ББК 63.3 (2Рос-4Алт) 53
В. А. Скубневский
Народный дом — центр культуры и общественной жизни дореволюционного Барнаула*
V. A. Skubnevsky
The Community House as the Center of Culture and Public Life in the Pre-Revolutionary Barnaul
Рассматривается история Барнаульского народного дома — главного центра культурной и общественнополитической жизни города, своеобразной площадки, где происходили взаимодействие, а часто и конфронтация разных социальных групп населения, что особенно ярко проявилось в период Первой русской революции 1905-1907 гг.
Ключевые слова Народный дом, Барнаул, культура, просвещение, социальные конфликты.
Народные дома как общественные и благотворительные организации стал появляться в конце XIX в. в Европе, США, России. В России их основателем был Иоанн Кронштадский [1, с. 489]. Сибирь не обошло стороной это движение, здесь народные дома были открыты в Тобольске, Барнауле, Красноярске, Бийске и ряде других городов. М. В. Шиловский определяет их как «культурно-досуговые центры общественной жизни малых и средних городов» [2, с. 432].
К истории Барнаульского народного дома мы уже ранее обращались [3, с. 196-197]. Писали об этом учреждении (здании) и другие авторы, в их числе В. Ф. Гришаев, Т. М. Степанская, И. Н. Свободная, Т. Г. Мальцева и др. К настоящему времени в большей мере даны оценки народному дому как памятнику архитектуры и культуры. В данной публикации ставится задача рассмотреть историю этого учреждения как основной площадки (территории), где шло взаимодействие, а часто и конфронтация разных социальных групп населения.
Народный дом был создан по инициативе Общества попечения о начальном образовании в Барнауле, которое было образовано в 1884 г. ссыльным народником В. К. Штильке. К концу века Общество попечения успело открыть две начальных школы, две воскресных школы, народно-школьную библиотеку, фактически инициировало открытие городской публичной библиотеки (1888 г.), открыло книжный склад (1895 г.) для снабжения литературой не только городских, но и сельских школ. В 1894 г. Обществу попечения был передан старый сад (когда-то аптекарский),
The article is devoted to the history of the Community House in Barnaul that was the center of cultural and socio-political life of the city. The House was a peculiar ground for interaction and sometimes for confrontation of different social groups that become especially apparent after the first Russian revolution of 1905-1907.
Key words: Community house, Barnaul, culture, enlightenment, social conflicts.
где был построен летний театр и проводились многие мероприятия, что приносило определенный доход. Но особым событием в жизни небольшого города (в 1897 г. немногим более 29 тыс. жителей) стало строительство народного дома. Это здание должно было восполнить отсутствие в Барнауле стационарного театра, так как имело большой зрительный зал, и сам народный дом планировался в качестве центра культурной жизни города.
Решение о передаче Обществу попечения участка земли с руинами старой горнозаводской тюрьмы принял 11 мая 1894 г. сам император и несколько позже, в 1898 г., во время строительства, велел Министерству финансов выделить на строительство 10 тыс. руб. Этих средств было недостаточно, и Общество попечения организовало сбор средств и не только среди жителей Барнаула. Так, 5 тыс. руб. пожертвовал И. М. Сибиряков, представитель известной династии иркутских купцов, 2 тыс. руб. — бийский купец А. Ф. Морозов, 2 тыс. руб. — строительными материалами — барнаульский купец В. Д. Сухов, 4,5 тыс. руб. выделила Барнаульская городская дума, 900 руб. — Главное управление Алтайского округа, жертвовали деньги многие члены Общества попечения и рядовые горожане [4, с. 458-459].
Проект народного дома безвозмездно выполнил известный петербургский архитектор, академик архитектуры, мастер русского стиля И. П. Ропет (И. Е. Петров). Он был в то время известным архитектором, в частности, проектировал павильоны России для всемирных выставок. Для сибирских городов он
* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (проект «Алтай в трансграничном пространстве Северной Азии (древность, Средневековье, современность)», шифр № 2012-1.1-12-000-3001-017.
история
не проектировал, и народный дом в Барнауле является неким исключением. Это обстоятельство усиливает его значимость как памятника архитектуры рубежа XIX — XX вв. К тому же после многих реконструкций в настоящее время ему вернули облик, максимально приближенный к первоначальному проекту. Непосредственно строительными работами руководил гражданский инженер Иван Носович.
Здание народного дома — трехэтажное, тогда это была одна из самых крупных построек города, главное достоинство которой — большой зрительный зал. Здание было построено в 1900 г. Общество попечения сразу же стало проводить здесь свои мероприятия самого разного масштаба. Общество имело любительский театр, его самодеятельные артисты делились на четыре группы (секции) — артисты, чтецы и декламаторы, певцы, музыканты. Театр Общества в городе называли «школьным», особенно часто ставили пьесы А. Н. Островского. Впрочем, этот театр возник еще до строительства народного дома и ранее ставил спектакли на сцене летнего театра в саду и в одном из цехов закрытого сереброплавильного завода. Только за лето 1897 г. театр Общества попечения поставил 15 пьес. После открытия народного дома театр активизировал свою работу. Другой театральный коллектив — «Кружок любителей драматического искусства» — был организован в 1897 г. межевым инженером А. А. Лесневским, и он также ставил спектакли на сцене народного дома [5, с. 100-103].
На сцене народного дома ставили спектакли и гастролирующие труппы. Так, за 1914 г. антрепренерами (Львов-Тургенев, Львова, артистка Бенуа) на сцене народного дома было поставлено 127 спектаклей, в том числе 20 утренних для детей. Кроме того, прошло 6 концертов, 8 общественных литературно-музыкальных вечеров, устроено 4 маскарада, 5 спектаклей было организовано в летнем саду [6, с. 6-7]. Даже в 1917 г. в народном доме было поставлено 32 спектакля, которые посетили 14121 чел. [7, с. 4].
В 1908 г. в народном доме состоялась первая в истории города художественная выставка местного живописца А. О. Никулина и одновременно его первая персональная выставка [8, с. 85]. Напомним, что А. О. Никулин — один из немногих в дореволюционное время профессиональных художников Алтая, пейзажист, следовал традициям импрессионизма, в советское время работал в Москве.
В народном доме, как уже отмечалось, шли спектакли, проходили новогодние балы, маскарады, прочие знаменательные события. Например, здесь прошли торжества, посвященные 25-летию введения в Барнауле Городового положения 1870 г. Иногда здесь собиралась привилегированная публика, иногда давались спектакли и устраивались прочие мероприятия для «простого народа», но нередко в зале присутствовали представители разных сословий и социаль-
ных групп. Вот как описывает обычную для народного дома атмосферу перед началом спектакля участник революционного движения М. В. Зимачев: «Именитое купечество и барышни чинно восседают в партере в ожидании открытия занавеса, пролетарский элемент на балконе нетерпеливо стучит ногами, вызывая актеров. Полицейские на своих местах. Все в порядке вещей, обыкновенно, традиционно» [9, с. 269-270].
В 1908 г., во время одного из балов-маскарадов рабочие-пимокаты вынесли на сцену рабочий стол и начали катать пимы, при этом они были без рубах, так они работали и в мастерских. Эту сценку объявили так: «Труд пимоката». Подобное действо вызвало шок у «приличной публики», позвали полицейских, чтобы выпроводить со сцены «хулиганов». Приз же на этом балу получила девушка, нарядившаяся во все зеленое, ее рабочие окрестили «буржуазной лягушкой» [10, л. 31].
Эпицентром столкновений различных политических сил народный дом стал во время революции 1905-1907 гг. В литературе эти сюжеты неоднократно описывались. После получения известий о манифесте 17 октября 1905 г. 20-22 октября в народном доме проходили многолюдные митинги, выступали и сторонники, и противники манифеста, от народного дома шли демонстрации по улицам города. 22 октября произошел погром, при этом пострадал и сам народный дом.
Но и в последующие месяцы народный дом был местом всевозможных акций протеста. Так, на балу 1 января 1906 г. первый приз жюри присудило маске «свободная печать». На человека был надет картонный каркас, весь оклеенный прокламациями и вырезками из газет. 4 января того же года на балу два человека изображали подполковника Завьялова и унтер-офицера Кузнецова, которые в гротескной форме обыскивали публику, вызывая всеобщий смех [11, л. 101-102].
Вокруг Общества попечения и народного дома в Барнауле группировались местные оппозиционные силы. Еще в политическом обзоре за 1899 г. помощник начальника Томского губернского жандармского управления отмечал, что «все неблагонадежные лица в Барнауле составляют между собою тесный кружок... и все они составляют ядро Школьного общества» [12, л. 16].
Консервативная часть горожан, а в их числе были и погромщики из октября 1905 г., требовали (и неоднократно) закрытия народного дома. Мещанское общество на собрании 21 ноября 1905 г. в приговоре требовало «прикрыть» народный дом, «дабы в него не собирались те люди, которые идут против Бога и Царя». Но совет Общества попечения напомнил мещанскому сообществу, что если закроют народный дом, то иссякнут доходы Общества попечения и будут закрыты обе школы Общества, в которые ходят дети тех же мещан [13, с. 106-107].
На общем собрании Общества попечения 7 января 1906 г. произошло противостояние «черной сотни» и «интеллигенции», по терминологии газеты «Сибирская жизнь». «Черная сотня» дала слово выкинуть из народного дома «разную политику», но председателем Общества вновь был избран В. К. Штильке, а это означало победу либеральных сил [14]. Однако уже 26 апреля 1906 г. по решению генерал-губернатора Западной Сибири В. К. Штильке должен был в течение 48 часов выехать из Барнаула [13, с. 107].
Барнаульский народный дом привлек внимание высокого начальства. Так, 23 мая 1907 г. его посетили томский губернатор барон Нолькен, местный исправник Лучшев и жандармский ротмистр Завьялов, конечно, центральной фигурой в этом три был губернатор. Он обратил внимание, что в зале нет портрета императора, но висят портреты «неизвестных лиц», а этими «неизвестными лицами» были А. С. Пушкин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. Г. Короленко,
Н. М. Ядринцев, Г. Н. Потанин и В. К. Болдырев (генерал, бывший председатель Общества попечения, почетный гражданин Барнаула). Все эти портреты были сняты и повешен портрет императора [15, с. 27]. Кстати, во время октябрьских событий 1905 г. портрет царя также снимали, и погромщики его обнаружили,
по одной версии — в кладовке, по другой — в ватерклозете (туалете), что и вызвало гнев погромщиков.
Отметим, хотя это и выходит за хронологические рамки публикации, что именно в народном доме была провозглашена советская власть на Алтае, с 1921 г. в этом здании размещался драматический театр, а в настоящее время филармония. В годы Великой Отечественной войны в этом здании шли спектакли эвакуированного из Москвы знаменитого Камерного театра под управлением А. Я. Таирова.
Площади народного дома в случае необходимости использовались для проведения школьных занятий, когда в городе не хватало помещений для этих целей. Так, в начале 1914 г. в здании народного дома «квартировали» две городские школы. Когда началась Первая мировая война, здание Зайчанской школы Общества попечения было отдано под размещение военнопленных, а занятия этой школы также были переведены в народный дом [6, с. 6].
Таким образом, народный дом, который горожане также называли «школьным», играл исключительно важную роль не только как центр образования, культуры, но и как место, где концентрировалась общественная жизнь, в общем-то, провинциального и относительно спокойного города.
Библиографический список
1. Большая иллюстрированная энциклопедия. — М., 2010. — Т. 18.
2. Шиловский М. В. Народный дом // Историческая энциклопедия Сибири. К — Р. — Новосибирск, 2009.
3. Памятники истории и культуры Барнаула. — Барнаул, 1983.
4. Краткий очерк ХХ^летней деятельности Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле (18841909): прочитан на торжественном собр. 8 ноября 1909 г / сост. Ф. М. Гаврилов // Алтай в трудах ученых и путешественников ХУШ — начала ХХ веков. — Барнаул, 2009.
5. Свободная И. Н. Театральная жизнь Барнаула // Барнаул. История культуры: пособие для учителя. — Барнаул, 2000.
6. Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1914 г. : машинописный текст // Отдел редкой книги Алтайской краевой универсальной научной библиотеки (АКУНБ) им. В. Я. Шишкова.
7. Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Барнауле за 1917 г. : машинописный текст // Отдел редкой книги АКУНБ им. В. Я. Шишкова.
8. Степанская Т. М. Художественная жизнь Барнаула // Барнаул. История культуры. — Барнаул, 2000.
9. Хрестоматия по истории Алтая с древнейших времен до 1917 г. — Барнаул, 2003.
10. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. 86. — Оп. 2. — Д. 41.
11. Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 3. — Оп. 56. — Д. 56.
12. ГАТО. — Ф. 411. — Оп. 2. — Д. 47.
13. Гришаев В. Ф. Барнаульский печальник. Документальная повесть о В. К. Штильке. — Барнаул, 1999.
14. Сибирская жизнь. — 1906. — 20 янв.
15. Сибирские вопросы. — 1907. — № 18.