Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП — МОСТ'

НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП — МОСТ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное зодчество / Вьетнам / мост / архитектурный тип / классификация / крытый мост / каменный мост / габион / folk architecture / Vietnam / bridge / architectural type / classification / covered bridge / stone bridge / gabion

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Т Ф. Жукова, Ву Тиен Тхань

В статье рассматриваются особенности одного из типов сооружений в народном зодчестве северного Вьетнама — «мост». Исследуются и анализируются функциональное назначение, объемно-планировочная организация, конструктивное решение сооружений. Приведены характерные примеры. Составлена классификация архитектурного типа в разрезе географии местности, этнического расселения, специфики архитектурных форм и строительной технологии. Сооружения в долине реки Красная носят капитальный характер и обладают характерными чертами архитектурного типа. Мосты в горных провинциях возведены с учетом локального опыта строительства: В соответствии с архитектурной морфологией выделяются «крытый мост» и «мост без крыши» . По строительной технологии, выделяются мосты из камня, кирпича, габионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK ARCHITECTURE OF NORTHERN VIETNAM. ARCHITECTURAL TYPE — BRIDGE

The article discusses the features of one of the types of structures in the folk architecture of northern Vietnam — the “bridge”. The functional purpose, space-planning organization, constructive solution of structures are investigated and analyzed. Typical examples are given. A classification of the architectural type has been compiled in the context of the geography of the area, ethnic settlement, the specifics of architectural forms and construction technology. The structures in the Red river delta are of a capital nature and have characteristic features of an architectural type. Bridges in the mountainous provinces were built taking into account local construction experience: According to the architectural morphology, a “roofless bridge” and a “covered bridge” are distinguished. According to the construction technology, bridges made of stone, brick, gabions.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП — МОСТ»

УДК 725

doi: 10.55287/22275398_2023_3_183

НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА. АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП — МОСТ

Т. Ф. Жукова Ву Тиен Тхань

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются особенности одного из типов сооружений в народном зодчестве северного Вьетнама — ««мост». Исследуются и анализируются функциональное назначение, объемно-планировочная организация, конструктивное решение сооружений. Приведены характерные примеры. Составлена классификация архитектурного типа в разрезе географии местности, этнического расселения, специфики архитектурных форм и строительной технологии. Сооружения в долине реки Красная носят капитальный характер и обладают характерными чертами архитектурного типа. Мосты в горных провинциях возведены с учетом локального опыта строительства: В соответствии с архитектурной морфологией выделяются «крытый мост» и «мост без крыши» . По строительной технологии, выделяются мосты из камня, кирпича, габионов.

Ключевые слова

народное зодчество, Вьетнам, мост, архитектурный тип, классификация, крытый мост, каменный мост, габион

Дата поступления в редакцию

01.09.2023

Дата принятия к печати

09.09.2023

Введение

Во Вьетнаме проживают народы 54-х различных этнических групп — кинь, таи, мыонг, тхай и хмонг. Собственно вьетнамцы, кинь или вьеты, занимают более 80% населения, оставшееся число составляют прочие малые народности. Народ кинь большей частью живет на равнинах по берегам и в дельте реки Красная. Это колыбель вьетнамской культуры, где наиболее ярко проявляются традиции. Остальные этнические группы расселены в горных районах Севера. Провинции дельты реки Красная опережают в своем развитии северные горные области [1]. Различный уровень экономического положения предопределил достижения в строительном искусстве и архитектурном формообразовании.

География местности сказалась на планировочной организации поселений. При этом, общим определяющим условием возникновения поселения в любом местоположении было наличие водоема — реки, озера и ручьи, как элемента единой фортификационной системы [3]. Средством преодоления естественной преграды на пути во внутренне пространство поселения стали мосты. Их строительство становилось объектом приложения общественных работ всех членов поселковой коммуны.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

>5

х

а >

£

н

X а «I

го

га х н ф

4

< £

4

х ф

ш со

5 а

! ° > ш

СО н

о

< т

СО С!

О 2 * §

£ £ е £

. го I- I

В настоящее время урбанизация привела к глубоким качественным изменениям в жизни на севере Вьетнама. Древние поселения уже не сохраняют своих традиционных черт [2, 4]. Развитие науки и техники с одной стороны, разрушительное действие временем, с другой, снивелировали их исторический контекст. Многие сооружения, прежде всего мосты, были перестроены и даже разрушены, как утратившие свои первоначальные функции. Некогда предназначенные для проезда прежних видов транспорта — конных повозок, велосипедов и пешего прохода, сегодня они перестали удовлетворять требованиям развивающейся транспортной инфраструктуры [13]. С исчезновением мостов из сложившейся планировочной схемы поселения утрачивается их целостный архитектурный образ.

Методы и материалы

В настоящее время имеется ряд исследовательских работ, посвящённых древним инженерным сооружениям (Vu Tam Lang [14], Bui Van Long [7, 9] и Nguyen Phu Duc [10], Pham Thi Chinh [11], Ta Yen [12]). В основном они сосредоточены на художественных ценностях деревянного зодчества народа кинь в дельте реки Красная. Изучение мостов как инженерных сооружений и архитектурного типа в разрезе географии местности и этнического расселения не проводилось. С помощью сочетания таких методов исследования, как обзор, анализ, сравнение, синтез и индукция, в настоящей работе обобщен существующий опыт. Содержание статьи основано на изучении в натуре автором статьи народного зодчества различных этнических групп, проживающих в провинциях севера Вьетнама.

Результаты исследования и обсуждение

Мост — это тип инженерных и одновременно архитектурных сооружений, зародившийся в древности для выполнения утилитарной функции обеспечения проезда—прохода в поселения через водную преграду. В ряде деревень в дельте реки Красная еще сохранились древние мосты народа кинь, утратившие свою первоначальное значение. Однако, в деревнях мыонгов, тай тай и хмонг, проживающих в дали от центральных районов, мосты и сегодня играют важную роль в системе передвижения. Географическое положение, рельеф гористой местности, затрудняющий строительство современных автодорог, делают процесс урбанизации во много раз медленнее, чем в дельте. По-прежнему пешеходы и гужевой транспорт являются основными участниками движения по проселочным трассам. Мосты сохраняют свое значение необходимого элемента дорожно-транспортной инфраструктуры на исторически сложившихся переправах.

Девяти пролетный мост деревни Ном через реку Нгует Дык, провинция Хунг Йен, построенный мастерами народа кинь в начале XIX полностью возведен из камня. Полузаглубленные фундаменты представляют собой цилиндрические каменные блоки, на которые оираются стойки — опоры. На опоры уложены балки — прогоны, несущие плиты настила. Каменные плиты уложены на

прогоны со свесами, украшенными декоративной резьбой в виде голов дракона. Полотно настила шириной 2 метра не имеет перил. Для защиты от падения каменные плиты с обеих сторон оформлены высокими точеными бортами. Все каменные элементы уложены друг на друга «насухо», что предполагает возможность любой реновации сооружения. Опыт народных мастеров кинь владения приемами каменного строительства сказался на прочностных характеристиках сооружения, простоявшего 200 лет.

Ш

ОС

о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Рис. 1. Каменный мост в деревне Ном

Мост деревни Уок Ле народа кинь в старой провинции Хатай, переброшен через ров за пределами деревенских стен, построенных в XVII веке и предворяет вход в деревню. Длина моста составляет а почти 10 м, ширина более 2 м. Криволинейное полотно моста опирается на две опоры — пилоны, соединенные между собой полуциркульным сводом. Мост построен из кирпича на известковом раство-

>

X

ре, не оштукатурен. Такая схема сооружения получила широкое распространение в связи с простотой <(

и дешевизной строительства. го

Рис. 2 см. на следующей странице ^ щ

и со

1

(м) мост

Фасад моста

Рис. 2. Кирпичный мост в деревне Уок Ле

Древний мост Чолыонг народа кинь, построенный в начале XVI века через реку Хоань в провинции Намдинь, представляет собой крытое многопролетное сооружение. Восемнадцать квадратных в плане каменных устоев со стороной 35 см, расположенные в шесть рядов, несут десять деревянных ферм, поддерживающих перекрытие. Постропильная кровля, аналогично традиционным жилым постройкам, выполнена из черепицы.

Каменные колонны связаны каменными прогонами—архитравами, на которые уложен настил полотна. Полотно моста шириной 2 метра, сложенное из деревянных балок, имеет лучковое очертание. Передвижение по мосту осуществляется в три оси. Центральная ось шире боковых и предназначена для основного прохода. Пространство по его сторонам - это места для отдыха, кулуары, служащие обзорными площадками.

Входы на мост оформляют парадные порталы, возведенные из кирпича с оштукатуренной поверхностью, архитектурно повторяющие «деревенские ворота». Композиционным центром их фасадов является однопролетная арка лучкового очертания, фланкированная двойными пилястрами. Расположение пилястр на фасадах соответствует шагу колонн во внутреннем пространстве моста. [8] (Рис. 3). Порталы имеют богатое декоративное оформление из скульптуры и иероглифов.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

Рис. 3. Крытый мост Чолыонг

>5

х

а >

£

н

X а «I

го

га х н ф

4

< £

4

х ф

ш со

5 а

Е °

> ш

СО н

о

< т

СО С!

О * §

^ а

9 & . го I- I

Рис. 4. Крытый мост Чотхыонг

Крытый мост Чотхыонг был построенный в XVII веке через реку Нгок в деревне Тхыонг-Нонг народа кинь, провинция Намдинь, принципиально повторяет вышеописанную схему крытого моста. В отличие от предыдущего образца, основанием моста являются два пилона, сложенных из разно размерного камня, искусно расположенных в следующем порядке: большие внизу, меньшие вверху. Опоры моста в форме равнобедренных трапеций соединены прогонами - каменными балками. Габариты пролета между устоями обеспечивают возможность прохода лодок. Настил моста включает дорогу для проезда транспорта, вымощенную камнем и два пешеходных коридора с каждой стороны от основного проезда. В трех центральных пролетах моста древние мастера соорудили повышенную площадку по обеим сторонам главного проезда, которая служит местом отдыха и обзора видов на реку. Мост перекрывает традиционная черепичная кровля по стропильным фермам и колоннам.

Входы на мост традиционно оформляют каменные порталы. В главный проезд можно попасть сквозь центральный проем с полуциркульной аркой. Две ложные двери на фасадах прикрывают входы в боковые коридоры. Поверхности фасадов порталов богато декорированы традиционной сульптурой.

Рис. 5. Бамбуковый габионный мост этнических групп мыонг, тхай-таи, хмонг

В горных местностях северного Вьетнама, где проживают этнические группы мыонг, тхай-таи и хмонг основным путем передвижения являются реки, по которым сплавляются на лодках и плотах. Мосты в этой гористой местности чаще пересекают небольшие ручьи на пешеходных маршрутах. Переправы возводят из местных, подручных материалов с опорами из бамбуковых габионов с заполнением из камня, гравия и глины (рис. 5). Этот строительный материал добывают на месте строительства со дна водоемов. Пролеты между габионами и настил моста возводят из деревянных или бамбуковых элементов. Такие сооружения носят некапитальный характер, срок службы их невелик, что требует регулярного проведения ремонтных работ.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

Рис. 5 см. на следующей странице

>5

х

а >

£

н

X а «I

го

га х н ф

4

< £

4

х Ф ш со

5 а

Е °

> ш Ш I-

о

< т

СО С!

О 2 * §

£ £ ^ а

9 £ . го I- х

Фасад моста

— ручей Налан —

— ■—■

— —

— —

— —

**'

— —

— —

— —

— —

План этажа моста Рис. 6. Каменный мост этнической группы таи

Исключением из традиции является каменный мост На Лан, построенный через в деревне Таи в провинции Каобанг (рис. 6) в конце 18 века и отреставрированный в первой половине 19 века. Двухпролетный мост имеет длину 8 м, ширину 2,3 м и высоту 2,5 м. Три каменных пилона, соединенные полуциркульными сводами, несут настил дорожного полотна из крупногабаритных каменных плит, уложенных на известковом растворе. Мост рассчитан на передвижение пешеходов, гужевого транспорта и простейших транспортных средств.

Рис. 7. Типы народной мостовой архитектуры в традиционных поселенях северного вьетнама

<

>

1-

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

>5

х

а >

а «I

го

га х н ф

Выводы

На народном зодчестве Северного Вьетнама сказался широкий спектр социально-экономических условий. Значимое место среди них занимает многонациональный характер населения и география его расселения. Архитектурный образ, конструктивное решений одинаковых по функции сооружений в отдельных провинциях, населенных различными народностями и этническими группами отличны друг от друга. Так, архитектурный тип сооружений—мост дает многообразие решений от капиталь- £

ных строений до временных построек в зависимости от локализации и опыта местных зодчих.

Мосты, построенные в долине реки Красная, населенной титульной народностью кинь, носят капитальный характер и являются развитыми образцами архитектурного типа со сложившимися композиционными, конструктивными и декоративными решениями. В большей части мосты оформляют переправы через «рукава» дельты. В процессе исследования выявлены два характерных подтипа: «кры- Л ¿3

тые мосты» и «мосты без крыш». Крытые мосты не только отвечают утилитарной функции переправы < 2

X 2

через водную преграду, но и служат рекреационной зоной отдыха, наслаждения пейзажем, своего рода I-

многофункциональным сооружением [5, 6]. щ щ

¡Л ф

Прием возведения мостов с дополнительной функцией (жилье, торговля) встречается во мно- р и

гих странах мира — мост Тхань Зыонг (Китай), мост Сая (Япония), мост Веккьо (Италия), мост >» ш

Ш ^

Капельбрюкке (Швейцария). Однако архитектура крытого моста в северном Вьетнаме имеет свои , щ

< т

отличительные черты. ей Ч

Мосты, созданные народными мастерами кинь, возводятся по каменно-деревянной технологии. ^ ™

Нижняя, несущая часть — пилоны и своды, входные ворота сложены из камня «насухо». Черепичная ^ ^

кровля крытых мостов покоится на стропильной деревянной системе. При простоте оформления элементов стропильной системы из дерева, богатому украшению подвергаются оштукатуренные каменные фасады ворот. В целом архитектурный облик мостов близок традиционному жилому дому.

В горных провинциях северного Вьетнама, где проживают этнические группы таи, мыонг, тхай-таи и хмонг, находящихся в менее развитом в экономическом положении, уровень строительного искусства отстает от районов в дельте. При устройстве переправ через многочисленные горные ручьи преобладает технология строительства из подручных материалов — бамбуковых габионов с забутовкой на известковом вяжущем. Эта технология предопределила локальный образ архитектурного типа в виде плоского настила двух или трех опорах.

Появление в горных провинциях каменного моста скорее всего, является исключением, подтверждающим правило. Следуя местным традициям местные зодчий возводит кладку моста с использованием извести.

Морфологически мосты горных провинций следует относится к подтипу «мост без крыши».

Мосты, построенные в традиционных поселениях провинций северного Вьетнама, в совокупности дополняют разноликую картину древних архитектурных форм региона.

Библиографический список

1. Ву Тиен Тхань. Типология традиционного поселения народа кинь в районах Северного Вьетнама // Вестник гражданских инженеров. № 4 (87). 2021. С. 15 - 21.

2. Жукова, Т, Ф, Ву Тиен Тхань. Специфика традиционной среды жинедеятельности в районах северного Вьетнама // сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2020. С. 48 - 53.

3. Медведев В. В. Мост в традиционной жизни чувашей // Научный журнал проблемы истории, филологии, культуры. №2 (44). 2014. С. 300 - 308.

4. Нгуен Ван Динь, Нгуен Хонг Хыонг. Малоэтажная городская застройка и земледельческая функция городского населения // Вестник гражданских инженеров. № 4 (9). 2006. С. 12 - 18.

5. Овчинников. И. Г., Дядченко. Г. С. Пешеходные мосты: конструкция, строительство, архитектура. Сарат. гос. техн. ун-т — Саратов, 2005. 227 с.

6. Покка Екатерина Владимировна. Принципы архитектурно-пространственного формирования многофункциональных: дис. канд. архитектуры: 05.23.21. Нижний, 2014. — 141 с.

7. Bui Vän Long. Cau co Viet Nam nhin tu goc do van hoa // Tap chi khoa hoc—Truong dai hoc Mo Ha Noi. № 66. 2020. С. 74 - 84.

8. Bui Vän Long. Doc dao Cau ngoi xu Nam // Tap chi Vän hoa nghe thuat. № 397. 7/2017.

9. Bui Vän Long. Nghe that kien trüc, dieu khäc cau co vüng chau tho song hong // Tap chi khoa hoc— Traong dai hoc Mo Ha Noi. № 5466. 2019. С. 43 - 49.

10. Nguyen Phu Due. Nhung cay cau co co mai // Tap chi kien trüc. Ханой. № 1. 2015. С. 64 - 67.

11. Pham Thi Chink. Lich sü my thuat Viet Nam // NXB Dai hoc su pham. Ханой, 2009. 192 с.

12. Ta Yin. De Cau thuc su la mot cong trinh kien trüc // Tap chi kien trüc. Ханой. № 7. 2021. С. 80 - 83.

13. VuHiep. Ve Kien trüc cau ngoi o Viet Nam // Tap chi kien trüc. Ханой. № 10. 2020. С. 90 - 93.

14. Vu. Tam Lang. Kien trüc co Viet Nam // Nha xuät ban xay dung, Ханой. 1991. C 161.

FOLK ARCHITECTURE OF NORTHERN VIETNAM. ARCHITECTURAL TYPE — BRIDGE.

T. F. Zhukova Vu Tien Thanh

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint-Petersburg

Abstract

The article discusses the features of one of the types of structures in the folk architecture of northern Vietnam—the "bridge". The functional purpose, space-planning organization, constructive solution of structures are investigated and analyzed. Typical examples are given. A classification of the architectural type has been compiled in the context of the geography of the area, ethnic settlement, the specifics of architectural forms and construction technology. The structures in the Red river delta are of a capital nature and have characteristic features of an architectural type. Bridges in the mountainous provinces were built taking into account local construction experience: According to the architectural morphology, a "roofless bridge" and a "covered bridge" are distinguished. According to the construction technology, bridges made of stone, brick, gabions.

The Keywords

folk architecture, Vietnam, bridge, architectural type, classification, covered bridge, stone bridge, gabion

Date of receipt in edition

01.09.2023

Date of acceptance for printing

09.09.2023

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Ссылка для цитирования:

Т. Ф. Жукова, Ву Тиен Тхань. Народное зодчество Северного Вьетнама. Архитктурный тип—мост. — 2023. — ^

№ 3 (48). — С. 183 - 193. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.