УДК 342.228(479.24)
С. Р. Садыхбекова
Национальная символика в создании современных логотипов
Статья посвящена роли национальной символики Азербайджана в создании логотипов для крупных международных мероприятий, проводящихся в республике. Известно, что с восстановлением независимости в искусстве и культурной жизни республики возрос интерес к мотивам национальной символики. В настоящее время элементы национальной символики широко применяются в создании разнохарактерных логотипов, эмблем для международных общественно-культурных мероприятий, среди которых есть такие, как Евровидение-2012, Первые Европейские Игры, Исламиада-2107 и многие другие. Отмечается, что, создавая оригинальные художественные композиции для логотипов этих и других мероприятий, авторы как правило, используют элементы, почерпнутые из богатого арсенала декоративно-прикладного искусства и фольклора азербайджанского народа. Это узоры, встречающиеся на азербайджанских коврах, художественные элементы, применяемые в прикладном искусстве, персонажи устного народного творчества.
Ключевые слова: национальная символика, логотипы, азербайджанские орнаменты, декоративно-прикладное искусство, Исламиада-2017, маскоты, художественное оформление
Sevda R. Sadykhbekova National symbols in creation of modern logos
The article is devoted to the role of the national symbols of Azerbaijan in creating logos for major international events held in the country. It is well known that since the restoration of independence in art and cultural life of the Republic the interest for explanation of national symbols is increased. Currently elements of national symbols are widely used in the creation of different logos, emblems for international socio-cultural activities, among which are Eurovision-2012, the First European Games, Islamiada-2107 and many others. It is noted that creating original artwork for logos of these and other events, authors tend to use elements from the rich arsenal of decorative-applied art and folklore of the Azerbaijani people. This patterns found on the Azerbaijan carpets, artistic elements used in applied art, characters of oral national creativity.
Keywords: national symbols, logos, ornaments, decorative and applied arts, Islamiada-2017, mascots, decorative appearance
За последние годы элементы национальной символики, украшающие различные объекты, здания, архитектурную среду крупных и малых городов, все чаще и нагляднее бросаются в глаза, привлекая внимание своим сочным колоритом. В Азербайджане возрождение национальной символики является частью государственной политики, направленной на пропаганду и развитие духовных и художественных ценностей прошлого, культурного наследия страны, укрепление исторической памяти этноса [1, с. 147]. Это художественные мотивы, встречающиеся в ковроткачестве, элементы декоративно-прикладного искусства, персонажи, фигурирующие в устном народном творчестве. Умело используя и перерабатывая художественные элементы, художники-дизайнеры создают привлекательные логотипы, отражающие композицию, орнаментальную структуру и колорит народного творчества. Вместе с тем эти логотипы пропагандируют богатое художественное наследие страны, созданное не одним поколе-
нием народных умельцев, формируют наглядное представление у многочисленных иностранных гостей об искусстве Азербайджана.
Элементы национальной символики тесно связаны с орнаментом. Известно, что орнаменты несут в себе элементы генетической памяти, воплощенной в виде конкретного художественного символа. В этом отношении не является исключением и азербайджанский народ, обладающим богатым историческим и художественным наследием. Узоры и другие элементы, взятые из народного творчества, составляют композиционную основу многих современных логотипов, которые ассоциируются как с народно-прикладным искусством, так и с ведущими художественными принципами современного мирового дизайна.
Только за последнее время в Азербайджане было создано много интересных, содержательных по композиционной основе логотипов, ставших национальными брендами, легко узнаваемыми не только у нас в республике, но
и далеко за ее пределами. Это не только поднимает престиж нашей страны, но и создает у мирового сообщества наглядное представление об Азербайджане, о его культуре и особенностях национального мышления [2, с. 5].
Наиболее интересными логотипами, созданными азербайджанскими дизайнерами, являются, как этого и следовало ожидать, известные символы - Евровидения-2012, Первых Европейских Игр, авторалли «Формула-1», Игр Исламской Солидарности и ряда других.
Говоря о традиционных художественных мотивах, используемых для создания логотипов, интересно отметить, что почти все элементы имеют модернизированную, можно сказать графически свободно вытянутую конструкцию, подчеркивающую их современное предназначение и, главное, оформительскую характеристику, связанную с компьютерным дизайном.
Весьма интересным по своему композиционному решению является логотип Евровидения 2012, сочетающий, помимо декоративных мотивов национального характера, особенности, присущие фольклору. Известно, что в композиционную основу этого логотипа лег букет из огненных лепестков, что является олицетворением сразу нескольких фольклорно-обрядовых мотивов, связанных с древней художественной традицией и культурой Азербайджана. Вспомним, что элемент огня, в той или иной степени видоизменяясь, всегда присутствовал среди основных национальных орнаментов, словно напоминая огнепоклонническое прошлое страны. Одним из наиболее распространенных элементов огня, безусловно, является бута, имеющая много композиционных и стилистических разновидностей [3, с. 23]. Совмещая в себе как геометрические, так и растительные либо стилизованные очертания, бута имеет множество разновидностей, встречаемых в композициях ковров, произведений художественной вышивки, на предметах, разукрашенных народными мастерами. Среди азербайджанских орнаментов есть и другие, композиционно также связанные с огнем - одним из главных символов страны. Не менее интересным является тот факт, что мотивы огня в достаточной степени встречаются и в фольклорно-обрядовых образцах. Танцуя вокруг огня, прыгая над костром, люди искренне верили в магическую силу огня, который, по их мнению, предохранял их от негативной, темной энергии, физически и духовно очищал организм, помогал в исполнении загаданных желаний. В фольклоре азербайджанцев можно найти немало интересных мотивов, где основой сюжетной линии служит огонь, вокруг которого и разворачиваются события, приводящие к же-
ланному, благополучному исходу. Были широко распространены также обрядовые танцы, совершенные длинными рядами участников вокруг костра [4]. Эти древние обряды до сих пор сохранились на примере известного коллективного танца, называемого Яллы. Мотивы коллективных обрядовых танцев, восхвалявших огонь (солнце), обнаружены даже среди наскальных изображений древнего Гобустана, что свидетельствует о глубокой древности этих обычаев. Сегодня эти традиции без особого труда можно разглядеть в композиции вышеупомянутого логотипа, который являет собой удачное сочетание визуально-смыслового отображения исторического художественного наследия и современных художественно-эстетических потребностей.
Столь же удачным можно считать и логотип Первых Европейских Игр, которые состоялись в 2017 г. В отличие от логотипа Евровидения, этот логотип характеризует композиционная простота, наличие свободного пространства внутри эмблемы и, вместе с тем довольно компактное совмещение отдельных изображений-символов. Интересно и цветовое решение логотипа. Композиция состоит всего из четырех элементов; столько же в ней цветов. Каждый элемент окрашен в свой цвет. Привлекающим внимание новшеством композиции является то, что каждый из четырех элементов совмещает не один, а два и более символов. Так, закрутившийся хвост Феникса, окрашенного в синий цвет, одновременно являет собой и олицетворение воды, а в более широком контексте - Каспийское море. Таким образом, изображение мифической птицы, взятой из национального фольклора, символизирует воду - один из основных компонентов мироздания. То же самое можно сказать и об изображении огня, воплощенного в двух элементах. Это окрашенное в желтый цвет крыло Феникса и пурпурная «корона» логотипа, изображенная в виде трех языков пламени. Хотя в чисто зрительном восприятии эта корона являет собой верхнюю часть национального фрукта - граната. Впрочем, именно гранат, его округленная форма и легла в композиционную основу логотипа. Умело пользуясь естественной формой верхней части граната, его «короны», Адам Юнисов, автор логотипа, поместил в ее зрительный образ элемент огня из трех пламень [5], что ассоциируется с множеством национальных представлений, начиная от трех костров на вершине горы, означающих всенародное празднество, и кончая современным архитектурным ансамблем Flame Towers - «Пламенные башни», прочно вошедшим в современную градостроительную символику столицы Азербайджана.
В разработке данного логотипа использованы не орнаменты, а стилизованные мотивы, также ассоциируемые с образами национального мышления. Красный, синий и зеленый цвета, используемые в национальной атрибутике , еще больше укрепляют эту мысль.
Помимо художественных элементов, в разработке фирменных знаков дизайнеры нередко используют и фольклорные образы, создающие яркие впечатления. Наиболее интересными образами можно считать девушку-Джейран и юношу-Гранат. Эти маскоты стали удачным художественным, эстетическим и нравственным дополнением к логотипам, украсившим общественные места в дни проведения игр. Однако после игр они не были забыты. Напротив, эти маскоты заняли достойное место в художественном наследии современности, опирающейся на культурные и духовные ценности прошлого.
Довольно интересное художественное решение имеют логотипы, разработанные группой отечественных дизайнеров для IV Исламских Игр. В основу композиции положен национальный художественный элемент, широко распространенный в азербайджанском декоративно-прикладном искусстве. Квадратная композиция логотипа состоит из простого схематического изображения национального узора, в центр которого вставлен восьмигранный художественный мотив - хорошо знакомый символ, распространенный не только в прикладном искусстве, но и в геральдике. Интересной особенностью этого символа можно считать изображение пламени, расположенного внутри восьмигранника. Привлекает внимание и цветовое решение логотипа, состоящее из красных, голубых и синих тонов. Параллельно с этим азербайджанскими дизайнерами разработан и ряд других, вспомогательных вариантов, которые также украшают общественные места.
Помимо основного, орнаментального логотипа Исламских Игр, существуют еще и так называемые векторные варианты, композиционную основу которых составляют памятные надписи. Среди них наиболее простым и коротким следует считать надпись «Баку-2017». В ее основу заложены каллиграфические особенности, отдаленно напоминающие куфическое письмо -одну из разновидностей классической арабской вязи, распространенной в мусульманских странах в период средневековья. Интересно, что «куфи» имело распространение и в Азербайджане, о чем наглядно свидетельствуют знаменитые Гянджинские ворота, украшенные надписями в этом стиле. Позже (после катастрофического Гянджинского землетрясения, случившегося осенью 1139 г.) эти ворота были сняты и выве-
зены в Грузию в монастырь Гелати близ Гори, где одна их створка находится по сей день. Геометрические пропорции надписи «Баку-2017», ее угловатые и округленные очертания удачно сочетаются с ромбиками, вставленными в композицию.
Некоторые разновидности логотипов Исламских Игр предназначены для поддержания общего праздничного настроения. Это, прежде всего, небольшие и несложные по композиционному решению художественные фрагменты, которыми украшают общественные места -территории проведения игр, станции метро, остановки автобусов, городские парки, супермаркеты. Несмотря на разнохарактерность этих логотипов, их объединяют художественные особенности, характерные для основных логотипов Исламских Игр. Это композиционная и цветовая общность, в основе которой лежат геометрические орнаменты с преобладанием характерных сочных цветов. В качестве доминирующих мотивов выбраны крупные ковровые элементы, поскольку именно ковры ярче других образцов народного искусства передают всю полноту красоты и философской мудрости, которые заключаются в лабиринтах узора. Эти узоры были подобраны неслучайно. Будучи азербайджанскими орнаментами, они обнаруживают интересное композиционное сходство и с другими культурами исламского мира. Об одной из таких особенностей уже упоминалось. Это куфическая надпись, которая имела распространение в Азербайджане. Классическое куфи - важное историческое звено, которое объединяло культуру арабских стран с тюркским миром. Азербайджан является одним из тех регионов тюркского мира, где эта надпись распространилась раньше других. Таким образом, выбранные элементы для вспомогательных композиций, отражая особенности азербайджанской художественной культуры, одновременно обнаруживают сходство с культурами других стран и народов исламского мира, но вместе с тем в своей основе они отражают красоту именно азербайджанской культуры, что является их главной особенностью и призванием.
Геометрические орнаменты, составляющие основу большинства композиций логотипов, имели широкое распространение в декоративно-прикладном и строительном искусстве средневекового Азербайджана. Эти орнаменты, наряду с растительными, составляют композиционную основу азербайджанских бессюжетных ковров [6]. Но и в сюжетных коврах можно обнаружить элементы геометрического орнамента, например по краям композиции. Кроме того, сами сюжеты могут быть переданы в стиле
геометрического орнамента. Таковы, например, некоторые сюжеты с изображением животных, зверей, птиц, а иногда и людей. Несмотря на запрет на изображение живых существ, фигуры зверей и птиц, а нередко и людей, широко применялись в качестве ведущих символов как сюжетных, так и бессюжетных ковров. Встречались они и в композициях стенной росписи, предметов быта с богатой художественной отделкой. Однако художники и дизайнеры - создатели логотипов - отдавали предпочтение классической символике - геометрическим мотивам, не только легко узнаваемым по материалам традиционного искусства, но и близким по духу во всем исламском мире.
Помимо ковров, геометрические орнаменты часто встречаются и в историко-архитек-турных памятниках Азербайджана [7, с. 14-16]. Сегодня на территории республики сохранилось множество архитектурных памятников, в художественной отделке которых широко применялись геометрические орнаменты. Наиболее значительны средневековые памятники, сохранившиеся в таких городах, как Нахчыван, Ордубад, Баку, Гянджа, Барда, Шемкир, Шемаха. Интересны геометрические орнаменты одного из шедевров средневекового азербайджанского зодчества - Мавзолея Момине хатун, расположенного на древней нахчыванской земле. Мавзолей был воздвигнут известным азербайджанским зодчим Аджеми, жившим в XII в. Этот период считается «золотым веком» азербайджанской культуры. Несколько позже был построен мавзолей в селении Карабаглар, ромбообразная художественная композиция которого также повлияла на внешность основного логотипа IV Исламских Игр.
Известно, что в Азербайджане в течение долгих столетий существовало несколько художественных (ковровых, миниатюрных) и архитектурных школ, каждая из которых выработала собственные стили. Интересно, что практически в каждой из них легко найти элементы геометрической ориентации, что свидетельствует о ее доминирующем положении. Переплетаясь с растительными, геометрические орнаменты украшали края миниатюрных рисунков, входили в композиции ковров, художественной ткани, декоративных панно, резьбы по дереву и металлу.
Таким образом, можно заключить, что основной художественный мотив логотипа - геометрическая квадратная композиция на нейтральном фоне - являет собой собирательную, стилистически обобщенную панораму художественных элементов искусства Азербайджана, в центре которого стоит национальная сим-
волика, сегодня воспринимающаяся как художественный символ независимости и государственности Азербайджана.
Как и при Первых Европейских Играх, азербайджанскими дизайнерами представлены новые маскоты, олицетворяющие IV Исламиаду. Это пара привлекательных карабахских скакунов - Инджа (нежная и красивая лошадь) и Джасур (сильный, умный и находчивый жеребец), одетых в национальные костюмы [8].
Создание оригинальных национальных логотипов и брендов, безусловно, является одним из лучших способов демонстрации истории, культуры и гостеприимности нашего народа. Используя мотивы национального орнамента, персонажи и сюжеты фольклора, художники-дизайнеры создают оригинальные, красочные образцы азербайджанских логотипов, которые, вне всякого сомнения, уже внесли немалый вклад в развитие современного изобразительного искусства. Легко узнаваемые символы и персонажи, будучи широко распространенными всюду и везде, создают положительные эмоции, с успехом гармонируют с градостроительным ландшафтом, наконец, пропагандируют культуру Азербайджана, служа таким образом интересам страны. Но все это только часть той грандиозной работы, которую выполняют эти символы. Не менее интересным является применение национальной символики в оформительском искусстве, которое в в преддверии Исламских Игр можно наблюдать в столице, а также в других городах и селах республики.
Художественное оформление городского ландшафта (в связи с проведением какого-нибудь мероприятия) являет собой важную, нередко колоссальную по объему выполняемых работ часть декорационного искусства. Обычно оформительские работы осуществляются на сцене театра - так, по крайней мере, думают многие. Но важно помнить, что любое общественное мероприятие, празднество, проходящее под открытым небом, имеют своих художественных организаторов - режиссеров, постановщиков выступлений, художников-оформителей. Многим известны имена таких прославленных организаторов крупномасштабных культурных мероприятий, как режиссер Джаннат Салимо-ва, художник Таир Таиров и многих других [9]. Прославляя отечественную культуру своей неустанной творческой деятельностью, часто оставаясь «за кадром», эти мастера совершают титанический труд, проводя работы по художественной организации крупных общественных мероприятий [10, с. 25].
Общественная арена требует применения общественных и государственных символов.
Именно так и поступают художники-оформители, использующие наряду с государственной атрибутикой, например с флагом или гербом страны, мотивы народного творчества. Логотипы и маско-ты - важная деталь в художественном оформлении градостроительной среды. Хочется надеяться, что использование в оформительской работе символов художественной культуры, которые являются визуальным носителем национального мышления, станет новой вехой в развитии современного изобразительного искусства Азербайджана.
Список литературы
1. Ичери Шехер в истории Азербайджана. Баку: Шарг-Гарб, 2015. 256 с.
2. Ахундов Д. А. Архитектура древнего и раннесред-невекового Азербайджана. Баку: Азернешр, 1986. 310 с.
3. Садыгова А. А. Ковровое искусство Азербайджана второй половины ХХ столетия. Баку: Текнур, 2013. 159 с.
4. Рзаев Н. И. По следам предков. Баку: Азербайджан. гос. изд.-полиграф. об-ние, 1992.
5. The First News: информ. агентство. 2007-2018. URL: http: // 1news. az (дата обращения: 12.02.2018).
6. Алиева К. М. Тебризская ковровая школа XVI-XVII вв. Баку: Элм, 1999. 194 с.
7. Гияси Дж. Памятники архитектуры эпохи Низами. Баку: Элм, 1986. На азерб. яз.
8. Карабахские скакуны ждут участников Исламиады Баку-2017 // Каспийские новости. 2017. 14 февр. URL: https:// news.rambler.ru (дата обращения: 12.02.2018).
9. Tahir Tahirov // Vikipediya: açiq ensiklopediya. URL: https: // az. wikipedia. org (дата обращения: 12.02.2018). На азерб. яз.
10. Абдуллаева Р. Г. Дизайнерское образование в независимых тюркских странах // Проблемы искусства и культуры. 2016. № 2 (56). С. 25-33.
References
1. Icheri Sheher in history of Azerbaijan. Baku: Sharg-Garb, 2015. 256 (in Russ.).
2. Akhundov D. A. Architecture of ancient and early medieval Azerbaijan. Baku: Azerneshr, 1986. 310 (in Russ.).
3. Sadygova A. A. Carpet art of Azerbaijan in second half 20th century. Baku: Teknor, 2013. 159 (in Russ.).
4. Rzaev N. I. In footsteps of their ancestors. Baku: Azerbaijan State Publ. and Printing Association, 1992 (in Russ.).
5. The First News: news agency. 2007-2018. URL: http: // 1 news. az (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
6. Alieva K. M. Tabriz carpet school of 16-17th centuries. Baku: Elm, 1999. 194 (in Russ.).
7. Gyasi G. Architectural monuments of Nizami era. Baku: Elm, 1986 (in Azerb.).
8. Karabakh horses are waiting for participants of Baku-2017 Islamiad. Kaspiiskie novosti. 2017. Febr. 14. URL: https://news.rambler.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
9. Tahir Tahirov // Vikipediya: açiq ensiklopediya. URL: https: // az. wikipedia. org (accessed: Febr. 12. 2018) (in Azerb.).
10. Abdullaeva R. G. Design education in the independent Turkic countries. Problemy iskusstva i kul'tury. 2016. 2 (56), 25-33 (in Russ.).