Научная статья на тему 'Национализм как фактор зарождения экстремизма'

Национализм как фактор зарождения экстремизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2791
755
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КСЕНОФОБИЯ / НАРОД / НАЦИЯ / ЭТНОС / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / КИБЕР-ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / NATIONALISM / ETHNIC CONSCIOUSNESS / NATIONAL EXTREMISM / XENOPHOBIA / PEOPLE / NATION / ETHNOS / CYBERSPACE / CYBER-EXTREMISM / ETHNONATIONAL INTENSITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Ю. И.

Статья посвящена рассмотрению понятия «национализм», его форм, усилению этнического самосознания граждан России и возникающей этнонациональной напряженности, причинам этнических конфликтов как основам зарождения экстремизма и ксенофобии, основных наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование экстремизма в России; субъектов национал-экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nationalism as the factor of origin of extremism

Article is devoted consideration: concepts “nationalism”, its forms, to strengthening of ethnic consciousness of citizens of Russia and arising ethnonational intensity, the reasons of ethnic conflicts as to bases of origin of extremism and xenophobia, the basic most significant factors influencing formation of extremism in Russia; subjects of natsional-extremism.

Текст научной работы на тему «Национализм как фактор зарождения экстремизма»

НАЦИОНАЛИЗМ КАК ФАКТОР ЗАРОЖДЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА

NATIONALISM AS THE FACTOR OF ORIGIN OF EXTREMISM

УДК 323.1

Ю.И. АНДРИЕНКО,

кандидат политических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Y.I. ANDRIENKO,

the candidate of political sciences, the assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению понятия «национализм», его форм, усилению этнического самосознания граждан России и возникающей этнонациональной напряженности, причинам этнических конфликтов как основам зарождения экстремизма и ксенофобии, основных наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование экстремизма в России; субъектов национал-экстремизма.

Ключевые слова: национализм, этническое самосознание, национальный экстремизм, ксенофобия, народ, нация, этнос, киберпространство, кибер-экстремизм, этнонациональная напряженность.

Abstract: article is devoted consideration: concepts "nationalism", its forms, to strengthening of ethnic consciousness of citizens of Russia and arising ethnonational intensity, the reasons of ethnic conflicts as to bases of origin of extremism and xenophobia, the basic most significant factors influencing formation of extremism in Russia; subjects of natsional-extremism.

Keywords: nationalism, ethnic consciousness, national extremism, xenophobia, the people, the nation, ethnos, a cyberspace, cyber-extremism, ethnonational intensity.

Н

ационализм следует понимать как идеологию превосходства

исключительности своей нации, стремление к национальном замкнутости и преследование только своих интересов. Он противопоставляет свою

«образцовую» нацию другим, сеет

недоверие и враждебность к «иноверцам», объявляет «инородцев» виновниками кризисных явлений в своей стране и своих собственных неудач. Национализм имеет две основные формы: защитный и воинствующий. Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений - в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, выступает с позиции «своей нации», ее прав, ее интересов, причем отвергаются подобные же права других национальных и этнических групп. Национальный экстремизм тесно связан с сепаратизмом, т.е. стремлением к отделению, обособлению. Национальные отношения развиваются в основном по двум направлениям. Защитный национализм ведет к национальной этнической дифференциации, которая заключается в стремлении этносов к обособленности, национальной самостоятельности, к независимому развитию

и

собственной экономики, политики и самобытной культуре. Второе направление развития национальных отношений предпочтительнее. Это интернациональная этническая интеграция [1].

Нужно отметить, что в странах и регионах, где развивается защитный национализм, у этноса высокое этническое самосознание, т.е. ясное понимание, ощущение своей принадлежности к данному этносу, своего духовного единства с ним. В этом случае национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности. И в большинстве стран мира она определяется добровольно самим человеком, а не государственными органами. Это одно из проявлений национального самосознания и свободы личности в цивилизованном демократическом обществе. Потому что народ - это всё население того или иного государства страны, республики, а нация - это сообщество людей, объединенных территорией, экономикой, языком,

культурой, историей, самосознанием и организованных в государство. Основными факторами, объединяющими людей в нации, являются общность территории, единая экономика, общность языка и культуры, обычаи и нормы поведения, общность религии, национальное самосознание, единое

государство. Однако развитие этносов многообразно, и в разных случаях разные факторы становятся главными, а другие уходят на второй план. Таким образом, если развитие этноса сопровождается развитием защитного национализма, национальные отношения развиваются по направлению национальной этнической дифференциации, этническое самосознание находится на очень высоком уровне, зарождение ксенофобии и экстремизма является логическим продолжением развития этноса [2].

Происходящие в мире этнические конфликты показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов. Это происходит по целому ряду причин: во-первых, представители политической элиты постсоциалистических обществ испытывают острую потребность отмежеваться от своего прошлого, дистанцироваться от коммунистической идеологии, для которой характерно негативное отношение к национализму; во-вторых, этничность и национальная принадлежность представляются большинству людей в этих странах теми единственными типами общности, которые способны дать направление коллективному действию к процветанию нации. Они не учитывают, что нормально функционирующее, стабильное общество - это социальная система сбалансированной ценностной ориентации, при десинхронизации которой члены социума теряют ориентацию, утрачивают четкую систему ценностных координат, становятся восприимчивыми к маргинальным и радикальным взглядам, что и происходит во многих постсоветских странах; в-третьих, следует учитывать доминирующий в этих странах подданнический тип политической культуры, характеризующийся, помимо прочего, отсутствием осознания ценности плюрализма, терпимости и компромиссов; в-четвертых, национализм в этих странах является эффективным средством и способен мобилизовать дремлющие сообщества на решение внутренних и внешних проблем. Происходящие в современном мире межнациональные конфликты недвусмысленно показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов. Нации и национализм зародились в Европе в рамках возникновения национальных суверенитетов, права на национальное самоопределение национальных меньшинств. Однако ксенофбия и экстремизм - это не только континентальное образование, но и государственное. Так, ксенофобия, как нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному

развивалась в России независимо от внешних факторов. Возведение ксенофобии в ранг мировоззрения может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Ксенофобия и психологическое манипулирование используется как проверенный метод управления группой лиц. Особую тревогу вызывает ситуация в национальных республиках, где социально-экономические проблемы молодежи тесно переплетаются с кризисом идентичности, который находит свое отражение в распространении радикальных политических и религиозных взглядов. Весомый вклад в ситуацию внес неконтролируемый поток мигрантов. Кроме того, вместо собственной культуры молодежи прививается западная субкультура. Основными причинами экстремизма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности и проводниками экстремизма выступают как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу. Вначале экстремизм в России носил стихийный характер, проявляющийся часто в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков. Еще некоторые правящие режимы в постсоветских государствах стимулируют миграционные процессы, для решения своих задач рыночной экономики перекладывая проблему занятости на плечи Российской Федерации и перечисления значительных денежных поступлений из России и формирования собственного фонда накопления и потребления внутри своих стран [3].

Необходимо выделить ряд основных наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на формирование экстремизма в России, которые можно подразделить на три группы: социально-экономические, идеологические и миграционные. Следует также отметить проблему распространения экстремистских взглядов и идей через сеть Интернет. Киберпространство продолжает обладать огромным потенциалом для культивирования экстремизма. Это делает Интернет благоприятной средой для пропаганды экстремистских идей. Таким образом, в настоящее время киберпространство стало расцениваться экстремистскими идеологами как привлекательная площадка для ведения идеологической пропаганды и борьбы. «Кибер-экстремизм» является важным фактором культивирования латентного экстремизма. Киберпространство позволяет получить беспрецедентную степень свободы в выборе объектов экстремистских действий и культивирования объектов ненависти.

В последние годы наблюдается развитие и усиление этнического самосознания граждан Российской Федерации. В целом этот процесс носит позитивный характер. Вместе с тем рост этнического самосознания часто приобретает искаженные формы и ведет к возникновению этноцентризма, национализма, шовинизма. В ряде регионов России произошло перерождение этнонациональной идеи, ее трансформация в национализм и сепаратизм. Неизбежным результатом преувеличения значения и неадекватного развития этнонациональной идеи является формирование конфликтогенного потенциала этнонационального сознания, национальной обособленности, складывание межнациональной отчужденности, предвзятости и враждебности по отношению к другим этносам и на этой основе -негативных поведенческих стереотипов, форм антиобщественного поведения. Этнонациональная напряженность в любой степени ее развития характеризуется наличием в массовом сознании различных этнических групп определенного конфликтного потенциала, готовностью известной части той или иной группы к активной, в том числе противоправной, деятельности в защиту интересов своей национальной общности. Поэтому этнонациональная, включая межнациональную, напряженность всегда содержит потенциальную угрозу национальной безопасности страны. К факторам, вызывающим этнонациональную напряженность и конфликты,

относят социально-экономические (отставание ряда регионов от среднероссийских показателей, массовая (в том числе среди молодежи) безработица, слабые стартовые возможности для большинства населения, крайне низкое «качество жизни» и др.), духовно-культурные (неверие во власть, оживление исторических обид, распространение национализма на различных уровнях, в том числе «элитарном» и массовом, в различных этнических группах), политические (острая борьба за власть, политические спекуляции местных властей и этнонациональных элит на национальном вопросе, ошибки в национальной политике, прямая заинтересованность некоторых местных элит в использовании этноконфликтов в своих целях, слабо контролируемые миграционные процессы).

На основе углубления и расширения негативных тенденций в этнонациональных отношениях формируется такой феномен, как этнонациональный экстремизм. По своей сущности этнонациональный экстремизм является общественно-политической идеологией и антисоциальной практикой, опирающейся на гипертрофированную этнонациональную идею и предусматривающей использование для ее реализации крайних, в том числе насильственных, форм и методов социально-политической деятельности. Этнонациональный экстремизм обычно тесно примыкает к подсистеме политического экстремизма. В настоящее время основными субъектами национал-экстремизма в регионах его наибольшего распространения являются местные кланово-бюрократические круги, часть национальной интеллигенции и молодежи. Углубляются процессы сращивания национал-экстремизма со структурами этнической организованной преступности. В процессе использования национал-экстремизма основные движущие его силы - националистические элиты и организованная преступность стремятся добиться собственных эгоистических целей в переделе власти и собственности [4].

В настоящее время наблюдается пассивность при проявлении национального экстремизма, и у этой проблемы есть социально-психологический аспект: явления этнического негативизма становятся настолько широко распространенными, что их перестают замечать, воспринимают как повседневность; народы, в среде которых имеются экстремисты, не считают их таковыми; административно-бюрократические факторы также имеют место: стремление умолчать, представить ситуацию как стабильную, а проявления националистического экстремизма - как хулиганство на бытовом уровне; политический фактор: стремление некоторых политиков играть на национальных чувствах, переводя растущее недовольство социальными, экономическими реформами, проблемами обеспечения безопасности граждан на проблему «национальных» врагов; СМИ, как главный активатор общественного мнения, пропагандируют идеи национализма и ксенофобии.

Поэтому целесообразно проводить работу по налаживанию контактов между организациями, представляющими различные национальности, способствовать проведению ими совместных мероприятий, создавать новые и поддерживать действующие неправительственные организации и объединения, которые занимаются межнациональным и межкультурным диалогом, реализуют проекты, в которые вовлечены представители различных этнических групп. Напротив, действия, направленные на искусственное разделение представителей разных национальностей, в частности, создание этнически однородных городских районов, замкнутых этнокультурных анклавов мигрантов, не должны использоваться в управлении и организации общественной жизни [5].

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная

традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что национализм является основой как ксенофобии, так и всех видов экстремизма. Мировой опыт показывает, что идеи экстремизма захватывают сознание общества постепенно, подталкивая людей к агрессивным действиям, актуализируя прошлые, настоящие, мнимые «обиды» того или иного народа, поэтому важно иметь систему мер предупреждения такой агрессии, т. е. идеологической подготовки для профилактики экстремизма. Прежде всего должны быть решены вопросы экономического порядка. Нужна общегосударственная идеология толерантности. Нацкорректность должна стать нормой жизни гражданского, демократического общества. Федеральные власти должны учитывать этническое, религиозное, расовое разнообразие общества, не освобождая ни одну нацию от ответственности за проявление экстремизма.

1. КирчановМ.В. Национализм: политика, международные отношения, регионализация: учебное пособие. - Воронеж, 2007. С. 283.

2. Сидоркина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм. Теория и политическая история: учебное пособие для вузов. Изд. ГУ ВШЭ, 2006.

3. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М., ИФРАН, 2006.

4. МалаховВ.С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. - М.: КДУ, 2005. С. 320.

5. Вердери К. Нации и национализм. - М.: Эксмо, 2004.

6. Маркова Ю.В. К вопросу о специфике феномена молодежного экстремизма// Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. № 1. С. 72-76.

7. Пелюх Е.И. Религиозный экстремизм в современной России: теоретические аспекты // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. № 2. С.50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.