Научная статья на тему 'Народный костюм как хранитель художественно-эстетических смыслов и духовно-нравственных ценностей русской традиционной семьи'

Народный костюм как хранитель художественно-эстетических смыслов и духовно-нравственных ценностей русской традиционной семьи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
народ / костюм / русская культура / семейные ценности / нравственность / традиции / people / costume / Russian culture / family values / morality / traditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна, Музалевская Юлия Евгеньевна

В настоящий исторический момент, когда во многом решается судьба России как государства, обладающего культурным суверенитетом, сохранение и развитие традиционной народной культуры является делом первостепенной важности. Немалая роль в решении этой задачи принадлежит семье. Мир смыслов и ценностей, организующих бытие человека, заключен в народном искусстве, значимое место в нем занимает русский народный костюм, В статье рассматривается значение народного костюма как носителя ценностей русской семьи, с одной стороны, тесно укорененной в русских народных традициях, а с другой стороны, тесно связанной с православной культурой, вплетенной в семейный быт. Все это выражает этические, художественные представления русского народа, его историю, эстетические идеалы. Русский народный костюм, аккумулирующий духовный опыт нации, выражающий его поэтично-образное видение мира, является уникальным феноменом, достойным служить эстетическим образцом для современного человека. Выдающийся образец народной культуры, развивающийся в едином ритме с жизнью, отражающий миропонимание русского человека и специфику русской семьи, национальный костюм требует дальнейшего изучения. Это изучение представляется необходимым для возрождения этнокультурного самосознания и понимания менталитета народа. Нравственные ориентиры, формирующиеся в семье и передающиеся из поколения в поколение, формируют мировоззрение граждан России. Изучение и сохранение лучших традиций семейного быта должно занять своё место в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании ценностных ориентиров и идентичности личности, российского общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна, Музалевская Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK COSTUME AS A GUARDIAN OF ARTISTIC AND AESTHETIC MEANINGS AND SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE RUSSIAN THE TRADITIONAL FAMILY

At the present historical moment, when the fate of Russia as a state with cultural sovereignty is largely being decided, the preservation and development of traditional folk culture is a matter of paramount importance. A significant role in solving this problem belongs to the family. Russian folk costume occupies a significant place in the world of meanings and values that organize human existence, the article examines the importance of folk costume as a carrier of the values of the Russian family, on the one hand, closely rooted in Russian folk traditions, and on the other hand, closely related to Orthodox culture, woven into the family life. All this expresses the ethical and artistic ideas of the Russian people, their history, and aesthetic ideals. The Russian folk costume, accumulating the spiritual experience of the nation, expressing its poetic and imaginative vision of the world, is a unique phenomenon worthy of serving as an aesthetic model for a modern person. Russian national costume is an outstanding example of folk culture, developing in a single rhythm with life, reflecting the worldview of the Russian person and the specifics of the Russian family, and requires further study. This study seems necessary for the revival of ethnocultural self-awareness and understanding of the mentality of the people. Moral guidelines that are formed in the family and passed down from generation to generation form the worldview of Russian citizens. The study and preservation of the best traditions of family life should take its place in the spiritual and moral education of young people, in the formation of value orientations and identity of the individual, Russian society as a whole.

Текст научной работы на тему «Народный костюм как хранитель художественно-эстетических смыслов и духовно-нравственных ценностей русской традиционной семьи»

ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Т. В. Кузнецова

Ю. Е. Музалевская

Ценности и смыслы. 2024. № 6 (94). С. 112-130. Values and Meanings. 2024. No.6 (94). P. 112-130. УДК 008:351.858

D0I:10.24412/2071-6427-2024-6-112-130

Народный костюм как хранитель художественно-эстетических смыслов и духовно-нравственных ценностей русской традиционной семьи

Кузнецова Татьяна Викторовна1, Музалевская Юлия Евгеньевна2

'Доктор философских наук, профессор, профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8062-8495 2Кандидат искусствоведения, доцент, доцент Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: [email protected] ORCID ID: 0009-0006-1139-9725

Аннотация. В настоящий исторический момент, когда во многом решается судьба России как государства, обладающего культурным суверенитетом, сохранение и развитие традиционной народной культуры является делом первостепенной важности. Немалая роль в решении этой задачи принадлежит семье. Мир смыслов и ценностей, организующих бытие человека, заключен в народном искусстве, значимое место в нем занимает русский народный костюм, В статье рассматривается значение народного костюма как носителя ценностей русской семьи, с одной стороны, тесно укорененной в русских народных традициях, а с другой стороны, тесно связанной с православной культурой, вплетенной в семейный быт. Все это выражает этические, художественные представления русского народа, его историю, эстетические идеалы. Русский народный костюм, аккумулирующий духовный опыт нации, выражающий его поэтично-образное видение мира, является уникальным феноменом, достойным служить эстетическим образцом для современного человека. Выдающийся образец народной культуры, развивающийся в едином

© Кузнецова Т. В. Музалевская Ю. Е., 2024

ритме с жизнью, отражающий миропонимание русского человека и специфику русской семьи, национальный костюм требует дальнейшего изучения. Это изучение представляется необходимым для возрождения этнокультурного самосознания и понимания менталитета народа. Нравственные ориентиры, формирующиеся в семье и передающиеся из поколения в поколение, формируют мировоззрение граждан России. Изучение и сохранение лучших традиций семейного быта должно занять своё место в духовно-нравственном воспитании молодежи, в формировании ценностных ориентиров и идентичности личности, российского общества в целом.

Ключевые слова: народ, костюм, русская культура, семейные ценности, нравственность, традиции.

Для цитирования: Кузнецова Т. В., Музалевская Ю. Е. Народный костюм как хранитель художественно-эстетических смыслов и духовно-нравственных ценностей русской традиционной семьи // Ценности и смыслы. 2024. № 6 (94). С. 112-130.

FOLK COSTUME AS A GUARDIAN OF ARTISTIC AND AESTHETIC MEANINGS AND SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF THE RUSSIAN THE TRADITIONAL FAMILY

Tatiana V. Kuznetsova1, Yuliya E. Muzalevskaya2

1 Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Professor, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8062-8495

2PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of St. Petersburg State university of industrial technology and design, St. Petersburg, Russia E-mail: [email protected] ORCID ID: 0009-0006-1139-9725

Abstract. At the present historical moment, when the fate of Russia as a state with cultural sovereignty is largely being decided, the preservation and development of traditional folk culture is a matter ofparamount importance. A significant role in solving this problem belongs to the family. Russian folk costume occupies a significant place in the world of meanings and values that organize human existence, the article examines the importance of folk costume as a carrier of the values of the Russian family, on the one hand, closely rooted in Russian folk traditions, and on the other hand, closely related to Orthodox culture, woven into the family life. All this expresses the ethical and artistic ideas of the Russian people, their history, and aesthetic ideals. The Russian folk costume, accumulating the spiritual experience of the nation, expressing its poetic and imaginative vision of the world, is a unique phenomenon worthy of serving as an aesthetic model for a modern person. Russian national costume is an outstanding example of folk culture, developing in a single rhythm with life, reflecting the worldview of the Russian person and the specifics of the Russian family, and requires further study. This study seems necessary for the revival of ethnocultural self-awareness and understanding of the mentality of the people. Moral guidelines that are formed in the family and passed down from generation to generation form the worldview of Russian citizens. The study and preservation of the best traditions of family life should take its place in the spiritual and moral education of young people, in the formation of value orientations and identity of the individual, Russian society as a whole.

Keywords: people, costume, Russian culture, family values, morality, traditions.

For citation: Kuznetsova T. V., Muzalevskaya Yu. E. Folk costume as a guardian of artistic and aesthetic meanings and spiritual and moral values of the Russian the traditional family // Values and Meanings. 2024. No. 6 (94). P. 112-130. (In Rus).

Постановка проблемы

Поиски резервов для сохранения национальной культуры связаны с различными видами народного творчества. Обращение к нему как своеобразному источнику понимания того, что ещё Гердер, а за ним и Гегель называли духом народа, необходимо. Это относится и к наследию российского национального костюма, культурный потенциал которого как художественного явления велик и в значительной степени недооценен. Русский народный костюм как знак и символ традиционной национальной культуры остается одним из источников изучения художественно-эстетического наследия нашего народа, звеном, соединяющим прошлое с настоящим и будущим. Его эстетический потенциал, тесно связанный с нравственными семейными ценностями, способен стать одним из факторов создания гармонии между материальным и духовным миром человека. Семейный уклад, свойственный традиционной российской культуре, на протяжении веков являлся основой государственного устройства наравне с православной картиной мира. В современных условиях важно не растерять ценностные установки, заложенные нашими предками.

Целью статьи является представление итогов изучения и структурно-стилистического анализа русского народного костюма, его значения в традиционной системе семейных ценностей, выявление закономерностей процесса формообразования его элементов, а также исторических закономерностей генезиса и эволюции. Исследования русского народного костюма, кроме теоретической значимости, преследуют и цель практического освоения наследия национальной культуры художниками и дизайнерами, дают возможность полнее представить коллективный эстетический опыт этноса, и те духовно-нравственные ценности, которые он подсознательно выражает. В целом же обращение к народной культуре углубляет понимание национальной ментальности и процесса развития нации на основе православных традиций, что представляется актуальным в современный период, когда процессы глобализации нивелируют своеобразие национальных культур.

Основное содержание

Становление народного костюма происходило во всей Европе в те времена, когда вестиментарная мода, как выразитель «имущественного и сословного положения людей», находилась в процессе формирования. Костюм народный развивался на протяжении веков и связан с процессом становления наций, в нем наиболее полно аккумулирован социокультурный опыт этноса. Каждый народ имеет свой язык, свои верования и обычаи, под влиянием которых вырабатываются собственные взгляды, общественное сознание, коллективный быт, определяющие его самобытность. Поскольку русский народ складывался из разных славянских племен, древнейшие верования, обычаи которых взаимно переплетаясь, составляли многообразие этноконфессиональных, этических, художественно-эстетических представлений народа, то и костюм, обладая общими чертами, отличался в каждой местности, оставаясь единым в выражении менталитета и системы ценностей, в том числе и семейных. Народный костюм выражает «дух народный», определенный Н. М. Карамзиным как «привязанность к нашему особенному». С открытием «духа народности», введения в русское эстетическое сознание и художественную культуру «... своеобразное получило права гражданства и почти полностью уравнено в правах со всеобщим» [7, с. 45]. Обладая обширным художественным наследием, созданным предыдущими поколениями, русский народ воплотил его в своем национальном костюме, ставшем частью национальной художественной культуры. Народный костюм создавался на основе канонической православной культуры, в которой вся жизнь строилась по заданным канонам, т.е. культурным образцам. Он встроен в иерархию различных систем Бытия и представляет собой единство духовного и материального. В нем отражены обычаи предков, семейные патриархальные функции, отражающие смыслы жизни крестьянства. Являясь частью народного искусства, для которого «характерна особая устойчивость преемственных связей, выражающих собой закрепленный традицией коллективный исторический опыт, связанный с комплексом локальных черт культуры», русский народный костюм «не изживает себя и не стареет» [7, с. 136]. Создавая костюм, народные творцы не разделяли культуру и природу, они вошли в их творчество как естество, как архетипы, воссоздаваемые на бессознательном уровне, и проявились в его ритмах (орнаментов, строя костюма), содержащих зачатки ритмики народных песен, танцев, хоровода и т.д. В народном костюме звучит гармония формы,

организованность которой была выработана в результате многовековой отработки, отсекавшей все лишнее, случайное. Это подлинный пример единства частей и целого, уравновешенности всех элементов формы. Для создания таких высокохудожественных образцов требовалось вложить в костюм не только обыденные, но и художественные представления, выражающие социально-историческое содержание, важное для множества людей. Идейно-эмоциональным содержанием костюма является общественная сущность ее владельцев, их статус, идеалы, мировоззрение. Но одновременно русская народная одежда своим покроем, силуэтом, цветом, характерными деталями указывает на принадлежность к православной религии, а также на место в семейной иерархии. Утраченная современным костюмом функция демонстрации роли в составе семьи имела большое значение для наших предков. Создание семьи становилось определяющим событием в их жизни и ему сопутствовала смена социальных ролей и соответствующая перемена костюма. Особенно ярко это проявлялось в женском образе, костюм становился более закрытым и сложным, всем своим обликом, в первую очередь, обязательным головным убором, женщина подчеркивала новый статус супруги, а затем и матери семейства. Свои отличия имели костюмы детей, не столь нарядные, простые, перешитые из взрослых одежд, часто с использованием лоскутов родительского платья в качестве оберегов с помощью силы рода. Каждая деталь несла определенное смысловое значение, могла служить оберегом или сообщать о статусе носителя. Старшее поколение отличала более спокойная цветовая гамма костюма и упрощенный его состав.

Смысл, вкладываемый в каждый элемент народного костюма, подчеркивает общее трепетное отношение к семейным ценностям. Семья наравне с религией играла одну из основополагающих ролей в становлении традиций русского народа. Институт семьи лежал в фундаменте государства, поддерживал моральные и духовно-нравственные смыслы и ценности мироздания и бытия. Традиционные нормы и правила вырабатывались и закреплялись веками. Православная культура, основанная на вере, наполняла жизнь русского человека особым смыслом, причастностью к Божественному миру, составляя основу ответственного существования. Семейные традиции, в основе которых любовь и уважение к ближним, соотносимые с христианскими ценностями, воспитывают чувство ответственности перед своим родом, проносимое человеком через всю жизнь.

Как элемент национальной культуры, русский народный костюм обращен «к добру, воплощенному в совершенстве художественных форм и наивных, но прекрасных символах», в которых «сказывалось миропонимание народа, проявлялись особенности душевного строя русских людей» [12, с. 11]. Костюм — объект материальной культуры, создавая его народ стремился к красоте, к улучшению своего быта и использовал все богатство созданных им ремесел. Его первоосновой являлось ткацкое ремесло, в котором русскими мастерицами достигнуто вызывающее восхищение совершенство, как в прядении, так и в окраске и самом ткачестве. Стремлением к красоте, эстетической выразительности вызвано обращение к искусству вышивки, в полной мере использовались возможности вязального ремесла и искусства плетения кружев, в котором равных по мастерству русским кружевницам нет в мире. Особое место занимает в каждом народе понятие прекрасного, и каждый народ находит для его воплощения свой способ, материальные возможности родной природы. Помимо перечисленных ремесел, русские умельцы обращались и использованию обработанных природных материалов: дерева, серебра и меди. Особое отношение вызывал жемчуг, называемый русским камнем, поскольку такого широкого применения он не находил в других странах. Добываемый в русских реках, бережно «вынашиваемый» человеком, он стал излюбленным украшением костюма. Шитье жемчугом развилось до особой разновидности русского декоративно-прикладного искусства.

Народный костюм, рассматриваемый как объект художественного творчества, представляет собой своеобразный ансамбль со своим символическим и композиционным строем, воплощенным пластическими и художественными средствами; он, несомненно, является своеобразным художественным феноменом, понять который невозможно без обращения к историческому экскурсу. Сложившийся в своих основных чертах еще в период древнерусского государства, то есть в 1Х-Х1 вв., развиваясь вплоть до XVII века, он сохранялся верным своей основе, хотя и со значительными изменениями, вплоть до XIX в. Значительно различались женский и мужской костюмы. Женский русский национальный костюм отличался особенной красотой, соответствующей эстетическим представлениям о женщине, сложившемся в народном сознании. Облик женщины на Руси ассоциировался с красотой, статью, с образом птицы: «лебедушка», «лебедь белая», «пава», ...— вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии награждал женщин и этим подчеркивал

зрительную, пластическую сторону образа» [12, с. 20]. В народном костюме все было подчинено созданию статного, величественного образа, достигаемого «мало расчлененным компактным объемом и лаконичным, мягким, плавным контуром» [12, с. 20]. При наличии общих черт, национальный костюм отличался в каждой губернии России. При всем многообразии одежды наиболее распространенными оказались основные типы русского костюма, сформированные из южнорусского понёвного комплекса, северорусского сарафанного, и городского («парочка»). Они имели некие общие характерные черты: целостность, малую расчлененность формы, простой силуэт. Анатомические подробности фигуры — талия, грудь — не подчеркивались, а, наоборот, скрывались, прежде всего рубашкой, которая непременно надевалась под сарафан. Рубашка была самой древней одеждой славян, берущей начало от набедренных повязок предков. Как самая простая одежда, она соответствовала образу жизни людей в их природной среде. Трудные условия полевых работ диктовали необходимость защиты от палящего солнца, рубашка отвечала этим функциональным требованиям. При упоминании о народном костюме у наших современников возникают ассоциации, прежде всего, с сарафаном и кокошником. Сарафан являлся основным элементом русского женского национального костюма «в виде длинного безрукавного платья, чаще всего на бретельках... К началу XVIII в. он был устойчивой и развитой конструкцией», что позволило ему сохранится и в годы петровских запретов [4, с. 245]. С сарафаном ассоциировался народный костюм и в аристократических кругах, в изобразительном искусстве русская женщина изображалась чаще всего в сарафане, надетом поверх рубахи, и в кокошнике, поскольку именно в такой одежде сфокусирован эстетический идеал того времени. В действительности народный костюм значительно сложнее, а сарафан лишь первозданная, самобытная основа, сохранившаяся на протяжении нескольких веков. «Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного сарафана кроилась вместе с лямками» [3, с. 25]. В собрании Русского музея можно увидеть прекрасный образец красного сарафана, «уникального своим архаическим кроем: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья — по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг» [3, с. 26]. Для придания стройности силуэту, он подпоя-

сывался под грудью, образуя красивые складки. Вторую по значимости роль в русском костюме играл кокошник — головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, завершающий ансамбль. Этот элемент — сконцентрированное представление о прекрасном, своеобразный оберег, украшенный символическим узором. Его знаковая функция могла сообщать и о семейном положении представительницы прекрасного пола, и о ее месте проживания, и о многом другом. Главный аксессуар костюма кокошник был настолько красив, самобытен и оригинален, что стал общенациональным символом русского традиционного костюма. Существует четыре его основных конструктивных вида, а по изысканной красоте декоративных орнаментированных украшений, выполненных в уникальной технике вышивки жемчугом или бисером, объемной вышивке, или же в технике золотной вышивки, по богатству и выразительности материалов, из которых они выполнялись, ему нет равных. Это завершающий костюмный образ элемент, «венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники» [4, с. 135], представлял статусность женщины из народа, занимающей достойное место и в кругу семьи, и в дворянской усадьбе. Кокошник, укоренившейся в культуре элемент костюма, в прошлые века был широко представлен в разных вариантах в изобразительном искусстве, как, например, в образе «Царевна-Лебедь» на живописном полотне М. Врубеля, в настоящее время он используется преимущественно в сценических образах, но излюбленный образ Снегурочки, без которого мы не мыслим новогодний праздник, невозможно представить без кокошника. Традиционные ценности, к которым относилось и разделение полов на мужской и женский, нашло отражение и в разделении одежды на мужскую и женскую. Как и любой национальный, русский костюм обладает функцией выражения места человека в семье. В нем есть масса различий холостого и женатого мужчины, девушки и замужней женщины, так, девушка могла показывать красоту волос, выпуская из-под головного убора косу, замужняя женщина обязана была прятать волосы под головным убором или платком. Визуальными средствами сообщалось о соответствии требованиям половой морали, предъявляемым общиной. Неизменное следование принципу отражения половой принадлежности в костюме, как и его устоявшиеся формы, свидетельствовали о незыблемости тра-

диционного иерархического общества. Сегодня, как никогда ранее, актуально обращение к идеалам женственности и мужественности, их воплощению в костюмных формах, поскольку границы полового различия под воздействием целого ряда причин размываются, что противоречит не только традиционной культуре русского народа, но и подрывает основы божественного мироустройства в целом. Костюм прошел путь от подражания природе на первоначальных ступенях своего формирования до художественно-образного воплощения представлений об этическом идеале, становясь частью предметной среды, всех ее символов и, наконец, самосовершенствуясь, но оставаясь в своей сущности неизменным, достиг вершины эстетической полноценности. Свой жизненный опыт русский народ перекодировал в эстетико-художественные образы национального костюма. Утилитарное в нем не затмевает эстетическое, напротив, эстетическое проникает и гармонизирует весь строй костюма. В неразрывной связи с отражением идей духовной жизни народа костюм демонстрирует и этические идеалы, которые и формировали его эстетическую сторону. Нравственные ориентиры передаются от поколения к поколению, формируют мировоззрение граждан, образец выражения нравственности — русский народный костюм. Русская женщина предстает в нем идеалом красоты, ее женственность воплощена ансамблевостью костюма, подчеркивающей и формы фигуры, и ее гармоничные пропорции, и ее стать. Ей соответствовал идеал «доброго молодца» — статного, физически здорового, рослого, одетого в красивую одежду. Внутреннюю сущность и внешнюю стать эстетического идеала, немыслимого без нравственности, отражали и величавая сдержанность походки, лишенная суетности, и сдержанность в проявлении чувств. Плавная походка женщины создавалась костюмом, прямой крой которого при ходьбе сохранял плавность линий. Об этом упоминает и Н. Я. Данилевский: «Русское одеяние достаточно прочно и величественно» [2, с. 269]. Как правило «моду» в костюме, когда еще и не существовало такого понятия, диктовали правители, не была исключением и Россия. Тот переворот в костюмных традициях, который приписывают исключительно Петру I, был подготовлен его предшественниками и новым поколением людей, обратившихся к опыту Запада в поисках ответа на вопросы относительно положения русского человека и окружавшей его действительности. Царь Алексей Михайлович, отец Петра, осознавший необходимость сближения с Западом, начинает перенимать ино-

странные обычаи и костюмы, обращается к немецкому и польскому платью. Уже тогда многим русская одежда представлялась и неудобной, и некрасивой, однако большинство по-прежнему считало, что нам нет «дела до иноземных обычаев, их платье не по нас, а наше не по них». [1, с. 11]. В своем стремлении одеть своих подданых в одежды западного образца Петр руководствовался не только ее функциональностью, но и желанием сблизиться с Европой. Кроме того, как свидетельствует историк В. О. Ключевский, старинные одежды ассоциировались у него с кровавыми событиями стрелецкого бунта, оставшегося страшным воспоминанием его детства. Реформы Петра I заставили приобщиться к западноевропейской моде, за образец был принят французский костюм, но в крестьянской и купеческой среде, и особенно в церковном сословии, народные традиции сохранились. Особенно это касалось сарафана, оставшегося в бытовании и ставшего символом традиционного русского костюма с момента петровских реформ, когда переоделась знать, а народ продолжал носить традиционную одежду. В XVIII веке «народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своею победою и смотрел уже с равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр» [13, с. 191]. Костюм допетровской эпохи можно отнести к традиционному, народному, в период петровского правления закладывалась основа нового типа русского костюма — городского, уже сложившемуся в Европе к тому времени. Введенное модой французское декольтированное платье соответствовало атмосфере светских празднеств, например, введенных Петром I ассамблей, но находилось в противоречии с теми ценностями, которые отличали русскую женщину — чистотой, целомудренностью, не приемлющих оголения в костюме. Однако, как справедливо отмечает Ю. М. Лотман: «Петровская реформа, при всех ее издержках, которые накладывали на нее характер эпохи и личность царя, решила национальные задачи, создав государственность, обеспечившую России двухсотлетнее существование в ряду главных европейских государств и создав одну из самых ярких культур в истории человеческой цивилизации» [10, с. 19]. Екатерина II, во времена правления которой в костюмах придворных утвердилась господствующая в мире французская мода, «сознательно вводила элементы традиционного русского костюма, пытаясь придать ему национальный характер» [14, с. 182]. Так, распашное платье на фижмах содержало элементы древнерусской одежды в виде откидных рукавов с декоратив-

ными проймами и расположения декора. Историки объясняют столь причудливые сочетания стремлением императрицы придать национальный характер своему правлению, а, как известно, наиболее наглядно демонстрировать такие намерения способен костюм. В конце XIX — начале XX вв. в России встает вопрос о путях реформации женского костюма, единого мнения по этой проблеме не существовало. С одной стороны, осуждалось губительное влияние моды на женщин, и звучал призыв к возврату национального костюма, как наиболее идентичного русскому народу и отвечавшего требованиям гигиены. Идея возрождения национального костюма родилась как «протестный патриотический порыв славянофилов», возражавших против того, что «российская телега костюмного дела волею Петра I была решительно пристегнута к европейской карете» [5, с. 213]. Национальная идея созрела под влиянием событий Первой мировой войны, обостривших патриотические чувства. В этом процессе просматривается аналог преображений французского женского костюма в результате войны 1812 г., когда он приобрел явные черты народного платья. Очевидно, что те архетипы, которые заложены в национальном костюме, в периоды великих потрясений явственно проявляются и ведут к неизбежным изменениям. В то же время, возникшее в начале XX в. движение женской эмансипации призывало к отказу от традиционной одежды, олицетворявшей патриархальные устои, а консервативные силы использовали все возможности для сохранения прежнего уклада жизни. Российское Собрание, учрежденное в 1900 г., ставило своей целью борьбу с космополитизмом, развившемся в высших слоях общества. Под лозунгом отстаивания национальной идеи члены Собрания призывали вернуться к национальному костюму в его первозданном виде, как средству самоидентификации русских. Знаменитый костюмированный бал в честь 300-летия дома Романовых 13 февраля 1903 г., к которому готовились со всей ответственностью, представил русский костюм, приближенный к историческим образцам XVII века. Его участники, представители самых знатнейших родов, восприняли традиционный костюм как маскарадный и театрализованный. Современники осознали всю нелепость и невозможность подобной идеи. Накал страстей говорил о том, каким сильным средством борьбы за сохранение традиционной общественной системы и соответствующих ей культурных стереотипов является костюм. Несмотря на разноголосицу мнений, происходили попытки модернизации костюма, но все

в тех же рамках русского национального платья. В нем видели средство проявления патриотичности, восстановления нравственности, а, следовательно, и старого гендерного порядка. Очевидно, что в то время искусство моделирования костюма, способное использовать вдохновляющую силу традиционной одежды, еще не сформировалось.

Итак, описанное состояние бытования русского народного костюма охватывает два главных этапа его исторического развития. Первый — его существование в России до реформ Петра I, в этот период формирования и развития народный костюм становится обобщенным воплощением представлений о славянской культуре в целом, и о русской в частности. Второй период включает дореволюционную Россию, кульминационным моментом которого и стал костюмированный бал 1903 г. Для этого этапа развития характерны связь народного костюма преимущественно с традициями крестьянского сословия и утрата интереса к костюму как традиционному достоянию Руси. Третий период развития костюма, приходящийся на начало XX века, протекает в атмосфере начавшейся урбанизации, складывающейся городской культуры, влекущих за собой изменение народного костюма. Не отказавшись полностью от своих традиций, костюм подвергается изменениям -исконно национальные элементы одежды начинают появляться в городской одежде. Представители элитарной культуры стремятся внести свой вклад в развитие костюма с точки зрения его соответствия современности.

В наибольшей степени воплотить современный взгляд на костюм, используя богатое национальное наследие, удалось лишь Леону Баксту и его ученикам. С развитием дизайна в 1920-е годы художники-конструктивисты, проникнув в суть характера и конструктивного построения народного костюма, воплотили его в формах, соответствующих духу времени. К наиболее успешным относится концепция и практическое воплощение моделей одежды Надежды Ламановой, первой женщины-модельера Советской России, до революции заслужившей звание «Поставщик двора ее Величества». Она обращается к принципу русского народного костюма — крою на основе прямоугольника, нивелирующего естественные формы фигуры. Прямоугольная форма раскрепощает линию талию, становится возможным расположить ее выше или ниже естественной границы, костюм своими формами приближается к современному эстетическому идеалу, оставаясь в своей первооснове верной традициям русского костюма. Сочетание фигуры, назначения

и материала в общей художественной форме, по выражению Ламановой, «максимально прекрасной в представлении эпохи», позволило ей создать образцы, заслужившие в 1925 году на всемирной выставке в Париже высшей оценки -Гран-при, доказав неисчерпаемый потенциал народной культуры. О высокой художественной ценности нашего национального костюма говорит и тот факт, что в отдельные исторические периоды мода на все русское охватывала Европу.

В 1910-м г. театральные постановки «Русские сезоны» С. П. Дягилева, стали событием, которое стало настоящим завоеванием культуры Серебряного века, обеспечившим «выход на прямой диалог России и Запада» [8, с. 185] Для «Русских сезонов» в Париже музыку к трем балетам, написал Игорь Стравинский. в каждом из них ощущается вдохновение русским народным творчеством. В «Жар-птице» русский мир представлен народной сказкой. В музыке «Петрушки» и костюмах исполнителей балетных партий воплощена русская ярмарка с ее стихией плясок, балаганов, музыкального творчества народа. Балет «Весна Священная» И. Стравинского, рисующий картины языческой Руси, произвел огромное впечатление на публику. Для воплощения в музыке «варварского» духа далекой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски» [15, с. 26-27]. Прозвучавшие в музыке скифские мотивы, образы восточнославянской мифологии, положили начало «скифскому буму» в искусстве начала XX века. Образы древней Руси, в том числе и костюмные, обусловили «всплеск интереса к национальной старине», инициировали дискуссии в художественной среде относительно скифской идеологии и связи русского скифства с дионисийским началом. Стравинский, соприкоснувшись с идеологией скифства, непроизвольно своим творчеством способствовал обращению композиторов к доисторической архаике. Xудожником костюмов артистов в балетах, представленных на гастролях, являлся Л. Бакст. В сценических костюмах им успешно обыграны стереотипные представления о полудикой природе русских; костюмные образы передавали этнографическую красочность и орнаментальность русского костюма, казались фантастическими благодаря внесению в них элементов красоты и роскоши Востока. Стихийное природное начало, выраженное художественными средствами сценического костюма, новое видение тела, предлагаемое Л. Бакстом и гениально выраженное в танце В. Нижинского, бросили вызов европейскому понятию мужественности.

В результате в европейском деловом костюме появилась большая свобода самовыражения. Сложный симбиоз раскрепощенной хореографии и свободного тела, талантливо представленный в балетах «Русских сезонов», произвел настоящую революцию в костюме. Гармоничное сочетание в костюме элементов разных культур свидетельствовало о признании России как единства Азии и Европы, роли России как культурной связующей между Востоком и Западом. В связи с этим следует отметить свойство русского народного костюма вбирать и осваивать элементы других культур, не теряя своей идентичности, прежде всего, костюмов, принадлежащих народам, живущим по соседству. В нем наблюдается взаимодействие финно-угорской и русской культур, поскольку территория Архангельской и Вологодской губерний была заселена малочисленными финно-угорскими группами [9]. Основные мотивы и других народов нашли отражение в семантике орнамента костюма. В материальной культуре славян заметно влияние скифов, оно обнаруживается в ромбообразных и шашечных узорах. Все народы, привнесшие элементы своей культуры в русский народный костюм, имели сходный по строю костюм — простота прямого кроя, просторность рубахи. Русский костюм отличает яркость и красочность, отражающие внутреннее состояние человека, его радостное мировосприятие, усиливающееся красным цветом, символизирующим в русской культуре красоту. В нем присутствует и обратная связь, от эстетического чувства прекрасного настроение его носителя наполняется внутренней радостью. Влияние костюма на его обладателя огромно, в русском костюме женщина чувствует себя совершенно иначе, поскольку происходит совпадение внутреннего психического строя ее души с его содержанием и художественной образностью. Ощущение гармонии наполняет жизнь и положительно сказывается на нравственном и психологическом состоянии женщины, от которой во многом зависит счастье и благополучие семьи. Изучение и распространение русского костюма необходимо в духовно- нравственном воспитании молодежи для предупреждения конфликта поколений, основа которого — «разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достичь взаимопонимания со старшим, не говоря уже о культурном отождествлении с ним» [7, с. 58-59]. В этом отношении показателен пример периода кризиса начала 1990-х гг., разделившего историю России на «до» и «после». Отношение к традициям и национальному костюму определяли ностальгические

настроения, разделяемые населением всего постсоветского пространства. Кроме того, начиная с середины 1990-х гг., произошло осознание пагубности пути, предлагаемого глобалистами. Природа красоты, заданная общим порядком мира, универсальна, но самобытность каждого народа, привносящая разнообразие прекрасного, не должна исчезнуть, иначе мир станет обезличенным и унифицированным. Взломать ядро русской культуры не удалось, поскольку национальное самосознание российского народа не исчезло, оно лишь приобрело новые формы. В сложившейся переломной ситуации традиции народа, выраженные в полной мере в национальном народном костюме, должны бережно сохраняться. В этом отношении большая работа проводится энтузиастом пропаганды русского костюма, заслуженным работником культуры России Н. Ф. Заргарян. На базе ателье «Русский стиль» в городе Пушкин (Санкт-Петербург) ею создана коллекция русских народных костюмов «Русь Благодатная», демонстрируемая на различных культурных площадках и этнофестивалях. Интерес, который проявляется к показам народных костюмов, позволяет надеяться, что народ не утратил непосредственную и живую потребность в них, и они по-прежнему органично входят в систему современной культуры.

Интерес к Руси, возникший еще в XVI-XVII веках и неутихающий до XX века, первоначально был вызван интересами торговли с ней. Помимо основных природных богатств, предприимчивых иностранцев привлекала красота русского костюма, особенно великолепие русского женского наряда, в котором неизменное восхищение вызывали головные уборы. Вышитые с большим мастерством золотой нитью, жемчугом, камнями, они завершали образ женщины, придавали ей невыразимое своеобразие, поскольку головной убор каждого региона отличался, как отличались и художественные приемы мастериц. Сегодня русский народный костюм стал достоянием музеев.

Русская тема вдохновляла европейских кутюрье XX столетия. Французский модельер, «тиран моды» (как он сам себя называл) Поль Пуаре, будучи близким другом Надежды Петровны Ламановой, в 1910 году посетил Москву и, вдохновившись русскими традиционными видами одежды, такими как сарафан, рубаха, тулуп, кафтан, создал коллекцию в русском стиле.

В творчестве Ив Сен-Лорана прослеживается любовь к русскому стилю, получившая гениальное воплощение в вязаном свадебном платье

в форме русского символа — матрешки в коллекции 1965 года. В 1976 году он представил знаменитую коллекцию от-кутюр, навеянную русскими мотивами, в которой были и телогрейки, и расшитые рубашки, и длинные яркие широкие юбки. Модели французского дизайнера по насыщенности цветовой гаммы и размашистому почерку их создания словно перекликаются с образами знаменитых малявинских крестьянок.

В 2009 году Карл Лагерфельд представил роскошную коллекцию «Париж-Москва», в которой основным украшением стал кокошник. Дизайнер сделал различным его декоративное оформление, благодаря чему, каждая модель приобрела индивидуальность. Коллекция от кутюр Джона Галльяно сезона осень-зима 2009/2010 гг. вдохновлена русско-балканскими мотивами. Она представляет собой некое современное смешение традиционных народных и европейских модных элементов костюма. Отсюда появление в коллекции кринолинов и панье. В тоже время яркость цвета, реплики типично народных украшений не оставляют сомнений в источнике вдохновения. Перед созданием коллекции дизайнер посетил Россию, специально побывал в музее этнографии народов России в Санкт-Петербурге и в антикварных магазинах.

Все великолепие славянских орнаментальных мотивов представлено в коллекции 2015 года итальянского дизайнера Валентино. Вдохновленные красотой народного костюма его модели звучат по-настоящему современно.

В нашей стране к национальным традициям в своем творчестве с успехом обращался В. М. Зайцев, способный воплотить идею народного костюма и при сохранении ее конкретной формы выразить образ вполне современного человека. Ему принадлежит идея использования в создании женского костюма павлопосадских платков изумительной красоты. Именно увлечение народным творчеством стало импульсом развития его дарования, оно же вызвало интерес западной публики к советскому моделированию костюма. Так возникла «русская тема» в западной вестиментарной моде. Образ русской девушки в сарафане вдохновлял в начале 1960-х гг. советских модельеров, с успехом демонстрирующих свое творчество, как, например, на 1-м Всемирном фестивале мод в 1967году в Москве и на Международной выставке в Монреале в 1968 году. СССР был представлен моделью под девизом «Россия», монументальный образ которой отражал связь с народным искусством, с фресками русских храмов, со значительной ролью женщины в семье

и в русском обществе в целом.

Возможно обращение к великому русскому национальному наследию вдохновляет и современных художников на создание столь же прекрасных образцов, но созвучных новым формам жизненного уклада. Не случайно сегодня появились новые бренды, созданные молодыми дизайнерами, такие как «Сарафай», «Олово», «БУ: Б», Ош^а, Бегеда и другие. Продолжают свои традиции и народные промыслы, например, вышивка «крестецкая строчка», вологодское кружево, украшения из металла в русском стиле «северная чернь».

Верность национальной самобытности, отражение роли женщины в семье и роли семье в обществе не должна пониматься как буквальное воспроизведение образов русских народных костюмов в дизайнерской практике. Необходим глубокий анализ смыслов, заложенных в нем, символов его выражающих. В рамках иных представлений о мире и принципиально другого контекста вестиментарной моды, подход к проектированию современного костюма, отвечающего духовно-нравственных традициям, в сфере семьи, принципам национальной идеи идентичности, должен быть осмысленным. Предполагается осмысление в первую очередь себя, своей сути и соотнесенности с теми эстетическими и этическими идеалами, которыми руководствовался наш народ при создании гармоничных образов. Возможно, для кого-то правильным будет использование идеи, стоящей за визуальными образами традиционной одежды, а для кого-то — значимых и узнаваемых элементов народного костюма. Представляется обнадеживающим и факт воспроизведения традиционных технологий в производственной практике дизайнеров, среди них — плетение, лоскутное шитье, мережка, вышивка в различных техниках.

Русский народный костюм — часть народного искусства, представляющего собой «не быт, а бытие, оно не просто «выражает» мировоззрение, а само является мировоззрением, точнее народным переживанием мира. Его можно характеризовать «как национальный психо-лого-космос» [6, с. 111].

Результаты исследования

Обращение к русскому костюму и его роли для возрождения традиций семейного воспитания позволило утвердиться во мнении о том, что народный костюм как выразитель и носитель национальных и общечеловеческих ценностей требует дальнейшего изучения. Опыт использова-

ния его богатого художественного наследия лучшими представителями творческих профессий должен быть рекомендован к продолжению в отечественной дизайнерской деятельности.

Заключение

Нравственные ориентиры, заложенные традиционными семейными ценностями и получившие воплощение в народном костюме, составляют основу общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства, следовательно, обращение к художественно-эстетическому наследию позволит формировать ценностные ориентиры российского общества. Для сохранения идентичности русского мира необходимо обратиться к семье как к оплоту национальной идеи, которая всегда была в основе государства и нации, ведь разрушение семьи ведет к утрате духовно-нравственного социально-культурного вектора развития современных общественных институтов.

Литература

1. Андреева А. Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна / СПб.: Паритет. 2009.176 с.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / М.: Книга, 1991. 269 с.

3. Женский народный костюм в России XVIII-XIX веков // Альманах. науч. рук. Е. Н. Петрова. Вып. 405. СПб: Palace Editions, 2013. 216 с.

4. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половины 20 вв: опыт энциклопедии / ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Сидоровой. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.383 с.

5. КоськовМ.А., МузалевскаяЮ.Е. Костюм. Основы теории: монография / СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2011. 224 с.

6. Кузнецова Т. В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное: учебное пособие. МГУ имени М. В. Ломоносова, философ. фак-т / М.: Издатель А. В. Воробьев, 2022. 244 с.

7. Кузнецова Т. В., Рахимова М. В. Народность и популярная культура. Две парадигмы. Монография. / М.: Издатель А. В. Воробьев, 2019. 288с.

8. Левая Т. Двадцатый век в зеркале русской музыки / СПб: изд-во им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2017. 424с.

9. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / пер. с нем. А. И. Федорова, В. Г. Швейника. М.: Республика. 1998. 492 с.

10. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) / СПб.: Искусство-СПБ, 2008. с. 412.

11. Мариненко О. В., Русаков В. А. Взаимодействие финно-угорских и русских культур в народном костюме русского севера // Финно-угорский мир. 2016. № 3(28). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-finno-ugorskoy-i-russkoy-kultur-v-narodnom-kostyume-russkogo-severa (дата обращения: 03.04.2024).

12. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма / М.: Молодая гвардия, 1975, 192 с.

13. Пушкин А. С. О русской истории XVIII века / Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники. Собр. Соч. в 10 томах. Т. 7 / Примеч. Ю. Г. Оксмана и Т. Г. Цявловской. М.: Худ. лит.,1976. 397 с.

14. Самонин С. Ю. Военный костюм в России XVIII- начала ХХ века // Костюм в России XV — начала XX века. Из собрания Государственного исторического музея / М.: 2000. 232 с.

15. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский О. О. Очаковская. М.: Педагогика, 1985. 352 с.

References

• Andreeva A. Yu. Kostum russkoy znati. Ot Vizantiyi do moderna. SPb.: Paritet, 2009. 176 p. [In Rus].

• Danilevskiy N. Ya. Rossia I Evropa. M.: Kniga, 1991. 269 p. [In Rus].

• Genskiy narodniy kostum v Rossii XVIII-XIX vekov // Almanah. Nauch.red.E.N. Petrova. Vol.405. SPb. Palace Editions, 2013. 216 p. [In Rus].

• Kirsanova R. M. Kostum v russkoy hudogestvennoy culture 18-pervoy poloviny 20 vv.: opyt entsiklopedii / red. T. G. Morozova, V D. Sidorovoy. M.: Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 1995. 383 p. [In Rus].

• Koskov M. A. Muzalevskaya Yu. E. Kostum osnovy teorii: monografiya / SPb.: LGU im. Pushkina, 2011. 224 p. [In Rus].

• Kuznetsova T. V. Dialektika esteticheskogo: universalnoe I svoeobraznoe: uchbnoe posobie MGU im. M. V. Lomonosova. Filosof. Fakultet / M. Izdatel A. V. Vorobev, 2022. 244p. [In Rus].

• Kuznetsova T. V., Rahimova M. V. Narodnost' i populyrnaya kultura. Dve paradigmy. Monografiya / M.: Izdatel Vorobev A. V,2019. 288p. [In Rus].

• Levaya T. Dvatsatiy vek v zerkale russkoy muziki / SPb.: Izd-vo N. I. Novikova; Izdatelskiy dom "Galina script", 2017. 424p. [In Rus].

• Lorents K. Oborotnaya storona zerkala / per. s nem. A. I. Fedorova, V G. Shveinika. M.: Respulika, 1998. 492 p. [In Rus].

• Lotman Yu. M. Besedy o russkoy culture. Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII-nachala XIX veka) / SPb.: Iskusstvo-SPb,2008. 412 p. [In Rus].

• Marinenko O. V., Ruskov V. A. Vzaimodeistvie ainno-ugorskih I russkih kultur v narodom costume russkogo severa ['Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vzaimodeystvie-finno-ugorskoy-i-russkoy-kultur-v-narodnom-kostyume-russkogo-severa (data obrascheniya: 03.04.24). [In Rus].

• Mertsalova M. N. Poezia narodnogo kostuma / M. Molodaya gvardiya, 1975, 192p. [In Rus].

• Pushkin A. S. O russkoy istorii XVIII veka / Istoricheskiye stati I materialy. Vospominaniya I dnevniki. Sobr. Soch. V 10 vol. V 7 / Prim. Yu. G. Oksmana I T. G. Tsyuvlovskoi. M.: Hudos. Lit. 1976. 397 p. [In Rus].

• Samonin S. Yu. Voenniy kostyum v Rossii XVIII nachala XX veka / Kostum v Rossii XV-nachala XX veka. Iz sobraniya Gos. Istoricheskogo muzeya / M.: 2000. 232p. [In Rus].

• Encziklopedicheskiy slovar' unnogo muzikanta / Sost. V. V Medushevskiy, O. O. Ochakovskaya. M.: Pedagogika, 1985. 352p. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 27.06.2024; одобрена после рецензирования 09.09.2024; принята к публикации 05.11.2024.

The article was submitted 27.06.2024; approved after reviewing 09.09.2024; accepted for publication 05.11.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.