Мартыненко Борис Константинович
кандидат юридических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия _(e-mail: [email protected])
Насилие политических элит: постановка проблемы
В статье ставится проблема насилия политических элит. Утверждается, что правящая элита по возможности всегда применяет насилие. Особенно это характерно для ситуаций, когда ее законности угрожают либо когда преступают функционирующие, юридически установленные правила поведения. Насилие - это «окончательный довод», которым пользуется элита для сохранения своей власти.
Ключевые слова: насилие, принуждение, государство, политика, политическое насилие, элиты, политическая элита.
B.K. Martynenko, Master of Law, Professor of a Chair of General Theoretical Legal Disciplines of the North- Caucasian branch of the Russian Academy of Justice; e-mail: [email protected]
Violence of political elites: raising of problem
The problem of violence of political elites is put in the article. Ruling elite always, possibility was only given, applied violence, especially when her legality is threatened or when break the functioning, legally set rules of behavior. Violence is «final reason», used by an elite for abandonment of the power.
Key words: violence, compulsion, state, politics, political violence, elites, political elite.
О насилии как методе завоевания, удержания и утверждения власти ученые и политические деятели говорили с давних времен. Ученые Античности, Средневековья и современности рассматривали насилие с разных сторон: как метод борьбы народа за свои права и как неправовое насилие, использовавшееся властными структурами для подчинения народа своей власти.
Если рассматривать насилие с точки зрения конкретных потребностей социального формирования, то оно становится необходимым и действенным средством любых общественных преобразований: «...Насилие является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политические формы» [1, т. 20, с. 189].
А.В. Понеделков, опираясь на мнение Н.А. Бердяева, подчеркивает, что «с сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство. Это верно для всех форм и типов управления, для монархов и демократии, эпох реакционных и революционных. Из управления меньшинства нет выхода, и все демократические попытки создать царство большинства в сущности являются жалким самообманом. Вопрос лишь в том, правит лучшее или худшее меньшинство, а в принципе одно меньшинство сменяется другим, свергают ли лучшие худших или наоборот. Непосредственное управление и властвование масс возможно лишь как момент стихийного массового разлива в рево-
люциях и бунтах. Но затем все очень быстро возвращается в прежнюю колею: образуется новое меньшинство, которое захватывает в свои руки власть.
В революционные эпохи обычно правит кучка демагогов, которая ловко пользуется инстинктами масс. Революционные правительства, почитающие себя народными и демократическими, всегда бывают тиранией меньшинства. Революционная бюрократия обычно бывает еще ниже той старой бюрократии, которую революция свергает: «господство черни создает свое избранное меньшинство, свой подбор лучших и сильнейших в хамстве, первых из хамов, князей и магнатов хамского царства» [2, с. 127].
Революционная масса всегда бывает лишь атмосферой для осуществления этой тирании меньшинства. Вопрос в реальной действительности идет лишь об одном: восторжествует ли хорошее меньшинство - аристократия или плохое меньшинство - охлократия» [3, с. 50-51].
Среди правящего меньшинства особо выделяется элита. О. Крыштановская дает следующую дефиницию: «Это правящая группа общества, являющаяся верхней стратой политического класса. Элита стоит на вершине государственной пирамиды, контролируя основные, стратегические ресурсы власти, принимая решения общегосударственного уровня. Элита не только правит обществом, но и управляет политическим классом, а также создает такие формы организации государства, при которых
297
ее позиции являются эксклюзивными. Политический класс формирует элиту и в то же время является источником ее пополнения» [4, с. 73]. По ее убеждениям, всякая элита - правящая, т.е. если элита не правит, значит, это не элита. Другие участники политического класса - профессионалы-управленцы, не имеющие отношения к стоящей у власти элите, - образовывают политико-административную элиту, значение которой ограничивается решением общеполитических вопросов и объединением по их реализации в тех структурах государственного аппарата, которые они прямо возглавляют.
Проведенный социологический опрос позволил получить ответ на вопрос: кого можно считать элитой России? Мнения респондентов распределились следующим образом: политиков и чиновников - (5%); деятелей культуры, интеллигенцию - (38%); у кого деньги, тот и элита - (57%) [5]. В современной России народ проживает изолированно, а элита обособленно. Расслоение и несправедливость в социуме выросли до невообразимых размеров. При этом представители элиты не соединяют свое будущее с Россией: покупка собственности за рубежом и учеба там детей - вот типичные признаки времени.
Не имея желания жить в сословном обществе, страну стали покидать многие представители среднего класса. Уезжают либо думают об отъезде хорошие специалисты, образованные люди, способные самостоятельно зарабатывать на независимую жизнь. Уезжают талантливая молодежь и способные представители мелкого и среднего бизнеса, которые хотят работать в условиях нормальной конкуренции.
А кто же приезжает? В основной массе своей это малообразованные люди. Такое замещение населения - залог полнейшей деградации государства. Бесспорно, ждать от гастар-байтеров повышения уровня культуры, науки или правопорядка не стоит [6].
Сегодня отмечается доминирование групповых интересов правящей элиты над гражданскими. Наблюдаются конфронтация всевозможных отраслевых групп элиты, движимых групповыми и личными интересами, внутри-групповая политическая и экономическая борьба различных ее слоев. В связи с этим уместно привести логос Р. Арона: «Монолитная элита означает конец свободы, а разрозненная - конец государству» [7, с. 26]. Россия за весьма краткий интервал времени преодолела дорогу от первого состояния ко второму.
И в наше время у власти находится элита, которая все, что можно, передает по наследству и безответственна перед социумом. Отто-
го все так бесцеремонно разворовывается, и это называется приватизацией. Потому элита бессовестно занимается коррупцией сама и всячески вовлекает в нее других. Ее представители не несут ответственности перед социумом и даже друг перед другом. Если один украл значительнее, чем ему полагается, то могут и руки обломать. Ходорковского, Березовского и других мигом поставили на место, т.к. они «держали фасон» в рамках этой элитной обстановки. Им был нарезан кусок «пирога», а они все время из него выбирались... [8].
Не зря З. Бжезинский высказался весьма недвусмысленно: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но, поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита или уже наша?
Я не вижу ни одной ситуации, при которой Россия воспользуется своим ядерным потенциалом» [9].
Правящая элита всегда, лишь только предоставлялась возможность, применяла насилие.
Элита применяет насилие тогда, когда ее законности угрожают либо когда преступают функционирующие, юридически установленные правила поведения. Ее власть в конечном итоге базируется на том действительном событии, что она является единственной политической силой, что в границах имеющегося юридического порядка обладает правом на использование силы.
Насилие - это «окончательный довод», каким пользуется элита для сохранения своей власти. Для подтверждения этого предположения довольно провести маленький мысленный опыт, вообразив себе, что произошло бы, если бы какая-нибудь политическая элита неожиданно утратила материальные и общественные средства для использования насилия. Ясно, что в этом эпизоде контрэлита и массы свободно бы ее низвергли. Хотя истории известно довольно примеров, крайне реалистично иллюстрирующих результаты утраты элитой потенциала применения насилия.
Следовательно, насилие «сверху» употребляется для сохранения и воспроизводства взаимоотношений господства и повиновения. Соответственная юридическая система сформирована так, чтобы облегчить элите использование насилия. Представители элиты стараются сделать все для того, чтобы применение насилия не смотрелось как действие произвола, и опоясывают его нимбом легитимности.
Политическая элита может быть свергнута не только тогда, когда она теряет надзор над возможностями употребления насилия, но и тогда, когда при необходимости его применения она проявляет сомнения. Это бывает в тех
298
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 3 (45)
эпизодах, когда элита расколота или когда ее члены неверно оценивают возможности своих противников.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
2. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М, 1990.
3. Понеделков А. В. Политическая наука в элитологическом измерении. Ростов н/Д, 2010.
4. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М, 2005.
5. Кого можно считать элитой России? URL:http://www.newsland.ru/news/detail/id/771833/
6. Гапоновская элита России. URL: http:// irinagundareva.com/mneniya/84gaponovskaya-elita-rossii.html
7. Крэстева Л. Власть и элита в обществе без гражданского общества // Социс. 1996. № 4.
8. Хазин М. Элита проголодалась. URL: http://www.aif.ru/money/article/48212
9. Куда же Россия движется? URL: http://www.kprfegorlyk.ru/forum.html?func=view&id= 796&view=threaded&catid=13
10. Бакалов А.И. Политический конфликт и насилие // Сб. науч. тр. Сер. «Право». Ставрополь, 2003. Вып. 1(5).
Подводя итог, особо подчеркнем: опыт истории доказывает, что элита, не решающаяся использовать насилие, свободно утрачивает власть [10].
1. Marx K., Engels F. Works. T. 20.
2. Berdyaev N.A. Philosophy of inequality. M., 1990.
3. Ponedelkov A.V. Political science in dimension of elite. Rostov on/D, 2010.
4. Kryshtanovskaya O. Anatomy of the Russian elite. M, 2005.
5. Who can be considered the elite of Russia? URL: http://www.newsland.ru /news/detail/i d/771833/
6. Gapon elite of Russia. URL: http:// irinagunda-reva.com/mneniya/841gaponovskaya-elita-rossii.html
7. Kresteva L. The power and the elite in society without civil society // Sotsis. 1996. № 4.
8. Hazin M. Elite got hungry. URL: http://www.aif.ru/money/ article/48212
9. Where is Russia heading? URL: http://www.kprfegolyk.ru/forum.html?func=view&id= 796&view=threaded&catid=13
10. Bakalov A.I. Political conflict and violence // Coll. of sci. papers. Ser. «Law». Stavropol, 2003. Fasc. 1(5).
299