вым основаниях общественной нравственности — стыде и сострадании. Эта идеология может быть представлена двумя соответствующими императивами: «не превозносись» и «не проявляй враждебности к кому бы то ни было в какой бы то ни было форме».
И когда этим императивам начнет следовать хотя бы малая часть общества, в этом обществе появятся духовные авторитеты, а следовательно, и последнее из названных Соловьевым чувств -благоговение - получит почву и возродится, возвращая нас к духовности.
1 Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М. 1991.С.319.
2 Пелевин В. Generation "П".- М.: Вагриус, 1999.
3 Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве. СПб., 1994. С.33.
4 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991.
Л.М. МАКСИМОВА
Ивановский государственный энергетический университет
НАСЛЕДИЕ ВЛ. СОЛОВЬЕВА И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и воспитание в широком смысле атрибутивны для человека и общества. Они возникли вместе с обществом и сопровождают каждого человека всю сознательную жизнь. Огромное значение воспитанию придавали восточные философы. Значительное место проблема воспитания и образования занимала в греческой философии. Аристотель несколько тысячелетий назад, рассматривая образование как обретение человеком своей сущности, как становление человека «добродетельным и знающим», подметил зависимость успешного функционирования государства от его отношения к воспитанию, по-
скольку пренебрежение воспитанием наносит ущерб государству.
Справедливость этой мысли не раз подтверждала социальная практика. Вероятно, поэтому образование становилось предметом осмысления многих известных философов. Так проблемы, поставленные греческой философской традицией по социально-философским вопросам воспитания и образования, нашли отражение в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени. В работах Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, К.А. Гельвеция, Д. Дидро обосновывается тезис о том, что с помощью воспитания и образования можно не только изменить человека и общественные отношения, но и решить фундаментальные вопросы бытия. Под влиянием потребностей эпохи формируется фило-софско-педагогическая система Я.А. Коменского, чья «Великая дидактика» оказала значительное влияние на интеллектуальный климат Европы.
Немецкие философы И.Г. Гердер, Г. Гегель, В. фон Гум-больт видели основную функцию образования в том, что оно ведет к «возрастанию гуманности» и к «восхождению к всеобщ -ности».
Конструктивным признаком образованности немецкий философ середины XX века Х.Г.Гадамер считал «открытость всему иному, другим более обобщенным точкам зрения»1.
Проблемы воспитания и образования не обошла своим вниманием и русская философская мысль. В связи с этим представляет значительный интерес обращение к наследию русской философско-педагогической мысли XIX - начала XX века, уделявшей первостепенное внимание исследованию роли образования в духовном становлении личности. Так, например, И.В. Киреевский, развивая учение о целостной личности, указал на непреходящие ценности и ориентиры образования - духовность и приоритет высших нравственных начал, сохранение традиций русской культуры как основы отечественного образования.
Учение A.C. Хомякова о соборности, универсальности личности также оказало большое влияние на последующую фи-лософско-образовательную мысль.
Современные условия существования человека и общест -ва, глобальные и экологические проблемы, угрожающие всему
человечеству, требуют нового видения мира, новой образовательно-воспитательной парадигмы, новой философии образования. Образование должно ориентировать человека на целостность мира и единство человечества, всеобщность экологических и глобальных угроз, помочь гармонизировать отношения человека с природой и между людьми. Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу становится непременным условием выживания человечества и каждого человека. В связи с этим требуется разработка новых философско-методологических и мировоззренческих оснований современного образования. Это делает актуальными многие философские идеи русского мыслителя Вл. Соловьева.
В философском наследии Вл. Соловьева нет специальных работ, посвященных проблемам образования, однако творчество этого выдающегося русского философа, проникнутое мощной основной идеей - идеей всеединства, наполненное гармоническим мироощущением, представляет огромный интерес для современной философии образования. Такие его работы, как «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра», «Философские начала цельного знания», «Исторические дела философии», могут внести существенный вклад в определение концептуальных основ современного образования, духовной и интеллектуальной основы его содержания. А его концепция всеединства, учение о Богочеловечестве, концепция цельного знания, наконец нравственная философия могут стать основой новой парадигмы образования.
Из всех перечисленных проблем наибольший интерес для современной философии образования представляет концепция всеединства. В этой основополагающей идее творчества Вл. Соловьева, как отмечает Е. Трубецкой, «сплетаются воедино все нити мысли Соловьева. Она составляет центр всего его учения -философского и религиозного, основное содержание всей его проповеди, всего того, что он учил о жизненном пути человека и человечества»2. Стремление объединить человечество, «народы, семьи и лица», показать целостность мирового развития и человеческого существования, представить мир и жизнь человека как цельный процесс делает эту концепцию особенно актуальной.
Обращенная на понимание общества, концепция всеединства раскрывает его как единый организм. Уже в одной из своих ранних работ - «Философские начала цельного знания» - философ рассматривает человечество как целостность, как высшую и духовную реальность, индивидуум, субстанцию, субъект исторического развития. «Обыкновенно, когда говорят о человечестве, как едином существе или организме, пишет философ, то видят в этом едва ли не более чем метафору... Но это совершенно неосновательно... Как собирательный характер человеческого организма не препятствует человеку быть действительным индивидуальным существом, так точно и собирательный характер всего человечества не препятствует ему быть столь же действительным индивидуальным существом. И в этом смысле мы признаем человечество как настоящий субъект исторического раз-
3
вития» .
Таким образом, не человек в его отдельности, а единичный человек совместно и нераздельно с человеком собирательным, с точки зрения Вл. Соловьева, является субъектом исторического развития и совершенствования.
Развивая эту идею в «Чтениях о Богочеловечестве», Вл. Соловьев отмечает, что «человечество есть живое, положительное единство, нас обнимающее» и «все человеческие элементы образуют такой же цельный, вместе универсальный и индивидуальный организм - необходимое осуществление и вместилище
„ 4
первого - организм всечеловеческий» .
Используя понятие «организм», которое действительно удачно выражает всеединство и целостность мира, Вл. Соловьев поясняет: «Мы называем организмам все то, что состоит из множества элементов, не безразличных целому и друг другу, а безусловно необходимых как для целого, так и друг для друга, поскольку каждый представляет свое содержание и, следовательно, свое особенное значение по отношению ко всем дру-гим»5.
Рассматривая человечество как единый организм, единое существо, содержащее в себе множество внутренне связанных элементов, каждый из которых уникален и необходим в своей уникальности для полноты и совершенства целого, Вл. Соловьев выделяет три формы собирательного человека, «три естествен-
ные группы, расширяющие жизнь личности» - это семья, народ и человечество. Семья «живым личным отношением» связывает настоящее с прошедшим и будущим. Отечество расширяет и наполняет нашу душу содержанием души народной с ее славными преданиями. Человечество дает «согласную полноту всех положительных особенностей» различных народов. «Как единичный человек имеет смысл своего личного существования только че -рез семью, через связь свою с предками и потомством, как семья имеет пребывающее жизненное содержание только среди народа и народного предания - так точно и народность живет, движется и существует, только носимая средою сверхнародною и международною, пишет философ, как в отдельном человеке и через него живет весь ряд преемственных поколений, как в совокупности этих рядов живет и через них действует единый народ, так в полноте народов живет и совершает свою историю единое че-ловечество»6.
Так Вл. Соловьев выстраивает цепочку взаимосвязанных организмов и доказывает что «множественность, сведенная к единству, есть целое», где «...каждый член великого собирательного человека причастен абсолютной полноте целого, так как он необходим для этой полноты, не менее чем она для него»7.
Что же делает человечество всеединым и целостным? Раскрывая эту проблему, Вл. Соловьев отмечает, что у человека как представителя всего живого на Земле существует естественная организация как целого, основанная на взаимодействии людей, «при котором частные потребности их деятельности уравновешиваются в результатах общего значения, ведущих к относительному совершенствованию целого. Так, издревле нужды пастухов и земледельцев, воинственный дух народных вождей и корыстолюбивая предприимчивость купцов создавали житейскую образованность и двигали всемирную историю»8.
Однако эта «естественная организованность людей», «житейская образованность и солидарность», по мнению Соловьева, существуют и в природе, и в животном мире. Такое естественное устроение человеческих дел, благодаря которому частные стремления ведут к общему успеху, выражает лишь некоторое единство человечества, и это единство несовершенно, так как
оно не осознанно, «не составляет предмета собственного созна -ния и собственной воли». Единым всечеловеческим организмом человечество делает нравственность, стремление к добру.
Нравственная организация человечества и нравственные отношения, по мнению Соловьева, - основа правильного миропорядка. Нравственность пронизывает все сферы человеческого бытия, наполняет его определенным смыслом и есть «единственно правый, верный путь жизни во всем и до конца»9. «Что же это за общество, состоящее из нравственных нулей?» - спрашивает философ. Будет ли это общество человеческое. В чем тогда будет заключатся его достоинство, внутренняя ценность его существования, какой силой оно будет держаться.
Вл. Соловьев отмечает характерное отличие нравственной организации и нравственной связи от всякой другой. В нравственной организации, по мнению философа, каждый член не только сохраняет свою особенность, но и находит внутренние условия и внешнюю среду для реализации своего высшего достоинства. Так, семья не упраздняет своих членов, а дает им полноту жизни, так же точно и народ не поглощает отдельные семьи и личности, а наполняет их жизнь содержанием в определенной национальной форме. Наконец, нравственное единство или солидарность всего человечества не упраздняет отдельные народности, а связывает их в одно солидарное целое.
Основа нравственности, по мнению философа, заложена в самой человеческой природе. Чувство стыда отличает человека от животного. «Я стыжусь, следовательно, существую» - провозглашает философ. Стыд, жалость и благоговение - вот три элементарных переживания, три «кита», на которых стоит нравственность. Из этих трех переживаний выводит Вл. Соловьев все богатство духовной жизни человека. «Основные чувства стыда, жалости и благоговения, - пишет философ, - исчерпывают область нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу -вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человече-ства»10.
Однако нравственность, считает философ, не может ограничиваться жизнью отдельного человека. Прежде всего потому, что таковой вообще нет. Жизнь человека протекает в обществе. Человеческие лица в отдельности не существуют и не совершенствуются. Действительным субъектом развития, совершенствования, с точки зрения Вл. Соловьева, является не человек в отдельности, а «единичный человек совместно и нераздельно с человеком собирательным». Вл. Соловьев называет три социальные ячейки, три вида «собирательного человека», в котором проявляется и организуется моральное лицо индивида - семья, народ, человечество. «Действительный субъект совершенствования, или нравственного прогресса, есть единичный человек совместно и нераздельно с человеком собирательным»,11 - пишет Вл. Соловьев. «Эти три вида собирательного человека не заменяют, а взаимно поддерживают и воспитывают друг друга и, каждый своим путем, идут к совершенству. Совершенствуется семья, одухотворяя и увековечивая смысл личного прошедшего в нравственной связи с предками, смысл личного настоящего в истинном браке и смысл личного будущего в воспитании новых поколений. Совершенствуется народ, углубляя и расширяя свою естественную солидарность с другими народами... Совершенствуется человечество...»12. Таким образом, нравственное совершенствование человека и человечества, с точки зрения Вл. Соловьева, выражается прежде всего в объединении людей в одно солидарное целое.
По мнению Вл. Соловьева, человечество не слагается из лиц, семей и народов, а предполагается ими. «Добрый смысл жизни. должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом. Это есть необходимое условие нравст -венно - достойного бытия»13. Поэтому «мировая задача, -считает философ, - состоит не в создании солидарности между каждым и всеми, а в полном сознании и затем духовном усвоении этой солидарности со стороны всех и каждого. Жизнь человека. есть невольное участие в прогрессивном существовании человечества и целого мира; достоинство этой жизни и смысл всего мироздания требуют только, чтобы это невольное участие каждого во всем становилось вольным, все более и более сознательным и свободным, т.е. действительно личным, -
чтобы каждый все более и более понимал и исполнял общее дело, как свое собственное»14.
Вероятно, именно это обстоятельство заставляет философа сделать вывод о том, что добро не может победить, не будучи «организованным добром», и совершенствование личной, а также общественной нравственности должно быть организовано.
«Опыт с полной очевидностью показывает, пишет Вл. Соловьев, что когда общественная среда не организована нравственно, то субъективные требования добра от себя и от других неизбежно понижаются»15. Необходимо, «чтобы личностно -общественная среда по существу становилась организованным добром»16.
Из этого следует, что истинное общество, с точки зрения Вл. Соловьева, - это общество организованной нравственности, это нравственный союз.
На кого же возлагает философ эту задачу? Вл. Соловьев считает, что должное или достойное отношение человека к высшему миру, к другим людям и к природе организуется церковью и государством. Важное место он отводит воспитанию семейному и национальному. Рассматривая роль воспитания как одного из направлений нравственной организованности общества, Вл. Соловьев формулирует те основные задачи, на которые оно должно ориентироваться. Прежде всего это «нерасторжимая связь поколений», «взаимодействие и солидарность народов», «объединение всего человечества в одно солидарное целое». «Если педагогия желает иметь общий положительный принцип, бесспорный в нравственном смысле и сообщающий безусловное достоинство ее стремлениям, отмечает философ, то она найдет его только в одном: нерасторжимой связи поколений»17. «Высшая безусловная нравственность обязывает настоящее поколение передать новому все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а также способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага. Таково существенное назначение истинного воспитания, которое должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным»18.
В своих суждениях по поводу воспитания Вл. Соловьев исходит из того, что человек как нравственное существо имеет
безусловное значение только в обществе. Его настоящая действительность, в отдельности взятая, этому значению не соответствует. Отсюда нравственная задача каждого - не отделять себя от безусловного добра, пребывающего как единое во всем. Через воспитание и образование человек должен внутренне соединиться с прошлым и будущим. Только на этой основе, по мнению философа, возможно настоящее воспитание и образование человека.
Если мы будем равнодушны к нашим предкам, мы не будем заботиться о новом поколении. Разве дерево могло бы расти, если б его корни и ствол существовали только мысленно и лишь ветви и листья пользовались настоящей реальностью, отмечает Вл. Соловьев. Воспитание должно быть неразрывно связано с почитанием прошедшего. Этим традиционным элементом обусловлен его прогрессивный элемент.
Но почитание предков и основанное на нем семейное воспитание побеждают безнравственную рознь и восстанавливают нравственную солидарность, целостность человечество «в порядке времени или последовательности бытия». Целостность человечества должна существовать и в порядке сосуществования, прежде всего через целостность народов. Потому, пишет Вл. Соловьев, необходимое «почитание отцов переходит в почитание отечества, или патриотизм, и семейное воспитание примыкает к воспитанию национальному»19.
Нравственная жизнь семьи невозможна вне народа, а жизнь народа вне человечества. История это доказывает. «Наш национальный дух осуществлял свое достоинство в открытом общении со всем человечеством, а не в отчуждении от него», -отмечает Вл. Соловьев. Ярчайшим примером этого были Петр Великий и Пушкин. Все народы «в эпохи расцвета и величия полагали свое значение, утверждали свою народность не в ней самой, отвлеченно взятой, а в чем-то всеобщем, сверхнародном. - национальном по источнику и способам выражения, но вполне универсальном по содержанию». Национальная вражда затемняет смысл народной жизни, «ибо смысл и вдохновение частного - только в связи и согласии его со всеобщим»20.
Вот почему Вл. Соловьев видит нравственную задачу патриота «служить народу в человечестве и человечеству в народе».
Такой патриот во всяком чужом племени и народности найдет положительную, добрую сторону и через нее будет связывать это племя и этот народ со своим собственным - на благо того и другого.
«Мы равны другим людям по основным свойствам человеческого естества, - продолжает философ, - и солидарны с ними в общей жизненной судьбе, через наследственность, историю и общежитие», и эта «естественная солидарность должна переходить в сочувственное и согласное с ними взаимодействие». Так в качестве нравственной нормы в национальной сфере Вл. Соловьев утверждает максиму: «Люби все народы как свой собственный»21. В этом философ видит основную задачу национального воспитания.
Итак, подводя некоторый итог, можно отметить , что Вл. Соловьев рассматривает человечество прежде всего как нравственный союз, путь к которому лежит через образование и воспитание человека. Основная задача образования - «восстановление нравственной целостности через преемственность поколений» и «образование всецелой общечеловеческой организации».
Основное средство для решения этой образовательной задачи Вл. Соловьев видит в культуре, «которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественно-сти...Только она, отмечает философ, может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чув -ства, мышления и воли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской культурой»22.
Такая гуманная культура есть средство для достижения ближайшей цели исторического прогресса - соединение всех национальных и социальных групп «в одну бесконечно разнооб-разную.но нравственно солидарную семью», которая, в свою очередь, представит собой необходимое условие достижения окончательной цели - «свободной солидарности всех положительных сил и элементов вселенной».
Итак, всеединое должно, с точки зрения Вл. Соловьева стать смыслом жизни как отдельного человека, так и целого общества - единого человечества. К этому должно стремиться со-
временное образование, как фундаментальная составляющая современной цивилизации.
1 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. С. 59.
2 Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. Соч. В 2т. М., 1995. Т.1. С. 316.
3 Соловьев B.C. Соч. В 2т. М., 1990. Т.2. С. 145.
4 Соловьев B.C. Соч. В 2т. М., 1989. Т.2. С. 118 - 119.
5 Там же. С. 107.
6 Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Соч. В 2т. М., 1990. Т.1. С. 503 - 504.
7 Там же. С. 504.
8 Там же. С. 484.
9 Там же. С. 79.
10 Там же. С. 130.
11 Там же. С. 493.
12 Там же. С. 546.
13 Там же. С. 92.
14 Там же. С. 286.
15 Там же. С. 339.
16 Там же. С. 340.
17 Там же. С. 498.
18 Там же. С. 495.
19 Там же. С. 499.
20 Там же. С. 377.
21 Там же. С. 379.
22 Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев B.C. Соч. В. 2т. М., 1990. Т.2. С. 176.
Л.А. КОНЕВА
Самарский государственный университет
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Актуальность проблемы индивидуальности не вызывает сомнения, и необходимость знания природы ее требует обраще-