Научная статья. Политические науки УДК 327 (55)
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-139-146
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Василий Анатольевич Папава
Независимый исследователь, Тбилиси, Грузия, [email protected], https://orcid.org/0009-0001-2845-8318
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы национальной безопасности Ирана с периода победы Исламской антишахской революции 1979 г. С этого периода национальная безопасность ИРИ подверглась множеству тяжелых испытаний: страны Запада наложили на Тегеран жесточайшие санкции; в ряде регионов страны начались центробежные тенденции, вылившиеся в кровавые столкновения с властями; с начала 80-х гг. с подачи стран Запада и ряда региональных правительств активизировалась террористическая деятельность разных группировок, принявшая угрожающие масштабы; военная агрессия баасистского Ирака против Ирана вылилась в 8-летнюю войну, по завершении которой страна находилась в полной международной изоляции. Однако ужесточение санкционного режима против Ирана заставило правительство страны разработать меры, которые были направлены на стимулирование внутренних источников развития. За годы санкций Тегеран сумел построить независимую от Запада экономику, что, в свою очередь, стало залогом проведения независимой внешней и региональной политики.
Ключевые слова: Ближний Восток, военный конфликт, национальная безопасность, геополитика, Иран
Для цитирования: Папава В.А. Национальная безопасность Исламской Республики Иран в контексте ситуации на Ближнем Востоке. Восточная аналитика. 2024;15(4):139-146. https://doi.org/10.31696/2227-5568-2024-04-139-146
Original article. Politics studies
NATIONAL SECURITY OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE CONTEXT OF THE MIDDLE EAST SITUATION
Vasily Papava
An independed researcher, Tbilisi, Georgia,
[email protected], https://orcid.org/0009-0001-2845-8318
Abstract. The article examines issues of national security in Iran since the victory of the Islamic anti-Shah revolution in 1979. Since then, the national security of the Islamic Republic of Iran (IRI) has faced many severe challenges. Western countries have imposed harsh sanctions on Tehran, and in several regions of the country, centrifugal tendencies have emerged, resulting in violent clashes with the authorities. Since the early 1980s, terrorist activities by various groups, supported by Western countries and some regional governments, have intensified and reached alarming levels. Baathist Iraq's military aggression against Iran led to an eight-
licci © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-(«Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©Папава В.А.,2024 © Восточная аналитика, 2024
year war, after which the country found itself in complete international isolation. However, the tightening of sanctions forced the Iranian government to develop measures aimed at stimulating domestic sources of development. Over the years of sanctions, Tehran has managed to build an economy independent of the West, which has become key to pursuing an autonomous foreign and regional policy.
Keywords: Middle East, Military conflict, National Security, Geopolitics, Iran
For citation: Papava V.A. National Security of the Islamic Republic of Iran in the Context of
the Middle East Situation. Eastern Analytics. 2024;15(4):139-146. (In Russ.) https://doi.org/
10.31696/2227-5568-2024-04-139-146
Национальная безопасность является одной из важнейших целей любой страны, которая сталкивается с различными и сложными угрозами в современном мире. Эти угрозы затрагивают многие аспекты национальной безопасности стран, такие как культурный, экономический, социальный, экологический, информационный и террористический.
Исламская Республика Иран (ИРИ) - государство, занимающее стратегически важное геополитическое положение на Ближнем Востоке -подвергается множеству внешних и внутренних угроз. Для обеспечения национальной безопасности руководство страны уделяет пристальное внимание выявлению и количественной оценке угроз национальной безопасности и борьбе с ними.
Из-за ограниченности времени, финансовых и человеческих ресурсов для борьбы с этими потенциальными угрозами военно-политическое руководство ИРИ стремится точно расставить приоритеты угроз.
Еще в период правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви вопрос национальной безопасности стал приоритетным: «организация разведки и безопасности страны» (САВАК) считалась основным аппаратом обеспечения внутренней безопасности, а внешняя разведка САВАК служила весьма эффективным инструментом укрепления региональных позиции Ирана [Saikal, 2009].
После победы антишахской революции в 1979 г. Исламская Республика Иран столкнулась с множеством региональных кризисов, которые напрямую угрожали ее национальной безопасности. Хотя за последние 40 лет политикам, военным и руководителям национальной безопасности страны удалось преодолеть различные кризисы и достичь определенного уровня стабильности политической системы в беспокойном и напряженном регионе Ближнего Востока, следует особое внимание обратить на те нынешние угрозы, которые напрямую затрагивают вопросы национальной безопасности, такие как эскалация региональ-
|(сс) © © wor'<'s licensed under a Creative Commons
Attribution-ShareAlike 4.0 International (CC BY-SA4.0).
©PapavaV. A., 2024 © Eastern Analytics, 2024
ных конфликтов в Ираке, Йемене и Сирии, напряженные отношения с Израилем и создание кризисных ситуации на периферии Ирана.
Внешняя региональная политика Исламской Республики Иран основана на определенных устойчивых идеологических убеждениях, в которых основной упор делается на угрозе национальной безопасности. С момента свержения прозападного шахского режима в 1979 г., ИРИ столкнулся с мощным внешним давлением, которое было вызвано неприятием Западом и его региональными союзниками новой геополитической ситуации, созданной с победой антишахской революции. В постшахский период Тегеран стал проводить независимую от Запада внешнюю и региональную политику, которая была в корне противоположной политике шаха.
С 1980-х гг. иранское руководство начало оказывать большую финансовую и материально-техническую помощь шиитским и другим движениям (исламистского и антизападного толка)1 [Магап А^^е] Рь otrowski (24.10.2023)], а также различным исламским просветительским и благотворительным обществам, которые внешне были вполне лояльными и даже аполитичными, а в действительности они представляли долгосрочные базы для реализации политики экспорта исламской революции, т. е. служили инструментом расширения влияния Ирана в регионе.
Одной из основных тенденций современного геополитического устройства мира является увеличение числа стран, которые действуют в рамках своей национальной идентичности и пытаются защитить свои геополитические интересы в быстро меняющейся международной обстановке. В рамках этого процесса наблюдается рост геополитической нестабильности на мировой арене, что сопровождается усложнением международных отношений и усилением конкуренции между державами в борьбе за мировое или региональное лидерство.
Любое государство на международной арене продвигает свои национальные интересы и принимает меры по обеспечению безопасности, и Иран не следует считать исключением из этого правила.
Исламская Республика Иран является государством, которое проводит независимую внешнюю политику и оказывает непосредственное влияние на региональную и глобальную политику.
Тегеран - очень важный геополитический игрок в регионе. Рост нестабильности на Ближнем Востоке, вызванный вторжением США и его союзников в Афганистан (2001 г.) и Ирак (2003 г.), и последовавшая волна
1 Marcin Andrzej Piotrowski. Iran's Relations with Hezbollah and Hamas Evolving // PISM. 24.10.2023. URL: https://www.pism.pl/publications/irans-relations-with-hezbollah-and-hamas-evolving (accessed: 10.10.2024).
кровавых революций и конфликтов в период «арабской весны» привели к значительному усилению региональных позиций Ирана, который умело использовал образовавшийся геополитический вакуум.
Следует учесть, что Иран имеет древнюю государственную традицию лидерства в регионе, начиная с империи Ахеменидов, когда власть персов простиралась от реки Инд до Средиземного моря, от Индии до Балкан и от Египта и Аравии до Кавказа. Именно в то время Иран, выражаясь современным научным языком, был одной из величайших держав и наиболее продолжительных империй в мировой истории.
Иран своим опытом национального величия и многовековыми стратегическими традициями выделяется среди других стран Ближнего Востока. Таким образом, политическая культура Ирана способна мыслить глобально, оказывать прямое влияние на соседние страны и играть активную роль в регионе. Несомненно, территориальные, демографические и ресурсные возможности предоставляют Тегерану возможность выступать в качестве активного игрока на политической арене Ближнего Востока. В этом контексте одним из главных краеугольных камней внешней политики Исламской Республики является солидарность и поддержка шиитов региона.
Политика национальной безопасности Ирана является продуктом многих факторов, иногда конкурирующих: идеологии исламской революции, восприятия иранскими лидерами угроз существующей системе и стране, иранских национальных интересов и т. д.
Военно-политическое руководство Ирана:
• стремится сдержать или сорвать усилия США, либо других стран по вторжению в страну или организовать беспорядки внутри страны с целью смены режима;
• стремится воспользоваться существующими возможностями региональных конфликтов для ослабления той структуры власти на Ближнем Востоке, которая, по утверждению Тегерана, благоприятствует Соединенным Штатам, Израилю, Саудовской Аравии и другим суннитским режимам.
• утверждает, что поддержка, оказанная Сединенными Штатами арабским режимам-суннитам, выступающим против Ирана, привела к усилению радикальных суннитских исламистских группировок и породила террористические группировки, в которых доминируют сунниты, как в свое время было «Исламское государство»2 [Katzman, 2021].
2 Ramin Mostaghim. Iranians Rally to Support Iraq; Some Blame U.S. for Sunni Insurgency. // Los Angeles Times. 24.06.2024. URL: http://www.latimes.com/world/middleeast/la-fg-iran-volunteers-militants-iraq-20140624-story.html (accessed: 10.10.2024).
Лидеры Ирана в первую очередь увязывают вопросы национальной безопасности с восприятием угроз исламскому режиму и национальным интересам, исходящих от Соединенных Штатов и их союзников3.
Высший руководитель Ирана, великий аятолла Али Хаменеи, неоднократно заявлял, что Соединенные Штаты никогда не признавали исламскую революцию и стремятся свергнуть ее путем поддержки внутренней оппозиции режиму, введения жестких экономических санкций и поддержки региональных противников Ирана [Reuters, 2014]. Во время своих выступлений Али Хаменеи часто предостерегает население страны от западного «культурного влияния» - социального поведения, которое, по его утверждению, не соответствует общественным и исламским ценностям Ирана. По данным официальных лиц США, «Верховный лидер Али Хаменеи сохраняет глубокое недоверие к намерениям США в отношении Ирана» [Report..., 2017].
Иранские лидеры утверждают, что сохранение Соединенными Штатами крупного военного присутствия в регионе Персидского залива и в других странах вокруг Ирана отражает намерение оказать давление на Тегеран или напасть на него, если Иран будет проводить политику, которую в Вашингтоне сочтут враждебной4.
В течение многих лет вопрос региональной мощи и рост влияния Ирана является горячей темой для глубокого анализа региональных и международных политических структур и СМИ. В этом отношении, в частности, геополитические соперники и противники Тегерана всегда пытались создать негативный образ региональной мощи и влияния Ирана и представить его как актора, подрывающего международный мир и стабильность на мировой арене.
С подачи целого ряда западных и региональных СМИ каждое действие Ирана на Ближнем Востоке в целом изображается как опасное событие для народов и стран региона и, конечно же, международного мира и безопасности. Целью подобных публикаций является создание в общественном мнении ментального образа, в процессе которого формируются негативные впечатления о региональной мощи и влиянии Исламской Республики Иран.
В этом контексте следует отметить, что в данных публикациях основной упор делается на поддержке ряда исламистских организаций и группировок, которые в ряде стран признаны террористическими. Это
3 Candid Discussion with Karim Sadjadpour // Foreign Policy Association. 06.05.2013. URL: http://foreignpolicyblogs.com/2013/05/06/a-candid-discussion-with-karim-sadjadpour/ (accessed: 10.10.2024).
4 Erik Slavin. Iran Emphasizes Nuclear Reconciliation, Criticizes U. S. Military Posture in Persian Gulf // Stars and Stripes. 05.03.2014. URL: https://www.stripes.com/migration/iran-emphasizes-nuclear-reconciliation-criticizes-us-military-posture-in-persian-gulf-1.271204 (accessed: 10.10.2024).
ливанская шиитская военно-политическая организация «Хезболла», иракская шиитская организация «Хашд аш-Шааби», суннитская организация «ХАМАС» и т. д. Но в то же время не делается акцент на те организации, которые вели или ведут террористическую деятельность против властей ИРИ. Среди них - боевая террористическая организация левых «Моджахедин-э Халк», «Федаин-э Халк», «Форкан» (идеологически соединяла шиитскую версию исламизма с воинствующим антиклерикализмом, выступала за «ислам без духовенства») [Cohen, 2015].
Так, в июне 1981 г. иранскими боевиками «Моджахедин-э Халк» был произведен взрыв в штаб-квартире Исламской республиканской партии, унесший жизни 72 высших чинов правительства, включая лидера ИРП и председателя Верховного суда аятоллу Мохаммада Бехешти, 2-го лица в стране [Colgan, 2013]. В августе того же года в результате организованного «Моджахедин-э Халк» взрыва в канцелярии премьер-министра погибли президент Мохаммед Раджаи, премьер-министр Мохаммед Бахонар и министр внутренних дел Вахид-Достгерди [Katz-man, 2001].
И такую одиозную организацию в январе 2009 г. убрал из списка террористических Европейский союз [Runner, 2009], а в 2012 г. - США5.
Также террористическую деятельность против военно-политического руководства ИРИ вела суннитская боевая организация «Джун-далла», организовавшая множество громких терактов против представителей иранских властей и высшего офицерства КСИР6.
Что касается военной мощи Ирана, то следует сказать, что Тегеран близок к возможности создания ядерного оружия, что, в свою очередь, коренным образом изменит баланс сил на Ближнем Востоке и, скорее всего, положит начало настоящей региональной гонке вооружений. Осознавая подобный сценарии развития событий, страны Запада задаются вопросом, стоит ли ужесточать свою политику в отношении Ирана.
Арабские государства, составляющие большинство стран Ближнего Востока, не готовы признать роль регионального лидерства за неарабской страной из-за цивилизационных, исторических, религиозных и культурных отличий. Точно так же Турция, которая за последние десятилетия сумела укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, будет всячески препятствовать превращению Ирана в крупную региональную державу. Кроме того, нерегиональные глобальные игроки, в первую
5 Iranian Dissidents Convince U.S. to Drop Terror Label // The New York Times. 21.09.2012. URL: https://www.nytimes.com/2012/09/22/world/middleeast/iranian-opposition-group-mek-wins-removal-from-us-terrorist-list.html?_r=0 (accessed: 10.10.2024).
6 Report: Bomb Kills 18 Revolutionary Guardsmen in Iran // The Washington Post. 14.02.2007. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/02/14/AR2007021400039. html (accessed: 10.10.2024).
очередь США, рассматривают Иран как государство, которое не должно занимать роль центрального игрока в регионе.
За последние два десятилетия Иран достиг значительного прогресса в военной сфере и сфере безопасности, однако, немаловажным вызовом сохранения стабильности в самой стране являются экономические вопросы, решить которые, в виду напряженных отношений с Западом правительство ИРИ пытается решить путем установления близких торгово-экономических отношений с восточными странами, с государствами Центральной Азии и с Российской Федерацией.
По сравнению со своими региональными соперниками, Иран гораздо более уязвим в финансовом и экономическом отношении (в первую очередь из-за жесткого режима санкции), и проведение активной политики поддержки шиитских меньшинств на Ближнем Востоке влечет за собой значительные финансовые затраты. Тем не менее, в условиях жестких международных санкции Тегерану удалось создать относительно внушительный военный потенциал, стабилизировать экономику и укрепить обороноспособность страны.
Поэтому, совокупность ключевых геополитических и геостратегических факторов, связанных с наличием глубоких исторических, культурных, религиозных и цивилизационных конфликтов, а также явное противостояние региональных держав и глобальных игроков, являются теми факторами, которые всеми средствами будут стремиться к тому, чтобы не позволить Ирану сформировать полноценную мощную державу и создать независимую от Запада региональную подсистему на Ближнем Востоке под своим контролем.
Литература / References
1. Cohen, R. A. Revolution Under Attack: The Forqan Group of Iran. Palgrave Macmil-lan, 2015. 204 p. ISBN 978-1137502490
2. Colgan, J. Petro-Aggression: When Oil Causes War. Cambridge University Press, 2013. 167 p.
3. Katzman, K. Iran: The People's Mojahedin Organization of Iran // Iran: Outlaw, Outcast, Or Normal Country? 2001.
4. Katzman, K. Iran's Foreign and Defense Policies. Congressional Research Service, 2021. 55 p.
5. Report on the Military Power of Iran. United States Department of Defense, 2017. URL: https://man.fas.org/eprint/dod_iran_2016.pdf.
6. Reuters, 08.02.2014 (Khamene'i: «U. S. Would Overthrow Iranian Government If It Could - Media»).
7. Runner, Ph. EU ministers drop Iran group from terror list. EUobserver. 26.01.2009.
8. Saikal, A. The Rise and Fall of the Shah: Iran from Autocracy to Religious Rule. 2009. 328 p.
Электронные ресурсы / Electronic sources
1. Candid Discussion with Karim Sadjadpour // Foreign Policy Association. 06.05.2013. URL: http://foreignpolicyblogs.com/2013/05/06/a-candid-discussion-with-karim-sadjadpour/ (accessed: 10.10.2024).
2. Erik Slavin. Iran Emphasizes Nuclear Reconciliation, Criticizes U. S. Military Posture in Persian Gulf // Stars and Stripes. 05.03.2014. URL: https://www.stripes.com/ migration/iran-emphasizes-nuclear-reconciliation-criticizes-us-military-posture-in-persian-gulf-1.271204 (accessed: 10.10.2024).
3. Iranian Dissidents Convince U. S. to Drop Terror Label // The New York Times. 21.09.2012. URL: https://www.nytimes.com/2012/09/22/world/middleeast/iranian-opposition-group-mek-wins-removal-from-us-terrorist-list.html?_r=0 (accessed: 10.10.2024).
4. Marcin Andrzej Piotrowski. Iran's Relations with Hezbollah and Hamas Evolving // PISM. 24.10.2023. URL: https://www.pism.pl/publications/irans-relations-with-hezbollah-and-hamas-evolving (accessed: 10.10.2024).
5. Ramin Mostaghim. Iranians Rally to Support Iraq; Some Blame U. S. for Sunni Insurgency // Los Angeles Times. 24.06.2024. URL: http://www.latimes.com/world/ middleeast/la-fg-iran-volunteers-militants-iraq-20140624-story.html (accessed: 10.10.2024).
6. Report: Bomb Kills 18 Revolutionary Guardsmen in Iran // The Washington Post. 14.02.2007. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2007/ 02/14/AR2007021400039.html (accessed: 10.10.2024).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Папава Василий Анатольевич - Papava Vasily A. - an independed
независимый исследователь, researcher, Tbilisi, Georgia
Тбилиси, Грузия
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляeт об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 18.10.2024.
Одобрена после рецензирования и принята к публикации: 22.10.2024.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 18.10.2024.
Approved after peer reviewing and accepted for publication: 22.10.2024.
The author has read and approved the final manuscript.