Научная статья на тему 'Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования'

Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5227
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ / MUSICAL VARIETY ART / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / POP VOCAL / ИНТОНАЦИОННЫЕ ИСТОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ / INTONATION BEGINNINGS OF RUSSIAN POPULAR MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / RUSSIAN POPULAR MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивницкая Ольга Васильевна

Данная статья посвящена искусству эстрадного вокала, который в настоящее время очень привлекает как детскую, так и молодёжную аудиторию, благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам, имеющим высокие зрительские и интернет-рейтинги; даётся краткая характеристика особенностей интонационной природы российской эстрадной песни. При этом в центре внимания оказываются три главных источника, составляющих интонационную основу отечественной песенной эстрады: народная песня, русский городской романс и музыка профессиональной традиции, которые отчётливо прослеживаются в творчестве российских композиторов-песенников. Понимание педагогами-музыкантами интонационной природы эстрадной песни рассматривается автором как необходимое условие создания научно-методической базы для осуществления педагогического руководства процессом освоения отечественной эстрадной песни в контексте вузовского историко-теоретического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk Song Nature of Russian Popular Song as Item of Musial Historical Theoretical Education in Universities

This article is dedicated to the popular vocal art, that now attracts children as well as young people thanks to various TV and Internet projects which are highly rated by TV-watchers and Internet users. In Russia recent decades are characterized with growing interest in popular art. It can be seen the best in cultural preferences of the young people, where popular music plays the most important role. The attitude towards Russian popular art has always been changing due to modifications in ideology and principles of life. We should note that historical path of popular vocal is tends to become more professional. As a result in the nineties of the 20 th century a definition of "musical art of popular music" appeared and was acknowledged as a vocational status. The article gives a brief characteristics of peculiarities related to intonational of Russian popular music. At that three main sources that make up the intonational and genre basis of Russian popular music, such as folk song, Russian romance and music of professional tradition that can be clearly seen in the creations of Russian song composers, stay as the main point of the problem. The article also goes into the problems that can occur in the activity of Russian music teachers working with popular songs.

Текст научной работы на тему «Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования»

НАРОДНО-ПЕСЕННАЯ ИНТОНАЦИОННАЯ ПРИРОДА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Пивницкая,

90

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Данная статья посвящена искусству эстрадного вокала, который в настоящее время очень привлекает как детскую, так и молодёжную аудиторию, благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам, имеющим высокие зрительские и интернет-рейтинги; даётся краткая характеристика особенностей интонационной природы российской эстрадной песни. При этом в центре внимания оказываются три главных источника, составляющих интонационную основу отечественной песенной эстрады: народная песня, русский городской романс и музыка профессиональной традиции, которые отчётливо прослеживаются в творчестве российских композиторов-песенников. Понимание педагогами-музыкантами интонационной природы эстрадной песни рассматривается автором как необходимое условие создания научно-методической базы для осуществления педагогического руководства процессом освоения отечественной эстрадной песни в контексте вузовского историко-теоретического образования.

Ключевые слова: российская эстрадная песня, музыкальное искусство эстрады, эстрадный вокал, интонационные истоки отечественной эстрадной песни, музыкальное образование.

Summary. This article is dedicated to the popular vocal art, that now attracts children as well as young people thanks to various TV and Internet projects which are highly rated by TV-watchers and Internet users. In Russia recent decades are characterized with growing interest in popular art. It can be seen the best in cultural preferences of the young people, where popular music plays the most important role. The attitude towards Russian popular art has always been changing due to modifications in ideology and principles of life. We should note that historical path of popular vocal is tends to become more professional. As a result in the nineties of the 20th century a definition of "musical art of popular music" appeared and was acknowledged as a vocational status. The article gives a brief characteristics of peculiarities related to intonational of Russian poprnlar music. At that three main sources that make up the intonational and genre basis of Russian popular music, such as folk song, Russian romance and music of professional tradition that can be clearly seen in the creations of Russian song composers, stay as the main point of the problem. The article also goes into the problems that can occur in the activity of Russian music teachers working with popular songs.

Keywords: Russian popular music, musical variety art, pop vocal, intonation beginnings of Russian popular music, musical education.

Последние десятилетия в России характеризуются всё возрастающим интересом к музыкальному искусству эстрады. Наиболее ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи, где популярная музыка занимает главное место. Как отмечает О. Я. Клипп, эстрадная музыкальная культура «в её лучших проявлениях сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства, что наглядно выражено при изучении запросов и художественно-эстетических потребностей современной российской молодёжи» [1, с. 3].

Сходная точка зрения высказывается и другими исследователями: в частности, по мнению Е. О. Рыбаковой, «в настоящее время в России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьёзные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий» [2, с. 24].

На протяжении всей истории отечественного эстрадного искусства отношение к нему неоднократно менялось в связи с изменениями идеологических позиций и ценностных ориентаций. Заметим, что исторический путь эстрадного искусства в це-

лом отмечен выраженной тенденцией к профессионализации. Вследствие этого в 90-е годы XX столетия возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус.

Эстрадный вокал в настоящее время очень привлекает как детскую, так и молодёжную аудиторию. Во многом это происходит благодаря многочисленным телевизионным и интернет-проектам, таким как «Фабрика звёзд», «Народный артист», «Новая волна», «Стань звездой», «Фактор А», «Голос» и другим, имеющим высокие зрительские и интернет-рейтинги. С каждым годом наблюдается появление всё новых эстрадных коллективов и солистов, а также всевозможных конкурсов артистов эстрады разных уровней - от регионального до международного. Программа большинства этих конкурсов предусматривает обязательное исполнение песен отечественных авторов.

Вместе с тем, как отмечают специалисты, уровень вокальной техники и мастерства у многих участников подобных шоу и конкурсов оставляет желать лучшего. Одной из причин этого, на наш взгляд, является недостаточное внимание к сущности и особенностям интонационной природы российской эстрадной песни (как в музыковедении, так и в педагогике музыкального образования).

Как показывает практика, труды современных отечественных исследователей и педагогов в большей степени направлены на изучение эстрадно-джазового вокала США и Западной

91

92

Европы, в то время как песенному искусству российской эстрады не уделяется должного внимания. Так, даже используемые сейчас в педагогической практике учебные пособия, включающие разделы об эстрадной песне («История современной отечественной музыки» [3], «Отечественная музыкальная литература» [4]), посвящены в основном историческим аспектам развития этого жанра.

Таким образом, несмотря на то что в настоящее время наблюдается устойчивый рост интереса к отечественной эстрадной музыкальной культуре и увеличение количества разного рода эстрадных коллективов и солистов, тем не менее, научно-методическая база для осуществления педагогического руководства процессом освоения интонационной природы эстрадной песни явно недостаточно разработана. В особенности это касается понимания истоков отечественной эстрадной песни.

Неоднозначность данной ситуации усиливается также, по мнению И. В. Сахновой, «противоречиями, возникающими в результате возросших эстетических запросов современного российского общества и состоянием современной отечественной эстрады и шоу-бизнеса, а также необходимостью совершенствования всего образовательного процесса России» [5, с. 4].

Из этого следует, что возникший в последние годы интерес общества к музыкальному искусству эстрады на фоне явного недостатка работ, раскрывающих сущность и особенности мелодико-интонационной природы российской эстрадной песни, заставляет задуматься о новом подходе к её изучению, направленном на выявле-

ние истоков становления этого жанра и основных вех в его историческом развитии.

Как известно, эстрадная песня -весьма обширная, а также чрезвычайно разнородная по характеру и эстетическому уровню область музыкального творчества. При этом она, как указывает С. С. Клитин, несмотря на свою ярко выраженную развлекательную функцию, отнюдь не исключает содержательности [6, с. 162].

По меткому замечанию одного из учёных, «путь отечественной эстрады никогда не был простым и гладким. Её становление в качестве самостоятельной эстетической системы в едином пространстве российской художественной культуры, как дореволюционного периода, так и после Октября, представляет собой процесс трудный, подчас мучительный» [7, с. 3]. Заметим, что процесс этот является бесконечным, поскольку природа эстрадной песни прочно связана с историческими и культурно-социальными факторами. Современное состояние отечественного эстрадно-песенного искусства во многом обусловливается именно ими: в частности, именно они детерминируют жанровый спектр и тематику песен. В связи с этим мы попытаемся схематично представить картину формирования феномена отечественной эстрадной песни сквозь историческую перспективу с особым вниманием к её интонационным истокам. Данное обстоятельство представляется особенно важным в свете освоения учащимися песенных примеров.

В настоящее время российская эстрадная песня составляет значительную часть отечественной музыкальной культуры. Вполне закономерен тот факт, что в данном жанре преломляют-

ся особенности национального музыкально-исторического развития в целом. С музыкальной точки зрения это особенно ярко проявляется в его интонационной природе. Можно говорить о том, что главными источниками интонационного состава отечественной песенной эстрады являются народная песня, городской романс и музыка профессиональной традиции.

Именно в «бытовом (народном) пении в различных языковых культурах» [3, с. 90], в старинном русском романсе, а также в профессиональной музыкальной культуре многие исследователи видят основу демократизма российской эстрадной песни. Каждый из перечисленных интонационных истоков российской эстрадной песни может быть предметом самостоятельного теоретического исследования. В данной статье мы рассмотрим только те аспекты эстрадно-песенной традиции, которые непосредственно опираются на фольклорное интонирование и тесно связанные с ним традиции бытового романса.

Согласно фундаментальному труду Б. В. Асафьева, музыка рассматривается как искусство «интонируемого смысла» [8, с. 344]. Не менее интересна мысль В. В. Медушевского о «свёрнутости» в интонации той или иной музыкальной культуры: народной, религиозно-духовной, светской» [9, с. 151].

Как утверждает И. И. Земцовский, «национальные интонационные системы прошли длительную стадию своего становления, формирования и эволюционного отбора» [10, с. 3] и, по сути, являются музыкой, отражающей возможности звукового сознания народа. При этом, по словам Л. В. Ша-миной, каждая музыкальная культура имеет «свой индивидуальный музы-

кальный язык, свои национальные черты, которые и создают самобытность, неповторимость и своеобразие народного музыкального стиля, его интонационный "словарь", структурные стереотипы» [11, с. 21-27].

Органичность ассимиляции интонационного словаря народной музыки российской эстрадной песней обусловлена тем, что данный процесс уже был отработан на протяжении длительного времени в профессиональном композиторском творчестве.

Профессиональную музыку любого народа питают народные истоки. В этой связи можно вспомнить известное изречение М. И. Глинки о том, что музыку создаёт народ, а композиторы только аранжируют её. Подтверждением этих слов служит само творчество русских музыкальных классиков.

В самом деле, самобытный национальный колорит легко обнаруживается в профессиональной музыкальной культуре России (и не только России, но и практически любой другой страны), поскольку, по меткому выражению Б. Бартока, «корни музыкальной культуры уходят именно в крестьянскую музыку» [12, с. 99].

Справедливость данного утверждения легко проверить на следующих примерах: при прослушивании произведений русских композиторов XIX века безошибочно идентифицируется национальная принадлежность сочинённой ими музыки, что имеет простое и логичное объяснение: их музыкальный слух с детства развивался именно на примерах русского музыкального фольклора. Как писал П. И. Чайковский, «...я вырос в глуши. С детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характери-

93

стических черт русской народной музыки...» [13, с. 90]. Влияние русского песенного фольклора на мелодику композитора неоднократно подчёркивалось исследователями. Так, В. А. Васина-Гроссман отмечает, что «напевность музыки Чайковского имеет два реальных источника: народную песню и романс» [14, с. 65].

Песнями Смоленщины проникнуто всё творчество М. И. Глинки, который слушал эти песни в своём имении в детские годы. Согласно утверждению Е. М. Фраёновой, особенности не только музыкального языка, но и ритмики этого композитора можно усмотреть в явном влиянии на его творчество народных песен Смоленского региона [15, с. 7].

Большим почитателем, а также исследователем и собирателем русского песенного фольклора был Н. А. Рим-ский-Корсаков. Определённо «русской» по характеру является также музыка М. П. Мусоргского, А. К. Лядова, А. П. Бородина и многих других русских композиторов XIX столетия, несмотря на столь различный творче-94 ский подход к фольклору у каждого из них. Так, если Римский-Корсаков бережно вплетает жемчужины народных мелодий в ткань своих произведений в их первозданном виде, то Чайковский обходится с фольклорным материалом в традициях западноевропейского симфонизма. Тем не менее в музыке этих композиторов ясно видна их русская народно-песенная основа. Как пишет Б. Асафьев, «стихия русской музыки есть стихия песенная, мелосная» [16, с. 22], композиторы усваивают народное творчество как природный язык и их музыка становится органическим обобщением народной художественной культуры. По

словам исследователя, в своём творчестве русские композиторы-мелодисты «близко подходят к народному музыкально-творческому методу: рождению музыки из живой интонации» [17, с. 137].

В творчестве русских композиторов ХХ века так же явно прослеживаются национальные корни их творчества. Так, легко определяются русские народные истоки в произведениях С. В. Рахманинова, раннего И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова. По меткому выражению Б. В. Асафьева, «за всеми - и яркими, и только удачными -музыкальными произведениями отдельных композиторов звучит, созидаясь и расцветая, всегда рождаемая по исконным навыкам из уст в уста передаваемая музыка народа - музыка устной традиции» [18, с. 13] (курсив мой. - О. П.).

Подобное взаимосопряжение профессиональной музыки с народной интонационной сферой представляется нам весьма естественным, так как присущая песенному фольклору интонационная природа может быть обозначена как этноинтонационная, поскольку отражает специфику слуховых представлений и особенностей интонирования того или иного этноса и является его неотъемлемым, сущностным качеством. Нет и не может быть песенного фольклора вне его этнической самобытности, которая проявляется в особом этнослышании и этно-интонировании [19, с. 12].

Вместе с тем профессиональная музыкальная культура была связана и с другими традициями, отдалявшими её от народно-песенных истоков. Русские композиторы-классики основательно изучили основы композиции,

гармонии, полифонии и прочих музыкально-теоретических дисциплин, пришедших в Россию из Западной Европы. Более того, некоторые композиторы преподавали данные предметы в консерваториях России (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и др.). Всё это не могло не сказаться на особенностях музыкального языка композиторов, прошедших данную школу, и получило отражение в их творчестве.

Помимо прочего, следует отметить и бытующие в настоящее время в России методики музыкального воспитания, которые вот уже многие годы ориентированы на некую усреднённую западную классико-романти-ческую модель.

В настоящее время интерес к национальному песенному фольклору и педагогическому руководству процессом его постижения учащимися достаточно высок как в России, так и в других странах. К примеру, если ранее народная музыка, за редким исключением, рассматривалась лишь как одна из важных составляющих содержания музыкального образования, то в наши дни всё большее признание получает точка зрения, согласно которой именно национальная традиционная музыка может и должна стать первым музыкальным языком, который осваивают дети.

На протяжении исторического развития российской эстрадной песни буквально по десятилетиям можно отчётливо проследить, как проявлялись её интонационные истоки, связанные с песней и бытовым романсом.

Очевидно, что наиболее ярко народные истоки воплотились в песенной культуре послереволюционного

периода. Несмотря на то что песенный быт России после революции 1917 года был чрезвычайно разнообразным, тем не менее, в обществе ощущалась большая потребность в новых песенных жанрах. Ситуация осложнялась тем, что в то время ещё не было профессиональных авторов, ясно представляющих себе, какой же должна быть новая песня. Данное обстоятельство приводило к тому, что нередко песни возникали стихийно на основе уже известных ранее народных мелодий, к которым сочинялись новые тексты. Так, общеизвестно, что первые образцы советской массовой песни, возникшие в годы Гражданской войны, в своей основе имели именно народный напев или романс, который распевался на тексты революционного содержания. При этом авторы текстов были известны далеко не всегда, и в этом случае можно говорить о прямом продолжении народной традиции в песенном творчестве. Ярким примером этого является песня «Проводы» на стихи Д. Бедного, в прошлом известная как украинская народная шуточная песня «Ой, що там за шум учинився».

В качестве использования романса как источника советской песни того времени следует упомянуть не менее известную песню тех лет «Слышишь, товарищ», которую распевали на мелодию популярного до революции романса «Белой акации гроздья душистые». Широко известная и ныне песня «По долинам и по взгорьям» пелась в различных вариантах вплоть до 1929 года, пока её не зафиксировал в нотной записи А. Александров. Данный песенный образец, с одной стороны, имеет мелодику, весьма характерную для русских народных песен,

95

96

с другой - гармонический язык и структуру, свойственные профессиональной музыке.

30-е годы по праву считаются важным этапом в развитии советской эстрадной песни. Весьма показательным фактом является то, что многие композиторы в своём творчестве активно использовали мелодику, свойственную русским народным песням, в качестве основы для своих песен. Так, песня Н. Богословского «Спят курганы тёмные» интонационно перекликается с народной песней, широко распространённой в Курской области «Да приехал мой миленький с поля». В русле этого же направления можно упомянуть и песню И. Дунаевского «Каким ты был» и целый ряд других песен. Продолжение романсовой салонной лирики прослеживается в известной и поныне песне Г. Петерс-бургского «Утомлённое солнце».

Если обратиться к российским песням периода Великой Отечественной войны, то так же можно проследить их истоки в виде народной песни и романса. Так, песня Захарова «Ой, туманы мои, растуманы» отсылает нас к эпическим балладам типа «Раскинулось море широко». Романсовой лирикой пронизан целый ряд песен военного периода, среди которых, в первую очередь, вспоминаются такие песни, как «В землянке» К. Листова, «Тёмная ночь» Н. Богословского и «Синий платочек» Г. Петерсбургского.

Народно-песенные и романсовые истоки прослеживаются и во многих песнях 50-х годов. К примеру, тип народной мелодики явственно ощущается в песне «Ой, цветёт калина» И. Дунаевского, «Одинокая гармонь» Б. Мо-кроусова и др. Продолжение романсо-вой лирики можно усмотреть в песнях

Н. Богословского («Три года ты мне снилась») и А. Эшпая («Я сказал тебе не все слова»).

Российская эстрадная песня 60-х продолжает развитие основных направлений, намеченных в 50-е годы, при этом лирический тон повествования пронизывает все песенные эстрадные жанры. Следует отметить, что опора на русский песенный фольклор так же отчётливо слышна в целом ряде песен этого десятилетия, а именно: «Течёт Волга» М. Фрадкина, «Русское поле» Я. Френкеля и др. Стилистические черты романса пронизывают такие песни, как «Прощайте, голуби» М. Фрадкина, «Журавли» Я. Френкеля, «И на Марсе будут яблони цвести» В. Мурадели, «Московские окна» Т. Хренникова.

В эстрадной песне 70-х, как никогда ранее, раскрывается индивидуальное начало как в исполнительском, так и в композиторском творчестве. Однако и в песнях этого периода композиторы черпают вдохновение в народно-песенных истоках. Таковы песни Д. Тухманова «Я люблю тебя, Россия», Л. Афанасьева «Гляжу в озёра синие» и ряд других. Черты романса можно обнаружить в таких песнях, как «Надежда» А. Пахмутовой, «Мне нравится» М. Таривердиева, «Эхо любви» Е. Птич-кина. Некоторые песни того периода почти точно цитируют известные романсы (к примеру, «Белеет парус одинокий» А. Варламова и «Сибирские морозы» В. Кузьмина) и оперные арии (ария короля Рене из оперы П. И. Чайковского «Иоланта» и «Лебединая верность» Е. Мартынова).

В 80-е годы в российской эстрадной песенной культуре развиваются и углубляются тенденции, наметившиеся в предыдущем десятилетии. Мно-

гие исследователи считают эти годы кульминационным периодом развития российской эстрадной песни. Тем не менее и в этот период творчество советских композиторов-песенников обращается к истокам - русскому фольклору и романсу. К примеру, народными интонациями пронизаны мелодии песен «Лучше нету того цвета» Д. Тухманова, «Я не могу иначе» А. Пахмутовой, «У беды глаза зелёные» Е. Птичкина и ряд других песен. Схожесть с романсами можно проследить в песнях А. Пахмутовой «Эхо любви» и «Надежда», а также в творчестве И. Шварца («Любовь и разлука» и др.).

Важнейшими признаками российской эстрадной песни 90-х годов следует считать смену приоритетов и жанровых предпочтений слушательской аудитории. Но, как и прежде, и в этом десятилетии связь эстрадной песни с народно-песенной культурой и романсом сохранилась в целом ряде песенных образцов. Таковы, например, песни И. Матвиенко «Конь», «Комбат», «Позови меня тихо по имени» с явной опорой на народную ин-тонационность. Песня И. Талькова «Чистые пруды», а также песня И. Матвиенко «Потому что нельзя быть красивой такой» имеют явное сходство с жанром романса.

В эстрадной песне 2000-х годов получили продолжение основные тенденции, наметившиеся в 90-е годы прошлого века, однако с некоторым ностальгическим оттенком. Народная интонационность пронизывает, как и прежде, целый ряд песенных примеров этого времени. Яркие приметы песенного фольклора можно обнаружить в мелодиях песен И. Матвиенко «Ты неси меня,

река» и «Берёзы», не говоря уже о прямом цитировании народной песни «Ах, Самара-городок» в песне И. Крутого «Акапулько». Помимо этого композиторы по-прежнему продолжают в своём песенном творчестве обращаться к жанру бытового романса. Так, в этом стиле написаны песни К. Меладзе «Не тревожь мне душу, скрипка» и «Актриса».

Таким образом, следует отметить, что устойчивость национальной интонационной системы русского фольклора воплотилась в целом ряде песенных жанров российской эстрадной песни. Изучение этого процесса создаёт основу для обновления содержания высшего музыкального образования в области историко-теоретического освоения данного вида искусства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клипп, О. Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Я. Клипп. - М., 2003. - 25 с.

2. Рыбакова, Е. О. Развитие музыкального 97 искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Е. О. Рыбакова. -СПб., 2007. - 42 с.

3. История современной отечественной музыки [Текст]. - Вып. 1. 1917-1941 / под ред. М. Е. Тараканова. - М. : Музыка, 2005. - 480 с.

4. Отечественная музыкальная литература (1917-1985) [Текст]. - Вып. 1 // С. Е. Румянцев, Е. Е. Дурандина, Е. И. Иванова, В. М. Келле, И. А. Писаревская, Л. Д. Никитина, М. С. Брук / ред.-сост. Е. Е. Дурандина. - М. : Музыка, 1996. - 375 с.

5. Сахнова, И. В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. В. Сахнова. - М., 2008. - 25 с.

6. Клитин, С. С. История искусства эстрады [Текст] / С. С. Клитин. - СПб. : Изд. Е. С. Алексеева, 2008. - 448 с.

7. Шаболтай, П. М. Проблемы развития отечественной эстрады 1917-1929 гг. [Текст] : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / П. М. Шаболтай. - М., 2000. -30 с.

8. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

9. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: исследование [Текст] / В. В. Медушевский. - М. : Композитор, 1993. - 262 с.

10. Земцовский, И. И. Апология слуха [Текст] / И. И. Земцовский // Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.

11. Шамина, Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] // Преподаватель. - 2002. -№ 6. - С. 21-27.

12. Барток, Б. О значении народной музыки [Текст] / Б. Барток // Советская музыка. -1965. - № 2. - С. 98-100.

13. Холодковский, В. В. Дом в Клину [Текст] / В. В. Холодковский. - М. : Московский рабочий, 1975. - 339 с.

14. Васина-Гроссман, В. А. Русский классический романс XIX века [Текст] / В. А. Васина-Гроссман. - М. : Музыка, 1956. - 350 с.

15. Фраёнова, Е. М. Национальные свойства ритмики Глинки [Текст] / Е. М. Фраёнова // О Глинке : сб. ст. к 200-летию со дня рождения / ред.-сост. М. Рахманова. - М. : Дека-ВС, 2005. - С. 236-287.

16. Асафьев, Б. В. Вопросы русского оперного театра [Текст] / Б. В. Асафьев // Б. В. Асафьев. Об опере : сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1985. - С. 19-24.

17. Асафьев, Б. В. Народные истоки в музыке [Текст] / Б. В. Асафьев // Б. В. Асафьев. О хоровом искусстве : сб. ст. / сост. и ком-мент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1980. - С. 135-138.

18. Асафьев, Б. В. Композитор - имя ему народ [Текст] / Б. В. Асафьев // Б. В. Асафьев. О хоровом искусстве : сб. ст. / сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л. : Музыка, 1980. - С. 139-145.

19. Пивницкая, О. В. Освоение школьниками национального песенного фольклора (на материале среднерусского региона) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2008. - 22 с.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.