УДК 94
Е. А. Кривец
Национальная борьба коптской общины в современном Египте
Сегодня в условиях глобальной нестабильности важно изучать и иметь опыт урегулирования религиозных и национальных конфликтов в рамках одного государства. Выявление тех обстоятельств, которые помогли коптам выжить в окружении своих братьев - египетских мусульман, поможет другим общинам найти выход из многих напряженных ситуаций.
Преследование коптов в Египте является частью общей тенденции преследования инакомыслия в Египте. Несмотря на то, что правительство Египта само ведет активную борьбу с террористами, оно попускает преследования коптов экстремистскими исламскими группами. Дестабилизация в регионе будет давать новый повод религиозного противостояния в Египте, скрывая действительную возможность неконфликтного существования двух религиозных групп.
Копты используют самые различные формы борьбы: от межправительственных и межрелигиозных диалогов, интервью в СМИ до митингов и мирных шествий. Современное противостояние или конфликт между мусульманами и христианами в египетском обществе можно назвать «социальной борьбой» или «гражданской войной». Однако все виды борьбы, инициированные со стороны коптов, можно назвать мирными, исключая провокации, в которые выливаются акции протеста.
Современная борьба в Египте ведется в духе глобалистских войн, которые сметают любые внутренние различия и производят выравнивание всех и вся по отношению к единственному глубоко духовному принципу, лежащему в основании культур и цивилизаций, - принципу религиозному.
Ключевые слова: копты, меньшинства, христиане, конфликт, Египет, дискриминация.
УДК 94
Е. А. Krivets
National Struggle of the Copt Community in Egypt
Analysis the causes of Copts survival in Muslim surrounding can help another minorities to solve their conflicts. Nowadays in global instability it's very important to study and have experience a settlement of religious and national conflicts within the state.
The persecution of Copts in Egypt is part of a General trend of persecution of dissent in Egypt. Although the Egyptian government itself has been active in the fight with terrorists, but allows the persecution of the Copts by extremist Islamic groups. Destabili-zation in the region will give a new excuse to religious confrontation in Egypt, hiding the real possibility of a peaceful existence of two religious groups.
Copts make use of the most different forms of struggle: intergovernmental and inter-religious dialogues, interviews with the media, demonstrations and peaceful processions. Modern conflict between Muslims and Christians in the Egyptian society can be called "social civil war". However, all forms of struggle of Copts, can be called peaceful.
The modern struggle in Egypt is leaded in the spirit globalist wars that destroy any internal differences and to equalize all in relation to a single religious spiritual principle lying in the basis of cultures and civilizations.
Keywords: Copts, Christian, minority, conflict, discrimination, Egypt.
Общепризнано, что из всех человеческих мотивов наибольшей силой и эффективностью обладают мотивы религиозные. Отталкиваясь от положения, что политическое сознание каждого народа должно иметь национальную идею, у которой, в свою очередь, должна быть религиозная мотивация, важно получить ясное представление о том, каким образом религиозные и национально-политические мотивы взаимодействуют между собой.
Проблема нации и национализма является частью взаимоотношений этноса и государства, а в более широком смысле - этноса и власти, в нашем случае - коптов и мусульманской государственной
политики. Приоритет национальной политики должен быть четко согласован с раздельными понятиями «этнос» и «нация».
Нация - это закономерная форма развития общества, она имеет как социальную, так и этническую стороны. В свою очередь, национальное как коллективно разделяемый образ и национализм как политическое поле (доктрина и практика) могут существовать и без признания нации как реально существующей общности. Если национализм в человеке затрагивает его «коллективную» суть, то этничность - «индивидуальную» составляющую его личности. Этничность - это не на-
© Кривец Е. А., 2014
ционализм, а наше происхождение, отказаться от которого сложно.
Таким образом, усилия коптской общины по урегулированию отношений с мусульманским правительством затрагивают социальную и этническую, коллективную и индивидуальную стороны взаимодействия.
В 2004 г. состоялся первый коптский симпозиум, на котором его участники подтвердили существование преследования коптов со стороны мусульман. «Египетские христиане требуют новую Конституцию, которая ввела бы светский характер государства. Изменение девяти статей Конституции Египта не решает этой проблемы», - приводит WorldPress слова представителя «Общества защиты угнетенных народов» Ульриха Делиуса (22.03.2011), являющегося референтом по Африке при президенте США Обаме.
Пропаганда ложных требований коптов о создании коптского государства только увеличивает напряженность и подозрительность между коптами и мусульманами. Во все века мусульманского владычества давление на египетских христиан было настолько велико, что у общины так и не хватило сил оформиться в отдельное политико-социальное сообщество.
Египетское правительство пыталось заставить замолчать местную Организацию по правам человека (ОПЧ). ОПЧ активно вмешивается во все события, связанные со столкновениями мусульман и христиан Египта, и это вмешательство напоминает вмешательство в дела государства. Однако для дискриминируемой части общества публикация фактов, освещение событий в печати, обсуждение и политические обращения к правительству весьма существенны в качестве защиты. Именно огласка в зарубежных СМИ заставила правительство Египта заняться расследованием дел, связанных с убийством коптов.
Правительство Египта, несмотря на значительные усилия, которые оно направляет на борьбу с исламистами, оказалось не в состоянии применить адекватные меры, защищая коптов на местном уровне от преследований и оскорблений, совершенных террористами, членами мусульманских общин и даже собственными службами безопасности. Египетское правительство ограничилось если не жестокими, то радикальными мерами, направленными против исламских экстремистов.
Проблема социальной справедливости сохраняет свою актуальность во все времена. Противоречия социальной истории, постоянно переходящие в конфликты и антагонизм, сопровождаются
проявлениями несправедливости в отношениях людей друг к другу. Противоречия заставляют искать пути и средства практической реализации идеала справедливости. И чем болезненнее проявления несправедливости, тем заманчивее представляется ее противоположность. Несправедливость всегда связана с нарушением баланса противоположностей, утратой приемлемого социального равновесия, исчезновением привычной меры положительного и негативного в общественной жизни.
Поэтому даже слабые попытки египетского правительства в начале XXI в. устранить межконфессиональные трения и создать общество гражданского согласия были встречены с воодушевлением.
Ситуация в отношении коптов улучшилась в том смысле, что вопрос о христианах стал рассматриваться в средствах информации. Христианское духовенство выступает в программе «Доброе утро, Египет», рассуждая о текущих событиях и христианской вере. В правительственных школах начал читаться новый курс по истории страны коптского и Византийского периодов, в составлении которого участвовали коптские ученые и коптское духовенство.
Для лучшего понимания существа ситуации в Египте следует обратить внимание на значение некоторых терминов, применяемых к коптам со стороны США, и реакцию на них коптов. Так, копты очень чувствительны к понятию, применяемому к ним как к «меньшинству». В том мире, который охватывает поле деятельности США, некоторые группы населения стремятся получить статус «меньшинства», так как имеют определенные выгоды от такого положения. Америка рассматривает коптов как своих протеже, стремится найти в них поддержку своей политике, проводимой в отношении Египта [1].
Негативное отношение коптов к определению их как «меньшинства» связано с употреблением понятия «меньшинство» к группе населения не только другой религии, но и другой национальности. Копты считаются египтянами и никогда не были иностранцами. Употребление этого определения направлено на выделение их в маргинальную группу другой национальности, что оскорбительно для них. Копты, по мнению бывшего коптского патриарха Папы Шенуды, не являются меньшинством и должны все свои дела улаживать без постороннего вмешательства. «Мы - копты, -подчеркивал Папа Шенуда III, - являемся египтянами, частью Египта» [2]
Национальная борьба коптской общины в современном Египте
125
Копты отвергают определение своего положения как «обособленного», отвергают изоляцию по форме и по существу и считают такую тенденцию проявлением агрессии против исторической законности национального союза. Копты хотели бы, чтобы их воспринимали как патриотов Египта, так как они держат линию противостояния с Израилем. Египтяне глубоко подозрительно относятся к Израилю и находятся в оппозиции к сионизму. С одной стороны, в христианском сознании коптов преломляется мысль о том, что американцы поддерживают евреев, которые распяли Христа, то есть их врагов. С другой стороны, копты, живущие за границей, опираются на поддержку США в лице организаций по правам человека. Тем самым зарубежные копты дискредитируют коптов, живущих в Египте, так как последние хотели бы, чтобы на родине их воспринимали патриотами.
Притеснение коптов со стороны правительства, религиозных организаций, населения во всех сферах жизни означает, что в Египте ведется дискриминация и преследование по религиозному признаку. Египет обвиняют в недостаточном проявлении национальной силы. Обвинение заключается в том, что ради получения нефтедолларов, принадлежащих ваххабитам, страна готова подчиниться странам Персидского залива и международным кредитным организациям. В результате вместо строительства государства и промышленности собственными усилиями страна обросла многочисленными проблемами, констатировал участник коптского симпозиума Адли А. Юсеф [3]. Как показывают исследования, большая часть населения верит, что их религия может способствовать установлению добрых отношений между представителями разных религий, преодолению межрелигиозных конфликтов.
В силу своей существенной самобытности национальный дух, будучи энергией исторического самосознания, является главнейшим фактором мировой истории. История же определяется не столько какими-то геополитическими стихиями, сколько борьбой и сотрудничеством национально-духовных сил, в этом процессе нет ничего, что не было бы окрашено в конкретный национальный цвет. Поэтому всякое реалистичное понимание развития человечества и религиозных традиций может быть осуществлено не с космополитической, а только с национальной точки зрения.
Взрыв бомбы 1 января 2011 г. в коптской церкви в Александрии унес жизни 21 человека. Хосни Мубарак, будучи на тот момент еще президентом, призвал египетских мусульман и христиан встать
плечом к плечу против терроризма, подчеркнув, что взрыв был явно организован из-за рубежа с целью дестабилизации Египта. Даже последовавший затем переворот (2011 г.), сменивший власть в Египте, произведенный отнюдь не руками мусульманских экстремистов, не остановил, как свидетельствуют факты, нападения на христиан.
По мнению многих политологов, государственный переворот в Египте был заранее спланирован американской администрацией Барака Оба-мы. В дальнейшем, чтобы выбить власть из рук египетской армии, США начали организовывать межрелигиозные столкновения в Египте, стравливая христиан-коптов с мусульманами. Так что же это: использование христиан для разжигания войны или противостояние разных цивилизационных культур?
В подавляющем большинстве арабских государств давно уже накопилось столько проблем, что они стали подобны бочкам с порохом, а кому извне поднести огонь - всегда найдется. Очевидно, неизбежная дестабилизация региона и появление крайне неустойчивых политических конструкций выгодно той силе, которая управляет этими конфликтами, преследуя свои цели.
Современная борьба в Египте ведется в духе глобалистских войн, которые сметают любые внутренние различия и производят выравнивание всех и вся по отношению к единственному глубоко духовному принципу, лежащему в основании культур и цивилизаций, - борьбы против Бога, то есть принципу религиозному.
Библиографический список
1. "Letter from Cairo", November 2-5, 1995 by Dr.Ni'mat Ahmed Fouad, в "al Ahram Daily issue", October 22, 1997.
2. "Report of the Council of Churches of the City of New York's Visit to Egypt", March 25, 1998.
3. The First International Coptic Symposium, 2004, Zurich, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", www.copts.net/detail.asp?id=579.581.583
Bibliograficheskij spisok
1. "Letter from Cairo", November 2-5, 1995 by Dr.Ni'mat Ahmed Fouad, v "al Ahram Daily issue", October 22, 1997.
2. "Report of the Council of Churches of the City of New York's Visit to Egypt", March 25, 1998.
3. The First International Coptic Symposium, 2004, Zurich, in "Egyptian government openly discriminates the Christians of Egypt", www.copts.net/detail.asp?id=579,581,583