УДК 371
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
© Ольга Михайловна БЫЗОВА
Московский государственный строительный университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено состояние и развитие системы народного образования, восстановление зданий образовательных учреждений, особенности организации учебного процесса и воспитательной работы в школах Москвы в годы Великой Отечественной войны.
Ключевые слова: народное образование; Великая Отечественная война; восстановление; строительство; школа; план; здание; бомбоубежище.
Среди героических страниц истории нашей страны особое место принадлежит Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Руководство фашистской Германии, готовясь к «молниеносной войне», рассчитывало разгромить Красную Армию за одну летнюю кампанию. Огромное значение фашистское руководство придавало захвату Москвы. Битва за Москву началась 30 сентября 1941 г. Исключительную стойкость в оборонительных боях на подступах к столице проявили советские воины. На строительстве рубежей обороны трудились 600 тыс. москвичей и жителей области. Операция «Тайфун» по захвату Москвы закончилась провалом. Советские войска 5-6 декабря 1941 г. перешли в контрнаступление, и к апрелю 1942 г. враг был отброшен на 100-250 километров. 70 лет назад на полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой положил начало Победе в Великой Отечественной войне.
В суровые дни войны каждый житель столицы стремился внести свой вклад в Победу. Главным направлением деятельности работников народного образования Москвы в начале войны, когда враг рвался к Москве, стали эвакуация и сохранение жизни детей. За первые полтора месяца войны из Москвы в организованном порядке было эвакуировано болеее 200 тыс. детей школьного и дошкольного возраста и 7 тыс. воспитанников детских домов. После двухлетнего пребывания столичных детей в эвакуации все они были возвращены в Москву. С началом войны большим изменениям подвергся состав
педагогических кадров народного образования г. Москвы. С июня 1941 г. по июль 1942 г. были призваны или ушли добровольцами на фронт 1873 учителя, перешли на работу на оборонные предприятия и в учреждения Наркомата обороны 2666 педагогов, выехали из Москвы с интернатами эвакуированных детей 2831 учитель, с другими организациями - 6900 [1]
Осенью 1941 г. 683 московские школы и все другие учреждения народного образования не работали в обычном режиме. Условия военной обстановки не дали возможности организовать с 1 сентября школьные занятия с учащимися. При этом в специальных школах Москвы - артиллерийских, военно-воздушной и военно-морской - учебные занятия начались с 15 сентября 1941 г. [2]. Ввиду чрезвычайных обстоятельств перед Московским городским отделом народного образования (Мосгороно) встала задача организации работы с учащимися, в первую очередь, выпускных 7-го и 10-го классов. Обучение было организовано таким образом, чтобы в условиях военного времени гарантировать сохранность жизни и здоровья учащихся, обеспечить успешное освоение ими программы за соответствующий класс, дать возможность учащимся выпускных классов успешно окончить неполную среднюю или среднюю школу и осенью 1942 г. поступить в техникумы и высшие учебные заведения.
Педагогическими работниками Мос-гороно была разработана и реализована на практике очно-заочная система обучения, которая включала самостоятельную учебную работу учащихся по государственным про-
граммам школы под систематическим руководством учителей. С 15 января 1942 г. во всех 25 районах Москвы при 30 школах были организованы консультационные пункты, в которых обучалось 13964 человек, в т. ч. учащихся 7-х классов - 10677, учащихся 10-х классов - 3287 человек [3]. Каждый консультационный пункт был рассчитан на 720 учащихся, размещался в трех отдельных зданиях для предупреждения большого скопления детей в одном помещении и был оборудован бомбоубежищем. Учащиеся были объединены в небольшие группы по 10-12 человек, прикреплены к определенному учителю, который организовывал их самостоятельную работу и консультировал 3 раза в неделю по 2 часа [4].
Изучение учебных предметов в 19411942 учебном году включало 3 цикла по 2-3 дисциплины в каждом. Учебный год был поделен на 3 равные части, примерно по 70 дней, а именно с 19 января по 5 апреля, с 6 апреля по 17 июня и с 18 июня по 25 августа 1942 г. В каждом триместре учащиеся должны были изучить весь программный материал соответствующего цикла и пройти установленные устные и письменные испытания, после чего они приступали к изучению следующего цикла дисциплин. Важно отметить, что результаты экзаменационной сессии были высокими, количество учащихся, выдержавших испытания, составило 97 %, при этом 40 % учащихся совмещали учебу с работой на производстве, оказывая посильную помощь фронту. В первый год войны в Москве были созданы сотни учебнопроизводственных мастерских, которые охватывали 17 тыс. детей и подростков. В мастерских учащиеся производили готовую продукцию широкого потребления, ремонтировали одежду и обувь для госпиталей, выполняли заказы оборонного значения. Так, за период с 1 апреля по 1 ноября 1942 г. было произведено продукции и выполнено работ на 15 млн рубл., а за весь 1942 г. - на 40 млн руб. [5].
Решение о возобновлении учебных занятий в Москве было принято 12 сентября 1942 г. При этом следует отметить, что уже летом 1942 г. был составлен план подготовки учреждений Мосгороно к зиме 1942-1943 учебного года, определен перечень работ по ремонту и восстановлению зданий учрежде-
ний народного образования, составлен список необходимого хозяйственного оборудования и учебных пособий, установлена потребность в топливе. В результате 250 школьных зданий было подготовлено к новому учебному году и 21 сентября более 120 тыс. учащихся московских школ приступили к занятиям. В конце 1942 г. работало уже 295 школ, в которых обучалось 176 тыс. человек. С 1 января 1943 г. в школах и техникумах Москвы была введена военно-физическая, начальная и допризывная военная подготовка учащихся. Согласно Постановлению СНК СССР, с февраля 1943 г. в 5-10-х классах школ было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1943 г. в Москве был организован новый тип средней школы - средняя школа рабочей молодежи, было открыто 95 школ, в которых обучалось 23 тыс. человек. Школы рабочей молодежи были очень востребованы, т. к. позволяли совмещать учебу с работой на производстве, их сеть постоянно росла, и в 1947-1948 учебном году в Москве насчитывалось 152 школы рабочей молодежи с числом учащихся 36,9 тыс. человек. К началу 1943-1944 учебного года школьная сеть Москвы возросла до 395 школ, полностью были восстановлены учреждения по подготовке педагогических кадров - 5 училищ и институт, библиотечная сеть из 170 библиотек, внешкольные учреждения. В Москве работали: 1 городской и 18 районных домов пионеров,
1 городская и 19 районных спортивных школ, 18 детских парков, 100 детских комнат при домоуправлениях, 53 школьных клуба,
2 детские технические станции и городская туристическая станция. Работа школ проходила в условиях непрерывного притока учащихся. К началу 1944-1945 учебного года число школ в Москве возросло до 425, а контингент учащихся до 406 тыс. человек [6]. В 1945-1946 учебном году уже насчитывалось 493 школы с числом учащихся 473,6 тыс. человек.
Московские детские сады в сентябре-октябре 1941 г. были эвакуированы, а в 1942 г. стали вновь открываться, и к концу 1942 г. в Москве было 249 детсадов, число детей в них составляло 20 тыс. человек. В 1943 г. детсады были реэвакуированы и в 1945 г. в Москве работал 671 детский сад, с числом детей 60 тыс. человек, а в 1947 г. насчитывалось
698 детсадов, которые посещали 65 тыс. детей. Из 63 детских домов, эвакуированных из Москвы в годы войны, ни один не вернулся, дети остались в стационарных помещениях в восточных регионах страны. В 1942 г. в Москве было вновь открыто 14 детских домов с контингентом 1767 человек, а в 1947 г. в столице насчитывалось 39 детских домов, в которых воспитывалось 4120 детей [7].
В годы Великой Отечественной войны большое внимание в московских школах и внешкольных учреждениях уделялось не только учебной, но и воспитательной работе. Уже в первые дни контрнаступления советских войск под Москвой, когда угроза для столицы миновала, началась подготовка школ к учебным занятиям. 10 декабря 1941 г. на заседании Мосгороно слушался вопрос о частичном возобновлении занятий в школах. По итогам обсуждения было принято постановление обязать всех заведующих районо не позднее 13 декабря 1941 г. представить на утверждение в Мосгороно школьную сеть района с указанием адресов школ и вместимости бомбоубежищ, список школьных зданий, занятых сторонними организациями и подлежащих освобождению. 27 декабря 1941 г. Исполком Московского городского Совета депутатов трудящихся принял решение «О культурно-массовой работе среди детей в зимнее время». В целях правильного использования досуга и воспитания у детей любви к своей родине и ненависти к фашистским захватчикам было решено наладить среди оставшихся в городе детей культурномассовую работу в домах, бомбоубежищах и красных уголках, организовать внедрение физкультурных и оборонных навыков, создать 280 детских баз и форпостов, 200 катков и 700 снежных горок с необходимым инвентарем (коньки, лыжи, санки). 29 декабря 1941 г. на заседании Мосгороно была заслушана информация директоров семи школ о мерах по охвату детей Москвы внешкольной работой в кружках военного дела, лыжников, математическом, литературном, физическом. Опыт был оценен положительно [8].
Отличительной особенностью военных лет стало проведение московскими школьниками большого объема внеучебной работы. В 1942-1943 учебном году в учебно-производственных мастерских работало 17260 человек, на сельскохозяйственных работах в
колхозах и совхозах - 11385 человек, в госпиталях - 13720 человек. Учащимися и учителями школ столицы в помощь фронту было собрано: денежных средств на танковую колонну - 2 млн 300 тыс. руб., подарков для бойцов Красной Армии - 462 тыс. предметов, посылок в действующую армию - 21700, книг для бойцов - 102626, книг и наглядных пособий для освобожденных от оккупации областей - 46700, металлолома - 1654,4 т, аптекарской посуды - 314376. Учащимися было отремонтировано 150 школьных зданий. При непосредственном участии педагогов и школьников было подвезено к школам 122 тыс. кубометров дров. В школах систематически проводились политинформации, сообщались сводки Совинформбюро о положении на фронтах, зачитывались корреспонденции из газет о подвигах воинов Красной Армии, партизан. Большая работа была проведена в связи с общегородским конкурсом «Города-герои». Героизм бойцов, командиров, гражданского населения Сталинграда, Севастополя, Ленинграда, Одессы вызвал огромный интерес у учащихся: в массовых мероприятиях, лекциях, экскурсиях приняло участие более 15 тыс. московских школьников, свыше 2 тыс. работ были поданы учащимися на рассмотрение районных штабов конкурса, 306 работ - направлены в городской штаб. По итогам конкурса городским штабом победителя были присуждены 45 первых премий и 88 вторых премий [9].
Вопрос об организации изучения работы школ и педагогических коллективов Москвы в период Великой Отечественной войны впервые был поставлен на заседании Ученого Совета Московского городского пединститута 29 ноября 1941 г. 6 января 1942 г. была создана специальная Комиссия в составе 47 научных работников и аспирантов, начался сбор документов и материалов, часть из которых с 1 июля 1942 г. стала экспонироваться на выставке «Школы г. Москвы в дни Великой Отечественной войны» [10].
Победоносное окончание войны поставило задачу скорейшего восстановления школ столицы, а демобилизация военнослужащих определенных возрастов из Красной Армии способствовала возвращению к педагогической работе учителей и других работников народного образования. Так, число учителей на 1 января 1944 г. составило 10629
человек [11], на 1 января 1945 г. - 13493 человек [12], а на 1 января 1946 г. - 15707 человек [13]. Для удовлетворения растущей потребности в педагогических кадрах СНК СССР 20 августа 1945 г. принял Постановление «Об улучшении дела подготовки учителей». В рамках решения поставленных задач по городскому педагогическому институту и пяти педучилищам Москвы был установлен постоянный контингент приема, в зданиях произведен необходимый ремонт, предоставлен годовой запас топлива [14].
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны работниками народного образования Москвы была проделана огромная работа по сохранению жизни детей, организации учебных занятий в условиях военного времени, восстановлению зданий образовательных учреждений столицы.
ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф. ЦАГМ. Ф.
10. ЦАГМ. Ф.
11. ЦАГМ. Ф.
12. ЦАГМ. Ф.
13. ЦАГМ. Ф.
14. ЦАГМ. Ф.
9.
528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1 528. Оп. 1
Д. 857. Л. 1.
Д. 795. Л. 8.
Д. 833. Л. 1.
Д. 843. Л. 2.
Д. 825. Л. 2.
Д. 914. Л. 3-7.
Д. 1530. Л. 59-101. Д. 798. Л. 51-56.
Д. 875. Л. 29-44.
Д. 851. Л. 1-7.
Д. 907. Л. 1.
Д. 956. Л. 1.
Д. 1004. Л. 1.
Д. 1005. Л. 1-10.
Поступила в редакцию 28.07.2011 г.
UDC 371
PUBLIC EDUCATION OF MOSCOW IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945S Olga Mikhaylovna BYZOVA, Moscow State Building University, Moscow, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of History and Culturology Department, e-mail: [email protected]
In the article the condition and development of the system of national education, the restoration of buildings of educational institutions, especially the organization of educational process and educational work in schools of Moscow in the years of the Great Patriotic war are considered.
Key words: public education; Great Patriotic War; restoration; construction; school; plan; building; bomb shelter.