Лучшие работы конкурса «ПРОФориентир — 2015»
наставничество
Д. С. Долгов, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»
НАСТАВНИЧЕСТВО — руководство молодыми коллективами (или отдельными лицами), осуществляемое опытным специалистом.
Когда у человека возникает вопрос, чем заниматься в этой жизни, появляется непреодолимое желание опереться на чей-то весомый опыт или авторитет. Основной опорой для человека в обществе является семья. Семья — это фундаментальная основа любого организованного сосуществования людей. В историческом прошлом семья являлась основой для формирования будущей добровольной профессиональной деятельности личности. Почему же возникала все большая и большая необходимость во внешнем вмешательстве в процесс формирования личности? Что заставило нарушить многовековые каноны развития человечества? Это прогресс. Прогресс способствовал появлению наставничества — целенаправленного процесса передачи знаний, умений и навыков под пристальным руководством специалиста — человека овладевшего умениями и навыками на профессиональном уровне. Таким образом, передаваемый из года в год уклад жизни семьи, где наставничеством мужчин занимался отец, а женщин — мать, был сломан и породил извечное противостояние, описанное во многих произведениях писателей и философов.
Поначалу процесс формирования наставничества не имел массового характера, немногочисленные профессии не требовали большого количества специалистов, готовых все силы приложить для передачи своих знаний будущему поколению. Но с течением времени возникло понимание необходимости осмысленной передачи знаний и умений.
Какова же роль наставничества в современном мире? Процесс подготовки современного специалиста начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю сознательную жизнь. В этой связи неправильный или ошибочный выбор профессии может не просто помешать жизни современного человека, но и сделать его несчастным и ненужным.
Есть у современного понятия наставничества одно большое отличие от исторического. Современный наставник делает свое дело абсолютно
добровольно. Он не ограничен жизненной необходимостью передачи умений, которые могут быть утеряны безвозвратно. Теперь наставником движет желание найти наиболее подходящего для каждой профессии человека и передать ему накопленные веками знания с особой любовью и вниманием. Ведь смена профессии для современного человека не так опасна и трудна, как в былые времена, что позволяет при выявлении недостаточных способностей с легкостью выбрать более подходящую.
Именно эти обстоятельства предъявляют дополнительные требования к личности наставника. Теперь это не просто человек, фанатично верящий в исключительность деятельности, которой отдал всю свою жизнь. Это думающий и глубоко уравновешенный Учитель — профессионал с большой буквы. Человек способный признаться в неспособности получить максимально эффективного специалиста из конкретного ученика, человек который предложит другой путь развития личности.
Но если наставник нашел достойного ученика, он передает ему не только знания и умения, но и веру в человека. Человека, способного оценить значение конкретной профессии. Человека, способного вести за собой к новым свершениям и будущему.
Есть ли отрицательные стороны у наставничества? К сожалению, есть! Слабый духом, не готовый к борьбе и самоопределению человек зачастую становиться ловушкой для наставника. Наставник, которому достался послушный и безропотно выполняющий все наставления ученик, может впасть в ошибочную эйфорию успеха своей деятельности. Другой негативной стороной деятельности наставника может стать избыточное давление на ученика, что неминуемо приведет не к развитию личности, а ее деградации как самостоятельного субъекта. Таким образом, существует тонкая грань воздействия на ученика наставником. Абсолютно необходимо соблюдать баланс воздействия на личность и проводить самоанализ своей деятельности.
Но не все так плохо. При удачном стечении обстоятельств результат превышает все ожидания. Зачастую ученик затмевает своей деятельностью наставника и уже его великие свершения отража-
ются в истории. Правильно заданный ученику вектор деятельности помогает ему стать настоящим профессионалом в постоянно меняющемся мире.
Большие усилия, терпение и время необходимы для деятельности наставника, но еще
больше — осознание огромной ответственности за другого человека, жизнь которого непременно измениться под влиянием наставничества. Взваливать ли на себя столь тяжкую и зачастую непосильную ношу — выбор каждого человека.
путь к успеху
Методическая разработка тематического родительского собрания
Л. В. Марченко, мастер производственного обучения ГПОУ «Киселевский политехнический техникум»
Пояснительная записка
В свете новых требований стандарта СПО необходимо изменить подход не только к преподаванию, но и к взаимодействию участников образовательного процесса. Эти изменения должны отразиться и на взаимоотношениях с родителями (законными представителями) обучающихся. Необходимо сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Если говорить о профориентационных мероприятиях, организуемых в нашем техникуме, то особый акцент хочется сделать на работе с родителями через следующие формы работы: групповые и общетехникумовские родительские собрания, индивидуальную работу с родителями слабо мотивированных на обучение студентов.
Кроме того, ФГОС СПО предполагает развитие социального партнерства с работодателями не только в вопросах организации практики обучающихся, но и в процессе обучения.
Объединение усилий педагогов, родителей и работодателей значительно повышает мотивацию обучающихся
Вот уже третий год мы проводим для обучающихся и их родителей родительские собрания с приглашением представителей работодателей.
Перед выходом на производственную практику на предприятия города по окончании курса МДК 1.1 «Устройство, техническое обслуживание и текущий ремонт дорожных и строительных машин» проводится родительское собрание совместно с обучающимися 2-го курса по профессии «машинист дорожных и строительных машин». В собрании участвуют представители базового предприятия, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации Киселевского городского округа, мастера производственного обучения — выпускники техникума прошлых лет. Данное собрание сопро-
вождается выступлением вокальной группы обучающихся техникума «Унисон».
В рамках собрания решаются следующие задачи:
— обеспечить интеграцию усилий родителей и педагогов в деятельности по подготовке к промежуточной аттестации обучающихся 2-го курса;
— повысить мотивацию прохождения производственной практики,
— пополнить арсенал знаний родителей по вопросу прохождения производственной практики на предприятиях города;
— способствовать развитию культуры молодого рабочего;
— содействовать формированию прочной триединой связи: родители — студенты — техникум.
Такое собрание требует большой предварительной подготовки:
— заблаговременно оповестить родителей обучающихся (для этого подготовливаются и рассылаются приглашения на собрание);
— мастеру необходимо получить звонки от родителей с подтверждением присутствия на собрании;
— продумать форму и пригласить представителей базового предприятия СУЭК (социальный партнер), представитель КДН и ЗП, службы занятости;
— оформить актовый зал, презентации из жизни обучающихся в стенах техникума, стенгазеты;
— совместно с педагогом дополнительного образования разработать программу выступления студенческой вокальной группы «Унисон», включающую сольные номера.
Перед началом собрания гостям и родителям демонстрируются учебные стенды по профессии, выполненные обучающимися под руководством мастера производственного обучения С. И. Лебедева.