Направленность на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности у выпускников музыкальных факультетов
Ястребова Оксана Игоревна,
аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования, Московский педагогический государственный университета, е[email protected]
В содержании современной педагогической практики акцентируется внимание на формирование музыкально-педагогической направленности на самореализацию, являющейся показателем сформированности личности специалистов. Изучаемый феномен предстаёт совокупностью таких компонентов как профессионально-педагогическая культура, профессиональное и творческое самосознание, профессиональная компетентность специалиста, которая предполагает сформированности ряда личностных качеств профессионала, креативный подход к решению задач, определенную мотивационную направленность, а также ценностное отношение к содержанию самой работы. Педагогическая практика и исторический опыт говорят о том, что чаще всего встречаются выдающиеся исполнители, которых педагогика не увлекает, оставляя равнодушными, и педагоги-музыканты, чувствующие себя артистами только в классе. Редким исключением являются те, которые владеют уникальным сочетанием как исполнительского, так и педагогического таланта. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства.
Ключевые слова: мотивация, направленность личности, самосознание личности, профессионально-педагогическая культура, профессиональная компетентность, ценностные ориентации, креативность, музыкально-педагогическая деятельность.
Любой профессиональный человеческий опыт, сконцентрированный в определённой области, предполагает функцию его передачи, именно данным путем возможно достичь необходимого процесса преемственности поколений и эволюции человеческой цивилизации. Педагогическая практика и исторический опыт позволяют утверждать, что чаще всего встречаются выдающиеся исполнители, которых педагогика не увлекает и педагоги-музыканты, чувствующие себя артистами только в классе. Исходя из этого, в профессиональном становлении и развитии выпускников музыкальных факультетов актуальным является формирование направленности на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности.
Успешность профессиональной деятельности педагога-музыканта, его конкурентоспособность и профессионализм напрямую зависят от уровня такого параметра как профессионально-педагогическая культура, формирование которой является одной из важнейших целей современного музыкального образования. В свою очередь достигнуть определенных успехов и профессионализма для выпускников музыкальных факультетов возможно благодаря ряду факторов: сформированности мотивации к педагогической деятельности, ценностному отношению к профессии и результату своего труда, готовности использовать имеющийся творческий потенциал и способности, а, следовательно, стоит говорить уже о направленности на профессиональную самореализацию в музыкально-педагогической деятельности.
Прежде, чем говорить о компонентах самореализации следует рассмотреть, как структуру самой педагогической деятельности, так и структуру деятельности педагогов-музыкантов.
Группа авторов Байбаков А.М. [4] и Соловцева И.А. [4] во главе с Борытко Н.М. [4] выделяют два аспекта рассмотрения структуры педагогической деятельности: внешний и внутренний. Внешние компоненты: цель деятельности, средства достижения цели, объект педагогического воздействия, субъект и результат педагогической деятельности. К внутренним компонентам педагогической деятельности относятся следующие компоненты: мо-тивационный компонент, содержательный компонент, операционный компонент [4].
со ^
0
сч
еч
01
В свою очередь структура деятельности педагогов-музыкантов, предложенная Н.С. Каганом [9], предлагает следующие структурные компоненты: познавательный, ценностно-организационный, преобразовательный и коммуникативный. С каждым компонентом структуры связано определенное умение или группа умений. Познавательная деятельность педагога-музыканта отличается от исполнителя. Помимо познания закономерностей исполнительского искусства, педагоги-музыканты сталкиваются со столь же неисчерпаемыми лич-ностно-познавательными задачами. Проектиро-вочно-прогностическая деятельность может осуществляться ответственно и эффективно только в тесной связи с познавательной. Конструктивная деятельность предполагает творческий подход педагога к материалу, к процессу овладения им. Мобилизаторский компонент фокусирует направленность педагогической деятельности на формирование мотивационной сферы обучаемого, на создание у него устойчивых интересов и потребностей. Коммуникативная деятельность эффективно осуществляется, когда педагог регулирует психологические механизмы воздействия, корректирует средства своей педагогической работы. В модели Н. С. Кагана добавляются такие компоненты как коммуникативный и преобразовательный [9].
Исходя, в том числе из исследования, проведенного Е.А. Дыгановой [6], в сфере изучения вопроса формирования самообразовательной культуры педагогов-музыкантов, которая является залогом успешного формирования направленности на самореализацию у педагогов-музыкантов, акцент делается на таких составляющих как: мотивационной, ценностный, когнитивный, рефлексивный и операционный. Большинство из названных структурных звеньев входят в структуру самореализации в музыкально-педагогической деятельности, т.к. самообразовательная культура - постоянный спутник молодого специалиста в процессе профессионального становления.
Исходя из вышесказанного, предпосылками формирования самореализации в музыкально-педагогической деятельности выступают 3 компонента: мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный, контрольно-рефлексивный.
Немецкий психолог Х. Хекхаузен [16], занимавшийся проблемой мотивов и мотивацией, под «мотивом» понимал потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Все эти термины, по мнению автора, указывают на «меняющуюся» направленность действия на определенные направленные состояния, которые независимо от их неординарности всегда содержат в себе ценностный компонент, который субъект стремится достичь. Вопросами мотивационного компонента креативной личности занимались Д. Б. Богоявленская [3], А. Маслоу [12] и другие. В зарубежной психологии изучение креативности представлено рядом работ Дж. Гилфорда [5], П. Торренса [5] и др. Понятие мотивации является одним из основных понятий, характеризующих движущие силы
поведения и деятельности человека. Определения мотивации можно отнести к трем направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов, в основании которых лежат человеческие потребности, заставляющих людей действовать определенным образом; второе рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм; третье направление - трактовка мотивации в парадигме акмеологии («акме» - вершина профессионализма). Основные факторы достижения состояния «акме» - привычка саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля. Необходимы сильные побудительные причины - мотивы достижения [8].
На индивидуальном уровне основой мотивов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, рассматриваются ценности. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивационную направленность деятельности [15]. С.Л. Рубинштейн [13] считал, что ценностные ориентации формируются на основе социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности [13]. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются определенными ценностями [17].
Креативность является неотъемлемой составляющей мотивационной направленности личности педагога-музыканта, детерминантой ее развития, выражающейся в творческой активности. Все проведенные исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области. Первую составляют исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, П. Торренс[5]. Другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Д. Б. Богоявленская [2] определяет креативность как ситуативно-нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Богоявленская Д.Б. подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности [2].
Одним из важных компонентов самореализации является когнитивно-операционный, куда входят следующие элементы: профессионально-педагогическая культура личности, профессиональные и специальные знания по музыкальной и педагогической наукам. Профессионально-педагогическая культура объединяет в себе процессы личностного развития, творческой самореализации, формирования профессионального самосознания и мотивации к педагогической деятельности. И. Ф. Исаев [8] под функциональными компонентами понимает «базовые связи между
исходным состоянием структурных элементов педагогической системы и конечным искомым результатом» [8, с. 95] и выделяет следующие основные функции: гносеологическая, гуманистическая, коммуникативная, информационная, нормативная, обучающая и воспитывающая [8]. По мнению А. К. Макаровой [10], «мотивационная сфера учения - это то, что определяет, побуждает активность учащегося, что в целом детерминирует его учебное поведение» [10, с. 6]. Важными факторами профессионально-педагогического и личностного развития педагога-музыканта являются: внешние - социокультурная и образовательная среда и внутренние - профессиональная деятельность, самообразование и самовоспитание, самосознание.
Еще одним компонентом самореализации выступает контрольно-рефлексивный компонент -рефлексивные операции, а именно, самоанализ, самооценка, а также самосознание.
Профессионально-педагогическая культура является определяющим фактором профессионального становления педагога-музыканта, а также залогом успешной самореализации в процессе музыкально-педагогической деятельности. Важнейшим фактором формирования мотивов и мотивации музыкально-педагогической деятельности педагогов-музыкантов выступает организация методически грамотной, педагогической работы. Креативность, выражающаяся в творческой активности личности будущего педагога-музыканта, зависит от потребности в достижении успеха или избегания неудач.
Формирование структурных компонентов профессионального самосознания в процессе вузовского обучения, а затем в трудовой деятельности на сегодняшнем этапе может выступить в качестве методологической и методической основы в разработке проблемы современной подготовки специалистов. Профессиональное самосознание педагога есть не что иное, как осознание себя в пространстве педагогического труда: в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения и в системе собственной личности [11]. В структуре профессионального самосознания можно выделить: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Также нельзя не отметить, что установившаяся в современном музыкальном образовании философская парадигма нацеливает молодого специалиста на полное раскрытие творческой самостоятельности, индивидуальности, способности личности эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, осознать себя как субъекта своего профессионального определения и самореализации.
Развитое творческое самосознание как проявление творческой и личностной свободы самовыражения является важным звеном в становлении личности. Творческое самосознание педагога-музыканта понимается нами как созидательный процесс и результат самостоятельного, осуществляемого на основе креативных качеств, преобразования личностью профессионально значимых
личностных и интеллектуальных характеристик в соответствии со своими убеждениями и осознаваемой значимостью музыкально-образовательной деятельности [14].
Как в исполнительской, так и в педагогической деятельности молодому специалисту необходимо постоянно развивать и совершенствовать профессионально значимые качества и умения, что является одним из непременных условий формирования высокого уровня компетентности и залогом успешной самореализации в процессе непосредственно уже профессиональной деятельности. Компетенции педагога-музыканта можно разделить на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные) [1].
Анализ существующих подходов к изучению вопроса о компетентностном подходе в образовании позволяет прийти к заключению о том, что профессионально-педагогическая компетентность педагога-музыканта - интегральная характеристика личностных и профессиональных качеств, актуализирующая владение соответствующими компетенциями. Она обусловлена опытом деятельности в сфере музыкальной педагогики и включает ценностно-смысловой, нравственный аспекты творческой самореализации в профессионально педагогической деятельности.
Основываясь на утверждении, что «профессиональная компетентность педагога представляет собой присвоенную, отрефлексированную индивидом (специалистом) в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и лич-ностно значимых компетенций» [7, с. 270], В.Е Зе-ленковой [7] в своем исследовании выделен набор компетенций, необходимых педагогу-музыканту, которые положены в основу формирования нашей модели самореализации педагогов-музыкантов. Перечень компетенций, необходимых педагогу-музыканту для успешной работы: компетенции в сфере познавательной деятельности и саморазвития, которые выражаются в способности и готовности музыканта развивать критическое мышление; социально-личностные компетенции, обуславливающие мобильность специалиста, и предполагающие формирование таких качеств, как ответственность, толерантность, владение современными технологиями общения и получения информации, потребность в раскрытии личностного творческого потенциала; общенаучные компетенции, подразумевающие способность к использованию профессионального тезауруса при осуществлении музыкально-теоретического и исполнительского анализа музыкальных произведений; общекультурные компетенции, заключающиеся в способности анализировать явления музыкального искусства в соответствии с контекстом эпохи.
В качестве профессиональных компетенций Зеленкова В.Е. [7] выделяет: способность к осуществлению художественно-творческого анализа явлений музыкального искусства; готовность к созданию собственной концепции и к интерпретации музыкальных произведений различных стилей и жанров; поисковую активность в овладении спосо-
8 1
0
сч
см
01
бами музыкально-исполнительской выразительности; готовность к общению со слушательской аудиторией посредством музыкального языка как универсального средства коммуникации [7].
В результате обобщения имеющейся литературы, структур педагогической деятельности, определения составляющих профессионально-педагогической культуры и компетентности, их роли в общей структуре профессиональной самореализации, была разработана и сформирована теоретическая модель профессиональной самореализации в процессе музыкально-педагогической деятельности, состоящая из трех элементов: способности к творчеству и готовность к творческому развитию, профессионального самосознания, профессиональной компетентности.
Психолого-педагогическими условиями формирования направленности на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности у выпускников музыкальных факультетов являются в рамках нашего исследования следующие: установка на достижение успеха и направленности на творческую активность; ценностно-
содержательное отношение к музыкально-педагогической деятельности; стимуляция ситуации педагогического общения и проявления личностных качеств профессионала.
На следующем этапе был проведен констатирующий срез параметров креативности, мотивационной направленности, личностных качеств профессионала, чтобы определить профиль успешного профессионала (музыканта, педагога и педагога-музыканта), и определить степень зависимости значимых параметров, являющихся залогом данного успеха, а также выявить зоны развития для двух экспериментальных групп. Для достижения вышеописанных задач осуществлялись замеры следующих параметров: креативности как активности и способности творческой личности, типа мотивационной направленности, куда входят, в том числе и ценностные ориентации личности, и личностных качеств профессионала
(стрессоустойчивость, экстраверсии, открытость опыту, стремление к сотрудничеству и добросовестность). Для оценки заявленных параметров использовались диагностические методики: диагностики невербальной креативности (методика П.Торренса, адаптирована
А.Н.Ворониным), опросник на определение творческой активности личности (Ракитская О.Н., Кашапов М.М.), опросник способностей творческой личности (Шляпникова О.А., Кашапов М.М), анкета для определения типа трудовой мотивации работника Ю.К.Балашова и А.Г.Коваля, опросник «Личностные особенности профессионала» И.Г. Сенин, В.Е. Орел, а также методики диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса.
Согласно полученным данным у музыкантов-исполнителей (певцов) прослеживается прямая зависимость между мотивацией достижения успеха и показателями открытостью опыту и добросовестностью, т.е. чем выше желание добиваться
успехов, тем более исполнитель открыт новым знаниям, умениям, а также готов с большой отдачей работать и радовать зрителя результатами своего творчества. Также выявлены взаимосвязи между невербальной креативностью и добросовестностью, следовательно, достижения успеха активирует оригинальный подход к работе, поиск новых способов выполнения задач, а, следовательно, мотивирует работать с отдачей и на результат.
Во второй группе (педагогов) выявлено больше зависимостей на высоком уровне значимости, при этом ряд зависимостей между компонентами дублируются в обеих группах. Выявлена зависимость между мотивацией избегания неудач, показателем стрессоустойчивости и добросовестности, которые сигнализируют, что для качественного результата педагогам необходимо отсутствие внешних мотивирующих факторов, сильнее развита внутренняя мотивация, чем внешняя. При этом также выявлены, как и в первой группе корреляции положительные между показателями невербальной креативности. При этом высокий уровень креативного подхода и направленность на создание нового продукта снижает стремление к коммуникации, стимулирует конкуренцию. Получена зависимость между стремлением к коммуникации и креативностью, выражающей в творческой поисковой активности, аналогичной взаимосвязи в 1 группе не выявлено, что говорит о стремлении к диалогу и установлению контакта, использованию креативного потенциала для решения задач, при этом отрицательная корреляция получена креативности со стремлением к сотрудничеству. Респонденты первой экспериментальной группы (музыканты-исполнители) прежде всего ориентированы на деньги (56%) и профессиональную самореализацию (16%). Совсем иная картина по представленности типов мотивации получено во второй экспериментальной группе (педагоги). 48% респондентов отдают предпочтение профессиональной самореализации, у 36% представлена смешанная мотивация, где преобладает направленность на реализацию в профессии. Во всех без исключения группах представлены профессиональный тип мотивации, который подразумевает такие ценности как: интерес к содержанию работы, возможность самовыражения; важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Согласно полученным данным, в контрольной группе выявлено меньше значимых корреляций. Подтверждается наличие значимых корреляций между показателями невербальной креативности, выявлено на значимом уровне взаимосвязь между показателем экстраверсии и невербальной креативностью. Как и в экспериментальных группах, так и в контрольной получены высокий уровень взаимосвязей между добросовестным подходом к работе и креативностью.
Если говорить о результатах относительно итогового уровня сформированности направленности на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности в указанных группах, то получены
следующие итоги. В первой экспериментальной группе (музыкантов) только у 16% диагностирован высокий уровень, тогда как во второй экспериментальной группе (педагогов) данный показатель достигает до 56%, что говорит о том, что чуть больше, чем половины есть четко осознание значимости профессии, направленности на музыкально-педагогическую работу. В контрольной группе высокий уровень направленности диагностирован у 68%, тогда как в первой экспериментальной группе у 52% получен средний уровень данной мотивации. Полученные данные, несомненно, говорят о необходимости формирования высокого уровня направленности на самореализацию в музыкально-педагогической деятельности, на момент проведения экспериментального исследования лишь у половины 2 экспериментальной группы есть четкое понимание необходимости выбранной профессии и должный уровень мотивации на достижение успеха в обеих сферах, таких как исполнительское искусство и педагогическое мастерство, тогда как лишь у 16% в группе музыкантов-исполнителей разделяют данную позицию.
Исходя из полученных данных, можно утверждать о безусловной необходимости проведения тренинговой работы с обеими группами, а именно, стоит уделить внимание развитию экстраверсии, формированию стремления к сотрудничеству, стрессоустойчивости, которая в свою очередь, исходя из полученных данных, влияет на добросовестность выполнения профессиональных задач. Ход проведения и результаты тренинговой работы будут освещены в следующей статье.
Литература
1. Байденко В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты [Текст] / В. И. Байденко// Высшее образование сегодня. 2007. № 5. 4-9 с.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 172 с.
3. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская// Психологический журнал. -1995. - т.16. - № 5. 49-58 с.
4. Борытко Н. М., Байбаков А. М., Соловцова И. А. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 40 с.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Изд-во Питер, 1999. 368 с.
6. Дыганова Е. А. Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта [Текст] / Е. А. Дыганова, З. М. Явгильдина. - Казань: ИФМК КФУ, 2014. 165 с.
7. Зеленкова, Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании [Текст]/ Е. В. Зеленкова // Высшее образование в России: науч. - пед. журн. М-ва образования и науки РФ, 2010. - № 11. 149-154 с.
8. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
9. Каган М. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе// Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1989. 156 с.
10. Макарова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
11. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - Педагогика и психология / Л. М. Митина. - М.: Академия, 2004. 318 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. 488 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007. 713 с.
14. Рыднова А. А. Содержательная характеристика профессионального самосознания педагога [Текст] // Профессиональное образование. Столица. /Новые педагогические исследования. - М., 2007.- № 4. 19 с.
15. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 576 с.
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
17. Шафранский К. Д., Суханова Т. Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. 108-115 с.
18. Шилова О.Е. Новации базового курса «Фортепиано» в системе высшего профессионального музыкального образования//Инновации и инвестиции. 2015. №5. с.234-241
Self-realization in music-pedagogical activity graduates of
musical faculties Yastrebova O.I.
Moscow State Pedagogical University
In the content of modern pedagogical practice, attention is focused on the formation of a musical and pedagogical focus on self-actualization, which is an indicator of the formation of the personality of specialists. The studied phenomenon is represented by a combination of such components as professional and pedagogical culture, professional and creative self-awareness, professional competence of a specialist, which includes the formation of a number of personal qualities of a professional, a creative approach to problem solving, a certain motivational orientation, as well as a value attitude to content the core of the value orientations of graduates of musical faculties are his moral orientations, I define s level of culture and manifest themselves in behavior. Pedagogical practice and historical experience show that most often there are outstanding performers, which pedagogy does not carry away, leaving indifferent and pedagogical musicians who feel themselves artists only in the classroom. A rare exception are those who possess a unique combination of both performing and pedagogical talent. The specificity of musical and pedagogical activity is that it solves pedagogical problems by means of musical art. Keywords: motivation, personality orientation, self-awareness of the individual, professional and pedagogical culture, professional competence, value orientations, creativity, musical and pedagogical activity.
References
1. Baydenko V.I. New standards of the higher education: methodological aspects [Text] / V.I. Baydenko//the Higher education today. 2007. No. 5. 4-9 pages.
2. Bogoyavlenskaya D. B. Intellectual activity as creativity problem.
— Rostov-on-Don: Publishing house Rostov un-that, 1983. 172 pages.
3. Bogoyavlenskaya D. B. About a subject and a method of a research of creative abilities [Text] / D.B. Bogoyavlenskaya//the Psychological magazine.-1995. - t.16. - No. 5. 49-58 pages.
4. Borytko N. M., Baybakov A. M., Solovtsova I. A. Introduction to
pedagogical activity: The textbook for students of pedagogical higher education institutions / N.M. Borytko, A.M. Baybakov, I.A. Solovtsova; Under the editorship of N.M. Borytko. — Volgograd: VGIPK RO publishing house, 2006. 40 pages.
5. Druzhinin V. N. Psychology of the general abilities - SPb.: Publishing house St. Petersburg, 1999. 368 pages.
6. Dyganova E. A. Formation of culture of self-education of future
teacher-musician [Text] / E.A. Dyganova, Z.M. Yavgildina. -Kazan: IFMK KFU, 2014. 165 pages.
7. Zelenkova, E. V. Competence-based approach in the highest
musical professional education [Text] / E.V. Zelenkova//the Higher education in Russia: науч. - пед. журн. M-va science and education of the Russian Federation, 2010. - No. 11. 149154 pages.
8. Isaev I. F. Professional and pedagogical culture of the teacher:
Studies. a grant for student. высш. studies. institutions. - 2nd prod., I have erased. - M.: Publishing center "Akademiya", 2004. 208 pages.
9. Kagan M. S. Interaction of arts in pedagogical process//Interhigher education institution. сб. науч. тр. L.: LGPI publishing house, 1989. 156 pages.
10. Makarova A. K., Orlov A. B., Friedman L. M. Motivation of the doctrine and her education at school students. M.: Pedagogics, 1983. 64 pages.
11. Mitino L.M. Psikhologiya of work and professional development of the teacher: studies. a grant for students высш. пед. studies. institutions - Pedagogics and psychology/L. M. Mitina. - M.: Academy, 2004. 318 pages.
12. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology. - M.: Pedagogics, 1989. 488 pages.
13. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology: manual / S.L. Rubenstein. - SPb.: St. Petersburg, 2007. 713 pages.
14. Rydnova A. A. Substantial characteristic of professional consciousness of the teacher [Text]//Professional education. Capital. / New pedagogical researches. - M, 2007. - No. 4. 19 pages.
15. Stolyarenko L. D. Psychology and pedagogics in questions and answers: studies. Grant. Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. 576 pages.
16. Hekhauzen H. Motivation and activity / X. Hekhauzen. — 2nd prod. — SPb.: St. Petersburg; M.: Sense, 2003. 860 pages.
17. Shafransky K. D., Sukhanova T. G. To a question of valuable orientations of the personality//the Personality and activity. L., 1982. 108-115 pages.
18. Shilova O.E. Innovations of the basic course "Piano" in the system of higher professional musical education // Innovations and Investments. 2015. No5. p.234-241
00 ^
0
СЧ
CM
01