УДК 94
ШТУРБА Евгений Викторович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
chook99@mail.ru
ШТУРБА Виктор Александрович, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
akademus07@rambler.ru
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАОЧНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА «ИСТОРИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ» 2016 ГОДА)
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-179-191
SHTURBA Evgeny V. Kuban State University Krasnodar, Russia
chook99@mail.ru
SHTURBA Viktor A. Kuban State University Krasnodar, Russia
akademus07@rambler.ru
RUSSIAN NATIONAL SECURITY: HISTORY, MODERNITY AND PERSPECTIVES (BASED ON MATERIALS OF INTERNATIONAL DISTANT ACADEMIC CONFERENCE OF ACADEMIC JOURNAL "HISTORICAL AND SOCIAL-EDUCATIONAL IDEAS" IN 2016)
В течение 2016 г. редакция научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» организовала и провела международную заочную научно-практическую конференцию «Национальная безопасность России: история, современность и перспективы», в которой приняли участие более 30 российских и зарубежных исследователей. Основной целью данной научной публикации является проблемно-структурный анализ корпуса научных текстов, опубликованных на страницах научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» в разделе конференции в 2016 г.
Массив текстов научной конференции по национальной безопасности может быть представлен следующими тематическими блоками: философские, психологические, экономические, юридические и другие аспекты национальной безопасности; цивилизационные исследования проблем безопасности; исторические проблемы национальной безопасности XX века; история специальных служб; российские внутриполитические процессы; угрозы и риски на постсоветском пространстве; международное измерение национальной безопасности.
Проблеме противоречивости природы государственной власти (на примере Карла Маркса и Макса Вебера) посвящена публикация В.Г. Сидорова [1]. По его мнению, «К. Маркс и М. Вебер оставили после себя значительное творческое наследие по вопросу власти. Причем оба выделяют экономические формы в качестве основы форм политической власти. Но если К. Маркс придает особое значение исследованию структуры экономического основания власти, то М. Вебер принимает ее как данность и основное внимание уделяет властному взаимодействию в сфере политических и государственных отношений.
Если Маркс показывает необходимость революционного преобразования общества и построения коммунистического общества, то Вебер концентрирует внимание на анализе буржуазных политических властных отношений. Его практические рекомендации в основном направлены на формирование у политика ответственного отношения к выполнению своих властных обязанностей.
Учение Маркса оказало большое влияние на ход мирового развития, и в научном плане оно, безусловно, представляет интерес как одно из направлений общественной мысли. Что касается политического учения Вебера, то оно во многом сохраняет и в наши дни свою теоретическую значимость, поскольку государство и властные структуры - это та политическая действительность, которая может быть "удобной" или "неудобной" для господствующей партии, элиты, группы, класса, в конечном счете для общества в целом» [2].
Проблеме взаимоотношений между поколениями посвящена статья Е.В. Золотухиной-Аболиной [3]. Автор приходит к очень важному умозаключению: «Конфликтность ний - ситуация, на наш взгляд, поверхностная и преходящая, зависящая от личных взаимоотношений в семье, от отношения родителей к ребенку. Наследование экзистенциально-ценностных ориентиров - это процесс лишь частично сознательный, он во многом протекает на эмоционально-волевом, нерефлексивном уровне, но при этом ориентиры всегда подвергаются ситуативно-исторической интерпретации, когда наследие предыдущих поколений прочитывается по-новому. И, наконец, технократически-информационная эпоха, существенно изменяющая способы восприятия и коммуникации новых поколений, требует от старших поколений особого рода "культуртрегерских" усилий для сохранения на фоне ускоренных социальных изменений общего языка и общих ценностей разных поколений» [4].
В статье Н.И. Афониной рассматривается актуальная тема организации воспитания детей в условиях кросс-культурного взаимодействия [5]. Автором представлена модель педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста из национально-смешанной семьи, раскрыты особенности каждого компонента. Исследователь пишет: «Осознание родителями, педагогами, специалистами необходимости начинать специально организованную педагогическую работу с детьми, воспитывающимися в национально-смешанных семьях, начиная с ранних лет жизни, поможет в будущем вырастить граждан, знающих, уважающих национальную культуру свою и своих родителей и проявляющих уважение к представителям других национальностей, что, безусловно, является одним из важных шагов в деле укрепления национальной безопасности нашей страны» [6].
В статье В.В. Собольникова анализируются технологии информационно-психологического воздействия субъектов международного права на население России [7]. Автор данной статьи утверждает: «В мире тотального информационно-психологического противодействия и мифотворчества, подмены реальности константной на виртуальную, размывания грани между ними и наложения фрагментов виртуального на реальное происходит порождение новых информационно-психологических средств воздействия при коммуникации. Базисом такого взаимодействия является использование специальных технологий информационно-психологического воздействия (ИПВ). В ведущих странах, прежде всего США, государствах Евро-Атлантического региона и НАТО как субъектах международного права (СМП), разрабатываются и реализуются специальные программы нелетальных систем поражения противника. Целенаправленное их использование обрекает объект воздействия на дезориентацию, культуро-шок, психошок, деградацию и отвлечение от реальных проблем» [8].
Статья Н.В. Поповой, Е.В. Поповой, Е.В. Осипчуковой посвяшена вопросам эффективности реализации молодежной политики на промышленных предприятиях как условию экономической безопасности России [9]. Так, авторы сходятся в следующем мнении: «Для преодоления вышеуказанного противоречия и совершенствования молодежной политики на промышленных предприятиях необходимы: разработка и введение в действие программы "Молодежь" с определением ее основных целей и задач, приоритетов направлений и форм деятельности и систематизации работы с молодежью; ежегодное проведение диагностики проблем и потребностей молодых работников (методом социологических опросов), мониторингов эффективности проводимой работы на предприятии по адаптации молодых работников и реализации молодежных корпоративных программ; включение в коллективные договоры предприятий раздела "Молодежь" и сметы его финансового обеспечения; развитие программ адаптации вновь принятых молодых работников, создание системы наставничества, совершенствование работы по развитию научно-технического творчества молодежи на предприятии, внедрение программ развития продуктивно-творческого потенциала молодых работников, а также системы профориентацион-ной работы» [10].
Анализу актуальных дестабилизаторов посвящена статья Д.Н. Маринкина [11]. Его позиция заключается в следующем: «Важным является и изменение подхода в образовательном процессе к контролю не уровня знаний, а возможности применения таковых практически (типовые ситуации, нестандартные решения в рамках правовых норм и детальный разбор примеров правонарушений с точки зрения всех субъектов таковых отношений). Следует признать, что, например, практика студента/курсанта часто происходит формально, без реальной работы как специалиста, раскрытия секретов-особенностей вида деятельности» [12].
Целью исследовательского проекта З.К. Кондратенко является формирование комплексного научного представления об уголовной ответственности за организацию террористического сообщества и участия в нем как направления обеспечения национальной безопасности [13]. Автор статьи формулирует конкретную рекомендацию: «Дополнить диспозицию статьи 205.4 УК РФ указанием на то, что террористическим сообществом может быть признана устойчивая группа лиц, объединившихся не только на территории Российской Федерации, но и на территории иных государств, а также международная организация, соответствующие иным признакам, указанным в ст. 205.4 УК РФ. Считаем необходимым разъяснить вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 205.4 и 205.5 УК РФ в Постановлении Пленума ВС РФ» [14].
В статье Т.М. Зайко анализируется коррупция как угроза национальной безопасности России [15]. В данной статье указано: «Существенное значение для предупреждения коррупционных и должностных преступлений также имеют следующие меры: повышение уровня жизни населения, устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, а равно повседневная эффективная защита хотя и охраняемых законом, но весьма часто нарушаемых государством прав и законных интересов юридических и физических лиц.
Одним из существенных условий, которые могут способствовать совершению коррупционных и должностных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля.
Недостатки социального контроля находят свое отражение, в частности, также и в неполной реализации как законодательных, так и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение уровня коррупции, в отсутствии четко выработанного механизма их исполнения» [16].
В статье Ю.А. Узлова рассматриваются геокультурные возможности государства реализовать свои национальные интересы, которые в немалой степени зависят от представлений о нем мировой общественности [17]. Автор пишет: «Большая часть исследователей славянства рассматривает проблему сквозь призму эволюции европейских народов и присущие этому процессу явления и по аналогии переносят на другие цивилизации. Такой подход вполне вписывается в проект системной концепции глобальных проблем. Оставаясь многочисленным социокультурным сообществом, славянские народы обрели во многом иной облик, что подтверждает наличие в современном мире встречных доминирующих тенденций - глобализации и национально-культурной дифференциации» [18].
Вопросам роли РПЦ в процессе укрепления национальной безопасности в царской России посвящена научная статья М.Ю. Горожаниной [19]. Исследователь в данной публикации фиксирует следующее положение: «Анализ исторических документов позволяет установить прямую взаимосвязь между формализацией патриотического воспитания и усилением про-тестных настроений в обществе. Революционные потрясения 1917, как и события 1991 г., являются ярким тому подтверждением. Исходя из всего вышесказанного, представляется значимым рассмотреть отечественную концепцию патриотизма, важную роль в формировании которой сыграла РПЦ. Знание ее основ позволяет совершенно по-иному взглянуть на предложение РПЦ, возникшее еще в начале XXI в., о введении в школах факультативных занятий по православной культуре (речь в данном случае ведется не о религиозном, а об идеологическом воспитании граждан, их приобщении к духовным истокам России). К сожалению, непонимание сути вещей привело к современному положению: в учебном плане многих школ появился непонятный предмет - «основы религиозной культуры и светской этики», введенный якобы специально для развития патриотизма и толерантности, а в реальности преследующий совершенно иные цели - разъединение целостного социума по национальным и конфессиональным признакам. Вначале изучаем специфику, а потом подчеркиваем свое единство» [20].
На примере присоединения Средней Азии к России анализируется роль казачества в обеспечении национальной безопасности России во второй половине XIX века Е.В. Годововой [21]. Автор справедливо указывает следующее: «В 1873 г. Хивинское ханство признало свою зависимость от России, а в феврале 1876 г. указом царя Кокандское ханство в качестве Ферганской области вошло в состав Туркестанского края. Здесь находился сводный Оренбургско-Уральский казачий полк...
Окончательно границы в юго-западной части Средней Азии определились с присоединением Туркмении. В 1881 г. войска, в которые входили шесть сотен оренбургских казаков и одна сотня уральских, под командованием генерала М.Д. Скобелева овладели Геок-Тепинскими укреплениями, без боя взяли Ашхабад, ставший в мае этого года административным центром новой Закаспийской области. В январе 1884 г. в состав Российской империи вошел Мервский оазис. В 90-е гг. XIX в. был решен и последний сложный вопрос среднеазиатской политики России - памирский.
Казаки продолжали нести службу в Туркестанском крае. В 1899 г. там находились 2,4, 5 и 6-й Оренбургские казачьи полки. На начало года они насчитывали 2 640 человек. Проходили службу в Туркестане и казаки 2-го Уральского полка» [22].
М.Т. Якупов в своей научной статье анализирует проблему единства ислама и ответственности сотен миллионов мусульман за деятельность ДАИШ и иных деструктивных организаций, требующую разрешения в аспекте современной социальной реальности [23]. Автор пишет: «Теракты против христиан в Эфиопии, Египте и Сирии, осуществленные боевиками ИГ и других псевдоисламских групп, не могут иметь к исламу никакого отношения. Теория и практика пророка Мухаммеда и его первых сподвижников, халифов представляют собой уникальные примеры толерантного отношения к представителям не только монотеистических верований, а даже самым упорным язычникам. Даже в условиях Османской империи, когда нравственность была вытеснена властолюбием и сребролюбием исламской верхушки, христиане Стамбула (Константинополя) находились под защитой закона. Публичные казни христиан, взрывы храмов, совершаемые боевиками ДАИШ, наглядно доказывают, что у них произошла фундаментальная трансформация души. Она выражается в том, что исламский адаб как основа формирования высоконравственной личности полностью вытеснена исламизмом - политическим исламом,
цель которого - абсолютная власть над человечеством. Поэтому всю деятельность ДАИШ необходимо признать не соответствующей учению пророка Всевышнего Мухаммеда, то есть исламу» [24].
Курдский вопрос в годы Первой мировой войны анализируется в статье Э.Г. Вартаньян [25]. Автор указывает на следующее положение: «После окончания Первой мировой войны надежды курдского народа на самоопределение рухнули. Германия проиграла Первую мировую войну, новое советское правительство в 1921 г. подписало договор с правительством Мустафы Кемаля, а Англия изменила свою позицию по курдскому вопросу. Курдский народ оказался разделенным. Северо-Западный Курдистан, после распада Османской империи потеряв надежду на достижение независимости, продолжил освободительную борьбу. Но тот факт, что в 1974 г. Иракский Курдистан получил статус автономии ... значительно расширенный после свержения режима Саддама Хусейна в 2003 г., вселяет надежду проживающим в других странах курдам на возможность национального самоопределения» [26].
В статье А.Г. Иванова анализируются проблемы, связанные с кануном Второй мировой войны: европейский кризис 1939 г., англо-французские гарантии странам Восточной Европы, переговоры между СССР, Великобританией, Францией и советско-германский пакт о ненападении [27]. По мнению исследователя, накануне Второй мировой войны «западные державы стремились не допустить нормализации советско-германских отношений и выиграть время. Но тогда время работало не на Англию и Францию, а на Германию. Приготовления Германии к нападению на Польшу вступили в свою завершающую стадию. Расчет официальных кругов Лондона и Парижа на затягивание московских переговоров до осенней распутицы или даже до зимы с тем, чтобы задержать начало войны, имел под собой зыбкую почву. Гитлер не раз рисковал в ситуациях, гораздо менее благоприятных для Третьего рейха, и его выступление на Восток мог остановить только внушительный по своей мощи коллективный фронт миролюбивых держав при участии в нем Великобритании, Франции и СССР. Возможности же образования такого фронта были упущены еще в период политических переговоров между Лондоном, Парижем и Москвой. Да и Сталина не устраивала перспектива неопределенно-тревожного выжидания перед лицом агрессивных приготовлений Германии вблизи советских границ» [28].
Этапы исторического развития забастовочного движения шахтеров в СССР (1988-1991 гг.) как проявления общественной самоорганизации проанализированы в научной статье А.В. Баранова [29]. Автор публикации приходит к важному выводу «о слабой эвристической полезности классового подхода к объяснению целей забастовочного движения 1988-1991 гг. в шахтерских регионах СССР, о предпочтительности конфликтологической парадигмы и концепции депривации (по Т. Гарру).
Причины начала забастовочного движения 1988-1989 гг. в шахтерских регионах СССР таковы: относительное ухудшение материального благосостояния, экологические и технологические бедствия, быстрая демократизация, в том числе кампания "гласности", которая ослабила лояльность рабочих к власти.
Периодизация этапов шахтерского забастовочного движения по критерию политической направленности и форм включает в себя: зарождение стачечных комитетов (1988 - первая половина 1989 г.); проведение всесоюзной забастовки преимущественно под экономическими лозунгами (июль 1989 г.); политизацию рабочих объединений и их институционализацию (осень 1989 - весна 1990 г.); участие в политической борьбе за власть на стороне демократической коалиции (лето 1990-1991 гг.). Спад независимого рабочего движения в начале 1990-х гг. объяснялся переформатированием базовых социальных размежеваний вследствие рыночных реформ, слабостью самостоятельных ресурсов рабочего движения.
Организационные формы шахтерского забастовочного движения развивались от местных объединений защитно-профессионального типа к политическим движениям социал-демократической ориентации. Идеологическое позиционирование Конфедерации труда и иных рабочих организаций изменялось за 1990-1991 гг. от критики КПСС "изнутри" к принятию коренной смены политического строя. Но общая слабость партийного строительства в период перестройки и стремительные рыночные реформы по пути номенклатурной приватизации не оставили независимому рабочему движению шансов на значительное влияние в постсоветской политической системе» [30].
Проблемам обеспечения безопасности советского государства через развитие школьного образования в детских трудовых колониях на Европейском Севере России в 1935-1956 гг. посвящена научная статья В.Н. Бубличенко [31]. Исследователь в своей первой публикации фиксирует интересные суждения: «К середине 1950-х годов демократизация в деятельности детских пенитенциарных учреждений отразилась на требованиях к школьному образованию в них. Новое Положение о детских трудовых колониях МВД СССР предусматривало получение всеми осужденными воспитанниками семилетнего или среднего образования. Учебная работа в дет-
ских трудовых колониях должна была строиться с учетом нормативных документов и рекомендаций министерств просвещения союзных республик. Ответственность за снабжение необходимой учебной литературой, наглядными пособиями и другим оборудованием для школ трудовых колоний также возлагалась на гражданское ведомство ... Таким образом, на государственном уровне произошло нивелирование между полученным образованием в обычных школах и школах при пенитенциарных учреждениях. Возможно, решение диктовалось складывающейся внутриполитической ситуацией в стране, открывая возможность для дальнейшей социализации осужденных несовершеннолетних. Одновременно с этим повышались требования к организации учебного процесса в школах при детских трудовых колониях.
Итак, динамичное развитие школьного образования осужденных подростков в детских трудовых колониях НКВД-МВД как в целом по стране, так и на Европейском Севере в частности развивалось с учетом требований, выдвигаемых к социально-экономическому развитию советского государства. За свою историю оно прошло этапы становления и развития, в результате которых после проведения государственной корреляции уровень требований к выпускникам школ при детских трудовых колониях сравнялся с требованиями к обучающимся обычных учебных заведений, что, очевидно, должно было положительно сказаться на безопасности страны» [32].
Е.А. Кобелева в своих публикациях отразила особенности эволюции системы госбезопасности Западного Урала в революционный период (1917 - начало 1918 г.) [33] и проблему молодых кадров западноуральских органов госбезопасности в годы Гражданской войны [34]. Автор считает, что «эволюция органов государственной безопасности в 1917 г. была прерывистой. Временное правительство и революционные силы объединяло неприятие старых спецслужб, старых методов, что выразилось в преследовании полицейских и жандармских кадров. Если Временное правительство пыталось регулировать деятельность спецслужб внутренними нормативными актами, то Совнарком законодательно не оформлял их существование до октября 1918 г. Функции новых органов госбезопасности на протяжении всего 1917 г. расширялись и определялись практикой. Комитеты по борьбе с контрреволюцией, создававшиеся на местах с августа 1917 г., получили свое закономерное развитие на общегосударственном уровне после победы Октября.
Таким образом, практика революции 1917 г. доказывает, что любая система нуждается в защите и защитниках, а потому отвергает старые структуры госбезопасности и создает новые, свои» [35].
Во второй публикации содержатся следующие выводы: «В составе органов безопасности, в том числе и в регионах, было немало молодых людей. Однако в силу специфики чекистской работы, в силу стремления РКП(б) увеличить партийную прослойку в этих органах, лица, молодые по возрасту, но уже имевшие определенный опыт, чаще вступали в партию, чем в комсомол. Лица до 25 лет являлись самыми мобильными, отличались высоким потенциалом, возможностью и способностью воспринимать новации. Они хотели показать свою значимость, вырваться из традиционных стереотипов поведения и контроля старших. Выполнение же охранительной функции требовало большого опыта, специализированных навыков, партийности, политической грамотности, которых молодые люди пока не имели. Поэтому процент комсомольцев в органах безопасности не имел принципиального значения для их формирования и функционирования» [36].
Вопросам регулирования миграционных процессов как основы национальной безопасности России посвящена статья В.А. Силантьевой [37]. Публикация содержит следующие положения: «Вопросы регулирования миграции и адаптации мигрантов на фоне миграционного кризиса и террористических актов в Европе и мире, организованных как беженцами, так и натурализованными лицами (бывшими трудовыми мигрантами), остаются актуальными для Российской Федерации. В Россию стали приезжать с целью транзитного проезда в Финляндию для получения временного убежища граждане Сирии, а затем и выходцы из стран Азии и Африки. Государственные органы стараются вести с ними работу в рамках правового поля. Удачным примером такой работы может служить прием и размещение беженцев с территории юго-восточной Украины. Политика России заключается в том, чтобы как можно быстрее интегрировать беженцев и мигрантов в принимающее общество, предоставляя им необходимый социальный пакет, медицинское обслуживание, правовую защиту, содействуя в трудоустройстве и поиске жилья.
Государственная миграционная политика остается важной частью как внутренней, так и внешней политики, от которой зависит, станет ли миграция фактором обострения социально-экономических, демографических, межнациональных проблем или будет позитивным, стабилизирующим фактором. Основная задача регулирования миграционных процессов состоит в том, чтобы повысить привлекательность страны: гарантировать соблюдение прав и свобод, обеспечить реальную защиту в принимающем обществе. Это позволит привлекать высококвалифици-
рованных трудовых мигрантов, тем самым качественно изменятся потоки миграции. Регулирование процессами миграции, с одной стороны, должно обеспечить социально-экономическое развитие государства, с другой - сохранить национальную безопасность» [38].
Анализ национальных интересов в контексте этносоциальных трансформаций на Юге России проводят в своей статье А.А. Шаов, В.Н. Нехай, В.П. Капец [39]. Исследователи считают, что «одним из наиболее уязвимых регионов нашей страны для проникновения деструктивных элементов и интересов мировых держав становится Северный Кавказ, под которым мы понимаем единое цивилизационное и геополитическое пространство, связанное единой культурно-исторической судьбой и гомогенной, несмотря на полиэтничность и поликонфессиональ-ность населения, мировоззренческой парадигмой и ментальной средой. В начале XXI века Северокавказский регион стал объектом пристального внимания не только сопредельных государств (Турции, Украины, Азербайджана, Грузии), но и стран дальнего зарубежья и в первую очередь государств Северной Америки. Используя разветвленную агентурную сеть, США и Турция приняли самое непосредственное финансовое и политическое участие в эскалации межэтнической напряженности на территории Северного Кавказа, подпитывая националистические настроения среди населения ряда субъектов Юга России. Так, небезызвестные события в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии имели место не только в силу радикализации определенной части местного населения, но и по причине инклюзивного участия в развертывании зоны этносоциальных конфликтов в правовом пространстве России зарубежных эмиссаров, которые проводили активную вербовку в молодежной среде. Подобные действия доказывают, что определенные международные силы пытаются разыграть на Северном Кавказе и вокруг него сложную многоходовую комбинацию с целью упрочнения и дальнейшего закрепления своего влияния в этом "золотом подбрюшье" России» [40].
Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле на примере Краснодарского края осуществлена И.В. Юрченко, М.В. Донцовой [41]. В статье этих авторов можно обнаружить следующие умозаключения: «Влияние нового электорального цикла 2016-2018 гг. на этнополитическую ситуацию в Краснодарском крае носит, скорее, консенсусный характер, хотя нельзя не замечать и усиления региональных противоречий, связанных с тем, что, с одной стороны, электоральные процессы усиливают активность национальных элит в направлении лоббирования своих интересов, что неизбежно сказывается на этнополитической ситуации, с другой - в условиях снижения уровня жизни выборные процессы провоцируют всплеск экстремистских течений и этническую преступность из-за прогнозируемого роста безработицы этнических мигрантов» [42].
В статье Е.В. Штурбы, М.А. Махалкиной рассматриваются взаимоотношения России с территориями постсоветского пространства, пророссийски ориентированными в своем политическом, экономическом и социокультурном направлениях развития [43]. В публикации этих авторов отмечено: «Характеризуя важность сохранения присутствия России на Кавказе, следует отметить, что данное пространство прочно интегрировано в российскую действительность, что проявляется в виде существования многочисленных диаспор, экономических, культурных, миграционных процессов. Противостояние распространению влияния США в регионе призвано препятствовать доступу к энергетическим ресурсам Каспийского региона. А сохранение стратегического партнерства с Арменией при наличии постоянного военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии также влияет на укрепление российских позиций в регионе.
Смыслом и целью современной российской политики в Восточной Европе и на Кавказе мог бы стать процесс продвижения евразийских ценностей, основанных на православном понимании смысложизненных ориентиров и отхода от позиций индивидуализма и двойных стандартов. Следует препятствовать навязыванию западноевропейского понимания религиозно-этической системы ценностей других государств, существующих на постсоветском пространстве.
Взаимодействие с дружественно настроенными территориями в восточноевропейском и кавказском направлениях, в числе которых непризнанные и частично признанные автономии, могло бы упрочить военные позиции России. Необходимо четко обозначить зону российского военно-стратегического пространства и не допустить появления в ней вооруженных сил третьих держав, а также вступления отдельных частей этого пространства в антироссийские военно-политические блоки и союзы» [44].
В статье Е.Г. Гарбузаровой детально анализируется вопрос о «российской угрозе» постсоветскому пространству [45]. Автор убежден в следующем: «России надо больше работать над своим образом за рубежом и стремиться повысить уровень своей привлекательности через донесение объективной информации о событиях на постсоветском пространстве, которая в определенных ситуациях намеренно искажается США и странами Запада для раздувания мифа о "российской угрозе". Как только геополитические успехи России на постсоветском пространстве
становятся очевидными, в ход вступает пресловутый миф об "агрессии" со стороны России. В новых международно-политических реалиях подобные угрозы в адрес России являются анахронизмом, учитывая тот факт, что миф о "российской угрозе" был введен в оборот в XVI в. Россия по большому счету всегда оказывалась в оборонительной позиции, а не наступательной. Таким образом, "российская угроза" - это миф, раскрученный Западом, под прикрытием которого осуществляется укрепление собственных геополитических и геоэкономических позиций» [46].
События на Украине проанализированы в статье В.В. Касьянова [47]. По его мнению, «традиции языка, истории, культуры должны быть предельно актуализированы и вовлечены в информационную политику с населением Украины. Националистов тягнибоков, американских холуев яценюков мы уже не изменим. Но извращенному сознанию части украинской молодежи надо активно противопоставлять "советскую" ментальность большинства населения, жизненный опыт поколений в истории Российской империи и Советского Союза. Нужно настойчиво бороться с русофобской политикой нынешнего руководства Украины в области культуры, приглашать к диалогу деятелей культуры и искусства, авторитетных личностей в глазах простых людей. Голос политиков и журналистов неизбежно воспринимается как часть официального мнения. Иное дело - слова ученого, преподавателя, писателя, врача, актера. Они понятны и значимы для каждого человека.
Это важнейшее обстоятельство необходимо сделать ведущей составной частью нашей политики в отношении Украины. Понятно, что это не просто. Но иного не дано. Будущее Украины и России у нас неизбежно одно на двоих» [48].
Вклад И. Каримова в обеспечение центральноазиатской безопасности обозначен в еще одной публикации Е.Г. Гарбузаровой [49]. В статье указано, что «И. Каримов создал стабильную систему внешнеполитических координат, упорядочив отношения с государствами как регионального, так и международного уровня. Несмотря на наличие региональных политических амбиций, президент Узбекистана прекрасно осознавал риски того положения, в котором находилась его страна, учитывая региональные процессы, которые могли привести к существенным трансформациям. На сегодняшний день актуальность заключается в том, какой политической практики взаимодействия будет придерживаться новый президент Узбекистана, учитывая кон-фликтогенный потенциал Центральноазиатского региона. Речь идет не только о национальной безопасности Узбекистана, но и о безопасности и перспективах устойчивого развития соседних государств и региона в целом» [50].
А.А. Самохин зафиксировал в своей публикации роль концепта «мягкой силы» в обеспечении национальной безопасности [51]. По его мнению, «наиболее эффективными институтами "мягкой силы" и публичной дипломатии (как основного инструмента наращивания "мягкой силы" государств в современном мире) на сегодняшний день являются:
- структуры МИД - Департамент информации и печати, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
- институты гражданского общества - фонд "Русский мир", фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Общественная палата Российской Федерации, Институт стран СНГ и др.;
- СМИ - телеканалы "КТ" и "Россия-РТР", Международное информационное агентство "Россия сегодня", интернет-ресурсы;
- ведущие образовательные учреждения;
- религиозные институты - Русская Православная Церковь, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран, Совет муфтиев России и др.
Несмотря на растущую активность в данной сфере, нашей стране предстоит сделать еще немало на пути освоения инструментов "мягкой силы" XXI в.» [52].
Статья Л.О. Самсоновой посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме нелегальной иммиграции в Европейский союз, которая представляет собой угрозу не только государствам - членам ЕС, но и большинству национальных государств, которые граничат с Европейским союзом [53]. В данной публикации содержатся следующие положения: «Высшим политическим руководством ЕС и главами европейских национальных государств принимаются различного рода решения, которые должны стабилизировать ситуацию с нелегальными мигрантами: усиленная охрана внешних и внутренних границ, депортация нелегалов на родину, суровое уголовное наказание для торговцев людьми, информационный обмен данными.
Все это представляется серией трудных решений руководства ЕС, которые раскололи население Европы по вопросу нелегальной миграции на евроскептиков и сторонников интеграции, и, как представляется, этот раскол будет со временем усугубляться, если только полити-
ческое руководство ЕС не сможет предложить действенных мер по интеграции уже находящихся на территории Европы иммигрантов.
Европейский миграционный кризис может иметь негативные последствия для нашей страны.
В Российской Федерации существуют опасения по поводу того, что беженцы из Сирии, Афганистана, тех мест, где не прекращаются региональные вооруженные конфликты, могут остановиться в нашей стране, если возникнут различные препятствия на пути в ЕС.
А вместе с ними под видом беженцев внедрятся различного толка экстремисты, что приведет к росту терроризма и преступности в российском государстве.
Оценивая миграционные проблемы ЕС и то, как безуспешно основные институты ЕС пытаются решить проблему беженцев, граждане РФ в своем большинстве выступают против того, чтобы государство брало на себя дополнительную ответственность и расходы по приему и размещению беженцев» [54].
Исследованию проблем развития ОДКБ и повышения ее роли в обеспечении коллективной безопасности в Евразии посвящена публикация О.Н. Малиновской, И.Ю. Пащенко [55]. Данные авторы сконцентрировали свое внимание вокруг следующих аспектов: «Сотрудничество с международными организациями на рабочем уровне продолжается. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ. ОДКБ сотрудничает с ОБСЕ по проблемам международной безопасности. Сотрудничество по западному направлению с НАТО и ЕС было временно приостановлено, начиная с украинских событий 2014 г. В целом сотрудничество ОДКБ со многими международными организациями имеет пока весьма ограниченный характер. И хотя организация имеет нормативную базу сотрудничества, она пока не подкреплена дополнительными механизмами реализации конкретных действий в рамках этого сотрудничества» [56].
Результаты анализа внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века закреплены в статье Цзоу Лихуэй [57]. Автор отмечает в своей публикации следующие тезисы: «Основой партнерства между РФ и КНР на двухстороннем уровне служит большая степень совпадения среднесрочных и долгосрочных целей, взаимодополняемость и динамика экономик, несмотря на разность экономических потенциалов. У обеих стран, находящихся сегодня примерно на одинаковых цивилизационных ступенях развития, появляется больше объективных возможностей для взаимодействия .
Следует отметить, что вышеизложенные внешнеполитические цели и интересы России на китайском направлении, во-первых, не исчерпывают всех компонентов ее внешнеполитической стратегии, хотя последняя до конца так и не сформировалась; во-вторых, они служат сверхзадаче сегодняшней России - интеграции в мировую рыночную экономику; в-третьих, по важности они разделяются на стратегические, т.е. стабильность и безопасность на границе, развитие торгово-экономического сотрудничества, и перспективные, т.е. интеграция в АТР, поддержание баланса сил в мире; в-четвертых, их осознание произошло не автоматически, а явилось результатом тщательно продуманных политических шагов» [58].
Специфика международного российско-китайского взаимодействия в рамках ООН и ШОС раскрыта в статье Цзоу Лихуэй, О.Ф. Лейченко, В.Ф. Печерицы [59]. По их мнению, «Китай и Россия, как постоянные члены Совбеза ООН, несут особую ответственность за мир и безопасность во всем мире и пытаются найти общеприемлемые компромиссы по основным реформенным направлениям в ООН: расширение Совета безопасности, право вето, методы работы, географическое представительство и взаимодействие между Совбезом и другими органами ООН.
Как важные члены ШОС, Китай и Россия представляют собой ведущие силы по содействию становлению многополярного мира и демократизации международных отношений, имея широкие общие интересы в продвижении реформ глобальной финансовой системы для увеличения представительности быстроразвивающихся стран. Китайская сторона оказывает поддержку России в борьбе против терроризма и сепаратизма, а Россия оказывает свою поддержку КНР в вопросах, связанных с Тайванем, Тибетом и Синьцзяном. Стороны прилагают совместные усилия в содействии политическому разрешению кризисов в таких странах, как Сирия, Афганистан, Ирак, в борьбе с Эболой и т.д.» [60].
Таким образом, участники международной заочной научно-практической конференции «Национальная безопасность России: история, современность и перспективы» проанализировали самые разные аспекты, параметры, факторы, угрозы и процессы национальной безопасности Российской Федерации. Напомним, что позиции авторов опубликованных рукописей могут не совпадать с позицией редакции, однако мы уверены, что в вопросах важности формирования общероссийской гражданской идентичности мы солидарны [61; 62; 63; 64].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Сидоров В.Г. Противоречивая природа государственной власти (о взглядах К. Маркса и М. Вебера) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(3/2). - С. 13-18. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-1318.
2. Там же. - С. 17.
3. Золотухина-Аболина Е.В. Экзистенциально-психологические и культурно-мировоззренческие аспекты отношений между поколениями // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 1. - С. 31-37. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-31-37.
4. Там же. - С. 36.
5. Афонина Н.И. Организация педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста в условиях взаимодействия национальных культур // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 1. - С. 15-18. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-15-18.
6. Там же. - С. 17.
7. Собольников В.В. Информационно-психологическое воздействие субъектов международного права как угроза национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(5/2). - С. 22-30. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-22-30.
8. Там же. - С. 22.
9. Попова Н.В., Попова Е.В., Осипчукова Е.В. Эффективность реализации молодежной политики на промышленных предприятиях как условие экономической безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(5/2). - С. 31-39. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-31-39.
10. Там же. - С. 37.
11. Маринкин Д.Н. Актуальные дестабилизаторы общественной и государственной безопасности, тактика противодействия им // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(5/2). - С. 18-21. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-18-21.
12. Там же. - С. 19.
13. Кондратенко З.К. Уголовная ответственность за организацию террористического сообщества и участие в нем как направление обеспечения национальной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1/2). - С. 21-27. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-21-27.
14. Там же. - С. 26.
15. Зайко Т.М. Коррупция: угроза национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 2. - С. 15-22. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-15-22.
16. Там же. - С. 20.
17. Узлов Ю.А. Геокультурная трансформация славянского мира // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1/2). - С. 28-33. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-28-33.
18. Там же. - С. 32.
19. Горожанина М.Ю. РПЦ и укрепление национальной безопасности в царской России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(4/2). - С. 13-18. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-13-18.
20. Там же. - С. 14.
21. Годовова Е.В. Роль казачества в обеспечении национальной безопасности России во второй половине XIX века: присоединение Средней Азии к России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(3/1). - С. 13-16. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-13-16.
22. Там же. - С. 15.
23. Якупов М.Т. К проблеме единства ислама и духовных источников ДАИШ в аспекте писания мусульман // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1). - С. 26-35. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-1-26-35.
24. Там же. - С. 33-34.
25. Вартаньян Э.Г. Курдская проблема в период Первой мировой войны и в первые послевоенные годы в контексте национальной безопасности России и позиций Англии и Германии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1/2). - С. 13-20. 001:10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-13-20.
26. Там же. - С. 18.
27. Иванов А.Г. В поисках союзников. СССР и западные державы в канун Второй мировой войны // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/2). - С. 20-34. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-20-34.
28. Там же. - С. 30.
29. Баранов А.В. Забастовочное движение шахтеров в СССР (1988-1991 гг.) как проявление общественной самоорганизации: этапы исторического развития // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 1. - С. 19-25. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-19-25.
30. Там же. - С. 22-23.
31. Бубличенко В.Н. Обеспечение безопасности советского государства через развитие школьного образования в детских трудовых колониях на Европейском Севере России (1935-1956 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 1. - С. 26-30. 001: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-2630.
32. Там же. - С. 29.
33. Кобелева Е.А. Эволюция системы госбезопасности Западного Урала в революционный период (1917 - начало 1918 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/2). - С. 35-38. DOI: 10.17748/20759908-2016-8-2/2-35-38.
34. Кобелева Е.А. Молодые кадры западноуральских органов госбезопасности в годы гражданской войны // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 2. - а 23-28. DOI: 10.17748/2075-99082016-8-6/2-23-28.
35. Кобелева Е.А. Эволюция системы госбезопасности Западного Урала в революционный период (1917 - начало 1918 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/2). - С. 37. DOI: 10.17748/20759908-2016-8-2/2-35-38.
36. Кобелева Е.А. Молодые кадры западноуральских органов госбезопасности в годы гражданской войны // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 2. - ^ 26. DOI: 10.17748/2075-99082016-8-6/2-23-28.
37. Силантьева В.А. Регулирование миграционных процессов как основа национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(3/1). - С. 22-27. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-22-27.
38. Там же. - С. 26.
39. Шаов А.А., Нехай В.Н., Капец В.П. Национальные интересы в контексте этносоциальных трансформаций на Юге России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(3/2). - С. 19-23. DOI: 10.17748/20759908-2016-8-3/2-19-23.
40. Там же. - С. 20.
41. Юрченко И.В., Донцова М.В. Конфликтологическая экспертиза проблем региональной безопасности в новом электоральном цикле (на примере Краснодарского края) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Том. 8. - № 6. Часть 1. - С. 38-43. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-38-43.
42. Там же. - С. 42.
43. Штурба Е.В., Махалкина М.А. Территориальные анклавы бывшего СССР в контексте национальной безопасности современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/1). - С. 26-36. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/1 -26-36.
44. Там же. - С. 35.
45. Гарбузарова Е.Г. «Российская угроза» постсоветскому пространству: миф или реальность? // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/2). - С. 15-19. DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-15-19.
46. Там же. - С. 18-19.
47. Касьянов В.В. События на Украине как историческая, межнациональная катастрофа // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1). - а 15-17. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1-15-17.
48. Там же. - С. 16-17.
49. Гарбузарова Е.Г. Роль И. Каримова в обеспечении центральноазиатской безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(5/2). - С. 13-17. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-13-17.
50. Там же. - С. 16.
51. Самохин А.А. «Мягкая сила» в контексте проблематики обеспечения национальной безопасности // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(4/1). - С. 13-18. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-1318.
52. Там же. - С. 17.
53. Самсонова Л.О. Политика Европейского союза в сфере противодействия нелегальной миграции в контексте национальной безопасности России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(4/1). - С. 19-26. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-19-26.
54. Там же. - С. 23-24.
55. Малиновский О.Н., Пащенко И.Ю. Проблемы развития ОДКБ и повышения ее роли в обеспечении коллективной безопасности в Евразии // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(3/1). - С. 17-21. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1 -17-21.
56. Там же. - С. 20.
57. Цзоу Л. Анализ внешней политики России в китайском направлении в начале XXI века // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(1). - С. 18-25. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1-18-25.
58. Там же. - С. 23.
59. Цзоу Л., Лейченко О.Ф., Печерица В.Ф. Международное российско-китайское взаимодействие в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и региональной Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 8(2/1). - С. 13-25. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/113-25.
60. Там же. - С. 18.
61. Халилов Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 398-401.
62. Халилов Т.А. Рецензия на книгу известного историка Н.Ф. Бугай о казаках юга России // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 6-2. - С. 355.
63. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств» // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1 -1. - С. 210-211.
64. Халилов Т.А. Становление гражданского общества в имперском контексте России: тренды и проблемы // Сравнительная политика. - 2017.- № 8(1). - С. 164-168. DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.
REFERENCES
1. Sidorov V.G. A contrastive nature of state power (about K. Marx and M. Veber's points of view). Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(3/2). Pp. 13-18. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-13-18.
2. Ibid. P. 17.
3. Zolotukhinа-Abolina E.V. Jekzistencial'no-psihologicheskie i kul'turno-mirovozzrencheskie aspekty otnoshenij mezhdu pokolenijami. [Existential-psychological and cultural-ideological aspects of relations between the generations]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 6. Part. 1. Pp. 31-37. (in Russ) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-31-37.
4. Ibid. P. 36.
5. Afonina N.I. Organizacija pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija rebenka rannego vozrasta v uslovijah vzai-modejstvija nacional'nyh kul'tur. [Organization of pedagogical support of development of early age the child in conditions in the interaction of national cultures]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part 1. Pp. 15-18. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-15-18.
6. Ibid. P. 17.
7. Sobolnikov V.V. Information-psychological impact of international law subjects as a threat to Russian national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(5/2). Pp. 22-30. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-2230.
8. Ibid. P. 22.
9. Popova N.V., Popova E.V., Osipchukova E.V. The effectiveness of the implementation of youth policy at the industrial enterprises as a condition for economic security of Russia. Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(5/2). Pp. 31-39. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-31-39.
10. Ibid. P. 37.
11. Marinkin D.N. Urgent destabilizers of public and state security, tactics of counteraction to it. Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(5/2). Pp. 18-21. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-18-21.
12. Ibid. P. 19.
13. Kondratenko Z.K. Criminal liability for organizing terrorist community and participation in it as a direction national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016; 8(1/2). Pp. 21-27. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/221-27.
14. Ibid. P. 26.
15. Zayko T.M. Corruption: threat to the national security of Russia. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social-Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 6. Part. 2. Pp. 15-22. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-20168-6/2-15-22.
16. Ibid. P. 20.
17. Uzlov Y.A. Geocultural transformation of Slavic world. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(1/2). Pp. 28-33. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-28-33.
18. Ibid. P. 32.
19. Gorozhanina M.Y. The Russian Orthodox Church and the strengthening of national security in tsarist Russia. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(4/2). Pp. 13-18. (In Russ.) DOI:10.17748/2075-9908-2016-8-4/2-13-18.
20. Ibid. P. 14.
21. Godovova E.V. Cossacks role in the Russian national security in the second half of the XIX century: joining the Central Asia to Russia. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(3/1). Pp. 13-16. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-99082016-8-3/1-13-16.
22. Ibid. 15.
23. Yakupov M.T. The problem of the unity of Islam and spiritual sources of ISIL in the aspect of the Muslims' scriptures. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(1). Pp. 26-35. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1-26-35.
24. Ibid. Pp. 33-34.
25. Vartanyan E.G. Kurdish problem in the period of the First word war and in the early postwar years in the context of Russian national security and positions of England and Germany. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(1/2). Pp. 13-20. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-13-20.
26. Ibid. P. 18.
27. Ivanov A.G. In search of allies. The USSR and the Western Powers on the eve of the Second World War. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/2). Pp. 20-34. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-20-34.
28. Ibid. P. 30.
29. Baranov A.V. Zabastovochnoe dvizhenie shahtjorov v SSSR (1988-1991 gg.) kak projavlenie obshhestvennoj samoor-ganizacii: jetapy istoricheskogo razvitija. [Miners' strike movement in the USSR (1988-1991) as the expression of social self-organization: stages of historical development]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 6. Part 1. Pp. 19-25. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-1925.
30. Ibid. Pp. 22-23.
31. Bublichenko V.N. Obespechenie bezopasnosti sovetskogo gosudarstva cherez razvitie shkol'nogo obrazovanija v detskih trudovyh kolonijah na Evropejskom Severe Rossii (1935 1956 gg.). [Ensuring the safety of the soviet state through the development of school education in children's labor colonies in european north of Russia (1935 - 1956)]. Is-toricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part 1. Pp. 26-30. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/1-6/1-26-30.
32. Ibid. P. 29.
33. Kobeleva E.A. Evolution of state security system of the Western Urals in revolutionary period (1917 - early 1918). Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/2). Pp. 35-38. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-35-38.
34. Kobeleva E.A. Young staff members of the state security forces at the Western Urals during the civic war. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social-Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 6. Part 2. Pp. 23-28. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-23-28.
35. Kobeleva E.A. Evolution of state security system of the Western Urals in revolutionary period (1917 - early 1918). Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/2). P. 37. (In Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-35-38.
36. Kobeleva E.A. Young staff members of the state security forces at the Western Urals during the civic war. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social-Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 6. Part 2. P. 26. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-23-28.
37. Silantyeva V.A. Regulation of migratory processes as basis of Russian national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(3/1). Pp. 22-27. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-22-27.
38. Ibid. P. 26.
39. Shaov A.A., Nekhay V.N., Kapets V.P. National interests in the context of ethnic-social transformation in the South of Russia. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(3/2). Pp. 19-23. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-83/2-19-23.
40. Ibid. P. 40.
41. Yurchenko I.V., Dontsova M.V., Konfliktologicheskaja jekspertiza problem regional'noj bezopasnosti v novom jel-ektoral'nom cikle (na primere Krasnodarskogo kraja). [Conflictological expertise of the regional security problems in the new electoral cycle (in the context of Krasnodar territory)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part 1. Pp. 38-43. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/16/1-38-43.
42. Ibid. P. 42.
43. Shturba E.V., Makhalkina M.A. Territorial enclaves of former USSR in the context of Russian national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/1). Pp. 26-36. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-26-36.
44. Ibid. P. 35.
45. Garbuzarova E.G. "Russian threat" to the Post-Soviet space: myth or reality? Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/2). Pp. 15-19. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-15-19.
46. Ibid. Pp. 18-19.
47. Kasyanov V.V. Ukrainian events as historical, international catastrophe. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(1). Pp. 15-17. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1-15-17.
48. Ibid. Pp. 16-17.
49. Garbuzarova E.G. I. Karimov's role in Central Asian security supporting. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(5/2). Pp. 13-17. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-13-17.
50. Ibid. P. 16.
51. Samokhin A.A. «Soft power» in the context of issues of national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(4/1). Pp. 13-18. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-13-18.
52. Ibid. P. 17.
53. Samsonova L.O. EU policy in the field of combating illegal migration in the context of Russian national security. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(4/1). Pp. 19-26. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-4/1-19-26.
54. Ibid. Pp. 23-24.
55. Malinovsky O.N., Paschenko I.Y. Problems of development of the CSTO and increase of its role in ensuring collective security in Eurasia. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(3/1). Pp. 17-21. (in Russ.) DOI: 10.17748/20759908-2016-8-3/1-17-21.
56. Ibid. P. 20.
57. Zou L. Analysis of Russia's foreign policy in the Chinese direction at the beginning of the XXI century. Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(1). Pp. 18-25. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1-18-25.
58. Ibid. P. 23.
59. Zou L., Leichenko O.F., Pecheritsa V.F. International Russian-Chinese cooperation in the framework of the United Nations (UN) and the regional Shanghai Cooperation Organization (SCO). Historical and Social-Educational Ideas. 2016. 8(2/1). Pp. 13-25. (in Russ.) DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/1-13-25.
60. Ibid. P. 18.
61. Khalilov T.A. Grazhdanstvo kak social'no-politicheskaja praktika: aktual'nye modeli. [Civism as social and political practice: current models]. Theory and practice of social development. 2012. № 12. Pp. 398-401. (In Russ).
62. Khalilov T.A. Recenzija na knigu izvestnogo istorika N.F. Bugaj o kazakah juga Rossii. [Review of the book of the famous historian N.F. Bugay about the Cossacks of South Russia]. Historical and Social-Educational Ideas. 2015. Vol. 7. № 6-2. Pp. 355.
- 19C -
63. Khalilov T.A. Recenzija na knigu L.G. lonina «Parad men'shinstv». [Review of the book of L.G. lonin "Parade of Minorities"]. 2016. Vol. 8. № 1-1. Pp. 210-211.
64. Khalilov T.A. Developing Civil Society in Imperial Russian Background: Trends and Problems. Comparative Politics Russia. 2017; 8(1): 164-168. (In Russ.) DOI: 10.18611/2221-3279-2017-8-1-164-168.
Информация об авторе
Штурба Евгений Викторович, главный редактор, научный журнал «Историческая и социально-образовательная мысль», доктор исторических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия chook99@mail.ru
Штурба Виктор Александрович, член-корреспондент Российской академии естественных наук, член Ассоциации научных редакторов и издателей, Отличник Народного Просвещения РСФСР, Отличник Образования Высшей Школы, доктор исторических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия akademus07@rambler.ru
Получена:10.01.2017
Для цитирования статьи: Штурба Е.В., Штурба В.А. Национальная безопасность России: история, современность и перспективы (по материалам международной заочной научно-практической конференции научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» 2016 года). Историческая и социально-
образовательная мысль. 2017. Том 9. № 1. Часть 1. С. 179-191.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-179-191.
Information about the author
Evgeny V. Shturba, Editor-in-Chief, Academic Journal "Historical and Social-Educational Ideas", Doctor of Historical Sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia chook99@mail.ru
Viktor A. Shturba, Corresponding Member of Russian Academy of Natural Sciences, Member of Association of Science Editors and Publishers, Excellent Specialist of Public Education of RSFSR, Excellent Specialist of Graduate School Education, Doctor of Historical Sciences, Professor, Kuban State University, Krasnodar, Russia akademus07@rambler.ru
For article citation: Shturba E.V., Shturba V.A. Nacional'naja bezopasnost' Rossii: istorija, sov-remennost' i perspektivy (po materialam mezhdu-narodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii nauchnogo zhurnala «Istoricheskaja i so-cial'no-obrazovatel'naja mysl'» 2016 goda). [Russian national security: history, modernity and perspectives (based on materials of International distant academic conference of academic journal "Historical and Social-Educational Ideas" in 2016)]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2017. Vol. 9. no. 1. Part 1. Pp. 179-191. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-179-191. (in Russian)
Received: 10.01.2017