Научная статья на тему 'Направления воспитательной работы медицинского колледжа по развитию социальной активности студентов'

Направления воспитательной работы медицинского колледжа по развитию социальной активности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL ACTIVITY OF THE STUDENTS / MEDICAL COLLEGE / DIRECTIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельтюкова Оксана Витальевна

В статье раскрываются особенности развития социальной активности студентов в воспитательной деятельности медицинского колледжа. Описаны основные направления воспитательной деятельности и принципы, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Directions of Educational Work on Developing Students' Social Activity at the Medical College

The article reveals some peculiarities of developing students' social activity in the medical college. The main directions of educational activity and principles of realizing the set objectives are described.

Текст научной работы на тему «Направления воспитательной работы медицинского колледжа по развитию социальной активности студентов»

2. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 18-22.

3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 320.

4. Учебное пособие по возрастной психологии для факультетов: психологии, педагогики и социальной работы: учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2003. С. 768.

УДК 37.035:373.58

О. В. Бельтюкова

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрываются особенности развития социальной активности студентов в воспитательной деятельности медицинского колледжа. Описаны основные направления воспитательной деятельности и принципы, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

The article reveals some peculiarities of developing students' social activity in the medical college. The main directions of educational activity and principles of realizing the set objectives are described.

Ключевые слова: социальная активность, социальная активность студентов, медицинский колледж, направления воспитательной деятельности.

Keywords: social activity, social activity of the students, medical college, directions of educational activity.

Современное состояние России характеризуется существенными изменениями в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. В условиях социально-экономических и политических реформ складывается новая образовательная ситуация, которая ставит человека перед необходимостью проявлять социальную активность в различных сферах жизни общества.

В XXI в. приоритетным направлением государственной политики в сфере образования вновь становится воспитание. Воспитание как органическая часть образовательной системы создаёт условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

© Бельтюкова О. В., 2010

Особую роль государство отводит воспитанию студентов - одной из наиболее крупных и ведущих социально-демографических групп современной молодёжи. Именно эта часть молодёжи оказывает существенное влияние на социальные процессы в обществе, остро ощущает происходящие в нем перемены и может вывести наше общество на новые рубежи развития.

Анализ научной литературы показал, что социальная активность реализуется в различных видах деятельности личности. Мы придерживаемся позиции Т. Н. Мальковской, которая определяет социальную активность как «интегральное общественное свойство личности, характеризующееся состоянием субъекта в процессе взаимодействия с людьми в деятельности, необходимость которой обусловлена общественно значимыми целями» [1]. В работах В. Г. Маралова, В. А. Ситарова [2] при определении понятия социальной активности уделяется особое внимание личностному компоненту. Социальная активность рассматривается авторами как совокупность действий и способов поведения, связанных с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, осознанием социального смысла цели, соотнесение с ней собственного «Я». При таких условиях личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности.

По мнению студентов колледжа, социально активный человек должен быть в первую очередь деятельным, коммуникабельным, энергичным, решительным, самостоятельным, уверенным в себе, иметь организаторские способности. Большинство респондентов считают, что социально активные люди необходимы обществу, востребованы на рынке труда, имеют много друзей и проявляют эмпатию к окружающим их людям, являются лидерами в группе и хорошими ораторами, умеют радоваться жизни и получать удовольствие от проделанной работы. Кроме того, было выявлено, что социально активный человек не может быть агрессивным, раздражительным, эгоистичным, грубым и негативно настроенным к жизни.

Однако опрос студентов медицинского колледжа дает возможность предположить, что не все они готовы к проявлению социальной активности: 70% опрошенных не считают себя социально активными личностями, т. е. мало заинтересованы в самостоятельной деятельности, безынициативны. В то же время 54% из них хотели бы стать такими и готовы принять участие в общественных мероприятиях, они считают, что социальную активность можно развивать.

Следовательно, перед образовательным учреждением возникает необходимость создания условий для развития социальной активности сту-

дентов и воспитательной деятельности в этом плане отводится ведущая роль.

Воспитательная работа медицинского колледжа - составная часть деятельности образовательного учреждения, целью которой является развитие социальной активности студентов, подготовка конкурентоспособных специалистов среднего звена, способных к принятию самостоятельных решений, гражданской ответственности и инициативности в условиях постоянно меняющегося общества.

Для достижения поставленных целей коллектив медицинского колледжа решает следующие основные задачи:

- обеспечить органическое единство профессионального обучения и воспитания;

- организовать работу, способствующую формированию у студентов социально значимых ценностей, профессиональной культуры будущего медицинского работника;

- реализовать широкий спектр вариативных социально-адаптивных программ, направленных на включение воспитанников в систему социальных отношений и приобретение социального опыта;

- продолжать саморазвитие и профессиональное совершенствование членов педагогического коллектива.

Выбор поставленных задач определяется спецификой профессии, а их реализация в образовательном пространстве медицинского колледжа требует знания особенностей юношеского возраста. Именно для этого возраста актуальна проблема личностно-профессионального становления студентов. Важной особенностью юношеского возраста выступает становление активной жизненной позиции молодежи, которая позволяет достичь успеха как в личностно-ориентирован-ной, так и профессиональной деятельности, став полезным для общества человеком, осознав социальную значимость профессии, проявляя ответственность и социальную активность. Тем не менее молодые люди не всегда осознают социальный смысл свободы, воспринимают ее как вседозволенность и направляют активность в деструктивное русло. Поэтому усилия всех субъектов воспитательного процесса колледжа направлены на то, чтобы побудить молодых людей к активной социальной жизнедеятельности с первых дней их прихода в образовательное учреждение, вызвать интерес студентов к участию в самых разнообразных делах, обеспечить формирование их гражданской ответственности и личностной зрелости. Согласно исследованиям Л. И. Бо-жович решающее значение здесь придается «внутренней позиции», через которую преломляются воздействия, идущие от окружающей среды [3]. Для студентов системы среднего профессиональ-

ного образования такой средой выступают образовательное учреждение и протекающие в нем образовательный и воспитательный процессы, социум, окружение личности, условия семейного воспитания и др.

Таким образом, становится очевидной потребность студентов в переоценке и в переосмыслении статуса медицинского работника как личности и профессионала. Такой специалист воспринимает общечеловеческие ценности как основу личностной и профессиональной самореализации.

Концептуальные подходы к организации воспитательной работы реализуются в соответствии со следующими принципами.

Принцип воспитывающей среды, формирование в колледже единого социокультурного образовательно-воспитательного пространства, в котором доминируют демократические ориентации, цивилизованные моральные нормы, ценности здорового образа жизни. Все это позволяет максимально реализовать способности и дарования каждой личности. Великий педагог А. С. Макаренко отмечал, что «воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом».

В практической деятельности данный принцип реализуется:

- в поддержании и развитии неповторимых специфических черт медицинского колледжа, отражающихся в ритуалах, традициях, нормах поведения, оформлении учебных аудиторий, проводимых мероприятиях и др.;

- через формирование доброжелательного, творческого морально-психологического климата в колледже.

Добрые традиции, существующие в колледже, не только стимулируют студентов к успешной образовательной деятельности, но и способствуют развитию социальной активности, пробуждают в них инициативу и творчество.

Принцип гуманистической ориентации воспитания основан на признании ценности как личности студента, так и окружающих его людей, уважении их уникальности и своеобразия, формировании здорового образа жизни; приобщении молодых людей к ценностям отечественной и мировой культуры; построении отношений в системе «человек - человек» на основе доброжелательного ненасильственного взаимодействия.

В практической деятельности это означает защиту интересов студенческой молодежи и оказание ей помощи в решении социально-психологических, экономических и других проблем; поэтапное решение воспитательных задач с учетом степени гражданской, моральной, культурной зрелости молодых людей; формирование отношений межличностного характера, способствующих развитию индивидуальности каждого сту-

дента и сотрудника, воспитание эмпатии, рефлексии и толерантности.

Принцип социально-педагогической адекватности - соответствие целей, задач, технологий и средств воспитания текущей социальной ситуации и задачам подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих сформированной гражданской позицией, высоким уровнем профессиональной и социальной активности. Обязательно учитывает овладение будущими специалистами норм медицинской этики и деонтологии.

Принцип единства воспитания и самовоспитания - признание студенческого самоуправления в качестве полноправного субъекта воспитательной деятельности.

В практической деятельности данный принцип реализуется:

- в процессе организации работы студенческого актива колледжа и его обучении;

- во всесторонней поддержке студенческого самоуправления со стороны администрации колледжа.

В колледже работают органы студенческого самоуправления: совет самоуправления, заседания старостата, которые помогают студентам в решении актуальных проблем, активно участвуют в подготовке и проведении различных массовых мероприятий.

В воспитательной деятельности педагогический коллектив колледжа ориентируется на наивысшие ценности жизни: Человек, Здоровье, Милосердие, Общество, Я. В связи с этим воспитание в колледже осуществляется по четырем основным направлениям: «Я и общество», «Я и моя профессия», «Я и здоровый образ жизни», «Я+Я».

Реализация направления «Я и общество» в колледже осуществляется через воспитание отношения учащихся к обществу, к культуре своей страны, традициям и обычаям своего народа. Основой данного направления является гражданское и нравственное воспитание. Гражданская и нравственная направленность реализуется через потребность человека приобщаться к культурным ценностям своей страны и мира, знакомиться с достижениями своего и других народов страны и мира; служить обществу и Отечеству, способствовать утверждению справедливых отношений, отстаивать свои права и права других людей. Гражданская и нравственная направленность воспитывается на уважении к закону, социальных прав личности, терпимости и толерантности.

Основой направления «Я и моя профессия» является трудовое воспитание. Через него у студентов формируется отношение к будущей профессии, милосердие, потребность в соблюдении норм и правил профессиональной этики, умение

рационально использовать свой трудовой опыт. Развивается трудовая активность и создается оптимальное соответствие между формируемыми качествами личности и будущей профессиональной деятельностью.

Направление «Я и здоровый образ жизни» реализуется через формирование у студентов знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; формирование негативного отношения к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркомании); потребности сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья других людей, воспитание духовно и физически здоровой личности, пропаганду здорового образа жизни, что является особенно значимым для медицинского работника. В колледже стало традицией проводить различные мероприятия по созданию условий для формирования здорового образа жизни студентов (например, конкурсы профессионального мастерства, областные науч-но-практичееские конференции по здоровому образу жизни, конкурсы санбюллетеней и творческих работ студентов, уроки-экскурсии в лечебно-профилактические учреждения и многое другое). Формирование навыков санитарно-про-светительской работы по вопросам здорового образа жизни и профилактики социально значимых заболеваний реализуется через работу волонтеров.

Основой направления «Я+Я» является воспитание уважительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, к представителям различных поколений семьи. Через него формируется потребность быть нужным своей семье и отношение к жизни в социуме, воспитывается ответственность за свои поступки, стимулируется понимание важности приобретения профессии, которая позволит не только самому быть самостоятельным в будущем, но и стать опорой своей семьи.

Вся воспитательная деятельность медицинского колледжа направлена на сотрудничество студентов, преподавателей, родителей для достижения поставленных задач. При организации воспитательной работы большое внимание уделяют тому, чтобы она охватывала всех студентов с учетом их индивидуальных особенностей и способствовала развитию общественных интересов, активности и самостоятельности. Важной стороной этой работы является использование её массовых форм как для воспитания студентов, так и для разумной организации их свободного времени. С этой целью в колледже в рамках программы «Здоровье» активно ведется санитарно-про-светительская работа. Задачами программы являются пропаганда здорового образа жизни среди населения и ответственного отношения к своему

здоровью, формирование санитарно-гигиенических знаний. Одним из разделов программы является профилактическая работа среди студентов нового набора. Для них организуется цикл этических бесед под названием «Защити себя сам». Волонтерской группой колледжа проводятся беседы для студентов других учебных заведений и населения по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний. При проведении бесед студенты учитывают возрастные особенности личности слушателей, широко используют демонстрационный материал, что облегчает усвоение информации. Студенты-волонтеры постоянно принимают участие в различных молодежных акциях, конкурсах санбюллетеней, оформляют «Уголки здоровья» для пациентов со статистическими данными и информацией по профилактике болезней, которые используют в практических целях в лечебно-профилактических учреждениях.

Таким образом, развитие социальной активности студентов медицинского колледжа в процессе взаимодействия с людьми в деятельности обусловлено общественно значимыми целями. Реализация направлений и программ воспитательной работы обеспечивает систематизацию воспитательной деятельности, которая предоставляет студентам и педагогам колледжа максимальные возможности для социальной активности, саморазвития, внутреннего роста, повышения личностного, культурного и профессионального уровня.

Примечания

1. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.

2. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990.

3. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979.

УДК 37.014.5

М. А. Палкина

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА - ЛИЦЕЙ - ПЕДВУЗ»

В статье обсуждаются вопросы, связанные с организацией управления инновационным образовательным учреждением. Представлена модель образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз», описаны результаты экспериментальной работы по эффективному управленческому взаимодействию в реализации данной модели.

The article is concerned with the process of organization of innovative educational institution management. The model of "Rural School - Lyceum -Pedagogical University" educational system is suggested. The experiment results of efficient managerial interaction in realization of the given model are described.

Ключевые слова: управление, инновационная деятельность, развитие личности, одаренные дети, образовательная система.

Keywords: management, innovative activity, personal development, gifted children, educational system.

Современные тенденции развития и модернизации школьного образования актуализировали многие вопросы, связанные с улучшением качества учебного процесса и повышением эффективности управления им. Современная парадигма образования характеризуется стратегией лич-ностно-ориентированного обучения, которая требует учета способностей и возможностей каждого ребенка, создания благоприятных условий для развития потенциала одаренных детей.

К системе образования предъявляется социальный заказ на разработку проблем обучения творчески одаренных детей, что во многом определяет перспективу экономического, социального и культурного процветания, совершенствования и развития нашего общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной в январе 2010 г. Президентом Российской Федерации, одновременно с реализацией стандарта общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [1].

Это актуализирует проблему разработки проблем расширения спектра образовательных проектов и систем, проблем профилизации, создания разнообразных типов школьных учреждений, разработки специальных программ и методик для одаренных детей. Особенно сложным является

© Палкина М. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.