____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
учебно- познавательных мотивов к занятиям волейболом и в развитии умений управлять своими движениями, в физической подготовленности.
Технология обучения двигательным действиям на основе теории учебной деятельности является определенным шагом в решении задач технической подготовки в волейболе, а также в изучении более общих проблем физического воспитания школьников, что делает целесообразным продолжения исследований в этом направлении.
Список использованной литературы:
1. Абызов М.М. Формирование координации движений в условиях учебной задачи: дис... канд. пед. наук. М.,1981.
2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960.
3. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. М.: ФКиС, 1985.
4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1999.
5. Гальперин П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий// Доклады АПН РСФСР. 1958. №2.
6. Марков К. К., Пашкова Н.В. О некоторых возможных направлениях совершенствования методики двигательного обучения в волейболе// Физическая культура и спорт в системе образования. Красноярск: СФУ, 2007.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика 1986.
8. Марков К. К., Пашкова Н.В. проблемы совершенствования методики двигательного обучения в волейболе// Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях. Красноярск: КГПУ, 2007.
© В.А. Лукин, С.В. Сабарайкин 2015
УДК.37
О.М.Макарова
студент 2 курса ИФКиС, М.Р.Глухарева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ КАК КОМПОНЕНТ СПЛОЧЕННОСТИ
КОМАНДЫ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы взаимосвязи сплоченности команды спортивной игры и результативности при учитывании установки команды на результат.
Ключевые слова
сплоченность, команда, результат, направленность.
Научная литература отмечает, что - сплоченность команды спортивной игры зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относят, например, сходство базовых ориентаций ценностных членов группы; ясность и определенность цели групповой; демократический стиль лидерства; кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе деятельности совместной; относительно небольшой объем группы; престиж группы [1].
Однако, спорт высших достижений, "пронизан" спортивным содержанием снизу доверху: от потребностей, удовлетворяемых в ходе занятий спортом, до спортивных целей. Большое место в структуре направленности спортсмена занимают относительно устойчивые мотивы спортивной деятельности. Тот или иной тип направленности является довольно устойчивым и существенно влияет как на цели спортивной деятельности, так и на ее результаты.
- 93 -
№ 3 / 2015_______________________________ISSN 2410-6070______________________________________________
Исходя из вышеперечисленного, на наш взгляд, недостаточно изучены факторы психологической надежности выступлений на соревнованиях групповых видов спорта. В сплоченности членов команд не учитывается направленность личности спортсмена, его относительно устойчивые мотивы спортивной деятельности.
В ряде работ показано, что сплоченность коллектива спортивных игр и эффективность его работы находятся в прямой зависимости. Но следует отметить противоречивость результатов, получаемых в социальной психологии по этому вопросу. Нередко стремление сохранить хороший психологический климат и сплоченность в команде приводит к тому, что в ней появляется самоуспокоенность, исчезает принципиальная и деловая критика. Группа старается не замечать конфликтные ситуации, требующие делового решения. Такое поведение в команде неоправданно. Замечания, высказанные в спокойном и деловом тоне, не могут нарушить сплоченность команды и тем более снизить эффективность ее деятельности.
Таким образом, неодобрения и резкие замечания партнеров и тренера, хотя и расцениваются спортсменами как нежелательные, создающие повышенную напряженность в игре, могут не повлиять существенно на результативность. Во всяком случае, установка команды на результат может и не снижать эффективность деятельности даже при отсутствии сплоченности по личностным качествам.
На основании вышесказанного, возможно следующее нами поставленное предположение. Сплоченность команды спортивной игры и результативность взаимосвязаны при учитывании установки команды на результат. Что в свою очередь предполагает направленность членов команды на решение деловых проблем, возникающих в процессе совместной спортивной деятельности - как доминирующей.
Поставленной целью по данной проблематике заключалась в выявлении взаимосвязи направленности личности и сплоченности команды спортивной игры.
В исследовании приняли участие спортсмены Амгинской детско - юношеской спортивной школы, Мегино-Канлаласской школы, Чурапчинской республиканской спортивной средней общеобразовательной школы-интернат им. Д.П.Коркина.
Был изучен уровень сплоченности данных команд по методике «Социометрия» (по Дж. Л. Морено)[4]. Автором данного метода является американский психиатр и социальный психолог Джекоб Леви Морено (18921974). Социометрия применяется для диагностики межличностных отношений в группе в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретной группы. Социометрия помогает изучать строение микросоциальных объектов - малых групп (неформальных отношений между членами малой группы).
На основании данной методики были получены следующие результаты. У исследуемых команд девушек отмечается положительная сплоченность. Групповой индекс сплоченности команд колеблется между 0,5 - 0,8.
Для выявления направленности личности спортсменов, нами была использована «Методика изучения направленности личности».
С помощью методики выявляются следующие направленности:
- направленность на себя (Я)— ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
- направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
- направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Были выявлены средние баллы направленности личности по сборным командам:
• направленность на себя - 8,15 баллов:
• направленность на общение - 7,87 баллов;
• направленность на дело - 10,95 баллов.
Доминирующая направленность личности спортсменов - направленность на дело.
- 94 -
_______________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
Далее для достижения поставленной цели, использовали корреляционный анализ (коэффициент Браве-Пирсона)[6] связи между:
1. средним показателем направленности личности на себя и индексом сплоченности членов сборных команд;
2. средним показателем направленности личности на общение и индексом сплоченности членов сборных команд;
3. средним показателем направленности личности на дело и индексом сплоченности членов сборных команд.
Проведенный корреляционный анализ между направленностью и сплоченностью команд позволяет нам сделать следующие выводы:
- повышение показателя направленности на себя у членов команды, будет способствовать понижению показателя сплоченности;
- повышение направленности на общение у членов команды слабо увеличит показатель сплоченности;
- повышение деловой направленности - значительно повысит сплоченность команды.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что направленность волейболисток на решение деловых проблем, возникающих в процессе совместной спортивной деятельности -как доминирующей, является не только составной частью сплоченности команды, но и важным составным компонентом ее результативности.
Список использованной литературы:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие /Социально - психологические проблемы. [Электронный ресурс]Шр:/ЛейЬ.ги/1оок/1987515.Ь1т1 - М.: МГУ, 1990..
2. Буэ М. Функции спорта в человеческих отношениях // Спорт и образ жизни, сборник статей -М.: «ФК и С», - 1979.
3. Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1981 г.
4. Морено, Я. Л. Социометрия: [Электронный ресурс]Экспериментальный метод и наука об обществе http://socio1og.in.ua/view_book.php?id=1529/ Пер. с англ. А. Боковикова, под научной редакцией Золотовицкого Романа Александровича (инициатора издания), — Москва: Академический Проект, 2001.
5. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: 1984.
6. Лекция на тему: "Корреляционный анализ""//[Электронный
ресурс]http://economyтeview.m/ana1iz-informacii/koefficient-korre1yacii-koefficient-pirsona2006.
© О.М. Макарова, 2015
УДК.37
У.Е. Макарова
студент 4 курса ИФКиС, М.Р.Глухарева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
С.С.Оконешникова ЧРССОШИ им. ДПКоркина
МИНИ-ВОЛЕЙБОЛ ПО-ЯПОНСКИ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(на примере Чурапчинского улуса (района))
Аннотация
В статье обосновывается необходимость внедрения нетрадиционного физкультурно-спортивного вида, не требующий специальной подготовки, ориентированный на различные по возрасту, полу, уровню образования, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся, мини-волейбола.
- 95 -