Научная статья на тему 'Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования различных типов личностной беспомощности у подростков'

Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования различных типов личностной беспомощности у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1055
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / НАРУШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / VIOLATION OF FAMILY RELATIONSHIPS / ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / PERSONAL HELPLESSNESS / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ / TYPOLOGY OF PERSONAL HELPLESSNESS / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Циринг Диана Александровна, Пономарева Ирина Владимировна, Евстафеева Евгения Александровна, Эвнина Ксения Юрьевна

Семья, рассматриваемая авторами статьи с позиций системного подхода, выступает средовым фактором становления личности подростка. В статье представлен анализ эмпирических данных, свидетельствующий о влиянии нарушений семейных взаимоотношений на формирование личностной беспомощности как системной характеристики субъекта. Личностная беспомощность как системная характеристика, связанная с тревогой, с недостаточной адаптивностью в социуме, свидетельствует о низкой дифференциации, которая присуща той семейной системе, в которой воспитывается ребенок. В концепции личностной беспомощности установлены типы семейного воспитания, при которых с большей вероятностью формируется личностная беспомощность: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания. В данном исследовании доказана гипотеза о том, что определенное нарушение семейного стиля воспитания формирует определенный тип личностной беспомощности у подростка. В частности, доказано, что доминирующая гиперпротекция взаимосвязана с манипулятивным типом, повышенная моральная ответственность и жестокое обращение с адаптивным типом, а противоречивый тип семейных взаимоотношений, формирует защитный тип личностной беспомощности. Установлены ошибки семейного воспитания, как компоненты стиля семейного воспитания, детерминирующие в большей мере личностную беспомощность того или иного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Циринг Диана Александровна, Пономарева Ирина Владимировна, Евстафеева Евгения Александровна, Эвнина Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLATIONS OF PARENTAL PARENTING STYLE INCREASES THE RISK OF FORMATION OF VARIOUS TYPES PERSONAL HELPLESSNESS IN ADOLESCENTS

Family, considered by the authors to the system approach, in favor of environmental factors of personality of a teenager. The analysis of the empirical evidence on the impact of violations of family relationships on the formation of personal helplessness as the system characteristics of the subject. Personal helplessness as a systemic characteristic associated with anxiety, a lack of adaptability in the society, indicates the low differentiation, which is inherent of the family system in which the child is brought up. The concept of personal helplessness installed types of family education, where more likely formed personal helplessness: dominant patronage, increased moral responsibility, abuse and inconsistent parenting style. This study proved the hypothesis that certain violations of family parenting style creates a certain type of personal helplessness in adolescents. In particular, it is proved that the dominant patronage interconnected with the manipulative type, high moral responsibility and abuse of adaptive type, and controversial type of family relationships, forms a protective type of personal helplessness. Installation mistake of family education, as components of the style of family education, determining increasingly personal helplessness of one type or another.

Текст научной работы на тему «Нарушения в родительских стилях воспитания, повышающие риск формирования различных типов личностной беспомощности у подростков»

психологические науки

Д.А. Циринг, И.В. Пономарева, Е.А. Евстафеева, К.Ю. Эвнина НАРУШЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 159.9

НАРУШЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЯХ ВОСПИТАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ РИСК ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

© 2015

Д.А. Циринг, доктор психологических наук, профессор, ректор И.В. Пономарева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Е.А. Евстафеева, старший преподаватель кафедры психологии К.Ю. Эвнина, преподаватель кафедры психологии

Челябинский государственный университет, Челябинск (Россия)

Аннотация. Семья, рассматриваемая авторами статьи с позиций системного подхода, выступает средовым фактором становления личности подростка. В статье представлен анализ эмпирических данных, свидетельствующий о влиянии нарушений семейных взаимоотношений на формирование личностной беспомощности как системной характеристики субъекта. Личностная беспомощность как системная характеристика, связанная с тревогой, с недостаточной адаптивностью в социуме, свидетельствует о низкой дифференциации, которая присуща той семейной системе, в которой воспитывается ребенок. В концепции личностной беспомощности установлены типы семейного воспитания, при которых с большей вероятностью формируется личностная беспомощность: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания. В данном исследовании доказана гипотеза о том, что определенное нарушение семейного стиля воспитания формирует определенный тип личностной беспомощности у подростка. В частности, доказано, что доминирующая гиперпротекция взаимосвязана с манипулятивным типом, повышенная моральная ответственность и жестокое обращение с адаптивным типом, а противоречивый тип семейных взаимоотношений, формирует защитный тип личностной беспомощности. Установлены ошибки семейного воспитания, как компоненты стиля семейного воспитания, детерминирующие в большей мере личностную беспомощность того или иного типа.

Ключевые слова: психология развития, семейное воспитание, нарушение семейных взаимоотношений, личностная беспомощность, типология личностной беспомощности, подростки.

В истории развития научного знания о факторах обуславливающих становление личности особое место отведено семье. Роль семейного воспитания невозможно переоценить, но зачастую изучение детско-родитель-ских отношений, нарушений взаимоотношений в семье носит односторонний характер: исследователи ограничиваются установлением взаимосвязи между ошибками семейного воспитания и какими-либо особенностями поведения ребенка или его личности, игнорируя целостность субъекта и системность психики. Очень важно правильно определиться с методологией исследования семейного воспитания как средового фактора формирования субъекта, чтобы затем на основе полученных выводов выстраивать эффективные стратегии психологической профилактики и помощи семьям с нарушенными коммуникационными процессами.

На наш взгляд, данную методологическую проблему успешно решает системный подход к проблеме психического здоровья и семейных взаимоотношений. Сущность системного подхода состоит в том, что он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта и механизмов, которые эту целостность обеспечивают [1]. Развертывание принципа системности в психологии привело к проникновению его во многие сферы теоретических и практических исследований. Системный подход в психологии нашел отражение в исследовании семьи как системы и семейной психотерапии. Системное мышление исследователей трактует семью как целостный организм, как систему эмоциональных отношений (М. Боуэн, 1966). Отношения в семье представляют собой стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, межличностные взаимоотношения. А. В. Черников, систематизируя положения системного подхода, определяет семью как социальную систему; комплекс элементов и их свойств, которые характеризуются динамическими связями и отношениями друг с другом [2]. В соответствии с общей теорией систем, семья является динамической системой, в которой доминирует движение, здесь отношение одного предмета к другому оказывает воздействие на все его части. Как отмечают представители системной семейной психотерапии, семейная система является самоорганизующейся, другими словами, любые изменения в системе целесообразны, причины этих изменений лежат внутри неё самой, процесс изменения семейной системы, и функци-

онирование её в целом, определяет жизнедеятельность элементов этой системы [1, 2]. Из этого следует что, семья является не только средой, продуцирующей психические травмы, но также средой, определяющей реакцию личности на них. Она может, например, воспитать ребенка с личностной беспомощностью, создавая соответствующую воспитательную обстановку, что, в конечном итоге, приведет к трудностям ребенка во взрослой жизни. Так, симптомокомплекс личностной беспомощности, исследуемый нами, порождается в семейной системе, на основе взаимоотношений в семье [3-7]. В связи с этим, следует рассматривать вопрос о формировании личностной беспомощности в рамках системного подхода.

Личностная беспомощность как системная характеристика, связанная с тревогой, с недостаточной адаптивностью в социуме свидетельствует о низкой дифференциации, которая присуща той семейной системе, в которой воспитывается ребенок [8-10]. Чрезмерность родительской заботы, внимание, опека являются результатом тревоги родителей, обусловленной низкой дифференциацией. Диагностируемая у ребенка личностная беспомощность свидетельствует также о низкой степени дифференцированности, связанной с отсутствием у ребенка собственных внутренних ресурсов для решения сложностей различного характера, чрезмерной зависимостью от окружающих, что провоцирует родителей проявлять гиперопеку, подкрепляя убежденность в несамостоятельности их детей [11, 12]. В рамках концепции личностной беспомощности Д. А. Циринг доказывает, что именно семьи с низкой дифференцированностью, где высока зависимость членов семьи друг от друга, поощряют недифференцированность детей, другими словами, не позволяя приобрести независимость, усиливая симбиоз детей и родителей, последние формируют стилем взаимоотношений и воспитания личностную беспомощность как устойчивую характеристику личности [3].

Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис выделили факторы семейных взаимоотношений, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков. К таким факторам относятся уровень протекции, степень удовлетворенности потребностей ребёнка, степень предъявления требований, степень запретов, строгость санкций, структурно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи, особенности

Д.А. Циринг, И.В. Пономарева, Е.А. Евстафеева, К.Ю. Эвнина психологические

НАРУШЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ... науки

функционирования системы взаимных влияний, механизмы семейной интеграции [13].

Ранее автором концепции личностной беспомощности были установлены типы семейного воспитания, при которых с большей вероятностью формируется личностная беспомощность: доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, жестокое обращение и противоречивый стиль воспитания [3, 5].

В данном исследовании авторы поставили задачу выявить частные нарушения семейных коммуникаций, детерминирующих личностную беспомощность.

Для этого были собраны эмпирические данные, раскрывающие особенности семейных взаимоотношений в семьях подростков с личностной беспомощность (N=119), а также такие психологические характеристики подростков как склонность к манипулятивному поведению, выраженность психологических защитных механизмов и степень удовлетворенности семейными взаимоотношениями.

Множественный регрессионный анализ как метод математической статистик позволили определить вклад нарушений семейных взаимоотношений в формирование личностной беспомощности. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Оказалось, что у подростков наиболее склонных к манипулятивному поведению на формирование личностной беспомощности относительно наибольшее влияние оказывает потворствование отца (Р=0,355, р=0,001). Отец, некритично удовлетворяет все потребности ребенка, чрезмерно покровительствует ему, стремится освободить его от малейших трудностей, в то же время такое воспитание препятствует выработке навыков к систематическому упорству в достижении цели, умении справляться с трудностями. Кроме того, у этих подростков недостаточность санкций матери (Р=-2,968, р=0,007) вносит относительно больший вклад в формирование личностной беспомощности. Матери таких подростков предпочитают обходиться без наказаний, уповают на поощрения, в результате чего подросток не получает объективной оценки своим поступкам, а ошибочные стратегии поведения подростка никаким образом не корректируются, в дальнейшем такой подросток не способен справится со сложной ситуацией без посторонней помощи [14].

Таблица 1- Оценка вклада нарушений семейных взаимоотношений в формирование личностной беспомощности у подростков

Психологические особенности подростков с личностной беспомощностью Нарушения семейных Р

Склонность к манипулятивному поведению Потворствование отца Недостаточность санкций матери 0,355 2,968 0,001 0,007

Психологические защигные механизмы Неустойчивый стиль воспитания матери Вынесение отцом конфликта между супругами в сферу воспитания Воспитательная неуверенность отца Чрезмерность требований-обязанностей со стороны отца Чрезмерность санкций со стороны 3,972 2,149 2,160 4,158 2,499 0,001 0,042 0,041 0,000 0,02

Удовлетворенность семейными взаимоотношениями Чрезмерность запретов отца 2,584 0,017

У подростков, прибегающих наиболее часто к психологическим защитам (регрессия, замещение) личностная беспомощность детерминируется в большей мере неустойчивым стилем воспитания матери (Р=0,522 р=0,000). Неоднозначность воспитательных приемов матери, нестабильность воспитательной стратегии или её полное отсутствие, приводящие к дисгармонизации личности ребенка, вынуждают последнего сохранять гомеостаз посредством защитной функции личностной беспомощности [15, 16]. Также у этого кластера подростков вынесение отцом конфликта между супругами в сферу воспитания провоцирует формирование личностной беспомощности (Р=2,149, р=0,042). Данное нарушение семейных взаимоотношений демонстрирует недо-130

вольство отца воспитательными методами матери, что обнаруживает противоречивость семейного воспитания, в целом. Также обнаружено, что воспитательная неуверенность отца (Р=2,160, р=0,041), чрезмерность его требований-обязанностей (Р=-4,158, р=0,000). и запретов (Р=-2,499, р=0,02). вносят больший вклад, чем другие предикторы в формирование личностной беспомощности у подростков с выраженными защитными механизмами. С одной стороны, воспитательная неуверенность отца приводит к перераспределению власти в семье в пользу подростка, с другой, отцом накладываются высокие запреты и обязанности, что ярко демонстрирует противоречивость воспитания отца [17].

Чрезмерность запретов отца (Р=4,584, р=0,017) выступает в качестве основного на ряду с остальными предикторами формирования личностной беспомощности у подростков наиболее удовлетворенных семейными взаимоотношениями. Отец предъявляет подростку огромное количество требований, которые ограничивают его свободу и самостоятельность. У подростка нет ресурсов противостоять таким мощным запретам, ему остается лишь адаптироваться к ним, проявляя личностную беспомощность [18].

Полученные данные о взаимосвязи частных ошибок семейного воспитания и указанных особенностей личности подростков с личностной беспомощностью имеют теоретическую и практическую ценность. Во-первых, данные указывают на различные типы личностной беспомощности, сложившейся под влиянием разных ошибок семейного воспитания, что позволяет формулировать типологию личностной беспомощности и развивать концепцию. Во-вторых, известность последствий нарушения семейных коммуникационных процессов приводит к наиболее эффективной профилактической работе в семье. И, в-третьих, знание вклада нарушений семейных взаимоотношений в формирование личностной беспомощности различного типа поможет психологу-практику выстроить стратегию работы для достижения психотерапевтического эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Варга А. Я., Системная семейная психотерапия : Краткий лекционный курс. / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

2. Черников А. В. Системная семейная терапия : ин-тегративная модель диагностики / А. В. Черников. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независ. фирма «Класс», 2001. 208 с.

3. Циринг Д. А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопр. психологии. 2009. № 1. С. 22-31

4. Пономарева И. В. Семья как фактор формирования личностной беспомощности // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. №4. 2011. Челябинск: ООО «ИзЛиТ». С. 109-113.

5. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности : исследование уровней субъектности / Д. А. Циринг. М.: Академия, 2010. 410 с.

6. Ponomareva I. Tsiring D. Adolescents from families with disturbances in relationships: typology of personal helplessness, 28th International Congress of Applied Psychology. Paris. France. 2014. http://www.icap2014.com

5. Ponomareva I., Tsiring D. Typology of Personal Helplessness and Its Relationship with Different Parenting Styles. The 13th European Congress of Psychology. Stockholm. 2013. http://www.ecp2013.se

6. Циринг Д. А., Пономарева И. В., Овчинников М. В., Эвнина К. Ю. Средовая природа личностной беспомощности. // Вестник Томского государственного университета. №389. 2014. с. 217-220

7. Циринг, Д. А. Психология выученной и личностной беспомощности. Учебное пособие. / Д. А. Циринг. М.: Академия, 2013. 236 с.

8. Циринг Д. А., Пономарева И. В., Овчинников М.

психологические науки

Д.А. Циринг, И.В. Пономарева, Е.А. Евстафеева, К.Ю. Эвнина НАРУШЕНИЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЯХ ВОСПИТАНИЯ ...

В., Евстафеева Е. А., Честюнина Ю. В. Эмпирическое исследование стилей семейного воспитания и особенностей взаимоотношений с родителями в семьях детей с личностной беспомощностью // Фундаментальные исследования. 2014. № 11(4). С. 929-933;

9. Tsiring D. Effects of Personal Helplessness in Adolescents' Behaviour, 28th International Congress of Applied Psychology. Paris. France. 2014. http://www. icap2014.com

10. Tsiring D. Effects of Personal Helplessness in Human Activities and Behavior. The 13th European Congress of Psychology. Stockholm. 2013. http://www.ecp2013.se

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп. СПб.: Питер, 2000.

12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ ЧеРо, 1997. 344 с.

13. Никольская И. М., Грановская Р. М. .Психологическая защита у детей. СПб.: Речь. 2006. С. 249-253

14. Пономарева И. В. Исследование психологических функций личностной беспомощности у подростков в семьях с различными стилями семейного воспитания //

Фундаментальные исследования. 2013. № 4 (1). С. 138144

15. Птичкина Е. Л. Семья и подросток: внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков. Учебное пособие. Камчат.: Изд-во КамГУ. 2006. 102 с.

16. Цымбал Е.И., Сафонова Т.Я. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям. - М.: ПМСЦ «ОЗОН», 2001. - 121 с.

17. Эвнина К. Ю., Евстафеева Е. А., Овчинников М. В., Честюнина Ю. В. Роль отца в формировании личностной беспомощности у детей. Fundamental science and tec-nology - promising developments, North Charleston, 2014, 2, pp. 72 - 75.

18. Циринг Д. А., Эвнина К. Ю., Евстафеева Е. А., Овчинников М. В., Семейная система как средовой фактор формирования личностной беспомощности: теоретическое обоснование // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 3 (6). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=104

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Основной конкурс» (ГК№ 14-06-00577 а)

VIOLATIONS OF PARENTAL PARENTING STYLE INCREASES THE RISK OF FORMATION OF VARIOUS TYPES PERSONAL HELPLESSNESS IN ADOLESCENTS

© 2015

D.A. Tsiring, doctor of psychological science, professor, rector of Chelyabinsk State University I.V. Ponomareva, candidate of psychological science, assistant professor of the chair «Psychology» E.A. Evstafeeva, assistant professor of the chair «Psychology» K.Y. Enina, lecturer of the chair «Psychology»

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk (Russia)

Abstract: Family, considered by the authors to the system approach, in favor of environmental factors of personality of a teenager. The analysis of the empirical evidence on the impact of violations of family relationships on the formation of personal helplessness as the system characteristics of the subject. Personal helplessness as a systemic characteristic associated with anxiety, a lack of adaptability in the society, indicates the low differentiation, which is inherent of the family system in which the child is brought up. The concept of personal helplessness installed types of family education, where more likely formed personal helplessness: dominant patronage, increased moral responsibility, abuse and inconsistent parenting style. This study proved the hypothesis that certain violations of family parenting style creates a certain type of personal helplessness in adolescents. In particular, it is proved that the dominant patronage interconnected with the manipulative type, high moral responsibility and abuse of adaptive type, and controversial type of family relationships, forms a protective type of personal helplessness. Installation mistake of family education, as components of the style of family education, determining increasingly personal helplessness of one type or another.

Keywords: developmental psychology, family education, violation of family relationships, personal helplessness, typology of personal helplessness, teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.