48
ВЛАСТЬ
2 0 2 4 ' 01
of communication with their target audience. Through the prism of the political science approach, this interaction is the processes of taking and preserving power over the opinions of viewers.
Keywords: special military operation, public opinion leaders, political science approach, self-presentation, power
КУРБАНОВА Карина Мурадовна — ассистент департамента политологии, стажер-исследо-вателъ Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга, аспирант департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; кткигЬа[email protected])
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК РЕГУЛЯТОР ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В современной науке анализ текущих этнополитических конфликтов, которые находятся в замороженной или латентной фазе, необходим. Без наблюдения за взаимодействием каждой из конфликтующих сторон, без мониторинга общественного мнения в социальных сетях (т.к. именно социальные сети сегодня являются основной площадкой провокаций этнополитических конфликтов) могут вспыхнуть новые очаги конфликта и привести к необратимым последствиям как для одного конкретного региона, так и для всего государства в целом. В статье автор рассматривает понятие этнополитическо-го конфликта и причины его возникновения, анализирует политику федерального центра в отношении национальных республик России, где могут возникнуть этнополитические конфликты. Ключевые слова: регионы, этнополитический конфликт, национальная политика, федеральный центр, социальный конфликт
Основоположник направления социального конфликта и автор теории функционального конфликта Г. Зиммель считал, что конфликт в обществе является неизбежным, т.к. впоследствии это стимулирует социально-экономическое развитие общества и государства в целом. Общество Зиммель делил на группы, которые должны обладать самостоятельностью, а также взаимодействовать друг с другом и другими социальными группами на основе внутренних законов (применительно к этнополитическому конфликту можно говорить о межэтнических конфликтах между народами внутри одного государства). Конфликт, который возникает в группе, может усилить ее централизацию, а также способствовать улучшению экономического благосостояния членов группы. Например, посредством межгрупповой борьбы определенная социальная группа сможет получить доступ к ресурсам, которые ранее для нее были недоступны. В своей теории социального конфликта Зиммель также говорит о том, что в конфликт может включиться третья сторона, которая может обеспечить взаимодействие двух сторон, что впоследствии приведет эти две стороны к компромиссному решению существующих проблем [Ильин 2019].
Во второй половине XX в. немецкий и американский социолог, один из основоположников социологии конфликта Л. Козер дал определение понятия конфликта как способа появления новых социальных норм или модерни-
зации имеющихся социальных норм. По его мнению, конфликт также способствует адаптивности существующей социальной системы. В своей теории определения конфликта автор опирался на труды К. Маркса и Г. Зиммеля. По теории Козера, источником возникновения конфликта являются дефицитные ресурсы - власть, материальные ценности, авторитет, общественное признание и др. Козер говорит о конфликте как неотъемлемой части социальных отношений, поэтому он выделяет целый ряд позитивных функций социального конфликта [Козер 2000].
Социальные системы, по мнению Л. Козера, создают в обществе клапаны, способствующие отвлечению от враждебных чувств (агрессии) группы индивидов. Таким образом в обществе могут быть предотвращены или заморожены конфликты, но не всегда это является лучшим решением для социальной группы, поскольку образовавшаяся агрессия должна быть перенесена на эрзац-объект. Если этого не происходит или будут утверждены фильтры, которые способствуют предотвращению конфликта в обществе, прямой конфликт может быть дисфункционален, что приведет к необратимым последствиям. Л. Козер для описания конфликтных ситуаций выделяет общества закрытого и открытого типа.
Американский исследователь Д. Горовиц предложил изучать этнополити-ческие конфликты через призму понимания феномена этничности и этнопо-литических факторов. Описывая причины этнополитических конфликтов, он считал необходимым исключить одностороннее рассмотрение конфликтов только с экономической или социально-психологической стороны. Так, факт этнической принадлежности может играть мобилизационную роль при активной фазе конфликтной ситуации между этническими группами. Этническую принадлежность каждый человек получает по факту рождения, и она является неизменной. При этом в ряде консоциативных обществ автор допускает возможность внутриэтнической или параллельной самоидентификации индивида, т.к. человек может идентифицировать себя по религиозному или профессиональному признаку. Примерами таких обществ в современном мире являются Швейцария или Бельгия [Horowitz 1985].
Горовиц дает объяснение механизма мобилизации этнических масс в процессе конфликтных ситуаций. Автор говорит, что мотивации элит и масс не всегда совпадают: элитами зачастую руководит рациональный политический расчет для достижения собственных целей, а массами движет коллективное чувство ущемленности социальной группы по этническому признаку.
Анализ основных теорий показывает, что этнополитический конфликт является следствием этнических различий, межгрупповых различий и межгруппового соперничества за обладание теми или иными ресурсами в обществе.
В текущей политической повестке этнический фактор является мощным мобилизационными ресурсом для политической элиты, который позволяет поднять массы для противодействия действующему политическому режиму или изменения существующего политического статуса государства или региона внутри государства. Основные участники политического процесса под прикрытием защиты прав ущемленных групп населения могут достигать собственных политических интересов; при этом некоторые сами создают провокационные инциденты для дальнейшего перехода замороженного этно-политического конфликта в активную фазу. Таким образом, на основе одной или двух этнических групп образуются политические сообщества, которые будут впоследствии выступать одним из субъектов политики и участниками политической борьбы за доступ к основным ресурсам государства и власти. В
50
ВЛАСТЬ
2 0 2 4' 01
современном мире этноиолитический конфликт играет ключевую роль при попытке изменения существующего политического режима в государствах.
Современные этнополитические конфликты подлежат урегулированию. Некоторые конфликты посредством такого урегулирования в текущей политической повестке полностью прекратились или являются временно замороженными.
Политико-институциональный этнополитический конфликт предполагает урегулирование через внесение изменений в существующий конституционно-правовой строй государства (внесение поправок в конституцию страны) или утверждения новых нормативно-правовых документов, которые будут регулировать отношения между центром и регионами. Успех урегулирования таких конфликтов зачастую зависит от работы правительства страны в процессе подготовки к переговорам с конфликтующими сторонами. Так, в ходе работы комиссии по урегулированию и спорам могут быть приняты следующие способы разрешения конфликта: проведение референдума по спорным территориальным вопросам, отставка существующего правительства или президента, назначение досрочных парламентских выборов.
Многие зарубежные и отечественные ученые отождествляют понятия урегулирования и разрешения конфликта. По мнению автора, данные понятия следует разграничивать, т.к. урегулирование конфликта не говорит о полном его разрешении - это один из вариантов управления конфликтной ситуацией и его временного предотвращения.
Урегулирование этнополитических конфликтов требует установления общих нормативно-правовых норм для каждой из сторон конфликта. Данные правила должны быть установлены в рамках ценностного и нормативного правового поля, а также учесть все особенности культуры, обычаев, традиций различных этнических сообществ. В принятии таких политических решений должны принимать участие представители экспертного сообщества в области конфликтологии.
В конфликтологии описываются следующие модели урегулирования этнополитических и социальных конфликтов: политико-правовая, переговорная, военно-политическая, социальная-экономическая, информационная.
Политико-правовая модель предполагает полное подавление одной из конфликтующих сторон посредством применения репрессивных действий относительно участников этнополитического конфликта, которые нарушают закон и представляют угрозу действующей власти. Целью такого способа урегулирования конфликта является сохранение территориальной целостности государства, усиление позиции федерального центра в отношении регионов, сохранение политической и экономической стабильности страны. Политико-правовой способ урегулирования этнополитических конфликтов имеет временный характер, т.к. он не подразумевает полное разрешение конфликтной ситуации и удовлетворение требований каждой стороны.
Переговорная модель урегулирования этнополитического конфликта обеспечивает устойчивое и сбалансированное решение существующих этнополитических конфликтов - в процессе переговоров учитываются культура, ценности, обычаи, моральные установки представителей разных этнических групп. В ходе переговоров каждая сторона конфликта может достигнуть понимания и прийти к компромиссному способу урегулирования конфликта, который будет устраивать каждую из сторон. В некоторых случаях в процесс переговоров вовлекается третья сторона, которая регулирует процесс переговоров и старается занимать нейтральную сторону. После завершения процесса пере-
говоров принимается определенное решение. Данное решение может быть компромиссным (каждая сторона идет на взаимные уступки) или асимметричным (только одна из сторон конфликта оказывается в выигрышном положении). Также возможен вариант консенсусного решения (поэтапное сотрудничество каждой из сторон конфликта, которое приведет к достижению общих целей). Консенсусный тип решений проанализировал У. Юри в исследовании поэтапного становления этнической группы. Он выделяет следующие стадии:
1) ущемление этнической группы со стороны представителей других этносов;
2) обретение независимости ущемленной этнической группой - создание собственного суверенного государства; 3) сотрудничество с представителями других этнических групп на выгодных для себя условиях [Тишков 1993].
Переговорная модель урегулирования этнополитических конфликтов рассматривается в рамках традиционной парадигмы. Одним из недостатков данного подхода является то, что федеральный центр при отказе предоставить субъекту полный суверенитет побуждает регион к более интенсивной борьбе за собственный административно-территориальный статус.
Модель изменения статуса административно-территориальной единицы, на которой проживает этнос, или создание автономной территории для возможности дальнейшего самоопределения внутри государства является положительной, т.к. полностью удовлетворяются интересы этнической группы (когда именно по этой причине образовался территориальный конфликт). Но в данной модели отсутствуют гарантии, что регион при первых трудностях социально-экономического характера не прибегнет к попытке выхода из состава государства.
Модель сбалансированного распределения властных полномочий в равном соотношении между разными этническими группами является эффективной, т.к. федеральный центр должен равномерно распределять полномочия участия в принятии политических решений всех субъектов в государстве. Такое распределение осуществляется в рамках законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, примерами таких государств являются Ливан и Бельгия. В системе выстраивания отношений между центром и регионом политика федерального центра должна быть основана на пропорциональном представительстве в органах государственной власти всех национальных меньшинств.
Экономические формы урегулирования этнополитических конфликтов являются основанием для создания препятствия ведению внешнеэкономической торговли с другими странами регионом, где присутствует этнополитиче-ский конфликт. Примером таких препятствий может служить экономическая блокада или санкции в отношении финансово-экономических операций на внешнем и внутреннем рынке. Экономическая модель урегулирования этно-политического конфликта является эффективной при предотвращении создания финансовых ресурсов для поддержки военных действий региона по отношению к федеральному центру.
Силовая модель урегулирования этнополитических конфликтов заключается в том, что федеральный центр после начала этнополитического конфликта должен дать ответ вооруженным столкновением с регионом. Цель такого способа урегулирования этнополитических конфликтов заключается в предотвращении военно-политических столкновений внутри государства с остальными субъектами, т.к. этнополитический конфликт в одном субъекте может создать «эффект домино» и повлечь за собой возобновление этнополитических конфликтов, которые находились в латентной фазе. Примером являются совре-
52
ВЛАСТЬ
2024'01
менные этнополитические конфликты на территории постсоветского пространства.
В современном мире появилась новая модель урегулирования этнополити-ческих конфликтов - посредством информационного и культурного влияния на регионы с разным этническим составом населения и самобытной культурой. Государства на законодательном уровне утверждают стратегии государственной национальной политики в отношении регионов для предотвращения возникновения этнополитических конфликтов в субъектах, где проживают разные этнические группы. В России в декабре 2012 г. была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666), где прописаны основные цели, принципы, задачи в рамках внутренней национальной политики правительства относительно субъектов РФ. Федеральный центр учитывает национальные особенности субъектов РФ, а именно национальных республик, на пост глав национальных республик назначаются руководители, которые будут проводить соответствующую внутреннюю политику в рамках управления субъектом.
В текущей политической повестке в России основными субъектами, в которых могут вспыхнуть межэтнические или межконфессиональные конфликты, являются регионы Северо-Кавказского федерального округа в связи с особенностями менталитета и культуры. Так, внешние игроки на международной политической арене могут воспользоваться данными межэтническими и межконфессиональными особенностями субъектов и посредством информационных ресурсов, социальных сетей влиять на дестабилизацию обстановки в субъекте. События 29 октября 2023 г., которые произошли в Республике Дагестан, являются подтверждением этого. Тогда посредством провокаций через социальные сети люди выразили протест по отношению к гражданам Израиля, которые могли находиться в самолете Тель-Авив - Махачкала в аэропорту Уйташ (г. Махачкала).
Данные провокации направлены на дестабилизацию ситуации на Северном Кавказе с использованием палестино-израильского конфликта. Республика Дагестан - многонациональная республика, в которой в т.ч. издавна проживают горские евреи. В ответ на попытку спровоцировать новый этнополити-ческий конфликт на территории Российской Федерации федеральный центр и региональные власти сразу приняли меры по урегулированию ситуации, в т.ч. через обращения главы республики Сергея Меликова и муфтия республики Ахмеда Абдуллаева.
Таким образом, кадровая политика федерального центра направлена в т.ч. на предотвращение и урегулирование этнополитических и социальных конфликтов в обществе, что отражено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.
Этнополитические конфликты изучаются в рамках таких наук, как политология, социология, история, психология, философия. В современных исследованиях все более актуально отождествление понятий «урегулирование этнополитических конфликтов» и «управление этнополитическими конфликтами». Исследования ученых направлены, как правило, на изучение урегулирования этнополитических конфликтов через государственные меры поддержки, направленные на контроль и предотвращение вооруженных столкновений в рамках межэтнических противоречий. В рамках этого долгосрочного процесса разрабатываются стратегии и технологии предотвращения конфликтов.
2024'01
ВЛАСТЬ
53
Список литературы
Ильин В.В. 2019. История и философия науки. М.: Проспект. 336 с. Козер Л. 2000. Функции социального конфликта. М: Идея-Пресс. 205 с. Тишков В.А. 1993. Национальная политика в Российской Федерации. М.: Наука. 178 с.
Horowitz D.L. 1985. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press. 607 p.
KURBANOVA Karina Muradovna, Assistant of the Department of Political Science, Intern Researcher at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, postgraduate student of the Department of Political Science, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2IeningfadskyAve, Moscow, Russia, 125993;[email protected])
NATIONAL POLICY AS A REGULATOR OF ETHNOPOLITICAL CONFLICTS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. In modern science, the analysis of current ethnopolitical conflicts that are in a frozen or latent phase is necessary. Without monitoring the interaction of each of the conflicting parties, without monitoring public opinion in social networks, since social networks today are the main platform for provocations of ethno-political conflicts, new hotbeds of conflict can break out and lead to irreversible consequences both for a particular region and for the whole state. The article examines the concept and causes of ethnopolitical conflicts, as well as the policy of the federal center in relation to national republics where social conflicts may arise.
Keywords: regions, ethnopolitical conflict, national policy, federal center, social conflict