Научная статья на тему 'Нарушение гемодинамики у студентов с вегето-сосудистой дистонией'

Нарушение гемодинамики у студентов с вегето-сосудистой дистонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕМОДИНАМИКА / HEMODYNAMICS / ВЕГЕТО-СОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ / VEGETO-VASCULAR DYSTONIA / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казантинова Г. М., Власова Т. Н.

According to numerous studies, cardiovascular diseases are primary in the structure of the common sickness rate. Functional diseases take an essential part of the structure of the pathology of this system, which is proved by the assessed sickness rate among university students. Meanwhile, the capacities of muscular activity relate to the cardiovascular system in many ways, which is an essential oxygen limiting system along with the respiratory apparatus. The purpose of the present study was to examine the state of hemodynamics in students of the specialized department suffering from vegeto-vascular dystonia and to apply the findings in the courseware for physical education classes. 222 first-year students (46.8% young males and 53.2 % females) were subject to examination. In students with vegeto-vascular dystonia hemodynamic disorders were proved to depend directly on its type. The course of the disease is predictively more unfavorable among the students with vegeto-vascular dystonia of the hypertensive type. Proceeding from the principle of the nosological distribution of students into groups at sports classes, performed power, speed and power exercises are assumed to be excluded or limited in accordance with individual characteristics of students’ vegeto-vascular dystonia of the hypertensive type. But this issue can be settled only within the framework of the individual approach. The differentiated approach is required in correcting the volume of physical exercises and its type in the studied group in view of the vegeto-vascular dystonia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушение гемодинамики у студентов с вегето-сосудистой дистонией»

УДК: 796.01:61

НАРУШЕНИЕ

гемодинамики у студентов с вегето-сосудистой дистонией

Доктор медицинских наук, профессор Г.М. Казантинова Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Власова Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград

HEMODYNAMIC DISORDER IN STUDENTS WITH VEGETO-VASCULAR DYSTONIA

G.M. Kazantinova, professor, Dr.Med.

T.N. Vlasova, associate professor, Ph.D.

Volgograd state agrarian university, Volgograd

Key words: hemodynamics, vegetovascular dystonia, physical education.

According to numerous studies, cardiovascular diseases are primary in the structure of the common sickness rate. Functional diseases take an essential part of the structure of the pathology of this system, which is proved by the assessed sickness rate among university students. Meanwhile, the capacities of muscular activity relate to the cardiovascular system in many ways, which is an essential oxygen limiting system along with the respiratory apparatus.

The purpose of the present study was to examine the state of hemodynamics in students of the specialized department suffering from vegeto-vascular dystonia and to apply the findings in the courseware for physical education classes.

222 first-year students (46.8% young males and 53.2 % females) were subject to examination. In students with vegeto-vascular dystonia hemodynamic disorders were proved to depend directly on its type. The course of the disease is predictively more unfavorable among the students with vegeto-vascular dystonia of the hypertensive type.

Proceeding from the principle of the nosological distribution of students into groups at sports classes, performed power, speed and power exercises are assumed to be excluded or limited in accordance with individual characteristics of students' vegetovascular dystonia of the hypertensive type. But this issue can be settled only within the framework of the individual approach.

The differentiated approach is required in correcting the volume of physical exercises and its type in the studied group in view of the vegeto-vascular dystonia.

Ключевые слова: гемодинамика, вегето-сосудистая дис-тония, физическое воспитание.

Введение. Многочисленные исследования свидетельствуют, что болезни сердечнососудистой системы занимают первое место в структуре общей заболеваемости [6, 9]. В структуре патологии этой системы значительный удельный вес имеют функциональные заболевания [5, 7]. Оценка заболеваемости у студентов вузов отчетливо отражает эту закономерность [4, 2, 8]. Между тем возможность мышечной деятельности во многом зависит от сердечно-сосудистой системы, которая с органами дыхания является важной кислород-лимитирующей системой [10].

Цель исследования - изучение состояния гемодинамики у студентов специального отделения с вегето-сосудистой дистонией и использование полученных данных в методическом обеспечении занятий физической культурой.

Методы и организация исследования. Состояние гемодинамики оценивалось по частоте сердечных сокращений (ЧСС), показателям артериального давления - систолического (САД) и диастолического (ДАД), которые определялись с помощью электронного прибора Эй энд Ди (Япония), модель ИА-777. На их основании рассчитывались: пульсовое артериальное давление (ПАД) и среднегемодинамическое (Ср). Систолический объем крови (СО) определялся по формуле Старра, общее периферическое сопротивление (ОПС) - по формуле Н. Савицкого [1]. Минутный объем крови (МО) оценивался по результату умножения СО крови на ЧСС в минуту. В оценке функционального состояния сердечнососудистой системы использовались коэффициенты экономичности кровообращения (КЭК) и выносливости (КВ) [3]. Исследования проводились в утренние часы занятий (1-я пара) после 10-15-минутного отдыха.

№ 9 • 2013 Сентябрь | September

55

Обследовано 222 студента1-го курса (юноши - 46,8 %, девушки - 53,2 %). При врачебном обследовании вегето-сосудистая дистония (ВСД) диагностирована у 33,6 % юношей и у 45,8 % девушек. У 24 % юношей и 13,6 % девушек она протекает по гипертоническому типу, а у 9,6 % юношей у 20 % девушек - по смешанному. Гипотонический и кардиальный тип ВСД установлен лишь у девушек, соответственно 9,3 и 5,9 %.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что у большинства студентов ЧСС учащена, более заметно выраженная у девушек с гипертоническим и кардиальным типом ВСД (табл. 1).

Уровень САД определялся повышенным у студентов при трех типах ВСД, но более отчетливо - у юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу, составляя в среднем 143±1,91 мм рт. ст. (р<0,05) и 137±1,68 мм рт. ст. (р<0,001). У девушек с гипотоническим типом ВСД его уровень достигал лишь 98±1,92 мм рт. ст. (р<0,001). Аналогичная тенденция отмечена и при оценке показателя ДАД. ПАД было достоверно повышено у юношей и девушек при гипертоническом типе ВСД. У девушек с гипотоническим и карди-альным типом оно было снижено, особенно заметно у первых, достигая в среднем 36±1,19 мм

рт. ст. (р<0,001). Среднее артериальное давление регистрировалось повышенным у студентов с гипертоническим, кардиальным и смешанным типом ВСД. Причем достоверно его уровень был повышен у девушек и юношей с гипертоническим типом и снижен у девушек с гипотоническим.

Анализ показателей сердечного выброса крови выявил умеренную тенденцию к повышению СО и МО крови у юношей с гипертоническим и смешанным типом ВСД, а у девушек при гипотоническом типе - к их снижению.

Данные общего периферического сопротивления отражали ту же направленность, что и сердечный выброс крови. Более заметная тенденция к его повышению наблюдалась у юношей и девушек при гипертоническом типе ВСД, составляя в среднем соответственно 1414±67 и 1393±78 дин./с/см3.

Коэффициент экономизации кровообращения у юношей и девушек с ВСД всех типов был повышенным. Наиболее высокие его показатели зафиксированы у студентов с ВСД по гипертоническому и смешанному типу. Коэффициент выносливости у юношей с ВСД по гипертоническому и смешанному типу определялся слегка сниженным, а у девушек при всех типах ВСД повышенным, особенно при гипотоническом и кар-

Таблица 1. Показатели частоты сердечных сокращений и уровня артериального давления

Показатели гемодинамики Тип ВСД Контрольная группа

Гипертонический, п=25/12 Гипотонический, п=0/15 Кардиальный, п=0/17 Смешанный, п=10/20

ЧСС, мин 88±2,85 - - 84±3,78 81±3,3

92±4,15* 74±2,55 92±4,68* 83±1,91 77±3,4

САД, мм рт. ст. 143±1,91* - - 134±3,47 129±5,5

137±1,68*** 98±1,92*** 116±1,79 116±1,17 112±2,4

ДАД, мм рт. ст. 80±1,75* - - 73±3,08 73±2,0

80±2,13*** 62±1,57 74±1,91*** 70±1,43 65±2,3

ПАД, мм рт. ст. 63±2,30*** - - 61±2,16 54±2,7

55±2,29*** 36±1,19*** 42±2,01 45±1,85 46±2,0

СрАД, мм рт. ст. 111±1,39*** - - 104±3,03 100±2,3

103±2,88*** 80±1,60*** 94±1,94 95±1,51* 88±2,2

Примечание. Здесь и в табл. 2: в числителе - данные юношей, в знаменателе - девушек; *,*** - достоверно при сравнении с контрольной группой при р<0,05, р<0,001.

Таблица 2. Показатели сердечного выброса крови, периферического сопротивления и экономичности работы сердечно-сосудистой системы

Показатели гемодинамики Тип ВСД Контрольная группа

гипертонический гипотонический кардиальный смешанный

СО, мл 75,7±2,55 - - 74,9±2,31 71,7±3,4

70,1±2,22 70,9±1,15 66,2±1,95* 69,8±1,49 72,5±1,6

МО, л/мин 6,7±0,27 - - 6,3±0,27 5,9±0,5

6,2±0,32 5,2±0,19 6,1±0,45 5,8±0,22 5,6±0,2

ОПС, дин/с/см3 1414±67 - - 1345±62 1335±60

1393±78 1245±52 1298±116 1315±52 1256±52

КЭК, усл. ед. 5554±223*** - - 5159±300*** 2600±190

4843±291*** 2690±123 3960±342*** 3809±126*** 2400±200

КВ, усл. ед. 14,8±0,87 - - 13,9±0,81 16±0,7

16,5±1,05 20,4±1,02** 21,7±0,90*** 18,8±0,70*** 15±0,6

56

№ 9 • 2013 Сентябрь | Бер1етЬег

диальном, равняясь в среднем 20,4±1,02 усл. ед. (р<0,001) и 21,7±0,96 усл. ед. (р<0,001).

Итак, проведенные исследования позволили установить нарушения гемодинамики и их характер у студентов с ВСД. В первую очередь они проявляются изменением уровня артериального давления, находящегося в прямой зависимости от типа ВСД. Следует подчеркнуть, что, несмотря на функциональный характер заболевания, гипертензия у юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу носит систоло-диастолический характер. Эта особенность характера гипертен-зии в сочетании с повышенным уровнем средне-гемодинамического артериального давления дает основание рассматривать этих лиц как группу риска по гипертонической болезни. Последнее требует динамического контроля за уровнем артериального давления при занятиях физическими упражнениями.

Следует отметить, что, несмотря на разноплановые изменения сердечного выброса он остается адекватным незначительно повышенному или сниженному общему периферическому сопротивлению. Данное гемодинамическое «равновесие» находит подтверждение и в достаточных показателях коэффициента выносливости. Наряду с этим высокие показатели коэффициента экономизации кровообращения свидетельствуют о напряженной работе сердечно-сосудистой системы. Дифференциальная оценка отмеченных изменений гемодинамики у обследованных студентов с учетом типа ВСД позволяет считать, что прогностически более неблагоприятно протекает заболевание у лиц с гипертоническим типом ВСД.

Исходя из принципа нозологического распределения студентов на группы при занятиях физическими упражнениями, на наш взгляд, следует исключить или с учетом индивидуальных показателей ограничить выполнение силовых, скоростно-силовых упражнений у студентов с ВСД по гипертоническому типу. Однако при решении этого вопроса необходим индивидуальный подход.

Выводы:

• У студентов с вегето-сосудистой дистонией нарушения гемодинамики находятся в прямой зависимости от ее типа.

• Прогностически более неблагоприятно протекает заболевание у студентов с вегето-со-судистой дистонией по гипертоническому типу.

• Необходимо дифференцированно подходить к коррекции объема физической нагрузки и ее характера у обследуемой группы студентов с учетом типа вегето-сосудистой дисто-нии.

Литература

1. Брудная Э.Н. Методы функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы / Э.Н. Брудная, И.Ф. Остапчук. - Киев: изд-во «Здоровье», 1968. - 275 с.

2. Власова Т.Н. Структура заболеваемости первокурсников Волгоградской ГСХА / Т.Н. Власова, Г.М. Казантинова // Физическая культура и здоровье студентов вузов: Матер^ Меж-дунар. науч..-практ. конф., 23 января 2009 г. - СПб.: изд-во СПбГУП, 2009. - С. 87-89.

3. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. - 3-е изд., доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 528 с.

4. Казантинова Г.М. Показатели гемодинамики у студентов, болеющих вегето-сосудистой дистонией / Г.М. Казантинова, С.В. Матвеева // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях: Сб. науч. тр. - Волгоград: изд-во ВГСХА, 2005. - С. 150154.

5. Кучанская А.В. Вегето-сосудистая дистония / А.В. Кучанская.

- СПб.: Весь, 2001. - 96 с.

6. Кушаковский М.С. Гипертоническая болезнь / М.С. Кушаков-ский. - СПб.: Сотис, 2005. - 321 с.

7. Максимова Е.Н. Анализ состояния здоровья студентов-первокурсников за период 1999-2004 гг. // Совершенствование физического воспитания сельского населения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2005. - С. 59-60.

8. Наумова М.А. Вегето-сосудистая дистония как одна из важнейших проблем состояния здоровья современной молодежи / М.А. Наумова, И.В. Гурова, Д.А. Кузнецова // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. Междунар. учебно-метод. и науч.-практ. конф. / под ред. О.М. Поповой, Саратов: изд-во «КУБиК», 2012. - С. 189-194.

9. Оганов Р.Т. Первичная профилактика ишемической болезни сердца / Р.Г. Оганов. - М.: Медицина, 1990. - 160 с.

10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academia, 2003. -480 с.

References

1. Brudnaya, E.N. Methods of functional diagnostics of cardiovascular diseases / E.N. Brudnaya, I.F. Ostapchuk. -Kiev: Zdorov'e, 1968. - 275 P. (In Russian)

2. Vlasova, T.N. The structure of sickness rate of first-year students of VSACA / T.N. Vlasova, G.M. Kazantinova // Physical culture and health of university students: Proceedings of the V Internat. theor.-pract. conf., January, 23 2009. - St.Petersburg: publ. h-se of SPbUHSS, 2009. - P. 87-89. (In Russian)

3. Dubrovsky, V.I. Sports medicine: textbook for university students specializing in pedagogics / V.I. Dubrovsky. - 3rd ed., enl. - Moscow: VLADOS, 2005. - 528 P. (In Russian)

4. Kazantinova, G.M. Hemodynamic indicators of students with vegetovascular dystonia / G.M. Kazantinova, S.V. Matveeva // The issues of the educational process on physical culture in comperehensive institutions: Collected researches. -Volgograd: publ. h-se of VSACA, 2005. - P. 150-154. (In Russian)

5. Kuchanskaya, A.V. Vegetovascular dystonia / A.V. Kuchanskaya.

- St.Petersburg: Ves', 2001. - 96 P. (In Russian)

6. Kushakovsky, M.S. Hypertensia / M.S. Kushakovsky. -St.Petersburg: Sotis, 2005. - 321 P. (In Russian)

7. Maksimova, E.N. Health test of first-year students for the period 1999-2004 // Enhancement of physical education of rural people: Proceedings of the All-Rus. theor.-pract. conf. -Moscow, 2005. - P. 59-60. (In Russian)

8. Naumova, M.A. Vegeto-vascular dystonia as one of crucial health problems of the modern youth / M.A. Naumova, I.V. Gurova, D.A. Kuznetsova // Acute issues and perspectives of development of physical culture and sport in higher educational institutions of the Russian Ministry of Agriculture: Proceedings of the Internat. educ.-method. and theor.-pract. conf. / Ed. by O.M. Popova, Saratov: KUBiK, 2012. - P. 189-194. (In Russian)

9. Oganov, R.T. Primary prophylaxis of ischemic heart disease / R.G. Oganov. - Moscow: Meditsina, 1990. - 160 P. (In Russian)

10. Kholodov, Zh.K. Theory and methodology of physical education and sport / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - Moscow: Academia, 2003. - 480 P. (In Russian

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 03.07.2013 г.

№ 9 • 2013 Сентябрь | September

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.