Научная статья на тему 'Национальная политика в РСФСР'

Национальная политика в РСФСР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1337
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / NATIONAL QUESTION / SELF-DETERMINATION OF NATION / ETHNIC GROUPS / INTERETNIC ANTAGONISMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хамхоев Руслан Макшарипович

Рассматриваются особенности реализации национальной политики в России советского периода. Анализируется сущность неоднозначных политических действий государства, связанных с решением национального вопроса в период с 1917 г. по 1991 г. Будучи преемницей СССР, современная Российская Федерация нуждается в оптимальной национальной политике, которая должна способствовать утверждению гражданского единства, базирующегося на российском патриотизме в соединении с внутрироссийским культурным многообразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хамхоев Руслан Макшарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POLICY IN RSFSR

The article shows some features of realization national policy in Soviet Russia. The main point of ambiguous political actions related with national question's solution from 1917 to 1991 are analyzed. As a successor to the USSR modern Russia needs more optimal national policy which helps civil society development based on Russian patriotism with inner-Russian cultural variety.

Текст научной работы на тему «Национальная политика в РСФСР»

остальных отраслей права, имеющих отношение к регулированию этих процессов. Видимо, необходим федеральный закон, который бы определил основные принципы миграции и позволил разграничить соответствующие полномочия между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Список литературы

1. Пистрякова, С.А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобии и дискриминации. - М., 2008.

2. Шестаков,И. Что делать Москве с «лишними иностранцами»? // Аргументы и факты. - 2008. - 6 августа.

3. Шерер, И.Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда. - М.. 2010.

© Львов Л.С., 2011

Р.М. Хамхоев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РСФСР

ХАМХОЕВ Руслан Макшарипович — аспирант кафедры национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ (e-mail: [email protected])

Аннотация. Рассматриваются особенности реализации национальной политики в России советского периода. Анализируется сущность неоднозначных политических действий государства, связанных с решением национального вопроса в период с 1917 г. по 1991 г. Будучи преемницей СССР, современная Российская Федерация нуждается в оптимальной национальной политике, которая должна способствовать утверждению гражданского единства, базирующегося на российском патриотизме в соединении с вну-трироссийским культурным многообразием.

Ключевые слова: национальный вопрос, самоопределение нации, этнические группы, межэтнические противоречия.

Национальный вопрос — один из наиболее важных и сложных вопросов в обществе, особенно в России с ее многонациональным составом населения.

Для большевистской партии, возглавившей работу по социальному переустройству России после Октябрьской революции 1917 г., нацио-

нальный вопрос имел большое значение. Его решение увязывалось с главным - уничтожением классового эксплуататорского общества и частной собственности на средства производства. Основу национальной политики заложили Декларация прав народов России (ноябрь 1917) и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918). Они гарантировали равенство всех наций и народностей и право наций на самоопределение. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, традиции, обычаи, национальные и культурные учреждения народов. В результате большевики получили поддержку как русского народа, так и тех, кого царские чиновники именовали «инородцами».

Прежде всего это относится к вопросу о политическом самоопределении наций, которое стало лозунгом большевистской партии в 1917 г. под давлением объективных обстоятельств. «Декларация прав народов России», обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» не только способствовали утверждению власти Советов в регионах, но и провозглашали действительно демократические, отвечавшие насущным требованиям масс принципы — отмена всех национальных привилегий, равенство и суверенность всех народов России, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Созданию СССР предшествовала работа по устроению федеральной структуры Советской России. В феврале 1920 г. ВЦИК создает специальную комиссию по разработке федеративного устройства РСФСР. Российскими автономными республиками на то время, наряду с Татарской и Башкирской в Поволжье, Дагестаном и Горской республикой на Северном Кавказе, становятся Абхазия и Аджария, Туркестан и Казахстан, а также республика в Крыму.

Российским автономиям передаются полноценные властные полномочия. Высшими органами в автономиях являются республиканские Съезды Советов, формирующие собственные исполкомы, исполнительная власть осуществляется республиканскими Совнаркомами. Ведомства в автономиях, решающие хозяйственные задачи, подчинялись по принадлежности московским наркоматам. Вопросы здравоохранения, образования и иные, связанные с социально-культурным развитием, находились в компетенции республик. Их решение предполагалось с учетом национальных особенностей данной автономии.

Особое место в истории советской национальной политики занимает XII съезд РКП (б), состоявшийся в Москве в 1923 г.

Материалы XII съезда партии большевиков интересны и поучительны потому, что в ходе дискуссии делегатов съезда достаточно откровенно обсуждались такие наиболее важные вопросы, как разграничение сфер ведения Союза и местного самоуправления на всех уровнях, обеспечение возможности для свободного определения основ экономического и куль-

турного развития при эффективном ограничении диктата центральных ведомств и т. д.1.

Наряду с Народным комиссариатом по делам национальностей при ВЦИК (Наркомнац) существовал Отдел национальностей, в котором предварительно рассматривались практически все законопроекты, так или иначе касавшиеся социально-экономического и культурного развития регионов. Наркомнац также имел отделы и так называемые «столы» для каждого этноса и был призван согласовывать интересы развития народов страны с общегосударственными задачами. В центре внимания этих органов власти находились вопросы землеустройства, формирование «коренного» административного и хозяйственного аппарата, определения статуса и полномочий местных исполнительных органов власти, традиционных и новых институтов самоуправления народов, их образования и просвещения и т. д.

В рамках программной цели партии большевиков — достичь национального равноправия — проводилась большая и целенаправленная работа по подъему экономики национальных регионов, форсированному вовлечению национальных масс в индустриальное развитие и урбанизацию, в общее культурное и социальное пространство формирующегося советского общества.

В начале 1925 г. СНК СССР рассмотрел вопрос о вхождении представителей отсталых народностей в Президиум ЦИК СССР и комиссию при ЦИК по распределению фонда средств на культурные нужды. Одновременно обсуждался вопрос о выделении дополнительных ассигнований на «дополнительную помощь наиболее отсталым автономным республикам и областям» на заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б) и Президиума ЦИК Союза.

Представители всех национальных образований входили в Совет Национальностей ЦИК СССР. На сессиях ЦИК рассматривались, в частности, вопросы о бюджетных правах союза и входящих в его состав союзных республик. Совет Национальностей защищал права союзных и автономных республик в области внутренней торговли.

При обсуждении вопроса об особом разделе основных начал уголовной политики в отношении отдельных видов преступлений в комиссии Совета Национальностей было принято решение о дополнении этой главы новой статьей об уголовной ответственности за заведомое нарушение суверенитета входящих в СССР союзных республик, суверенных прав автономных республик и прав автономных областей, а также за разжигание национальной розни и ненависти2.

Особое место в национальной политике Советского государства в 20-30-е годы занимали проблемы национальных меньшинств, хотя само их

1 См.: XII съезд РКП(б) (17-22 апреля 1923 года): стенографический отчет. - М.: Госполитиздат, 1968.

2 См.: Игнатьев, В.И. Совет Национальностей ЦИК СССР - М.-Л., 1926. -С. 17-18.

определение в те годы не было достаточно четким и ясным. В соответствии с решениями съездов Советов Президиумом ЦИК СССР, Советом Национальностей, отделами и комиссиями на местах были предприняты значительные усилия по вовлечению национальных меньшинств в экономическую и особенно социально-культурную деятельность.

Значительное место в национальном вопросе занимала политика активного вовлечения представителей коренных народов в сферу государственного управления. Однако доминирование бюрократического подхода, связанного с разнарядками этнических представителей, выдвижение подчас мало или вовсе не подготовленных национальных кадров с вытеснением квалифицированных специалистов русской национальности приводило к очевидным издержкам и в конечном счете не способствовало гармонизации межэтнических отношений.

Не менее важным направлением национальной политики было развитие местных организационно-управленческих структур, учитывающих традиционные формы и специфические условия жизнедеятельности этносов. По инициативе представителей республик ставился, в частности, вопрос о том, что «для поднятия культурно-хозяйственного уровня нацменьшинств» необходимо выделить их «в самостоятельные административно-территориальные единицы (районы, волости, сельсоветы»1. Таким образом, традиционные институты самоуправления приближались к требованиям жизни.

Руководство страны в специальном постановлении Политбюро ЦК ВКП (б) от 17 декабря 1937 г. «О ликвидации национальных районов и сельсоветов» признавало, что в ряде краев и областей они были созданы искусственно, к тому же нередко в них наблюдалось стремление ставить препоны изучению русского языка2.

Следует иметь в виду и последствия проводившейся в первой половине XX в. политики этнического картографирования, когда для преимущественно угнетенной в дореволюционном прошлом нации создавалась «своя» государственность с учетом экономических интересов вновь образуемых национальных республик и областей. А именно: консервировались многие отжившие формы политической организации, в национальных регионах поощрялась моноэкономика, формировались потенциальные очаги межнациональных конфликтов, искажалась истинная суть межэтнических отношений, которые включали в себя как последствия проводившейся политики, так и стабильные традиционные формы конструктивного взаимодействия народов СССР.

Не менее поучительно выглядят примеры решения национальных проблем путем их территориализации на Северном Кавказе. Здесь казачьи

1 Свириденко, ЮЛ., Неборский, М.Ю. Российское многонациональное государство: пути согласия народов. - М., 1997. - С. 152-162.

2 См.: Болтенкова, Л.Ф. Интернационализм в действии. - М, 1988. - С. 61-62.

земли без согласования с их населением включались в состав различных автономных образований. Так, в 1921 г. в процессе оформления Горской АССР к ней присоединили 17 казачьих станиц и хуторов, в которых жили более 65 тыс. русских.

После упразднения в 1924 г. Горской автономной Советской Социалистической Республики Ингушская и Северо-Осетинская автономные области имели общий административный центр — Владикавказ, а после объединения Чеченской и Ингушской областей в январе 1934 г. решением Президиума ВЦИК город с 1 июня того же года был передан в состав Северной Осетии. Все это не могло не породить затяжной глухой конфликт, который вспыхнул с новой силой и обернулся трагическими последствиями в 1992 г.

Безусловно, приведенные выше примеры свидетельствуют прежде всего о традиционно и объективно острой для Северного Кавказа проблеме дефицита земельных площадей, пригодных для земледелия, выпаса скота и других сельскохозяйственных работ. Она и до революции приводила к конфликтным ситуациям, однако волевое администрирование, создание искусственных национально-территориальных образований и почти перманентная переделка их границ усугубляли положение в крае, не способствовали смягчению и гармонизации межэтнических противоречий1.

А.Ю. Коркмазов пишет об антигуманной сущности национальной политики большевиков, но в то же время признает ее позитивное значение в обеспечении роста этнического самосознания, политической активности, в экономическом и культурном развитии горцев2.

Государственная власть испытывала влияние административной перестройки внутри партии, проводимой Сталиным ради укрепления личной власти. Вслед за партией и в государственных органах «аппарат» становится источником реальных решений.

Между тем не только отказ от разумной децентрализации и расширения инициативы и самостоятельности составных единиц Федерации, но и другие аспекты национальной политики не давали позитивных результатов. Это относится прежде всего к искусственной перекачке средств и ресурсов из центра на национальные окраины с целью «выравнивания экономических уровней» отсталых республик. Зачастую это оборачивалось созданием монопроизводств, порождало сильную зависимость одних республик и страны в целом от других в том или ином направлении хозяйствования, что особенно остро почувствовалось уже после распада СССР3.

1 См.: Тишков, В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) / Этничность и власть в полиэтнических государствах. -М., 1994. - С. 17.

2 См.: Коркмазов, А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). - Ставрополь, 1994. - С. 30-31, 67, 74, 62, 75.

3 См.: Дмитриева, Б. Региональная экономическая диагностика. - СПб., 1992. -С. 65.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. ярко продемонстрировала массовый героизм и единство народов СССР в борьбе против фашистской агрессии, закономерное доминирующее значение общегражданских, патриотических ценностей и критериев в массовом сознании и культуре советского общества. В то же время проявился взрывоопасный потенциал нанесенного властью ущерба демократическим основам национальной политики. Одной из мрачных и трагических страниц истории многонационального Советского государства стала депортация ряда народов, обвиненных в предательстве.

Еще накануне войны были депортированы более 300 тыс. поляков, корейцев, немцев, курдов, иранцев, украинцев, выходцев из Прибалтики и др. Это не могло не способствовать обострению межнациональных отношений, послужило символом, подтверждавшим возможность нарушения конституционных прав народов и граждан. Сама депортация как средство снятия социальной и межэтнической напряженности для административно-командной системы оказалась наиболее удобной и эффективной.

В период военного времени ряд национальностей были подвергнуты репрессиям по этническому признаку. В случае с поволжскими немцами, выселение было жестокой превентивной мерой «бдительного» режима. В других случаях депортации являлись мерами карательными.

Репрессивные акции продолжились и после окончания войны. Как свидетельствуют новейшие исследования, они были показателем правовой незащищенности советских людей и узаконенного произвола административно-командной системы, а также результатом установившегося к началу 30-х гг. режима личной власти Сталина.

В рамках хрущевской «оттепели» начался процесс возвращения большинства депортированных народов в места их прежнего жительства. Однако недостаточная проработка правовых процедур и механизмов восстановления ликвидированных прежде автономий породила новые очаги латентной напряженности.

В 1953 г. новый импульс получила политика формирования органов власти из жителей коренных национальностей. На специальных пленумах республиканских парторганизаций Литвы, Белоруссии, Молдавии и других союзных республик были приняты решения о необходимости более интенсивного привлечения на руководящие должности представителей титульных народов.

В 60-80-е гг. был фактически ликвидирован разрыв в социальной структуре основных этнических групп. В национальных республиках средний уровень образования, особенно соотношение лиц с высшим образованием и с учеными степенями, значительно превысил общесоюзные показатели, а также среди основного населения страны - русских. В то же время к 1991 г. только в 6 из 16 республик РСФСР (4 республики Северного Кавказа, Якутия и Татарстан) существовали средние школы с преподаванием на на-

циональных языках. Постоянно сокращались количество и тираж периодических изданий и книг на родном языке1.

Во второй половине XX в. в национальных республиках были размещены самые современные производства, что ускорило процесс урбанизации. Но вместе с тем насаждалась монокультурная аграрная экономика, сужавшая масштабы и содержание хозяйственного развития и разрушавшая окружающую среду, как, например, в Средней Азии. Неравенство статусов национальных республик и краев и областей РСФСР, вытеснение русских и других народов с родных мест, произвольный передел административных границ, в том числе российских территорий, - все это постепенно накапливало недовольство и напряженность.

По мере углубления кризисных явлений в обществе все более обострялись социальные и межэтнические противоречия. Так, в 1984 г. в Грозном потребовались специальные пропагандистские мероприятия с привлечением представителей союзного центра, когда над поездом с призывниками из Чечено-Ингушетии был выброшен зеленый флаг. В 1986 г. произошли выступления студентов казахской национальности в Алма-Ате, в феврале 1988 г. — части армянского населения Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР с требованием включить ее в состав Армянской ССР. В марте того же года межэтнические конфликты с трагическими последствиями потрясли Сумгаит, затем Фергану и Новый Узень.

В основе этих событий лежал комплекс экономических, социальных и политических факторов. Одной из причин было и противодействие старых элит новациям центра, проявились противоречия собственно межэтнического и межконфессионального свойства. Большую роль в развитии национальных процессов и судьбе СССР как многонационального федеративного государства сыграла политизация этничности, начавшаяся с конца 80-х гт. XX в. и приведшая к распаду единого государства. Она проявилась прежде всего в борьбе руководства союзных республик, начиная с прибалтийских, за расширение их самостоятельности, в том числе предоставление им прав субъектов международных отношений. Вскоре с требованиями расширения прав и полномочий стали выступать и руководители автономий.

Таким образом, в советский период в стране осуществлены революционные преобразования в жизнедеятельности населяющих ее народов. Впервые значительно сближаются экономические условия жизни различных этносов. Радикально меняется и выравнивается уровень образования и культуры в республиках. В годы советской власти народы страны получили различные формы национальной государственности. Происходило развитие и сближение наций и народностей. Реальностью стало понятие

1 См.: Паин, Э.А. Динамика национального самосознания россиян (к этнополи-тическим итогам прошедшего десятилетия) // Этнопанорама. - 2002. - № 1. - С. 14.

единого многонационального государства. Складывалась новая историческая общность людей - советский народ.

Социально-экономические реалии российской действительности предопределяют особую значимость межэтнических отношений для нашей страны, а также необходимость проведения активной и последовательной государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях.

Список литературы

1. Болтенкова, Л.Ф. Интернационализм в действии. - М, 1988.

2. Игнатьев, В.И. Совет Национальностей ЦИК СССР. - М.-Л., 1926.

3. Коркмазов, А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность). - Ставрополь, 1994.

4. Савельев, В.В. Модель самоопределения народов в России. - М., 2010.

5. Свириденко, Ю.Л., Неборский, М.Ю. Российское многонациональное государство: пути согласия народов. - М., 1997.

6. Тишков, В.А. Национальности и национализм в постсоветском пространстве (исторический аспект) // Этничность и власть в полиэтнических государствах. - М., 1994.

© Хамхоев Р.М., 2011

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Кузьмина

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

КУЗЬМИНА Алла Владимировна - кандидат философских наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций (e-mail: [email protected])

Аннотация. Публикация посвящена актуальным и дискуссионным проблемам распространенности права в жизненном мире различных субъектов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.