Научная статья на тему 'Насилие в современных произведениях медиакультуры'

Насилие в современных произведениях медиакультуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
450
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Челышева И. В.

В произведениях современной аудиовизуальной культуры отражаются социальные, моральные, культурные процессы, происходящие в обществе. Это отражение проецирует не только происходящие события, но и чувства, мысли, переживаемые современным человеком. В связи с этим актуализируется осмысление проблем медианасилия в произведениях современной медийной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Насилие в современных произведениях медиакультуры»

Проблемы медиакультуры Насилие в современных произведениях медиакультуры

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

ТЛ __С С _

В произведениях современной аудиовизуальном культуры отражаются социальные, моральные, культурные процессы, происходящие в обществе. Это отражение проецирует не только происходящие события, но и чувства, мысли, переживаемые современным человеком. В связи с этим актуализируется осмысление проблем медианасилия в произведениях современной медийной культуры.

Действительность такова, что все мы сталкиваемся с насилием во многих повседневных ситуациях, регулярно становимся зрителями и пользователями экранного насилия, которыми изобилуют средства массовой коммуникации: телевидение, пресса, Интернет, кинематограф и т.д. «Личная культура нормального человека заставляет его избегать серьезных конфликтов, а когда они все же возникают, насилие для их разрешения, как правило, применяются в последнюю очередь. В фильмах, преследующих преимущественно коммерческие цели, все происходит наоборот. Острые конфликты непрерывно изобретаются и множатся, а физическое насилие является приоритетным способом их разрешения. Отступление от правды жизни неизбежно отражается на содержании той картины мира, которую реально видит на «большом экране» типичный кинозритель» [Тарасов, 2005, 173]. Результатом влияния «экранного насилия является привыкание аудитории к демонстрации преступности, формированию неоправданной

терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений. Словом, «медианасилие все сильнее проникает в российское общество, где на практике не существует ни эффективной системы возрастных рейтингов для просмотра и продажи аудиовизуальной продукции, ни системы контроля по отношению к демострации сцен насилия на экране» [Федоров, 2004, с.139].

Как известно, медиаинформация воспринимается не абстрактным индивидом, а представителем определенной социальной группы. Специфика воздействия СМК на формирование ценностных ориентаций состоит в том, что аудитория посредством восприятия произведения

медиакультуры усваивает нормы, ценности определенной социальной группы, вырабатывает установки и рассматривает всякую информацию через призму этих ценностей и ориентаций. Основные теории «медиаэффектов» следующим образом описывают механизмы воздействия, аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия:

- манипулирование чувством страха (например, стимулирование чувства страха перед агрессией и насилием);

-обучение аудитории насильственным/агрессивным действиям с их последующим совершением в реальной жизни (насилие как допустимый способ решения любых проблем);

-стимуляция, возбуждение агрессивных, подражательных инстинктов аудитории, ее аппетита по отношению к сценам насилия (особенно по отношении к аудитории с нарушенной психикой);

«прививка» аудитории чувстве равнодушия, безразличия к жертвам насилия, снижение порога чувствительности по отношению к проявлению насилия в реальной жизни;

- «катарсический», виртуальный и безопасный для окружающих выход агрессивных эмоций, не приводящих к негативным последствиям в реальной жизни [Федоров, 2004, с. 137].

Согласно статье 59 Закона «О средствах массовой информации», злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона (в том числе распространение передач, пропагандирующих культ жестокости и насилия) влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в произведениях современной медиакультуры (программах телевидения, статьях в прессе, материалах в сети Интернет) сцены насилия и жестокости, увы, не редкость, «после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений)тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих сцены насилия» [Федоров. 2004, с.8]. Последствия показа подобных сцен очевидны. Например, исследования, проведенные Н. Брушлинской показали, что регулярный просмотр экранных сцен насилия и жестокости приводит к тому. что у 43,3 % опрошенных отмечается снижение порога чувствительности к жестокости; у 43 % -стимулирование агрессивно-насильственного поведения самого телезрителя; 42,4% - обесценивание человеческой жизни и нравственных ценностей [Брушлинская, 2002, с. 54].

В современной социокультурной ситуации трудно представить себе ситуацию полного запрета медиатекстов с компонентами насилия и жестокости, поскольку они есть в тысячах фильмов и компьютерных игр. В связи с этим вряд ли можно утверждать, что, запретив школьникам и молодежи смотреть на экранах сцены насилия, дабы «оградить их неокрепшую психику», мы сможем вырастить гуманистов, неспособных на насилие по отношению к окружающим людям, природе и т.д. К тому же такие запреты весьма проблематичны, учитывая все возрастающий интерес молодежной аудитории к масс-медиа. Другое дело, развитие умения аудитории самостоятельно, критически оценивать различные медиатексты (телепередачи, фильмы, интернетные сайты и т.д.); способностей к восприятию и аргументированной оценке информации. Обучение «грамотному» чтению медиатекстов, может способствовать адекватной оценке сцен насилия, свидетелями которых являются школьники на экране и в жизни, развитию их медийной культуры. В этом, как известно, состоят основные задачи медиаобразования.

Примечания

Брушлинская Н. Насилие на телеэкране и в жизни // Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С.54.

Тарасов К.А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. М., 2005.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.

Челышева И.В. Проблема насилия в жизни общества и на экране // Медиаобразование. 2006. 3. С.124-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.