УДК 796 Аксакова А.Р., Панягин Д.М.
Аксакова А.Р.
студент образовательной программы бакалавриата
«Продукты питания из растительного сырья» Нижнекамский химико-технологический институт (г. Нижнекамск, Россия)
Панягин Д.М.
старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Нижнекамский химико-технологический институт (г. Нижнекамск, Россия)
НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА КУРЭШ: РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕМУ РАЗВИТИЯ И АКТУАЛЬНОСТИ
Аннотация: статья посвящена национальной борьбе курэш, важному элементу культурной и спортивной идентичности татарского народа. Исследуется адаптация курэша к современным условиям, внедрение новых методик тренировок и интеграция в образовательные программы. Курэш способствует физическому развитию молодежи и объединяет людей различных возрастов и социальных групп, становясь символом культурного наследия. Описываются его исторические корни, связанные с тюркскими народами, и значимые события, такие как его появление на национальных праздниках (Сабантуй) и использование для разрешения конфликтов. Рассматриваются этапы становления курэша как официального вида спорта, создание федераций и ассоциаций, способствующих популяризации. В разделе о правилах курэша обсуждаются техника борьбы, судейство и соревнования. Подчеркивается значение курэша как средства передачи культурных ценностей и моральных норм, а также его роль в воспитании молодежи и сохранении традиций. Основная мысль заключается в том, что курэш является символом единства и силы тюркских народов, продолжающим развиваться и поддерживать связь между поколениями, подтверждая значимость традиций в современном обществе.
Ключевые слова: национальная борьба, традиционные праздники, батыр, курэш, культура, традиции.
Современный курэш активно адаптируется к современным реалиям, внедряя новые методики тренировок и организуя мастер-классы с участием известных борцов. Национальная борьба интегрируется в образовательные программы, способствуя развитию физической подготовки и командного духа у школьников и студентов. Курэш становится символом культурной и спортивной идентичности татарского народа, объединяя людей различных возрастов и социальных групп. Курэш - традиционный вид борьбы с глубокими корнями в культуре Татарстана, представляющий важный элемент национальной идентичности. Национальная борьба курэш проводится на специальных коврах, где спортсмены в традиционной одежде применяют различные техники для борьбы. Этот вид единоборств требует силы, ловкости и стратегии, привлекая участников и зрителей.
На протяжении нескольких столетий основная цель национальной татарской борьбы заключается в доставлении удовольствия зрителям. Упомянутое слово «курэш», что в переводе с тюркского означает «борьба», также дало начало русским словам «кураж» и «покуражиться». В нашей культуре, как у правоверных мусульман, проявлять кураж принято только в праздничные дни. Поэтому на протяжении тысячелетий борьба на кушаках стала неотъемлемой частью национальных татарских праздников, среди которых выделяется Сабантуй. В летние месяцы на центральной площади города или поселка каждый мужчина имеет возможность продемонстрировать свою ловкость: достать петуха с длинного шеста, разбить завязанными глазами пустой горшок или выловить зубами монету из глубокой миски, наполненной кислым молоком. Однако главной проверкой для батыра остается борьба, которая определяет, кто из участников сильнее, ловчее и хитрее. На лужайке, в окружении восторженных зрителей, бойцы, обнаженные по пояс, вращаются в зрелищном танце. Их мускулистые спины блестят от пота, а они с усилием тянут друг друга за кушаки, стремясь повалить соперника на землю. Главный приз — живой баран, которого победитель с гордостью уносит на своих плечах. Именно борьбе курэшу идеально подходит выражение «заткнуть за пояс», корни
которого можно проследить в национальном костюме. Тюркские народы и народы Средней Азии традиционно носили халаты, подпоясанные кушаком или платком, за который было удобно ухватиться, чтобы лишить противника опоры и повалить его. История знает множество разновидностей этой борьбы.
Борьба «Курэш» является важным элементом этнической культуры тюркских народов с древней историей, упоминаемой еще в VI веке н. э. Волжская Булгария и древнетюркские памятники свидетельствуют о ее использовании для решения конфликтов. Курэш был значим в армии Чингисхана и Тамерлана и стал неотъемлемой частью национальных праздников, таких как Навруз и Сабантуй. Официальные соревнования по курэш начались в 1928 году в Казани, в 1940 году прошёл первый чемпионат Республики. С 1961 года присваивалось звание «Мастер спорта РСФСР». В 2005 году была основана Федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш», а в 2010 году борьба была признана видом спорта в России. Борьба «Корэш», являющаяся частью древнего татарского боевого искусства, характеризуется техниками, направленными на постановку соперника на спину с разрешёнными приемами и запретом на определенные техники. Корэш остается популярным в России и за её пределами, особенно во время народных праздников.
Борьба «Корэш» является национальным видом спорта татарского народа и других народов России, с многовековой историей и развивающейся техникой и тактикой. Основная цель - положить соперника на спину, используя разрешенные приемы. Приемом считается целенаправленное действие, при котором соперник отрывается от ковра. Сваливание и сбивание не оцениваются, если соперник не отрывается от ковра. Захват выполняется с намотанными на руки кушаками, где расстояние между кулаками должно быть таким, чтобы они находились на спине соперника. В высоком стойке борцы наклоняются вперед, касаясь головами друг друга. Зацеп - это запрещенное действие, при котором борец ногой зацепляет соперника, срывая прием. Важную роль в развитии
«корэш» сыграл праздник Сабантуй, посвященный окончанию весенних полевых работ. Руководство направлено на уточнение существующих правил соревнований и систематизацию терминов для организации и проведения соревнований, учитывая национальные традиции и международные правила.
Кроме того, борьба «Корэш» - это не только физическое сопротивление, но и искусство, которое требует от спортсменов высокой степени концентрации и стратегического мышления. Каждый прием требует глубокого понимания техники и позиционирования, а также способности предугадывать действия соперника. Молодые борцы обучаются основам на тренировках, где помимо физической подготовки акцентируется внимание на морально-этических аспектах борьбы, таких как уважение друг к другу и соблюдение духа соревновательности.
Соревнования по «корэш» традиционно проводятся на праздниках и мероприятиях, таких как Сабантуй, где этот вид спорта привлекает внимание как местных жителей, так и туристов. Борцы демонстрируют свое мастерство не только в бою, но и в культурных традициях, что делает эти соревнования важной частью татарской идентичности. Каждое выступление становится праздником для болельщиков и участником, знакомя поколения с богатым наследием предков.
Систематизация правил соревнований и разработка унифицированной терминологии способствуют развитию «корэш» на международной арене. Это открывает новые возможности для участия татарских спортсменов в международных турнирах, укрепляя связи между народами и культурой. Таким образом, борьба «корэш» продолжает сохранять свои традиции, олицетворяя дух единства и взаимодействия различных народов России. Вывод статьи.
Курэш продолжает оставаться важным элементом тюркской идентичности, привлекая внимание не только в рамках традиционных праздников, но и на международных соревнованиях. За последние десятилетия его популярность возросла, что способствовало возрождению интереса к этим древним традициям. Существуют федерации и ассоциации, объединяющие
спортсменов, которые стремятся сохранить и развивать данный вид борьбы. Соревнования по курэш проводятся как в странах СНГ, так и за их пределами, где спортсмены демонстрируют не только физическую силу, но и дух товарищества и уважения к соперникам.
Современные правила курэша учитывают богатое наследие, какое привнесли предыдущие поколения, сохраняя при этом динамику и зрелищность досуга. Каждое обращение к традициям вносит новый взгляд на борьбу — от выбора одежды до техник атак. Кроме того, курэш также служит средством передачи культурных ценностей и моральных норм, что делает его важной частью образовательной программы молодежи.
Таким образом, курэш остается не просто видом спорта, но и символом единства, культуры и истории тюркских народов, который, несмотря на изменения в реальности, продолжает жить и развиваться, соединяя поколения и подчеркивая важность традиций в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. XIX - начало XXI вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук: специальность 07.00.02 -Отечественная история - Казань, 2004 - 75с;
2. Шэрэфетдинов, Дамир Рауф улы. Сабан туе - халыкнын, яшэеше : Фэнни-популяр очерк / Д.Шэрэфетдинов. — Казан : Гасырлар авазы, 1997. — 312б;
3. Путешествие Абу-Хамида Аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. - М., 1971. С. 43;
4. Завгарова Ф.Х. Сабантуй: методическое пособие / под ред. Ф.Х. Завгаровой - Казань, 2012. - 76 с;
5. Международный татарский портал «ТАТАРЛАР.ШБО» [Электронный ресурс] URL: http://tatarlar.info/o-tatarah1/tatarskaya-borba
Aksakova A.R., Panyagin D.M.
Aksakova A.R.
Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (Nizhnekamsk, Russia)
Panyagin D.M.
Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (Nizhnekamsk, Russia)
NATIONAL STRUGGLE KURESH: DISCUSSION ON DEVELOPMENT AND RELEVANCE OF
Abstract: article is devoted to the national wrestling of kuresh, an important element of the cultural and sports identity of the Tatar people. The adaptation of the course to modern conditions, the introduction of new training methods and integration into educational programs are being investigated. Kuresh promotes the physical development of young people and unites people of different ages and social groups, becoming a symbol of cultural heritage. It describes its historical roots associated with the Turkic peoples, and significant events such as its appearance on national holidays (Sabantuy) and its use for conflict resolution. The stages of the formation of coursing as an official sport, the creation of federations and associations that promote popularization are considered. In the section on the rules of the course, wrestling techniques, refereeing and competitions are discussed. The importance of the kurash as a means of transmitting cultural values and moral norms, as well as its role in educating young people and preserving traditions, is emphasized. The main idea is that the kuresh is a symbol of unity and strength of the Turkic peoples, continuing to develop and maintain communication between generations, confirming the importance of traditions in modern society.
Keywords: national wrestling, traditional holidays, batyr, kuresh, culture, traditions.