Научная статья на тему 'Народная медицина на страницах газеты «Северное утро» (1911-1917 годы)'

Народная медицина на страницах газеты «Северное утро» (1911-1917 годы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
417
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / МАГИЯ СЛОВА И ДЕЙСТВИЯ / ЗАГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болгова Ольга Николаевна

В статье предпринят анализ публикаций на страницах газеты «Северное утро», связанных с лечебной и другими видами магии, применявшимися в народной медицине Архангельской губернии начала XX века. Автором указаны причины отказа крестьян от квалифицированной медицинской помощи, отмечено отношение публикаторов к народным способам лечения в ряде уездов губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK MEDICINE ON THE PAGES OF THE NORTHERN MORNING (YEARS 1911-1917)

Some publications connected with the medical and other kinds of magic applied in the folk medicine of the Arkhangelsk Gubernia in the beginning of the XX century are analyzed in the article. The author points out the reasons for which peasants rejected help of certified medical specialists; the attitude of the publishers to the folk methods of treatment in a number of uezds is noted.

Текст научной работы на тему «Народная медицина на страницах газеты «Северное утро» (1911-1917 годы)»

УДК 615.89(0.026.6):025.173(470.11)

БОЛГОВА Ольга Николаевна, аспирант кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «СЕВЕРНОЕ УТРО» (1911-1917 годы)

В статье предпринят анализ публикаций на страницах газеты «Северное утро», связанных с лечебной и другими видами магии, применявшимися в народной медицине Архангельской губернии начала XX века. Автором указаны причины отказа крестьян от квалифицированной медицинской помощи, отмечено отношение публикаторов к народным способам лечения в ряде уездов губернии.

Фольклорно-этнографические материалы, народная медицина, магия слова и действия, заговоры

Ежедневная политическая, общественно-литературная и экономическая газета «Северное утро» начала издаваться в Архангельске 19 июня 1911 года. Газета просуществовала под этим названием до середины декабря N° 271 (1883)

1917 года. С 15 декабря 1917 года по 27 июля

1918 года издание выходило под названием «Северный день», в августе 1918 года газете было возвращено первоначальное название. Нас интересует первый (дореволюционный) период выхода газеты в связи с тем, что на ее страницах регулярно публиковались в рубрике «Наш край» материалы по этнографии и фольклору Архангельской губернии. Фольклорно-этнографические сведения, относящиеся к другим губерниям, а также перепечатанные из других периодических изданий, размещались в разделах «По России» и «За рубежом» с указанием в конце заметки источника, откуда взята информация.

Под «народной медициной» мы понимаем совокупность накопленных народом знаний, ле© Болгова О.Н., 2011

чебных приемов и способов их применения в быту для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней при помощи магических действий, часто сопровождавшихся магическими формулами. Владеть этими магическими действиями и формулами мог знаток (знахарь)1. Поведение маркированной личности знахаря было ритуализировано, связано с особыми условиями, ситуацией, выходящей за рамки обыденной. По мнению С.А. Токарева, знахарство состоит из комплекса элементов: «выделение в общине особых профессионалов, знакомых со средствами народной медицины; смешение этих средств с приемами лечебной магии и заговорами; представление о материальной причине внутренней болезни по аналогии с инородным предметом, попавшим в тело»2. В народной медицине особое значение имела магия слова и действия, ритуал исцеления больного часто сопровождался особо организованными текстами - заговорами, или «сло-

вами», как их называли на Севере. Заговор представляет собой акт, заключающий несколько уровней: акциональный, темпоральный и вербальный. По мнению исследователя А.К. Бай-бурина, «словесный текст становится структурным компонентом ритуала только в том случае, если не имеет спонтанного характера и дополнительно организован»3.

Народная медицина включает в себя ритуализированные формы культуры. К изучению проблемы ритуализированных форм поведения обращались А.К. Байбурин, Б.Н. Путилов, С.А. Токарев и другие исследователи4. С.А. Токарев, исследователь первобытной культуры, предложил классификацию способов сверхъестественного воздействия человека на окружающий мир, выделив четыре вида магии: контактную, инициальную, имитативную (симильную) и контаги-озную5. В публикациях газеты «Северное утро», посвященных народной медицине, имеет место описание магии слова и действия. Человека, «знающего» заговоры, крестьяне Архангельской губернии в начале XX века называли по-разному: колдун, ведун, шептун, лекарь, знахарь/знахарка, шишовка, ведьма и пр. Крестьяне верили в их сверхъестественные возможности. Важно отметить широкое применение заговоров, или «слов», в лечебной магии на территории Архангельской губернии в 19111917 годах. Подтверждением сказанного может служить статья собирателя этнографических материалов И. Калинина, основанная на наблюдениях в Онежском уезде6. Автор отмечал популярность среди местного населения «шишовок» - пожилых женщин, знающих чудодейственные заговоры и промышляющих их применением. Население Онежского уезда, несмотря на относительную образованность, в 1914 году считало обычным делом обращаться к «знающим» во время свадебного обряда, в случае болезни или при потере в лесу людей (чаще детей) или скота. Автор отмечал, что практически все онежские женщины знали заговоры для лечения спинной боли, избавления от чирьев, остановки кровотечения. Наиболее важным считался заговор от «трясовицы» (лихорадки), его еще называли «оберегом», поскольку он

носил апотропейный характер. Распространены были небольшие по объему заговоры, применявшиеся при «телесных и душевных заболеваниях». Их крестьяне называли «целебными».

Публикации в газете «Северное утро» свидетельствуют об олицетворении болезней жителями Архангельской губернии в начале XX века. Среди карел существовало представление о болезни как о существе, проникающем в человека, от которого можно избавиться при помощи физического воздействия. В. Ругозом приведен пример подобного лечения в Кемском уезде7. По мнению жителей уезда для того, чтобы исцелить больного, необходимо было напугать болезнь. В данном случае речь идет

о лечении испугом, известном среди карел под названием «в голову пришло».

Отношение публикаторов к статьям, посвященным народным знаниям в области медицины, нельзя назвать однозначным. На страницах газеты высказывались противоположные мнения. Одни из публикаторов положительно относились к непрофессиональному (народному) врачеванию, основанному на практическом опыте и многовековых наблюдениях, передававшихся из поколения в поколение. Одним из примеров одобрительного отношения к знахарству может служить публикация Абу «Знахарство и медицина»8. В этой небольшой статье описаны удачные случаи лечения знахарями болезней, не поддающихся средствам медицины. Автор пытался обратить внимание медицинских специалистов на знахарство как жизнеспособное явление. Распространенным в начале XX века среди публикаторов было отрицательное, осуждающее отношение к явлениям народной медицины. В своих заметках они обвиняли крестьян в невежестве, порицали за непросвещенность, высмеивали веру народа в знахарей и колдунов9. Так, А.М. в заметке «Утин», опубликованной в 1913 году, назвал анекдотичным наблюдаемый в Мезени способ лечения «утина» - радикулита: на спину больному, лежащему животом на пороге комнаты, клали веник, который знахарка секла топором. Сечение «утина» сопровождалось приговорами, вербальными формулами10.

Одним из охранительных ритуалов Печорского уезда, описанных в заметке М-ва «Темнота народная» в разделе «Наш край», был обряд опахивания11. Зыряне, жители одного из сел уезда, после неудачных попыток фельдшера остановить здесь эпидемию скарлатины, решили «запахать» болезнь. Для этого были выбраны десять молодых замужних женщин, которые в полночь нагими, с распущенными волосами, должны были сохой провести непрерывную неглубокую борозду, захватывая все не тронутые еще болезнью дома. Участницы «запахивания» были убеждены, что тем самым они выполнили свой долг по спасению села от эпидемии. Описанный случай публикатор считал «несообразным и диким суеверием», сожалея о том, что «много еще нужно сил и затрат энергии для того, чтобы просветить наши дикие окраины». Этот окказиональный ритуал опахивания связан с эпидемией, явившейся следствием вторжения в мир человека «чужого». Поэтому построение ритуала можно условно разделить на две части: обнаружение чужого - выделение домов, чьи жители подверглись болезни, и выдворение ее (болезни) за границы своего мира. Неслучайно и время совершения ритуала - на стыке исходящих и новых суток. Вероятно, нагота участниц ритуала подчеркивала их исходное, природное состояние, позволяла скрыть принадлежность к культуре, обмануть болезнь, уверяя ее в приобщенности к «чужому» миру. Важным в этом ритуальном поведении становится очищение пространства и восстановление (замыкание, очерчивание) границы между «своим» и «чужим» мирами.

Интересны две заметки корреспондента В. Рокачевского12, отражающие непоколебимую веру жителей Каргопольского уезда в духов природы и знахарей. Автор предпринимает попытку обратить внимание цензуры на рекламу, публикуемую на страницах газет в 1911 году, таких как «Копейка». По мнению публикатора, представители интеллигенции в первую очередь должны бороться с тем, чтобы реклама книг о знахарстве и поверьях не доходила до деревенских жителей.

Фактографическая заметка «Мезенская икота13» неизвестного автора о суде над жите-

лями д. Латьюги Пысской волости, учинившими в 1913 году самосуд над крестьянкой Феклой Букиной, интересна с точки зрения фольклориста. Появление в деревне болезни «икоты» жители связали с Ф. Букиной, по их мнению, напускавшей «порчу» на соседей. Это единственная публикация на страницах газеты, свидетельствовавшая о бытовании на территории Архангельской губернии кликушества. Икота была той болезнью, которую народ считал существом, напускаемым или вгоняемым в тело больного колдуном.

Если приведенные выше примеры касаются уездов губернии, то заметка В. свидетельствует о состоянии медицины в г. Архангельске в 1917 году. В. подчеркивает недоверие архангелогородцев к медицинским работникам, подтверждая это трудностями в процессе оспопрививания: «Медицина, как наука... больше всего терпит неприемлемость, больше всего признается русским народом с большими трудностями»14.

Итак, публикации по народной медицине в газете «Северное утро» за 1911-1917 годы свидетельствуют о плохо развитой сети лечебных заведений в Архангельской губернии (Шенкурском, Мезенском, Кемском, Онежском, Каргопольском и Печорском уездах), что не позволяло жителям получать систематическую врачебную помощь. Одной из распространенных причин отказа населения от услуг квалифицированных врачей, фельдшеров являлось отсутствие на местах специалистов и высокая плата за лечение. Низкий культурный уровень крестьянства, боязнь и недоверие к представителям интеллигенции, их грубое отношение способствовали процветанию народного врачевания, часто основанного на языческих представлениях. Публикаторы по-разному относились к народным способам лечения: распространенным было негативное восприятие такого явления, как знахарство, однако появлялись и одобрительные отзывы. Следует отметить некоторую фрагментарность освещения проблем народной медицины на страницах газеты «Северное утро». Изученные нами материалы свидетельствуют об активном использовании

среди населения Архангельской губернии в бой использование приемов народной меди-

1911-1917 годах лечебных заговоров. «Вра- цины, которая была основана на магии слова

чебная» практика знахаря представляла со- и действия.

Примечания

1 Подвысоцкий А.О. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. М., 2008. С. 172.

2 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. С. 106.

3 Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993. С. 209.

4 Там же; Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX в. М.; Л., 1957; ПутиловБ.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

5 Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие...

6 Калинин И. Заговоры, их виды и применение (Из личных наблюдений в Онежском уезде) // Северное утро. 1914. 24 июня. № 139. С. 2.

7 Ругоз В. Еще о лечении. Кемский уезд // Северное утро. 1915. N° 148. С. 4.

8Абу. Знахарство и медицина // Северное утро. 1913. № 32. С. 1-2.

9 Nemo. Северное суеверие // Северное утро. 1914. № 161. С. 3-4.

10А.М. «Утин» // Северное утро. 1913. № 243. С. 3.

11 М-в. Темнота народная. Печорский уезд. // Северное утро. 1913. № 89. С. 3.

12 Рокачевский В. Реклама знахарства. // Северное утро. 1911. 14 окт., № 94. С. 3-4; Его же. «Жихорь» // Северное утро. 1911. № 71. С. 3-4.

13 Мезенская икота // Северное утро. 1913. № 43. С. 3.

14 В. К фельетону г. Помора «Икотники» // Северное утро. 1917. № 3. С. 1.

Bolgova Olga

FOLK MEDICINE ON THE PAGES OF “THE NORTHERN MORNING”

(YEARS 1911-1917)

Some publications connected with the medical and other kinds of magic applied in the folk medicine of the Arkhangelsk Gubernia in the beginning of the XX century are analyzed in the article. The author points out the reasons for which peasants rejected help of certified medical specialists; the attitude of the publishers to the folk methods of treatment in a number of uezds is noted.

Контактная информация: e-mail: rbook.lib@pomorsu.ru

Рецензент - Дранникова Н.В., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.