УДК 94
ГРЕБЕННИКОВ Евгений
Московский государственный институт международных отношений г. Москва, Россия [email protected]
НАРОДНЫЙ ФРОНТ АЗЕРБАЙДЖАНА 19881989 гг.: ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛИБЕРАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ
В Азербайджане две идеологии хоть и ненадолго, но все же нашли способ совместного сосуществования в рамках политической борьбы, обусловив уникальный опыт оппозиционной стратегии. В современный период истории изучение данной проблематики имеет возрастающую актуальность, поскольку в последнее десятилетие по всему миру активизируются протестные движения, а, значит, попытки радикально-настроенных элементов в обществе воспользоваться ложной риторикой для достижения своих интересов будут набирать обороты. Проблема противостояния двух идеологий (либеральной и националистической) характерно проявлялась в конфликтах между лидерами движения. Порой они носили весьма серьезный характер. Тем не менее общая идея и проблемы помогли сплотиться в борьбе за демократические преобразования даже после 1990 г., когда фронт покинули некоторые члены умеренного крыла либералов. В Азербайджане на рубеже 90-х годов прошлого столетия сплотиться либералам и националистам в один фронт помогли не только факторы, обозначенные в статье, но и сам характер их мировоззрений, который имел местный, свойственный азербайджанцам колорит. Суть его в том, что обе концепции не имели жестких идеологических границ и могли включать в себя элементы друг друга.
Ключевые слова: Азербайджан, Россия, идеология, либералы, националисты, оппозиции, радикалы, национализм, НФА, Народный фронт.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-53-58 Evgenii A. GREBENNIKOV
Moscow state Institute of international relations
Moscow, Russia [email protected]
POPULAR FRONT OF AZERBAIJAN 19881989: PROBLEMS OF LIBERAL AND NATIONALIST SENT ASSOCIATION
In Azerbaijan, two ideologies, though not for long, but still found a way of coexistence in the political struggle, led to the unique experience of an opposition strategy. Therefore, in the modern period of history, the study of this problem has increased relevance because in the last decade around the world activing protest movement, and, therefore, attempts of radical elements in society to use false rhetoric to achieve their interests will gain momentum. The problem of confrontation between the two ideologies (liberal and nationalist) is manifested in the conflicts between the leaders of the movement. Sometimes they were very serious. However, the General idea and problems helped unite in the fight for democratic reforms even after 1990, when the front left some members of the moderate wing of the liberals. Azerbaijan at the turn of the 90th years of the last century, to unite the liberals and nationalists into a single front helped not only the factors indicated in the article, but the nature of their worldviews, which had a local Azerbaijanis peculiar flavor. Its essence is that both concepts had no hard ideological boundaries and could include elements of each other.
Keywords: Azerbaijan, Russia, ideology, liberals, nationalists, opposition, radically, nationalism, popular front
Оппозиционное движение в Азербайджане начало складываться к концу 80-х годов, когда в других республиках Советского Союза уже активно действовали так называемые «народные фронты за перестройку». Такая запоздалая реакция объясняется прежде всего тем, что в целом, несмотря на проблемы внутриполитического характера, народ Азербайджана не хотел децентрализующих перемен - столь модных идей в то время в рядах оппозиционеров. «Азербайджанцы до 1988-го года были в абсолютной своей массе верны СССР, строю, России. Хотя загнивание шло, коррупция въелась во все поры общества, теневая экономика сращивалась с госаппаратом, однако население, в силу природной пластичности, приспособилось к этим условиям и было органически чуждо протесту и инакомыслию. Народ был настроен не менять порядки, а приспосабливаться к ним. Главная задача жизни для среднего азербайджанца - найти алгоритм, соответствие, угадать главный закон и правила поведения, вписаться в существующий порядок и добиться относительного материального благополучия» [1].
Эту же точку зрения разделяет и Станислав Иванович Чернявский, видный научный деятель, чьи исследования по истории становления азербайджанской государственности являются фундаментальными в современной отечественной науке о международных отношениях: «В отличие от республик Прибалтики, Армения, Азербайджан и Грузия не боролись за свою независимость, а получили ее "сверху". Поэтому такие, утвердившиеся ныне, штампы азербайджанских политологов, как "национально-освободительное движение против империи", "борьба за отделение от Москвы" и ряд других, мягко говоря, не полностью соответствуют действительности. Это неоднократно отмечал в своих выступлениях президент Азербайджана Г. Алиев - "Если бы СССР в конце 1991 г. не распался, Азербайджан не смог бы обрести государственную независимость. Это было для нас, как говорится, даром свыше. Это был подарок судьбы нашему народу"» [2].
И все же, несмотря на такую пассивность, события, которые происходили в республиках Советского Союза, не могли не повлиять на один из самых сложных в плане этнокультурных и
межнациональных отношений регионов. В Армении националистически настроенные политические силы, осознав весь спектр возможностей, которые потенциально могла дать им мягкая политика нового руководства в лице Михаила Сергеевича Горбачева, стремительно стали продвигать идеи самостоятельного национального управления для внутриполитических институтов как в самой Армении, так и на территории Нагорно-Карабахской автономной области.
Естественно подобные инициативы вызывали обеспокоенность среди азербайджанского общества, но на первых порах не провоцировали на радикальные народные выступления. Более того, нередко можно было услышать заявления простых азербайджанцев в защиту братских связей с народом Армении. Не раз упоминалось, что национальную проблему нужно решать в рамках диалога и дружбы. Об этом, в частности, свидетельствуют множественные интервью, взятые журналистами во время одного из самых первых массовых митингов в истории Азербайджанской ССР (митинг 17 ноября 1988 г. по поводу вырубки деревьев в историческом парке «Топханы», который расположен вблизи Шуши, НКАО). Вот одно из них:
«С кем бы мы ни говорили на площади, во всех высказываниях сквозила озабоченность по поводу еще одной попытки столкнуть народы двух соседних республик. Наиля Нуриева, лаборантка Института химии присадок АН Азербайджанской ССР, пришла сюда с детьми:
- Меня очень беспокоит обстановка, которая складывается в последнее время между двумя народами - азербайджанским и армянским. Наша республика всегда отличалась высоким духом интернационализма, прекрасной человеческой дружбой между людьми разных национальностей, и сейчас такими инцидентами, как в Топхане, ее пытаются разрушить. Я сама лезгинка, муж - азербайджанец, и для нас, как для тысяч людей, важно сохранить наше братство. Надо, чтобы наши дети жили в добром мире, не разгороженном на национальные квартиры.
Было еще не мало встреч, бесед, из которых становилось очевидным то, что люди верят: их законное осуждение подобных действий будет доведено до органов власти » [3].
Не поддаваться на провокации «националистических элементов в Баку» предлагали и старейшины азербайджанского общества. В своем обращении ветераны войны и труда призывали молодежь к «благоразумию» и сдержанности: «Дорогие товарищи, друзья! Мы - ветераны войны и труда, старшее поколение, ваши отцы и деды, отстоявшие страну в годы тяжелых испытаний, возродившие ее из руин и пепла, в эти тревожные для республики дни обращаемся к вам, к вашим гражданским и патриотическим чувствам...Все справедливые требования участников митинга доведены до руководства республики и страны, восприняты с глубоким пониманием, по ним будут приняты необходимые решения. Но эти решения должны приниматься в спокойной обстановке, с тем, чтобы обеспечить взвешенность и мудрость, для этого нужно время.
Мы призываемы всех проявлять гражданскую и политическую зрелость, высокое чувство долга и ответственности, дисциплину. Призываем приступить к работе и учебе, соблюдать общественный порядок. Призываем пресекать происки тех, кто хотел бы дестабилизировать политическую обстановку в Азербайджане.
Призываем вас проявить спокойствие, благоразумие, не разрушать основы добрососедства, дружбы всех народов и национальностей, проживающих в нашем многонациональном Азербайджане» [4].
Тем не менее события в НКАО вокруг «Топханы», а также в Сумгаите (погромы в армянских кварталах этого азербайджанского города) нивелировали возможность поиска компромиссов через диалог. Масло в огонь добавляли невнятные и нерешительные действия республиканских и всесоюзных властей. Более того, во многом именно такое пассивное отношение партийной элиты и подтолкнуло изначально мирно настроенную интеллигенцию и националистов к поиску совместной стратегии для решительной оппозиционной борьбы.
Главным локомотивом оппозиционного движения в «стране огней» (Азербайджан. - прим. авт.) стал Народный фронт Азербайджана, созданный в середине 1988 г. и учрежденный на официальном конгрессе в июле 1989 г. Председателем был избран Абульфаз Алиев (Эльчи-бей) [5]. Также следует отметить, что во внутриполитической борьбе принимали участие и другие оппозиционные партии и течения, но они либо не представляли какой-то существенной силы, либо оппозиционность их носила весьма условный характер.
* Тогда никто не мог предугадать, что подобные слова будут звучать и сегодня, когда два братских народа России и Украины, долгое время живших в одном государстве, поддерживающих друг друга, будут разделены очередным «майданом», начнет свою деятельность Народный фронт Украины и, как и в Азербайджане, за работу возьмется минская группа ОБСЕ.
В рамках НФА удалось объединиться как интеллигенции, так и националистическим движениям. В итоге общими усилиями представители НФА смогли не только прийти к власти, но и проводить до определенного времени согласованную политику.
Исторически, как правило, национализм и либерализм находятся в жесткой конфронтации. Если рассматривать современный этап истории, то в качестве примера можно привести процессы, происходившие в ходе так называемой «арабской весны» и «майдана» на Украине (в отечественной истории таким примером могут служить революционные события 1917 года. -прим. авт.). В обоих случаях лозунги о свободе и демократии объединили народ на центральных площадях, но вскоре после свержения неугодного режима происходило новое противостояние - между победившими. В итоге, как правило, более радикальные элементы одерживали верх.
В Египте таким образом, в результате оппозиционных выступлений местных либералов и националистов, был отстранен от власти президент Хосни Мубарак. В итоге к негодованию многих египтян президентом стал Мухамед Мурси (неофициальный кандидат от националистической партии «Братья-мусульмане») [6]. Новый руководитель сразу же взял курс на исламизацию и прямое подчинение внутриполитических институтов главе государства. В конце концов недовольство такой противоречащей демократии политикой вновь привело к массовым протестам и свержению уже самого президента Мурси генералом Египетской армии Фатахом Ас-Сиси в 2013 г. [7].
На Украине же народ, вдохновленный лозунгами оппозиционеров о демократии и за достойную жизнь на базе интеграционных процессов с Евросоюзом, отстранив от руководства страной президента Януковича, также способствовал захвату власти националистическими элементами. Действия последних, как правило, всегда приводят к еще большей изоляции либерально-демократических ценностей.
Каким же образом под знаменами НФА смогли объединиться либеральные течения и националистические? Кто входил в оппозиционное движение Азербайджана и кто вдохновлял народные массы на выступления против властей в 1988- 1989 гг.? Постараемся ответить на эти вопросы.
«В первых рядах находились активисты, начиная с представителей "Бозкурт" (местный клон турецкой неофашистской пантюркистской организации "Серые волки", возглавляемой бывшим полковником милиции Искандером Гамидовым), заканчивая азербайджанским движением за права женщин, возглавляемым доблестной Ханым Халиловой...среди участников были люди с улиц, "бизнесмены", академики, журналисты и даже начальник тюрьмы, Фехмин Гаджи-ев. Один из заместителей председателя, Ариф Гаджиев, был радиоведущим; другой, Асим Моллазаде, был психиатром, консультирующим космонавтов» [8]. - "Azerbaijan Diary Thomas Goltz "Front factions ranged from the Bozkurts, a local clone of the neofascist; pan-Turkic Gray Wolf movement in Turkey, led by the former police colonel, Iskender Hamidov, to the Azerbaijan Women's Rights Movement led by the redoubtable Hanim Halilova...There were people from the streets, 'businessmen, ' academics, journalists, and even a prison warden, Fehmin Xadjiev. One of the deputy chairmen, Arif Xadjiev, was a regional radio announcer; another, Asim Mullazade, was a psychiatrist for cosmonauts" [8].
Столь пестрый состав Народного фронта обусловливался тем, что с началом «перестройки» либерально-националистические мировоззрения в Азербайджане конструировались в рамках различных неформальных кружков, не имеющих определенной широкой и структурной программы или протестных настроений. В молодежной среде это было скорее данью моде юношеского максимализма, формировавшегося в СССР и мире; в интеллектуальной - являлось возможностью безнаказанно стать участником политического дискурса. Кроме того, в Баку на начальном этапе самостоятельных (не находящихся под надзором партийных органов) неправительственных организаций и вовсе было немного. «Однако к концу 1988 г. таких кружков насчитывалось около 40. Самыми известными считались "Дирчелиш", "Комитет народной помощи Карабаху", "Народный фронт Кызылбаш", "Юрд", "Бирлик" и "Ени Мусават"» [9]. - "By the end of 1988 the number of "informal" organizations had reached forty. The more prominent ones among them included Dirchelish (Revival), the Committee of People's Aid for Karabagh, the People's Front of the Kizilbash, Yurd (Homeland), Birlik (Unity), and Yeni Musavat (New Musavat)" [9].
Объединение в Народный фронт проходило медленно и не без трудностей, но события, происходившие в Нагорном Карабахе, вынуждали лидеров либеральных и националистических организаций реагировать оперативно, оставив при этом идеологические разногласия нерешенными. На поиск компромиссов и выработку совместной стратегии не оставалось времени. Приходилось действовать и импровизировать.
Такая спешка негативно сказалась на качестве проводимых Народным фронтом акциях. Отсутствие опыта, противоречивые идеологические интересы и недоверие в среде лидеров
препятствовали организации выступлений единым фронтом. В своих речах некоторые лидеры движения зачастую воспринимались слабыми и недостаточно решительными. Так, еще на первых майских митингах лидеры продемонстрировали свою отрешенность от чаяния большинства простых азербайджанцев. «Им ближе не З. Ализаде, сын двух профессоров, или прекрасно говорящая по-русски, но плохо по-азербайджански Л. Юнусова, а входивший в организацию "Вар-лыг" ("Богатство") (собственно, не организацию, а кружок неопределенной направленности, сочетающий интерес к охране природы и истории и памятникам старины), вообще не говорящий по-русски, но имеющий прекрасный контакт с толпой молодой рабочий завода им. Шмидта Н. Панахов, которого З. Ализаде назвал "лидером первобытнообщинного уклада".
Он произносит речи о том, что, если азербайджанцы захотят, они сделают второй Арарат из армянских голов, и по его призыву: "Кто не армяне - встать" или "Кто не армяне - сесть"1 встает и садится вся многотысячная площадь» [10].
Фигура Неймата Панахова вызывала огромный интерес не только среди участников про-тестных акций, но и в медийном поле. Он олицетворял националистическое направление оппозиционных сил. Его энтузиазм, внутренняя самоотдача, решительность завораживала и вдохновляла людей на площадях. Неудивительно, что о нем ходило немало разных слухов, часть из которых имела весьма тревожный характер. Например, слух, что Неймат Панахов был замешан в попытках приобрести торпеды с ядерными боеголовками из советских хранилищ за пределами Баку, что это якобы одна из главных причин ввода войск в Баку в 1990 г. [11].
Несмотря на все мифы и сплетни о главном революционере «площади свободы», в своих интервью Неймат Панахов старался вести себя весьма сдержанно и рассудительно. О себе Неймат говорил лаконично: «Мне 26 лет. Я рабочий, из рабочей семьи, образование - 10 классов, остальное - самообразование. Служил в армии, живу в общежитии...».
В интервью корреспондентам газеты «Известия» он без лишних слов выражал чаяния народа и обрисовывал ситуацию:
- Почему вы говорите от имени всех?
- Потому что знаю, с чем люди пришли на площадь.
- С чем же?
- Они хотят, чтобы выполнялись общесоюзные законы. В июле Президиум Верховного Совета СССР подтвердил: ИКАО - составная часть Советского Азербайджана. Была принята программа социально-экономического развития области. На это выделены сотни миллионов рублей. На деле и решение, и программа не выполняются. Юридически оставаясь в составе Азербайджана, Степанакерт фактически разорвал все связи с республиканскими органами Азербайджанской ССР. Это приняло характер вызова...
- И это причина для забастовок, митингов?
- Причиной стало бездействие органов власти - как республиканских, так и союзных. Это и вывело народ на площадь.
- Что же дальше? Не грозит ли это новым Сумгаитом?
- Про Сумгаит скажу так: это позор и боль азербайджанского народа. Но нельзя молчать и о другом - сумгаитская трагедия стала почвой и для разжигания антиазербайджанских страстей. Нас пытаются выставить продолжателями геноцида 1915 года. Реанимировать страх и ненависть. Зачем? Чтобы взрастить на них новые поколения?
- Тогда как объяснить, что на площади мы видели зеленый флаг, портрет Хомейни?
- Да, это было. Но это частности, и мы их решительно осуждаем. Сегодня на площади этого нет.
- Но осталось другое - антиармянский лозунг.
- Я его не видел.
- Мы видели.
- Обещаю вам - этого не будет. Наше движение, я хочу особенно подчеркнуть, не антиармянское, не антисоветское и не антисоциалистическое» [12].
В большей мере поиску баланса сил внутри движения способствовало то, что во главе движения стал Абульфаз Эльчибей - компромиссная фигура с высшим образованием (лингвист, кандидат наук по истории), ратующий за демократические преобразования и либерализацию политических институтов с одной стороны, а с другой - отстаивавший националистические лозунги, свойственные пантюркистским националистическим организациям вроде «Серых волков».
Так в речах лидера националистического крыла Н. Панахова, помимо радикальных идей, можно было услышать тезисы об отсутствии «антиармянского» контекста в движении и желании
1 Совсем недавно похожие лозунги звучали на Украине. - Прим. авт.
- 56 -
решать проблемы конституционным путем. Так, и в речах представителя либерального крыла и лидера НФА А. Эльчибея не редки высказывания националистического толка.
Кроме того, как уже говорилось, национализм в оппозиционном движении опирался на идею пантюркизма, таким образом, как бы ставя себя в подчинительный статус, на роль младшего брата (что не типично, скажем, для классического национализма. - прим. авт.). Лозунг «два государства - один народ» долгое время превалировал в политической концепции страны [13]. Лишь после того, как Гейдар Алиев был избран президентом, Азербайджан стал выстраивать сбалансированные отношения с другими странами и народами.
Все эти факторы, характеризующие историю формирования НФА, нуждаются в детальном анализе, так как до сих пор актуальны. Процессы, происходящие сегодня как внутри России, так и на ее границах, требуют разработки эффективных методов решения проблем, связанных с деятельностью оппозиционных движений. Для этого необходимо привлекать в союзники исторический опыт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Агаев Р., Али-Заде З. Азербайджан. Конец второй республики (1988- 1993). - М., 2006. - С. 138.
2. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. - М.: Азер-Медиа, Книга и Бизнес., 2002. - С. 9.
3. Бакинский рабочий. - 20 ноября 1988 г. - С. 3.
4. Бакинский рабочий - 27 ноября 1988 г. - С. 1.
5. Bolukbasi Suha. Azerbaijan: A Political History. - London: I.B. Tauris, Kindle edition, 2011. - C. 108.
6. Парланова А.Т. Турецко-египетские отношения после свержения Мухаммеда Мурси: ключевые проблемы и перспективы развития // Международный студенческий вестник. - 2015. - № 6. - С. 2.
7. Видясова М.Ф. Египет после революции 2011 года: власть генералам или исламистам? // Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. - 2013. - № 12. - С. 119.
8. Goltz T. Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter's Adventures in an Oli-rich, War-torn Post-Soviet Republic. - New York: ME Sharpe, 1998. - C. 50.
9. Bolukbasi Suha. Указ. соч. - C. 105.
10. Фурман Д.Е., Абасов А. Азербайджанская революция // Азербайджан и Россия: общества и государства. - М., 2001. С. - 128.
11. Goltz T. Указ. соч. - C. 51.
12. Известия. - № 334. - 28 ноября 1988 г. - С. 4.
13. Чернявский С.И. Указ. соч. - С. 227.
REFERENCES
1. Agaev R., Ali-Zade Z. Azerbaydzhan. Konets vtoroy respubliki (1988-1993) [Agaev R., Ali-Zadeh Z. Azerbaijan. The end of the second Republic (1988-1993). Russia] M., 2006. P. 138.
2. Chernyavskiy S.I. Novyy put' Azerbaydzhana. M.: Azer-Media, Kniga i Biznes.[Chernyavsky S.I. New way of Azerbaijan. M.: Azer-Media, books and Business.,Russia] 2002. P. 9.
3. Bakinskiy rabochiy [ Azerbaycan.Russia] 20 noyabrya 1988g. P. 3.
4. Bakinskiy rabochiy [Azerbaycan Russia] 27 noyabrya 1988 g. P. 1.
5. Bolukbasi, Suha. Azerbaijan: A Political History [Bolukbasi, Suha. Azerbaijan: A Political History Azerbaijan] P. 108.
6. Parlanova A. T. Turetsko-egipetskie otnosheniya posle sverzheniya Mukhammeda Mursi: klyuchevye problemy i per-spektivy razvitiya [Palanova A. T. Turkish-Egyptian relations after the overthrow of Mohamed Morsi: key problems and prospects of development of Russia] // Mezhdunarodnyy studencheskiy vestnik. [the international student Bulletin Russia] 2015. № 6. P. 2.
7. Vidyasova M.F. Egipet posle revolyutsii 2011 goda: vlast' generalam ili islamistam? [Vidyasova M. F. Egypt after 2011 revolution: the power of the generals or the Islamists? Russia]// Institut stran Azii i Afriki Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta im. M.V. Lomonosova.[ Institute of Asia and Africa of Moscow state University. M. V. Lomonosova, Russia] 2013. №12. P. 119.
8. Goltz T. Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter's Adventures in an Oli-rich, War-torn Post-Soviet Republic. New York: ME Sharpe [Goltz T. Azerbaijan Diary: A Rogue Reporter's Adventures in an Oli-rich, War-torn Post-Soviet Republic. New York] 1998. P. 50.
9. Bolukbasi, Suha. Ukaz. soch. [Bolukbasi, Suha. Ibid]. P. 105.
10. Furman D.E., Abasov A. Azerbaijanskaya Revoluzia // Azerbaijan i Rossia: obshestva i gosudarstva. - M., 2001. P. -128.
11. Goltz T. Ukaz. soch. [Goltz T. Ibid]. 51 p.
12. Izvestiya [News of Russia] №334. 28 noyabrya 1988 g. P. 4
13. Chernyavskiy S.I. Ukaz. soch. [Chernyavsky S.I. Ibid]. P. 227.
Информация об авторе Information about the author
Гребенников Евгений Александрович, соиска- Evgenii A. Grebennikov, Applicant of the De-
тель кафедры международных отношений и partment of International Relations and Foreign
внешней политики России, Московский госу- Policy of Russia, Moscow state Institute of Inter-
дарственный институт международных отно- national Relations,
шений, Moscow, Russia г. Москва, Россия
[email protected] [email protected]
Получена: 07.10.2016
Для цитирования статьи: Гребенников Е.А. Народный фронт Азербайджана 1988-1989 гг.: проблема объединения либерального и националистического направлений. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 5. Часть 2. с. 53-58. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-53-58.
Received: 07.10.2016
For article citation: Grebennikov E.A., Narodnyj front Azerbajdzhana 1988-1989 gg.: problema ob#edinenija liberal'nogo i nacionalisticheskogo napravlenij. [Popular front of Azerbaijan 19881989: problems of liberal and nationalist sent association]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 5. Part. 2. Pp. 53-58.
doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-53-58. (in Russian)