Научная статья на тему 'Наркотрафик через африканский континент - новый вызов европейской безопасности'

Наркотрафик через африканский континент - новый вызов европейской безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2194
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕС / НАРКОТРАФИК / АФРИКА / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Ирина Олеговна, Фитуни Леонид Леонидович

Статья посвящена растущему влиянию африканского континента на перспективы развития стран Европы. Это влияние носит многогранный характер и затрагивает практически все сферы экономическую, социальную, культурную и религиозную. Сегодня, однако, в общественном европейском дискурсе б о льшее внимание уделяется деструктивному влиянию Африки на страны ЕС. На фоне обострения миграционного и террористического вызовов возникла ещё одна проблема, последствия которой оказывают не менее разрушительное влияние на европейское население. Речь идёт об активном вовлечении африканского континента в транспортировку наркотиков в европейские страны. В последние 10-15 лет Африка превратилась в основную транзитную зону по переправке наркотических веществ в Европу. В статье анализируются причины активного вовлечения африканских государств в наркотрафик, даётся характеристика основных маршрутов транспортировки наркотиков в Европу, анализируются социально-экономические последствия этой деятельности. Криминальные группировки, контролирующие транспортировку наркотиков, часто замешаны в отмывании денег, торговле людьми и контрабанде, а также тесно связаны с террористами. При этом и сама Африка, обладающая самым быстрорастущим и молодым населением в мире, постепенно превращается из перевалочного пункта в потребителя наркотиков. Именно ЕС в ближайшие годы предстоит затратить немалые средства из своего бюджета для снижения опасности наркотизации африканцев, которая ведёт к пагубным социальным последствиям как для самого африканского континента, так и для европейских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наркотрафик через африканский континент - новый вызов европейской безопасности»

УДК 339.982 Ирина АБРАМОВА Леонид ФИТУНИ

НАРКОТРАФИК ЧЕРЕЗ АФРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ -НОВЫЙ ВЫЗОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

Аннотация. Статья посвящена растущему влиянию африканского континента на перспективы развития стран Европы. Это влияние носит многогранный характер и затрагивает практически все сферы - экономическую, социальную, культурную и религиозную. Сегодня, однако, в общественном европейском дискурсе большее внимание уделяется деструктивному влиянию Африки на страны ЕС. На фоне обострения миграционного и террористического вызовов возникла ещё одна проблема, последствия которой оказывают не менее разрушительное влияние на европейское население. Речь идёт об активном вовлечении африканского континента в транспортировку наркотиков в европейские страны. В последние 10-15 лет Африка превратилась в основную транзитную зону по переправке наркотических веществ в Европу. В статье анализируются причины активного вовлечения африканских государств в наркотрафик, даётся характеристика основных маршрутов транспортировки наркотиков в Европу, анализируются социально-экономические последствия этой деятельности. Криминальные группировки, контролирующие транспортировку наркотиков, часто замешаны в отмывании денег, торговле людьми и контрабанде, а также тесно связаны с террористами. При этом и сама Африка, обладающая самым быстрорастущим и молодым населением в мире, постепенно превращается из перевалочного пункта в потребителя наркотиков. Именно ЕС в ближайшие годы предстоит затратить немалые средства из своего бюджета для снижения опасности наркотизации африканцев, которая ведёт к пагубным социальным последствиям как для самого африканского континента, так и для европейских стран.

Ключевые слова: ЕС, наркотрафик, Африка, дестабилизация, безопасность, миграция.

Африканский континент, географически, исторически и экономически тесно связанный с Европой, оказывает всё большее влияние на будущее Старого Света. Сформировавшаяся в XIX веке модель взаимоотношений между Европой и Африкой, основанная на принципе "метрополия-колония", дала трещину во второй по-

© Абрамова Ирина Олеговна - член-корр. РАН, д.экон.н., директор Института Африки РАИ. Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1. E-mail: dir@inafr.ru

Фитуни Леонид Леонидович - член-корр. РАН, д.экон.н., замдиректора Института Африки РАН. Адрес: 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1. E-mail: africa.institute@yandex.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (РГНФ). Проект № 16-07-00009.

"Феномен "Исламского государства" в контексте развития современного восточного

общества".

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620184050

ловине XX века, после обретения африканскими странами политической независимости. Однако тесная привязка экономик бывших африканских колоний к европейским странам сохраняла подчиненное положение Африки по отношению к европейским партнёрам ещё долгие годы. Сегодня Европейский Союз, оставаясь крупнейшим торговым и экономическим партнёром Африки, постепенно утрачивает свои позиции на Чёрном континенте. Так, по данным АФРОЭКСИМБАНКА, в 2017 г. доля стран Евросоюза в африканском экспорте не превышала 29,9%, что было существенно ниже, чем в начале 2000-х гг. (49,8%). 27,9% своей продукции страны Африки экспортируют в Азию, в первую очередь, в Китай (16,6% всего экспорта) и Индию (8%). Аналогичная ситуация наблюдается и с импортом. Хотя именно на европейские государства приходится большая его часть (30,7% в 2017 г.), эта доля постепенно снижается, и африканцы предпочитают приобретать необходимые им товары, в том числе современное оборудование и технологии, в Азии, где они существенно дешевле, и не обременены набором политических условий. Так, в 2017 г. доля азиатских государств в африканском импорте выросла до 28,2%, лишь немногим уступая аналогичным показателям по ЕС, а в структуре импорта из Азии преобладали оборудование и современная электроника [African Trade Report, 2018]. Таким образом в африканской торговле постепенно происходит "поворот на Восток", когда основные товарные потоки переориентируются с европейского и североамериканского направления, на азиатское, что значительно ослабляет экономическое влияние западных, в первую очередь, европейских государств на страны Чёрного континента.

Аналогичная ситуация наблюдается и в инвестиционной сфере. Если в 2010 г. доля пяти европейских стран (Великобритании, Франции, Германии, Италии и Испании) в текущих инвестициях в Африку в среднем составляла почти 25%, то к 2016 г. она сократилась до 10,2%, в то время как на долю Китая приходилось уже 38,4%, а на долю стран Ближнего Востока - 26,6% [World Investment Report, 2017].

Весьма парадоксально, что при общем снижении роли стран ЕС в африканской экономике постоянно растёт обратное влияние Африки на европейские страны. Это влияние затрагивает практически все сферы - экономическую, социальную, культурную и религиозную - и по своему характеру весьма неоднозначно. Африка продолжает оставаться важнейшим и весьма перспективным торговым партнёром ЕС, как с точки зрения поставок туда дефицитных топливных и сырьевых товаров, так и как важнейший и постоянно растущий рынок потребления европейской продукции. Сохраняются культурные связи между двумя континентами, практически отсутствуют языковые барьеры между бывшими колониями и метрополиями. Вместе с тем, обострение социально-экономических проблем Африки, многие из которых были вызваны длительным колониальным господством и неоколониалистской политикой стран Запада, приводит к "экспорту" внутриконтинентальных вызовов и социальной напряженности за пределы континента, в том числе в европейские страны.

При этом влияние Африки на "европейскую судьбу" стало ощутимо проявляться лишь в XXI веке, то есть в эпоху глобализации, когда многие барьеры между странами и народами стали стираться. Процесс глобализации привёл к весьма неоднозначным последствиям. Сегодня африканский континент начал постепенно обретать экономическую мощь и превращаться из объекта в субъект международных отношений, а европейский континент столкнулся с целым "букетом" политических и социально-экономических проблем, позволившим некоторым специалистам говорить о "закате Европы" [Громыко, 2016]. Если в XIX и XX веках развитие африкан-

ских государств во многом определялось европейским соседом, то сегодня, как ни удивительно, мы наблюдаем прямо противоположную картину. Будущее Европы во многом зависит от того, как она выстроит взаимоотношения с африканским континентом, и насколько ЕС сумеет использовать растущий социально-экономический и демографический потенциал своего ближайшего соседа в своих интересах.

Сегодня, однако, в общественном европейском дискурсе большее внимание уделяется деструктивному влиянию Африки на страны ЕС. Формирование социальных структур современного типа в африканских странах в условиях ускоренного роста населения сопровождается не столько решительной трансформацией старых социальных общностей, сколько ростом беднейших, низших слоев и групп, доля которых в большинстве африканских государств достигает 30-40%.

Настоящим социальным бичом стала массовая безработица, в том числе среди молодёжи, которая пополнила и продолжает пополнять ряды мигрантов. По оценкам экспертов ООН, количество рабочих мест, создаваемых в африканских государствах, лишь на 30-40% покрывает приток новых трудовых ресурсов. Сегодня безработица охватила, по неофициальным данным, 20-25% самодеятельного населения этих стран [Youth Unemployment Challenge, 2016]. Увеличивающееся в Африке количество озлобленных, отчаявшихся людей, разбухание маргинального населения до критической массы осложняет общую социально-политическую обстановку во многих африканских странах. Трущобы и сквоттерские посёлки, где скапливаются социально неустроенные и незащищенные низшие слои, в основном молодёжь, представляют своеобразные "зоны риска", будучи источником постоянной экономической и социальной напряжённости в обществе. Многие африканские страны захлестнула волна преступности, где процветают, особенно среди молодёжи, проституция, воровство, контрабанда, наркомания, бандитизм. Деструктивные процессы в сознании и настроении маргинальной массы не проходят бесследно для любого общества, грозя если не полным разрывом социальной ткани, то её значительным ослаблением и расползанием.

Очевидная направленность социальной трансформации африканского общества в сторону маргинализации всё более значительной части населения приводит к тяжёлым политическим и экономическим последствиям, затрагивающим в условиях глобализации всё большее число стран [Fituni, 2014]. Война и насилие стали самыми распространенными способами ведения политики на африканском континенте. Хотя общее число конфликтов в Африке за последние годы сократилось, оно остаётся всё ещё достаточно высоким. В 2016-2017 гг. вооружённые столкновения продолжались в таких странах как ДРК, ЦАР, Бурунди, Ливия, Мали, Нигерия, Сомали, Южный Судан, Камерун и Эфиопия. Африканские конфликты всё более перерастают национальные границы, а африканские беженцы и нелегальные мигранты стали одной из основных мировых проблем.

Уже сегодня именно Европа приняла на себя "основной удар" африканской миграции, в том числе и нелегальной. Волна мигрантов и беженцев буквально захлестнула Европу и вызвала обострение внутренних противоречий, как в самих европейских странах, в первую очередь в Германии, Австрии, Италии и странах Восточной Европы, так и в Европейском Союзе в целом [Абрамова, 2016]. На эту тему написано множество серьёзных работ российских и зарубежных авторов, в которых проанализированы причины, характер и последствия африканской миграции в Европу [Биссон, Потемкина, 2016; Кулькова, 2016; Кулькова, 2015; Guild, 2016; Karolewski, Benedikter, 2017]. Ряд экспертов говорят о формировании феномена "во-

сточного общества", резистентного к интеграции в европейское гражданское общество. Качественная особенность сегодняшней ситуации в том, что массовая миграция в Европу в 2015-2018 гг., в том числе и из африканских стран, привела к проникновению кризисных явлений в три ключевых для Евросоюза ценностных пространства - материального благосостояния его граждан; приверженности и распространения идей либерализма и демократии; личной безопасности и свобод европейцев. Сохранение этих трёх составляющих в целостности экзистенционально важно для будущего Европейского Союза [Фитуни, Абрамова, 2017].

Весьма острой остаётся и проблема терроризма. Отмечаемое в последние годы распространение радикальных идей и экстремистских взглядов внутри мусульманских диаспор Европы является следствием двух внешне не связанных между собой явлений социальной и экономической жизни континента. Это, во-первых, относительное ухудшение положения мусульманских диаспор ЕС и их возрастающее социальное отчуждение. Во-вторых, это настойчивое побуждение мусульманских масс за пределами Европы к активным, в том числе силовым, действиям против собственных правительств в защиту своих прав, свобод и благосостояния, исходящее от либеральных лидеров и истеблишмента США и Евросоюза [Фитуни, Абрамова, 2015]. Радикализация стала негативным проявлением естественного роста политического самосознания, самооценки и самоидентификации части мусульманского населения как арабских стран, так и мусульманских диаспор Европы [Фитуни, Абрамова, 2017: 13].

На фоне вышеперечисленных вызовов и угроз в 2000-е гг. возникла ещё одна проблема, последствия которой оказывают не менее разрушительное влияние на европейское население, в первую очередь, молодёжь. Речь идёт об активном вовлечении африканского континента в процессы транспортировки наркотиков в европейские страны. В последние 10-15 лет Африка превратилась в основную транзитную зону по переправке наркотических веществ в Европу [Потемкина, 2011].

Африка - географически близко расположенный к Европе континент (в районе Гибралтара их отделяют друг от друга всего 14 км), имеющий исторически сложившиеся ещё со времён колониального господства торговые связи и транспортные пути с европейским соседом. При этом развивающаяся в последние годы высокими темпами транспортная и коммуникационная инфраструктура на континенте (дороги, аэропорты, мобильная и интернет-связь) технически упрощают доставку товара в европейские государства и организацию деятельности по распространению наркотиков. К тому же большая часть береговой зоны Африки плохо охраняется, а значительная часть её территории - малонаселённая пустыня, где практически отсутствует контроль за перемещением транспортных караванов.

Не следует также забывать, что Африка всё ещё остаётся беднейшим континентом мира, а бедность и преступность тесно связаны между собой. Обездоленное население достаточно легко вовлекается в преступную деятельность, в том числе в наркоторговлю, в надежде улучшить условия своего существования.

Неустойчивая обстановка в ряде стран также облегчает транспортировку наркогруза. Высокий уровень коррупции позволяет наркодельцам подкупать полицию, береговую охрану и государственных чиновников. И все это происходит на фоне недостаточно развитого законодательства по борьбе с наркоторговлей и практического отсутствия организационных структур по контролю и борьбе с наркотиками.

И ещё один немаловажный фактор. Контрабанда в Африке традиционно считалась вполне приемлемым занятием. Так, например, в эту деятельность были активно вовлечены кочевые племена туарегов. Недовольные властями за то, что они

"ущемляют их права", туареги-кочевники помогали контрабандистам переправлять различные товары, в том числе табачные изделия и гашиш, а теперь пришел черед каннабиса, кокаина и опиатов. Вырученные таким образом деньги туареги и другие африканские племена, вовлеченные в контрабанду, пускают на приобретение оружия, необходимое им для борьбы с властями.

Не стоит забывать и о практическом разрушении Ливии, где трудилось более миллиона африканских мигрантов, которые после убийства Муаммара Каддафи вынуждены были в срочном порядке покинуть Джамахирию. Рост нелегальной миграции в ЕС оказался настоящим "подарком" для наркобизнеса, так как мигранты активно использовался наркомафией для транспортировки наркотиков. В частности, согласие прихватить "товар" снижает цену нелегальной транспортировки африканца в Европу примерно в 2 раза. К тому же отсутствие реальной власти в Ливии превратило эту страну в главный транспортный узел в Африке по переправке наркотиков в Европу. Именно в этой стране сливаются воедино два транспортных наркопотока: западный - кокаиновый, и восточный - опиумный.

Сегодня наркоторговля является одной из основных угроз для европейской безопасности. По данным ECAD (European Cities Against Drugs), около одной пятой всех доходов от преступной деятельности поступает из сферы незаконной торговли наркотиками. Европейский рынок снабжается за счёт как наркотиков, выращенных и произведённых внутри европейских стран, так и наркотиков, незаконно завезенных в Европу из других частей мира. Только в ЕС размер прибыли от продаж наркотиков оценивается почти в 24 млрд евро в год [European Monitoring Centre for Drugs, 2016: 12-13], а это означает, что незаконный оборот наркотиков является видом преступной деятельности, которая приносит самые большие доходы в Европейском Союзе. Более трети всех преступных группировок, действующих в Европе, занимаются именно производством, оборотом и продажей запрещённых наркотиков. Сегодня для криминальных рынков характерны усложнение организационных и технических аспектов их функционирования, а также рост взаимосвязи и специализация действующих на них преступных групп. Современные наркодельцы все чаще применяют новые технологии, включая использование онлайновых рынков и криптовалют, что позволяет повысить эффективность незаконной деятельности и избежать обнаружения.

По данным ECAD, в Европе ежегодно производится более 1 млн изъятий наркотиков. В их числе в 2015 г. на долю каннабиса приходился 71% всех изъятий, затем следовали кокаин (9%), амфетамины (5%), героин (5%), МДМА (экстези) (2%) и другие наркотики (8%). По имеющимся оценкам, более четверти всех жителей в Европейском Союзе по крайней мере один раз в течение своей жизни употребляли запрещённые наркотики. Злоупотребление каннабисом (марихуаной) в Европейском Союзе почти в пять раз выше, чем другими запрещёнными веществами. Но в последние 2-3 года в Европе всё чаще используются сильнодействующие препараты экстези и синтетические опиоиды. [Report of the International Narcotics Control Board, 2017].

Борьбе с незаконной торговлей наркотиками во все мире и, в частности, в Европе уделяется повышенное внимание. С этой целью создаются всё новые международные организации, налаживается сотрудничество между спецслужбами разных государств, используется новейшее оборудование. Наркоторговцы, однако, тоже не дремлют - находят новые способы доставки смертоносного груза до потребителя, регулярно меняют маршруты и методы транспортировки, а также вовлекают в свой незаконный бизнес представителей правоохранительных органов и высокопостав-

ленных чиновников. Наиболее широко употребляемым наркотиком в Европе является каннабис: по оценкам экспертов, в прошлом году данный вид наркотика употребляли около 27 млн взрослых жителей Европы. На его долю сегодня приходится 38% стоимости розничных продаж запрещённых наркотиков в ЕС и наибольшие объёмы изъятий. Цены на каннабис варьируются в диапазоне 8-11 евро за грамм.

Основная часть смолы каннабиса, предназначенной для европейского рынка, традиционно ввозилась из Марокко, хотя есть признаки того, что в крупный центр по незаконной транспортировке наркотиков в Европу становится Ливия, превратившаяся в крупный криминальный центр Северной Африки после событий "арабской весны". Территория этой африканской страны, где царит хаос и неразбериха, активно используется преступниками и террористами, которые тесно связаны как друг с другом, так и с торговцами оружием и людьми, а также с террористами.

Так, например, смола каннабиса из Марокко всё чаще переправляется по Средиземному морю в Ливию, затем в Италию, а оттуда - в другие страны. Однако основная часть смолы каннабиса из Марокко по-прежнему поступает в Испанию. Хотя, по данным национальных властей, площадь посевов каннабиса в Марокко в последние годы сократилась, размер урожая остался стабильным в результате внедрения высокоурожайных сортов. Таким образом современные технологии в сельском хозяйстве успешно применяются и в преступной деятельности.

Африка превращается также в крупный транзитный центр по доставке в Европу кокаина. Основная часть этого вида наркотика производится, как известно, в Латинской Америке. Раньше партии кокаина переправлялись оттуда в основном в Канаду и США, но правительства этих стран в последнее время ужесточили позиции по отношению к наркобизнесу, что весьма затруднило дальнейшее расширение североамериканских рынков наркотиков.

Что касается Европы, то возможности доставки "зелья" на этот континент более разнообразны, поскольку границы между странами можно пересекать без особых сложностей морским путём. К тому же спрос на кокаин в странах ЕС имеет тенденцию к повышению. В связи с этим не удивительно, что основные усилия наркобароны переносят на Старый Свет, а в качестве перевалочного пункта используют страны Африки.

Африка начала активно использоваться латиноамериканской наркомафией с 2005 г. Традиционно доставка кокаина из стран Латинской Америки в Африку осуществляется морским путём по так называемому "Шоссе 10", получившему своё обозначение в связи с тем, что основная часть пути кораблей проходит вдоль 10-го градуса северной широты. Суда из стран Латинской Америки прибывают к побережью Западной Африки, где груз перемещают на небольшие рыбацкие лодки, которые и доставляют его на берег. Сложно назвать такую страну Западной Африки, через которую бы не проходили латиноамериканские наркотики. Основная часть маршрутов проходит через зону Сахеля, где располагаются такие страны как Сенегал, Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Нигерия.

Другая часть наркотиков направляется на восток, в Нигер и Чад, а уже оттуда -в Европу через Ливию и Египет. Некоторые партии идут в столицу Мали Бамако или в столицу Буркина-Фасо Уагадугу. Здесь наркотики фасуют заново и направляют по суше или по воздуху в Нигерию или Гану. А отсюда они уже следуют в Западную Европу коммерческими авиарейсами.

Крупнейшим хабом по транспортировке наркотиков в Европу стало маленькое африканское государство Гвинея-Биссау. В этой стране, одной из беднейших в мире (724 доллара на душу населения в 2017 г.) и с населением всего в 1,8 млн чело-

век [World Economic..., 2018], в наркобизнес вовлечены практически все жители, от военной и политической элиты, до беднейших слоев.

Страна привлекла наркоперевозчиков многочисленностью (около 90) необитаемых прибрежных островов архипелага Бижагош, тотальной нищетой, слабостью властей, отсутствием реальных военно-воздушных и военно-морских сил, которые в 2008 г. состояли из одного катера, а штат полиции по наркообороту включал всего 63 человека, из которых только половина имела оружие. В Гвинею-Бисау шло столько наркотиков, что иногда сброшенные с самолетов или суден в море брикеты с кокаином местные жители пытались использовать как муку, удобрение для растений или пытались покрасить им стены хижин.

13 апреля 2012 г. в Гвинее-Бисау произошел очередной военный переворот. Под предлогом вовлечения в наркобизнес были арестованы временный президент страны Раймунду Перейра и бывший премьер-министр, кандидат на пост президента Карлуш Гомеш Жуниор. Но наркоперевозки через Гвинею-Бисау после переворота только увеличились [Государственный ., 2012].

По приблизительным подсчётам ООН с апреля по июль 2012 г. в Гвинее-Бисау совершили посадку 20 самолётов из Южной Америки с грузом 30 т кокаина на борту (всего до последнего времени из всей Западной Африки в Европу шло 50 тонн ежегодно). По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) и американского Управления по борьбе с наркотиками, наркотрафик в стране находится под контролем властей и испытывает небывалый рост перебрасываемых объёмов кокаина. Ежегодный доход от наркотрафика в Гвинее-Бисау предположительно составляет 2 млрд долларов (в два раза больше ВВП страны) [Report., 2013].

О растущем значении континента как транзитного региона для кокаина говорит ряд крупных изъятий этого наркотика и в других африканских странах. Ввоз кокаина из Южной Америки в Марокко осуществляется в основном коммерческим воздушным и морским транспортом. В 2016 г. власти Марокко сообщили об изъятии 1621 кг кокаина (для сравнения: в 2015 г. было изъято всего 120 кг). В октябре 2017г., в Марокко изъяли уже 2500 кг кокаина в ходе только одной операции. В сентябре 2016 г. властями Бразилии было изъято 602 кг кокаина, сокрытого в 18 мешках органического сахара, помещенных в контейнер, который направлялся в порт Туниса. В

2016 г. об изъятии кокаина сообщили также Алжир (59 кг), Египет (26 кг), Замбия (26 кг), Кения (113 кг), Судан (10 кг) и Южная Африка (191 кг), а также другие страны Африки, включая Джибути, Гану, Мадагаскар, Мали, Мозамбик и Нигерию. В январе

2017 г. в главном порту Джибути сотрудниками полиции было изъято 500 кг кокаина в грузе из Бразилии. По данным властей, это крупнейшее изъятие кокаина в Джибути и всей Восточной Африке с 2004 г. Важной страной для транзита кокаина в Европу продолжает оставаться Гана, хотя объём производимых там изъятий в последнее время резко сократился. В 2016 г. Гана сообщила об изъятии всего 6 кг кокаина, тогда как в 2014 г. там было изъято 465 кг, а в 2013 г. - 901 кг [Report., 2017].

В целом, по оценкам УНП ООН, 27% общего количества кокаина, потребляемого в Европе, поступает из Западной Африки.

Из группы опиоидов наиболее часто незаконно ввозимым и потребляемым наркотиком в ЕС является героин. Основная часть изъятого в Европе героина была произведена в Афганистане. Для контрабанды героина в Европу наркоторговцы продолжают широко пользоваться двумя основными маршрутами: балканским и южным.

Количество героина, переправляемое через африканский континент существенно меньше по сравнению с кокаином. В 2016 г. об изъятиях героина сообщило

лишь небольшое число африканских стран: Алжир, Гана, Египет, Замбия, Кения, Мадагаскар, Марокко, Мозамбик, Нигерия, Объединенная Республика Танзания и Южная Африка. Изъятое количество составляло от 30 г до 816 кг. В период с января по июнь 2017 г. властями Танзании было изъято более 27 кг героина. Сообщения об изъятиях героина, незаконно ввезенного из Африки, поступают также от властей европейских стран. Объединенные военно-морские силы, действующие в Индийском океане у побережья Восточной Африки, регулярно перехватывают грузы героина весом в несколько сот килограммов. Так, в мае 2017 г. Королевскими военно-морскими силами Великобритании было обнаружено и уничтожено 266 кг героина, находившегося в морозильной камере рыболовецкого судна [Report..., 2017].

Героин доставляется в Восточную Африку из Юго-Западной и Юго-Восточной Азии морским транспортом в порты Джибути, Эритреи, Кении и Танзании и далее через Судан, Египет и Ливию следует в Европу. Сомали, также как и Ливия в Северной Африке, выступает центром притяжения незаконных сделок в Восточной Африке, включая оборот наркотиков и оружия. Крупнейшие международные аэропорты региона находятся в столицах Эфиопии и Кении: они используются для транзитных поставок героина авиационным транспортом из указанных регионов Азии. Современной тенденцией стало увеличение объёмов кокаина, героина и гашиша, пересылаемого в почтовых отправлениях и через службы курьерской доставки.

В самой Африке маршруты транспортировки контрабандных товаров остаются неизменными с колониальной эры. Предотвратить деятельность организованных криминальных группировок, связанных с транспортировкой наркотиков, становится все сложнее и сложнее - они имеют достаточно ресурсов, чтобы подкупить практически любые государственные институты.

Главным координатором наркотрафика в регионе Сахара-Сахель является Аль-Каида в странах Исламского Магриба (Al-Qaeda in the Islamic Maghreb -AQIM). Данные о массовой вовлеченности AQIM в наркотрафик создают впечатление, что исламские лозунги и сам бренд "Аль-Каиды" в немалой степени используются для набора новых членов и прикрытия наркоторговли. Например, многие боевики AQIM работают почти исключительно на колумбийские наркокартели. Среди наиболее известных террористов, вовлеченных в наркобизнес, следует назвать Мохтара Бельмохтара, которого прозвали Мистер Мальборо за построенную им в прошлом высокодоходную империю контрабанды сигарет. Мохтар Бель-мохтар был одним из основателей AQIM и взял на себя ответственность за взрывы на нефтеперерабатывающем заводе в Алжире в 2004 г. и за террористические акты в Мали в 2015 и 2017 годах. Он, предположительно, подключился к наркотрафику в 2008 г., заслужив ещё одну кличку - "наркоисламист".

Вовлечение террористов в наркоторговлю способно привести к несравненно более масштабным последствиям, чем было принято полагать [Абрамова, Фитуни, Солодовников, 2017]. Деньги от транспортировки и продажи наркотиков идут на приобретение оружия, развязывание конфликтов и антиправительственных выступлений, а также на организацию террористических актов не только в Африке и на Ближнем Востоке, но и в Европе.

При этом сама Африка постепенно превращается из перевалочного пункта в потребителя наркотиков. Это обусловлено рядом факторов.

Хождение по территории континента огромных запасов наркотиков, их доступность способствуют распространению этой пагубной привычки среди местного населения. Основным наркотиком, с которым связано большинство обращений за

наркологической помощью в Африке, остается каннабис. Согласно имеющимся данным, показатель распространенности употребления каннабиса в течение последнего года среди африканцев в возрасте от 15 до 64 лет остаётся высоким и составляет 7,5%, что почти вдвое превышает среднемировой уровень. Более высокими, по сравнению с мировыми, темпами растет потребление африканцами героина. По данным УНП ООН, опиаты в Африке употребляют более 2 млн человек. Расширяются масштабы потребления кокаина и других видов наркотиков. Более 50% потребителей наркотиков в Африке составляют лица в возрасте от 10 до 19 лет [Report., 2017], что может иметь катастрофические последствия для социально-экономического развития африканского континента и здоровья его быстро растущего населения.

Африканские государства по-прежнему отстают в области лечения наркозависимых людей. По данным УНП ООН, средства на лечение таких расстройств выделяются лишь в одной трети стран континента. Во многих государствах Африки по-прежнему ощущается нехватка лечебных и реабилитационных учреждений, а также базовой наркологической помощи и медицинских услуг. Основным видом лечения является примитивная детоксикация, иногда в сочетании с психосоциальной поддержкой. Имеющиеся учреждения, как правило, плохо финансируются и испытывают нехватку квалифицированных сотрудников.

Риск распространения наркотиков на континенте постоянно растёт, так как увеличивающееся самыми высокими темпами в мире африканское население ещё и самое молодое. Средний возраст африканца - 19,5 лет, и в группу риска попадает значительное число жителей континента. Конечно, население Африки намного беднее европейского, однако уровень жизни в Африке постепенно растёт. В среднем, частное потребление в Африке росло в период с 2010 по 2016 годно [African Economic Outlook, 2017: 29]. В Африке активно формируется средний класс, который уже сегодня насчитывает более 200 млн человек. К тому же сказывается пагубное влияние глобализации, в том числе свободный доступ к социальным сетям и информационным ресурсам, когда широкое распространение во всех уголках мира, особенно среди молодёжи, приобретают стереотипы так называемого свободного поведения, отказ от норм морали, желание попробовать все удовольствия, в том числе и наркотики.

Осуществление комплекса мер по развитию нормативно-правовой базы, государственных надзорных, контрольных и регулирующих органов, правоприменительной практики, а также международного сотрудничества со странами Африки для более эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков обретают сегодня особую актуальность. И здесь именно Европейскому Союзу предстоит поделиться своим накопленным опытом и, одновременно, затратить немалые средства из своего бюджета для снижения опасности наркотизации африканцев, которая ведёт к пагубным социальным последствиям как для самого африканского континента, так и для европейских стран. Именно наркоманы могут активно использоваться наркодельцами и другими преступниками, в том числе и террористами, для расширения масштабов своей незаконной деятельности и для организации различных провокаций и террористических атак, взрывающих и без того неспокойный европейский социально-экономический и политический ландшафт.

Список литературы

Абрамова И.О. (2016). Мусульманские диаспоры Евросоюза в тендерном, генерационном и пространственном измерениях: от демографии к социальной антропологии // Учёные записки Института Африки РАН. № 1 (35). С. 25-32.

Абрамова И.О., Фитуни Л.Л., Солодовников В.Г. (2017). Современный этап теоретического осмысления проблемы международного терроризма в контексте конвергенции наук и технологий // Учёные записки Института Африки РАН. № 2 (39). С. 83-91.

Биссон Л.С., Потемкина О.Ю. (2016). Миграция и терроризм - приобретённые проблемы Европейского Союза // Европейский Союз: факты и комментарии. № 84-85. С. 30-39.

Государственный переворот в Гвинее-Бисау (2012). Геополитика, 27.08.2012. URL: http://www.geopolitics.ru/2012/08/gosudarstvennyj-perevorot-v-gvinee-bisau (дата обращения: 01.08.2018).

Громыко Ал.А. (2016). Новая реальность и европейская безопасность // Современная Европа. № 5. С. 5-10.

Кулькова О.С. (2016). "Безопасность-развитие" в отношениях ЕС со странами Африки: новые аспекты политического дискурса // Азия и Африка сегодня. № 6. С. 41-48.

Кулькова О.С. (2015). ЕС - Африка южнее Сахары // Европейский Союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность; под общ. ред. Ал.А. Громыко, М.Г. Носова. М.: Весь Мир. C. 439-507.

Потемкина О.Ю. (2011). Наркотрафик - растущая опасность // Безопасность Европы; под ред. В.В. Журкина. М.: Весь мир. С. 549-581.

Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. (2017). Феномен "восточного общества" в современной Европе: парадигмы, вызовы, прогнозы // Современная Европа. № 4 (76). С. 5-16.

Фитуни Л.Л., Абрамова И.О. (2015). Негосударственные и квазигосударственые акторы Большого Ближнего Востока и проблема "евроджихадизма" // Азия и Африка сегодня. № 11. С. 2-11.

References

Abramova, I.O. (2016), "Musul'manskiye diaspory Yevrosoyuza v gendernom, generatsion- nom i pros-transtvennom izmereniyakh: ot demografii к sotsial'noy antropologii" [EU Muslim diasporas in gender, generational and spatial dimensions: from demography toward social anthropology], Uchenyye zapiski Instituía Afriki RAN [Journal of the Institute for African Studies], no. 1 (35). pp. 25-32.

Abramova, I.O., Fituni, L.L., Solodovnikov, V.G. (2017), "Sovremennyi etap teoreticheskogo osmysleniya problemy mezhdunarodnogo terrorizma v kontekste konvergentsii nauk i tekhnologii" [The current stage of theoretical understanding of the problem of international terrorism in the context of convergence of sciences and technologies], Uchenyye zapiski Instituía Afriki RAN [Journal of the Institute for African Studies], no. 2 (39), pp. 83-91.

African Economic Outlook (2017), available at: https://read.oecd-ilibrary.org/development/african-economic-outlook-2017_aeo-2017-en#page29 (Accessed: 01.08.2018)

African Trade Report (2018), available at: https://afreximbank.com/wp-content/uploads/2018/07/African-Trade-Report-2018.pdf (Accessed: 15.08.2018).

Bisson, L.S. and Potemkina, O.Yu. (2016), "Migratsiya i terrorizm - priobretennyye problemy Yevrop-eyskogo Soyuza" [Migration and terrorism are the acquired problems of the European Union], Yevropeyskiy Soyuz: fakty i kommentarii [European Union: facts and comments], no. 84-85, pp. 30-39.

European Monitoring Centre for Drugs and Drug Addiction (2016), European Drug Report 2016: Trends and Developments, Publications Office of the European Union, Luxembourg.

Fituni, L. (2014), "Arab spring: Transformation of political paradigm in context of international relations", in Vasiliev, A.M., Abramova, I.O., Amvrosova, M.N., Bondarenko, D.M., Fituni, L.L. (eds.), African studies in Russia: Works of the Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Institute for African Studies RAS, Moscow, Russia, pp. 108-125.

Fituni, L.L. and Abramova, I.O. (2017), "Fenomen "vostochnogo obshhestva" v sovremennoj Evrope: paradigmy, vyzovy, prognozy" [The Phenomenon of "Eastern Society" in Contemporary Europe: Paradigmes, Challenges, Forecasts], Contamporary Europe [Sovremennaja Evropa], no. 4 (76), pp. 5-16.

Fituni, L.L. and Abramova, I.O. (2015), "Negosudarstvennyye i kvazigosudarstvenyye aktory Bol'shogo Blizhnego Vostoka i problema "yevrodzhikhadizma"" [Non- and Quasi-State Actors of the Great Middle East and the Phenomenon of Eurojihadism], Aziya i Afrika Segodnya [Asia and Africa Today], no. 11, pp. 2-11.

"Gosudarstvennyi perevorot v Gvinee-Bisau" [The coup d'état in Guinea-Bissau] (2012), Geopolitika [Geopolitics], 27.08.2012, available at: http://www.geopolitics.ru/2012/08/gosudarstvennyj-perevorot-v-gvinee-bisau (Accessed: 01.08.2018).

Gromyko, Al.A. (2016), "Novaya real'nost' i yevropeyskaya bezopastnost" [New Reality and European Security], Contemporary Europe [Sovremennaya Evropa], no. 5 (71), pp. 5-10.

Guild, E. (2016), "Does the EU Need a European Migration and Protection Agency?", International Journal of Refugee Law, vol. 28, issue 4, pp. 585-600, https://doi.org/10.1093/ijrl/eew038.

Karolewski, I.P. and Benedikter, R. (2017), "Europe's Refugee and Migrant Crisis: Economic and Political Ambivalences", Challenge, vol. 60, issue 3, pp. 294-320, https://doi.org/10.1080/05775132.2017.1289776.

Kul'kova, O.S. (2016), "Bezopasnost'-razvitie" v otnosheniyakh ES so stranami Afriki: novye aspekty politicheskogo diskursa" [Security and Development in the EU Relations with African Countries], Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa Today], no. 6, pp. 41-48.

Kul'kova, O.S. (2015), "ES - Afrika yuzhnee Sakhary" [EU - Sub-Saharan Africa], in Gromyko, Al.A., Nosova, M.G. (eds.), Evropejskij Soyuz v poiske global'noj roli: politika, ehkonomika, bezopasnost' [The European Union in the Search of Global Role: Policy, Economy, and Security], Ves' mir, Moscow, Russia, pp. 439-507.

Potemkina, O. (2011), "Narkotrafik - rastushchaya opasnost'" [The Drug trade is a growing threat], in Zhurkin, V.V. (ed.), Bezopasnost'Evropy [Security of Europe], Ves' Mir, Moscow, Russia, pp. 549-581.

Report of the International Narcotics Control Board (2017), available at: http://www.incb.org/ docu-ments/Publications/AnnualReports/AR2017/Annual_Report/R_2017_AR_ebook.pdf (Accessed: 28.06.2018).

Report of the International Narcotics Control Board (2013), available at: http://www.incb.org/ docu-ments/Publications/AnnualReports/AR2017/Annual_Report/R_2013_AR_ebook.pdf (Accessed: 28.06.2018).

World Economic Outlook (2018), available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2018/01/weodata/weorept.aspx (Accessed: 22.08.2018).

World Investment Report (2017), available at: https://www.arabianbusiness.com/politics-economics/381091-why-the-uae-is-leading-the-charge-into-africa (Accessed: 15.08.2018).

Youth unemployment challenge worsening in Africa (2016), available at: http://www.ilo.org/addisababa/media-centre/pr/WCMS_514566/lang--en/index.htm (Accessed: 12.08.2018).

Trans-African Trafficking of Illicit Drugs: a New Challenge to European Security

Authors. Abramova I. Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences (Economics), Director of the Institute for African Studies. Address: 30/1, Spiridonovka str., Moscow, Russia, 123001. E-mail: dir@inafr.ru.

Fituni L. Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences (Economics), Deputy Director of the Institute for African Studies. Address: 30/1, Spiridonovka str., Moscow, Russia, 123001. E-mail: africa.institute@yandex.ru.

Abstract. The article focuses on Africa's growing influence on the development prospects of European countries. This impact is multifaceted and affects almost all spheres - economic, social, cultural and religious. Africa continues to be the most important and very promising trading partner of the European Union, both in terms of supplies of scarce fuel and raw materials to the EU, and as the most important and ever-growing market for consumption of European products. Quite close cultural ties between the two continents continue to exist and there are practically no language barriers. At the same time, the aggravation of socio-economic problems in Africa leads to the "export" of intercontinental challenges and social tensions beyond the continent, including European countries. The future of Europe depends largely on how it builds its relationship with the African continent and how the EU will be able to use the growing socioeconomic and demographic potential of its closest neighbour to its advantage. Today, however, public European discourse is paying more attention to the destructive elements of Africa's influence upon the EU. The active involvement of the African continent in the transportation of drugs to European countries has been added to the list of burning issues besides the aggravation of migration and terrorist challenges. Over the past 10 - 15 years, Africa has become one the main transit zones for the transportation of drugs to Europe. The article analyzes the reasons for the active involvement of African states in drug trafficking, characterizes the main routes of drug transportation to Europe, analyzes the socio-economic consequences of this activity. Criminal groups controlling the transport of drugs are often involved in other illegal activities, such as money laundering, human trafficking and smuggling, and are closely linked to terrorists. At the same time, Africa itself, which has the fastest growing and youngest population in the world, is gradually turning from a transit point to a drug consumption locus. In the coming years, the EU will have to allocate significant funds from its budget to reduce the risk of drug abuse among Africans, which leads to harmful social consequences for both the African continent and European countries.

Key words: EU, drug trafficking, Africa, destabilization, security, migration.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope620184050

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.