ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
УДК 341
Петрянина Ольга Александровна Petryanina Olga Aleksandrovna
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), senior lecturer of the chair of constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами
в международном праве
The violation of the rights of a child in adoption by same-sex couples
in international law
В статье проведено исследование основных международных правовых актов, регулирующих отношения в сфере усыновления детей на международной арене. Полученные результаты представили возможность выдвинуть гипотезу о возможности дальнейшего развития международного законодательства в области прав ребенка и недопущении нарушения основного права — права на семью.
Ключевые слова: семья, брак, усыновление, гомосексуальный союз, Конвенция.
The article describes a research of basic international legal acts regulating relations in the sphere of adoption of children. The results obtained present the opportunity to hypothesize on the possibilities of further development of international legislation in the field of child rights and prevention of violation of a fundamental right the right of having family.
Keywords: family, marriage, adoption, homosexual union, the Convention.
Семья — одна из главных составляющих в жизни каждого человека. Рождение и воспитание детей делает нас счастливыми. Нередко в современном мире случается так, что дети остаются без попечения родителей, и забота именно о таких детях в первую очередь лежит на государстве. Государство не может дать таким детям любовь, но обеспечить им защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия, обязано. Существует большое количество междуна-родныхдокументов, которые регулируют сферы обеспечения прав ребенка. Одними из основных считаются Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Декларация прав ребенка ООН от 20 ноября 1959 года, Декларация ООН о социальных правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 года, Гаагская Конвенция о защите и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года и др.
Государство при усыновлении обязано гарантировать защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне зависимости от того, где будут проживать дети — в России или за пределами Российской Федерации. Не стоит забывать, что особого подхода со стороны государства требует процедура международного усыновления. Нередко некомпетентность в данной процедуре работников специализированных учреждений приводит к нарушениям прав ребенка, которые фактически становятся объектом коммерческой деятельности.
В статьях 20, 21 Конвенции о правах ребенка закреплены положения международного усыновления, в первую очередь — это то, что процедура является альтернативным способом ухода за детьми, которые лишены семейного окружения, допустимым лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во вторых это принятие реше-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
167
Петрянина О. А. Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами в международном праве
Петрянина О.А. Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами в международном праве
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
ния о вопросе усыновления компетентными органами государства. В-третьих, это гарантированность при усыновлении ребенка, что в другом государстве к нему применялись те же нормы и гарантии, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых — это недопустимость, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами. Данные принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 годы. В данной Конвенции используется такой термин, как «иностранное усыновление». Иностранное усыновление имеет место, «когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве («государство происхождения»), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство («принимающее государство») либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения» (п. 1 ст. 2 Конвенции).
Не стоит забывать о естественных правах ребенка, которые государство обязано гарантировать и признавать. К таким правам можно отнести:
— право ребенка на семью;
— право ребенка на мать и отца;
— право ребенка на свою половую идентичность и половую самоидентификацию, а также право на половую неприкосновенность;
— право ребенка на собственное убеждение и нравственно-этические установки;
— право ребенка на полноценное развитие и на охрану его психического и нравственного здоровья;
— право ребенка на национально-культурную идентичность и на приобщение к родной культуре.
Если идти по порядку перечисленных естественных прав ребенка, то начать стоит с права ребенка на семью.
Семья всегда была и останется для общества духовной святыней, как говорил Апостол Павел: семья — это домашняя церковь (1 Кор 16:19 ит. д.). Духовность делает народ единым целостным организмом, способным к высокому творчеству и созиданию [1, с. 12]. Само понятие
семьи законодательно не закреплено. Имеется многообразие различных доктринальных понятий семьи. Например, по мнению Л.А. Колпа-ковой, семья — это социальная группа, члены которой объединены юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [2, с. 8].
В толковом словаре С.И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников [3]. Социологах. Харчев считает, что семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [4].
Семья является эталоном добра, любви и подражания. Именно в семье ребенку прививается все самое ценное и дорогое. Считается, что облик ребенка, формирование его характера, личности определяется строем семейной жизни, которая воздействует на ребенка не зависимо от того, хотят этого родители или нет, а иногда даже противоречит их желаниям. Поэтому существует крепкая закономерная связь между результатами воспитания детей и психологическим климатом в семье.
В соответствии с пунктом 14 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года в случае передачи ребенка на воспитание в семью для усыновления следует принять во внимание, что «условия проживания в таких местахдолжны быть в максимально возможной степени приближены к условиям стабильной и благополучной семьи и в то же время должны создавать у детей ощущение постоянной заботы». Это означает, что ребенок должен жить в достойных условия, в полноценной, естественной семье.
Важнейшей гарантией права ребенка на семью является правовой приоритет прав и интересов детей перед правами и интересами других лиц, закрепленный в национальном законодательстве и в международных договорах о правах детей.
В первую очередь, перед тем как начать процедуру усыновления, исполнительному органу
168
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
необходимо обратить внимание на закрепленные в международных договорах принципы обеспечения интересов детей. Данный принцип утвержден пунктом 2 Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей — «дети мира невинны, уязвимы и независимы». Не стоит также забывать и о том, что необходимо защитить детей от «опасностей, которые препятствуют их росту и развитию» [5], к ним можно отнести эксплуатацию, насилие и жестокость.
Государство в лице Федерального органа исполнительной власти, давая разрешение на усыновление (удочерение) ребенка в приемную семью, основывается на брачном союзе, обеспечивая тем самым социокультурные условия жизни и воспитания ребенка. Брак (брачный союз) — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [6, с. 162].
Правовая передача ребенка в приемную семью на воспитание, которая основана на традиционной концепции брака, является необходимым условием осуществления права ребенка на семью при усыновлении.
В статье 12 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод упоминается, что «мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с наци -ональным законодательством, регулирующим осуществление этого права». Здесь четко прослеживается концепция разнополого брачного союза, закрепляются правовые гарантии отношений, обусловленных естественными правами человека. Как видно, данная международная норма закрепляет правовые гарантии отношений, обусловленных естественными правами человека и ранее признанных на законодательном уровне государствами — участниками Конвенции. Исходя из этого ни иностранная, ни международная организации не вправе указывать государствам на изменения их позиций относительно признания брачного союза.
Международные договоры и декларации, регулирующие семейно-брачные отношения, в том числе и в вопросах усыновления (удочерения), своими положениями определяют ценность традиционных браков и семей [7]. Семья издавна считалась социальным институтом разнополого союза мужчины и женщины, который создавался с целью совместного проживания, а смыслом такого союза было рождение и воспитание детей.
Многочисленные решения Европейского суда по правам человека, которые приняты на основании правовых норм международных договоров, подтверждают значение и неизменность гетеросексуального союза (брака).
Но, к сожалению, в Европе имеет место разложение института семьи и брака, вследствие того что в большинстве стран гомосексуальные союзы разрешены на законодательном уровне. В настоящее время государства имеют право на определение и признание однополых союзов традиционными браками, что дает право для данной пары пользоваться правами традиционных гетеросексуальных пар.
При процедуре усыновления (удочерения) особо принципиально встает вопрос о способности кандидатов-усыновителей отвечать социокультурным нормам. В Конвенции о защите детей ряд обязательных условий. Потенциальные родители должны «подходить для этого» [8]. В Эр-Риядских руководящих принципах обозначена необходимость обеспечения семейного «воспитания и развития детей в традиционных формах» [9].
Существует важное требование на международно-правовой арене в области усыновления ребенка к государствам — участникам Европейской Конвенции об усыновлении детей. На основании пункта 1 статьи 7 разрешено усыновление парам, между которыми заключен брак или которые вступили в зарегистрированное партнерство, а также на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 7 — двумя лицами разного пола. И все было бы хорошо и не возникало никаких вопросов, если бы не пункт 2 статьи 7 данной Конвенции, где закреплено, что «государства вправе распространять сферу действия настоящей Конвенции на однополые пары, которые состоят в браке или вместе вступили в зарегистрированное партнерство». На законодательном уровне о зарегистрированном партнерстве заговорили в 2001 году в Германии, в Законе «О зарегистрированных партнерствах» (Gesetz uber die Eingetragene Lebenspartnerschaft (Lebenspartnerschaftsgesetz). В разделе 1 «Основания зарегистрированного партнерства» в § 1 «Форма и условия» в пункте 1 закреплены требования: взарегистрированное партнерство могут вступить два человека одного пола при отсутствии у них брачного союза с другим лицом. В пункте 3 говорится, что данное партнерство не может быть заключено: с несовершеннолетним или лицом, состоящим в гражданском партнерстве с другим лицом (подл. 1); между родственниками (подл. 2, 3). В разделе 2 «По-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
169
Петрянина О. А. Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами в международном праве
Петрянина О.А. Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами в международном праве
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
следствия супружеского союза» в § 9 «Правила в отношении детей, спутника жизни» указано, что правила, закрепленные в данном параграфе, регулируются Гражданским кодексом Германии, на основании пункта 3 суд по семейным делам Германии может ограничить или исключить права на ребенка, если это необходимо в интересах ребенка [10].
Согласно проведенным научным исследованиям однополая пара не способна надлежащим образом реализовать право ребенка на семью. Однополые «родители» не способны выполнять социальную роль родителей, воспитать мужество в мальчике, дать ребенку полноценное морально-психологическое воспитание. Однополая пара не способна выполнять обязанности отца и матери в полном объеме, так как, к примеру, «любовь матери является незаменимой». Несмотря на доброжелательные отношения между «гомосексуальной двойней» и «усыновленным» ребенком, они не смогут заменить семейных отношений по индивидуально-психическим причинам.
Ребенок, который растет в семье, где его воспитанием занимаются однополые «родители», не может получить полноценное нравственное развитие, социализацию, такой ребенок видит мир вокруг себя искаженным.
Набирающие оборот в современном зарубежном обществе позиции защиты прав «гомосексуальной двойни»,закрепление на законодательном уровне союза однополого партнерства могут привести по своим правовым последствиям к искажению и разрушению института семьи. Институт семьи и система традиционных нравственных ценностей лежат в основе цивилизованных демократических государств.
Зарегистрированный уполномоченными государственными органами однополый союз — это не фальшивая семья, а искаженный образ семьи, искусственно созданный и не имеющий соответствующего оригинала в реальности, так называемая «имитация несуществующего» [11], совершенно не отвечающая естественной концепции брака. Вследствие чего данный «союз» не может быть назван семьей или ее разновидностью.
То, что сейчас происходит во многих европейских государствах и Соединенных Штатах Америки, направлено не на восстановление ущемленных прав однополых партнеров, а на создание нового мироустройства, отрицающего фундаментальные нравственные ценности, которые лежат в основе традиционных христианских обычаев. Это приведет к насильствен-
ному и противоестественному нивелированию биологических и социальных различий мужчин и женщин.
Никто из тех лиц, которые борются за равноправие гомосексуальных союзов, включая в эту борьбу и право на усыновление детей, не задумывается о лишении ребенка, воспитывающегося в такой «семье», права на нормальные социокультурные, этнические и психические условия проживания, никто из них не задумывается, как ребенок будет себя чувствовать в школе, во дворе, общаясь со сверстниками, которые воспитываются в естественной, традиционной семье.
Концепция однополого союза может повлиять на социализацию и дальнейшую судьбу малыша, не стоит исключать и формирование у него гомосексуальной ориентации, ведь давно известно, что в большинстве случаев дети пьющих и ведущих антисоциальный образ жизни родителей идут по их стопам, потому что то, что они видели в детстве, стало для них нормой жизни и по-другому они жить уже не могут.
Государство не вправе разрешать усыновление детей гомосексуальными парами, так как тем самым они помещают их в условия существенно отличающиеся от нормальных условий жизни детей в традиционной семье. Происходит кардинальное и неестественное изменение условий жизни, что впоследствии приведет к созданию предпосылок существенных негативных последствий для их физического и психического здоровья.
Следовательно, государство при разрешении и передаче ребенка в однополую семью, даже если на законодательном уровне страны этот союз является браком, жестко нарушает право ребенка на семью, которое гарантировано ему общепризнанными принципами и нормами международного права.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что связь международно-правовых гарантий и предписание естественного права детей на семью нарушается, так как однополый союз не в состоянии быть семьей и в полном объеме заменять ее, а так же ни в коем случае не может признаваться семьей с точки зрения понятия. Следовательно, законодательная передача ребенка на воспитание в данный союз не может являться усыновлением, так как это противоречит основополагающим принципам семьи, в том числе и праву ребенка на воспитание в семье. Таким образом, воспитание детей однополыми парами не может быть отнесено к семейно-правовому институту усыновления.
170
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
Примечания
1. Федотова С.Ю. Некоторые практические вопросы жизни человека, семьи и общества // Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2010. № 6.
2. КолпаковаЛ.А. Насилие в семье: виктимологи-ческий аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2007.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1979.
4. Харчев А.Г. Браки семья в СССР. М., 1979.
5. Статьи 18, 4 и 8 Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
6. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1991. Т. 1.
7. Пункт 2 статьи 23 Международного пакта о гражданских и политических правах; пункт 1 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека; преамбула и подпункт «d» пункта 1 статьи 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
8. Пункт 1 статьи 15 Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.
9. Пункт 15 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 года.
10. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/
lpartg/BJNR026610001.html#BJNR026610001BJNG 000200305 (дата обращения: 08.09.2015).
11. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris, 1981.
Notes
1. Fedotova S.Y. Some practical issues of life, family and society // Conference Sociosphere. 2010. № 6.
2. Kolpakova L.A. Domestic violence: victimization dimension, differentiation of responsibility and legislative techniques: author's abstract... candidate of legal sciences. Yaroslavl, 2007.
3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. Moscow, 1979.
4. Kharchev A.G. Marriage and family in the USSR. Moscow, 1979.
5. Articles 18, 4 and 8 of the World declaration on the survival, protection and development of children.
6. Great encyclopedic dictionary/ ed. A.M. Prokhorov. Moscow, 1991.
7. Paragraph 2 of article 23 of the International covenant on civil and political rights; paragraph 1 of article 16 of the Universal declaration of human rights; the preamble and subparagraph «d» of clause 1 of article 16 of the Convention on the elimination of all forms of discrimination against women.
8. Paragraph 1 of article 15 of the Convention on protection of children and cooperation in intercountry adoption.
9. Paragraph 15 of the UN guidelines for the prevention of juvenile delinquency (the Riyadh guidelines) dated 14.12.1990.
10. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/
lpartg/BJNR026610001 .html#B JNR026610001BJNG 000200305 (date of access: 08.09.2015).
11. Baudrillard J. Simulacres et simulation. Paris, 1981.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
171
Петрянина О. А. Нарушение прав ребенка при усыновлении однополыми парами в международном праве