течение многовекового периода формирования уголовного законодательства составители законов неоднократно пытались установить ответственность за злодеяния, похожие по своему составу на те преступления, которые закреплены в ст. 165 УК РФ. В дооктябрьском российском уголовном праве не было общей нормы, фиксирующей ответственность за нанесение материального вреда через обман или злоупотребление доверием. Эти виды преступных деяний расценивались в качестве отдельных способов реализации преступлений против имущества. Преобразование Кодекса посредством включения в УК РСФСР 1960 г. ст. 94 и в УК РФ 1996 г. ст. 165, фиксирующих ответственность за нанесение материального вреда через обман или злоупотребление доверием, не дало предполагаемого результата, но привело к появлению в правоприменении массы проблем, сходных с дифференциацией деяния, заново признанного преступным, с сопредельными деяниями, осуществляемыми похожими методами, и гражданскими правонарушениями.
Анализируемое уголовно-правовое воспрещение, хотя и современно, однако не один раз становилось не актуальным. В частности, при составлении плана УК РФ поднимался вопрос об уместности пребывания исследуемой нормы в уголовно-правовой отрасли.
Литература и источники
1. Мишунин П.Г. Очерки по истории советского уголовного права 1917-1918 гг. М.: Госюриздат, 1954. 369с.
2. Жижиленко А. А. Преступления против имущества и исключительных прав. Л.: Рабочий суд, 1928. 285с.
3. Познышев С.В. Очерк основных начал науки уголовного права. Том второй. Особенная часть. М.: Юридическое издательство Наркомюста, 1923. 652 с.
4. Шаргородский М.Д. Мошенничество в СССР и на Западе. Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1927. 408 с.
5. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 марта 1962 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества». Электронный ресурс: http://xnb1azai.xnp1ai/USSR/postanovlenie-plenuma-vs-sssr (дата обращения 13.02.2019)
6. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 г. № 3356-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1986. 5 июня. № 23. Ст. 638.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 декабря 1980 г. № 6 «О практике применения судами Российской Федерации законодательства при рассмотрении дел о хищениях на транспорте» //Доступ из СПС Консультант Плюс.
8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. № 5 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда СССР от 30 июня 1969 г. № 6 «О судебной практике по делам о лесонарушениях» //Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983 г. № 4. Ст.15.
9. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 1109.
References and Sources
1. Mishunin P.G. Ocherki po istorii sovetskogo ugolovnogo prava 1917-1918 gg. M.: Gosyurizdat, 1954. 369s.
2. Zhizhilenko A. A. Prestupleniya protiv imushchestva i isklyuchitel'nyh prav. L.: Rabochij sud, 1928. 285s.
3. Poznyshev S.V. Ocherk osnovnyh nachal nauki ugolovnogo prava. Tom vtoroj. Osobennaya chast'. M.: Yuridicheskoe izdatel'stvo Narkomyusta, 1923. 652 s.
4. Shargorodskij M.D. Moshennichestvo v SSSR i na Zapade. Har'kov: YUridicheskoe izdatel'stvo NKYU USSR, 1927. 408 s.
5. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 31 marta 1962 g. № 5 «O sudebnoj praktike po delam o hishcheniyah gosudarstvennogo i obshchestvennogo imushchestva». EHlektronnyj resurs: http://xnb1azaj.xnp1ai/USSR/postanovlenie-plenuma-vs-sssr (data obrashcheniya 13.02.2019)
6. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta RSFSR ot 28 maya 1986 g. № 3356-XI «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty RSFSR» //Vedomosti Verhovnogo Soveta RSFSR. 1986. 5 iyunya. № 23. St. 638.
7. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RSFSR ot 23 dekabrya 1980 g. № 6 «O praktike primeneniya sudami Rossijskoj Federacii zakonodatel'stva pri rassmotrenii del o hishcheniyah na transporte» //Dostup iz SPS Konsul'tant Plyus.
8. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda SSSR ot 7 iyulya 1983 g. № 5 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Plenuma Verhovnogo suda SSSR ot 30 iyunya 1969 g. №6 «O sudebnoj praktike po delam o lesonarusheniyah»//Byulleten' Verhovnogo Suda SSSR. 1983. №4. St.15.
9. Federal'nyj zakon ot 1 iyulya 1994 g. № 10-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RSFSR i Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR» //Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1994. № 10. St. 1109.
ХАДУЕВА ЯХА АХМУДОВНА - ассистент, Чеченский государственный университет ([email protected]). KHADUEVA, YAKHA A. - assistant, Chechen State University.
УДК 343.62(470)« 1936/55»
ФАДЕЕВА О.В.
НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ ЗАПРЕТА НА ПРОВЕДЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТА) В 1936-1955 гг.
Ключевые слова: право на охрану здоровья, медицинская помощь, аборт, конституционное право, бесплатная помощь, нарушение прав, запрет, искусственное прерывание беременности.
Сатья посвящена проблеме реализации права женщин на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированной Конституцией СССР 1936 г. при производстве аборта. В контексте исторических событий указанного периода, проведен
анализ вводимых законодательных актов, и проведенных правовых мер, регулирующих вопросы рождаемости в стране, их влияния на состояние общества и государства в целом. В статье отражено отношение общества к процедуре искусственного прерывания беременности в разные периоды исторического и социального развития государства. В качестве основных последствий введенного в 1936 г. запрета на производство абортов, отмечены увеличение числа криминальных абортов, медицинских осложнений, связанных с проведением операции по искусственному прерыванию беременности неквалифицированными специалистами, существенное повышение уровня смертности среди женщин, возросшее количество детоубийств. Через призму современной системы здравоохранения, в которой искусственное прерывание беременности считается медицинской процедурой, проводимой без специальных показаний по желанию женщины в срок до 12 недель беременности, автором сделан вывод о негативном влиянии Постановления ЦИК и СНК Союза ССР 1936 г. «О запрещении абортов...», о нарушении конституционных прав женщин на охрану здоровья, в следствие чего последние были вынуждены рисковать своей жизнью, нередко идти на преступление.
FADEEVA, O.V.
VIOLATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF THE PERSON TO RECEIVE HEALTH CARE BY APPLYING THE PROHIBITION TO THE CONDUCTING ARTIFICIAL INTERRUPTION OF PREGNANCY (ABORTION)
IN 1936-1955-IES
Keywords: right to health protection, health care, abortion, constitutional law, free help, violation of rights, prohibition, artificial interruption of pregnancy.
The article is devoted to the realization of the right of women to receive free health care, guaranteed by the Constitution of the USSR in 1936 by applying the prohibition of abortion. In context of the historical events of given period, it analyzed the introduced legislative acts and the legal measures that regulate the birth rate in the country, its impact on the state of society and the state as a whole. In the article reflects in detail the attitude of society towards the procedure of artificial termination of pregnancy in different periods of historical and social development of the state. As the main consequences of the ban on abortion introduced in 1936, an increase in the number of criminal abortions, medical complications associated with the operation of artificial abortion by unskilled specialists, a significant increase in the death rate among women, an increased number of infanticide. Through the prism of the modern healthcare system, where the artificial termination of pregnancy is considered a medical procedure that can be performed without special indications at the request of a woman before the 12 week of pregnancy, the author concludes that the Decree of the Central Executive Committee and the Council of People's Commissars of the Union of 1936 «On the prohibition of abortion ...", violation of the constitutional rights of women to health care, as a result of which the latter were forced to risk their lives, to commit crimes in the planning of family and motherhood.
Проблемы увеличения рождаемости, сокращения смертности граждан принадлежат к числу наиболее важных для обшества. Отношение к прерыванию беременности в различные периоды российской истории было различным. Не случайно, и сегодня по данной теме наблюдаются оживленные споры. Аборт относится к числу старейших проблем медицинской философии, этики, юриспруденции. Некоторые религиозные и общественные деятели активно выступают о необходимости запрета прерывания беременности на законодательном уровне.
В настоящее время дано множество различных понятий медицинского термина «аборт», но смысл этого слова один - от лат. abortus - «выкидыш» - означает искусственное прерывание беременности, удаление эмбриона, плода из яйцеклетки [1]. Аборт сегодня признан в России разрешенной медицинской процедурой. Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан», решение вопроса о материнстве - это право каждой женщины. Именно по ее письменному согласию проводится медицинская процедура прерывания беременности. Незаконное проведение указанной процедуры влечет уголовную или административную ответственность, в соответствие с законодательством РФ. Таким образом, процедура аборта принята нашим обществом, урегулирован порядок проведения прерывания беременности, в законе закреплены гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, при производстве аборта. Стоит отметить, что отказ специалистов медучреждений от проведения данной медицинской процедуры, в соответствии с законом, недопустим [2].
Для того, чтобы лучше понимать значимость того, к чему сегодня пришли общество и государство, следует обратиться к истории процедуры прерывания беременности. Отношение государства и общества, всегда зависело от социальных особенностей, экономических условий, политического устройства общества, религиозных убеждений. В XV-XVI вв. за «вытравление плода с помощью зелья, или обращение к бабке-повитухе» женщину наказывали особым видом наказания тех времен - «епитимья», что означало нравственно-исправительные меры, сроком до 15 лет. А во второй половине XVII века императором Алексеем Михайловичем Романовым был утвержден специальный закон о запрете абортов, за нарушение которого полагалась смертная казнь. В 1845 г., согласно Положению о наказаниях, прерывание беременности приравнивалось к детоубийству, причем виновными признавались как сами женщины, так и те, кто проводил
процедуру. В качестве наказания устанавливались каторжные работы, со ссылкой в Сибирь. В последующие годы сохранялась тенденция запретов на аборт. Нужно отметить, что нарушители данного запрета карались как государством, так и церковью, обществом в целом [3, 4].
После революции 1917 г. одним из условий раскрепощения женщин стали воспринимать свободную любовь. При отсутствии в те времена противозачаточных средств, такое отношение породило стремительный рост количества внебрачных детей, что обусловило необходимость снять полный запрет на проведение абортов. В результате, женщины, желающие прервать беременность, могли это сделать в специализированном учреждении бесплатно. Советская Россия явилась первооткрывателем среди стран, легализовавших аборт на законодательном уровне. В 1920 г. было принято Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое допускало проведение процедуры прерывания беременности в клиниках, дабы обеспечить женщине максимальную безвредность. Для проведения данной процедуры от женщины требовалось лишь согласие. После легализации проведения аборта, положение стало понемногу меняться. В 1924 году были введены правила, согласно которым женщине предоставлялось специальное разрешение на проведение аборта. Оно выдавалось на основании ряда справок и документов -справки о семейном положении, удостоверения о беременности, заключения о болезни, документа об окладе и др. Преимущественным правом на проведение аборта пользовались женщины, работающие на фабриках и заводах. С 1930-х гг. вводилось все больше ограничений. Это объяснялось тем, что государство стремилось контролировать все сферы жизни общества. В это же время была введена плата за проведение аборта. К 1931 году женщины платили около 20 рублей, и постепенно эта сумма увеличивалась. Бесплатно могли сделать аборт лишь по медицинским показаниям [4].
Вместе с тем, охрана здоровья населения страны всегда являлась одним из основных направлений деятельности государства. На законодательном уровне закреплялись права работающих граждан на получение бесплатной медицинской помощи в условиях лечебных учреждений страны. В целях поддержания высокого уровня жизни и благополучия населения, право на охрану здоровья было признано основополагающим. Оно нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 г., в статье 120, где упоминалось о том, что граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов [5]. Таким образом, государство гарантировало гражданам СССР право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь на конституционном уровне, отнеся данную категорию прав к числу наиболее ценных и необходимых человеку.
Однако, несмотря на всеобщность и обязательность норм Конституции, ее положения не всегда могли быть реализованы. Так, увеличение количества процедур искусственного прерывания беременности, проходило вместе с ухудшением демографической ситуации в стране. Рождаемость сократилась в 4-5 раз после легализации аборта, в связи с чем был вынесен на обсуждение проект о запрете абортов, то есть запрете на получение женщинами медицинской помощи, гарантированной им на конституционном уровне. В итоге, 27 июня 1936 года появилось Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». В самом тексте документа говорилось о том, что по многочисленным заявлениям, государство пошло навстречу трудящимся женщинам [6]. Введя запрет на производство аборта, инициаторы надеялись в первую очередь наладить демографическую ситуацию в стране. И, в связи с тем, что контрацептивные средства в те времена отсутствовали, данная мера все-таки способствовала увеличению рождаемости, но, вместе с этим, ключевым сектором теневой экономики стали нелегальные операции, «самооборты». Появились люди, которые за определенную плату рассказывали, как женщине самой, в домашних условиях избавиться от ребенка. Криминальные аборты, таким образом, стали нормой. В связи с тем, что операции зачастую проводились людьми, которые не имели
специального образования, для женщины такие процедуры наносили огромный вред здоровью, что приводило к бесплодию, и к летальным исходам. Самым страшным было то, что при возникновении осложнений, женщины не могли обратиться в государственную клинику, поскольку врач должен был донести на нее в компетентные структуры, и тогда женщине грозило наказание [7].
В результате принятых мер, смертность возросла в несколько раз. Согласно статистическим данным рассматриваемого времени, если в 1935 году в городах России (по сельской местности такая статистика не велась) был зафиксирован 451 случай смерти от произведенного аборта, то в 1936-м - уже 910 случаев. На протяжении последующих лет смертность от проведенных подпольных абортов выросла все больше. В 1940 году средние показатели в городах Советского Союза составили - более двух тысяч случаев. Всего в 1940 году смертность женщин среди городского населения составила почти четыре тысячи случаев или 329 человек на сто тысяч родившихся. Для понимания проблемы, следует привести статистику похожих данных в 2000 году в городах России - 35 на сто тысяч родившихся граждан. В 1935 году смерти от аборта составляли 26% случаев материнской смерти, а в 1940 году - уже 51%. В начале 1950-х годов эта доля превысила 70% [8].
Еще одним страшным последствием введения запрета на проведение аборта явилось увеличение числа детоубийств. Согласно данным о наказаниях женщин за детоубийства, в 1925-1927 годах в Московской области среди женщин, осужденных за детоубийство, 59% были осуждены условно, 39% - приговорены к лишению свободы до 2 лет и 2% - к лишению свободы свыше 2 лет. Однако в первой половине 1936 года в РСФСР только 8% женщин, осужденных за детоубийство, были осуждены условно, а 85% были приговорены к лишению свободы, в том числе 42% - на срок от 2 до 5 лет и 39% - от 5 до 10 лет. Решеющую роль здесь сыграли общие установки власти. Так, в письме Верховного суда РСФСР 1935 года разъяснялось, что необходимо усилить меры по наказаниям за детоубийство и принять меры к их сокращению. Кроме того, вопрос об усилении наказания за детоубийство рассматривался и при обсуждении Уголовного Кодекса СССР в 1936 году [9, 10].
Пугающая статистика заставляла все больше задумываться над регулированием данного вопроса, прежде всего на законодательном уровне. В начале XX в. Россия была страной с очень высокой рождаемостью, занимая лидирующее место среди других стран. В 40-х годах ситуация изменилась. В итоге, государство постепенно приходило к выводу, что, нарушив право женщин на гарантированную законом медицинскую помощь при проведении искусственного прерывания беременности, население страны стало уменьшаться. Кроме того, от введенных мер страдало нравственное и духовное состояние граждан, что не могло не отразиться и на общественной жизни [11]. В 1955 году Указом Президиума Верховного суда СССР «Об отмене запрещения абортов» был снят действующий запрет на проведение аборта. Данным юридическим актом были разрешены «аборты по просьбе», которые имели право проводить только в больничных условиях, лица, имеющие специальное медицинское образование, женщинам на сроке беременности до 12 недель. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий аборт считался криминальным, за что устанавливалось наказание - до 8 лет исправительных работ [12]. Вскоре приказом министра здравоохранения СССР от 29 ноября 1955 г. введена в действие инструкция «О порядке проведения операции прерывания беременности - аборт». В результате принятого законодательного акта, ликвидировались врачебные комиссии, которые выдавали разрешение на проведение данной операции за установленную плату при отсутствии противопоказаний. В этом же году Президиум Верховного Совета РСФСР исключил из Уголовного Кодекса РСФСР (ред. 1926 г.) статью 140-б, где предусматривалась ответственность беременных женщин за производство аборта [13].
В дальнейшем позиция государства изменилась, и в 1956 была издана специальная Инструкция, регламентировавшая порядок выполнения операций. В 1961 году в нормативный документ внесли изменения, которые касались выдачи листов нетрудоспособности. Несмотря на то, что аборт был частично разрешен, женщины продолжали обращаться за частными услугами, потому, что после процедуры женщине необходимо было некоторое время находиться в медучреждении, где оформлялся соответственно больничный лист с указанием диагноза - аборт. Далеко не все женщины хотели это обнародовать. Следует заметить, что юристы в то время
обсуждали возможность замены диагноза на «бытовую травму». В медицинской, социологической литературе конца 50-х годов отмечалось, что, несмотря на частичную легализацию процедуры аборта, существовало порицание и осуждение женщин, а также сторонников данной процедуры со стороны общества и религии.
Таким образом, политика государства, направленная на исправление демографической ситуации в стране путем наложения запрета на производство абортов, шла в разрез с нормами Конституции 1936 г., гарантирующими право на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи, в том числе, посредством проведения медицинского прерывания беременности. Такая политика имела множество негативных последствий для женского населения страны, которое было вынуждено обращаться тайно за медицинской помощью к неквалифицированным специалистам, рисковать своей жизнью, здоровьем и свободой, решая вопросы планирования семьи и материнства.
В дальнейшем ситуация изменилась. В начале 1980 гг. увеличили допустимые сроки прервания беременности (до 24 недель). В 1987 г. сняли запрет с абортов на 28 неделе. Затем убрали статью, устанавливавшую запрет абортов в частных клиниках. Таким образом, был расширен круг субъектов, которые могут оказывать медицинскую помощь по прерыванию беременности. По некоторым данным, с 1990 года число абортов в России ежегодно сокращалось. Так, в 2012г. было зафиксировано 1 063 982 случаев, а в 2013 - 1 012 399. Однако подсчеты затруднены тем, что в официальной статистике учитываются не только случаи искусственного, но и самопроизвольного прерывания. Кроме Росстата, результаты исследований публикуются Минздравом, хотя сведения последнего менее объемны. Статистика Росстата учитывает не только информацию по подведомственным Министерству медучреждениям, но и по иным департаментам и ведомствам, а также по частным лечебницам. Подавляющее большинство операций приходится на государственные учреждения (до 90 %), частные клиники проводят около 8% процедур. Как правило, прерывание беременности делают женщины, состоящие в браке и уже имеющие 1 -2 детей. Статисты отмечают также повышение среднего возраста женщин, обращающихся в учреждения с 28 до 37 лет. Специалисты объясняют это повышением грамотности молодого поколения, которое чаще использует современные контрацептивы. Это, в свою очередь, благотворно влияет на процесс планирования семьи [14].
В настоящее время разрабатываются все больше различных программ поддержки и материальной помощи семьям, где рождаются дети. Кроме того, государство немало заботится и о медицинском содержимом данной проблемы. Сегодня медицина должным образом отвечает своим задачам, тем самым обеспечивая право каждого гражданина на медицинскую помощь, а также оказание помощи семьям, где имеется какая-либо проблема, связанная с рождением детей, это и на стадии планирования ребенка, а также и помощь женщинам. Таким образом, государство старается влиять на улучшение демографической ситуации в стране. В настоящее время проводится поощрительная политика, предусматривающая получение единовременных и ежемесячных выплат семьям, при рождении детей, выдача денежных сертификатов, позволяющих облегчить финансовую ситуацию в семье при рождении двух и более детей.
Многолетний опыт работы гинекологов и социальных работников разных стран свидетельствует об актуальности проблемы аборта вне зависимости от законодательной базы и отношения общества к искусственному прерыванию беременности. Женщине, принявшей решение прервать беременность, необходимо обеспечить доступ к современным методам проведения аборта и последующей контрацепции, а не ограничивать ее в реализации своих прав, создавая условия для формирования негативных последствий в виде нарушения репродуктивного здоровья, осложнений, летальных исходов, а также лишения свободы при планировании материнства. На основании вышеизложенного, мы видим, что запрет на проведение абортов или затруднение доступа к нему приводит к росту числа небезопасных криминальных абортов, вносящих существенный вклад в материнскую смертность. Напротив, повсеместное внедрение безопасных методов прерывания беременности, к которым относится медикаментозный аборт, уменьшает число осложнений и сохраняет здоровье отдельных женщин и репродуктивный потенциал общества в целом.
Литература и источники
1. Большой словарь медицинских терминов. Справочник // составитель Федотов В.Д.,Под ред. Янцева Л.И. М.: изд. Центрполиграф, 2007. С.959.
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// СЗ РФ. 28.11.2011. № 48, ст. 6724.
3. История медицины. Учебное пособие // Склярова Е.К., Жаров Л.В., изд. М.: Феникс, 2015. С.346.
4. Исторические аспекты искусственного прерывания беременности. Исторический обзор. Давидян О. В., Давидян К. В. // Молодой ученый. 2010., №12. Т.2. С.151-154.
5. Конституция (основной закон) СССР (утв. Постановлением Чрезвычайного VII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 года) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.
6. Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» // СЗ СССР. 1936. №34. ст. 309.
7. Медикаментозный аборт - страница в жизни женщины. XIV Всероссийский научный форум «Мать и дитя»// Акушерство и гинекология. 2013. №5 (51).
8. Демография сталинской эпохи. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН // Население и общество. 2003. №70.
9. Бородин СВ. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юристь, 1994. С. 46-47.
10. Насильственная преступность / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. М., 1997. С. 70.
11. Сорокина Т.Т. «Роды и психика». Практическая медицина. Практическое руководство. Минск: Новое знание, 2003.
12. Указ Президиума ВС СССР от 23.11.1955 «Об отмене запрещения абортов» // Ведомости ВС СССР. 1955. № 22. ст. 425.
13. Гецманова И.В. Правовое регулирование искусственного прерывания беременности и ответственности за незаконное производство аборта: история, проблемы, перспективы // Медицинское право. 2016. № 5.
14. Дронова С.А., Карачун А.В. Запретить нельзя разрешить: конституционно-правовое регулирование абортов // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 58-62.
References and Sources
1. Bol'shoj slovar' medicinskih terminov. Spravochnik // sostavitel' Fedotov V.D.,Pod red. YAnceva L.I. M.: izd. Centrpoligraf, 2007. S.959.
2. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii»// SZ RF. 28.11.2011. № 48, st. 6724.
3. Istoriya mediciny. Uchebnoe posobie // Sklyarova E.K., ZHarov L.V., izd. M.: Feniks, 2015. S.346.
4. Istoricheskie aspekty iskusstvennogo preryvaniya beremennosti. Istoricheskij obzor. Davidyan O. V., Davidyan K. V. // Molodoj uchenyj. 2010., №12. T.2. S.151-154.
5. Konstituciya (osnovnoj zakon) SSSR (utv. Postanovleniem CHrezvychajnogo VII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936 goda) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. № 283.
6. Postanovlenie CIK SSSR № 65, SNK SSSR № 1134 ot 27.06.1936 «O zapreshchenii abortov, uvelichenii material'noj pomoshchi rozhenicam, ustanovlenii gosudarstvennoj pomoshchi mnogosemejnym, rasshirenii seti rodil'nyh domov, detskih yaslej i detskih sadov, usilenii ugolovnogo nakazaniya za neplatezh alimentov i o nekotoryh izmeneniyah v zakonodatel'stve o razvodah» // SZ SSSR. 1936. №34. st. 309.
7. Medikamentoznyj abort - stranica v zhizni zhenshchiny. XIV Vserossijskij nauchnyj forum «Mat' i ditya»// Akusherstvo i ginekologiya. 2013. №5
(51).
8. Demografiya stalinskoj ehpohi. Informacionnyj byulleten' Centra demografii i ehkologii cheloveka Instituta narodnohozyaj stvennogo prognozirovaniya RAN // Naselenie i obshchestvo. 2003. №70.
9. Borodin SV. Otvetstvennost' za ubijstvo: kvalifikaciya i nakazanie po rossijskomu pravu. M.: YUrist', 1994. S. 46-47.
10. Nasil'stvennaya prestupnost' / Pod red. V.N. Kudryavceva i A.V. Naumova. M., 1997. S. 70.
11. Sorokina T.T. «Rody i psihika». Prakticheskaya medicina. Prakticheskoe rukovodstvo. Minsk: Novoe znanie, 2003.
12. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 23.11.1955 «Ob otmene zapreshcheniya abortov» // Vedomosti VS SSSR. 1955. № 22. st. 425.
13. Gecmanova I.V. Pravovoe regulirovanie iskusstvennogo preryvaniya beremennosti i otvetstvennosti za nezakonnoe proizvodstvo aborta: istoriya, problemy, perspektivy // Medicinskoe pravo. 2016. № 5.
14. Dronova S.A., Karachun A.V. Zapretit' nel'zya razreshit': konstitucionno-pravovoe regulirovanie abortov // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 6. S. 58-62.
ФАДЕЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - аспирант, Кемеровский государственный университет ([email protected]). FADEEVA, OLGA V. - Ph.D. student, Kemerovo State University ([email protected]).
УДК 340.5
МОРДОВЦЕВ А.Ю., ПЕТРАШ К.Г. ЮРИДИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ III РЕЙХА И ФАШИСТСКОЙ ИТАЛИИ: ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ3
Ключевые слова: фашистская диктатура, политический режим, традиционная система права, европейская культура, либерализм, индивидуализм, идентичность, Б. Муссолини, К. Шмитт, философия Г.В.Ф. Гегеля, «инкубационный период» фашизма, Ф. Ницше, судьи, власть администраций, миф, Латеранский пакт, «арийское прошлое».
В статье представлен последовательный сравнительно-правовой и сравнительно-доктринальный анализ идей ряда известных германских и итальянских правоведов, философов, государственных деятелей, определивших политико-правовое содержание европейских фашистских режимов первой половины XX века. Показана сопряженность различных движений итальянских фашистов и нацистов Германии 20-30-х гг. ХХ в., с возникновением многообразия идеологических и доктринально-правовых компонентов западно-европейского фашизма. Актуализация такого рода проблем представляется весьма важной с точки зрения современных тенденций возрождения фашистских и неофашистких воззрений в западном и ином политико-правовом и культурном пространстве. Исследуются особенности политико-правовой и философско-
3 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-33-00034 «Правовая ментальность провинциальных сообществ и диаспор в современной России: теоретико-методологический и сравнительно-правовой аспект (на примере Дальнего Востока и Южного федерального округа)».