системы психолого-педагогического управления образовательным процессом в филиалах вузов России : монография / Т.В. Савченко. - Белгород : Изд-во Белгородского гос. ун-та, 2005. - 89 с.
НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ПРИ АРАХНОИДАЛЬНЫХ КИСТАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Людмила Павловна Лассан, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ),
Санкт-Петербург
Аннотация
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами ( в правом полушарии у 35, в левом - у 65) и 119 успешных школьников 1-10 классов. Установлено влияние фактора латерализации и локализации патологии на психические функции, а также зависимость этого влияния от половых различий и возраста.
Ключевые слова: психические функции, дети школьного возраста, арахноидальная киста, латерализация и локализация патологии, половые различия.
DISTURBANCE OF МENTAL FUNCTIONS OF SCHOOL AGE CHILDREN WITH
ARACHNOID CYSTS
Lyudmila Pavlovna Lassan, the candidate of psychological sciences, the senior scientific
employee, the senior lecturer,
The Russian state pedagogical university it. A.I.Gertsena,
St.-Petersburg
Abstract
The analysis of neuropsychological investigations of 142 patients from 7 to18 years old with arachnoids cysts (35 in the right hemisphere and 65 in the left one) and 119 successful study schoolchildren of 1-10 classes was carried out. Influence of the lateral’s and local factor pathologies on mental functions, and also dependence of this influence on sex difference and age is established.
Key words: mental, school age children, arachnoids cyst, the lateral’s and locals factor pathologies, sex difference.
Арахноидальная киста - это врожденное доброкачественное объемное экстра-церебральное образование, содержимым которого является цереброспинальная жидкость, а стенками - арахноидальная оболочка или ее отдельные листки [3,2]. По локализации выделяют две группы кист: а) кисты полушарий мозга, к которым относятся арахноидальные кисты боковой щели мозга, конвекситальной поверхности мозга и парасагиттальные арахноидальные кисты; б) срединно-базальные кисты, к которым относят супраселлярные и интраселлярные арахноидальные кисты, арахноидальные кисты четверохолмной цистерны, охватывающей цистерны, арахноидальные кисты мостомозжечкогового угла [1].
Характерным для кистозного поражения головного мозга у детей является наличие длительного периода бессимптомного течения, поэтому диагностика арахнои-дальных кист представляет известные сложности. До введения в клиническую практику компьютерной и магнитно-резонансной томографии в большинстве случаев диагноз ставился во время оперативного вмешательства или аутопсии. При появлении новых диагностических возможностей количество верифицированных арахноидальных кист у детей выросло в несколько раз. Зачастую это случайные находки во время комплексного исследования ребенка с жалобами на головную боль, снижение успешности обучения, появление эпилептических приступов после физических или психических нагрузок и т.п. У детей при отсутствии очаговой неврологической симптоматики и сим-
птомов гипертензионно- гидроцефального синдрома в бессимптомный период течения заболевания особую важность приобретает нейропсихологическая диагностика состояния высших психических функций как ранних признаков нарушенного цереброге-неза, поскольку наличие арахноидальной кисты в развивающемся мозге приводит к реорганизации систем функционального взаимодействия мозговых структур и к нарушению протекания психических процессов.
Целью настоящей работы явились изучение высших психических функций у детей с арахноидальными кистами и анализ особенностей нарушений в зависимости от локализации и латерализации патологического образования, а также возраста и пола пациента.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведен анализ нейропсихологического исследования 142 больных школьного возраста от 7 до 18 лет с арахноидальными кистами головного мозга, из них у 42 пациентов диагностированы срединно-базальные кисты, у 100 - кисты полушарий мозга (у 35 пациентов киста в правом полушарии, у 65 - в левом). Во всех случаях диагнозы были верифицированы в ходе хирургического лечения, а также результатами компьютерной, магнито-резонансной и эмиссионно-позитронной томографии головного мозга.
Для возможности сравнения полученных данных с нормой была исследована тем же набором нейропсихологических методик контрольная группа 119 здоровых испытуемых, которые являлись учениками 1 - 10 классов средних школ Санкт - Петербурга. Критерием отбора служила успешность обучения.
Корреляционный анализ выявил высокозначимую зависимость психологических показателей от возраста. Для возможности корректного сравнения результатов нейропсихологического исследования, а также для изучения возрастных особенностей, все больные и здоровые были разделены на четыре возрастные группы: младший школьный возраст 7-9 лет, предпубертатный возраст 10-12 лет, пубертатный возраст 13-15 лет, старший школьный возраст 16-18 лет.
Таблица 1.
Распределение детей по возрасту, локализации и латерализации ____________________арахноидальной кисты______________________________
Кисты Возраст (годы) Всего
7 - 9 10 - 12 13 - 15 16 - 18
Полушарные кисты Правое полушарие 4 12 13 6 35
Левое полушарие 7 28 16 14 65
Базально-срединные кисты 9 7 16 10 42
Всего 20 47 45 30 142
Здоровые 28 31 33 27 119
В числе больных с кистами головного мозга было 100 мальчиков и 42 девочки (фактор пола не являлся критерием отбора). Распределение пациентов по полу в каждой возрастной группе следующее: в группе 7-9 лет 14 мальчиков и 6 девочек, в группе 10-12 лет 34 и 13, в группе 13-15 лет 32 и 13, в группе 16-18 лет 20 и 10, соответственно. Этот вид очагового поражения головного мозга в 2,3 раза наблюдался чаще у мальчиков, причем, эта тенденция присутствовала во всех возрастных группах (коэффициент преобладания лиц мужского пола колебался от 2,5 в возрасте 10-12 лет до 2 в старшей группе 16-18 летних). Наши результаты согласуются с данными литературы, согласно которым арахноидальные кисты встречаются в 3 - 5 раз чаще у больных мужского пола [4,5,3]. Здоровые дети и подростки распределились в возрастных группах следующим образом: младший школьный возраст - 28 детей, предпубертатный возраст - 31 ребенок, пубертатный возраст - 33 подростка, старший школьный возраст - 27 школьников. Соотношение мальчиков и девочек в каждой группе было равное, за исключением группы младших школьников 7 - 9 лет, где девочек оказалось в 2 раза
больше (19 девочек и 9 мальчиков), что можно объяснить критерием отбора здоровых испытуемых.
Были использованы стандартные патопсихологические методики для изучения памяти и внимания (запоминание 10 слов и 9 трудно вербализуемых фигур, таблицы Шульте). Особенности мнестической деятельности изучали в зависимости от модальности запоминаемой информации, ее содержания и способа воспроизведения. Исследовались объем вербальной памяти (зрительной и слуховой) и зрительной образной в звене кратковременного и отсроченного воспроизведения.
Для исследования несформированности/нарушения письма, чтения, счета, экспрессивной и импрессивной речи (повторной речи, понимания логико-грамматических конструкций, номинативной функции речи), двигательной сферы (динамического праксиса, реципрокной координации), зрительного и тактильного восприятия использовались пробы из нейропсихологического набора.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При сравнении здоровых и больных обнаружены значимые отличия психологических показателей во всех возрастных группах. В возрастных группах 10-12 и 13-15 лет значимо отличаются от нормы (по 1-критерию) все исследованные показатели: вербальной и образной памяти, объема внимания, зрительного и тактильного восприятия, динамического праксиса, реципрокной координации, речи, письма, чтения, счета. В возрасте 7-9 лет в группе больных значимо (р < 0,05) меньше средние значения объема краткосрочной вербальной памяти в зрительной и слуховой модальности, объема внимания, а также хуже сформированы почти все высшие корковые функции. Исключение составили зрительный предметный гнозис, письмо и чтение, что можно объяснить большой вариативностью степени сформированности этих функций у здоровых детей в этом возрасте. В возрастной группе 16-18 лет значимо хуже нормы все показатели памяти (за исключением объема запоминания после трехкратного повторения) и объем внимания. Уровень сформированности высших корковых функций у пациентов этого возраста не отличается от здоровых, за исключением значимых различий при выполнении устных счетных операций и понимании логико-грамматических конструкций с пространственными отношениями.
Проанализированы особенности нарушений психических функций в зависимости от локализации арахноидальных кист. Проведено сравнение средних показателей в группах больных с кистами полушарий мозга и со срединно-базальными кистами. Более выраженные нарушения памяти и внимания, а также высших корковых функций были характерны для групп с полушарными кистами, при этом отмечена определенная возрастная динамика в виде максимального числа значимых отличий показателей между группами больных в возрасте 13-15 лет. В 7-9 лет нарушения письма встречались только у детей с кистами полушарий мозга ( р < 0,01), средние значения остальных исследованных показателей значимо не отличались. Аналогично в группах 10-12 лет обнаружено значимое отличие лишь одного показателя (объема воспроизведения после трехкратного повторения). У пациентов 13-15 лет с арахноидальными кистами срединно-базальной локализации значимо меньше были нарушения слухоречевой памяти при отсроченном воспроизведении, краткосрочной зрительной вербальной памяти, объема внимания, импрессивной речи, номинативной функции речи, тактильного гнозиса. В старшем возрасте (16-18 лет) нарушения зрительного предметного гнозиса и тактильного гнозиса встречались только у больных с кистами полушарий мозга.
Проанализированы особенности нарушений психических функций в зависимости от латерализации арахноидальных кист полушарий мозга. При использовании критерия Манна-Уитни значимых различий показателей памяти, объема внимания, высших корковых функций между группами больных с право и левополушарной патологией не обнаружено ни в одной возрастной группе, за исключением значимо более выраженных нарушений импрессивной речи в возрасте 13-15 лет у пациентов с киста-
ми левого полушария. При сравнении распределения частот нарушений высших корковых функций при помощи точного критерия Фишера выявлено, что левополушарные кисты вызывают нарушения всех психических функций более часто, чем правополушарные, причем эта тенденция наиболее отчетливо проявляется в младших возрастных группах. Некоторое преобладание по частоте нарушений зрительного пространственного гнозиса при поражениях правого полушария отмечается только в возрасте 13 - 15 лет, что объясняется состоянием зрительно-пространственной сферы у детей и длительным периодом формирования пространственных представлений в онтогенезе. В этой же возрастной группе правополушарная патология значимо чаще, чем левополушарная, вызывает нарушения зрительного предметного и тактильного гнозиса. С увеличением возраста наблюдается уменьшение частоты нарушений ВПФ у больных как с левополушарной, так и с правополушарной патологией. В возрастной группе 16 -18 лет отмечается тенденция к снижению частоты нарушений всех психических функций, при этом нарушения чтения, письма, счета, импрессивной речи, номинативной функции речи, тактильного гнозиса, реципрокной координации отмечались только у больных с левополушарными поражениями.
При сравнении показателей психической деятельности между мальчиками и девочками были обнаружены значимые различия во всех возрастных группах, как у больных с арахноидальными кистами, так и у здоровых.
В группах здоровых обнаружены разнонаправленные различия между развитием отдельных психических функций у мальчиков и девочек. У больных во всех возрастных группах было выражено преимущество девочек, что согласуется с гипотезой, согласно которой мозг мальчиков более чувствителен к патогенным факторам. У здоровых обнаружено уменьшение различий между полами в развитии психических процессов по мере взросления, в группах больных такая тенденция отсутствовала,
Анализ результатов сравнений психологических признаков между больными и здоровыми детьми отдельно в группах мальчиков и девочек позволил проследить динамику воздействия патологического процесса на мужской и женский головной мозг в онтогенезе.
В таблице 2 представлены количества значимых различий показателей между здоровыми и больными детьми в процентах к общему числу психологических признаков (п=19).
Таблица 2.
Число значимых различий психологических показателей __________(в %) между здоровыми и больными.__________________________
Диагноз Воз раст
7 - 9 10 -12 13 -15 16 - 18
пол пол пол пол
муж жен муж жен муж жен муж жен
Кисты 36.84 15.79 84.21 57.89 94.74 15.79 36.84 .00
Как видно из таблицы, наиболее часто значимые отличия от нормы встречаются у мальчиков 13 - 15 лет, у девочек аналогичным сензитивным периодом оказался возраст 10 - 12 лет. Эти возрастные периоды согласно периодизации полового созревания соответствуют четвертой стадии, этапу максимального стероидогенеза [6]. В старших возрастных группах у больных обоих полов частота значимых отличий от нормы снижается.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у детей и подростков с арахноидальными кистами головного мозга выраженность и особенности нарушений психических функций связаны с возрастом и полом пациента, а также обусловлены локализацией и латерализацией очагового поражения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Классификация интракраниальных арахноидальных кист у детей / Н.И.
Ивакина, В.И. Ростоцкая. В.И. Озерова [и др.] // Актуальные вопросы военной медицины. - Алматы, 1994. - Ч. 1. - С. 72-75.
2. Мельников, А.В. Эндоскопический метод в лечении внутричерепных срединно-расположенных ликворных кист : дис. ... канд. мед. наук / Мельников А.В. -М., 2003. - 130 с.
3. Мухаметжанов, Х. Врожденные внутричерепные кисты у детей / Х. Муха-метжанов, Н.И. Ивакина. - Алматы : Гылым, 1995. - 86 с.
4. Физиология развития ребенка / [В.И. Козлов, Д. А. Фарбер, Н.В. Дубровин-ская и др.] ; под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М. : Педагогика, 1983. - 297 с. : ил.
5. Arachnoid cysts of the middle cranial fossa : A clinical and radiological study of 25 cases treated surgically / Е. Galassi, G. Piazza, H. Galst, P. Frank // Surgical Neurol. -1980. - V. 14, № 3. - P. 211 - 219.
6. Supratentorial extracerebral cysts of the middle cranial fossa. A report of 23 consecutive cases of so-called temporal lobe agenesis syndrome / U. Mayr, F. Aichner, G. Bauer, J. Mohsenipour // Neurochirurgia. - 1982. - V. 25, № 2. - P. 51 - 56.
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается содержание педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, использование которой позволяет в условиях дошкольных образовательных учреждений, начальной школы более 70% детей качественно осваивать жизненно важные двигательные действия, достигать и превышать возрастные нормативы физической и функционально-двигательной подготовленности.
Ключевые слова: педагогическая технология; двигательная физическая и функционально-двигательная подготовленность.
ABOUT CONTINUITY OF PHYSICAL EDUCATION BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN AT THE CONDITIONS OF USE THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
Margarita Petrovna Mukhina, The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Siberian state university of physical culture and sports,
Omsk
Abstract
The content of pedagogical technology in physical education of preschool children and junior school children is examined in the article. The using of this technology allows to master vitally important motor actions at the conditions of preschool educational establishment, to achieve and to exceed age standards of physical and functional-motor preparation.
Keywords: pedagogical technology, motor physical and functional-motor preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Система физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться в строгом соответствии с состоянием здоровья, на основе учета уровня индивидуального физического развития и биологической зрелости (В.К.Бальсевич, 1988; А.И.Кравчук, 1998; В.К. Спирин, 2003 и др.), иметь преемственность между собой для исключения дублирования дошкольного учебного материала в начальной школе.