Фатеев Дмитрий Николаевич
"НАСТОЯЩИЙ В ПОЛЕ ЦАРЬ НАШ ИЛЮША ЦЫМБАЛАРЬ!" (ОСОБЕННОСТИ КРИЧАЛОК, ПОСВЯЩЕННЫХ ЗВЕЗДЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА 90-Х ГГ.)
Статья рассказывает о фольклорном жанре "футбольная кричалка", актуальном на сегодняшний день. Основное внимание автор акцентирует на произведениях фанатов ФК "Спартак" (Москва), посвященных Илье Цымбаларю -футболисту, игравшему в клубе в 90-х гг. Данная публикация - попытка собрать воедино, насколько это возможно, кричалки о полузащитнике, придуманные болельщиками, а также раскрыть художественные особенности исполняемых ими текстов. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/7-2/11.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 2. C. 39-43. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/7-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net
Список источников
1. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем: в 17-ти т. / сост., подгот. текстов и коммент. И. А. Виноградова,
B. А. Воропаева. М. - Киев: Издательство Московской Патриархии, 2009. Т. 6. 744 с.
2. Гуминский В. М. Гоголь // Розановская энциклопедия / сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. М.: РОССПЭН, 2008. 2420 с.
3. Ерофеев В. В. Розанов против Гоголя [Электронный ресурс]. URL: http.ru/EROFEEW_WI/rozanovprotivgogolya.txt (дата обращения: 04.04.2017).
4. Розанов В. В. Когда начальство ушло... Собрание сочинений / под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1997. 672 с.
5. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского // Розанов В. В. Собрание сочинений / под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1996. С. 7-158.
6. Розанов В. В. О писательстве и писателях. Собрание сочинений / под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. 734 с.
7. Розанов В. В. Сахарна // Розанов В. В. Собрание сочинений / под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1998.
C. 7-275.
N. V. GOGOL IN V. V. ROZANOV'S CRITICAL PROSE Song Yinnan
Beijing Normal University, the People's Republic of China suninnan@yandex. ru
In the article the reception of Gogol's works by Rozanov in different periods, and his changing attitude toward Gogol as a person and an artist are analyzed. Rozanov's final attitude towards Gogol expressed by him in the last period of his life is formulated. This judgment by Rozanov is considered as final on this issue. The author substantiates the thesis that Rozanov's contradiction in his views on Gogol's creative work is connected, first of all, with his personal religious and philosophical ideas and opinion about literature.
Key words and phrases: N. V. Gogol; V. V. Rozanov; artistic peculiarities; religious and philosophical opinions; influence of Gogol's works; reconciliation between Rozanov and Gogol.
УДК 39; 398
Статья рассказывает о фольклорном жанре «футбольная кричалка», актуальном на сегодняшний день. Основное внимание автор акцентирует на произведениях фанатов ФК «Спартак» (Москва), посвященных Илье Цымбаларю - футболисту, игравшему в клубе в 90-х гг. Данная публикация - попытка собрать воедино, насколько это возможно, кричалки о полузащитнике, придуманные болельщиками, а также раскрыть художественные особенности исполняемых ими текстов.
Ключевые слова и фразы: футбольные кричалки; жанр; фольклор; типология кричалок; изобразительно-выразительные средства.
Фатеев Дмитрий Николаевич, к. филол. н., доцент
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва daromir@bk.ru
«НАСТОЯЩИЙ В ПОЛЕ ЦАРЬ НАШ ИЛЮША ЦЫМБАЛАРЬ!» (ОСОБЕННОСТИ КРИЧАЛОК, ПОСВЯЩЕННЫХ ЗВЕЗДЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА 90-Х ГГ.)
Памяти И. В. Цымбаларя и десятому российскому чемпионству ФК «Спартак» (Москва) посвящается
Футбольная кричалка - постепенно набирающий силу фольклорный жанр сегодняшнего дня. Его появление связано с активной деятельностью многочисленных болельщиков и фанатов, поддерживающих разные футбольные клубы, в каждом из которых существовали и существуют так называемые звезды, то есть футболисты, уровень игры которых отличается от большинства других. Именно таким «мастерам мяча» болельщики и посвящают целую россыпь кричалок. В российском футболе яркой звездой был Илья Цымба-ларь (17.06.1969 - 28.12.2013), большую часть карьеры проведший в ФК «Спартак» (Москва) и ставший вместе с ним шестикратным чемпионом России, двукратным обладателем Кубка России, лучшим футболистом России 1995 года. Кроме того, жюри конкурса «Чемпионату России по футболу - 20 лет» признало Цымбаларя лучшим правым полузащитником российских чемпионатов 1992-2012 годов.
По воспоминаниям футболистов, выступавших вместе с ним, «Илья Цымбаларь был именно невероятным. Изумительно техничный, умный игрок, он всегда держал наготове приёмы, изумлявшие и соперников, и зрителей. Неожиданный финт, передача или удар - и оппоненты на мгновение превращались в статистов, а трибуны взрывались восторгом» [11]; «Самый, наверное, неординарный или один из самых неординарных
футболистов, которые были в "Спартаке". В чем была его уникальность? В его финтах, в его непредсказуемости, видении и понимании футбола. Чему-то можно научить, но многое - от Бога. Когда говорят "футболист от Бога", наверное, это про Цылю» [4].
Мастерство Цымбаларя в его бытность игроком было по достоинству оценено многочисленными поклонниками ФК «Спартак», которые посвящали футболисту разнообразные кричалки. Например: Полон футбольных сокровищ ларь - это Илья Цымбаларь! [7] или:
Ложись или прячься, вратарь,
Бьёт по мячу Илья Цымбаларь! [Там же].
Сами футболисты отдают себе отчет в том, что не каждый игрок достоин того, чтобы фанаты посвящали ему кричалки: «Для любого футболиста огромная честь, если его имя попадает в кричалку» [5, с. 512].
Данная публикация - попытка собрать воедино, насколько это возможно, кричалки про футболиста, придуманные болельщиками, а также раскрыть художественные особенности исполняемых ими текстов. Для упорядочивания «зарядов» и большей наглядности мы обратились к разным типам классификаций, существующих в настоящее время и оформленных здесь в таблицу (за основу взяты наши статьи «Позднетра-диционный фольклор. Классификация жанра футбольная кричалка» [8], «Словесное творчество фанатов: к вопросу о классификации фольклорного жанра футбольной кричалки» [9]):
Таблица 1
по сходству с другими жанрами фольклора а) «кричалка» - песня; б) «кричалка» - частушка; в) «кричалка» - загадка; г) собственно кричалка
по манере исполнения а) «кричалки», исполняемые в форме переклички; б)скандирование
по частоте использования / актуальности а) ситуативные (однократные); б) постоянные (многократные)
по степени достоверности материала а) документальные; б) художественные
по содержанию а) кричалки «за»; б) кричалки «против»
В качестве примера «кричалки» - песни можно привести следующий текст:
Красивых матчей будет сыграно немало, Но не забудем, не забудем мы как встарь, В ворота «Штурма», «Русенборга» и «Реала» Мячи вколачивал Илюша Цымбаларь! [7].
(На мотив песни «Трус не играет в хоккей», написанной поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым на музыку композитора Александры Пахмутовой - Ф. Д.).
В классификации по сходству с другими жанрами фольклора можно выделить такие «кричалки» -частушки:
Черноморец нам не зря Подарил Цымбаларя. И теперь он просто царь Наш Илюша Цымбаларь!!! [Там же].
Разбегайся в страхе, «стенка»,
Прячься в ужасе, вратарь,
Со штрафного очень метко
Бьет в «девятку» Цымбаларь [Там же].
Помимо приведенных выше произведений, исполняемых ранее на стадионах, на сайте болельщиков ФК «Спартак» удалось найти и следующие тексты, имеющие общее название «Частушки про Цилю» (данные частушки похожи на авторское творчество, например, тексты из телевизионной программы «Назло рекордам!», однако точное их происхождение установить не удалось - Ф. Д.):
На столе лежат сосиски, в кипятке отварены.
Ни за что не променяем Цылю на Чугайнова. ***
Рядышком стоит бутыль, заткнутая пробкой.
Цыля - классный капитан - отдыхай, Онопко. ***
Рядом с водкою - селедка пряного посола. Не заменят Цылю нам ни Виа, ни Дзола.
***
Вновь по радио идет монолог Хазанова.
Ни за что не променяем Цылю на Варламова. ***
Мы частушки вам пропели и подводим сальдо:
Цылю мы не променяем даже на Рональдо [10].
К другой стилевой разновидности - «кричалки» - загадки - относятся тексты:
Кто в России бьет как пушка?
Это Цымбаларь Илюшка [7]. ***
В Спартаке любят не зря... Кого? Илью Цымбаларя [Там же].
Собственно кричалка представлена следующими произведениями:
Лучший снайпер и технарь - наш Илюша Цымбаларь [Там же]. ***
Наш Илюша Цымбаларь
На поляне Бог и Царь!
Ну а Тихонов Андрей
Всех защитников хитрей [Там же] !
К классификации по манере исполнения могут быть отнесены:
а) «кричалки», исполняемые в форме переклички:
Наш Спартак - великий клуб!
Наш Спартак - великий клуб!!!
Это знают все вокруг!
Это знают все вокруг!!!
И коней мы разобьем!
И коней мы разобьем!!!
Имусарню нае.м!
И мусарню нае.м!!!
Цымбаларь Илья придет!
Цымбаларь Илья придет!!!
И Динамо гол забьет!
И Динамо гол забьет!!! [Там же].
В середине 90-х гг. на матче между ФК «Спартак» (Москва) и ЦСКА (Москва) исполнялась данная кричалка следующим образом: кто-то выкрикивал первую строку: «Наш Спартак - великий клуб!». Все оставшиеся повторяли еще громче: «Наш Спартак - великий клуб!!!». Затем вступали снова те, которые кричали первыми: «Это знают все вокруг!», и снова все оставшиеся выкрикивали: «Это знают все вокруг!!!», и так до конца кричалки;
б) скандирование: «Цымбаларь Илья!» [Там же].
Или:
Музыканты из «Нирваны» -
Все спартаковские фаны.
А солист из «Motley Crue» -
Брат родной Цымбаларю [Там же].
К текстам о Цымбаларе применима и классификация по частоте использования / актуальности. Не считая некоторого количества ситуативных, большая часть кричалок, посвященных футболисту, постоянные. Случай с Цымбаларем уникален тем, что «...кажется, вот уже второй десяток лет, как на наших матчах фанаты скандируют до боли знакомое: "Цымбаларь Илья забьет, и коням ****ец придет!"» [5, с. 512]; «Цымбаларь ведь играл в то время, когда стали складываться ныне практикуемые песни, кричалки и речев-ки на трибунах. В одной из самых известных (правда, не вполне печатных спартаковских трибунных песен) Цымбаларь - непрекращающийся с тех пор персонаж. Это песня про игру "Спартака" и "ЦСКА ": "Цымбаларь Илья забьет, и коням, - в общем, - конец придет ". Извините за коней, но из песни слов не выкинешь, я уже и так одно выкинул, поэтому больше уже не получается» [6].
Говоря о классификации по содержанию, стоит отметить, что помимо кричалок «за», то есть в поддержку игрока, существуют и оскорбительные кричалки с упоминанием имен великих футболистов, в том числе и И. Цымбаларя. Появляются они тогда, когда данные игроки неоднократно приносили пользу своей команде в играх с командами-соперницами, фанаты которых от бессильной злобы создают чаще всего непечатные тексты, упрекая футболистов в том, что они «играют за свиней» (одна из официальных номинаций ФК «Спартак» (Москва)). По моральным соображениям включать данные кричалки в нашу статью мы не будем и ограничимся
лишь упоминаниями о них («Спартак - не команда, Спартак - это так...», «Сидят на скамейке...», «На заборе мелом рисовал эмблему... » (На мотив песни группы «Иванушки International» «Тополиный пух»)).
Спортивные кричалки, как и прочие жанры фольклора, существуют в большом количестве вариантов. В текстах про Цымбаларя можно встретить следующие типы вариативности:
- незначительное видоизменение частей текста кричалки:
Цымбаларь вперед пойдет и соперника дожмет! [7].
Цымбаларь вперед пойдет и коням пи... ц придет! [Там же]. или:
Дрожал за «стенкою» вратарь, Когда к мячу шел Цымбаларь! [Там же].
Дрожал за «стенкою» вратарь, К мячу подходит Цымбаларь [Там же];
- усечение текста (появляются кричалки с меньшим объемом):
Не ставит ни в грош и ни в медный пятак «Манчестер Юнайтед» московский «Спартак». Пускай заблуждаются. Цыля с Ананко Порвут англичан на цветные портянки [Там же].
Наши спартаковцы Цыля с Ананко
Порвут англичан на цветные портянки [Там же];
- создание новой кричалки из двух уже существующих:
Черноморец нам не зря подарил Цымбаларя -Цымбаларь Илья забьёт и п... ец коням придёт!!! [Там же];
- подстановка новых имен/фамилий вместо ранее произносимых (влияние новых жизненных реалий - Ф. Д.): В Российском футболе три богатыря - Добровольский, Радимов и Цымбаларь Илья! [Там же].
Данный текст об игроках сборной России появился благодаря уже существующему клубному, где партнерами Цымбаларя являются игроки ФК «Спартак» (Москва): В Российском футболе есть три богатыря: Джубанов, Мелешин и Цымбаларь Илья! [Там же].
В известной кричалке «Наш "Спартак" - великий клуб, это знают все вокруг» также периодически менялись фамилии лидеров. «Началось все с Цымбаларя, потом Тихоновым продолжилось, потом опять Титов, опять Тихонов. Хорошо легли в рифму фамилии» [1, с. 6]; «После ухода Илюхи стали кричать: "Тихонов Андрей забьет", ну а с осени 2000-го наступил мой черед. ...до боли знакомые слова "И Егор Титов забьет, и коням ... придет" каждый раз вынуждают меня думать о том, как бы огорчить армейцев» [5, с. 512-513].
Также существуют не только варианты, но различные версии одного и того же «заряда», объединенные общей тематикой, идеей и/или сюжетом. Например, следующие кричалки:
Бойся Лидсовский вратарь! Бьёт по воротам Цымбаларь! [7].
Не стоит на «ноль» вратарь, Коль играет Цымбаларь [Там же]!
Футбольной кричалке, как и другим поэтическим жанрам, свойственно наличие изобразительно-выразительных средств, позволяющих выразить отношение к игроку. Среди известных текстов, посвященных Цымбаларю, мы можем встретить различные тропы (греч. tropos - поворот, оборот речи). Во-первых, это гипербола:
По штанге размазан их лучший вратарь. На поле бушует Илья Цымбаларь! [Там же].
Или:
За штангой прячется вратарь, сейчас закрутит Цымбаларь! [Там же]. Во-вторых, метафора:
Настоящий в поле царь наш Илюша Цымбаларь! [Там же]. ***
Цымбаларь - поэт футбола, настоящий мастер гола! [Там же].
В-третьих, сравнение:
Алла Пугачева, танцуй и пой!
Все равно, как Цымбаларь, тебе не подать угловой! [Там же].
Вариант этого текста вспомнил и сам футболист, когда в одном из интервью его спросили: «Какая фанатская "кричалка " врезалась в память больше остальных? - Ох и много же их было, но память о них хранят интернет и старые программки, всего и не упомнишь. Ирина (супруга футболиста - Ф. Д.) как-то напомнила мне одну такую "кричалку": "Алла Пугачева танцуй и пои, как Илья Цымбаларь не подашь угловой... "» [2].
То, что футболисты знают и слышат кричалки, обращенные лично к ним, подтверждает следующая статья, где корреспондент общается с родственницей футболиста: «... Играя за российский "Спартак", Ильюха не раз слышал несшиеся с трибун речёвки-кричалки. Вот одна из них:
"Черноморец" нам не зря Подарил Цымбаларя. В "Спартаке " он словно царь, Наш Илюша Цымбаларь!» [3].
Фольклорные тексты про Цымбаларя продолжили появляться даже после того, как его не стало. Так, уже в день смерти в болельщицкой среде обрел популярность текст «И все забудется, срастется, но в памяти, как будто встарь, / Уже конец игры с Реалом, к мячу подходит Цымбаларь...» [7]. В основу этих строк легли события матча «Спартак» (Москва) - «Реал» (Мадрид), состоявшегося 30 сентября 1998 года. Илья Цым-баларь на 72 минуте сравнял счет, забив очередной важный для команды гол. Таким образом, мы можем отнести этот «заряд» к «документальным», согласно классификации по степени достоверности материала. В свою очередь, к художественному типу отнесем данный текст:
Бывает левым футболист, Илюха с левой был Артист!!! -Обводка, пас, шикарный гол, Таков Кудесник твой футбол!!! [Там же].
После смерти Ильи Цымбаларя фанаты продолжают устраивать акции в память футболиста и вспоминать его в кричалках. Так, 17 марта 2014 года в 21-м туре весенней части чемпионата России ФК «Спартак» (Москва) принимал ФК «Анжи» (Махачкала). В начале матча на трибуне болельщиков красно-белых был развернут огромный портрет Цымбаларя и растяжка: «Цымбаларь Илья с нами навсегда». На протяжении матча фанаты неоднократно пропели слова данного «заряда», также во время матча звучала кричалка-перекличка «Цымбаларь Илья забьет!», ставшая своего рода символом 90-х гг., времени «золотого» Спартака, в котором блистал полузащитник Илья Цымбаларь.
Список источников
1. Егоров С. Егор Титов: Романцев показал на Семака и спросил: «Все поняли?» // Советский спорт. 2015. 15 мая.
2. Илья Цымбаларь: Мы с Титовым засиделись [Электронный ресурс]. URL: http://kbvn.ru/1041-ilya-cymbalar-my-s-titovym-zasidelis.html (дата обращения: 25.02.2017).
3. Каштелян А. Племянник тоже поздравит [Электронный ресурс]. URL: http://www.samaragift.ru/%D0%9F%D0% BB%D0%B5%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%82%D0%BE%D0%B6%D0%B5-%D0%^ F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D 1 %82-8-02-2012/ (дата обращения: 25.02.2017).
4. Львов А. «Начистоту!»: Карпин вспоминает Цымбаларя [Электронный ресурс]. URL: http://www.sport-express.ru/ video/frankly/videoreports/849376/ (дата обращения: 25.02.2017).
5. Титов Е., Зинин А. «Спартак» - наше всё. Откровения кумира красно-белых. М.: Эксмо, 2016. 542 с.
6. Уткин В. Футбольный клуб [Электронный ресурс]: авторская передача. URL: http://echo.msk.ru/programs/footbal/ 1232460-echo/ (дата обращения: 25.02.2017).
7. Фатеев Д. Н Личный архив автора. М., 1994-2017.
8. Фатеев Д. Н Позднетрадиционный фольклор. Классификация жанра футбольной кричалки // Русский язык за рубежом: учебно-методический журнал. 2012. № 3 (232). С. 80-84.
9. Фатеев Д. Н Словесное творчество фанатов: к вопросу о классификации фольклорного жанра футбольной кричалки // Мировая классика и молодежная культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2014. С. 92-96.
10. Частушки про Цилю [Электронный ресурс] // Фольклор. URL: http://fcspartak2002.narod.ru/simplefolklor2.html (дата обращения: 25.02.2017).
11. Юран С. Быть невероятным [Электронный ресурс]. URL: http://dnk.spartak.com/b15 (дата обращения: 25.02.2017).
"ON THE FIELD THE REAL TSAR IS OUR ILYUSHA TSYMBALAR!" (THE PECULIARITIES OF THE CHANTS DEDICATED TO THE STAR OF THE RUSSIAN FOOTBALL OF THE 1990S)
Fateev Dmitrii Nikolaevich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Pushkin State Russian Language Institute, Moscow daromir@bk. ru
The article deals with the folklore genre "football chant" which is relevant at present. The author focuses on the works of the fans of FC Spartak (Moscow), dedicated to Ilya Tsymbalar, a football player, who played in the club in the 90s. This publication is an attempt to put together, as far as possible, the chants about the midfielder, created by the fans, as well as to reveal the artistic peculiarities of the texts they performed.
Key words and phrases: football chants; genre; folklore; typology of chants; figurative and expressive means.