Нарративная идентичность одаренного ребенка младшего возраста
Гудзовская Алла Анатольевна, ГБОУВО СО ''Самарская государственная областная академия (Наяновой)",
г. Самара (Россия)
Ключевые слова: одаренный ребенок, коллективистская ориентация, нарративная идентичность, социальная идентичность, самооценка, неустойчивая самооценка, я-концепция, когнитивная социальная психология.
Личность одаренного ребенка обладает специфическими характеристиками. К ним относится представление человека о самом себе, его индивидуальная и социальная идентичность, отраженные в Я-концепции (Р.Бернс). Нарративная идентичность связана с контекстом взаимодействия, с намерениями, которыми индивид руководствуется, презентуя свой образ (Р. Харре, Ч.Тейлор). В экспериментальную группу исследования, направленного на выявление особенностей нарративной идентичности одаренных детей в возрасте 7-8 лет, включены 30 детей с неординарными способности, выраженной мотивацией к обучению, прошедших конкурсный отбор в гимназию. Контрольная группа: 102 ребенка из рядовых школ. Контент-анализ рассказа детей на тему «Я человек», являющийся аналогом методики М. Куна, позволил разделить текстовые категории на две группы, характеризующие коллективистскую (социальную) и индивидуалистическую ориентацию личности (Р.Нисбетт, Л. Росс, У. Кухнен). Одаренные учащиеся использовали в среднем 17 категорий (в контрольной - 10). Категории, описывающие индивидуальность, составляют 77,6% от общего числа категорий (социальные характеристики -22,4%). Указывая социальные роли, дети давали дополнения, подчеркивающие индивидуальность: «Я человек, который любит играть в мяч», «Человек, отличающийся от других». В контрольной группе доля категорий, связанных с социальным функционированием, составила 35% Социальная идентичность представлена чаще семейными ролями. В рассказах одаренных заметно колебание самооценки, подчеркивание собственных недостатков: «К примеру, у меня есть друзья, и я их очень люблю, но я очень не сдерживаюсь, когда у меня что-то не получается», «Я нравлюсь маме, когда убираю за собой вещи, не нравлюсь, когда не убираю вещи», «Я, может быть, еще человек не с большой буквы, но я буду стремиться, чтоб стать им». Выявлено качественное своеобразие личности одаренных. Нарративная идентичность одаренных детей отличается большей сложностью, дифференциацией, индивидуализацией, сомнениями в самооценке. Лонгитюдное исследование (18 лет) позволило проследить динамику нарративной идентичности. Результаты исследования ставят проблему организации эффективного взаимодействия педагогов с одаренными детьми в дошкольных учреждениях, способствуя укреплению их самооценки, созданию атмосферы включенности в коллектив сверстников. Исследование проведено при поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10726.
Список литературы:
1. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. - 162 с.
2. Нисбетт, Р. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян; пер. с англ. М.С. Жамкочьян; под ред. В.С. Магуна. -Москва : Фонд «Либеральная миссия», 2011. - 68 с.
3. Преображенская А. О. 2007. Реализация позиции субъекта в автобиографическом нарративе. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 4(1), 142-150.
4. Харре Р. 1996. Вторая когнитивная революция. Психологический журнал, 17(2), 3-16.
5. Kuhnen U., Hannover B., Schubert B. Procedural consequences of semantic priming: The role of self-knowledge for context-bounded versus context-independent modes of thinking. — Unpublished manuscript. — University of Michigan, Ann Arbor, 2000b.