Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. I (№ 5)
Д. В. Конников
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
В СССР вопросы экономической безопасности страны в первую очередь рассматривались с точки зрения военно-экономического аспекта. Так как Советская Республика априори находилась во враждебном окружении и помощи ей ждать было неоткуда, основной упор делался на самостоятельное обеспечение всеми жизненно необходимыми ресурсами, в том числе продукцией военно-промышленного комплекса и продовольствием.
Именно для обеспечения военно-экономической безопасности в СССР в конце 1930-х годов развернулась масштабная индустриализация, а также компания по созданию мощной армии, авиации и флота. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. подтвердила правильность экономической политики руководства СССР по обеспечению военно-экономической безопасности. В исторически короткие сроки в 1930-е годы нашей стране удалось-достичь крутого экономического подъема, завершить индустриализацию, выйти на уровень развитых капиталистических стран. Другой вопрос, что все это было сделано путем сильных социальных, экономических и политических потрясений, массовых человеческих жертв. Такова была цена данных достижений. Созданная социалистическая модель стала одной из ветвей индустриальной экономики мобилизационного типа мировой хозяйственной системы.
Советский общественно-хозяйственный строй в дальнейшем имел свои конкурентные преимущества для ускорения перехода к экономике постиндустриального типа. Они связаны прежде всего с развитием науки и техники, с качественной всеобщей системой среднего, специального и высшего образования, с развитостью фундаментальных научных исследований. Численность занятых в науке и научном обслуживании в СССР в середине 1980-х годов превышала 4,5 млн работников, что составляло около 4% от общего количества занятых в стране и 20% мировой численности научных кадров. По применяемому ООН с середины 1980-х годов индексу развития человеческого потенциала СССР относился к числу высокоразвитых государств. По утверждению Д. Белла, если бы Россия «достигла внутренней стабильности и избежала разорительных этнических конфликтов и гражданских войн, она была бы готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна».'
Экономические причины заката социализма и крушения СССР многообразны.
КОННИКОВ Дмитрий Викторович
- окончил экономический факультет СПбГУ в 2000 г. по специальности «теоретическая экономика». Поступил и аспирантуру по кафедре экономической теории. Сфера научных интересов - экономическая безопасность и стабильное государственное и региональное экономическое развитие в условиях всеобщей глобализации и расширения сферы применения информационных технологий.
©Д. В. Конников, 2004
В первую очередь они связаны с возникновением и усилением экономических противоречий в советской экономике, обусловленных исчерпанностью традиционных типов индустриального развития, основанного на экстенсивных факторах экономического роста, на высокой норме капитальных вложений. Советская экономика не выдержала конкуренции с экономиками развитых капиталистических стран рыночного типа на новом витке развития мировой общественно-экономической системной трансформации, во время перехода от индустриализма к постиндустриальной экономике.
Для нового развития прогрессивного уклада экономики требовались более решительные действия по активному вытеснению отмирающих и менее эффективных технологий и производств, возникла необходимость в кардинальной реструктуризации народного хозяйства. Темпы экономического развития стали падать, отставание от технологически развитых стран увеличилось. Не была полностью решена и еще одна важная задача - осуществление перехода на информационную и компьютеризированную стадию промышленного воспроизводства.
Необходимо отметить, что и развитые капиталистические страны в тот период также переживали далеко не простой момент собственной трансформации - достаточно вспомнить мощные энергетические и экономические кризисы конца 1970-х начала 1980-х годов. Непомерное бремя гонки вооружений, военно-политическое противостояние, падение уровня жизни населения - все это было свойственно в ге годы и для жизни развитых зарубежных стран. Таким образом", в СССР нереализованные возможности по формированию постиндустриальной экономики наложились на всеобщий кризис индустриализма, который распространился как на социалистические, гак и на капиталистические страны. В массовом сознании в России и других постсоциалистических странах данный кризис стал поводом для пришедших к власти политических группировок к острой критике существовавшего ранее общественного строя, которая увела общество от постановки и решения наиболее насущных и важных проблем будущего развития. В результате Россия практически безропотно согласилась на очередной революционный слом предыдущей общественной системы вместо ее реформы, который не мог не привести к подрыву стабильности и стремительному падению уровня жизни большинства людей.2
Главные причины всеобщего кризиса воспроизводства состояли в стратегии, нацеленной на безграничность экспансии по использованию природных ресурсов и увеличения экономического роста, что в итоге столкнулось с ограниченностью природной базы, снижением прибыльности капитала, резким социальным расслоением и другими противоречиями, изначально присущими архаичному капиталистическому способу воспроизводства. В СССР в первую очередь проиграли информационную «холодную» войну.
Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР и выход бывших социалистических стран из Совета Экономической Взаимопомощи существенно снизили экономический и ресурсный потенциал России. Огромные потери понесла экономика России от разрыва ранее сложившихся хозяйственных экономических связей, бывших единым народнохозяйственным комплексом. За 1991-1997 гг. на треть сократились объемы производства в топливно-энергетическом комплексе, на 50% в черной и цветной металлургии, на 60% в деревообрабатывающей промышленности. При общем высоком уровне добычи нефти, газа, никеля, руд и концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатитовых руд и калийных солей сложился дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути, многие из которых ранее поставлялись из других республик бывшего СССР.3 Большие потери произошли из-за прекращения поставок продукции, поступавшей из стран бывшего социалистического лагеря, а также утраты гарантированных рынков сбыта собственной продукции.
В ряду общесистемных понятий национальной безопасности государства с конца XX в. особое место стали уделять понятию обеспечения его экономического процветания. В странах с развитой рыночной экономикой, форпостом которой являются США, уже накоплен довольно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, которая понимается как общенациональный комплекс мер. направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны и включающей в себя защитный механизм внешним и внутренним угрозам.4 Поэтому необходимо рассмотреть общее действие американской модели обеспечения экономической безопасности государства тем более, что в России, да и во всем мире, в последние годы стало чуть ли не правилом хорошего тона рассматривать CUJA в качестве примера позитивного экономического и политического развития.
Среди главных целей национальной безопасности США экономика с начала 1990-х годов занимает ключевое место. Главными моментами в ее обеспечении являются повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости от иностранных займов и укрепление возможностей США влиять на международные торгово-экономические процессы и поддерживать свое влияние в других сферах международной политики. В это же время Президентом Дж. Бушем-старшим был утвержден меморандум, в котором излагались основные положения национальной программы по обеспечению национальной экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой системы экономической безопасности США и дальнейшее ее укрепление, направленное в первую очередь на поддержание лидерства этой страны в технологических, международных и военно-стратегических областях. Примерно в этот же период была создана Межведомственная рабочая группа из представителей различных министерств и ведомств, которая официально определила параметры общей государственной политики Соединенных Штатов в области экономической безопасности, ее современные критерии, а также разработала механизм руководства системой ее обеспечения. Данной группой были выделены угрозы экономической безопасности США и дана рекомендация выпускать справочный материал под названием: «Единый каталог угроз экономической безопасности и их оценка».5 В дальнейшем администрации президентов Б. Клинтона и Дж. Буша-младшего полностью подтвердили свою приверженность данному положению - в концепцию экономической безопасности были добавлены, наряду с защитой экономических секретов, уже упоминавшиеся положения об обеспечении «лидирующих позиций CUJA в технологических сферах» и об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе.''
В Японии в последней четверти прошлого века был предложен метод оценки национального могущества крупнейших государств мира. С помощью этого метода в середине 1980-х годов был проведен сравнительный анализ «национального могущества» некоторых развитых государств и были сделаны прогнозы его динамики до конца XX столетия. «Национальная сила» государства, по мнению японских ученых, должна в первую очередь определяться способностью конкретной страны вносить вклад в мировое сообщество в наиболее важных сферах международной деятельности-воспроизводственной, финансовой, политической и военной областях. Политическая, экономическая и военная составляющие «национальной силы» государства имеют определенные количественные и качественные показатели своего влияния. «Национальная сила» была определена как способность выживания государства в кризисных и экстремальных условиях. Национальная безопасность государства опирается на имеющийся у него потенциал и возможности для его дальнейшего использования и развития. Для оценки выживаемости отдельных стран японские специалисты использовали определенные
индикаторы, характеризующие географическое положение, численность населения, природно-климатические условия, экономический потенциал, оборонный потенциал, национальную мораль, дипломатическую активность и результативность.7
Интересно отметить, что по этим оценкам индекс способности к выживанию у Советского Союза в кризисных ситуациях был выше, чем у всех стран и составил 119%. Эта величина достигалась за счет оценки благоприятного географического положения, численности населения, богатых природных ресурсов, равного стратегического военного паритета с США, успехов в сфере дипломатии. Экономическая мощь Советского Союза оценивалась на уровне 36% ог уровня США. Общий комплексный индекс «национальной силы» СССР, суммирующий показатели трех основных индексов, был оценен в 77% от общего индекса «национальной силы» США.
Японские специалисты, к сожалению, не смогли учесть ключевого фактора, по причине которого СССР вскоре прекратил свое существование - неспособность руководства страны быстро, адекватно, объективно и точно оценивать и прогнозировать создавшуюся внутреннюю и внешнеполитическую ситуацию. В данной методике было значительно недооценено влияние факторов внутриполитической нестабильности. Но именно этот фактор стал роковым для нашей страны в конце XX в. Опыт событий, произошедших в последние два десятилетия, показал, что факторы, способствующие политической стабильности, имеют решающее значение для национальной безопасности государства. Эти факторы включают в себя показатели эффективности экономики и способностей руководящей политической элиты стоять на защите национальных интересов, учитывать всю совокупность внутренних и внешних угроз, принимать адекватные меры по их предотвращению или преодолению.
В настоящее время среди ученых-экономистов и специалистов в сфере государственного управления и государственной безопасности в нашей стране пока еще нет единого четкого представления сущности экономической безопасности (ЭБ). Можно выделить три основных подхода, на основе которых строятся все современные модели ЭБ:
- определение экономической безопасности через обеспечение национальных, государственных, политических, общественных интересов;
- определение экономической безопасности через осуществление «устойчивости» национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы;
- определение экономической безопасности через обеспечение независимости экономики от влияния внешних воздействий, по сути, через обеспечение хозяйственной автаркии;
- определение экономической безопасности через борьбу с экономическими преступлениями и криминализацией всех сфер экономической деятельности.
Несмотря на разницу в подходах и определениях, все же в большинстве из них есть много общего, а именно: стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества; сохранение процессов его дальнейшего развития; сохранение целостности государства; развитие государственных институтов, способствующих расширению положительных процессов в обществе; развитие успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Общим для большинства современных подходов к обеспечению национальной экономической безопасности является главенствующая роль государства в этом процессе.
Несмотря на существующее количество трактовок понятия экономической безопасности в настоящее время, есть насущная потребность в дальнейшем совершенствовании теоретического развития, концептуального понимания и определения феномена экономической безопасности, так как пока отсутствуют единые методические
приоритеты мер, направленных на ее осуществление, нет достаточно четких критериев определения состояния ЭБ, пороговых значений и показателей, по которым они могут быть определены. Недостаточно разработан аналитический инструментарий методологии определения угроз экономической безопасности. Необходимо дальнейшее изучение зарубежного опыта в данной области.
Сегодня перед Россией остро стоит задача по дальнейшей национальной самоидентификации и защите национальных интересов. Чем более совершенной будет наша внутренняя самооценка в сфере противоречий и дисбалансов дальнейшего развития, тем больше появится внутренних возможностей для выработки правильных стратегических решений по обеспечению национальной безопасности.
1 Б с л л Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования М„ 1999. С.СХХХ1.
: К а р а - М у р з а С.Г. Манипуляция сознанием. М. 2000.
J Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Пол ред. В.К.Сенчагова. М., 1998.
1 National Industrial Security Program. Washington. 1990. Dcccmbcr 6.
5 Экономика России в XX пеке: итоги, уроки, перспективы. СПб.. 1997. С. 184.
" International Journal of Intelligance and Counterintclligancc. 1994. Vol.7. P. 353.
7C е-н чагой В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Кн.4. М„ 2002. С. 8.
Статья поступила в редакцию 12 ноября 2003 г.