Научная статья на тему 'Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете'

Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете»

напитков; 9 - Употребление учащимися наркотиков, токсикомания; 11 - Опасность заражения учащихся СПИДом, венерическими заболеваниями.

НАРОДНО-ХАРКТЕРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИМНАСТИКЕ И ТАНЦАМ НА ПАРКЕТЕ

О.Г. Румба

В технико-эстетических видах спорта успех спортсменов во многом определяется гармоничным сочетанием технических и эстетических компонентов упражнения с безукоризненностью исполнения. Под эстетическими составляющими, как правило, подразумевается культура движений, музыкальность, выразительность, артистизм исполнения, а также грамотное композиционное оформление соревновательных программ, проявление индивидуального исполнительского стиля, создание на площадке эмоционально-двигательного образа.

В вопросе формирования эстетических компонентов мастерства спортсменов особенно велика роль хореографической подготовки. В целом, специалисты говорят о хореографии в спорте как о системе и отмечают её техническую, специальную физическую, эстетическую, общеобразовательную функции, а также ее роль в композиционном оформлении спортивных упражнений.

Одним из значимых разделов хореографической системы является народнохарактерный танец. Народными считаются танцы, возникшие в условиях народной среды естественным образом. Народно-характерная хореография базируется на элементах народного танца, положенных на классическую основу, и представляет собой огромный комплекс разнообразных по технике, стилю и характеру исполнения движений. Систематизированные и упорядоченные в соответствии с законами сценического искусства народно-характерные танцы представляют собой совокупность музыкальных, двигательных, эмоциональных и культурных характеристик различных народов. Именно взаимосвязь этих характеристик является залогом эмоциональной яркости, выразительности и неповторимости каждого народного танца.

Установлено, что эмоциональная насыщенность, выразительность, яркость народных танцев, как и их музыкальное сопровождение, являются очень привлекательными для многих современных спортсменов. Однако в спортивных упражнениях, к сожалению, не всегда наблюдается соответствие хореографического текста музыкальному, что снижает впечатление о качестве композиции в целом и отрицательно сказывается на таких показателях спортивного мастерства, как музыкальность и выразительность исполнения.

В связи с этим занятия народно-характерной хореографией со спортсменами представляются особенно целесообразными. Грамотно использованные нюансы танца, такие как наклон головы, положение рук, поза, к месту употреблённый танцевальный элемент, помогли бы решить проблему соответствия музыки и хореографии. Кроме того, природа народно-характерного танца такова, что есть все основания ожидать положительного воздействия этих занятий на весь комплекс эстетических составляющих мастерства спортсменов. В частности, на музыкальность и выразительность исполнения, поскольку именно на них делается основной акцент в процессе занятий народно-характерной хореографией.

Средства народно-характерной хореографии применяются в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в двух аспектах: в учебно-тренировочном процессе и в соревновательном. В учебно-тренировочном процессе их применяют с целью развития специфических компонентов исполнительского мастерства спортсменов, таких как культура движения, музыкальность, выразительность. В соревновательном - при постановке спортивных программ. По вопросу о способах применения средств народнохарактерной хореографии специалисты, в целом, придерживаются двух вариантов: эпизодическое применение (иногда, по мере необходимости) и систематическое (регу-

лярно и планово).

Анкетный опрос, в котором приняли участие 160 специалистов и спортсменов Санкт-Петербурга, различных городов России и Украины, представляющих спортивную гимнастику, художественную гимнастику, спортивную акробатику, спортивную аэробику, спортивные танцы на паркете, позволил установить, что более половины современных специалистов во всех перечисленных видах спорта применяют в своих занятиях средства народно-характерного танца.

Основными задачами занятий народно-характерной хореографией со спортсменами, по мнению респондентов, являются: обогащение двигательного опыта спортсменов, развитие выразительности, музыкальности, координационных способностей, постановка соревновательных программ.

Не обращаются к материалу народно-характерной хореографии специалисты по следующим причинам: нехватка времени, недостаточное владение материалом и невозможность пригласить специалиста.

Анализ правил соревнований по спортивной и художественной гимнастике, спортивной акробатике и аэробике, спортивным танцам на паркете подтвердил, что музыкальность и выразительность исполнения, а также композиционное оформление соревновательных программ оцениваются и влияют на конечный результат выступления спортсменов в указанных видах спорта (таблица 1).

Таблица 1

Формулы определения конечного результата выступления спортсмена в спор-

тивных видах гимнастики и танцах на паркете

Вид спорта Формула

Спортивная гимнастика трудность + (композиция + исполнение (техника + артистизм)) - сбавки = оценка в баллах

Художественная гимнастика исполнение + композиция (артистизм + трудность) / 2 = оценка в баллах

Спортивная акробатика исполнение + артистизм + трудность - сбавки = оценка в баллах

Спортивная аэробика исполнение + артистизм + сложность / 2 - сбавки / 2 = оценка в баллах

Спортивные танцы на паркете музыкальность + техника + ритм + артистизм + маневрирование = ранг

Анализ видеозаписей крупнейших соревнований по спортивным видам гимнастики за 5 лет (с 2000 по 2005 гг.) показал, что народно-характерная музыка является весьма привлекательной для современных спортсменов и довольно часто используется в качестве музыкального сопровождения их соревновательных программ. В общей сложности были проанализированы видеозаписи 34-х соревнований по спортивной и художественной гимнастике, спортивной акробатике и аэробике, среди которых Олимпийские игры, Чемпионаты и Кубки мира, Чемпионаты Европы, России, Санкт-Петербурга. Всего проанализировано 277 женских вольных упражнений по спортивной гимнастике, 394 упражнения по художественной гимнастике, 291 - по спортивной акробатике и 481 - по спортивной аэробике.

В результате установлено, что наиболее востребованной народно-характерная музыка является в художественной гимнастике (38,32%), спортивной акробатике (34,71%) и спортивной гимнастике (33,21%). Менее востребованной - в спортивной аэробике (15,8%).

Общий перечень народно-характерной музыки, используемой спортсменами в соревновательных программах, насчитывает, согласно полученным данным, музыку 21-ой национальности: русская, цыганская, испанская, восточная, венгерская, украинская, белорусская, еврейская, молдавская, польская, греческая, болгарская, ирландская, китайская, японская, итальянская, кантри, афро, грузинская, армянская, литов-

ская. Наиболее привлекательной является восточная и испанская музыка. Причем восточная музыка наиболее популярна в художественной и спортивной гимнастике, а испанская - в спортивной акробатике и аэробике.

Анализ соревновательных композиций представителей спортивных танцев на паркете не проводился по той причине, что характер музыкального сопровождения в данном виде спорта строго регламентирован. Однако данные специальной литературы позволили установить, что 7 танцев из 10-ти (вальс, венский вальс, танго, самба, румба, пасодобль, ча-ча-ча), т.е. 70% соревновательных композиций в танцах на паркете имеют несколько видоизмененную и стилизованную, но узнаваемую народную основу.

Нами была предпринята попытка разработать такую методику занятий народнохарактерной хореографией с представителями гимнастических видов спорта и танцев на паркете, которая удовлетворяла бы всему комплексу эстетических требований, предъявляемых к спортсменам в указанных видах спорта.

За основу была взята разработанная А.В. Лопуховым, А.В. Ширяевым и А.И. Бочаровым система народно-характерной хореографии, которая предполагает наличие следующих разделов: 1) народно-характерный экзерсис у станка; 2) народнохарактерные этюды на середине; 3) народно-характерные танцы на середине. Содержание этих разделов было адаптировано в соответствии с особенностями подготовки спортсменов в технико-эстетических видах спорта. В частности, были отобраны наиболее целесообразные виды движений экзерсиса и элементы народных танцев. Кроме того, была пересмотрена структура народно-характерного урока, традиционно состоящего из трех частей: экзерсиса, этюдов, танцев.

Занятия народно-характерной хореографией по экспериментальной методике проводились на базе кафедры гимнастики СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. В эксперименте принимали участие студенты III курса специализаций спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика, спортивные танцы на паркете. Экспериментальная методика опробовалась в течение трех учебных лет (2002-2003, 2003-2004, 2004-2005) в разных группах специализации. Экспериментальный цикл занятий народно-характерной хореографией был рассчитан на 40 занятий по 1 ч. 20 мин. и состоял из двух циклов по 20 занятий каждый: первый (осенний) цикл - с сентября по ноябрь, второй (весенний) цикл - с середины марта по июнь. Занятия проводились 2 раза в неделю. Во время осеннего цикла занятий студенты осваивали упражнения народно-характерного экзерсиса, во время весеннего - этюды и танцы на середине.

В общей сложности в эксперименте приняли участие 105 человек. Из них 23 -студенты специализации спортивная гимнастика, 27 - художественная гимнастика, 11

- спортивная акробатика, 21 - спортивная аэробика, 23 - спортивные танцы на паркете.

Во всех участвовавших в эксперименте группах проведено по два обследования музыкальности, выразительности, координационных способностей: до экспериментального цикла занятий - в сентябре и после - в июне. Таким образом, временной период между начальным и итоговым обследованием составлял 8-9 месяцев.

Для оценки музыкальности и выразительности испытуемых были разработаны специальные контрольные задания. Для оценки координационных способностей использовались тесты, разработанные Ж.Е. Фирилёвой (1981). В целом, оценивание каждой из обследуемых способностей включало 2 задания.

По результатам обоих контрольных заданий, наиболее высокий уровень развития музыкальных способностей до и после экспериментального цикла занятий зафиксирован у студентов специализаций спортивные танцы на паркете и художественная гимнастика, наиболее низкий - у студентов специализации спортивная акробатика.

Прирост музыкальных способностей после занятий народно-характерной хореографией, по результатам обоих заданий, в среднем составил: около 30% - у представи-

телей спортивной акробатики и аэробики, около 25% - у представителей спортивной гимнастики, около 20% - у представительниц художественной гимнастики, около 15%

- у представителей спортивных танцев на паркете (таблица 2).

Таблица 2

Результаты оценивания музыкальности до и после занятий народно-характерной ________________ ____________хореографией___________________________________

№ Результаты оценивания музыкальности (по двум заданиям)

до эксперимента (оценка в баллах) после эксперимента (оценка в баллах) процент к исходному Р

х ± Б(х) W х ± Б(х) W

Спортивная акробатика 1 3,21 ± 0,19 0,69 4,1 ± 0,11 0,49 27,73 Р < 0,05

2 3,13 ± 0,28 0,65 4,09 ± 0,2 0,49 30,67 Р < 0,05

Спортивная аэробика 1 3,52 ± 0,16 0,83 4,45 ± 0,09 0,69 26,42 Р < 0,05

2 3,37 ± 0,17 0,75 4,35 ± 0,1 0,57 29,08 Р < 0,05

Спортивная гимнастика 1 3,49 ± 0,15 0,79 4,23 ± 0,12 0,86 21,2 Р < 0,05

2 3,45 ± 0,16 0,85 4,33 ± 0,11 0,8 25,51 Р < 0,05

Спортивные танцы на паркете 1 4,22 ± 0,1 0,57 4,76 ± 0,06 0,75 12,8 Р < 0,05

2 4,04 ± 0,12 0,61 4,74 ± 0,07 0,7 17,33 Р < 0,05

Художественная гимнастика 1 3,89 ± 0,09 0,65 4,49 ± 0,08 0,76 15,42 Р < 0,05

2 3,95 ± 0,09 0,66 4,69 ± 0,07 0,82 18,73 Р < 0,05

W - коэффициент конкордации, показывающий степень согласованности оценочных действий экспертов.

Наиболее высокий уровень развития выразительности до экспериментального цикла занятий в обоих контрольных заданиях продемонстрировали студенты специализации спортивные танцы на паркете, наиболее низкий: в 1-м задании - студенты специализации спортивная акробатика, во 2-м - спортивная акробатика и аэробика. После занятий народно-характерной хореографией самые высокие показатели развития выразительности зафиксированы у представителей спортивных танцев на паркете и художественной гимнастики, примерно одинаковые показатели - у представителей спортивной гимнастики, аэробики, акробатики. Различия статистически достоверны.

Прирост показателей выразительности после занятий народно-характерной хореографией, по результатам обоих заданий, в среднем составил: около 60% - у специализирующихся в спортивной акробатике, около 55% - в спортивной аэробике, около 30% - в художественной гимнастике, около 25% - в спортивной гимнастике, около 15% - в спортивных танцах на паркете (таблица 3). Различия статистически достоверны.

Таблица 3

Результаты оценивания выразительности до и после занятий народно_______________ характерной хореографией__________________________________

№ Результаты оценивания выразительности (по двум заданиям)

до эксперимента (оценка в баллах) после эксперимента (оценка в баллах) процент к исходному Р

х ± Б(х) W х ± Б(х) W

Спортивная акробатика 1 2,09 ± 0,28 0,57 3,7 ± 0,17 0,56 77,03 Р < 0,05

2 2,48 ± 0,29 0,84 3,86 ± 0,14 0,42 55,65 Р < 0,05

Спортивная аэробика 1 2,73 ± 0,17 0,76 4,05 ± 0,14 0,73 48,35 Р < 0,05

2 2,51 ± 0,22 0,82 4,01 ± 0,11 0,62 59,76 Р < 0,05

Спортивная гимнастика 1 3,09 ± 0,17 0,72 3,91 ± 0,17 0,86 26,54 Р < 0,05

2 3,13 ± 0,15 0,81 3,87 ± 0,13 0,73 23,64 Р < 0,05

Спортивные танцы на 1 4,31 ± 0,09 0,52 4,75 ± 0,05 0,43 10,21 Р < 0,05

паркете 2 4,04 ± 0,09 0,35 4,78 ± 0,07 0,66 18,32 Р < 0,05

Художественная гим- 1 3,53 ± 0,11 0,58 4,44 ± 0,07 0,55 25,78 Р < 0,05

настика 2 3,46 ± 0,1 0,5 4,61 ± 0,07 0,72 33,24 Р < 0,05

Наиболее высокий уровень развития координационных способностей до экспериментального цикла занятий, по данным 1-го теста, продемонстрировали представители спортивной аэробики, по данным 2-го - художественной гимнастики; наиболее низкий, по данным обоих тестов, - представители спортивной акробатики. Следует отметить, что согласно условиям тестов Фирилёвой, чем ниже коэффициент, тем, наоборот, выше уровень развития координационных способностей. После занятий народно-характерной хореографией наиболее высокие показатели развития координационных способностей в обоих тестах зафиксированы у студентов специализации спортивные танцы на паркете. У студентов остальных специализаций показатели практически одинаковы.

Прирост координационных способностей после занятий народно-характерной хореографией, по данным обоих тестов, в среднем составил: около 25% - у специализирующихся в спортивной акробатике и танцах на паркете, около 20% - в спортивной гимнастике и аэробике, около 15% - в художественной гимнастике (таблица 4). Различия статистически достоверны.

Таблица 4

Результаты тестирования координационных способностей до и после

занятий народно-характерной хореографией

№ Результаты тестирования координации (по двум тестам)

коэффициент до эксперимента х ± Б(х) коэффициент после эксперимента х ± Б(х) процент к исходному Р

Спортивная акробатика 1 2,19 ± 0,09 1,82 ± 0,07 16,9 Р < 0,05

2 3,11 ± 0,35 2,02 ± 0,1 35,05 Р < 0,05

Спортивная аэробика 1 1,95 ± 0,05 1,73 ± 0,04 11,28 Р < 0,05

2 2,77 ± 0,21 1,91 ± 0,1 31,05 Р < 0,05

Спортивная гимнастика 1 2,14 ± 0,04 1,83 ± 0,04 14,49 Р < 0,05

2 2,6 ± 0,07 1,98 ± 0,06 23,85 Р < 0,05

Спортивные танцы на паркете 1 2,01 ± 0,08 1,6 ± 0,04 20,4 Р < 0,05

2 2,54 ± 0,13 1,82 ± 0,06 28,35 Р < 0,05

Художественная гимнастика 1 2,17 ± 0,06 1,86 ± 0,05 14,29 Р < 0,05

2 2,31 ± 0,07 1,92 ± 0,07 16,88 Р < 0,05

Таким образом, полученные в результате эксперимента данные свидетельствуют, что занятия народно-характерной хореографией благотворно влияют на уровень развития музыкальности, выразительности, координационных способностей специализирующихся в спортивной и художественной гимнастике, спортивной акробатике и аэробике, спортивных танцах на паркете. При этом степень эффективности этих занятий неодинакова для студентов разных специализаций, что, по всей видимости, объясняется специфическими особенностями подготовки спортсменов в указанных видах спорта.

Поскольку конечной целью исследования являлась разработка методики преподавания народно-характерной хореографии специализирующимся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете, а эксперимент проводился со студентами, которые, с одной стороны, являются спортсменами, с другой - будущими или уже действующими специалистами, комплекс даваемых знаний и предъявляемых требований по народно-характерной хореографии носил двоякий характер. Цель экспериментальной

методики заключалась в том, чтобы уметь самому, уметь оценить и уметь научить.

Для оценки профессиональной подготовленности по народно-характерной хореографии специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в конце каждого цикла занятий проводился микрозачет, который включал: 1) практический показ изученного материала; 2) теоретический ответ; 3) самостоятельное составление комбинации. В последующем многие кураторы давали своим ученикам задания на использование знаний по народно-характерной хореографии применительно к своему виду спорта. В числе таких заданий было, например, составление спортивной или показательной композиции в народном характере, проведение спортивной разминки или предметного урока (в художественной гимнастике) под народную музыку с включением элементов народных танцев, исполнение какого-либо спортивного элемента в различных народных характерах и т.д.

Оценка по каждому из показателей выставлялась экспертами по специально разработанным критериям. Полученные данные свидетельствуют, что в среднем оценка по всем избранным показателям у представителей всех обследуемых специализаций колеблется между «4» и «5» баллами, что говорит о достаточно высоком уровне профессиональной подготовленности по народно-характерной хореографии специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете после занятий по экспериментальной методике (рис. 1). Следует отметить, что предъявленные требования отражают как профессионализм будущих специалистов в вопросах использования средств народно-характерной хореографии в учебно-тренировочном и соревновательном процессах, так и профессионализм самих спортсменов, исполняющих элементы народных танцев технически грамотно, музыкально и выразительно.

Рис. 1. Показатели профессиональной подготовленности по народно-характерной хореографии специализирующихся в гимнастических видах спорта и танцах на паркете

С целью выяснения мнений студентов о народно-характерной хореографии и о том, что полезного они извлекли для себя (или не извлекли) из этих занятий, был проведен анонимный опрос в свободной письменной форме.

Обобщение размышлений студентов показало, что при общей схожести суждений их можно распределить на три группы:

1) наблюдения с точки зрения спортсменов. Сюда можно отнести замечания об улучшении музыкальности и выразительности, об обогащении двигательного запаса и опыта, о повышении культуры движений.

2) наблюдения с точки зрения специалистов. Включали замечания о пользе на-

родно-характерного танца в составлении соревновательных и показательных программ, о повышении профессиональной грамотности, о воздействии упражнений народно-характерного танца на формирование специфических умений в том или ином виде спорта.

3) общие замечания. Сюда можно отнести замечания о том, что занятия вызвали большой интерес, что хотелось бы освоить новые характеры, что полученные знания пригодятся в дальнейшем, а также замечания о расширении общего кругозора и указания наиболее понравившихся народных танцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведённое исследование доказало, что внедрение занятий народно-характерной хореографией в систему подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете позволяет развить на высоком уровне музыкальность, выразительность, координационные способности, обогатить двигательный опыт, составлять соревновательные программы композиционно грамотно и адекватно запросам вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев, Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике: метод. рек. / Л.Я. Аркаев, Н.И. Кузьмина и др. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 28 с.

2. Бенюх, К.Д. Важные слагаемые. О воспитании культуры движений гимнасток / К.Д. Бенюх // Гимнастика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1972, вып. 2. - с. 45 - 47.

3. Варакина, Т.Т. Короткие воспоминания о долгой жизни: мемуары / Т.Т. Варакина. - СПб: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. - 105 с.

4. Гавердовский, Ю.К. Стиль, композиция, мода / Ю.К. Гавердовский // Гимнастика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1974, вып. 2. - с. 5 - 9.

5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: учеб. пособ. для ВУЗов / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2005. - 208 с.

6. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: учеб. пособ. для ВУЗов / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2004. - 208 с.

7. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб. пособ. для ВУЗов / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2004. - 232 с.

8. Карпенко, Л.А. О выразительности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д.р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 2001. - с. 74 - 77.

9. Коренберг, В.Б. Заметки о культуре движения / В.Б. Коренберг // Гимнастика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1972, вып. 1. - с. 14 - 18.

10. Курамшин, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития / Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина // Теория и методика физической культуры: учеб. пособие для образоват. завед. физ. к-ры / под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. -СПб: Изд-во СПбГАФК, 1999. - с. 141 - 153.

11. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. - Л.-М.: Искусство, 1939. - 176 с.

12. Стуколкина, Н.М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца / Н.М. Сту-колкина. - М.: Всероссийское театральное общество, 1972. - 399 с.

13. Турищева, Л. И. От элементов техники к элементам творчества / Л. И. Турищева // Гимнастика: Ежегодник. - М.: ФиС, 1983, вып. 2. - с. 65 - 68.

14. Фирилёва, Ж.Е. Методика педагогического контроля и совершенствование физической подготовленности занимающихся художественной гимнастикой: метод. рек. / Ж.Е. Фирилёва. - Л.: Изд-во ГПИ им. Герцена, 1981. - 74 с.

15. Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко.

- М.: ВФХГ, 2003. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.