Первостепенной проблемой является разработка принципов отбора учебного материала для углубленных курсов.
Каким требованиям он должен удовлетворять, в каких направлениях должен решаться процесс углубления? Думается, что применительно к физике процесс углубления не должен сводиться к натаскиванию учащихся на решении сложных задач, к подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике и математике, хотя эта задача должна решаться в числе других.
Говоря о решении задач, нужно обратить внимание формированию у учащихся умения решать не только количественные (вычислительные) задачи, но и экспериментальные, качественные задачи, играющие важную роль в понимании сущности изучаемых явлений и законов, которым они подчиняются, в преодолении формализма в знаниях.
Прежде всего, следует усилить методологическую направленность курса физики, ознакомления учащихся с методами научного познания, усилить внимание изучению фундаментальных физических теорий, законов, формированию умения применять теоретические знания к объяснению явлений и свойств тел.
УДК 370 (045)
ББКЧ31
НАРОДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В. В. Ягодин
Народная педагогика, как и вся народная культура, отличается синкре-тичностью, т. е. настолько тесной связью всех своих компонентов, что нередко вычленение одного из них представляется достаточно затруднительным. И. С. Кон даже считает бессмысленным дифференцировать воспитание применительно к древним обществам [8, с. 141]. Вместе с тем нельзя не признать наличие в зрелой народной культуре многих видов воспитания, пусть не всегда в достаточно осознанном виде, в теснейшем их соединении. Так, народная физическая культура не только решала задачи физического воспитания, но всегда развивалась в самой тесной связи с такими видами воспитания, как нравственное, трудовое, патриотическое, экологическое, эстетическое, полоролевое и т. д., чем способствовала становлению и формированию личности в условиях конкретного этноса и определенной эпохи.
Традиционное общество, в эпоху которого народная культура достигла наивысшего развития, представляло собой достаточно жесткую и замкнутую
систему и поэтому было заинтересовано в нравственном воспитании подрастающего поколения как залог и фундамент своей прочности. Свою лепту в этот важнейший вид воспитания вносила традиционная физическая культура каждого этноса. Народные состязания и игры часто содержали ценные для воспитания молодежи ритуалы и традиции. Так, грузинское фехтование палашевидными клинками («парикао-ба») могла остановить любая женщина, бросив между противниками платок. В Средней Азии перед схваткой борцы должны были символически принять пищу из одного блюда. Состязания, как правило, проходили в духе уважения к сопернику, утверждали наполненные высоким гуманизмом благородные традиции, многие из которых не утратили своего значение до нашего времени. Так, участник молдавской борьбы «трынтэ», не подавший сопернику руку, снимался с соревнований [3, с. 19]. В Средней Азии и Туве победитель в борьбе обязан подать руку побежденному, помогая ему встать на ноги [10, с. 24]. На праздничных играх горных черемисов победитель получал испеченный из сдобного теста приз («уяцу»), который он тут же делил со своими товарищами [17, с. 261-262]. Теплая дружеская атмосфера царила во время проведения тувинских спортивных игр. Зрители беззлобно подтрунивали над неудачными действиями игроков, причем, обижаться на шутки запрещалось. Проигравшие должны были рассказать сказку, либо что-нибудь спеть [10, с. 15-17]. У аборигенов Австралии до сих пор мальчишки любят играть в войну или охоту, применяя игрушечное оружие. Если во время игры кто-то нечаянно причинит сопернику излишнюю боль (к «обычной» боли их приучают с раннего возраста), то он должен отдать пострадавшему свое оружие или чашку риса [2, с. 42].
Дружеский характер народных соревнований, как правило, сочетался с требованиями четкого выполнения правил. В калмыцкой борьбе специальные секунданты строго следили за тем, чтобы участники не хватали друг друга за волосы, не царапали и не душили друг друга. Словацкий кулачный бой («битка») прекращался после появления крови или падения одного из соперников [12, с. 319]. Опоздавшие участники рождественских игр донских казаков подвергались строгому наказанию [14, с. 31].
Нравственному воспитанию способствовал факт участия в играх и особенно публичных состязаниях авторитетных людей старшего поколения. Так, на Кавказе все споры, возникающие во время состязаний, решал совет старейшин. Нарушить правила, проявить нечестность, недобросовестность считалось позором. В Грузии на фехтовальных поединках запрещалось нанесение тяжелых ран и увечий.
Вспомним палочные и кулачные бои на Руси, которые не раз запрещались (и снова разрешались) царями из-за их высокой травмоопасности. Вместе с тем там царил жесткий кодекс чести участников и зрителей. Неписаные тра-
диционные правила палочных боев гласили: «биться полюбкам», «не по злобе», «до охоты», «не иметь сердца» (не сердиться на соперника), «не бить по голове и ногам», «не бить сзади», «не бить лежачего», «не бить мазку» (того, у кого потекла кровь). Последние три правила существовали и в кулачном бою. Кроме того, в кулачном бою запрещалось зажимать в руках какие-либо отягощения. Нарушение правил строго каралось, причем, наказание шло не только от противника, но и от своих. Кстати, дети и подростки перенимали данный кодекс и экстраполировали его правила в свои, как это бывает у данной возрастной категории людей, непростые взаимоотношения. В драках было не принято бить лежачего, нападать сзади, выясняли отношения «один-на один» и «до первой крови». В мальчишеской и юношеской среде презирались и наказывались нарушители этих правил.
Заботой о нравственности подрастающего поколения в традиционной культуре свидетельствует пример Тувы, где на народных праздниках молодежи до 25-30 лет запрещалось употреблять спиртные напитки и курить. Юноши и девушки весело проводили время, участвуя в состязаниях, играх и забавах [10, с. 25]. В Бурятии запрещали употреблять спиртное до 40 лет [11, с. 83].
Спортивные наставники пользовались в народе огромным авторитетом и уважением. Как правило, ими становились бывшие чемпионы. Однако одних спортивных заслуг было недостаточно. К примеру, стать учителем борьбы у таджиков («фотихом») или у узбеков («усто») мог не каждый «пахлавон» (чемпион, богатырь), так как он должен являться не просто тренером, но и духовным наставником молодежи. Так, к узбекскому «усто» предъявлялся ряд серьезных требований: «быть «чистым», без недостатков; руководить «в целомудрии», не быть скупым и ничего не жалеть для учеников; быть к подопечным «сострадательным», обучать их по их способностям; не лицемерить с учениками, обращаться с ними мягко» [12, с. 214-215].
В свою очередь, согласно тем же традиционным узбекским законам, ученики обязаны были быть правдивыми, благочестивыми, добродетельными, нравственными, благожелательными, воспитываться в повиновении богу, слушаться учителя, никому не завидовать, не быть скупым с друзьями и жить с ними в мире, не гордиться своей силой, не радоваться поражению врага [там же]. В Т аджикистане после окончания обучения в борьбе ученик готовил угощение, приглашал на него своего наставника («фотиха») и 4-5 учеников этой же «школы». Учитель благословлял новоиспеченного борца и наказывал ему быть не только сильным и умелым в борцовских поединках, но также добрым и честным в обычной жизни.
Чтобы заслужить звание «пахлавона», необходимо не просто стать чемпионом. Надо постоянно демонстрировать разнообразные позитивные качества
личности: «страх божий», «следование шариату», «сильное тело», «добрый язык», «храброе сердце», «сам совершенный», «выносливость», «ученость», «постоянное старание», «приятный характер», «воздержание от запретного», «постоянное благодеяние» [там же, с. 215-216]. Примечательно, что из 12-ти качеств только «сильное тело» (в иерархии качеств - 3-е место) и «выносливость» (7-е место) можно назвать физическими. Остальные относятся к личностным чертам, большинство из которых следует охарактеризовать как высоконравственные.
У всех народов существовали обычаи воздания почестей победителям соревнований. Они получали богатые подарки, о них складывались песни, рассказывались легенды. Эта традиция обладала значительным педагогическим воздействием, потому что в народе самые сильные, смелые, выносливые и быстрые пользовались огромным авторитетом, и в то же время от них люди ждали только высоконравственных поступков. С одной стороны, считалось, что самые сильные должны быть защитниками слабых и примером для подражания, а с другой, - как высшие человеческие качества ценилось достоинство в сочетании со скромностью и уважительным отношением к людям.
Поскольку в традиционном обществе труд был в основном ручным, требовал проявления высокого уровня развития физических качеств, то трудовое и физическое воспитание осуществлялись параллельно: иногда синхронно, иногда один из этих видов служил подготовкой к другому, при этом задачи и мотивы действий были также неодинаковы. Поэтому можно выделить, как минимум, три типа влияний этих двух видов народной педагогики на объект воспитания:
1. Синхронное воздействие на духовно-нравственную сферу личности ребенка или молодого человека и на его телесную организацию. Речь идет не только об обучении трудовым умениям с одновременным развитием двигательных качеств, но и о гамме интеллектуально-психологических реакций, переживаемых им во время трудовых операций. К примеру, у малых народов Индонезии мальчик уже в 15 лет сам изготавливал себе долбленую лодку, в процессе чего отрабатывал определенные трудовые навыки, совершенствовал координационные качества, развивал глазомер, силу мышц рук, спины и плечевого пояса, повышал общую физическую работоспособность. Одновременно с этим юный труженик, испытывая значительное интеллектуальное и психологическое напряжение, формировал в себе многие необходимые в труде и жизни качества личности наблюдательность, смекалку, настойчивость, трудолюбие, волю, целеустремленность, терпеливость, аккуратность и др.), также ощущал целый ряд эмоций, в том числе - положительных (радость и удовлетворение в процессе и от результатов труда и др.). Все это закрепляло в сознании и подсознании ребенка или молодого человека единство духовно-нравственного и телесного, совершенствовало его духовную и физическую культуру.
2. Занятия физическими упражнениями являются подготовкой к труду (порой тяжелому, а порой - опасному).
3. Трудовые действия предпринимаются с целью подготовки к занятиям физическими упражнениями (изготовление спортивного инвентаря, соответствующей одежды, устройство площадки для игр, подготовка животного к предстоящим состязаниям и т. д.). Сыновья народностей ханты и манси в 6 лет уже изготовляли себе лук и стрелы. Русские или скандинавские мальчики и девочки должны были приложить немало усилий, чтобы натаскать соответствующее количество воды и залить ледяную горку или каток. Малолетний казах сам готовил себе лошадь к скачкам: кормил, ухаживал, изготовлял конское снаряжение, а в 7 лет участвовал в настоящих скачках.
Особое воспитательное значение имели трудовые праздники, которые у каждого народа были насыщены физическими упражнениями, состязаниями, забавами. Как правило, на подобных праздниках было принято обмениваться или торговать изделиями различных промыслов: коврами, посудой, самодельными тканями, одеждой и т. п. Происходил общественный смотр одновременно трудовых и спортивных достижений людей определенного народа или региона. Победители соревнований получали богатые призы и пользовались в народе почетом и уважением. О самых великих чемпионах складывались легенды и песни. Большой славой пользовались также лучшие умельцы-кузнецы, ткачи, столяры, гончары, чеканщики и т. д. Этим подчеркивался высокий социальный статус как труда, так и физической подготовки трудящегося человека. В сознании детей и молодежи утверждалась связь и взаимозависимость между успехами в спортивно-игровой деятельности и результатами труда, от которых зависело благополучие во взрослой жизни.
Патриотическое воспитание в народной педагогике осуществлялось в двух направлениях:
• формирование чувства привязанности и любви к Родине;
• физическая, психологическая и нравственная подготовка будущего защитника своего края, народа, страны.
Традиция многих народов вносить в свадебный обряд состязания между сторонами жениха и невесты - это возможность воспитания у подрастающего поколения уважения к своей семье и роду, проверка жизнестойкости и сплоченности своего рода. Это выражалось в различных противоборствах. В ритуал бурятской свадьбы непременно входило состязание «нара буляолдаха» - своеобразная борьба на лошадях. У донских казаков - борьба, у белорусов - борьба и перетягивание палки, в Средней Азии - перетягивание ковра. У ногайцев (Сев. Кавказ) существовал обычай «атлыаяв», когда всадники со стороны невесты стремились заехать в комнату жениха. «Кучерг куназир» - это тувинская
свадебная игра, где молодежь на лошадях борется за кожаную флягу с вином. На североосетинской свадьбе конная свита невесты старалась сдернуть папаху с молодого человека со стороны жениха, а те, в свою очередь, пытались стащить всадников с лошади. У ассирийцев, армян, турков-месхетинцев любой встречный мог остановить свадебную процессию и вызвать на борьбу мужчину из сопровождения невесты. Отец невесты должен был раскошелиться в случае поражения своего борца.
Среди игр детей и молодежи в рассматриваемом аспекте необходимо отметить роль народных коллективных подвижных игр, где отрабатывались не только умения выполнять слаженно действия членов команды в напряженных состязательных условиях, что само по себе имело значение для подготовки будущих воинов, но, что представляется не менее важным, формировались способности действовать во имя коллектива, зачастую в ущерб личным интересам.
Особую воспитательную роль играли коллективные игры во время различных праздников, когда команды формировались по принципу деления на исторически сложившиеся группы населения: территориальные, профессиональные, этнические, сословные и т. д. Сражение в палочном, каменном или кулачном бою с целью защиты чести своего района, сравнительно небольшой группы людей одного этноса или сословия, с риском получить при этом травму или даже увечье можно квалифицировать как проявление «квасного патриотизма». В то же время, здесь формируются элементы любви к малой родине, что является основанием для высокого патриотизма, т. е. любви и преданности к Родине, готовности защищать ее «не щадя живота своего».
Физическая и психологическая подготовка будущего воина осуществлялась всеми средствами народной физической культуры, формирование которых зависело от условий бытования того или иного этноса. Главную же роль играли народно-национальные виды спорта, игры с элементами единоборств, а также игры с двигательными действиями, служащими подготовкой для навыков боя. Единоборства, метание предметов (в цель, в высоту, на дальность), военизированные игры (в том числе - конные) - вот далеко не полный перечень видов и упражнений народного спорта, которые служили средством развития силовых качеств, быстроты, выносливости, ловкости, меткости, глазомера и других двигательных способностей, а также формирования ряда важнейших психологических качеств, необходимых в обстановке боя.
Из арсенала физических упражнений, популярных в народе, самый большой набор двигательных действий, востребованных в военных условиях, содержат единоборства: разнообразнейшие виды борьбы (в том числе - в воде, верхом на животном и друг на друге и др.); фехтование (используя палки, дубинки, трости, кнуты, копья, мечи, сабли и т. п.); кулачный бой; поединки, сидя в лодке или верхом на животном; перетягивание: палки, каната, ковра, по-
лотенца; игры-единоборства с выдворением соперника за линию (сцепившись за руки, как в шведской «дра армкрок»; ударом плеча, как в албанской «чили э ррексом шогин»; взявшись за пояса, как в греческой «диапали»; обхватив друг друга за туловище, как в хантскои «кольм»; сцепившись под локти за спиной, как в чешской «ломани круп»; связавшись арканом, стоя на четвереньках спиной друг к другу, как у каракалпаков и т. п.).
Об идеале морально-нравственного облика воина из народа наиболее красноречиво свидетельствует народный героический эпос как одна из мощнейших форм мирового фольклора. Безвестные авторы эпоса прославляют богатырей - защитников родного края, бедных и униженных, воспевают борцов за правду и справедливость. Герой армянского эпоса «Давид Сасунский» Багда-сар освобождает народ от тирании злого и могущественного багдадского халифа, сразив его в бою [6, с. 60]. Другой героический персонаж этого произведения могучий Мгер спас людей от голода, вручную победив льва [там же, с. 123]. В хакасском эпосе «Албынжи» сестра наказывала брату-богатырю:
«Сила тебе для народа дана.
Пусть не уйдет бесполезно она» [1, с. 464].
Подлинно народный герой в глубине своей души миролюбив, по скольку большинство народов мира не жаждут войны, они хотят мирно жить и трудиться на своей родной земле. В бурятском народном эпосе «Гэсэр» окончание войны описывается следущим образом:
«Наступило желанное время!
Ни к чему походное стремя,
Ни колчанов не надо, ни стрел,
Не нужны ни мечи, ни луки!» [5, с. 1 70].
Существенный вклад в экологическое воспитание подрастающего поколения в традиционном обществе вносила народная физическая культура. Во-первых, подавляющее большинство физических упражнений, игр, состязаний, забав проходило на открытом воздухе: на лужайке, в лесу, на реке, в городском парке. Занятия в естественных условиях способствовали гармонизации личности ребенка, развитию его гуманистической и эмоционально-эстетической сферы, формированию нравственно-ценностного отношения к природе.
Во-вторых, инвентарь для физических упражнений, игр или состязаний, как правило, изготовлялся из природных материалов. В зависимости от местных природно-климатических условий, в ход шли естественные материалы: камень, дерево, трава, плоды растений, мох, ткани животных (шкура, кожа, кости, сухожилия, мочевой пузырь и др.), птичьи перья и т. п. При этом не следует забывать, что все это делалось своими руками уже в раннем детстве. Подобная деятельность является элементом педагогической среды, способствующей формированию представления о своем Я как частице всего живого на земле.
В-третьих, целый ряд народных физических упражнений и состязаний связан с животными. В разных регионах мира в народной физической культуре использовали разных животных: лошадей, оленей, собак, быков, верблюдов, лам, страусов, слонов, соколов, беркутов и т. д. Проводили: катание, бега и скачки (в упряжке и верхом), преодоление различных препятствий верхом, одиночные и командные игры верхом, буксировку животным лыжника или саночника, соколиную охоту и т. п. Подготовка к таким упражнениям и состязаниям проходила в тесном общении с животным (тренировка, уход, кормление и т. д.), что всегда способствует воспитанию в человеке многих гуманных черт. Поскольку в традиционной культуре любого народа общению с животными приучают очень рано (например, кочевые казахи и киргизы овладевали навыками верховой езды раньше, чем умению ходить), когда дети переживают ин-зитивный (чувственный) период, когда они обладают наибольшей восприимчивостью, у них развивается на уровне подсознания глубокая привязанность к этим живым существам.
Любовь к природе, формирование определенной системы знаний о ней воспитывают охота и рыбная ловля. Эти древнейшие виды народной физической культуры предполагают не обычное пребывание на природе, а углубленное изучение ее в определенных аспектах и проявлениях. Удачливые охотники -это знатоки повадок птиц и зверей, растительного мира, многих явлений природы. Подобное можно сказать и о настоящих рыбаках. В семьях охотников и рыбаков к этим видам деятельности приучали с самого раннего возраста. М. О. Косвен пишет, что мальчики народа кубу (Африка) в 3-4 года начинают охотиться на мелких птиц и умеют управлять лодкой [19, с. 139].
Неграмотные люди, лишенные медицинского обслуживания, жившие в постоянном контакте с природой, зачастую в условиях сурового климата, силой своего пытливого ума и наблюдательности открывали свои средства гигиены, борьбы с болезнями и их профилактики.
Чем суровее климатические условия проживания того или иного этноса, тем большее значение там придается закаливанию, виду деятельности, одновременно связанной с физическим и с экологическим воспитанием. В. И. Прокопенко подробно рассказывает о системе закаливания в традиционной культуре народов Севера и Дальнего Востока. Для примера лишь скажем, что дети там круглый год почти в любую погоду играют на воздухе с утра до вечера и что закаливание у них начинается в утробе матери, когда беременную женщину помещают за две недели до родов в неотапливаемый чум. После родов она еще столько же живет в этом помещении [15, с. 23]. У эвенков, кетов, нганасан, саамов и других народов российского Севера родившегося ребенка сразу обмывали в воде или снегу. Обычай окунать новорожденного в ледяную воду
существовал и у других народов (например, у алеутов), причем, не всегда живущих в холодном климате (например, у курдов). Русские крестьянские дети могли играть на улице босиком в любое время года.
Эстетической воспитание в традиционном обществе осуществлялось всеми средствами народной художественной культуры, в которой, по В. С. Цу-керману, нашли свое выражение не только народное миропонимание, но также народная этика и народная педагогика [18, с. 90].
Эстетическому воспитанию содействовало благотворное общение с природой, которая развивает духовно-эстетическое сознание в человеке, особенно в юном существе: будит активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения и образного мышления, эмоционального переживания.
Эстетика заложена в природе самой двигательной деятельности. Движения человека или животного, если они экономичны, пластичны, легки, т. е. по теории физической культуры «техничны», или, к примеру, выражают мощь, силу, быстроту, ловкость, гибкость воспринимаются как «красивые». Народы Приамурья практиковали фехтование на палках, где победитель определялся по четкости и красоте выполнения приемов. В танце горных греков «цамикос» соревнование заключалось в исполнении сложных фигур с топором.
Занятия физическими упражнениями формируют кра сивое тело. В народе всегда ценились сильные, хорошо сложенные люди, например, у русских -«статные», «дородные», «осанистые», с красивой походкой. С. С. Крюкова пишет, что в южно-русских губерниях в XIX в. в иерархии качеств, характеризующих хорошую невесту, «дородность», т. е. телесная красота, занимала второе место после «девственности», далее следовали характеристики, также связанные с физическими качествами: «здоровье» и «способность к работе» [9, с. 43]. Здесь же автор подчеркивает, что понятие «красота» в русском народе ассоциировалось с физической силой и здоровьем как у мужчин, так и у женщин. В африканском кочующем племени ваноби до сих пор существует ежегодная традиция организации во время сезона дождей в течение целой недели танцев, на которых девушки выбирают себе мужей, причем, главными критериями выступает телесная красота и умение хорошо танцевать. Можно предположить, что многолетняя практика жизни этого племени показывает, что хорошо сложенные и координированные мужчины лучше проявляют себя в нелегкой жизни кочевников.
Эстетика присутствует в соревновательной деятельности. Зрители, присутствующие на состязаниях, ценят не только красоту броска в борьбе или удара по мячу в лапте, но также эстетику морально-нравственного в поведении участников: волю к победе, силу духа, стойкость, выдержку, великодушное отношение к сопернику и т. д. Как уже упоминалось выше, в традиции многих
народов было почитание чемпионов в борьбе, кулачном бою, в поднимании тяжестей и т. п. В честь их складывались песни, где особо отмечалось их благородное, уважительное отношение к противнику и зрителям.
Спортивный инвентарь и другие атрибуты физических упражнений, игр или состязаний старались по возможности делать красивыми, чтобы они выглядели привлекательно, «радовали глаз». Родители коренных жителей Сибири «ладили» своим малолетним чадам камусные лыжи и украшали их узорами. Игроки в лапту или в городки имели свои собственные биты и стремились к тому, чтобы они выглядели лучше, чем у соперников. Участники конных соревнований изготовляли красивую сбрую, тщательно мыли лошадь и заплетали ей гриву и хвост и т. д.
Организация крупных состязаний всегда имела элементы праздничности, торжественности, увлекательности. У узбеков, киргизов, таджиков борцовские поединки представляли собой театрализованное зрелище. Состязания всегда начинались с выступления глашатая. В разгар крупнейшей в России нижегородской ярмарки появлялись мальчишки с криками «городошники идут города зажигать!», вся ярмарка сворачивалась, люди спешили смотреть на соревнования приехавших специально для этого со всей страны самых лучших игроков в городки. У многих народов соревнования проходили под музыку. Молдавская борьба «трынтэ» сопровождалась звуками «чимпоя», «флуера», гармони или целого ансамбля; грузинская борьба «картули чидаоба» проходила под аккомпанемент «доли» и «зурны», причем, победитель исполнял танец «картули». Азербайджанские борцы выполняли специальную разминку музыкального характера - «мейдан кэзмек» - под сопровождение трио «дудуков». Предварять борцовскую схватку танцем-разминкой было в традиции армян («пайланджи» или «пайлэвани пар»), грузин («палавнури»), тувинцев («девиг»). Перед состязаниями в осетинском кулачном бою «уайта-уайта» звучала песня-вызов «уайта-уайто». У эскимосов существовала разновидность кулачного боя, когда сам поединок перемежевывался с исполнением песен («тиклутут»).
И наконец, многие элементы народной физической культуры тесно связаны с музыкой, искусством. В Средней Азии после уборки урожая и до весны мужчины организовывались в своеобразные объединения («зияфат», «зиефат», «гап», «гаштак», «машряп») для проведения совместного досуга, где занимались физическими упражнениями, пением, музыкой [12, с. 189].
Целый ряд народно-национальных физических упражнений воспринимается как искусство: акробатика, гимнастика, канатоходство, прыжки на шкуре, вольтижировка, джигитовка и др.
В контексте рассматриваемой проблемы особо следует отметить народные танцы, которые в полной мере относятся как к физической культуре, так
и к искусству. Известно высказывание древнегреческого писателя Лукиана о народном танце, который «вносит лад в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты» [7, с. 97].
Сымско-кетские эвенки состязались в танце-единоборстве, где участники, танцуя по кругу, взявшись за руки, по очереди стремились уронить соперника на колено. У многих народов были распространены танцы с оружием:
• у таджиков: с саблями («шамшер бози»), с ножами «корд бо-зи»), с палками;
• у туркменов: с палками («лад бази»), с мечами («тег»), с саблями («талвал»), с ножами («катти»);
• у уйгуров: с саблями («килич»), с ножами («пичак»), с секирами («айпалта»);
• у анатолийсских греков - с ножами («кичеклыкса»).
С мечами танцевали: мальтийцы («парата»), скандинавы («свер-дданс»), англичане («свордданс».
Танцы с топором исполняли: словаки («вала шкови танец»), горные греки («цамикос»), поляки («збойники»).
У критских греков был танец в полном вооружении («пендозалис»).
А. Мандзяк пишет, что кавказские горные евреи могли исполнять виртуозные танцы с кинжалами в следующих вариантах:
• клинки привязаны к пяткам горизонтально;
• кинжалы прикреплены к подошвам;
• обутыми в маленькие котелки по лезвиям;
• с завязанными глазами и т. д. [12, с. 314].
В народной культуре взаимоотношения между танцами и физическими упражнениями была достаточно тесной. Красноречивый пример: у тунгусов «танцевать», «играть», «состязаться», «упражняться» обозначены одним термином «эви» или «икэ» [12, с. 241]. Венгерский народный танец «ботоло» содержит в себе имитацию фехтовальных приемов. У древних грузин были распространены танцы, содержащие в себе элементы физических упражнений: «фарцику-ру», «хоруми», охотничий танец, «басти» - танец-дуэль, хоровод «перхули», где участники становились на плечи друг друга, образуя несколько этажей. Были также распространены акробатические и гимнастические упражнения с элементами танца под музыкальное сопровождение («муштантоба») [4, с. 2-6].
Гендерной самоиндентификации детей молодежной эпохи традиционного общества способствовали народные игры и танцы. Раздельные игры для мальчиков («отроков», юношей) и девочек («отроковиц», девушек) способствовали формированию тендерных различий, воспитанию, с одной стороны, настоящего мужчины (труженика, кормильца семьи, воина), а с другой, -женщины (доброй, любящей, заботливой матери и жены). В военизированных
играх, как правило, участвовали только мальчики, подростки и юноши. Вместе с тем в некоторых регионах мира в подобных играх участвовали и юные представительницы «слабого пола». Например, к таким регионам можно отнести Северный Кавказ, Грузию, Армению, Афганистан, где судьба народов была связана с постоянной борьбой за независимость, и военно-физической подготовкой занимались лица обоего пола.
Смешанные игры и танцы выполняли некую матримониальную функцию, когда юноша и девушка, «подсматривая» себе партнера в браке, демонстрировали не только телесную красоту, но также определенные черты носителя пола. В отличие от детских игр, в играх юношей и девушек состязательный элемент отходит на второй план. Для них главным представляется коммуникативный фактор. Сверхзадачей таких игр является стремление показать себя с самой лучшей стороны не только (а может быть и не столько) в аспекте двигательных способностей, но и в плане общего впечатления от всего поведения во время игры, иными словами, юноши и девушки стараются понравиться друг другу. Юноши демонстрируют не только мужественный облик и физические качества, но также ум, достоинство, деликатное, уважительное отношение ко всем участникам игры, а к девушкам в особенности. Девушки пытаются произвести благоприятное впечатление не только лицом, фигурой, красивыми пластичными движениями, но и своими повадками, в которых угадывается характер, достойный восхищения. Недаром, у каждого народа многие смешанные игры содержат элементы театрализации, призванные высветить с разных сторон личность каждого участника. Поэтому смешанные подвижные игры в народной культуре можно назвать школой тендерного, полоролевого и сексуального воспитания.
С. А. Токарев обращает внимание на различия в характере движений юношей и девушек в славянских плясках (русские - «Камаринская», «Перепляс», «Барыня», «Елецкий», «Гусачок»; украинские - «Казачок», «Гопак»; белорусские -«Лявониха», «Крыжачок») [16, с. 93-94]. Действительно, мужская часть участников стремится показать удаль, лихость, их движения отличаются мощью, быстротой. В то же время, девушки демонстрируют пластику, грацию, изящество движений рук, ног, головы, всего тела. Еще больший контраст характера двигательных действий участников разного пола обнаруживается в танцах народов Кавказа (знаменитые «Лезгинка» и «Кабардинка», парные и хороводные пляски черкесов «Удж» и т. д.).
Итак, народная физическая культура, являясь неотъемлемым компонентом народной педагогики, помимо физического воспитания (что не вызывает сомнения), позитивно влияла на становление и развитие личности детей и молодежи традиционного общества, формируя у них многие нравственные качества,
способствуя трудовому, патриотическому, экологическому и эстетическому воспитанию, тендерной самоиндентификации. Представляется, что многие традиции народной педагогики не утратили своей ценности и требуют своего возрождения, однако это является предметом особого, тщательного исследования.
Литература
1. Албынжи. Хакасский народный эпос / Пер. И. Кычакова // Героический эпос народов СССР. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1975.
2. Артемова О. Ю. Дети в обществе аборигенов Австралии // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. - М.: Наука, 1992.
3. Благодаров В. П., Балобин А. С. Молдавская национальная борьба.
Правила соревнований. - Кишинев: Госиздат Молдавии, 1956.
4. Гвамарадзе Е. Л. О некоторых специфических особенностях грузинского народного танца. - М.: Наука, 1964.
5. Гэсэр. Бурятский народный эпос / Пер. С. Липкина // Героический эпос народов СССР. Т. 1. - М.: Худож. лит., 1975.
6. Давид Самсунский. Армянский народный эпос. - М., 1939.
7. Даркевич В. П. Народная культура Средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве 1Х-ХУ1 вв. - М.: Наука, 1988.
8. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.
9. Крюкова С. С. Брачные традиции крестьян южнорусских губерний во второй половине XIX в. // Этногр. Обозрение, 1992, № 4.
10. Курбатский Г. Н. Тувинские праздники. Историко-этнографический очерк. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1973.
11. Лыгдынова Р. Л. Принцип природосообразности и егореализация в бурятской этнической педагогике. Дис.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.
12. МандзякА. Воинские традиции народов Евразии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2002.
13. Питерских Г. Т. Игра как один из главных источников развития личности ребенка // Региональный подход в экологическом образовании периода детства: Тез. докл. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УрГПУ, 1998.
14. Пономарев Н. И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФИС, 1970.
15. Прокопенко В. И. Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера (История, теория, практика). - Дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. - М., 1994.
16. Токарев С. А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. - М.: Изд-во МГУ, 1958.
17. Фукс А. Записки А. Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. - Казань: Тип. Казан, ун-та, 1840.
18. Цукерман В. С. Народная художественная культура в условиях совершенствования социализма //Духовное пролизводство и народная культура: Сб. науч. тр. - Свердловск: УрГУ, 1988.
19. Элыюнин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Между нар. пед. акад., 1995.