УДК 339.9(045)
настоящее и будущее
российско-израильского
сотрудничества
Паламаренко Е. В.,
магистрант, Финансовый университет,
Москва, Россия
Аннотация. В статье анализируются российско-израильские отношения на современном этапе. Уделяется внимание влиянию культурного, исторического, религиозного факторов на становление торгово-инвестиционного сотрудничества между странами. Предлагается авторское видение имеющих место предпосылок развития и интенсификации существующего разнообразия межгосударственных связей. Формируется вывод, что присутствие в Израиле сотен тысяч русскоязычных высококвалифицированных специалистов может иметь положительное воздействие на российскую экономику. Создание совместных производственных коопераций с размещением на российской территории, но с использованием израильских передовых технологий может быть весомым драйвером расширения производственного сотрудничества. Вовлечение обеих экономик в глобальные цепочки стоимости совместно производимых товаров позволит решить некоторые проблемы обеих экономик: у Израиля расширится география потенциального вынесения производств за пределы своих границ, а для России будет выгодно привлечение инвестиций и технологий. Развитие военно-промышленного сотрудничества и снижения экспорта алмазов из России должно стать приоритетом ближайших лет. Создание совместных алмазогранильных предприятий и увеличение производства бриллиантов в России может стать шагом на пути к снижению национального сырьевого экспорта.
Ключевые слова: Израиль; российско-израильское сотрудничество; инвестиции; глобальные цепочки стоимости; международная производственная кооперация; инновации
THE PRESENT AND FUTURE oF RUSSIAN-ISRAELI COOPERATION
Palamarenko E. V.,
graduate student, Financial University,
Moscow, Russia
Abstract. The article analyzes Russian-Israeli relations at the present stage. Attention is paid to the influence of cultural, historical, religious factors on the formation of trade and investment cooperation between countries. The author's vision of the prerequisites for the development and intensification of the existing diversity of interstate relations is suggested. It is concluded that the presence in Israel of hundreds of thousands of Russian-speaking highly qualified specialists can have a positive impact on the Russian economy. The creation of joint production cooperatives, with deployment in the Russian territory,
Научный руководитель: Кашбразиев Р.В., кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия.
but with the use of Israeli advanced technologies, can become a powerful driver for expanding production cooperation. Involving both economies in the global value chains of jointly manufactured goods will help solve some problems of both economies: Israel will have the opportunity to take production beyond its borders, and for Russia it will be beneficial to attract investments and technologies. The development of military-industrial cooperation and the reduction in the export of diamonds from Russia should become a pretext for the coming years. The creation of joint diamond-cutting enterprises and the increase in the production of diamonds in Russia may be a step towards a reduction in the national raw material export.
Keywords: Israel; Russian-Israeli cooperation; investment; global value chain; the international industrial cooperation; innovation
введение
На протяжении 25 лет с момента восстановления дипломатических отношений России и государства Израиль между странами наблюдается положительная динамика сотрудничества в тор-гово-инвестиционной и культурно-религиозной сферах. Участившиеся контакты руководителей государств и глав правительств обеих стран свидетельствуют об интенсификации диалога по увеличению товарооборота и взаимодействия в ряде стратегических для стран отраслей. Кооперация в наукоемких и технических областях демонстрирует положительную тенденцию, что дает надежды на планомерное, поступательное развитие взаимосвязи обеих экономик.
Современный Израиль представляет для России объект повышенного интереса. В Израиле существенно сосредоточены элементы русского присутствия и влияние русской культуры. Действующие в Иерусалиме и других городах организации, такие как: Русская духовная миссия, Императорское православное палестинское общество, многочисленные культурные центры и объединения русскоязычных соотечественников, являющихся гражданами Израиля, но в то же время бипатридами, обладателями гражданства страны, ранее входившей в СССР, бесспорно, могут быть проводниками национальных интересов.
Численность русскоязычных израильтян достигает 1,5 млн человек. Общая численность населения Израиля приближается к 9 млн человек. В целом, каждый пятый гражданин Израиля владеет русским языком. Подобное соотношение русскоязычного населения к общему населению страны является уникальным и не имеет прецедентов среди других развитых государств.
Большое количество соотечественников, проживающих в Израиле, их высокий научный
потенциал и владение русским языком может стать весомым драйвером усиления взаимного партнерства. Бывшие граждане СССР создают в Израиле хорошую основу для развития российско-израильского сотрудничества. Набирающие обороты торгово-экономические связи между странами демонстрируют положительную тенденцию к увеличению взаимовыгодных контактов, о развитии которых в последние годы говорят главы государств и правительств России и Израиля.
Целью исследования российско-израильского инвестиционного сотрудничества является изучение достигнутого опыта взаимодействия экономик, а также поиск путей для расширения и интенсификации существующих связей. Выработка способов увеличения товарооборота, перенесение израильских производств на российскую территорию, привлечение инвестиций и создание благоприятного бизнес-климата являются повесткой дня для двусторонних отношений на современном этапе.
Важным в созидании плодотворного сотрудничества представляется изучение влияния русского культурного присутствия в Израиле на развитие российско-израильских отношений. Необходимо показать, как большое число «русских» в Израиле воздействует на формирование бизнес-контактов, какую роль играют церковные и общественные организации в создании положительного имиджа России в глазах израильтян. Крайне важно изучить то, как привлечь израильские инвестиции в Россию, и что для этого нужно сделать со стороны выходцев из России.
Отсутствие языкового барьера, межгосударственных конфликтов, родственность культур, неучастие Израиля в антироссийских санкциях, открытость израильского рынка российским товарам и бизнеса для инвестирования в рос-
Эмиграция в Израиль в 2006-2016 гг., тыс. чел.
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
^ N
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Из бывшего СССР — — Зпадная Европа — — — Северная Америка
График 1
Источник: Ministry of ALiyah and Integration of Israel.
сиискую экономику - лучшая предпосылка для углубления партнерства и проведения совместных научных исследовании.
репатриация как фактор поддержания существования и развития государства израиль
Постсоветская иммиграция в Израиль оказала неоценимое влияние на модернизацию экономики и становление инновационного вектора ее развития. Известное утверждение об Израиле как о стране иммигрантов, где дети знают иврит лучше, чем их родители [1, с. 7], многое говорит о привнесенном на израильскую территорию человеческом потенциале. В Израиль приехало множество высококвалифицированных специалистов и ученых из стран бывшего СССР, что было явноИ причиной столь ускоренного научно-технологического рывка.
На заре открывшейся репатриации из стран СССР, в мае 1991 г., когда еще не были восстановлены дипломатические отношения, Израиль посетила группа народных депутатов СССР, которая в своем отчете о визите сообщала, что руководством Израиля «высказывалась явная заинтересованность в расширении иммиграции евреев в Израиль с учетом того, что этот процесс повышает интеллектуальный потенциал
страны»1. А в июне того же года премьер-министр Израиля И. Шапир на встрече с премьер-министром СССР В. С. Павловым в советском посольстве в Лондоне говорил: «...увеличилась эмиграция евреев в Израиль, что явилось результатом признания Советским Союзом права всех людей жить там, где они хотят»2. Его слова подтвердят последующие события, когда переезд высококвалифицированных специалистов еврейского происхождения станет во главу угла национальной миграционной политики.
За последние десять лет, в 2006-2016 гг., эмиграция из стран СНГ в Израиль не имела такого массового характера, как это было в первые годы после распада СССР. Тогда ежегодно переезжало до 200 тыс. человек. К концу века этот показатель опустился до отметки в несколько десятков тысяч человек.
Как видно из графика 1, за истекшие 10 лет переезд евреев из СНГ держался на одном уровне. Но ухудшение российско-украинских отношений увеличило численность переехавших в Израиль из СНГ почти вдвое.
1 Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Оп. 44. П. 58. Д. 3. Л. 78.
2 Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Оп. 44. П. 58. Д. 3. Л. 21.
Таблица
Количество репатриантов из стран бывшего СССР в 2006-2016 гг., чел.
Страна/год 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Россия 3602 3370 2693 3314 3515 3756 3548 4094 4647 6716 7099
Украина 1797 1470 1322 1674 1836 2125 2085 1982 5921 7170 5928
Узбекистан 546 449 381 381 322 281 323 276 219 242 202
Беларусь 462 373 343 427 359 321 384 338 329 330 651
Молдавия 273 189 189 244 236 231 215 190 219 189 192
Грузия 261 325 332 340 391 196 232 152 184 130 174
Азербайджан 178 137 197 225 202 150 159 154 97 117 131
Казахстан 178 122 139 167 136 165 144 134 158 122 171
СССР 77 11 7 3 5 3 2
Туркменистан 45 60 39 54 14 10 40 25 4 12 20
Латвия 42 28 30 72 78 67 57 36 27 52 51
Киргизия 40 51 31 20 58 58 48 29 22 18 38
Армения 28 31 17 43 31 46 28 24 12 19 29
Литва 24 24 18 14 21 22 18 41 10 14 33
Таджикистан 15 11 9 21 5 11 10 3 5
Эстония 6 4 5 12 30 11 12 3 36 3 9
Источник: Ministry of ALiyah and Integration of Israel.
Кроме того, «...благодаря репатриантам, выходцам из стран СНГ, которые составляют около трети занятых на предприятиях высоких технологий, экономика Израиля становится все более высокотехнологичной, и есть все основания утверждать, что русскоязычные израильтяне -менеджеры и специалисты, бизнесмены и инвесторы - потенциально являются катализаторами модернизации российской экономики и развития экономических связей между Израилем и Россией» [2, с. 30].
Интересным представляется исследование о демографических изменениях, которые произошли в среде советских и постсоветских мигрантов в Израиле. Новая действительность вызвала явные качественные изменения в их жизни. Согласно проведенному исследованию
М. Тольца, переезд в Израиль способствовал омоложению бывших советских евреев по возрастной структуре, росту продолжительности жизни, увеличению показателей итоговой рождаемости и повышению возраста вступления в брак [3, с. 109].
В таблице показана численность переехаших в Израиль из стран СНГ. Лидером по количеству выехавших лиц еврейского происхождения была Россия, но в 2014-2015 гг. впервые количество ежегодно выехавших из Украины превысило российские показатели. Последнее объясняется военными действиями, падением уровня жизни, несколько возросшим уровнем антесимитизма в Украине.
Тенденция такова, что в 2000-е гг. СНГ будут покидать до 20 тыс. евреев ежегодно, что поло-
жительно отразится на израильской демографической ситуации, но имеет негативные последствия для стран исхода, которые продолжат терять человеческий потенциал, выраженный в молодых людях и их высоком интеллектуальном уровне. Для этого в Израиле созданы программы по содействию первоочередной эмиграции врачей, инженеров, сотрудников научно-технической сферы.
Лидером по количеству выехавших лиц еврейского происхождения была Россия, но в 2014-2015 гг. впервые количество ежегодно выехавших из Украины превысило российские показатели.
Миграционная политика Израиля требует реакции российских и других правительств стран СНГ, которые должны разъяснять населению, к каким последствиям для национальных экономик может привести активная эмиграция трудоспособного населения, обладающего интеллектуальным потенциалом. Чтобы этого избежать, необходимо оказывать содействие специалистам всех отраслей экономики в не менее выгодном, чем в Израиле, трудоустройстве и достижении достойного уровня жизни.
торгово-экономические отношения
Израильский рынок характеризуется высокой потребительской емкостью. Экономика Израиля отличается высокотехнологичным производством за счет постоянного внедрения инноваций в отрасли, имеющие наибольшую динамику развития. Израильские разработки в научной и на-нотехнологических отраслях востребованы во внутреннем и внешнем производстве. Технологичные новинки израильского военно-промышленного комплекса находят своего потребителя на российском рынке и во многих государствах земного шара.
Проводя анализ и составляя прогноз относительно будущих наиболее значимых отраслей сотрудничества, можно отметить, что наиболее
перспективным считается «.увеличение товарооборота в трех наиболее крупных областях -сфере торговли нефтью и нефтепродуктами, драгоценными камнями и военной продукцией» [2, с. 21]. Вместе с тем нельзя отвергать такие крупные сферы, как сельское хозяйство, медицина и нанотехнологии.
Россия проводит регулярные закупки в Израиле беспилотных летательных аппаратов, программного обеспечения и многочисленных технологических новинок. Высокотехнологичная израильская электроника находит своего потребителя на просторах российской экономики. Заметным является сотрудничество в области сельского хозяйства. Во время участившихся в последние годы визитах в Россию израильского главы правительства Б. Нетанияху регулярно обсуждаются вопросы по увеличению взаимных инвестиций в сельскохозяйственную сферу.
Государство Израиль в силу географического положения имеет неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Отсутствие необходимых водных ресурсов и пахотных земель «.стимулирует развитие уникальных агротех-нологий, базирующихся на высоких стандартах качества, диктуемых новейшими регуляциями производства продуктов питания и продовольственной безопасности» [4, с. 60-61]. Следовательно, одним из приоритетных направлений сотрудничества может стать производство в России сельхозпродукции по израильским агротехнологиям. В условиях эмбарго на ввоз в Россию овощей, фруктов и ряда других продовольственных продуктов для Израиля выгодно воспользоваться сложившимся положением, чтобы увеличить свой экспорт, а России заручиться надежным торговым партнером в противостоянии санкционной политике Европы и США [5, с. 18-19].
Население Израиля стремительно увеличивается. Численность жителей Палестины, которая во многом зависит от Израиля, растет еще большими темпами. Все это создает необходимость увеличения производства сельхозпродукции, спрос на которую в Израиле ежегодно растет. Высокие технологии в сельском хозяйстве не всегда позволяют Израилю увеличивать урожайность. Производство продукции сельскохозяйственного комплекса находится на пределе своих возможностей. Не исключено, что в ближайшие
4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
Товарооборот Россия-Израиль, млн долл. США 2006-2016 гг.
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
2016
Экспорт
Импорт
Оборот
График 2
Источник: Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
десятилетия Израиль будет стремиться вынести производство сельхозпродукции по своим технологиям за пределы своего государства. Не исключено, что Россия и Украина [6, с. 3-4], а также Беларусь и Казахстан станут основными площадками по внедрению инновационных израильских технологий, которым предстоит еще побороться за привлечение израильских инвестиций.
Россия, обладая высокоплодородными землями в Центральном и Южном федеральных округах, должна привлечь израильские технологии на свою территорию. В первую очередь это даст дополнительные рабочие места для российской экономики. Во-вторых, производство сельхозпродукции по израильским технологиям повлечет создание высокотехнологичных мощностей для переработки овощей, фруктов и продукции мясомолочной отрасли. Производство готовой продукции или только ее частичная переработка и поставка на израильский и другие рынки будет иметь положительные последствия для национальной экономики.
Участие обеих экономик в глобальных цепочках стоимости способствует построению открытой экономики и выходу отечественных товаропроизводителей на новые рынки. России
нужно понимать, что в современном мире «в условиях международного разделения производственного процесса поставки за рубеж сырья для дальнейшей переработки или производственного потребления ... являются таким же проявлением международной кооперации, как и взаимодействие российских и зарубежных предприятий по поставкам комплектующих изделий для производства конечной продукции» [7, с. 25].
Привлечение израильского капитала в Россию посредством частичного или полного выноса отдельных видов производства за пределы Израиля будет выгодно для него самого, потому что стоимость производства в России намного дешевле [8, с. 82]. Для России же участие отдельных кластеров национальной экономики в глобальных цепочках стоимости может создать приток инвестиций и технологий, которые благоприятно отразятся на экономике федеральных округов. Создание рабочих мест, внедрение новых технологий, экспорт технологий и поступательная интенсификация взаимных контактов будет способствовать большему сближению экономик России и Израиля.
Большое количество российских пахотных земель может использоваться для развития наци-
ональных федеральных округов. Чтобы привлечь израильских инвесторов, требуется создание благоприятного бизнес-климата. Нужно максимально упростить доступ израильским инвесторам и технологиям на российских рынок, для чего требуется снять какие-либо ограничения.
Создание рабочих мест, внедрение новых технологий, экспорт технологий и поступательная интенсификация взаимных контактов будет способствовать большему сближению экономик России и Израиля.
Израиль, обладая высокотехнологичной экономикой и ограниченными территориальными ресурсами, будет вынужден все чаще прибегать к выведению своих производств за пределы государственных границ. Будучи одним из лидеров по производству высокотехнологичной продукции, Израиль будет учитывать передовой опыт ведущих мировых экономик. Таким образом, «международная производственная кооперация ... становится важнейшим фактором, определяющим характер взаимоотношений экономики Российской Федерации с глобальной экономикой и возможность перехода ее предприятий на новый технологический уровень» [9, с. 45-46].
Глобальные экономики лидеров мирового рынка производственных коопераций, обладая богатыми ресурсами для производства на своей территории, все чаще стремятся выносить производства за пределы своих границ, что выгодно как с позиций удешевления производства, так и создания сети национальных производств за рубежом. «Мировые лидеры по производству высокотехнологичных машин и оборудования не стремятся производить все необходимое для выпуска конечной продукции на своих производственных мощностях. Вместо этого они предпочитают вкладывать средства в производственную логистику и размещают производственные заказы на стороне, создавая глобальные кооперационные цепочки» [10, с. 80].
России для этого нужно иметь приспособленную законодательную базу и эффективно действующий институт привлечения инвестиций. Для зарубежных партнеров должны быть созданы наиболее прозрачные условия, чтобы использовать в интересах обеих сторон богатство российской территории.
Также нужно отметить, что одним из крупнейших направлений российско-израильского партнерства стало сотрудничество в алмазно-бриллиантовой отрасли. Усиление межгосударственной кооперации в производстве алмазов создает положительную динамику для увеличения показателей товарооборота между странами и в целом способствует развитию интереса к российскому рынку алмазов со стороны ведущих мировых алмазогранильных компаний.
Специфика функционирования алмазно-бриллиантовой отрасли заключается в схожести российского и израильского измерений данной сферы. Перспективой совместного сотрудничества, инициатором которого должна выступать Россия, представляется процесс кооперационного взаимодействия, когда Россия, являясь лидером среди алмазодобывающих государств, передает производственную эстафету Израилю, чтобы довести алмаз до своего завершенного состояния. За счет подобной кооперации удастся изготавливать бриллианты российского-израильского производства.
В данном проекте важно отстаивать российские интересы уже ввиду того, что стоимость бриллианта как минимум в два раза выше, чем необработанного алмаза. Переход от продажи алмазного сырья к созданию коопераций с израильскими алмазогранильными предприятиями в производстве бриллиантов может стать для России небольшим шагом в формировании национального алмазогранильного производства. Интенсификация усилий в отстаивании национальных интересов требуется уже потому, что алмазы, как и остальные сырьевые ресурсы, могут быть довольно скоро исчерпанными [11, с. 20].
Обе страны обладают лидерством в своих отраслях среди остальных игроков мирового рынка алмазов. Россия сохраняет первенство в списке стран, добывающих алмазы. Израиль демонстрирует наивысшие показатели в мире по объему огранки ранее необработанных или прошедших первичную обработку камней. Учитывая такого
рода лидерство, нужно при создании концепции развития отрасли учитывать накопившийся опыт, а также исходить из того, что экспорт в Израиль алмазов стал не совсем желательной составляющей общего российского экспорта в Израиль, остановить который возможно лишь созданием независимых алмазогранильных комбинатов.
Сотрудничество в инновационной отрасли
Израиль - высокотехнологичное государство, обладающее высоким человеческим потенциалом. Для России это привлекательный партнер, у которого нужно перенимать опыт и экспортировать технологии для того, чтобы модернизировать и внедрять инновации на отечественных производствах. Накопленный израильскими исследовательскими центрами научный потенциал можно использовать в российских национальных интересах. Сотрудничество на уровне обмена научно-исследовательскими кадрами и проведение стажировок отечественных специалистов на израильских высокотехнологичных предприятиях может способствовать притоку инновационных знаний и модернизации российских производств.
Инновационная деятельность государства в XXI в. выходит на первый план и имеет наиболее важное значение в планомерном развитии экономики страны. Ведущие мировые державы ради роста своей экономики ставят во главу угла необходимость постоянного внедрения инноваций с целью модернизации национального хозяйства, которое под влиянием мировых научно-технических достижений имеет склонность к быстрому старению. Чтобы отвечать современным вызовам и иметь конкурентоспособную экономику, необходимо все большую часть ВВП инвестировать в научные разработки и исследования, хотя найти оптимальную для бюджета страны долю отчисляемых на науку средств представляется непростой задачей.
Для формирования инновационной среды необходимо множество условий, которые должны присутствовать в существующем или потенциальном состоянии. Государству, ставшему на путь модернизации национальной экономики, требуется наличие конкурентной среды, которая могла бы воспринять и впитать инновационные посылы. Внедрение инноваций требует соработничества между представителями бизнеса и государства.
Своего рода синергия между ставшим на путь модернизации бизнесом и поддерживающим его в этом государством. Последнее может быть плодотворным фактором, способствующим росту экономики.
Запустить рост национальной экономики невозможно в одностороннем порядке. Поддержка бизнеса и наукоемких отраслей может состояться при открытости данных сфер к инновационным преобразованиям.Чтобы добиться поступательного роста производства за счет модернизации ведущих отраслей национального хозяйства, требуется множество условий, формирование которых закладывает государство в виде своей экономико-инновационной стратегии.
Одним из приоритетных направлений сотрудничества может стать производство в России сельхозпродукции по израильским агротехнологиям.
Создание инновационной среды посредством сотрудничества с наиболее преуспевшими в этой сфере государствами во многом зиждится на сообществах узкопрофильных высококвалифицированных специалистов, способных воспринимать на высоком научном уровне достижения современной мировой науки. В России специфика функционирования высокотехнологичных производств такова, что постоянная модернизация технологической среды не проводится, а следовательно, «.слабый спрос на инновации приводит также к усилению еще одной российской проблемы современности - нехватке квалифицированных кадров» [12, с. 204].
Синергия между двумя значимыми игроками национальной экономики - государством и предприятием - возможна посредством инициативной деятельности обеих сторон. Одностороннее содействие модернизации производства без учета пожеланий и возможностей другой стороны не может гарантировать успеха. Чтобы добиться заметных изменений посредством мобилизации существующих ресурсов, требуется не только инициатива и креативность
в деятельности бизнес-структур. В этом процессе законодательная база и возможности государства с проводимым им внешнеэкономическим курсом имеет наибольшее значение. В связи с этим допустимо заявить, что «.государство, в свою очередь, должно на макроуровне влиять на происходящие процессы, ставя амбициозные цели. Они позволяют более эффективно использовать ресурсы страны» [13, с. 186].
Пример Израиля отчасти не может свидетельствовать о синергии государства и частных компаний. Известно, что «.в Израиле отсутствует единая стратегия долгосрочного развития инноваций, а следовательно, и мер государственной поддержки этого процесса» [13, с. 200]. С другой стороны, считается, что фактором успеха для продвижения израильской инновационной политики стало не только наличие высококвалифицированного кадрового потенциала, но и «.широкая поддержка государства в процессах реализации этого потенциала, т.е. создание государством особых условий для коммерциализации перспективных идей» [8, с. 169]. Наяву явное противоречие, скорее всего свидетельствуюшее об отсутствии в Израиле длительных программ по развитию инновационной сферы. Преимущественно используется текущее стимулирование инновационных разработок, которые уже существуют.
Предвидеть траекторию развития науки и производственной базы слишком нелегко, чтобы создавать концепции долгосрочного развития отрасли. Поэтому более эффективным выглядит финансирование разработок, уже воплощенных в жизнь или находящихся на стадии разработки существующей идеи, реализация которой впоследствии породит новые ранее неведомые науке изобретения.
Причиной инновационного рывка нельзя всецело считать технологии и механизм модернизации производства. Достижения какой-либо отрасли возможны благодаря тому, что «.именно люди - высокообразованные, высококлассные специалисты, творческие личности - стали тем ресурсом, который превратил Израиль в страну инноваций» [5, с. 150]. Именно акцент на человеческий капитал стал той решающей силой, отразившейся на научной привлекательности израильских разработок и сделавшей их столь конкурентоспособными.
Приток иностранного капитала и приезд в Израиль сотен тысяч специалистов из постсоветского пространства сделал возможным рывок в сфере хайтека, достичь которого развивающимся странам практически невозможно [7, с. 61].
Заключение
Создание совместных российско-израильских предприятий, производящих высокотехнологичные товары, может стать реальностью уже в ближайшей перспективе. Оба государства, выстраивая хорошие двусторонние отношения, должны исходить из того, что формирующаяся действительность международной экономики создает мировой рынок, где невозможно не учитывать, что «.современное высокотехнологичное производство требует резкого расширения международной производственной кооперации» [11, с. 190].
На современном этапе следует изучать историю культурно-религиозного сотрудничества ради выявления роли политико-религиозного фактора и его влияния на разные направления российско-израильского взаимодействия [14, с. 41]. Неурегулированность некоторых вопросов русской собственности в Иерусалиме, когда израильской стороной затягивается процесс освобождения российской недвижимости из-под насильственного использования израильскими госучреждениями [15, с. 189], должна находить заинтересованность у самих израильтян, как та проблемная сфера, разрешение которой может подтолкнуть совместное сотрудничество к выходу на качественно новый уровень.
Сотрудничество обеих экономик должно начинаться с изучения не только экономических предпосылок к построению отношений, но и требует исследований в сфере культурно-цивилизационных факторов, способствующих созданию совместных предприятий. Культурное разнообразие обеих наций, их религиозная составляющая, социальные условия, политическая действительность должны глубоко изучаться перед заключением долгосрочных контрактов.
История экономического становления и развития государства Израиль может быть поучительной для развивающихся стран. Эта страна сформировала особый тип поступательного экономического развития, предполагающий
открытость к мировым рынкам в условиях неблагоприятного соседства. Важным в изучении истории геоэкономического становления Израиля будет понимание, что «уже в первые десять лет своего существования Израиль делает экспорт оружия и военных технологий одним из приоритетов своей внешней политики ... Идеологически Израиль стремился сделать все, чтобы преодолеть то колоссальное отчуждение и изоляцию, с которой он встретился в регионе» [6, с. 191-192]. Главным же для России как для страны, характеризуемой как транзитивная, должно стать осознание того, что «путь, пройденный страной от периферийности в мировой политике и экономике к центру, достоин того,
чтобы извлечь из израильского опыта многочисленные уроки.» [3, с. 268-269].
Расширение сотрудничества с государством Израиль для России является необходимым также потому, что в условиях экономических санкций российская экономика имеет надежного партнера, через которого появляется возможность не только привлекать инвестиции, но и приобретать технологии. Взаимодействие с Израилем в различных отраслях позволит России и дальше покупать технологии в то время, когда экономические санкции не позволят отечественным предприятиям производить модернизацию производств, закупая инновационный продукт на других рынках.
Список источников
1. Бочаров Ю.Б. Концептуальный анализ современной фазы развития взаимоотношений между Россией и Израилем // Статистика и экономика. 2013. № 1. С. 26-31.
2. Бочаров Ю.Б. Равноправное партнерство неравноправных партнеров. На примере российско-израильских торгово-экономических связей 1990-2013 гг.: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015.
3. Федорченко А.В. Опыт построения советской экономики и израильская хозяйственная модель в послевоенный период // Палестина и Израиль от Второй мировой войны до наших дней / отв. ред. Т. А. Ка-расова, ред. Д. А. Марьясис / Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН; Издатель Воробьев А. В., 2016. С. 250-270.
4. Головина С.Г., Бордман Б. Сельское хозяйство Израиля: взгляд из далекой России // Аграрный вестник Урала. 2007. № 1. С. 60-66.
5. Деревянко Н.В. Высшее образование в Израиле как элемент инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 2. С. 148-151.
6. Epstein A.D. Russia and Israel: a romance aborted? // Russia in Global Affairs. 2007. Vol. 5. No. 4. Pp. 180-190.
7. Кашбразиев Р.В. Финансовые ресурсы международной производственной кооперации: источники формирования и условия эффективного использования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 4 (286). С. 24-37.
8. Oulin S. Bilateral Economic Relations: Main Trends, Forms, and Areas of Business Cooperation // Magen Z., Naumkin V. Russia and Israel in the Changing Middle East. Pp. 81-85.
9. Кашбразиев Р.В. Количественный подход к оценке рисков международной производственной кооперации // Финансы и кредит. 2014. № 46 (622). С. 45-58.
10. Кашбразиев Р.В. Влияние международной кооперации на национальную экономику // Вестник Финансового университета. 2014. № 2 (80). С. 79-92.
11. Кашбразиев Р.В. Основное противоречие международной производственной кооперации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 4 (36). С. 188-197.
12. Марьясис Д. А. Опыт построения экономики инноваций. Пример Израиля / Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2015.
13. МарьясисД.А. О некоторых подходах к оценке государственной политики в области инноваций. Пример Израиля // Израиль древний и новый. Труды кафедры иудаики. Вып. 1. М.: Индрик, 2015. С. 185-202.
14. Ятвецкий Б. В. Культурные связи России и Израиля сквозь призму культурной политики двух стран // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2. С. 36-42.
15. Com L. 5 причин начать деловое сотрудничество с Израилем // Тваринництво Укра'ши. 2015. № 5 (66). С. 2-4.