Ежегодно в первую субботу апреля в МАДИ (ГТУ) проходит День встречи выпускников, на котором студенты прошлых лет встречаются с бывшими однокурсниками, вспоминают былое, общаются с нынешними студентами. В этот день корреспондент нашего журнала Юлия Седова побеседовала с ректором университета, членом-корреспондентом РАН, доктором технических наук, профессором В.М. Приходько.
- Вячеслав Михайлович, вы также являетесь выпускником Московского автомобильно-дорожного института. Как, с Вашей точки зрения, за прошедшие годы изменился «студент МАДИ»?
- Безусловно, нынешняя ситуация довольно серьезно отличается от той, что мы имели еще лет 10-15 назад. Например, студенты «советского периода», конечно, тоже стремились достичь определенных целей, правда, как оказалось, довольно призрачных. Молодежь в те годы предпочитала, чтобы эти цели перед ней «были поставлены», чтобы ее судьбу устраивали другие, чтобы «кто-то» - то ли декан, то ли ректор
- решал вопросы трудоустройства. С моей точки зрения, современные молодые люди стали гораздо самостоятельнее, более трезво и вдумчиво относятся к выбору своей будущей специальности.
Кстати, меня очень радует то, что вот уже около шести лет наибольшей популярностью пользуются инженерные специальности, ведь до недавних пор большинство абитуриентов стремились учиться на организационно-управленческих и экономических факультетах. В частности, никогда до этого периода времени не набирался «полный комплект» дорожников. Впрочем, план по приему был достаточно высокий, потому что заказ на подготовку инженеров-стро-ителей в области мостового, аэродромного, дорожного строительства формировали соответствующие министерства, и тогда мы вынужденно переводили студентов на специальности, где был «недобор». И это при том, что конкурс в МАДИ всегда был одним их самых высоких среди инженерных
вузов! Начиная же с 1997 года резко вырос спрос именно на эти профессии (наверное, «наелись» экономистов с управленцами)... По нашим прогнозам, в 2004 году конкурс будет не меньше 2 человек на место на строительные специальности. Так что дорожники сегодня выходят в лидеры.
- По Вашему мнению, с чем это связано?
- По-моему, народ стал серьезнее. Например, на Дне открытых дверей, когда я встречаюсь с абитуриентами и их родителями, мне регулярно задают вполне конкретные вопросы: какой факультет дает большую гарантию на трудоустройство, какова зарплата по окончании вуза и т.д. И я могу сказать, что строители сегодня в самом начале трудовой деятельности зарабатывают около десяти тысяч рублей (если же выпускник зарекомендовал себя хорошим специалистом, то ему предложат и должность прораба - а это минимум 15 тысяч рублей в месяц).
Нельзя не признать, что именно строительство и автомобилизация - отрасли, реально работающие на благо страны и человека. Наши выпускники, преподаватели,
56
Высшее образование в России • № 5, 2004
научные сотрудники вуза востребованы сегодня в самых разных областях строительства (мостов, аэродромов, дорог). Кстати, МАДИ (ГТУ) - единственный вуз в России, в котором ведется подготовка специалистов в области строительства аэродромов,
- ведь для открытия новой «инженерной специальности» в вузе необходимы миллионы рублей инвестиций.
Итак, возвращаясь к вопросу характеристики современных студентов, хотелось бы отметить, что все они работают по специальности: возросшее количество автомобилей дает им возможность устроиться в различные компании по продаже, сервисному обслуживанию автомобилей, - ныне существует колоссальное количество предприятий, нуждающихся в наших специалистах. Кроме того, «сегодняшний мадиец» стал очень практичным и собранным, деловым человеком. И эта его деловитость -иногда с хорошей стороны, иногда с плохой - сказывается на учебном процессе. С одной стороны, он старается в кратчайшие сроки усвоить учебный материал, требует от преподавателей возможность сдавать программу по индивидуальному графику; а с другой (получив возможность зарабатывать «настоящие» деньги) - не стыдится предлагать преподавателям всякие подношения, деньги.
- А насколько сегодня востребована аспирантура? Стремятся ли выпускники МАДИ стать преподавателями, научными сотрудниками?
- Безусловно, желающих учиться в аспирантуре хватает. Мы даже были вынуждены организовать два срока: раньше «в аспиранты» принимали только в октябре, теперь и в мае. Однако нельзя не отметить, что подавляющее большинство молодых
мужчин становятся аспирантами, дабы избежать призыва в армию. Поэтому руководство университета вынуждено принимать меры, чтобы ужесточить контроль на первых курсах, - ведь раньше невозможно было себе даже представить, чтобы аспиранта отчислили из аспирантуры за «утрату связи с кафедрой». Оказывается, ему лишь нужен был статус аспиранта. Но те, кто идет в аспирантуру по призванию, - это, как правило, очень увлеченные молодые люди, искренне желающие связать свою судьбу с преподавательской и научной деятельностью. Они нам, профессорско-преподавательскому составу университета, помогают с оптимизмом смотреть в будущее, несмотря на существование колоссального разрыва между преподавателями старшего и среднего поколения, который пока еще не проявился в полной мере. А уж когда, простите, старшее поколение уйдет в иной мир, тогда молодые коллеги останутся без поддержки, без опыта и знаний. Ведь для того, чтобы стать преподавателем, нужно не просто защитить диссертацию и получить звание доцента, надо научиться работать со студентами, с методической литературой. Кстати, большую помощь нашим молодым специалистам-преподавателям оказывает кафедра инженерной педагогики - она играет колоссальную роль в пополнении нашего преподавательского состава, в том числе и выпускниками МАДИ.
Вообще, наши выпускники - удивительное явление. Я не знаю другого учебного заведения, где бы проходил столь неформально День выпускника, посещение которого - традиция для каждого бывшего студента МАДИ. Думается, в этом заслуга и нас, преподавателей: мы стараемся прививать студентам любовь и уважение к родному вузу, воспитывать их в духе патриотизма.
День встречи выпускников оказался знаменательным и для заведующего кафедрой транспортной юриспруденции, доктора юридических наук, профессора Ю.Б.Суворова, который вместе с бывшими сокурсниками отм,ечал тридцатилетие со дня окончания МАДИ.
«В то время, когда мы учились в МАДИ, он был еще институтом, - рассказал Юрий Борисович, - а сегодня статус нашего вуза повысился, и заслуженно, ведь университет готовит ведущих специалистов своего профиля - автомобильно-дорожного, предоставляя учащимся возможность получить знания во всех «образовательных направлениях», востребованных на дорожнотранспортном комплексе. Так, в 90-х годах у руководства вуза возникла идея создания на гуманитарном факультете кафедры транспортной юриспруденции, ибо изменения в правовом постперестроечном пространстве (изменились кодексы законов, инфраструктура общества) сказались и на дорожно-транспортном комплексе. Следовательно, специалистам-выпускникам МАДИ стали необходимы знания в области юриспруденции в целом, в области права и, в частности, той ее части, что востребована именно на дорожно-транспортном комплексе. К работе на кафедре было решено привлечь юристов, имеющих в этой области не только интересы, но и профессиональные знания.
Таким образом, сегодня мы обучаем студентов всех специальностей в рамках основного учебного процесса (по дисциплинам правоведения, транспортного права, хозяйственного права и других), а также участвуем в работе по обучению специалистов дорожно-транспортного комплекса и по перепрофилированию их деятельности; например, в области страхования, экспертизы дорожно-транспортных происшествий (сам я в этой области проработал более двадцати лет - от эксперта до главного эксперта Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ). Поскольку в соответствии с законодательством экспертами вправе быть не только сотрудники специальных государственных судебно-экспертных учреждений, но и подразделений вузов, других профильных организаций, обладающие соответствующими знаниями и признанные профпригодными судом, - то в МАДИ имеется бюро, про-
изводящее подобные экспертизы, а кафедра дает необходимые в этом направлении знания и студентам вуза, и специалистам, «повышающим квалификацию» в университете.
Думаю, кафедру «транспортной юриспруденции» можно назвать уникальной, так как здесь происходит «смычка» знаний, специальностей в юридической и транспортно-технической областях.
Кстати, многие наши преподаватели заканчивали МАДИ, а затем уже получали юридические дипломы. Вот я, например, окончил конструкторско-механический факультет, а через несколько лет в силу ряда причин решил изменить профиль деятельности (видимо, гуманитарная составляющая натуры дала себя знать). Часто наблюдаю подобные «настроения» у студентов, ведь основной контингент приходит учиться в МАДИ из любви к автомобильной технике, машинам, при этом часть учащихся явно обладает склонностью к гуманитарии, но еще не разобрались в себе в силу возраста. И замечательно, когда дипломированный инженер, имеющий в душе тягу к гуманитарным наукам, получает возможность реализовать себя и в этих областях. Так, я первое время после окончания вуза работал по профилю, потом окончил аспирантуру в НИИ автомобильного транспорта и там защитил кандидатскую диссертацию по вопросам безопасности дорожного движения. А затем занимался экспертизой дорожно-транспортных происшествий во ВНИИ судебных экспертиз при Министерстве юстиции. Защитил докторскую диссертацию (юридическую). А когда руководство МАДИ решило создать эту кафедру - вернулся в родной вуз, и считаю, что сегодня моя «ниша» - здесь.
Вот так складывается иногда судьба. Можно искренне сказать «спасибо» альма-матер за активное участие в судьбах выпускников, даже тех «блудных сынов», которые, возвращаясь, получают возможность реализовать свои знания и навыки; и надеюсь, приносят тем самым пользу родному вузу».