НАТО: ДЕСЯТЬ СЦЕНАРИЕВ
Ю.П.Давыдов,
Проф., Зав. Центром европейской политики Института США и Канады РАН
Описания сценариев основаны на ряде априорных положений. Во-первых, согласии, что Основополагающий акт (ОА) - не юридический, а политический документ, является компромиссом, работает на основе консенсуса при наличии заинтересованности в нем России и Запада. Во-вторых, понимании, что система безопасности Европы создается в процессе разделения ответственности между существующими организациями; появление иерархической панъевропейской структуры ныне маловероятно; значение внешних военных угроз падает, возрастает значение миротворческих и гуманитарных операций.
Варианты во многом обусловлены тем, что Москва ждет от российско-натовских взаимоотношений; что ждет от них другая сторона; какова будет реакция России (по содержанию и форме) на те шаги НАТО, которые не устраивают ее по тем или иным соображениям.
1.0. Если предположить, что цели России негативны и состоят в том, чтобы приостановить, повернуть вспять процесс расширения НАТО или поднять его цену для старых и новых союзников, то возможные пути российской дипломатии могли бы сводиться к следующему.
1.1. Сохранить прежнюю линию -официально не признавать расширение НАТО на восток, ни нынешнего, ни будущего, постепенно свертывая взаимодействие с альянсом, давая понять его лидерам, что оно сохранилось бы, став шире и глубже, если бы союз отыграл назад свое решение или, как минимум, приостановил его. Можно ожидать, что Запад вряд ли воспримет подобные намеки. Скорее всего, сознавая бессилие России и декларативность ее обещаний, он ответит тем, что ускорит вступление в свои ряды стран Балтии, а возможно и Украины. Если это произойдет, то Москва, в соответствии с уже озвученными позициями, замораживает свое "участие" в ОА или вообще выходит из него. Отношения России и Запада переходят в стадию прохладного мира. ЦВЕ ускоряет свою интеграцию в запад-
ные структуры, оставляя Москву на обочине этого процесса. Европа возвращается к новому разделу, который Москва так надеялась предупредить. Вместе с тем, она сохраняет свободу рук для активизации своей политики на всех направлениях, ужесточает отношения с государствами ЦВЕ, которые, платя ей той же монетой, прочно стоят на ее пути к Западу, усиливая его антироссийский потенциал. НАТО, ощущая растущую враждебность России, обретает не только новых членов, но и второе дыхание.
1.2. Придерживаясь той же позиции, Россия пытается сделать ее более динамичной, создав потенциал давления на НАТО. Он мог бы значительно возрасти, если бы Москве удалось создать перспективную ось Москва-Пекин, расширить сотрудничество с Ираком, Ливией, Ираном, другими странами антизападной ориентации, помогая наращиванию их силового потенциала. Она могла бы стать альтернативой для тех, кто не желал быть в орбите единственной сверхдержавы, восстанавливая тем самым утраченый глобальный статус. Однако Китай вряд ли пойдет на тесный союз с Россией, пожертвовав своими интересами на американском направлении (Пекин торгует с США на 80 млрд. долл., с Москвой - на 6). Кроме того, КНР еще предстоит пройти стадию политических реформ, этнических разборок, и неясно, какой она выйдет из них. Без участия же Китая попытки создать антизападную коалицию будут тщетными, и Россия вновь окажется в семье международных изгоев. Другой путь - вывести из застоя процессы интеграции в СНГ. В то же время, возглавить интеграцию в рамках СНГ - слишком разорительно для России. А ее партнеры по СНГ пытаются в собственных интересах играть на противоречиях между Россией и Западом.
1.3. Россия, в свою очередь, пытается использовать разногласия между натовскими союзниками, новичками в альянсе, оставшимися за бортом для торможения (остановки) процесса расширения. Речь идет о расхождениях между южно- и центральноевропейскими членами блока, между США и Западной Европой по вопросам европеизации альянса, распределения финансового бремени расширения, следующей "волны" принимаемых в союз, распространения ее на постсоветское пространство, миротворчества и т.д. Вашингтон полагает, что, сокрушив коммунизм, он решил свою основную проблему в
Европе. Западные европейцы хотят, чтобы США продолжали вносить свой вклад в безопасность Европы, но под ее руководством. Учитывая постоянство этих разногласий, Россия могла бы задействовать механизм политики "разделяй и властвуй". История выявляет однако, что попытки Москвы расколоть Запад, обычно, давали обратный результат. Российские лидеры не хотят понять, что несмотря на все реверансы Москве со стороны французских руководителей, Вашингтон всегда будет ближе Парижу, нежели Москва.
2.0. Если же Москва стремится к расширению и углублению взаимосвязей с НАТО, полагая, что это не противоречит ее интересам, более того, создает новые возможности их реализации, то пути к этому выглядели бы следующим образом.
2.1. Россия видит в альянсе партнера, а не потенциального противника. В сотрудничестве с НАТО она делает упор на отражении угроз, общих для Запада и России. Она интенсифицирует участие в Совместном постоянном Совете 17-ти (СПС), расширяя его повестку дня, превращая его в орган совместных решений, идя на компромиссы для их достижения. Постепенно врастая в натовские структуры (Военный комитет, Комитет ядерного планирования и др.), создавая новые механизмы взаимодействия, Россия приобретает вес и возможность, не будучи членом блока, оказывать влияние на основные параметры и направления его деятельности. Каждые 2-3 года СПС возвращается к вопросу о вступлении России в НАТО. Ее присутствие в альянсе повышает шансы РФ в отношениях с КНР, Японией и даже крайне антизападными режимами. Проблема расширения НАТО в этих условиях теряет для Москвы характер вызова. Сотрудничество с Россией приобретает для Североатлантического союза более важное значение, чем со странами ЦВЕ, с которыми Москва нормализует отношения. В самой же России подобный курс осуждается патриотической оппозицией, аппелирующей к части общества, не готовой к такому крутому повороту. На международной арене политика России считается прозападной, и она все реже видится альтернативным центром влияния, ставя под сомнение перспективы возникновения многополярного мира.
2.2. Россия занимает сбалансированную позицию между конфронтацией и сотрудничеством. Она не признает расширения НАТО на восток, но считает его
свершившимся фактом. Москва взаимодействует с НАТО в рамках СПС, но лишь по вопросам российской безопасности, не стремясь расширить свое присутствие в других органах блока. Она обладает определенным влиянием в НАТО, но это не удовлетворяет ее великодержавные претензии. Она использует свое влияние, чтобы сбить последующие волны расширения, предотвратить вхождение в НАТО трех Балтийских государств и Украины, повысить роль ОБСЕ за счет НАТО, Россия участвует только в тех миротворческих операциях союза, которые санкционированы ОБСЕ или ООН. Отношения с ЦВЕ нормальны, но не дружественны: Москва не может простить их "предательства". Ее безопасность решается в национальных рамках, что влияет на темпы ее военной реформы, распределение ресурсов между безопасностью и развитием. Россия не использует потенциал своего присутствия в НАТО. Эта раздвоенность, удовлетворяя различные политические силы России, дает им повод упрекать правительство в непоследовательности. В условиях общей слабости России этот вариант замораживает ситуацию в ее отношениях с НАТО до лучших времен.
2.3. Россия поднимает уровень сотрудничества с НАТО лишь для того, чтобы действуя в качестве "пятой колонны", разложить альянс изнутри. Она развивает "особые отношения" с Францией и Германией, пытаясь столкнуть их с США. Реальные контакты с НАТО ограничиваются сферой взаимной безопасности, (Москва поднимает шум после каждого нарушения буквы ОА), и обменом маловажной информацией. Она стремится дискредитировать "новичков" НАТО, выставляя их иждивенцами Запада. Россия не ставит своей целью закрепиться в альянсе, считая не его, а ОБСЕ опорой европейской безопасности. Она стремится втянуть НАТО в бесперспективные миротворческие операции, дабы подорвать доверие к ее новой стратегии. Москва хотела бы создать выгодный для себя баланс сил в блоке, играя роль балансира. Вместе с тем, Москва не может не понимать, что для осуществления подобных замыслов ей недостает не только ресурсов и влияния, но и изощренности политического мышления.
3.0. Политика России в отношении альянса может быть обусловлена его действиями, которые либо затрагивают ее интересы, либо интерпретируются ею (частью ее элиты) как недружественные.
Чаще всего это связано с активностью НАТО в постсоветском пространстве. В этом контексте можно представить себе следующие варианты российской политики.
3.1. Отношения России и НАТО -прохладные, и Москва не довольна присутствием союза вблизи своих границ. Как член СБ ООН и ОБСЕ, она пытается заблокировать подобное развитие событий, действуя через эти организации; она поднимает этот вопрос в СПС, настаивая на своем праве вето. Москва дает понять руководству союза, что его активность в постсоветском пространстве должна согласовываться с Москвой, ибо оно - сфера ее интересов. Россия, используя свое влияние в регионе, создает трудности в осуществлении миссий НАТО, вплоть до полного их срыва. Если действия альянса видятся откровенно антироссийскими, Москва может временно приостановить свое участие в работе СПС. Преодоление кризиса в отношениях России и НАТО, равно как и многие совместные программы, придется начинать с чистого листа.
3.2. Отношения Россия-НАТО развиваются позитивно. Москва, испробовав все средства погасить постоянно возникающие этно-политические конфликты в постсоветском пространстве, ощущает невозможность в одиночку (или в рамках СНГ) его разрешить. Участие НАТО в миротворчестве здесь приветствуется (инициируется) Москвой, подобно тому, как она в свое время привлекла Вашингтон к посредничеству в ее ядерном споре с Украиной. Вовлекая НАТО в разрешение конфликта в постсоветском пространстве, Россия предполагает разделение ответственности: создание совместных натовско-российских наблюдательных постов, миссий, армейских подразделений, совместную разработку и осуществление операций. Признавая за НАТО право командовать совместными миротворческими силами за пределами СНГ, Москва ожидает, что в его пределах совместными операциями будут командовать российские генералы. Подобный подход отражает возросшее доверие между партнерами, но и нынешнюю слабость России. Вместе с тем, показывая, что для нее важнее стабильность, чем соображения национального престижа, Россия обретает дивиденды как в СНГ, так и в НАТО.
3.3. Отношения России и НАТО нестабильны, и Североатлантический союз удовлетворяет заявки Литвы, Латвии и
Эстонии на вступление. Следуя озвученной Б.Ельциным позиции, Россия замораживает свое сотрудничество с альянсом, участие в СЕАП и ПИМ. В ее отношениях с Западом усиливается напряженность. Представители западных стран утверждают, что реакция Москвы чрезмерна, в ОА, подписанном Россией, зафиксировано право всех стран вступать в союзы по своему усмотрению. Москва выходит из ОА, развертывает бурную деятельность в ОБСЕ, стараясь поднять ее статус в пику НАТО, опираясь на страны, оставшиеся вне блока, и близкие ей государства СНГ. Это, в конце концов, приводит к расколу ОБСЕ, отчуждению России от остальной Европы. Москва идет на обострение территориальных проблем со странами Балтии, дабы сдержать их прием в союз, угрожает применить силу в случае их принятия в НАТО. Запад не реагирует на ультиматум. Европа идет назад к холодной войне. Россия свертывает реформы, превращаясь в авторитарное, но стабильное государство, пытающееся восстановить уважение к себе во всем мире.
3.4. Россия принимает превентивные меры, делающие вступление трех государств Балтии в НАТО невыгодным для них самих и теряющим смысл для НАТО. Она врастает в НАТО, в его структуры, сферы их сотрудничества углубляются. Москва все более влияет на принятие решений в союзе, готовом учитывать ее интересы. Между тем, Россия расширяет свои связи с Литвой, Латвией, Эстонией по всем направлениям. Использование их портов, коммуникаций, создание совместных предприятий и банков, участие в разработке российских природных ресурсов и т.д. становятся столь важным фактором экономики этих стран, что ни одна из них не может не учитывать его. Постепенно, не без финансовой помощи России, решается проблема русскоязычного населения, оно становится мостом, соединяющим эти государства с Россией. В этих условиях вопрос о расширении НАТО за счет стран Балтии теряет для России свою значимость. Стороны принимают Хартию партнерства в области безопасности, аналогичную подписанной прибалтами с США в январе 1998 г.
4.0. При выборе того или иного варианта сценария для политика важно умение предвидеть, каким образом решение, принимаемое им сегодня, будет выглядеть или влиять на развитие ситуации через месяц, год или десятилетие.
♦ ♦ ♦