Научная статья на тему 'Национальная безопасность современной России'

Национальная безопасность современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5874
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SECURITY STRATEGY / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREAT TO NATIONAL SECURITY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конкин Владимир Сергеевич

В статье раскрывается государственно-правовая природа национальной безопасности Российской Федерации, излагаются принципы и критерии национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Security in Modern Russia

The article deals with the state-legal nature of the national security of the Russian Federation, the principles and criteria for national security.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность современной России»

сферы общественных отношений10. Признаки модельных актов заключаются в следующем: а) носят рекомендательный характер; б) выполняют нормативно-консолидирующую роль в законодательстве; в) возможность законодательных органов самостоятельно определять степень восприятия модельных законов в законотворческой деятельности; г) разрабатываются для более строгого увязывания с соответствующим законом; д) служат правовым стандартом11.

Итак, на основе обзора основных форм систематизации можно сделать вывод, что принципы законодательства играют ведущую роль в упорядочении постоянно меняющегося нормативно-правового массива. Они служат для субъектов систематизации опорными точками при конструировании сводных актов как в ходе правотворчества, так и при структурировании сборников информационно-правового характера. При проведении упорядочения нормативных актов эффективность проделанной работы прямо пропорциональна следованию основным идеям формирования системы законодательства. Это позволяет расчищать законодательный массив, не ломая структуры системы, тем самым поддерживая качество правового регулирования на том же уровне или улучшая его.

1 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003. С. 44.

2 См.: Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. М., 2005. С. 62.

3 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник М., 2011. С. 235-237.

4 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 41.

5 См.: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1962. С. 27.

6 Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / под ред. А.С. Пиголкина. М., 1998. С. 63.

7 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 41.

8 См.: Анахасян Р.Л. Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 7.

9 См.: Систематизация законодательства в Российской Федерации / под ред. А.С. Пиголкина. С. 32.

10 См.: Шестакова Е.В. Модельное законодательство: теоретико-правовые аспекты и практика применения: автореф. дис. ... канд.юрид. наук. М., 2006. С. 9.

11 См.: Шестакова Е.В Теоретические и практические аспекты применения модельного законодательства в странах СНГ // Право и политика. 2005. № 4.

В.С. Конкин

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье раскрывается государственно-правовая природа национальной безопасности Российской Федерации, излагаются принципы и критерии национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, государство, стратегия национальной безопасности, угроза национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности.

V.S. Konkin

NATIONAL SECURITY IN MODERN RUSSIA

The article deals with the state-legal nature of the national security of the Russian Federation, the principles and criteria for national security.

Keywords: national security, state, national security strategy, a threat to national security, national security.

© Конкин Владимир Сергеевич, 2012

Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

Состояние национальной безопасности — ежедневная повестка дня Президента.

Процессы глобализации и регионализации социально-экономической действительности выдвигают новые, ранее не известные вызовы Российской Федерации. В этой связи большое значение приобретает проблема степени защищенности национальных интересов страны. Поэтому одной из главных задач государства является обеспечение национальной безопасности.

В последнее время понятие «национальная безопасность Российской Федерации» получило широкое распространение. Это объясняется внутренними и внешними угрозами, которые сопровождаются организационными и материальными мерами их обеспечения. Степень угрозы национальной безопасности России достаточно высока, о чем красноречиво свидетельствуют события как внутри страны, так и на международной арене. В этой связи важно сформулировать адекватную концепцию национальной безопасности, которая позволит создать надежный механизм ее обеспечения. Между тем действующее законодательство использует два термина: государственная безопасность и национальная безопасность. Сложившееся положение требует комплексного изучения проблемы. Вместе с тем в Конституции РФ термин «национальная безопасность» отсутствует: в ней говорится о «государственной безопасности», или о «безопасности государства».

В России термин «национальная безопасность» был впервые официально использован в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»1 (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ), а его определение с дано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О национальной к безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность по- р

а

нимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних |

и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества |

2 о

и государства»2. су

Стратегия национальной безопасности до 2020 г. воспроизводит законода- с

т

тельную конструкцию безопасности как степень защищенности. Однако опреде- н ления объектов национальной безопасности и государственной безопасности

в й

5

оригинальных актах имеют некоторое различие, о чем свидетельствует позиция и

И.Л. Прохоренко. «Национальная безопасность, — по его мнению, — это такое е

с

сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь °

государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же |

время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать |

на эти угрозы, коль скоро они возникнут»3. Таким образом, понятие «националь- •

ная безопасность» характеризуется отсутствием угрозы негативного воздействия (

на основные объекты национальной безопасности, установленные законом: лич- ~

ность — ее права и свободы; общество — материальные и духовные ценности; 2 государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство является основным субъектом потому, что обладает соответствующими компетенциями.

Они материализуются в действиях конкретных органов государственной власти 61

и других институтов, с помощью которых и осуществляется обеспечение национальной безопасности.

Следует отметить, что решением задачи по обеспечению национальной безопасности занимаются и негосударственные организации. Сложность задачи определяет и многогранность, многовекторность ее решения, что предполагает и построение соответствующего механизма, который предполагает многоаспектную структуру. Она включает различные по своей природе компоненты: организационные, функциональные, субъектные, материальные, информационные и многие др. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации содержится следующее определение: «Система обеспечения национальной безопасности — силы и средства обеспечения национальной безопасности, силы обеспечения национальной безопасности — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации»4. Основными принципами обеспечения безопасности являются следующие:

1) гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) охрана страны от внутренних и внешних угроз;

4) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими

3 государственными органами, органами местного самоуправления политических, ~ организационных, социально-экономических, информационных, правовых и

со

ш иных мер обеспечения безопасности;

01

| 5) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; | 6) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов | государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с обще° ственными объединениями, международными организациями и гражданами в

0

| целях обеспечения безопасности5.

| Можно выделить следующие критерии национальной безопасности:

>§ уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

| децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наи-

| менее обеспеченного населения); & уровень роста потребительских цен;

уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном от-§ ношении от валового внутреннего продукта;

§ уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования

1 и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

| уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной тех-

ники;

уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

В современных условиях обеспечение национальной безопасности невозможно без сильной армии и флота, а также других силовых структур, о чем говорит В.В. Путин: «Важнейшим приоритетом государственной политики 62 России на перспективу останутся вопросы обеспечения динамичного развития

Вооруженных Сил, атомной и космической промышленности, ОПК, военного образования, фундаментальной военной науки и прикладных исследовательских программ»6. Таким образом, важным аспектом в концепции обеспечения национальной безопасности выступает определение факторов угрозы. На наш взгляд, угроза — это совокупность условий и обстоятельств, которые создают необходимые и достаточные предпосылки для преодоления мер по обеспечению национальной безопасности. Поэтому вряд ли будет обоснованным в качестве угрозы рассматривать отдельные факты нарушения прав и свобод человека и гражданина. Так как безопасность — это комплексное собирательное явление, оно охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Следовательно, и угроза должна быть адекватной безопасности (например, разрушение основы конституционного строя или обороноспособности страны). Элементами угрозы выступают прямые и скрытые действия по подрыву основ национальной безопасности.

К угрозам национальной безопасности Российской Федерации можно отнести терроризм, нестабильное состояние экономики (в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и характеризуются существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, снижением уровня аграрного сектора, преобладанием в экспорте топливно-энергетических компонентов), высокий уровень коррупции, наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств, дифференциация уровня жизни населения и т. д.

С учетом изложенного можно отметить, что одним из базовых компонентов ш национальной безопасности является потребность в разработке концепции ме- | ханизма ее обеспечения. Конструкция такого образования должна охватывать а все институты социума, от которых зависит устойчивое функционирование о Российского государства как политико-территориальной формы организации о и жизнедеятельности общества. На это обстоятельство указывает В.В. Путин з (построение и модернизация новой армии, укрепление возможностей органи- р зации Договора о коллективной безопасности, сотрудничество с гражданской ш наукой. В экономической сфере — разработка и принятие концепции антикор- о рупционной политики, принятие Закона «Основы законодательства об анти- р коррупционной политике», юридическое закрепление определения термина 1 «коррупция»)7. о

Таким образом, пути решения и устранения проблем и угроз национальной к безопасности носят комплексный характер и требуют совместного действия раз- | ного рода государственных механизмов, которые смогут обеспечить слаженную 1 работу в разных областях обеспечения национальной безопасности. №

СТСТ

8

)

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 8, ст. 609.

2 См.: Независимая газета. 1996. 14 июня. 1

3 Прохоренко ИЛ. Национальная безопасность и баланс сил // Баланс сил в мировой политике: теория м и практика / под ред. Э.А. Позднякова. М., 1993. С. 70.

4 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратеги национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.

5 См.: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390 «О безопасности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.

6 Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февр.

7 См.: Там же. 63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.