Научная статья на тему 'НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг.'

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕГРАМОТНОСТЬ / ВЫЖИВАНИЕ / РОДНОЙ ЯЗЫК / NATIONAL EDUCATION / MODERNIZATION / ILLITERACY / SURVIVAL / NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сартикова Евгения Викторовна

В статье рассматривается народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии. Автор делает попытку показать характерные черты и принципы советской системы народного образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article national education is considered as a mechanism of the Soviet modernization of Kalmykia. The author makes an attempt to show the typical features and principles of the Soviet system of national education.

Текст научной работы на тему «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг.»

Евгения САРТИКОВА

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЛМЫКИИ В 1920-30-х гг.

В статье рассматривается народное образование как механизм советской модернизации Калмыкии. Автор депает попытку показать характерные черты и принципы советской системы народного образования.

In the article the national education is considered as a mechanism of the Soviet modernization of Kalmykia. The author makes an attempt to show typical features and principles of the Soviet system of national education.

Ключевые слова:

народное образование, модернизация, неграмотность, выживание, родной язык; national education, modernization, illiteracy, survival, native language

САРТИКОВА Евгения Викторовна — к.и.н., доцент; старший научный сотрудник отдела истории и археологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН [email protected]

Впервые годы после революции советское государство приступило к созданию новой системы народного образования. Основные направления перестройки советской школы были намечены в «Положении о единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г. и «Декларации о единой трудовой школе» от 16 октября 1918 г.1 К концу Гражданской войны на советской территории возникла новая система образования. Она характеризовалась идеологическим приоритетом (народное образование как средство формирования «нового человека»), классовым подходом (основными фигурами в учебных заведениях стали «рабочий от станка» и «крестьянин от сохи», затруднен доступ в учебные заведения для выходцев из интеллигенции), директивным планированием и административно-командным способом проведения преобразований.

Результатом такого рода «демократизации» стало резкое снижение качества среднего уровня образования. Руководителями учебных заведений была взята установка на «количественный охват», а не на качество обучения. Возникла характерная цепочка: массовая школа — массовый учитель — массовый учащийся — обучение по шаблону — равнение при оценке знаний на слабо подготовленного учащегося.

Все эти особенности и принципы советской системы народного образования к 1920 г. были распространены по всей Советской России, в том числе и в Калмыкии. Однако развернуть сразу же все звенья советской системы народного образования здесь не представлялось возможным. Этому препятствовали неподготовленность привычного к кочевому образу жизни коренного населения к регулярным занятиям в стационарных учебных заведениях, отсутствие необходимой инфраструктуры.

Поэтому на этом этапе главной задачей руководства Калмыцкой автономной области стало создание низовых звеньев обучения: начальной общеобразовательной школы и некоторых видов низового и среднего профессионального образования. Для широкого же развития среднего специального образования в Калмыкии и организации здесь вузов необходимо было подтянуть экономические,

1 Народное образование в СССР: общеобразовательная школа : сборник документов. 1917-1923 гг. - М., 1974, с. 133-145.

201 0' 11

ВЛАСТЬ

135

социальные и общекультурные условия. В 1920-30-х гг. одним из важнейших условий стала ликвидация неграмотности среди взрослых. К 1920 г. на 1 000 жителей Калмыцкой области приходилось всего 56 человек грамотных (5,6%)'. Советская власть разработала государственную программу преодоления массовой неграмотности, развернулось широкое общественное движение по ее реализации. Ликбезовскую работу стремились сделать комплексной, совместив ее с пропагандой культуры быта, санитарно-гигиенических норм, борьбой за равноправие женщин и т.п.

Однако достигнутые результаты не закреплялись переходом обучавшихся в стационарные школы. Через некоторое время возникали массовые рецидивы неграмотности, хотя официальная статистика пестрела победными реляциями. Тем не менее следовавшие одна за другой кампании ускоренного ликбеза все же позволили поднять уровень элементарной культуры у взрослого населения.

Кочевой и полукочевой образ жизни населения Калмыкии обусловил функционирование таких типов школьных учреждений, как школы приходящие, школы-интернаты, детские дома и школьные колонии. Тип школы-интерната давал возможность детям кочевников получить образование и воспитание. Школы-интернаты и детские дома со школами при них составляли 35% общего числа школьных учреждений2. Для европейской части России это было уникальным явлением. Не меньшее распространение получили школьные колонии (точнее сказать, школы-фермы). Организуя школы-фермы, отдел народного образования решал сразу нескольких задач: такие школы подготавливали почву для перехода народа к оседлости, вместе с тем были применительно к местным условиям лучшим решением вопроса о единой трудовой школе.

Особенно остро стоял вопрос подготовки педагогических кадров для калмыцкой школы. Первая в Советской Калмыкии школа с калмыцким языком обучения была открыта в пос. Калмыцкий Базар в 1923 г. Начиная с 1924/25 учебного года областной отдел народного образова-

1 Национальный архив Республики Калмыкия (далее - НАРК), ф. Р-3, оп. 2, д. 51, л. 138.

2 НАРК, ф. Р-3, оп. 1, д. 25, л. 68(об).

ния приступил к постепенному переводу на родной язык преподавания школ 1-й ступени. В 1925/26 учебном году 34 школы (30%) Калмыцкой области перешли на преподавание на родном языке. В 1936 г. в Калмыцкой АССР работало 897 учителей, из которых высшее образование имели 81, незаконченное высшее - 34, среднее - 364, начальное и семилетнее - 398 чел.3 К концу 1930-х гг. в школах республики работало уже 1 400 учителей, из них с высшим образованием - 86, незаконченным высшим - 156, средним педагогическим - 630, средним общим - 227 и незаконченным средним образованием - 302 чел. Массовыми тиражами были изданы школьные учебники и пособия. Если в 1924 г. в Калмыцкой автономной области было 75 школ 1-й ступени и 4 школы 2-й ступени, то в 1927 г. насчитывалось уже 140 школ 1-й ступени, 5 школ 2-й ступени, а в 1940 г. здесь работали 224 начальных, 50 семилетних, 29 средних школ, педагогическое училище, сельскохозяйственный техникум, медицинская школа. Формы и методы работы школ совершенствовались.

Всесоюзная перепись населения 1939 г. зафиксировала, что грамотных среди населения Калмыцкой АССР в возрасте от 9 лет и старше было 70,8%41. В сравнении с 1897 г. (2,6%) и 1926 г. (26,3%) - это принципиально новая ступень. Однако впереди еще ждала большая работа: около 30% всех калмыков трудоспособного возраста (в т.ч. около 36% женщин) все еще оставались неграмотными.

Следующим по-настоящему результативным звеном в системе народного образования стало обязательное начальное образование. С 1930 г. стала неуклонно проводиться работа по обязательному образованию подрастающего поколения. Остро встал вопрос об организации низовой профессионально-технической школы.

Становление профессионального образования - от подготовки «кадров массовых профессий» до формирования слоя специалистов высшей квалификации - проходило с точки зрения приоритетов, диктуемых потребностями выживания народа. Так, для преодоления массо-

3 НАРК, ф. Р-25, оп. 3, д. 31, л. 273.

4 Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги / под ред. Ю.А. Полякова. - М. : Наука, 1992, с. 40-41.

вых эпидемий необходимо было готовить медицинских работников из местного населения. Для более широкого развития народного образования столь же приоритетной была подготовка учителей-кал-мыков. Экономика нуждалась в специа-листах-животноводах и т.д.

До революции у калмыцкого народа было только две возможности: вымирание в замкнутом пространстве степи или рассредоточение по пространствам империи и русификация, т.е. утрата национальной культуры, самобытности, а в перспективе - ассимиляция, исчезновение малочисленного народа. В XIX в. немногочисленная когорта просветителей в калмыцкой степи стремилась сохранить язык народа, хотя бы в качестве «внутреннего», бытового, обучая вместе с тем ограниченное число калмыцких детей русскому языку. Двуязычие давало народу некоторую гарантию выживания. После революций 1917 г. и образования (воссоздания на новой основе) калмыцкой государственности в форме автономной области (1920 г.) положение начало принципиально меняться. Двуязычие

стало развиваться путем параллельного развития национальной культуры, родного языка и освоения русской культуры, русского языка.

Таким образом, в рассматриваемые годы в Калмыкии была проведена модернизация системы народного образования. Государственная политика в сфере образования имела ярко выраженный классовый и идеологический характер. Она была направлена на слом старой школы и создание новой системы образования. Несмотря на все трудности и противоречия в системе народного образования, в республике расширялась школьная сеть, росла численность учащихся, повышалась их успеваемость, улучшалось качество работы школ. Борьба за выполнение закона о всеобщем обязательном начальном и семилетнем обучении в эти годы стала одной из важнейших задач школьных организаций Калмыкии. Вырабатывалась концепция национальной школы с учетом специфики коренного населения, издавались учебники, разворачивалась система подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.