь Мен ез елiнен шет^а^пай керш, жYрегiне ешпестей жара тYCкен асыл аганыц кецшн аулау Yшiн оны Каза^станга ша^ырдым (Жолдасбеков М. Юсшк кiтабы).
4. Бел боларлыщ, CYЙiктi орталыщ ^орган, тiрек. Астана - ^аза^ елшщ лYпiлдеп согып т^рган жYрегi, тэуелсiздiк тэбэрiгi (Жолдасбеков М. Тэуелшздш тагылымы). Елбасыныц киелi тагы - табанын тiреп Отан алдында ант бере алатын, сезiнде т^ратын, елiн м^ратына жеткiзетiн жэне м^рат^а жетюзудщ жолдарын ^апысыз мецгерген, хал^ыныц ба^ытына туган, ^алыц елдщ преп, бiлегi, жYрегi бола алатын, елiм-ж^ртым деп кекiрегi ^арыс айырылатын бiртуар Азамат^а гана б^йыратын орын (Жолдасбеков М. Тэуелсiздiк тагылымы).
5. Кайнар кезi, тiрегi: ...Хал^ым - менщ тiрегiм, К¥рбан жаным, жYрегiм!.. (Жолдасбеков М. Тэуелсiздiк тагылымы).
6. Кещл: Осы кYнi Естайша, Бiржан мен А^анша, Эсет пен Кененше, ЖYсiпбек пен Манарбекше кестелеп, сезi мен эуенi бiте ^айнасып, жYректi тербейтiн, адамныц миын тыныщтыратын, демалыс сыйлайтын эндердi сагынатын болдыщ (Жолдасбеков М. Шiркiн, дэурен).
Таким образом, в произведениях М. Жол-дасбекова репрезентируются следующие признаки концепта 'ЖYРЕК': витальные: 'человек', 'чистота', 'жизнь', 'смерть', 'молодость', 'старость', 'младенчество', 'плач',
16
ЙБЫ 2587-6953. Неофилология. 2018. Т. 4, № 16
'говорящее существо', 'обида', 'локализация', 'память', 'мужество'; дом: 'тепло', 'уют'; стихия: 'огонь', 'камень', 'землетрясение', 'земля' ('почва'); вещество: 'слеза', 'кровь', 'горючее вещество'; свет: 'светильник', 'звезда'; артефакт: 'сосуд', 'нить', 'сосуд для кипячения', 'зеркало', 'механизм'; пища: 'хлеб' ('мягкость'); вместилище чувств: 'эталон истины'; антропоморфные признаки: 'тело', 'опора', 'стержень'. Индивидуальная картина мира М. Жолдасбекова обозначена понятийными признаками, за-фиксиксированными в толковых словарях. Следует отметить, что понятийные признаки менялись с течением времени, концепт обрастал новыми признаками. Наряду с вышеуказанными признаками в ходе анализа произведений выделен ряд метафор, которые репрезентируют именно авторское видение концепта 'ЖУРЕК' (сердце). В качестве примера можно привести следующие признаки: 'мужество', 'сосуд', 'пища', 'механизм'.
Следовательно, все вышеперечисленные образные признаки, входящие в структуру концепта 'ЖУРЕК' (сердце), свидетельствуют о его сложной организации и объемном содержании. Человек, познавая окружающий мир, сопоставляет и соизмеряет его в своем сознании. Проведенное исследование имеет свои перспективы: исследование концепта 'ЖУРЕК' (сердце) в других произведениях автора, а также исследование других базовых
концептов казахской ментальности, таких
как: 'АР' (совесть), 'АКЫЛ' (ум), 'РУХ'
(дух), 'ЖАН' (душа).
Список литературы
1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 324 с.
2. Шаймерденова Н.Ж., Авакова Р.А. Язык и этнос. Алматы: Казак; унивесител, 2004. 248 с.
3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Наука, 1971. 413 с.
4. Жанайдаров О. Мифы древнего Казахстана. Алматы: Аруана, 2006. 252 с.
5. Пименова М.В. Концепт надежда в русской языковой картине мира // Человек и его язык: к 75-летию проф. В.П. Недялкова / отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово: ИПК «Графика», 2003. Вып. 4. С. 47-66.
6. Карасик В.И. Культурные концепты: проблема ценностей // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград: Парадигма, 1996. С. 3-16.
7. Урысон Е.В. Проблема исследования языковой картины мира: аналогия в семантике. М.: Языки славянской культуры, 2003. 224 с.
8. Шэрт А. Алтын аркау: гылыми - танымдьщ мавдлалар. Алматы: Арыс баспасы, 2009. 128 б.
Поступила в редакцию 27.08.2018 г. Отрецензирована 28.09.2018 г. Принята в печать 24.10.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Мусабекова Урзада Абилкасимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркологии. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан. Е-таД: mussаbеkоvаuа@jаndеx.kz
Культурсынова Фарида Балабековна, старший преподаватель кафедры русской филологии. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан. Е-таД: mussаbеkоvаuа@jаndеx.kz Для корреспонденции: Мусабекова У.А., e-mail: mussаbеkоvаuа@jаndеx.kz
Для цитирования
Мусабекова У.А., Культурсынова Ф.Б. Национально-культурная специфика репрезентации концепта 'ЖУРЕК' (на материале произведений М. Жолдасбекова) // Неофилология. 2018. Т. 4, № 16. С. 15-19. DOI 10.20310/2587-69532018-4-16-15-19.
MycaöeKoea Y.A., Kynbmypcbmoea 0.E.
DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-16-15-19
NATIONAL AND CULTURAL SPECIFICS OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT 'HEART' (on materials of M. Joldasbekov's works)
Urzada Abilkasimovna MUSABEKOVA, Farida Balabekovna KULTURSYNOVA
L.N. Gumilyov Eurasian National University 2 Mirzoyan St., Astana 010008, the Republic of Kazakhstan E-mail: mussabekovaua@jandex.kz
Abstract. We reveal the specificity of the linguocultural aspect of language verbalization of the concept 'HEART' in the Kazakh language worldview on the example of M. Joldasbekov's publicistic and artistic works. The interest in these publications is quite high: they give an assessment of many events that humanity witnessed, and reading forces to take a fresh look at the events of those years. At the same time, taking into account the special, individual style of writing, it is impossible not to try to comprehend the imagery and aesthetic relations of the writer to the content of his own text, as well as to highlight comprehension of basic concepts of the Kazakh mentality, in particular the concept of 'HEART'. The source of this research is the concept 'HEART' in the Kazakh language worldview. The research is determined by the necessity for linguistic and cognitive understanding of the content 'HEART', revealing the features of the concept functioning. Being the basic component of a personality in the minds of native speakers of the Kazakh language, the concept of the inner world is significant for the Kazakh-speaking society.
Keywords: linguoculturology; mythology; conceptospheres; worldview; national culture; metaphors
References
1. Gumboldt W. von. Izbrannye trudypoyazykoznaniyu [Selected Works on Linguistics]. Moscow, Progress Publ., 1984, 324 p. (In Russian).
2. Shaymerdenova N.Z., Avakova R.A. Yazyk i etnos [Language and Ethnos]. Almaty, ^aza^ univesiteti Publ., 2004, 248 p. (In Russian).
3. Vinogradov V.V. O teorii khudozhestvennoy rechi [On the Theory of Imaginative Speech]. Moscow, Nauka Publ., 1971, 413 p. (In Russian).
4. Zhanaydarov O. Mify drevnegoKazakhstana [Myths of Ancient Kazakhstan]. Almaty, Aruana Publ., 2006, 252 p.
5. Pimenova M.V. Kontsept nadezhda v russkoy yazykovoy kartine mira [Concept hope in Russian linguistic world-view]. Chelovek i ego yazyk: k 75-letiyu prof. V.P. Nedyalkova [Human and His Language: to the 75th Anniversary of Professor V.P. Nedyalkov]. Kemerovo, Institution of Further Training "Grafika", 2003, no. 4, pp. 47-66. (In Russian).
6. Karasik V.I. Kul'turnye kontsepty: problema tsennostey [Cultural concepts: value issue]. Yazykovaya lichnost': kul'tur-nye kontsepty [Linguistic Persona: Cultural Concepts]. Volgograd, Paradigma Publ., 1996, pp. 3-16. (In Russian).
7. Uryson E.V. Problema issledovaniya yazykovoy kartiny mira: analogiya v semantike [Issue of Worldview Study: Analogies in the Semantics]. Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury Publ., 2003, 224 p. (In Russian).
8. S'a'rip A. Altyn arqay': g'ylymi'- tanymdyq maqalalar. Almaty, Arys baspasy, 2009, 128 p. (In Kazakh).
Received 27 August 2018 Reviewed 28 September 2018 Accepted for press 24 October 2018 There is no conflict of interests.
18
ISSN 2587-6953. Heo^mojioraa. 2018. T. 4, № 16
Information about the authors
Musabekova Urzada Abilkasimovna, Candidate of Philology, Associate Professor of Turkology Department. L.N. Gu-milyov Eurasian National University, Astana, the Republic of Kazakhstan. E-mail: mussabekovaua@jandex.kz
Kultursynova Farida Balabekovna, Senior Lecturer of Russian Philology Department. L.N. Gumilyov Eurasian National University, Astana, the Republic of Kazakhstan. E-mail: mussabekovaua@jandex.kz For correspondence: Musabekova U.A., e-mail: mussabekovaua@jandex.kz
For citation
Musabekova U.A., Kultursynova F.B. Natsional'no-kul'turnaya spetsifika reprezentatsii kontsepta 'ZHYREK' (na materiale proizvedeniy M. Zholdasbekova) [National and cultural specifics of representation of the concept 'HEART' (on materials of M. Joldasbekov's works)]. Neofilologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 16, pp. 15-19. DOI 10.20310/25876953-2018-4-16-15-19. (In Russian, Abstr. In Engl.).