Научная статья на тему 'Национальная идентичность в системе региональной безопасности'

Национальная идентичность в системе региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНОЛОГИЯ КАК НАУКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР / РАВНОПРАВИЕ КУЛЬТУР / ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВЫ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ / GLOBALIZATION / CULTURE / IDENTIFICATION / ETHNIC IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL SECURITY / REGIONAL SECURITY / VARIETY OF CULTURES / EQUALITY OF CULTURES / DIALOGUE OF CULTURES AND TOLERANCE AS BASES OF PEACEFUL CO-EXISTENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гордиенко Юрий Николаевич

Обсуждаются проблемы исторического становления на мировом и отечественном уровнях нового социально-гуманитарного понимания государственной защиты населения, вопросов о нации, национальностях, этносах. Национальная идентичность рассматривается как национально-гражданская, так и национально-этническая, с точки зрения этнического самосознания. Становление регионологии как науки есть исследовательский результат мыслителей и ученых, занятых вопросами истории и традиций народов, темами о национальном и этническом. Результаты регионологии формируют на современном этапе управленческие позиции властей. Намечены перспективы изучения правовых вопросов в построении позитивных процессов на уровнях региона, нации, этноса. Рассмотрены задачи, субъекты и объекты региональной политики безопасности по поддержке и развитию национальных и этнических культур, межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDENTITY IN THE SYSTEM OF REGIONAL SECURITY

Opinion of national identity as national and civil, and from the point of view of ethnic consciousness is presented. Problems of historical formation at the world and domestic levels of new social and humanitarian understanding of the state protection of the population, questions of the nation, nationalities, ethnoses are discussed. Tasks, subjects and objects of regional policy of safety for support and development of national and ethnic cultures, the international relations are considered. The local government can initiate "from above" the population on creation of national and cultural autonomies, communities of the people of Russia in others territory. Regional security is a protection of all who live in the region and make a contribution to the general moneybox. Richness of the region this variety of cultures, freedom of national and ethnic identification, peace coexistence.

Текст научной работы на тему «Национальная идентичность в системе региональной безопасности»

Gordienko Yuri Nikolaevich

NATIONAL IDENTITY IN THE SYSTEM ..

juridical science

УДК 343.9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2018

Гордиенко Юрий Николаевич, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российский государственный университет правосудия, Северо-Западный филиал (197046, Россия, Санкт-Петербург Александровский парк, 5, e-mail: [email protected])

Аннотация. Обсуждаются проблемы исторического становления на мировом и отечественном уровнях нового социально-гуманитарного понимания государственной защиты населения, вопросов о нации, национальностях, этносах. Национальная идентичность рассматривается как национально-гражданская, так и национально-этническая, с точки зрения этнического самосознания. Становление регионологии как науки есть исследовательский результат мыслителей и ученых, занятых вопросами истории и традиций народов, темами о национальном и этническом. Результаты регионологии формируют на современном этапе управленческие позиции властей. Намечены перспективы изучения правовых вопросов в построении позитивных процессов на уровнях региона, нации, этноса. Рассмотрены задачи, субъекты и объекты региональной политики безопасности по поддержке и развитию национальных и этнических культур, межнациональных отношений.

Ключевые слова: глобализация, культура, идентификация, этническая идентичность, национальная идентичность, национальная безопасность, регионология как наука, региональная безопасность, многообразие культур, равноправие культур, диалог культур и толерантность как основы мирного сосуществования.

NATIONAL IDENTITY IN THE SYSTEM OF REGIONAL SECURITY

© 2018

Gordienko Yuri Nikolaevich, associate Professor, associate Professor of the Department of Humanitarian and socio-economic disciplines Russian state University of Justice, North-Western branch (197046, Russia, Saint-Petersburg, Aleksandrovskiy Park, 5, e-mail: [email protected])

Abstract. Opinion of national identity as national and civil, and from the point of view of ethnic consciousness is presented. Problems of historical formation at the world and domestic levels of new social and humanitarian understanding of the state protection of the population, questions of the nation, nationalities, ethnoses are discussed. Tasks, subjects and objects of regional policy of safety for support and development of national and ethnic cultures, the international relations are considered. The local government can initiate "from above" the population on creation of national and cultural autonomies, communities of the people of Russia in others territory. Regional security is a protection of all who live in the region and make a contribution to the general moneybox. Richness of the region this variety of cultures, freedom of national and ethnic identification, peace coexistence.

Keywords: globalization, culture, identification, ethnic identity, national identity, national security, regional security, variety of cultures, equality of cultures, dialogue of cultures and tolerance as bases of peaceful co-existence.

Истоки постановки проблемы гуманитарного подхода к безопасности. Понятие «безопасность» длительное время соотносилось с необходимостью обеспечения физической защиты, с наличием материальных средств. Оборонная способность оценивалась количеством боевой техники и тех, кто владеет этой техникой. Традиция «бряцания оружием» на парадах и маневрах преследует, прежде всего, цель демонстрации силы, и сила здесь в танках, самолетах и других технических средствах. Это профессиональное поле военных людей, призванных Родину защищать. Но вспомним, еще Л. Н. Толстой писал о том, что сила войска зависит от его духа, а еще раньше А. В. Суворов: «Воюют не числом, а умением». Защищаемая Родина это не только территория с лесами, полями, природными ископаемыми, построенные народом материальные блага, но веками созданные, ежедневно используемые достояния духовной культуры: это язык для общения и созидания предметов как материальной, так и духовной культуры; это объекты выражения эмоционального, психологического типа мышления и жизни народа в музыке, художественных образах, изобретательских конструкциях, в фактах постижения законов природы и социального мира.

Богатства, созданные духом народа, тоже необходимо защищать. Осознание этой проблемы пришло не сразу. Пожалуй, как всегда, сначала откликаются на возникающие в мире вопросы прозорливые мыслители, ученые, теоретики. Затем после случившихся катастроф разворачивают свою деятельность практики-политики. Так произошло после Второй мировой войны. В середине ХХ века представители человечества от государств, «свои» и «чужие» по различным критериям сели за один стол переговоров для обсуждения общемировых проблем. Несмотря на то, что первые переговоры выглядели как обмен монологами, были созданы общие политиче-

ские институты, такие как ООН, ЮНЕСКО, ИНТЕРПОЛ и др., и провозглашены гуманитарные принципы: разнообразие культур, равноправие культур, стремление к диалогу культур, толерантное отношение к другому, чужому.

Физически мир был провозглашен, борьба началась в духовном поле: в идеологическом, эстетическом, нравственном и других гуманитарных направлениях. Советская Россия, подчиняясь общемировым культурным тенденциям, также проходила путь через перестановки приоритетов: от количества знания к его качеству, от техники к технологиям, вплоть до роста значимости информации и информационных технологий.

Как защищать достижения духа народа? Российский Закон «О безопасности» от 28.12.2010 регулирует и регламентирует все существующие виды безопасности, тем не менее в нем выявлены наиболее приоритетные направления защиты государства и населения, это экологическое и национальное [1].

Анализ последних исследований национального и этнического в системе безопасности. Вопрос о трудно поддающейся строгому различению триаде понятий: культурная, этническая и национальная идентичности достаточно хорошо изучен Л. В. Русских, которая показала их сходства и отличия, сформулировала характерные особенности. [2]. Мы воспользовались ее наработками и пришли к выводу об исключении из нашего внимания национальной идентичности как национально-гражданской идентичности в широком понимании этого словосочетания, объединяющее людей исторической судьбой страны. Эта идентичность связана с граж-данско-патриотическим самосознанием, здесь представитель нации как высочайшей стадии народа - это ответственный гражданин, осознающий свою приверженность ее идеалам, интересам.

352

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

юридические науки

Гордиенко Юрий Николаевич НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...

Различие этнической и национальной идентично-стей имеет следующие основания: если национальная связана с политикой, государством, то первая как более ранняя форма социальной жизни имеет сцепку с происхождением, культурой [3]. Таким образом, этническая идентичность деполитизирована, но ради ее выживания проводится национальная политика, по сути, национальная политика безопасности.

В условиях переходного этапа в жизни страны в 1996 году была сформулирована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [4], которая уловила среди тенденций общественного развития: стремление народов к самоопределению; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации; потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой; стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность; содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации; своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

Концепция стала ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина: «мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле...» [5].

Были созданы структуры по выполнению поставленных задач: Совет Безопасности при Президенте РФ, комитеты в Государственной Думе, Совете Министров, Совете Федерации. Непосредственно «на земле» в регионах вопросами национальной политики и национальной безопасности занимаются образования местного самоуправления, которые порой «сверху» инициируют население к национально-культурному самоопределению.

Итак, мы прояснили вопрос о понятии «безопасность» в истории человечества, о понимании мировым сообществом необходимости уделять внимание гуманитарной безопасности по принципам «диалога культур» и «толерантности».

Формирование целей статьи: вопросы о национально-этнической идентичности и безопасности в постсоветской России.

Вопросы национальной идентичности с позиций этнического самосознания в конце ХХ - начале XXI века, в условиях процесса глобализации, увеличения интенсивности взаимодействия самых разных народов, традиций и культур представлены реалиями и хорошо изучены [6].

Эта тема явственно проявилась в перестроечной России в контексте региональности на политическом поле, когда проходили процессы национального и этнического самоопределения. Люди этого исторического периода уходили из-под объединяющего зонта «советский народ» и обращались к «этническому самосознанию», к этнической самоидентификации, соотносили себя к той или иной национальности, прорабатывали представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т. е. об образе «мы». Эти процессы были эмоционально окрашены, через анализ «своего» и «чужого» выращивалось определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания. Так работает мифологическое сознание, строится мифология, и возможно переписывание истории.

Иногда опасная деструктивная деятельность по возвышению «своих» над «чужими», активные этноцентристские устремления вырастают до этнического экстремизма.

История знает, какая-либо этническая общность достигала подчинения себе представителей других этнических общностей через господство в политической

власти. Такая ситуация вызывает разделение на «полноценных» и «неполноценных» членов общества, возникновение определенных привилегий и приводит к противоборству, к социальным конфликтам на этнической почве. За советские 70 лет национально-этническая обстановка накалилась: через практику с титульными нациями, квотами на их представителей на продвинутые социальные позиции, через силовое закрепление одних «более значимых», задвигая в угол «менее значимых». Результат для «менее значимых» оказался губительным: советские республики разного устройства вышли в свободное плавание после развала СССР с разным гуманитарным багажом.

Представители бывших республик союзного значения оказались в более выгодном положении, чем выходцы из республик автономного значения: они владели двумя языками - родным и общенациональным русским, вторые - потеряли свой язык этноса. То есть грузины двуязычны, а татары остались только с русским языком, и все перестроечные действия в рамках национальной политики по восстановлению татарского языка среди татарского населения тщетны.

Регионология как научный результат исследований о национальном и этническом. Внимание к понятию «ре-гиональность» приводит к возникновению науки «реги-онология» или «регионалистика», и изучению подвергаются, прежде всего, не территориальные физические аспекты, а социально-гуманитарные.

Россия как регион на международной карте, как единый конгломерат в мировом сообществе, несомненно, включена в заботы о защите ее гуманитарных интересов - это отдельный вопрос. Проблема национальной идентичности остро видна в контексте понимания России как Российской Федерации, ибо в ее составе множество субъектов (на 2018 год 85) - не просто административных единиц с разным природным, промышленным и социальным капиталом, а разнообразных народов, этносов, национальных культур. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проведенной на основе самоопределения граждан, зафиксировано представителей 193 национальностей. В одном субъекте представителей может быть до 100.

Всероссийская перепись и научные исследования показывают, что вопрос о национальном самоопределении личности в цивилизованном XXI веке у определенной части населения, не отрекающейся от традиций своего народа-этноса, остается важным. Ученые Л. П. Швец, В. К. Русанова провели опрос о национальной самоидентификации более 200 студентов, проживающих в столице Республики Карелия. Полученные ответы были сгруппированы на 3 группы: 1 - самая многочисленная, 1\2 часть всех ответов: респонденты определяли себя русскими, даже в случаях, когда один из родителей принадлежал к другой национальности. Ученый объяснила это как довольно частый феномен «примыкания к большинству в целях безопасности»; 2 группа респондентов ответила «цивилизационно», ни к какой национальности себя не причисляя, даже в случае, когда отец-удмурт, мать-карелка; 3 группа, самая малочисленная, но, по словам исследователей, самая продвинутая в смысле правильного понимания происходящих поликультурных процессов. В качестве доказательства - рассуждения студентки об осознании себя и русской в цивилизованной столице республики, и карелкой, когда в далекой карельской деревне с бабушкой говорят на карельском языке и вместе они пекут карельские пирожки-калитки

[7].

Достоинство научных исследований в области реги-оналистики - в новом взгляде на регион вообще и в частности, как на административную единицу. Регионалисты выдвинули новое понятие «региональная культура». Соответственно, региональная безопасность осмысливается с новых позиций: не защиты достояний титульного этноса, нации, коренных народов, а всех жителей со

Gordienko Yuri Nikolaevich juridical

NATIONAL IDENTITY IN THE SYSTEM ... science

своими национальными идентичностями, населяющих регион и вносящих вклад в общую копилку. Каждый ценен в рамках региональной политики, региональной безопасности. Богатство региона оценивается многообразием культур, свободой национальной и этнической идентификации, мирным сосуществованием.

Проблемы национального регулирования в системе региональной безопасности.

В новых условиях есть определенные трудности в подходах реализации действий по национальной безопасности: национальная самоидентификация происходит по собственному личностному выбору, 5 графа в паспорте, в анкетах делопроизводства отсутствует. В рамках уже упомянутой Концепции государственной национальной политики РФ от 1996 года госструктурами осуществлены важные мероприятия в рамках межнациональной безопасности, развития процесса национального самоосознания.

Люди объединяются в сообщества, в которых реализуют интерес к той или иной национальной культуре, занимаются изучением языков, традиций, художественного наследия народа, поют, танцуют, мастерят. Эти сообщества получили название Национально-культурные автономии, и оказались особенно важны в тяжелые 90е годы межнациональной розни для тех, кто бежал из горячих точек и пускал корни за пределами территории своего коренного народа.

В новых жизненных условиях толерантности, диалога культур каждый человек решает сам, к какой национальности он относится.

На негативное развитие межнациональных отношений влияют следующие факторы: высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, размывание традиционно нравственных ценностей народов РФ [9].

В 2000х годах этап национального самоопределения прошел и новые условия жизни потребовали пересмотра национальной политики в сторону защиты ее конкретных объектов: в Указе Президента от 19 дек 2012 г. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» четко обозначен приоритет - «обеспечение прав коренных народов и национальных меньшинств» [10].

С точки зрения региональной безопасности намеченный курс президентского указа может предполагать корректировку миграционной политики в отношении определенных лиц, представляющих потенциальную опасность.

Мы не касались вопроса высшей степени опасности в системе обеспечения региональной безопасности -терроризм с сугубо национальной подоплекой, так как считаем, что терроризм в том виде, как это описано в Уголовном Кодексе РФ «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей.» [11] для России не является распространенным явлением, и он стал, скорее, даже идеологическим, чем межнациональным.

Выводы исследования. В середине ХХ века представителями разных стран были провозглашены гуманитарные принципы: разнообразие культур, равноправие культур, стремление к диалогу культур, толерантное отношение к другому, чужому.

Российский Закон «О безопасности» от 28.12.2010 регулирует и регламентирует все существующие виды безопасности, но приоритетными направлениями защиты государства и населения являются экологическое и национальное.

Национально-этническая идентичность деполитизи-рована, но ради ее выживания проводится национальная политика безопасности. Вопросы национальной идентичности с позиций этнического самосознания в конце ХХ - начале XXI века в условиях процесса глобализации, увеличения интенсивности взаимодействия самых разных народов, традиций и культур явственно проявились 354

в перестроечной России в контексте региональности на политическом поле. В этот период проходили процессы национального и этнического самоопределения. Иногда опасная деструктивная деятельность по возвышению «своих» над «чужими», активные этноцентристские устремления вырастают до этнического экстремизма. Поэтому необходима взвешенная региональная политика безопасности.

В 1996 году была сформулирована Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, которая стала ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.

Были созданы структуры по выполнению поставленных задач: Совет Безопасности при Президенте РФ, комитеты в Государственной Думе, Совете Министров, Совете Федерации. Непосредственно «на земле» в регионах вопросами национальной политики и национальной безопасности занимаются образования местного самоуправления, которые и инициируют порой «сверху» население на создание национально-культурных автономий, способствуя таким образом, национально-культурному самоопределению народов России.

Достоинство научных исследований в области реги-оналистики - в новом взгляде на регион вообще и в частности, как на административную единицу.

Регионалисты выдвинули новое понятие «региональная культура».

Соответственно, региональная безопасность осмысливается как защита всех представителей со своей национальной идентичностью, проживающих в регионе и вносящих вклад в общую копилку. Богатство региона оценивается многообразием культур, свободой национальной и этнической идентификации, мирным сосуществованием.

В 2000х годах этап национального самоопределения прошел и, новые условия жизни потребовали пересмотра национальной политики в сторону защиты ее конкретных объектов: в Указе Президента от 19 дек 2012 г. «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» четко обозначен приоритет - «обеспечение прав коренных народов и национальных меньшинств».

С точки зрения региональной безопасности намеченный курс президентского указа выдерживается в рамках лучших тенденций стран с высокой правовой культурой: бережное отношение к многовековой истории и сложившимся традициям народов того или иного места. Именно эти характеристики делают регион уникальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010. N 390-

ФЗ

2. Русских Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная //Вестник ЮУрГУ. — 2013. — Т. 13, № 2. - С. 178-180.

3. Пивоев В. М. Этнос и нация: проблемы идентификации. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006. — 109 с.

4. Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/ (дата обращения: 04.07.18).

5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (ред. от 30.12.2008) //Рос. газ. 1993. 25 дек; 2009. 21 янв.

6. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Этническая конфликтология // Современная конфликтология в контексте культуры мира. — М.: УРСС, 2001. — С. 179-180; Острикова Н. В. Социально-политические индикаторы региональной безопасности // Третья ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН: Тезисы докладов. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦРАН, 2007. — 186 с.

7. Швец Л. П., Русанова В. К. В поисках «своих» корней или парадоксы национального самоопределения карельского студенчества // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера: Материалы 9-й региональной межвузовской научной конференции (г. Петрозаводск, 24-25 марта 2005 г.) - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. — С. 16-19.

8. Медведев Н. П. Национально-культурные объединения Ставрополья и их роль в обеспечении безопасности региона // Регионалистика и этнополитология. - М., 2008. — С. 238-244.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

юридические науки

Гордиенко Юрий Николаевич НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ...

9. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/(дата обращения: 04.07.18).

10. Статья 205. Террористический акт. Уголовный Кодекс РФ 1996 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LA W_10699/43942021 d9206af7a0c 78b 6f65ba3665db940264/ (дата обращения: 04.07.18).

11. Михайлов Л. А., Соломин В. П., Михайлов А. Л., Старостенко А. В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 302 с.

Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.