Научная статья на тему 'Наркомания - угроза безопасности государства, общества, личности'

Наркомания - угроза безопасности государства, общества, личности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5224
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева Снежана Руслановна

В статье наркомания рассматривается в качестве угрозы безопасности государства, общества, личности, особое внимание уделено основным положениям Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наркомания - угроза безопасности государства, общества, личности»

УДК 364.272:613.83:343.57

ГОСТЕВА С.Р. Наркомания - угроза

безопасности государства, общества, личности

В статье наркомания рассматривается в качестве угрозы безопасности государства, общества, личности, особое внимание уделено основным положениям Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: наркомания, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Современный мир, развиваясь в условиях глобализации по американским лекалам, структурного и системного кризиса мирового капитализма, очередных финансовых и экономических потрясений, сталкивается с острыми вызовами, в ряду которых особое место принадлежит наркомании.

Наркомания - группа заболеваний, развивающихся вследствие немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и характеризующихся наличием признаков психической и физической зависимости, толерантности.

Наркомания влечет психическую, интеллектуальную, физическую и нравственную деградацию личности. Средняя продолжительность жизни наркоманов не превышает 35 лет. По данным экспертов ВОЗ, 95% ВИЧ-инфицированных составляют наркоманы. Кроме того, наркомания наносит огромный прямой и косвенный ущерб экономике большинства стран.

Термин «наркомания» используется также с социальных и юридических позиций для обозначения негативного массового социально-правового явления, заключающегося в приобщении определенных групп населения к немедицинскому потреблению наркотиков и психотропных веществ. Ряд специалистов предлагают для описания злоупотребления наркотиками как правового явления использовать термин «наркотизм». Наркоманию следует отличать от токсикомании - зло-

употребления веществами, не находящимися под национальным контролем (запретом) и не признанными наркотическими. В ряде медицинских словарей наркомания рассматривается как разновидность токсикомании. Некоторые авторы используют вместо термина «наркомания» термин «лекарственная зависимость».

В наркологии рассматриваются различные формы наркомании: наркомания, вызванная препаратами конопли; наркомания морфинного типа; кокаиновая наркомания; наркомания амфетаминового типа; наркомания, вызванная галлюциногенами, и др. Большое распространение получила полинаркомания - употребление больным двух и более наркотических средств. В наркомании условно разделяют три стадии: начальная - адаптация (изменение реактивности организма, появление психической зависимости); средняя (возникновение физической зависимости в форме абстинентного синдрома); тяжелая (снижение толерантности, затяжной абстинентный синдром).

Законодательства большинства государств мира содержат нормы, предусматривающие юридическую ответственность за потребление наркотиков. В России запрещено потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

Среди причин наркомании - комплекс биологических, социальных и культурных

детерминант, вызывающих патологическое привыкание. В основе наркомании как социально-правового явления лежит феномен «отчуждения» личности. Существуют особенности этиологии и детерминант наркомании в среде несовершеннолетних, военнослужащих и некоторых других групп. Основу профилактики наркомании и токсикомании составляет создание для больных и потенциальных наркоманов из «групп риска» благоприятных социальных условий1.

Выделяются следующие наркотические вещества растительного и искусственного происхождения: каннабис, кокаин, героин, галлюциногены, экстази и ме-тамфетамин.

По данным древних рукописей и археологических раскопок, потребление наркотиков отмечалось уже в X в. до н.э. Однако особый размах наркомания приобрела в XX веке-начале третьего тысячелетия.

Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в 2008 и 2009 годах каждый год умирало от употребления наркотиков 250 тысяч человек. От наркомании страдают от 18 до 38 млн. так называемых «проблемных наркоманов», число же лиц, употребляющих наркотики и причиняющих своему здоровью вред, в 7 раз больше - до 250 млн., или 5,8% населения Земли.

Черный рынок наркотиков УНП ООН в 1998 году оценивало до 500 млрд. долларов США, что составляло 8% от всего общего объема торговли. Для сравнения: международный рынок стали и автомобилестроения тогда составлял соответственно 2,8 и 5,3%, нефти и газа - 8,6%. И сегодня наркоторговля продолжает занимать важную роль в мировой торговле. В общем объеме нелегальных доходов преступных группировок наркоторговля занимает прочное первое место - до 78%, в то время как незаконная торговля оружием - 7%, торговля людьми, проституция и миграция - остальные 15%2.

В сентябре 2009 года Совет ООН по борьбе с наркотиками опубликовал доклад «Афганский опиумный обзор». В докладе отмечено, что разрушающее влияние афганских наркотиков смертельно. Ежегодно от афганского опиума умирает больше

людей, чем от любого другого наркотика в мире - примерно 100 тыс. человек. Число людей, ежегодно умирающих от передозировки героина в странах НАТО (свыше 10 тыс. человек), в пять раз больше, чем общее число военнослужащих войск НАТО, погибших в Афганистане за восемь лет, начиная с военной операции 2001 года.

Прибыль афганских крестьян от выращивания опийного мака составляет в год 1,1 млрд. долларов, прибыль же на мировом рынке героина составляет 65 млрд. долларов.

Героин объединяет в Афганистане всех. «Грань между идеологическими талибами, преступными группировками и правительственными чиновниками постепенно стирается, - подчеркнуто в докладе «Афганский опиумный обзор». - Сваливая всю вину на антиправительственные силы, чиновники отвлекают внимание от широкого спектра лиц, извлекающих прибыль из наркоторговли. Афганская наркоэкономика выдает по нескольку сотен миллионов долларов в год в преступные руки - часть денег идет обладателям черной чалмы, а часть белым воротничкам».3

Афганский след несложно обнаружить в России, где ежегодно потребляется 7580 тонн афганского героина. Ежегодно от наркотиков умирает больше российских граждан (по официальным данным, 30-40 тыс. человек), чем погибло солдат и офицеров Советской Армии за семь лет афганской войны4.

Для современной России наркомания один из самых распространенных пороков. Официально количество наркоманов с отметок, близких к нулевым в 1985 году, выросло с 209 100 больных в 2000 году до 509 000 в 2009-м. В реальной российской жизни наркозависимых в стране не менее 6 миллионов человек, что составляет более 4,2% населения и превышает мировые показатели в пять-шесть раз.

За короткий срок наркобизнес в России приобрел черты организованности и профессионализма. Он развивается в исключительно благоприятных для преступников условиях: отсутствует правовая основа, необходимая для эффективной борьбы; существует богатейшая природная

сырьевая база; освоены традиционные пути доставки наркотических средств из Азии в Европу; умело используются и «прозрачные границы», и региональные конфликты. Российский наркотический бизнес успешно интегрируется в международную торговлю наркотиками5.

В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года подчеркнуто, что главными стратегическими угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, кокаина из государств Латинской Америки, поступление в незаконный оборот химических веществ (прекурсоров), используемых при производстве наркотиков, использование внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства, расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены6.

Отсюда приоритетными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в сфере контроля за оборотом наркотиков являются:

- осуществление противодействия глобальной наркоугрозе с учетом принципиальной позиции Российской Федерации о центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в борьбе с новыми вызовами и угрозами в этой сфере;

- концентрация основных усилий на борьбе с контрабандой в Российскую Федерацию опиатов и каннабиноидов из Афганистана и стран Центральной Азии;

- повышение роли России в оказании технического содействия Афганистану и другим странам Западной и Центральной Азии в противодействии афганской наркоугрозе;

- ведение целенаправленной работы по прогнозированию и ликвидации угроз национальной безопасности Российской Федерации со стороны других типов наркотиков, включая синтетические;

- развитие регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками с использованием потенциала таких международных организаций и структур, как Организация Договора о коллективной

безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, Содружество Независимых Государств, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и другие, в том числе в контексте укрепления «поясов» антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана;

- комплексное изучение проблем, связанных с контролем над наркотиками, включая сокращение предложения и спроса на них, и выработка совместных мер по решению указанных проблем в контактах с «Группой восьми», в первую очередь с представителями США, Европейского союза, НАТО, а также на соответствующих площадках Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской и Северной Америки.

Наркотики стали обычным явлением в ночных клубах и дискотеках, которые весьма часто попадают в криминальные сводки. Наркобизнес рассматривает дискотеки и ночные клубы как перспективную площадку для распространения «дури». Здесь свободно можно купить анашу, гашиш, героин, экстази, ЛСД, амфетамины.

Как показывает практика, привлечь к ответственности тех, кто употреблял наркотики в клубе, несложно. А вот что касается администрации заведений, где наркоторговля нередко поставлена на поток, то ей зачастую ответственности удается избежать.

По данным специалистов, каждая четвертая смерть в Москве от наркотиков -следствие употребления их в клубах, число задержанных в наркотическом опьянении превышает количество пьяных в два раза.

Во время 20 рейдов наркополицейских по клубам было выявлено 60 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В ходе проверок нескольких ночных клубов, дискотек и развлекательных центров, где отдыхает так называемая золотая молодежь, выявлено, что ей предоставлялись различные услуги - от продажи различных наркотиков до интима. Полицейские обнаружили и изъяли крупные партии кокаина, гашиша, марихуаны и синтетических наркотиков. Были выявлены факты причастности к незаконному обороту наркотиков

не только посетителей клубов, но и персонала. Результаты медицинского освидетельствования показали, что во всех проверенных местах досуга каждый третий из десяти «отдыхающих» пребывал в наркотическом опьянении. Среди них оказались молодые люди, имеющие высокооплачиваемую работу: директор строительной компании, банковский работник, тренер по фитнесу, инженер спутниковой связи и даже налоговый инспектор. Было здесь и немало студентов престижных московских вузов. Четверть задержанных посетителей дорогих развлекательных заведений являются безработными.

В ходе операции в одном пермском ночном клубе сотрудники наркоконтроля задержали группу молодых людей. Результаты медицинской экспертизы показали, что шестеро из них, включая ди-джея клуба, находились в состоянии наркотического опьянения.

При проверке ночного заведения у помощника руководителя одного ростовского клуба было найдено более 20 граммов марихуаны. Еще 200 граммов наркотика обнаружено в гримерной.

В Уфе сотрудники наркоконтроля провели рейд в одном из популярных ночных клубов города. С подозрением на наркотическое опьянение были задержаны 15 человек в возрасте от 18 до 25 лет7.

Ежегодно в России количество людей, употребляющих дезоморфин, растет на 5070%. Наркоманы этот наркотик изготовляют из лекарств, в составе которых находится кодеин. Одному наркоману нужно в день не менее 120 таблеток, из которых изготавливается дезоморфин. Такие таблетки свободно без рецепта можно приобрести в любой аптеке. И вот итог: если в 2006 году дезоморфин эпизодически употребляли в 19 субъектах Российской Федерации, то в 2009-м - уже в 60 регионах. При этом распространение дезоморфиновой наркомании иногда превышает уровень героиновой.

Дезоморфин (на жаргоне - «крокодил») является наркотиком для бедных. Стоит он в 10-13 раз дешевле героина. Понятно, почему дезоморфиновая волна накатила из неблагополучных районов Красноярского края, Пензенской и Томской

областей... Наркоман, употребляющий дезоморфин, чаще всего уже имеет опыт употребления других наркотиков. Для него героин становится слишком дорогим удовольствием. Поэтому и занимается кустарным изготовлением дезоморфина из легальных аптечных препаратов.

Статистика свидетельствует: на него «подсаживаются» молодые люди до 30 лет. Этот наркотик по аналогии с марихуаной называют «компанейским»: как правило, его готовят и употребляют большими компаниями на квартирах. По данным наркополицейских, за 2006-2009 годы более чем в семь раз увеличилось количество выявленных в стране притонов для потребления дезоморфина, а число преступлений, связанных с его незаконным оборотом, возросло в 10 раз.

Специалисты считают дезоморфин наркотиком-убийцей. Зависимость от него появляется уже после первой дозы, оказывая токсическое воздействие на весь организм. Он поражает внутренние органы, сердечнососудистую систему, опорно-двигательный аппарат; быстро развивается обширный некроз органов и тканей организма, начинается процесс необратимых химических изменений в головном мозге, вызывающих слабоумие. Это делает лечение таких больных практически невозможным, поскольку они постепенно перестают осознавать и адекватно оценивать свои действия. От употребления дезоморфина у человека происходит разрушение иммунной системы. Средняя продолжительность жизни потребителя «крокодила» - один-два года. По данным органов здравоохранения, 33% дезоморфиновых наркоманов больны гепатитом С.

В России наркомания в детской и юношеской среде приняла масштабы катастрофы. В 2010 году на совместном заседании коллегий Генпрокуратуры, Минобороны, Минспорттуризма и Минобрнауки по вопросу о состоянии законности при исполнении законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи и дополнительных мерах по повышению эффективности работы в данной сфере главный военный прокурор Сергей Фри-динский заявил, что по итогам 2009 года рост числа преступлений, связанных с

незаконным оборотом в войсках всех силовых структур наркотических и сильнодействующих веществ, превысил 70%. Речь идет о молодых людях, в основном только что окончивших школу или другие учебные заведения. Следовательно, наркомания не в армии начинается. Она туда приходит вместе с призывниками8.

О наличии серьезных проблем, связанных с употреблением наркотиков, свидетельствуют итоги исследования, проведенного в 2009 году АНО Информационно-издательским центром «Статистика России» при поддержке ННЦ наркологии Минздрав-соцразвития России в Архангельской, Ивановской и Самарской областях.

Исследование выявило, что практически все респонденты (98% мужчин и 97% женщин) слышали о наркотиках. Почти треть из них знакомы с людьми, которые курят марихуану или гашиш. Была выявлена определенная закономерность: чем моложе были респонденты (как мужчины, так и женщины), тем с большим числом лиц, употребляющих наркотики, они были знакомы. При этом мужчины имеют больше таких знакомых, чем женщины, во всех возрастных группах.

Почти 16% опрошенных ответили, что сами курили марихуану или гашиш хотя бы раз в жизни; причем распространенность данного явления у мужчин, согласно результатам опроса, почти в три раза выше, чем у женщин. В большинстве случаев курить марихуану или гашиш респонденты пробовали в возрасте 15-20 лет (64,3%). Попробовали впервые марихуану или гашиш в возрасте моложе 15 лет 6% респондентов. Таким образом, экспериментирование с наркотиками происходит в большем проценте случаев в возрасте 15-20 лет, то есть в период обучения в различных учебных заведениях. Из числа респондентов, куривших марихуану (гашиш) в течение жизни, курили ее также и за последние 12 месяцев 37% мужчин и 31% женщин. Из тех, кто употреблял наркотики, только четыре респондента указали, что им приходилось лечиться по поводу употребления наркотиков.

В анкету был включен ряд вопросов об отношении населения к проблеме упот-

ребления наркотиков. Абсолютное большинство опрошенных (84% мужчин и 92% женщин) осуждают употребление наркотиков, и не нашлось ни одного респондента (даже из числа их употребляющих), кто бы сказал, что он это одобряет. При этом значительная часть опрошенных (41%) считают лиц, потребляющих наркотики, больными людьми, и не меньшая часть (44%) - что наркоманы являются и больными, и нарушителями закона. В то же время менее 10% респондентов склонны видеть в них только нарушителей закона.

На вопрос «Как Вы относитесь к обязательному тестированию учащихся на употребление наркотиков?» более половины респондентов (60% мужчин и 74% женщин) ответили положительно. На вопрос «Считаете ли Вы, что обязательное тестирование на употребление наркотиков снизит их употребление?» 45% мужчин и 52,5% женщин ответили, что это снизит их потребление подростками. В основном так считают люди в возрасте 35 лет и старше, состоящие в браке и имеющие высшее образование. Осознание риска для здоровья употребления различных ПАВ значительно влияет на вероятность приобщения к ним.

Субъективная оценка респондентами вреда употребления ПАВ для здоровья показала, что некоторая часть опрошенных не считает опасным для здоровья пробы курения марихуаны или гашиша (11,8%), пробы экстази (3,8%)9.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 9 июня 2010 г. № 690 утвердил Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Президент Российской Федерации определил, что государственная антинаркотическая политика - это система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государ-

ственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсов, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Антинаркотическая деятельность - деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики.

Руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.

Объектами антинаркотической деятельности являются:

- население страны, в первую очередь дети, подростки, молодежь и их семьи, особенно входящие в группы риска вовлечения в незаконный оборот наркотиков и их пре-курсов, а также лица, потребляющие наркотики в немедицинских целях, и их семьи; больные наркоманией, нуждающиеся в лечении и реабилитации, и их семьи; работники отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

- организации и учреждения, участвующие в легальном обороте наркотиков и их прекурсов;

- организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:

- сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;

- сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;

- развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Стратегия определила следующие основные стратегические задачи:

- разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

- создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

- выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

- обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

- создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

Стратегическими целями государственной антинаркотической политики в

сфере сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте являются:

- создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от нелегального ввоза наркотиков из-за рубежа;

- уничтожение инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри страны;

- ликвидация сырьевой базы незаконного наркопроизводства на территории Российской Федерации;

- недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;

- подрыв экономических основ наркопреступности;

- пресечение преступных связей с международным наркобизнесом;

- разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров;

- пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления.

В Стратегии уделено большое внимание системе профилактики немедицинского потребления наркотиков, которая является совокупностью мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения немедицинского потребления наркотиков и наркомании.

Стратегической целью профилактики немедицинского потребления наркотиков ставится сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

а) формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем

проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте, проведения грамотной информационной политики в средствах массовой информации;

б) организация и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;

в) организация профилактической работы в организованных (трудовых и образовательных) коллективах;

г) развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации;

д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;

е) формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж) формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.

В Стратегии спрогнозированы ожидаемые результаты и риски.

• Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

а) существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них;

б) существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;

в) создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

г) создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;

д) современная система лечения и реабилитации больных наркоманией;

е) стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;

ж) действенная система мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации;

з) надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

и) организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.

• Управляемые риски: снижение уровня обустройства и охраны Государственной границы Российской Федерации; сокращение числа специализированных наркологических медицинских учреждений и численности психиатров-наркологов, психологов, социальных работников; снижение доступности, качества и эффективности мероприятий профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики.

Частично управляемые риски: формирование в обществе терпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков, дискредитация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков; усиление попыток легализации заместительной терапии с использованием наркотических препаратов и пропаганды наркотиков под предлогом программ замены шприцев; увеличение численности лиц, вовлеченных в незаконное потребление наркотиков.

Неуправляемые риски: рост преступности (включая международную) в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров с появлением новых каналов контрабанды; увеличение уровня незаконной миграции; появление в незаконном обо-

роте новых наркотических средств и обладающих наркогенным потенциалом психотропных веществ.

Меры противодействия: совершенствование антинаркотической деятельности на основе оценки характера, масштабов и последствий воздействия неблагоприятных факторов на достижение генеральной цели и решение задач Стратегии.

Несомненно, реализация мер, предусмотренных Стратегией, потребует консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан. Для решения задач, поставленных Стратегией, необходимо обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку антинаркотической деятельности по всем направлениям.

1 Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков. М.-СПб.-Н.-Й: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «ПИТЕР», 2006. С. 588.

2 Иванов Виктор. Афганский наркоузел. М.: GVGх-art, 2010. С 117-118.

3 Борьба с опиумной индустрией в Афганистане / Сост. В.И. Вершинин // Борьба с преступностью за рубежом. М.: ВИНИТИ, 2010. № 5. С.15-23.

4 http: // www. 7 kanal. com/news.php3? view=prin+&id=269214

5 Жуков В.И. Социальный набат. М.: Издательство РГСУ, 2010. С. 89.

6 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690.

7 Григорьев Алексей, Живописцева Кира. Наркотик продается в аптеке // Парламентская газета. 2010. 18 июня.

8 Дорофеев Николай. Нужен не год защиты детей, а век // Парламентская газета. 2010. 18 июня.

9 О некоторых итогах обследования населения отдельных регионов Российской Федерации по вопросам употребления табака, алкоголя и наркотиков / И.А. Збарская, О.И. Антонова, Т.О. Коник, К.В. Вышинский, Е.А. Кошкина, Н.И. Павловская // Вопросы статистики. Научно-информационный журнал. 2010. № 5. С. 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.