О
УДК 321.7 (595.13)
Ефимов Георгий Викторович
Efimov Georgiy Viktorovich
НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СИНГАПУРСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
NATIONAL SPECIFICITY OF THE SYNGAPOREAN DEMOCRACY
Рассматриваются общие принципы демократии, но в то же время подчеркивается ее специфика, а также различия между западными и восточными обществами, основанными на конфуцианских ценностях и западных либеральных ценностях. Выделяется «азиатская модель» демократии и черты ее развития в Сингапуре
The article considers general principles of democracy, but at the same time its specificity is emphasized and differences between Western and Eastern societies, based on Confucian and Western liberal values. «Asian variant» of democracy and features of its development in Singapore are marked out
Ключевые слова: демократия, конфуцианские ценно- Key words: democracy, Confucian values, Western liberal сти, западные либеральные ценности, права человека, values, human rights, liberty, fair elections свобода, справедливые выборы
На современном этапе особый интерес вызывает специфика становления и развития демократического общества в Республике Сингапур, превратившейся в одну из самых развитых стран в ЮВА. Следует заметить, что принцип демократии в общих чертах сводится к идее народовластия (правления народа, с помощью народа и для народа - по А. Линкольну), свободных выборов, политического плюрализма, свободы слова, инициативы и предпринимательства, соблюдения основных прав человека, равенства всех перед законом. Эти важные черты демократической системы сформулированы в различных международных документах и в конституциях многих стран мира.
Хотя принципы демократии едины, страны, избравшие демократию, имеют не только различные разновидности демократии и степени ее зрелости, но и национальную специ-
фику - в структуре власти, в стиле составляющих элементов. Особенно нет единства между американскими, европейскими и восточными политиками и учеными по вопросам соблюдения прав человека, а также в различиях между западными и восточными ценностями. В развернувшейся по этому поводу в США в 90-х гг. полемике главным оппонентом идеи универсальной применимости западных ценностей выступает бывший лидер Сингапура Ли Куан Ю. Именно Сингапур является моделью для сторонников концепции «особого азиатского менталитета» и такой специфики традиционного восточного общества, которая противостоит западным активистам движения за права человека, пытающимся навязать Востоку чуждые ему принципы и нормы.
В одном из интервью американскому журналу Ли Куан Ю отмечал, что существует фундаментальное различие межу обществами,
основанными на конфуцианских ценностях и западных либеральных ценностях, между государствами Восточной Азии и западными государствами. В конфуцианских обществах люди верят, что индивидуум существует в контексте семьи, родственников, друзей и общества, и что правительство не может и не должно принимать на себя роль семьи. Многие на Западе полагают, что правительство способно выполнять обязанности семьи в тех случаях, когда семья терпит неудачу. Восток не приемлет такого подхода [1].
Сингапур зависит от крепких и влиятельных семей в деле поддержания в обществе порядка и традиций бережливости, трудолюбия, уважения к старшим, а также уважения к образованию и науке. Такие ценности способствуют повышению производительности труда и экономического роста. Ли Куан Ю развернул широкую кампанию, чтобы доказать несовместимость западной демократии с конфуцианством и продемонстрировать, что последнее более органично в роли идеологического фундамента высокоорганизованного азиатского общества, чем западные принципы индивидуальной свободы. Причем сутью традиционного китайского конфуцианства всегда было не политическое конфуцианство, а ярко выраженная семейственность, которая становилась выше всех прочих социальных отношений, в том числе отношений с политическими властями [2].
Эту точку зрения поддерживает американский ученый Френсис Фукуяма. В статье «Конфуцианство и демократия» он отмечает: «В классическом китайском конфуцианстве и его производных в Корее, Вьетнаме, Сингапуре и на Тайване интересы коллектива ставятся выше интересов личности, власть имеет приоритет перед свободой, а обязанности считаются более важными, чем права» [3]. То есть конфуцианство строит высокоорганизованное общество снизу вверх, а не сверху вниз, уделяя особое внимание моральным обязательствам семейной жизни как основной ячейки общества.
Государство и другие политические власти рассматриваются как некая семья семей, объединяющая всех людей в единую социальную общность. Главными ценностями являются поддержание порядка и уважение иерархических отношений. Конфликт идей, групп и партий рассматривается как вредный и незаконный. Самое важное в том, что конфуцианство осуществило слияние общества и государства [4].
Сингапурцы считают, что свобода может существовать только в государстве, в котором существует порядок, а не там, где господствует анархия и непрекращающаяся борьба в обществе, а порядок и стабильность являются необходимыми условиями экономического роста и становления демократии. Причем жители Азии сами определяют, что означает демократия и какие формы она может применять.
В идеале демократия по-азиатски должна быть сочетанием политического плюрализма, свободных и справедливых выборов, экономического либерализма (свободной рыночной системы), а также социальной дисциплины или ответственности. На Западе вместо социальной дисциплины и ответственности большее внимание уделялось индивидуальным правам. В Сингапуре политическая система также основана на синтезе политического плюрализма, свободных и справедливых выборах, экономической свободе и социальной дисциплине, индивидуальных правах и ответственности, а также единстве общины.
Российский политолог Алексей Кива для обозначения политической модели, обусловившей стремительное развитие таких стран, как Сингапур, Южная Корея и Тайвань, без шоковой терапии и обвальной приватизации, без создания полюсов сказочного богатства и запредельной нищеты, а также сформировавшей благоприятные условия для формирования цивилизованной рыночной экономики и представительной демократии, вводит условное название «азиатская модель» [5].
Эта модель в Сингапуре культивирует напряженный высокопроизводительный труд,
повышает престиж знания, образования, интеллектуальных профессий и жизненный уровень населения. Кроме того, нужно учесть еще и ключевые незаменимые элементы демократии: свободные и справедливые выборы, подотчетность правительства, мирный переход власти, гражданский контроль, главенство за-
1. Интервью Ли Куан Ю Фариду Захария в Foreign Affairs 73 (1994) - P. 109-127.
2. Lee Kuan Yew/ The Singapore story: 1965 -2000. From third world to first. Harper Col Lins Publishers. N.Y. USA. 2000. - P. 811-814, 815.
3. Русский журнал Френсис Фукуяма. Конфуцианство и демократия // Режим доступа:
Коротко об авторе_________________________________
Ефимов Г.В., аспирант кафедры политических процессов, Тихоокеанский институт политики и права, Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ им. В.В. Куйбышева) [email protected]
кона, цивилизованное общество, борьба с коррупцией. И пока Сингапур будет владеть всеми этими элементами, он будет считаться демократической страной, как и все другие западные страны, в связи с чем ни им, ни Америке не стоит без разбора навязывать свою систему ценностей и демократии другим обществам.
____________________________________Литература
www. auditorium. ru /books/17/g 18. p.d.f.
4. Samuel P/ Huntington, «Democracy S Third Wave», Journal of Democracy 2 (Spring 1991). P. 24.
5. Красильщиков В. Этот «страшный» Сингапурский вариант. Режим доступа: http: // www. ng. ru / polemics/ 2000 - 12 - 09/ S Singa-pore.html.
____________________________Briefly about author
Efimov G.V., graduate of Political Processes Department, the Pacific School of Politics and Law, Far Eastern State Technical University (Kuibyshev FESTU)
Научные интересы: политология, политический процесс, Scientific interests: Politics Study, political process, Asian-страны АТР Pacific region countries