Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 49-53.
В. О. Садыкова
НАСИЛИЕ И НЕНАСИЛИЕ: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье рассматриваются понятия ‘насилие’, ‘ненасилие’, ‘толерантность’, ‘терпимость’, выделяется их сущность и характер. Для преодоления насилия автор приоритетную роль отводит воспитанию и образованию молодежи.
Ключевые слова: ценности ненасилия, ненасильственные движения, принуждение насилия, проблемы насилия и ненасилия, политика ненасилия, терпимость, воспитание и образование молодежи.
История развития человечества показала, что каждая нация, каждый народ стремится к максимальной самореализации, к максимальному проявлению своей самобытной культуры, к тому, чтобы быть субъектом исторического творчества, выйти на передние рубежи в науке, искусстве, в экономике. Часто это стремление к самореализации, к свободе сдерживалось в период господства тоталитарных режимов. Применение жестких мер в борьбе с инакомыслием вело к унификации, к показному единомыслию. Но это единомыслие, единство было единством застоя, отчуждения. Без борьбы противоположностей, как известно, не может быть развития, так что появление проблем в отношениях - это процесс естественный в период перехода к обществу демократическому и гражданскому. Другое дело - при решении любых противоречий нужно обходиться без конфликтов, доходящих до взаимоуничтожения. Для этого нужно вскрыть причины обострения отношений между нациями, создать эффективный механизм разрешения противоречий, не забывая опыт цивилизованного разрешения конфликтов многонациональных стран.
Насилие и ненасилие - две противоположные практики, выражающиеся в соответствующих ценностях. Они несовместимы по определению. Но в жизни - индивидуальной, групповой, общественно-государственной -они переплетены и, что особенно важно, нередко циклически сменяют друг друга.
Мысль о конечности и обязательном конце периодов насилия и ненасилия в жизни социального субъекта любого уровня вполне правомерна и заслуживает внимания исследователей. Следует заметить, что в отношении реализации ценностей ненасилия эта мысль остается неразработанной и не подтвержденной фактологическим материалом.
Ученые, исследующие феномены социальной агрессии, насилия, ставят следующие вопросы: «Почему насилие, которое тоже может длиться долго, носит циклический характер, все же сходит, на нет или целиком замещается позитивной кооперацией бывших врагов? Как получается, что после жесточайших войн, жертв и разрушений, которые только увеличивают символический капитал насилия, социальный прогресс идет в другую сто-рону?»1
В технической цивилизации ненасилие в отношении к природе переносится в область взаимоотношений между людьми. Предпосылки для стратегии ненасилия возникают не только в области решения глобальных экологических программ, но и в социальной, политический и духовной сфере, в решении стратегических задач, определении пути исторического прогресса человечества того или иного народа.
Любой тип общества предполагает наличие материального производства, экономики, которая есть сфера необходимости. Все известные в истории способы производства связаны с использованием тех или иных форм принуждения. Самые грубые и жесткие формы принуждения использовались в рабовладельческом обществе. Раба можно было наказать физически, продать, убить. На физическом принуждении основывалось и феодальное общество. Капиталистическое производство также предполагает принуждение к труду. Это экономическое принуждение, принуждение через потребности. Рабочий лично свободен. Его нельзя наказать физически, продать, убить, но его можно уволить. Рабочий вынужден продавать свою рабочую силу, так как ему надо есть, пить, одеваться. Имея материальные потребности, он вынужден заниматься трудом, который сам по себе
для него непривлекателен, является отчужденным.
Следует отметить, что ни рабство, ни крепостническая зависимость, ни отчужденный труд при капитализме в свое время не считались насилием и не осуждались. Для большинства это считалось оправданным, законным и справедливым. Лишь при появлении нового способа производства, более прогрессивного уклада жизни возникали протесты против старых форм принуждения к труду. Так что само понятие ‘насилие’ весьма относительно. Насилием следует считать только такое принуждение, которое не является оправданным, обоснованным, справедливым. Условия исторически меняются, и то, что было оправданным и справедливым в одно время, может стать неоправданным в другое.
Революции, совершающиеся по логике естественно-исторического развития, связаны с элементами принуждения, но они бывают оправданными, а иногда неоправданными, то есть являются насилием.
Насилием следует считать также всякие попытки с помощью государства навязать обществу «идеальные модели» без наличия материальных и духовных предпосылок, т. е. всякого рода социальные эксперименты без согласия на то большинства народа.
Ненасильственные движения сейчас укрепляют свои силы во всем мире: движения за права человека, за гражданские свободы, демократию, против геноцида, диктатур, феминистские и пацифистские движения и др. Вопрос состоит в том, насколько эффективны ненасильственные движения?
Категорию ненасилия принято трактовать как сознательное, преднамеренное применение различных форм принуждения по отношению к личностям, группам людей, нациям, классам и другим социальным группам, сковывание свободы2. Как насилие, так и принуждение бывает непосредственное, индивидуализированное и опосредованное, закодированное в институтах и механизмах общества, скрытое и открытое, физическое и психологическое. Любое насилие есть принуждение, но не всякое принуждение есть насилие. Принуждение бывает разным: 1) необходимое, чтобы сохранить порядок, обеспечить безопасность граждан (когда мешают самоубийце покончить жизнь, когда препятствуют употреблять алкоголь, наркотики, насиловать, воровать), т. е. принуждение сле-
довать общечеловеческим нормам морали и права; 2) когда применяют силу с желанием сделать добро, т. е. благонамеренно, а в действительности для других и для большинства получается зло, недаром же говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад; 3) когда под видом благодеяния делают заведомое зло; 4) собственно насилие - результат сознательного, преднамеренного произвольного применения силы, которое препятствует личности, слоям, группам развивать свои творческие способности, свою индивидуальность, независимо от того, какие результаты, какое значение будет иметь для тех, на кого воздействуют.
Принуждение всегда сопровождается ограничением свободы, но свобода никогда не может быть безграничной, она сковывается нормами нравственности, нормами права, производственной, семейной необходимостью. Не случайно Спиноза отмечал, что свобода - это осознанная необходимость. Осознав те или иные формы или правила, законы, человек может в рамках этих правил и осуществлять свою деятельность, поэтому принуждение в разных формах необходимо. Но насколько оно необходимо, возможно ли избежать насилия и как реагировать на принуждение или насилие? Возможно ли искоренить зло силой? Что приемлемо для человечества: «око за око» и «зуб за зуб» или «непротивление злу насилием» и «доброта и красота спасут мир»? Эти вопросы волновали ученых всего мира, но, похоже, так и не были найдены однозначные ответы. Чтобы понять аксиологию насилия, необходимо включить в исследовательское поле понятие, антино-мичное по смыслу. Таковым является ‘ненасилие’ и адекватные ему термины.
Ненасилие мы определяем как идеологический, этический и нравственный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий насилие как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов. Насилие отсутствует там, где нет принуждения, где люди относятся друг к другу не как объекты манипуляции. Насилие имеет место только там, где есть принуждение.
Относиться к другому как к субъекту -значит считаться с его волей, уважать его права, не мешать ему проявлять свою индивидуальность, не ограничивать его свободу,
не вмешиваться без разрешения в его внутреннюю жизнь, не отказываться от неоправданного применения силы, не прибегать к методам насилия, манипуляции. Относиться к другому как к субъекту - значит считаться с его мнением, использовать силу аргумента, а не аргумент силы. Но бывает и так, чтобы утвердить свое мнение, чтобы заставить признать его другими людьми, начинают применять аргумент силы. Принуждением является и применение методов манипуляции другим человеком через его потребности и методы психологического давления.
В русской философии проблемой насилия и ненасилия фундаментально занимались Л. Толстой, Н. Лосский, И. Ильин, В. Со-ловьев3. Центральный пункт христианского учения Л. Толстой видит в непротивлении, причем вначале он проповедовал абсолютное «непротивление злу» в полном согласии с буквальным смыслом Евангелия.
В. Соловьев в работе «Три разговора» исследует как проблему применения силы в борьбе со злом, так и проблему сатанинского зла, выступающего под видом добра. Философ в диалогах пытается отстоять следующие выводы: а) если на ранней стадии развития войны были необходимы в качестве защиты от воинственно настроенных дикарей, орд, то в современных условиях войн можно избежать; б) нельзя говорить, что войны стимулируют какие-то общественные процессы в положительном смысле. Это все равно, что если без достаточной причины броситься с балкона и вывихнуть руку, а этот вывих удержит от подписания разорительного векселя.
Соглашаясь с В. Соловьевым, что война есть зло, Н. О. Лосский отмечает, что проповедь безоглядного пацифизма, призывающего к отказу от воинской обязанности, могла бы в случае успеха ее в какой-то стране привести к разрушению государства и хаотической анархии, которая страшнее всякой войны. Поэтому отвлеченный пацифизм, не считающийся с конкретными условиями даже на современном этапе развития, в условиях сложной исторической обстановки есть зло еще большее, чем война.
В XX веке этику ненасилия отстаивали и претворяли в жизнь великие гуманисты М. Л. Кинг и М. К. Ганди. Свои принципы ненасилия М. Л. Кинг изложил в работе «Путь к свободе», в которой он предложил единственную форму коммуникации - ненасильствен-
ное сопротивление. По его мнению, политика ненасилия - это путь не трусов: это путь сильных людей. Это не путь бездейственной пассивности. Сторонник ненасильственного сопротивления пассивен лишь в том смысле, что не применяет физического насилия по отношению к своим противникам, но его ум и эмоции активны. Это активное несопро-тивление злу. Отсутствие унижения противоборствующей стороны заключается не в том, чтобы уничтожить противника, а в том, чтобы завоевать любовь и взаимопонимание.
Действия могут быть направлены против самих сил зла, а не против людей, которые выступают его носителями. Ненасилие борется со злом, а не с теми, кто стал его жертвами. Политика ненасилия исключает не только всякое внешнее и внутреннее насилие над духом человека, но и заключается в отказе убивать своего противника. Краеугольным камнем этой политики является любовь.
М. К. Ганди принципиально отвергал насильственные действия и все надежды возлагал на ненасильственное сопротивление колониализму и на этические средства воздействия на человека и общества. По его словам, цивилизация - это такое поведение, которое указывает человеку путь долгу.
Этика ненасилия и идея коммуникации становится актуальной в наши дни более чем когда-либо. Современная цивилизация находится на критическом этапе своего развития. Происходящие во всех сферах изменения столько фундаментальны, что философы-футурологи сравнивают их с переходом общества от каменного к железному веку. Идеи ненасилия актуальны в связи с этноконфесси-ональными противоречиями и конфликтами.
В условиях демократизации общества, когда снимаются внешние оковы принуждения, особенно важно соблюдение этических норм, самосовершенствование, самовоспитание. Особое значение имеет для молодого поколения готовность быть миролюбивым, ненасильственными методами решать конфликты, ненасильственно относиться к природе, ко всему живому, придерживаться установки: пока есть хоть малейшая возможность обойтись без насилия, то надо обойтись без него.
Педагогика ненасилия крайне важна в многонациональном государстве, где необходимо формировать отношение миролюбия и восприятие любого человека, независи-
мо от его национальности, как величайшую ценность. Формирование ненасильственной культуры межнационального общения с приоритетом общечеловеческих ценностей
- основа для гармоничной межэтнической и межкультурной коммуникации. Свои национальные интересы необходимо отстаивать, выходить на передние рубежи духовности культуры прогресса, но не в ущерб другим и не за счет других.
Разнообразие социокультурных укладов, способов жизнедеятельности людей и сложность управления социальными процессами с присущими им противоречиями и конфликтами являются особенностями современного мира, нуждающегося в терпимости к многообразию мнений, в конструктивном согласии для поддержания своего стабильного функционирования и развития. При анализе современной социально-политической и религиозной ситуации все более очевидной становится бесперспективность конфронтационного подхода к социально-политическим конфликтам и конфессиональным проблемам, в связи с чем возрастает роль толерантности как фактора их регулирования.
Понятие ‘толерантность’ используется в самых разных областях знания: философии, теологии, медицине, психологии, социологии, политологии и др. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, ‘толерантность’ - производное от французского ‘tolerant’ - ‘терпимый’4. В словаре В. И. Даля слово ‘толерантность’ трактуется как свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению»5.
Определение терпимости как этнической категории дано в словаре под редакцией А. А. Гусейнова и И. С. Кона. Терпимость
- моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Она выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Хотя данное определение трудно назвать окончательным, все же его неоспоримым достоинством, на наш взгляд, является наличие в нем моральной основы толерантного отношения к представителям иных нации, народностей и религий. Синонимом терпимости выступает толерант-
ность, которая определяется как «терпимость иного рода, взглядам, нравам, привычкам». В социальной практике полное, честное и взаимовыгодное использование установок на согласие, терпимость, готовность к компромиссам, уступкам во имя общего благополучия способно превратить толерантность в важнейший фактор мира и безопасности. Связь между толерантностью и безопасностью, роль толерантности в обеспечении социальной безопасности рассмотрел Н. П. Медведев. Он считает, что толерантность может выступать в качестве основы социальной безопасности, поскольку безопасность как гарантированность от разного рода угроз не может реализоваться без определенной готовности к согласию со стороны субъектов общественных отношений. Таким образом, толерантность не только является качеством, показателем нравственности, но и может выступать нормой руководства, требованием к деятельности субъектов социальных, этнических, конфессиональных отношений.
Идея толерантности, зародившаяся еще в глубокой древности вместе с возникновением человеческой цивилизации, открывает для человека возможности не только гармоничной жизни в рамках семьи, родовой общины и племени, но и выжить в условиях социального, экономического, духовного неравенства людей в рамках государства или групп государств. Все это получает отражение в представлениях о взаимной терпимости, справедливости людей, соблюдении ими «золотого правила» нравственности, непричине-нии вреда всему живому и др.
Особенности жизни любого сообщества находят отражение в культурных ценностях, взаимодействуя с которыми человек и сообщество совершенствует свое образование. Чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы индивидуального образования.
Социальное значение современного образования и воспитания огромно, но оно многократно усиливается в условиях социального неблагополучия, реформирования общества, переориентирования его на иную систему ценностей и идеалах. В таких условиях образование и воспитание становится одним из основных способов решения социальных проблем посредством формирования поколения, нацеленного и подготовленного к общественным преобразованиям, развитию культуры.
В современной России, которая пытается найти пути выхода из кризиса культуры и духовности, проблема образования человека через приобщение его к культуре и воспитание духовности особенно актуальна. Учитывая тот факт, что в России остро стоят задачи формирования поликультурной личности, т. е. личности, обладающей целостным мировоззрением, развитым лингвистическим, географическим, правовым, художественноэстетическим сознанием. По нашему мнению, для этого необходимо решение следующих задач образовательного и воспитательного характера:
- приобщение детей к глубокому познанию своего родного языка, истории, литературы, как наиболее способствующих развитию народа, возрождению его национального самосознания, а также к языку межнационального общения - русскому;
- приобщение к нормам этноэтики;
- воспитание у молодежи чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине;
- воспитание дружеских отношений со всеми народами, расширение знаний о них, их культуре, вкладе в мировую культурную сокровищницу;
- формирование нравственной культуры, необходимой для воспроизводства различных элементов мировой культуры в жизнедеятельности человека.
С одной стороны, в условиях поликонфес-сионального российского общества сохранение толерантности в отношениях между различными религиями является одним из важнейших условий сохранения социальной стабильности в целом. С другой стороны, напряжение в общественных и, в частности, межэтнических отношениях, делает актуаль-
ным поиск способов консолидации российского социума.
Сейчас все чаще политическая и культурная элита обращается к религии, как к основной «стабилизирующей силе», которая может «снять» культурные и этнические разногласия. Действительно, религия является мощным фактором упрочения межкультурного взаимодействия.
В массовом сознании, культурной практике в настоящее время, к сожалению, пока еще не отводится существенная роль религии в процессе стабилизации культурных взаимодействий. Поведенческие стереотипы не в полной мере влияют на формирование религиозных и нравственных чувств, так как являются, главным образом, следованием моде, формой социальной или политической адаптации.
Для решения вышеуказанных задач необходим тесный контакт воспитания и образования. Речь идет о приобщении личности к культурным ценностям, приоритетная роль должна быть отведена воспитанию, дополненному знаниями соответствующей области.
Примечания
1 Тишков, В. А. Теория и практика насилия // Антропология насилия. СПб., 2001. С. 15.
2 Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Т. Апресян. М., 1998. С. 28.
3 Гулыга, А. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Лосский, Н. О. Характер русского народа. М., 1990; Соловьев, В. С. Собр. соч. М., 1995.Т. 4. С. 21.
4 Толковый словарь русского языка / под. ред. Д. Н. Ушакова. М., 1991. Т. 3. С. 206.
5 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1994. Т. 4. С. 69.