Научная статья на тему 'Народные казахские инструментальноисполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана'

Народные казахские инструментальноисполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ / УРОК МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / NATIONAL KAZAKH INSTRUMENT AND PERFORMING TRADITIONS / MUSIC LESSON AT COMPREHENSIVE SCHOOLS / YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна, Добровольская Лиана Валерьевна

Цель статьи раскрыть способы освоения народных казахских инструментально-исполнительских традиций в процессе проведения уроков музыки в первых классах школ Республики Казахстан. Методы исследования. В работе использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация литературы; опрос первоклассников и рефлексия результатов опроса. Результаты и научная новизна. Обозначена единая стратегическая линия музыкального обучения: восприятие воспроизведение творчество. Выявлены основные принципы отбора содержания музыкального воспитания: принцип полихудожественности и принцип контраста, учитывающие психологические особенности младшего школьного возраста. Выделены и описаны образовательные модули как эффективные способы освоения младшими школьниками народных инструментально-исполнительских традиций. Разработано содержание четырех таких модулей для уроков музыки в первых классах. Практическая значимость. Успешно апробированное содержание четырех авторских модулей популяризации и присвоения учащимися культурного национального наследия было спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в отдельных дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет утверждать: данные модули могут быть использованы не только в практике общеобразовательных школ, но и в системе дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL KAZAKH INSTRUMENT AND PERFORMING TRADITIONS AT MUSIC LESSONS AT SCHOOLS OF KAZAKHSTAN

The purpose of the presented publication is to open ways of development of national Kazakh instrument and performing traditions in the process of carrying out lessons of music at first graders at schools of the Republic of Kazakhstan. Methods. The methods of the research involve the analysis, generalization and systematization of literature, poll of younger school students, analysis of results of the poll. Results and scientific novelty. The single strategic line of musical training is designated: perception reproduction creativity. The basic principles of content selection of musical education are revealed: the principle of polyart and the principle of contrast considering psychological features of younger school age. Educational modules are allocated and described as effective methods of development of national tool and performing traditions by younger school students. The content of the four modules for music lessons in the first classes is developed. Practical significance. Successful approved contents of four author’s modules of promoting and assignment by pupils of cultural national heritage was projected on the system of musical lessons with preschool children in separate preschool educational institutions of Petropavlovsk that allows to claim that these modules can be used not only in practice of comprehensive schools, but also in the system of preschool education.

Текст научной работы на тему «Народные казахские инструментальноисполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана»

ЭТНОПЕДАГОГИКА

УДК 373.3

Тагильцева Наталия Григорьевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург (РФ). E-mail: musis52nt@mail.ru

Добровольская Лиана Валерьевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры музыкальных дисциплин Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, Петропавловск (Республика Казахстан). E-mail: doliana@inbox.ru

НАРОДНЫЕ КАЗАХСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА

Аннотация. Цель статьи - раскрыть способы освоения народных казахских инструментально-исполнительских традиций в процессе проведения уроков музыки в первых классах школ Республики Казахстан.

Методы исследования. В работе использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация литературы; опрос первоклассников и рефлексия результатов опроса.

Результаты и научная новизна. Обозначена единая стратегическая линия музыкального обучения: восприятие - воспроизведение - творчество. Выявлены основные принципы отбора содержания музыкального воспитания: принцип полихудожественности и принцип контраста, учитывающие психологические особенности младшего школьного возраста. Выделены и описаны образовательные модули как эффективные способы освоения младшими школьниками народных инструментально-исполнительских традиций. Разработано содержание четырех таких модулей для уроков музыки в первых классах.

Практическая значимость. Успешно апробированное содержание четырех авторских модулей популяризации и присвоения учащимися культурного национального наследия было спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в отдельных дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет утверждать: данные модули могут быть использованы не только в практике общеобразовательных школ, но и в системе дошкольного образования.

Ключевые слова.: народные казахские инструментально-исполнительские традиции, урок музыки в общеобразовательных школах, младшие школьники.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-165-176 Статья поступила в редакцию 07.04.2016. Принята в печать 28.07.2016.

Natalya G. Tagiltseva

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg (RF). E-mail: musis52nt@mail.ru

Liana V. Dobrovolskaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Teacher, Departments of Musical Disciplines, North Kazakhstan State University of M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan). E-mail: doliana@inbox.ru

NATIONAL KAZAKH INSTRUMENT AND PERFORMING TRADITIONS AT MUSIC LESSONS AT SCHOOLS OF KAZAKHSTAN

Abstract. The purpose of the presented publication is to open ways of development of national Kazakh instrument and performing traditions in the process of carrying out lessons of music at first graders at schools of the Republic of Kazakhstan.

Methods. The methods of the research involve the analysis, generalization and systematization of literature, poll of younger school students, analysis of results of the poll.

Results and scientific novelty. The single strategic line of musical training is designated: perception - reproduction - creativity. The basic principles of content selection of musical education are revealed: the principle of polyart and the principle of contrast considering psychological features of younger school age. Educational modules are allocated and described as effective methods of development of national tool and performing traditions by younger school students. The content of the four modules for music lessons in the first classes is developed.

Practical significance. Successful approved contents of four author's modules of promoting and assignment by pupils of cultural national heritage was projected on the system of musical lessons with preschool children in separate preschool educational institutions of Petropavlovsk that allows to claim that these modules can be used not only in practice of comprehensive schools, but also in the system of preschool education.

Keywords: national Kazakh instrument and performing traditions, music lesson at comprehensive schools, younger school students.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-165-176

The article was submitted on 07.04.2016.

The article was accepted for publication on 28.07.2016.

В настоящее время одной из важнейших задач всего образовательного процесса в странах постсоветского пространства является приобщение молодежи к национальным культурным традициям. Эта задача на сегодняшний день чрезвычайна актуальна и для Казахстана - государства, в котором многие исконные народные культурные традиции были до недавнего времени в забвении. Исследователям, фольклористам и педагогам приходится сегодня заново открывать забытое наследие прежде всего для того, чтобы приобщать к нему подрастающее поколение. На основе возрожденных музыкальных традиций, как указывают и российские ученые (Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева, Л. В. Чернова и др.) [10, 18, 20], и казахстанские авторы (Л. В. Добровольская, Р. К. Дюсембинов и др.) [5, 8], у детей формируется не только представление о культуре своего народа, но и национальное самосознание. Именно поэтому освоение детьми народного культурного достояния - одна из основных целей среднего образования, зафиксированных в Государственном общеобязательном стандарте Казахстана [4] и в Федеральном государственном образовательном стандарте Российской Федерации [19].

К способам освоения детьми культурных народных традиций относятся национальные спортивные игры, трудовая деятельность, связанная со спецификой жизнедеятельности определенной нации, и, конечно же, приобщение к народным художественным и музыкальным традициям.

С элементами народного музыкального творчества и фольклора ребенок начинает знакомиться с самого рождения, когда слышит колыбельные, участвует в музыкальных играх, а взрослые активно используют поэзию детского пестования: пестушки, попевки, прибаутки. Народная музыка обладает огромным воспитательным потенциалом и способствует формированию у детей дошкольного и школьного возраста представлений о традициях своего народа, а также умений их творчески воспроизводить и развивать [3, 7, 16].

Анализ работ по музыкальному образованию детей в Казахстане и в Российской Федерации показывает, что и среди школьных учителей музыки, и среди музыкальных руководителей, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, чрезвычайно востребованы компоненты музыкальных занятий, связанные с актуализацией творческого потенциала учащихся и с формированием у них представлений о народных музы-

кальных традициях [11, 12, 17]. Неоценимую помощь в этом плане может оказать семья, в которой ребенок растет и развивается и в которой он получает представления об этническом культурном наследии [13]. Вместе с тем, как отмечают многие исследователи (Л. А. Окуненко, Н. Г. Тагильцева, Т. А. Дрыгина, Г. Г. Каскабасова и др.), для глубокого проникновения в народное творчество и постижения его ценностей требуются систематические занятия, непрерывный педагогический процесс в детских садах, школах и даже в вузах [7, 15]. В системе художественного образования чрезвычайно важна взаимосвязь искусств и видов художественной деятельности детей [22], позволяющая включать их не в один, а во многие виды народного творчества, специфические формы которого имеются у каждой национальности.

Казахстанские исследователи (Л. В. Добровольская, Б. Искаков и др.) утверждают, что наиболее значимой и сохраняемой музыкальной народной традицией казахов является инструментальное исполнительство [6, 21]. Именно поэтому необходимо введение его элементов и в школьные уроки, и в музыкальные занятия в детском саду. Причем авторы настаивают на том, что подобное исполнительство должно осуществляться не на европейских инструментах, а именно на казахских народных - бесценных артефактах этнокультуры.

Мастерство инструментального исполнительства казахов формировалось на основе особенностей быта и уклада жизни казахов, а именно кочевого образа жизни, когда мобильные музыкальные инструменты перевозились с одной стоянки на другую и звучали во время отдыха кочевников. Самым распространенным инструментальным жанром в казахской музыкальной культуре, имеющим различные разновидности, является кюй [2, 14], исполняющийся на домбре [9].

В наборе мобильных казахских музыкальных инструментов есть также духовые и шумовые: конырау, саз сырнай и туяктас. Конырау (колокольчики) применяются в педагогике пестования. Укачивая ребенка в колыбели, матери надевали кольца с конырау на пальцы. Саз сырнай -духовой инструмент из глины, по форме напоминающий птицу со сложенными крыльями. Он активно использовался в играх и развлечениях казахских детей. Туяктас - шумовой инструмент, изготовленный из копыт животных. На нем имитировался стук копыт несущегося по степи коня.

Даже для самых маленьких детей обучение игре на названных инструментах не представляет трудностей, именно поэтому они были введены в инструментарий проведения уроков музыки в первых классах ряда школ Казахстана.

Перед началом освоения элементов народного инструментального исполнительства был проведен индивидуальный опрос первоклассников,

в ходе которого выяснялось, знакомы ли дети с национальными казахскими инструментами, при каких обстоятельствах им приходилось слышать их, знают ли первоклассники, что можно изобразить или выразить звуками данных инструментов.

В опросе участвовали ученики двух первых классов средней школы № 10 г. Петропавловска (крупный промышленный центр Северо-Казахстанской области) и средней школы № 2 г. Мамлютка (малый город той же области).

Опрос показал, что лишь 11% детей в Петропавловске и 15% в Мам-лютке смогли правильно назвать представленные инструменты (исключением стал саз сырнай, который многие юные респонденты назвали дудочкой). Только «копытца» (туяктас), очевидно из-за их формы, были выбраны школьниками для изображения в музыкальном фрагменте цокота копыт. Как и для чего включать в музицирование другие два инструмента - дети сказать не могли.

Сравнение результатов ответов детей, проживающих в малом городе и крупом промышленном центре, показало почти одинаковые результаты, хотя учащиеся из Мамлютка дали чуть большее количество верных ответов и предположений об использовании народных казахских инструментов, что естественно: традиции инструментального музицирования в мегаполисах менее востребованы, чем в малых населенных пунктах, где при организации досуговой деятельности, праздников, концертов и т. п. чаще прибегают к народным инструментам. Те дети, которые продемонстрировали осведомленность, указали, что познакомились с инструментами дома, в кругу семьи, на семейных торжествах и народных гуляниях.

Анализ и обобщение полученных результатов опроса учащихся показали, что необходимо определить способы приобщения детей к народным музыкальным традициям на школьных уроках музыки.

Процесс музыкального воспитания должен включать следующие этапы:

• знакомство с национальными традициями и музыкальными произведениями, исполняемыми на народных инструментах;

• воспроизведение детьми исполнительских действий, которые демонстрировал учитель;

• творческое применение детьми полученных навыков и умений игры на инструментах через импровизацию исполнения.

Целостный процесс освоения музыкальных этнотрадиций выглядит как триада: восприятие - воспроизведение - творчество.

Для обучения детей игре на избранных инструментах были разработаны четыре модуля: «Ознакомительный», «Пробный», «Развивающий» и «Творческий», вводившиеся последовательно и аккордно в содержание занятий в течение первого года обучения.

Цель двух первых модулей была одинаковой - знакомство детей с народными музыкальными инструментами. Сначала учащиеся рассматривали картинки с их изображением, слушали фрагменты, проигрываемые музыкантами на этих инструментах, а затем сами пытались на них играть. В первом модуле доминантным видом деятельности был процесс восприятия, во втором - процесс апробации (игры на каждом представленном инструменте). Данные два компонента (восприятие и апробация) и составили единый комплекс по успешному освоению народного музицирования на начальном этапе эксперимента.

Кроме единой стратегической линии музыкального обучения, мы на основе анализа литературы обозначили наиболее эффективные принципы отбора содержания для четырех модулей музыкального воспитания.

Принцип контраста (Б. В. Асафьев [1]) был выбран по причине специфики восприятия и воспроизведения музыки детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что их произвольное внимание отличается недолговременностью и требует постоянного «подкрепления». Включение в содержание занятий разных по тематике, эмоциональности и средствам выразительности музыкальных произведений способствует активизации детского восприятия. Переключение внимания с одного объекта творческой деятельности на другой, контрастный предыдущему, стимулирует более глубокие переживания и способствует более крепкому запоминанию и прослушанного музыкального материала, и своих действий.

Принцип полихудожественности (Б. П. Юсов [22]) подразумевает, что в ткань занятия включаются не только музыкальные виды деятельности (пение, слушание, пластическое интонирование, игра на инструментах) и музыкальные произведения, но и другой художественный материал и другие виды художественного творчества (рисование, раскраска трафаретов, элементы народного танца, изучение орнамента, запечатленного на народном музыкальном инструменте и т. д.). Одной из важнейших закономерностей освоения дошкольниками и младшими школьниками искусства является их общая предрасположенность ко всем видам искусства и видам художественной детальности. Поэтому на уроках музыки столь часто в последнее время используются видеозаписи, репродукции картин, изображения героев произведений и т. д., а в беседу после прослушивания музыкального произведения учителя и воспитатели включают поэтические произведения, элементы хореографии.

Исследователи подчеркивают, что у современных детей превалирует визуальное восприятие над аудиальным, поэтому музыкальные произведения воспринимаются учащимися более глубоко, если они опираются на зрительный ряд [10, 16]. Для достижения поставленной нами цели ви-

зуализация была крайне необходима еще и по причине того, что многие из школьников вообще никогда не видели национальных музыкальных инструментов, за исключением домбры. Сначала детям показывали инструменты воочию, или на картинке, или в видеозаписи, затем следовал звуковой ряд.

Следует отметить, что для реализации всех модулей, за исключением первого («Ознакомительного»), дети вместе с родителями пытались создать собственноручно простейшие народные инструменты, о которых говорилось выше.

Модуль «Ознакомительный» осваивался первоклассниками после адаптационного периода начала обучения в школе. Основным методом была наглядная видеодемонстрация музыкальных произведений, время исполнения которых составило 1,5-2 минуты. В фонохрестоматии для данного модуля были представлены казахские кюи, проигрываемые на домбре и под сопровождение конырау, саз сырнай и туяктас. Согласно принципу контраста дети сопоставляли различные по эмоциональному тону, по жанровым и стилистическим особенностям музыкальные фрагменты. Для наиболее прочного освоения музыкального содержания кюев в модуль вводились хореографические элементы казахских народных танцев.

Модуль «Пробный» включал рассказы о каждом инструменте, демонстрацию игры на них учителем и пробные попытки детей музицирования на этих инструментах. Для этого использовались упражнения по исполнению первоклассниками небольших музыкальных фрагментов с включением несложного ритмического аккомпанемента (мерно повторяющиеся четверти или восьмые длительности). Применялись ритмические фигурации, имитирующие цокот копыт (инструмент туяктас) или пение птиц (инструмент саз сырнай), когда звук инструмента включался только на сильную долю; аккомпанемент для таких упражнений исполнялся учителем на фортепиано.

Модуль «Развивающий» был нацелен на формирование у школьников представлений о потенциале каждого инструмента. Для этого учащимся демонстрировались разные способы игры на этих инструментах: тихо - громко, быстро - медленно, ритмично - неритмично, что способствовало формированию у детей представлений о нюансах, темпе, ритме, расширяло представления не только о возможностях игры на казахских народных инструментах, но и о средствах музыкальной выразительности, которые рассматривались и на примерах западноевропейской и русской музыки. Для стимулирования интереса первоклассников к выполнению музыкальных упражнений использовались стихи казахских поэтов, об-

разное содержание которых отражало тематику предложенного для повторения музыкального фрагмента.

Освоенные детьми приемы игры на народных инструментах впоследствии в виде определенных ритмических фигур использовались при аккомпанементе к музыкальным произведениям, таким как «Кекпар» Б. Аманжолова (задействовался туяктас - копытца), народная колыбельная песня «Анна алаканы» в современной обработке (домбра и конырау -колокольчики), кюи «Салкылдак» - «Хохотушка» и «Элди бепем» - «Колыбельная» (музыкальные инструменты дети выбирали сами). Для наглядности вступление каждого инструмента, а также его ритмическая фигурация отражались в партитуре, записанной учителем на доске.

Целью модуля «Творческий» было формирование у первоклассников приемов игры на казахских инструментах в процессе создания музыкальных композиций. Учащимся предлагалось творческое задание, выполнение которого требовало выбора определенной темы, музыкального инструмента, ритмики, тембра и темпа. Иногда учащиеся сами составляли ритмическую партитуру, которую особыми знаками записывали на доске в качестве руководства для последующего исполнения. Школьники выбирали разнообразные темы: «Ночь в казахской степи», «День в казахской степи». «Танец девушек», «Соревнование джигитов», «Мамина колыбельная», «Танец шамана» и т. д. Перед выполнением творческих заданий дети рассматривали и обсуждали картины, фотографии, фрагменты мультипликационных фильмов, содержательно связанных с выбранными темами.

В четвертый модуль вошли и творческие задания с элементами соревнования при исполнении кюев несколькими домбристами, что соответствует казахским традициям состязаний в мастерстве игры на домбре. На уроках музыки подобные конкурсы устраивались между группами учащихся: одна группа детей исполняла определенную ритмическую формулу на выбранном инструменте, а другая - повторяла ее в замедленном или ускоренном темпе с измененным нюансом. Перед таким заданием учащимся показывали фрагменты фильмов, демонстрирующих соперничество музыкантов (например, соревнование между студенческим оркестром казахских народных инструментов и студенческим симфоническим оркестром Алма-Атинской государственной консерватории им. Кур-мангазы).

Итоговый опрос учащихся, проводившийся в конце первого года обучения в школе, показал у них наличие знаний о казахских народных инструментах. У детей появились навыки исполнения небольших музыкальных композиций, выражающих их эмоции, пополнился аналитиче-

ский опыт, сформировались представления о средствах музыкальной выразительности, способность сочинения и исполнения небольших музыкальных фрагментов (самостоятельных и сопровождающих известные казахские кюи).

Апробированное содержание четырех модулей было успешно спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в некоторых дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет говорить о том, что данные модули могут быть использованы не только в общеобразовательных школах, но и в системе дошкольного образования.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, доцентом Н. И. Кашиной

Литература

1. Асафьев Б. В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе / / Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Москва: Музыка, 1965. 242 с.

2. Асемкулов, Т. Шертпе куй [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www. otuken. kz/ index. php / music.

3. Валиуллина Р. Н., Маханова А. К. Музыка: Методическое руководство для учителей 1-го класса общеобразовательной школы. Алматы: Атамура, 2012. 48 с.

4. Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан. Основные положения. Астана: МОиН РК, 2006. 73 с.

5. Добровольская Л. В. Национальные музыкально-исполнительские традиции на уроках музыки в школах Казахстана / / Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 266-272.

6. Добровольская Л. В. Приобщение школьников к народным музыкальным традициям // Музыкальное искусство и педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей. Алма-ты: Абай ат. ^аз¥ПУ, «Улагат» баспасы, 2014. С. 23-28.

7. Дрыгина Т. А., Каскабасова Г. Г. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). <^з мектепке барамыз» («На пути к школе») Астана: Дошкольное детство, 2009. 212 с.

8. Дюсембинов Р. К. Казахстан республикасынын музыкальщ бЫм беру жэне дамыту"// Хабар"ЖГУ Талдыкорган, № 3-4, 2005. С. 83-87.

9. Кашина Н. И., Тагильцева Н. Г. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадетов средствами музыкальной культуры казачества // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 188-191.

10. Кишкашбаев Т. А. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами казахской народной инструментальной музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 27 с.

11. Кульманова Ш. Б. Научно-педагогические основы воспитания младших школьников средствами казахской народной музыки: дис. ... д-ра пед. наук. Алматы, 2000. 377 с.

12. Матвеева Л. В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной российской семье // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2015. № 4. Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp? id=23940100.

13. Мустафаев Е. Ж. Куй онеpiне киянат жасамайык// Музыкалык энер жэне музыкалык б^м берудш педагогикасы: даму мэселелерш мен перспек-тивалары Гылыми макалалар жинагы Алматы: Абай ат. Каз¥ПУ, «Улагат» бас-пасы, 2014. С. 245-249.

14. Окуненко Л. А., Тагильцева Н. Г. Организация творческого сотрудничества: детский сад - школа - вуз в области художественного образования / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. Т. 1. № 1. С. 70-75.

15. Сейталиева Б. С. Музыкальное и эстетическое воспитание учащихся на основе народных песен / / Кэсштж мектеп. ПГУ им. Торайгырова. [Электрон. ресурс]. Павлодар, 2011. С. 59-60. Режим доступа: http://library.psu.kz/ index.php?cat=articles&lang=rus&n=92323&option=com_catalog.

16. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки / / Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 92. № 3. С. 134-139.

17. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2002. 330 с.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва: Просвещение, 2011. 33 с.

19. Чернова Л. В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы / / Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 192-197.

20. Ыскаков Б. Шертпе куйлердеп орыдндаушыльщ еректелiктерi // «Музыка элемшде - В мире музыки». Алматы: ТОО «БЫм LTD», 2012. № 23 (51). С. 3-5.

21. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997 С. 214-220.

22. K^akh musical instruments. http://www.bukhara-carpets.com/kazakh-musical-instruments.html.

23. Matveev Y. V., Valieva E. N., Trubetskaya O. V., Kislov A G. Globalization and Regionalization: Institution Aspect // IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11 № 8. P. 3114-3126. (Translated from English)

References

1. Аsafyev B. V. The organization of teaching music at comprehensive school. Izbrannye statyi o musykalnom prosvechenii i obrazovanii. [Selecta on Musical Education and Education]. Мoscow: Publishing House Music, 1965. 242 p. (In Russian)

2. Аsеmkulov T Шертпе куй. Available at: http://www.otuken.kz/index.php/ music. (Translated from Kazakh)

3. Vаliullina R. N., Маhаnova А. К. Мusyka. [Music]. Аlmaty: Publishing House Аtамura, 2012. 48 p. (In Russian)

4. Gosudarstvenny obcheobyazatelny standart 12-letnego srednego obchego obrazovaniya Respubliky Kazachstan. [State mandatory standard of the 12-year secondary general education of the Republic of Kazakhstan]. Osnovnye poloch-enya. [Principle provisions]. Аstana, МОeN RK 2006. 73 p. (In Russian)

5. Dоbrovolskaya L. V. National musical and performing traditions at music lessons at schools of Kazakhstan. Pedagogihceskoye öbrazovaniye v Rossii. [Pedagogical Education in Russia]. 2011. № 3. Р. 266-272. (In Russian)

6. Dоbrovolskaya L. V. Involvement of school students in national musical traditions. Musikalnoe iskusstvo i pedagogika musikalnogo öbrazovaniya: problemy i perspektivy razvitiya: Sb. nauch. statey. [Musical Art and Pedagogics of Music Education: Problems And Prospects Of Development. Collection of scientific articles]. Аlmaty: Publishing House Абай ат. ^аз¥ПУ, «Улагат» баспасы, 2014. P. 23-28. (In Russian)

7. Drygina T. А.. Каsкаbаsova G. G. Меtodycheskiye rekomendaziy k programme vospitaniya i obucheniya detey starchego dochkolnogo vozrasta (5-6 let). [Methodical recommendations to the program of education and training of children of the advanced preschool age (5-6 years)]. <^з мектепке барамыз» («Na puti к chkole»). [«Biz to a mektepka барамыз» («On the way to school»)]. Astana: Publishing House Dochkolnoey detstvo. [Preschool Childhood]. 2009. 212 р. (In Russian)

8. Duysembinov R. К. Казахстан республикасынын музыкалык б^м беру жйне дамыту". Хабар"ЖГУ Талдыкорган. 2005. № 3-4. P. 83-87. (Translated from Kazakh)

9. échina N. I., Таgiltseva N. G. To the question of mechanisms of formation of cultural identity the Cossack cadet by means of musical culture of the Cossacks. Pedagogihceskoye öbrazovaniye v Rossii. [Pedagogical Education in Russia], 2013. № 5. P. 188-191. (In Russian)

10. fechkashbayev Т. А. Мusikalno-esteticheskoye vospitaniye mladchih chkolnikov sredstvamy ^zakhskoy narodnoy instrumentalnoy musiky. [Musical and esthetic education of younger school students means of the Kazakh folk instrumental music]. Abstract of cand. diss. Аlmaty, 1992. 27 р. (In Russian)

11. ^lmaMva Sh. B. Nauchno-pedagogicheskiye osnovy vospitaniya mlad-shih shkolnikov sredstvamy kazahskoy narodnoy musiky. [Scientific and pedagogical bases of education of younger school students means of the Kazakh folk music]. Doct. diss. Аlmaty, 2000. 377 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Маtveeva L. V. Variability of model of music education of the child in a modern Russian family. Sovremennye problemy nauki i odrazovanya. [Modern Problems of Science and Education]. 2015. № 4. Available at: http://elibrary.ru/ item.asp? id=23940100. (In Russian)

13. Мustafaev Е. Sh. Куй онеpiне киянат жасамайык. Музыкалык энер жэне музыкалык б^м берудш педагогикасы: даму мэселелерш мен перспек-

тивалары Гылыми макалалар жинагы Алматы: Абай ат. К^аз¥ПУ, «Улагат» бас-пасы, 2014. P. 245-249. (Translated from Kazakh)

14. Окunenko L. А., Таgiltseva N. G. Organization of a creative cooperation: children's garden-school-higher education institution in the field of art education]. Munizipalnoye obrazovaneye: innovazii i eksperiment. [Municipal Education: Innovation and Experiment]. 2013. V. 1, № 1. P. 70-75. (In Russian)

15. Seytalieva B. S. Musical and esthetic education of pupils on the basis of national songs. Кэсштж мектеп=Professional'naja shkola. [Кэсштж мектеп=Professional School]. PGU named after Toraygyrov. Pavlodar, 2011. P. 5960. Available at: http://library.psu.kz/index.php? cat=articles&lang=rus&n= 92323&option=com_catalog. (In Russian)

16. Таgiltseva N. G. Modern music teacher: problems of professional training. Isvestiya Uralskogo federalnogо universyteta. Serya 1: Problemy obrazovanya, nauky i kultury. [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture], 2011. V. 92, № 3. P. 134-139. (In Russian)

17. Таgiltseva N. G. Esteticheskoye vospriatye iskusstva kak faktor vospitanya samosoznanya shkolnikov. [Esthetic perception of art as factor of education of consciousness of school students]. Doct. diss. Мoscow, 2002. 330 p. (In Russian)

18. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart nachalnogo оbchego оbrazovanya. [Federal state educational standard of the primary general education]. Мoscow: Prosvechenye. [Enlightenment]. 2011. 33 p. (In Russian)

19. Chernova L. V. Training of school students the vocal choral art on the basis of traditions of the Russian singing school. Pedagogihceskoye оbrazovaniye v Rossii. [Pedagogical Education in Russia]. 2013. № 5. P. 192-197. (In Russian)

20. Ыскаков Б. Шер-тпе ^йлердеп орыдндаушылы; еректелжтерь «Музыка элемтде - V mire musyki». Аlmaty: ТОО «Б^м LTD», 2012. № 2-3 (51). P. 3-5. (Translated from Kazakh)

21. Usov B. P. The strategy of interaction of arts in education of school students (a new paradigm). Vzaimodeystvye iskusstv: mеtodologya, teorya, gumani-tarnoye оbrazovaniye. [Interaction of Arts: Methodology, Theory, Arts Education]. Аstrakhan, 1997. P. 214-220. (In Russian)

22. Kаzakh musical instruments. http://www.bukhara-carpets.com/kazakh-musical-instruments.html. (In Russian)

23. Matveev Y. V., Valieva E. N., Trubetskaya O. V., Kislov A. G. Globalization and Regionalization: Institution Aspect. IEJME - Mathematics Education. 2016. Vol. 11 № 8. P. 3114-3126. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.